Навоз крупного рогатого скота свежий

Простыми словами 01 апреля 2019 Г. 09:25,

Обращение с отходами животноводческих хозяйств остается важным вопросом для природопользователей, и для многих ответ на него совсем неочевиден. Законодательство устроено так, что с одной точки зрения навоз и помет считаются отходами, а с другой — сырьем и товаром, поэтому одновременно к ним применяются разные требования. Milknews разобрался в том, как регулируется сфера обращения с отходами и как предприятия работают с ними на практике.

Как устроено регулирование?

Отходы как отходы

Отходы производства делятся на 5 классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, их перечень содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов, сокращенно ФККО. В каждой группе отходов животноводства (КРС, лошади, свиньи, верблюды и т.д.) прописаны виды навоза на разных стадиях перепревания — свежий навоз (только что образовавшийся) и перепревший (прошедший естественный процесс избавления от влаги и разложения). В соответствии с «состоянием” отходов им присваивается определенный класс опасности, так, например, свежий навоз КРС, МРС и диких животных после перепревания переходит из четвертого в пятый класс опасности, а свежий навоз свиней и помет — из третьего в четвертый.

Отходы как удобрение

Одновременно с этим, навоз и помет считаются органическими удобрениями — существует отдельный ГОСТ Р 53042-2008 «Удобрения органические”, в котором прописаны его характеристики, а также методические рекомендации по подготовке отходов к использованию. Требования следующие: отходы необходимо удалять механическим или гидравлическим способом, транспортироваться должны насосами и трубопроводами, а обезвреживать их нужно либо компостированием в буртах в течение полугода, либо анаэробном сбраживанием в метантенках.

В подготовленных к использованию в качестве удобрений отходах не должно быть возбудителей болезней, семян сорных растений, а также должно быть нормализовано количество биогенных веществ в соответствии с ветеринарными и экологическими требованиями.

Можно ли считать отходы безопасными?

Член Ученого совета Всероссийского научно-исследовательского института органических удобрений и торфа, кандидат биологических наук, заведующий отделом экологии Сергей Тарасов объяснил Milknews, почему к отходам одновременно применяются два требования. В соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления” под отходами понимаются вещества, которые удаляются, предназначены или подлежат удалению, в то же время, согласно ГОСТ 30772-2001 удаление отходов — это сбор, сортировка, транспортирование и переработка отходов с их захоронением или уничтожением.

«Исходя из этих определений, навоз КРС не может относиться к отходам, поскольку не уничтожается и не подлежит захоронению, а используется либо в качестве органического удобрения, либо сырья для их производства. В настоящее время, согласно Минприроды, навоз определяется как побочная продукция производства, которая должна иметь сопроводительную документацию с требованиями безопасности: паспорт продукции — технические условия,
устанавливающих единые требования к их безопасности и качеству, технологический регламент производства, протоколы испытаний и бухгалтерский учет объемов производства и применения в хозяйстве органических удобрений. На практике, документами, которые регулируют безопасность навоза, сегодня являются ГОСТ Р и межгосударственный ГОСТ «Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия”, которые в ближайшее время будут изменены, чтобы относиться только к навозу и помету.

В этих документах прописано, что безопасность навоза КРС регламентируется по биологическим, токсикологическим и радиологическим показателям — в случае, если навоз, получаемый в хозяйствах, отвечает требованиям стандартов, данный продукт в соответствии с указаниями ВНИИВСГЭ может использоваться в виде удобрения, пройдя карантин. Если навоз не соответствует требованиям — побочный продукт перерабатывается в соответствии с типовыми технологиями производства бесподстилочного навоза и твердых органических удобрений”, — рассказал Тарасов.

Пятнадцать лет назад ВНИИ ветеринарной санитарии, гигиены и экологии провел исследование, по итогам которого ученые пришли к выводу, что сельскохозяйственные отходы являются малоопасными и нетоксичными, поскольку состоят из органики. Тогда Росприроднадзор, курирующий ФККО, отклонил рекомендации ученых, поэтому классы опасности отходов не изменились и по сей день, а вся деятельность, связанная с отходами, подлежит лицензированию.

В сентябре 2018 года на заседании у замминистра сельского хозяйства Джамбулата Хатуова заведующий лаборатории зоогигиены и охраны окружающей среды ВНИИВСГЭ Владимир Тюрин защищал позицию института, заявляя, что помет и навоз можно относить к малоопасным отходам. На запрос Milknews рассказать, чем обоснована безопасность отходов, в ВНИИВСГЭ ответили, что больше этой проблемой не занимаются.

Тарасов не разделяет позицию исследователей и не считает, что класс опасности отходов животноводства нужно снижать. По его словам, без обезвреживания отходы нельзя считать безопасными, поскольку недопревший навоз выделяет аммиак, сероводород и токсичные газы. «Если теории недостаточно, есть и практические примеры — в советские времена в одном из суздальских хозяйств произошла авария, ремонтники без противогазов залезли в люки навозоудалительных каналов и погибли”, — подытожил Тарасов.

