НДС медицинские услуги

  • 7.1. Начисление и уплата НДС и акцизов в медицинских организациях (2-й ур.)
  • 7.2. Специальные режимы налогообложения в учреждениях здравоохранения (2-й ур.)
  • Глава 7. Налогообложение в медицинских организациях (1-й ур.)

    7.1. Начисление и уплата НДС и акцизов в медицинских организациях (2-й ур.)

    Акцизы.

    В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 НК РФ подакцизным товаром признается спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов. При этом не рассматриваются как подакцизные товары:

    лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения,

    лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    В соответствии со статья 149 НК РФ не подлежат налогообложению:

    1. предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.

    2. реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

    1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:

    важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;

    протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

    технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

    очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);

    2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.

    К медицинским услугам относятся:

    услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;

    услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

    услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;

    услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;

    услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;

    услуги патолого-анатомические;

    услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

    Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ при реализации лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, и изделий медицинского назначения отечественного и зарубежного производства налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов.

    Отдельно хотелось бы остановиться на порядке отражении в учете затрат, связанных с оказанием медицинскими центрами льготных или бесплатных (благотворительных) услуг. Затраты по безвозмездным услугам не принимаются для целей налогообложения (подп. 16 ст. 270 части второй НК РФ).

    Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 части второй НК РФ оказание услуг на безвозмездной основе признается их реализацией и объектом обложения НДС. При этом налоговая база исчисляется исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 части первой НК РФ (п. 1 ст. 154 части второй НК РФ). Это означает, что в качестве налоговой базы принимается рыночная цена на безвозмездно оказанные медицинские услуги, то есть, либо стоимость идентичных услуг, оказываемых данной организацией, либо (при их отсутствии) – однородных услуг, оказываемых другими фирмами подобной сферы деятельности.

    В бухгалтерском учете затраты по безвозмездно оказанным услугам отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы»:

    дебет счета 91-2 кредит счета 20 (26)

    – списана фактическая стоимость безвозмездно оказанных услуг;

    дебет счета 91-2 кредит счета 68, субсчет «Расчеты по НДС»

    – начислен НДС по безвозмездно оказанным услугам.

    Большинство медицинских услуг НДС не облагаются. Поэтому обычно медицинские организации этот налог не перечисляют в бюджет. В то же время на практике нередко коммерческие медицинские фирмы арендуют помещения у государственного или муниципального органа власти. В этом случае медики должны перечислять НДС в бюджет за арендодателя.

    Пример 1.

    ООО оказывает не облагаемые НДС медицинские услуги.

    Помещение ООО арендует в районной поликлинике у муниципального органа власти. Арендная плата за месяц составляет 20 000 руб. Арендная плата за июль перечислена в августе 2006 года.

    В договоре аренды, заключаемом с государственным или муниципальным органом власти, указывается сумма с учетом НДС. Поэтому требования арендодателя уплачивать НДС сверх суммы арендной платы необоснованны.

    Несмотря на то, что ООО не оказывает облагаемые НДС услуги, бухгалтер этой организации должен перечислить в бюджет сумму НДС с арендной платы. Ведь в данном случае ООО выступает в роли налогового агента (пункт 3 статьи 161 НК РФ).

    НДС нужно исчислять со всей суммы арендной платы. При этом бухгалтеру ООО «, согласно пункту 4 статьи 164 НК РФ, нужно использовать расчетный метод, то есть сумму арендной платы умножить на ставку. Ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки (10 или 18 %) к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. ООО должно перечислить НДС с арендной платы в целых рублях:

    20 000 руб. ? 18 %: (100 % + 18 %) = 3051 руб.

    На сумму НДС с арендной платы нужно составить счет-фактуру в одном экземпляре. и сделать пометку «Аренда муниципального имущества». При этом необходимо руководствоваться письмом Госналогслужбы России от 20 марта 1997 г. № ВЗ-2-03/260. Перечислить сумму НДС с арендной платы (3051 руб.) в бюджет ООО должно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ).

