Нарушения в сфере госзакупок

Основные причины нарушений заказчиков при работе по 44-ФЗ «О контрактной системе»

В первом квартале 2015 года компанией «КонтрактЪ» с целью правовойпомощи и консультативной поддержки  заказчиков в работе с государственными и муниципальными закупками по Федеральному закону №44-ФЗ «О контрактной системе РФ» проведен анализ и  обобщение результатов аудита проверок контрольно-счетных органов. В результате проведенного мероприятия выявлены основные нарушения и недостатки заказчиков  при исполнении требований действующего законодательства, регулирующего закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд которые сводятся к следующему:

1. отсутствие назначенного контрактного управляющего (нарушение пункта 2 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);

2. отсутствие разработанного положения (регламента) о контрактном управляющем (нарушение пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);

3. нарушение сроков размещения на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ плана-графика на соответствующий финансовый год и внесенных в него изменений (нарушение пункта 2 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 544, Федерального Казначейства № 18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы»);

4. не включение документов и информации в план-график (нарушение пункта 5 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 544, Федерального Казначейства № 18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы»);

5. нарушение соблюдения сроков включения заключенных муниципальных контрактов, иных договоров в реестр контрактов (нарушен пункт 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);

6. нарушение условий оплаты заключенных муниципальных контрактов, иных договоров не включенных в реестр контрактов (нарушен пункт 8 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);

7. нарушение сроков своевременного опубликования на официальном сайте внесенных изменений в план-график (нарушение пункта 6 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 544, Федерального Казначейства № 18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы»);

8. нарушение сроков своевременного размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки (нарушение пункта 6 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 544, Федерального Казначейства № 18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы»).

9. бюджетные учреждения имеют право проводить часть закупок в соответствии с Федеральным законом  от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в случаях, определенных статьей 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это право возникает при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе (часть 2 статьи 15  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Автономные учреждения так же имеют право проводить практически все закупки  в соответствии с Федеральным законом  от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением расходования  средств, выделенных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности). Это право возникает при наличии правового акта, принятого автономным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе.
В случае, если указанный выше правовой акт, принятый в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" отсутствует, либо не размещен в единой информационной системе, то бюджетные и автономные учреждения обязаны использовать при осуществлении закупок только Федеральный закон 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Эта  норма закреплена в части 2 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для бюджетных учреждений и в части 4 статьи 8 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Ни одно из проверенных учреждений не воспользовалось  возможностями, которые  предоставляет  текущее законодательство и не разместило указанный выше правовой акт.

10.

Об основных нарушениях со стороны заказчиков в рамках закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

при заключении и исполнении муниципальных контрактов (договоров) (по отдельным контрактам (договорам): не представлены расчеты и обоснования цен договоров, изменены существенные условия договоров не предусмотренные данными договорами; не размещены отчеты об исполнении муниципальных контрактов на официальном сайте zakupki.gov.ru в сети «Интернет»).

В связи с чем,  можно сделать вывод, что основными причинами выявленных нарушений, в разных регионах, являются низкий уровень исполнительской дисциплины, несоблюдение требований законодательства в сфере закупок, а также ненадлежащая квалификация  должностных лиц, осуществляющих полномочия в сфере закупок, отсутствие у них необходимых знаний и квалифицированной подготовки в области закупок.

Для повышения эффективности и результативности расходов в сфере закупок, наилучшего достижения планируемых целей закупок, минимизации нарушений законодательства в сфере закупок, необходимо планомерное осуществление следующих мер:

— Повышение уровня профессиональной подготовки контрактных управляющих (контрактных служб) с помощью регулярного проведения бесплатных семинаров (курсов повышения квалификации) на муниципальном и региональном уровнях  по проблемным вопросам в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в целях оказания методической помощи;

— Повышение уровня исполнительской дисциплины должностных лиц, осуществляющих полномочия в сфере закупок, неукоснительное исполнение ими требований законодательства в сфере закупок.
Кроме того,  по итогам проведенной работы контрольно-счетными органами  можно сделать вывод о том, что на проведение аудита закупок существенное влияние оказывает также то, что не все нормы закона о контрактной системе вступили в силу с 2014 года. Так, лишь с 2016 года вступают в силу положения об обосновании объекта закупок, нормировании в сфере закупок (подзаконные правые акты для реализации соответствующих положений еще не приняты). Эти важные элементы контрактной системы будут являться основой для оценки обоснованности и целесообразности закупок и, соответственно, необходимы для проведения аудита закупок. Анализ документов, используемых для обоснования закупок в настоящее время (муниципальные программы, функции и полномочия органов, существующие нормативы), указывает на их непригодность для обоснования конкретного состава, количества и качества закупаемых товаров, работ, услуг (характеристики закупок в них, как правило, не указываются).