В чем проблемы для отрасли?

Если рассматривать навоз как отходы производства, то законодательство предъявляет к его владельцу требование разработать паспорт отходов в соответствии с классом опасности, провести экологическую экспертизу проектной документации объектов (!), получить отдельную лицензию на деятельность, связанную с отходами определенного класса опасности (!!), внести навозохранилища в государственный реестр объектов размещения отходов (!!!) и, конечно же, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Отходы животноводства обычно хранятся около года, поэтому хранилища нужно вносить в ГРОРО (государственный реестр) и получить лицензию. Закон устроен таким образом, что, например, использование перепревшего навоза пятого класса опасности от вашей коровы в качестве удобрения для полей попадает под понятие утилизации, поэтому обязательно должно лицензироваться. Перепревание отходов в лагунах, в свою очередь, по закону вполне подпадает под их обезвреживание, что, в свою очередь, требует проходить экспертизу и, опять же, получать лицензию.

Даже если у предприятия есть свои хранилища, соответствующие всем требованиям и имеющие все необходимые установки для обезвреживания отходов, но находится вне основной производственной площадки — нужно получать лицензию на оба объекта. Кроме того, транспортировка навоза между площадками и подготовительные работы с отходами также должны лицензироваться, потому что подпадают под определения обработки отходов.

Затраты больших предприятий на переработку отходов могут до 400-1500 рублей за тонну, что в годовом разрезе может существенно повлиять на экономику, а малым и средним предприятиям, в свою очередь, может быть накладно даже получить лицензию, не говоря уже о закупке необходимого оборудования. Сайты, оказывающие услуги по оформлению лицензий на все виды деятельности, предлагают заплатить от 250 тысяч до 2 млн рублей за помощь в оформлении лицензии в зависимости от класса опасности и региона.

Кроме лицензии на отходы, понадобится экспертное санитарно-эпидемиологическое заключение, которое закону предоставляется бесплатно. Сайты с услугами по юридическому консалтингу предлагают «помочь с оформлением” или получить заключение в срочном порядке за 30-150 тысяч рублей. Регистрация и использование агрохимикатов из навоза и помета стоит дороже — от 2 млн рублей при сроке оформления 6 месяцев. К этим затратам стоит прибавить стоимость застройки и всего необходимого оборудования для переработки.

Как бизнес находит пути решения?

Как рассказал Milknews заместитель генерального директора по производству «ЭкоНива-АПК Холдинг” Рамон Шенк, в сельхозпредприятиях холдинга работа с навозом строится следующим образом: навоз помещается в лагуны, где круглосуточно происходит сепарация на твердую и жидкую фазы. Твердая фракция идет на подстилку для животных, жидкая — полностью уходит на удобрение, которое вносится не поверхностно, а внутрипочвенно, через шланговую систему.

Дмитрий Грицких, руководитель отдела охраны окружающей среды ООО «ЭкоНива-АПК Холдинг” рассказал Milknews, что несмотря на, казалось бы, прозрачность нормативных требований, есть противоречия 89-ФЗ с нормативными актами других государственных ведомств.

«Так, 99-ФЗ «О лицензировании” четко направлен на вид деятельности (ОКВЭД). В нашем случае основным видом деятельности является разведение КРС, а не обращение с отходами с получением от этого прибыли. По такой логике, лицензия нам не требуется.

Второй немаловажный момент, обозначенный в 89-ФЗ — то, что отходами называются вещества и предметы, которые удаляются. Однако в нашем случае вещества, именуемые «навоз КРС” и «навоз КРС перепревший” остаются в замкнутом цикле вспомогательных производств, поддерживающих основной вид деятельности. Таким образом, мы навоз не удаляем, а используем. Соответственно, ст.1 89-ФЗ вступает в противоречие со ст. 14. Три года назад ст.1 утверждала, что юридическое лицо самостоятельно определяет, что в процессе производственной деятельности является отходом, а сейчас в ней говорится сразу, что отходы — это вещества и предметы, которые удаляются”, — заявил Грицких.

По словам эксперта, в законодательстве есть и еще одно противоречие: согласно ФЗ «О техническом регулировании” юридические лица в производственных процессах могут вовлекать в производственный оборот остатки сырья и материалов.

«Таким образом, если предприятие понимает, что какой-либо побочный продукт своей деятельности может использовать для собственной выгоды, то оно обязано разработать и утвердить Технологический регламент основного производства и Технологический регламент вспомогательного производства. Последний, в нашем случае — это Технологический регламент производства биоорганического удобрения на основе навоза КРС. Разработав ТУ, мы можем смело использовать побочный продукт как сырье, но возвращаемся к ФККО и видим, что на законодательном уровне навоз остается отходом на всех стадиях его возникновения и обработки. Поэтому считаю, что 89-ФЗ необходимо доработать в этой части и разорвать тонкую грань между понятиями «отход” и «сырье”, — комментирует эксперт.