    Налоговым периодом по НДС у медицинской организации может быть как месяц, так и квартал. Все зависит от выручки.

    Если она меньше 1 000 000 руб. (без учета НДС) за квартал, тогда налоговый период равен кварталу, в ином случае – месяцу (ст. 163 НК РФ).

    При этом в выручку не нужно включать сумму арендной платы, которую организация перечисляет арендодателю. Выручка у ООО превышает 1 000 000 руб., поэтому налоговый период по НДС – месяц.

    В платежном поручении на перечисление НДС с арендной платы в поле 101 обязательно нужно указать код 02. Если организация укажет код 01, то она перечислит налог за себя, а не за арендодателя.

    Перечислив арендную плату и НДС с этой суммы, следует зарегистрировать составленный ранее счет-фактуру в книге продаж. Принять к вычету «входной» НДС по арендной плате ООО не может. Дело в том, что возместить «входной» НДС налоговый агент может только в том случае, когда он осуществляет операции, облагаемые НДС (п. 3 ст. 171 НК РФ). Таким образом, в книгу покупок выписанный организацией счет-фактура не заносится, ведь там регистрируются только те из них, по которым применяется налоговый вычет.

    Не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом представляется в налоговую инспекцию декларация по НДС.

    Операции по аренде муниципального имущества.

    В июле:

    дебет 20 кредит 60 20 000 руб.

    – начислена арендная плата за июль.

    В августе:

    дебет 60 кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» 3051 руб. (20 000 руб. ? 18 %: 118 %)

    – начислен НДС к уплате в бюджет;

    дебет 60 кредит 51 16 949 руб. (20 000 – 3051)

    – перечислена арендодателю арендная плата;

    дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» кредит 51 3051 руб.

    – перечислен в бюджет НДС.

    НДС при оказании медицинских услуг.

    Не все виды деятельности медицинских организаций освобождены от уплаты НДС – по ним организации могут принять к зачету «входной» НДС. Однако сделать это они могут только в том случае, если ведут раздельный учет.

    В пункте 6.17.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ предусмотрено дополнительное условие для применения льготы по изготовлению лекарств. Чтобы воспользоваться льготой, лекарства должны изготавливаться по договорам с юридическими лицами (например, с больницами) и из сырья заказчика.

    Также, согласно подпункту 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ, не облагаются НДС услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных в России, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности.

    Исходя из рассмотренных выше условий освобождения медицинских услуг от НДС, можно сделать выводы о том, какие медицинские услуги все-таки облагаются НДС.

    Так, аптекам придется начислять и уплачивать НДС с операций по изготовлению лекарств во всех случаях, кроме изготовления лекарств из сырья заказчика по договору с юридическим лицом.

    Начислять НДС будет и санаторно-курортное учреждение, если его услуги не оформлены путевками или курсовками, признаваемыми бланками строгой отчетности.

    Обратим внимание и на то, что освобождение, которое предусмотрено подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не распространяется на косметические услуги.

    Также придется платить НДС организациям и частнопрактикующим врачам, которые оказывают ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, если их деятельность не финансируется из бюджета.

    Частной клинике, не получающей финансирование из бюджета или фонда обязательного медицинского страхования, придется также уплатить НДС с операций по обеспечению своих пациентов питанием.

    Медицинская организация вправе не вести раздельного учета по НДС и принимать весь НДС к вычету. Но для этого надо, чтобы доля расходов на услуги, с которых НДС не уплачивается, была не больше 5 процентов от всех расходов организации по НДС за налоговый период.

    Если медицинская организация осуществляет облагаемую НДС и не облагаемую этим налогом деятельность, то она обязана вести раздельный учет. Это определено в пункте 4 статьи 149 НК РФ.

    Из пункта 1 статьи 153 НК РФ следует, что необходимо вести раздельный учет по операциям, которые облагаются разными ставками НДС.