«Работа по совершенствованию законодательства ведется. Осенью прошлого года я выступал представителем Воронежской области на совещании в Министерстве природных ресурсов России с участием крупнейших предприятий АПК, где внес свои предложения по наболевшим вопросам и был услышан”, — заключает Грицких.

Артем Фальчев 7826 просмотров

Политика в отношении обработки персональных данных

Общие положения

1.1. Настоящая Политика определяет порядок обработки и защиты Обществом с ограниченной ответственностью «Онлайн Экология» (далее – оператор) информации о физических лицах (далее –»Пользователь»), которая может быть получена ООО «Онлайн Экология» при использовании Пользователем услуг/товаров, неисключительной лицензии, предоставляемой в том числе, посредством сайта, сервисов, служб, программ, используемых ООО «Онлайн Экология» (далее –»Сайт», «Сервисы»). И разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

1.2. Основные понятия, используемые в настоящей Политике:
сайт – совокупность текстов, графических элементов, дизайна, изображений, программного кода, фото- и видеоматериалов и иных результатов интеллектуальной деятельности, содержащихся в сети Интернет под доменным именем https://onlineecology.com/ ;
пользователь сайта – любое лицо, осуществившее вход на сайт и принявшее условия настоящей Политики;
персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными.

1.3. Отношения, связанные со сбором, хранением, распространением и защитой информации, предоставляемой Пользователем, регулируются настоящей Политикой, иными официальными документами ООО «Онлайн Экология» и действующим законодательством Российской Федерации.

1.4. Регистрируясь на Сайте и используя Сайт и Сервисы, Пользователь выражает свое полное согласие с условиями настоящей Политики.

1.5. Регистрируясь на Сайте и выбирая соответствующие опции, Пользователь соглашается на получение рекламных и/или информационных рассылок средствами SMS-сообщений, е-mail сообщений или телефонных звонков.

Принципы обработки персональных данных

2.1. При обработке персональных данных оператор руководствуется следующими принципами:

  • обработка персональных данных осуществляется с согласия пользователя и до его отзыва им;
  • обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей.
  • Оператором не осуществляется обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных;
  • содержание и объем обрабатываемых персональных данных соответствуют заявленным целям обработки;
  • при обработке персональных данных оператором обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор принимает необходимые меры по удалению или уточнению неполных или неточных данных;
  • обрабатываемые оператором персональные данные подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

2.2. Оператор не проверяет достоверность персональных данных, предоставленных пользователями. Оператор исходит из того, что пользователь предоставляет персональные данные в своем интересе без намерения нарушить права и законные интересы третьих лиц и оператору или причинить им убытки.

Цели обработки персональных данных

3.1. Круг персональных данных, обрабатываемых оператором:

  • фамилия, имя, отчество пользователя;
  • телефонный номер пользователя;
  • адрес электронной почты пользователя.

Данные, которые автоматически передаются сервисам сайта в процессе их использования с помощью установленного на устройстве пользователя программного обеспечения, в том числе IP-адрес, информация из cookie, информация о браузере пользователя (или иной программе, с помощью которой осуществляется доступ к сайту), время доступа, адрес запрашиваемой страницы, в смысле настоящей Политики и Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» персональными данными не являются. IP-адрес, имя домена, тип браузера и операционная система, дата и время посещения собирается и сохраняется оператором в деперсонализированном виде для ведения статистики посещаемости.

3.2. Персональные данные пользователя обрабатываются в следующих целях:

  • идентификация пользователя;
  • формирование средств авторизации пользователя, используемых им для доступа к закрытым сегментам сайта;
  • направление пользователю уведомлений и информации, связанных с использованием сайта, оказанием услуг, а также обработка запросов и заявок пользователя.

Сроки обработки персональных данных

Согласие на обработки персональных данных, выражаемое пользователем посредством присоединения к настоящей политике, действует бессрочно, но может быть отозвано им в любое время на основании личного заявления, направленного в адрес оператора, указанный на сайте. По получении такого заявления оператор незамедлительно уничтожает персональные данные пользователя.

Сведениям о реализуемых оператором требованиях к защите персональных данных

5.1. Оператором назначено лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных.

5.2. Оператором применяются предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами правовые, организационные и технические меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке.

5.3. В целях осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных установленным требованиям организовано проведение периодических проверок условий обработки персональных данных.

5.4. Работники оператора, непосредственно осуществляющие обработку персональных данных, ознакомлены с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных (в том числе с требованиями к защите персональных данных), локальными актами по вопросам обработки персональных данных.

Генеральный директор ООО «Онлайн экология»
Е.Ю. Зуев