    Если налог приходится на товары и услуги, которые используются в не облагаемой НДС деятельности, то в этом случае «входной» НДС нужно включить в их стоимость. Если же наоборот – то «входной» НДС можно принять к вычету.

    Бывает, что одни и те же товары и услуги используются как в облагаемой, так и не облагаемой НДС деятельности. В этом случае «входной» НДС нужно делить между этими видами деятельности. Для этого используется удельный вес от оказания облагаемых НДС услуг к общему доходу и удельный вес от оказания не облагаемых НДС услуг опять-таки к общему доходу.

    7.2. Специальные режимы налогообложения в учреждениях здравоохранения (2-й ур.)

    Медицинские организации могут применять упрощенную систему налогообложения и могут быть переведены на ЕНВД. При этом они могут находиться на двух режимах налогообложения.

    Если медицинская организация применяет «упрощенку» одновременно с ЕНВД (например, оказывает ветеринарные услуги и продает медикаменты), то бухгалтер обязан организовать раздельный учет доходов и расходов, имущества, обязательств и хозяйственных операций от этих видов деятельности.

    В рамках УСН при выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов, налогоплательщику необходимо быть уверенным в том, что тот или иной расход произведен именно для деятельности, облагаемой по «упрощенной», а не по «вмененной» системе. В первом случае он повлияет на величину налога, причитающегося к уплате в бюджет, а во втором – нет.

    Однако, даже применяя «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы», организация заинтересована в том, чтобы раздельный учет операций велся правильно и обоснованно. Ведь размер «вмененного» налога не изменяется в зависимости от того, много или мало доходов получено от деятельности, осуществляемой в рамках этого налогового режима, чего нельзя сказать о едином налоге по «упрощенке».

    Так что налогоплательщику важно будет обоснованно доказать, что тот или иной доход относится именно к деятельности по системе ЕНВД.

    Согласно пункта 8 статьи 346.18 НК РФ, расходы в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов от соответствующего вида деятельности в общем объеме доходов организации.

    Таким образом, если расход не может быть однозначно квалифицирован как относящийся к «упрощенной» или «вмененной» системе налогообложения, определить сумму, которая может быть принята в уменьшение налоговой базы по единому налогу при упрощенной системе налогообложения, можно по формуле:

    расходы, относящиеся к упрощенной системе налогообложения=доход от деятельности по УСН:доход от всех видов деятельностиxсумма расходов, относящаяся к УСН и ЕНВД деятельности

    Не все расходы, относящиеся к «упрощенной» деятельности, могут быть приняты в целях налогообложения, только, которые перечислены в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ.

    При совмещении общего режима и ЕНВД с целью исключения искажения налоговой базы по налогу на прибыль организаций следует распределять расходы между видами деятельности по отчетным периодам нарастающим итогом с начала года. При этом доход, пропорционально которому осуществляется такое распределение расходов, также исчисляется нарастающим итогом с начала года (Письмо Минфина России от 14 марта 2006 г. № 03-03-04/1/224).

    Пример 2.

    Медицинская организация осуществляет два вида деятельности. По деятельности, связанной с оказанием услуг, общество применяет «упрощенку», а по реализации лекарств в розницу оно переведено на уплату ЕНВД.

    Организации, применяющие «упрощенку», могут не вести бухучет. А организации, переведенные на уплату ЕНВД должны вести бухучет.

    В такой ситуации, по мнению Минфина России, организация должна вести бухучет и представлять бухгалтерскую отчетность в целом по организации (см. Письмо от 26 марта 2004 г. № 04-02-03/69). В данном случае организация отражает расходы по разным видам деятельности на разных счетах:

    – по медицинским услугам – на счете 20;

    – по реализации лекарств – на счете 44.

    А вот для отражения финансовых результатов обществу нужно открыть разные субсчета по счету 99:

    – субсчет «УСН»;

    – субсчет «ЕНВД».

    Предположим, что по итогам отчетного периода:

    – выручка от медицинских услуг – 600 000 руб.;

    – прямые расходы по медицинской деятельности (аренда помещения, амортизация оборудования, зарплата медицинских работников с отчислениями) – 80 000 руб.;

    – выручка от розничной торговли – 200 000 руб.;

    – себестоимость лекарств – 180 000 руб.;

    – прямые расходы по розничной торговле (зарплата продавцов, аренда помещения, амортизация торгового оборудования) – 50 000 руб.;

    – косвенные расходы (содержание аппарата управления, аренда общих помещений, уборка помещений и т. п.) – 70 000 руб.

    Общая сумма выручки составляет:

    600 000 руб. + 200 000 руб. = 800 000 руб.

    Определяем долю доходов от розничной торговли. Она будет равна:

    200 000 руб.: 800 000 руб. ? 100 % = 25 %.

    Косвенные расходы распределяются пропорционально доле доходов, полученных от каждого вида деятельности. Тогда на розничную торговлю косвенных расходов приходится:

    70 000 руб. ? 25 % = 17 500 руб.

    А на долю медицинских услуг приходится косвенных расходов:

    70 000 руб. – 17 500 руб. = 52 500 руб.

    В учете организации распределение расходов между видами деятельности бухгалтер отразит следующим образом:

    дебет 44 кредит 26 17 500 руб.

    – списаны расходы, приходящиеся на розничную торговлю (деятельность по ЕНВД);

    дебет 20 кредит 26 52 500 руб.

    – списаны расходы, приходящиеся на долю медицинских услуг (деятельность по УСН).

    Пример 3.

    Аптека отпускает лекарства как за наличный расчет покупателям, так и по безналичному расчету больницам. При этом торговля за наличный расчет переведена на уплату единого налога на вмененный доход. За I квартал 2006 года выручка аптеки составила по продаже лекарств: – за наличный расчет – 210 000 руб. (без НДС);

    – за безналичный расчет – 139 700 руб. (в том числе НДС по ставке 10 % – 12700 руб.).

    Все лекарства аптека хранит на складе. Остаточная стоимость лекарств на этом складе на 1 апреля 2006 года равна 320 000 руб.

    5. Налогообложение медицинских учреждений

    При расчете налога на имущество за I квартал 2006 года можно включить в расчет только часть остаточной стоимости лекарств со склада:

    320 000 руб. ? (139 700 руб. – 12 700 руб.): (210 000 руб. + 139 700 руб. – 12 700 руб.) = 120 593,47 руб.

    Пример 4.

    Аптека отпускает лекарства по бесплатным и льготным рецептам.

    Ее деятельность по розничной торговле лекарствами переведена на уплату единого налога на вмененный доход.

    В марте 2006 года аптека приобрела 300 упаковок цифрана по 118,8 руб. за упаковку (в том числе НДС по ставке 10 % -10,8 руб.). Предположим, что предельная розничная надбавка для лекарств, отпускаемых по бесплатным и льготным рецептам, равна 20 процентам. Следовательно, аптека может установить продажную цену на цифран не выше чем:

    118,8 руб./уп. + 118,8 руб./уп. ? 20 % = 142,56 руб./уп.

    Особенности уплаты НДС организациями, оказывающими медицинские услуги

    Данная статья должна помочь налогоплательщикам, оказывающим медицинские услуги, правильно ориентироваться в вопросах определения налогооблагаемой базы, применения льгот, которые содержит гл.21 НК РФ.

    Согласно ст.143 Налогового кодекса РФ, плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) являются юридические лица. Причем неважно коммерческой или некоммерческой деятельностью занимается организация. Поэтому все организации должны рассматриваться в качестве плательщиков НДС. Исключение составляют только те хозяйствующие субъекты, которые либо перешли на упрощенную систему налогообложения, либо на уплату единого сельхозналога, либо осуществляют деятельность, которая облагается единым налогом на вмененный доход. Однако не нужно забывать, что "вмененщики" не являются плательщиками НДС только в части деятельности, попадающей под "вмененку". Если же хозяйствующий субъект осуществляет иные виды деятельности, то он тоже будет рассматриваться как плательщик НДС по иным видам деятельности.

    Не стоит забывать и об организациях, признаваемых налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Их определяют в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

    Налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговом органе и предоставлять декларации по установленной форме.

    Периодичность предоставления деклараций зависит от налогового периода, который устанавливается в соответствии со ст.163 НК РФ.

    Налоговый период зависит от суммы выручки, полученной налогоплательщиком. На основании положений ст.163 НК РФ право уплачивать налог на добавленную стоимость ежеквартально предоставлено только плательщикам налога на добавленную стоимость с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превышающими 1 млн руб.

    Сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для вышеназванных целей следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения исходя из выручки от реализации как облагаемых, в том числе и по ставке 0%, так и не облагаемых налогом товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (ст.ст.147 и 148 НК РФ). Выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности, не включается в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей исчисления НДС. Не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) также суммы денежных средств, перечисленные в ст.162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги)

    В выручку от реализации товаров (работ, услуг) не должны включаться следующие операции:

    • реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
    • операции, перечисленные в пп.2, 3, 4 п.1 и п.2 ст.146 НК РФ;
    • операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со ст.161 НК РФ.

    Соответственно для налогоплательщиков, оказывающих медицинские услуги населению, для которых часть операций рассматривается в льготном налоговом режиме, предусмотренном ст.149 НК РФ, вопрос определения показателя выручки является достаточно серьезным. Первая ошибка, которую часто совершают налогоплательщики, — исключение из показателя выручки льготируемых операций. Отсюда, соответственно, неправильно определяется налоговый период и, как следствие, налоговые штрафы и пени. Медицинские услуги, являются объектом обложения НДС, но на них распространяется льготный режим, и потому в выручку для определения налогового периода, данные операции включаются.

    Льготный налоговый режим по медицинским услугам предусмотрен пп.2 п.2 ст.149 НК РФ. Согласно данной статье не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно- эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.

    В целях настоящей главы к медицинским услугам относятся:

    • услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
    • услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
    • услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
    • услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
    • услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
    • услуги патолого-анатомические;
    • услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

    Налогоплательщик, претендующий на льготный режим, должен иметь все документы подтверждающие его право.

    Если организация занимается медицинской деятельностью, которая требует обязательного лицензирования, то льгота может быть предоставлена только при наличии лицензии на осуществление данного вида деятельности (п.6 ст.149 НК РФ).

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 лицензирование медицинской деятельности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

    Теряется ли право на льготу, если заканчивается срок лицензии, а организация не успела продлить ее действие? Если в сроке действия лицензии произошел "перерыв", то налоговые органы вправе обложить операции налогоплательщика налогом на добавленную стоимость, так как изначально известно, что льгота дается только при наличии лицензии. Если вы уложились в сроки и лицензирующий орган выдаст документ о том, что предыдущая лицензия считается условно продленной, то право на использование льготного режима будет сохранено.

    Теперь подробнее рассмотрим медицинские услуги, реализация которых не подлежат налогообложению по НДС.

    В первую очередь, как уже было отмечено выше, это деятельность в рамках обязательного медицинского страхования. Финансирование расходов осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, а также за счет средств бюджетов.

    Перечень услуг, предоставляемых медицинскими организациями и учреждениями по обязательному медицинскому страхованию установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 1999 г. N 1194 "О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью".

    Гражданам России в рамках Программы бесплатно предоставляются:

    а) скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;

    б) амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;

    в) стационарная помощь:

    • при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;
    • при патологии беременности, родах и абортах;
    • при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения.

    В соответствии с п.4 Методических рекомендаций, утвержденных Минздравом России и Федеральным фондом ОМС 28.08.2001 N 2510/9257-01, 31-59/40-1, при оказании помощи в больницах, дневных стационарах и службой скорой медицинской помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемым в установленном порядке.

    В соответствии с пп.2 п.2 ст.149 НК РФ операции по реализации на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и учреждениями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических, налогообложению налогом на добавленную стоимость не подлежат. При этом в целях применения налога на добавленную стоимость к медицинским услугам относятся услуги, оказываемые населению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

    Перечень таких услуг утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации 20 февраля 2001 г. N 132 "Об утверждении Перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (далее — Постановление N 132) и включает:

    • услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы;
    • услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках стационарной медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы;
    • услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы;
    • услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях;
    • услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.

    Пример. Медицинское учреждение заключает договоры на платное обслуживание с физическими лицами. Сможет ли оно воспользоваться льготой по НДС?

    По мнению, автора при наличии лицензий и при условии, того, что оказываемые услуги соответствуют перечисленным в Постановлении N 132 платные медицинские услуги освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. По тем же основаниям, операции по реализации медицинских услуг, перечисленных в указанном Постановлении Правительства Российской Федерации, оказываемые врачами, занимающимися частной медицинской практикой, имеющими лицензию на оказание данных услуг, налогом на добавленную стоимость облагать не следует.

    Порядок применения льготы по НДС в отношении услуг по выполнению пластических операций и протезированию зубов разъяснен в Письме МНС России от 8 февраля 2002 г. N 03-1-09/18/291-Д504 "О налоге на добавленную стоимость".

    По мнению налоговых органов стоматология ортопедическая осуществляется в рамках первичной (доврачебной) медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в условиях дневных стационаров и санаторно-курортных учреждений, а также стационарной медицинской помощи. В связи с этим услуги по протезированию зубов стоматологическими подразделениями медицинских организаций, осуществляющих эти услуги в рамках первичной (доврачебной) медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в условиях дневных стационаров и санаторно-курортных учреждений, а также стационарной медицинской помощи, при наличии соответствующей лицензии, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

    Услуги по выполнению пластических операций косметологическими подразделениями медицинских организаций, осуществляющих эти услуги в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в условиях дневных стационаров и санаторно-курортных учреждений, а также стационарной медицинской помощи, НДС также не облагаются. Исключение составляют косметические услуги, относящиеся на основании Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 к косметологическим (код 081501).

    При решении вопроса разграничения услуг, оказываемых косметологическими подразделениями, необходимо обратится к Общероссийскому классификатору услуг населения 0К 002-93. Услуги косметические (код 081501) не относятся к медицинским услугам в целях применения льготы по НДС.

    Обращаем внимание, что от НДС освобождаются услуги, оказываемые именно населению. Если организация оказывает медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению для юридических лиц, то налог необходимо начислить.

    Не подлежат налогообложению услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями.

    Напоминаем, что в соответствии с п.5 ст.168 НК РФ при реализации работ, услуг, операции по реализации которых в соответствии со ст.149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".

    В связи с этим медицинские организации, оказывающие медицинские услуги, обязаны выписывать счета-фактуры в общеустановленном порядке.

    Оказание медицинских услуг беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным медицинскими организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и врачами, занимающимися частной медицинской практикой освобождается от НДС при наличии лицензии на право осуществления этих услуг в рамках медицинской деятельности. При этом услуги могут быть и не включены в перечень, утвержденный Постановление N 132.

    Далее, коснемся вопросов оказания еще одного вида услуги, которая тоже подпадает под действие льготы — речь идет об услугах скорой медицинской помощи, оказываемых населению.

    Пример. Медицинское учреждение (не станция скорой помощи) имеет на своем балансе автомобили и оказывает платные услуги скорой медицинской помощи. Для этого оно заключает договоры с организациями на оказание скорой медицинской помощи. Кроме того, данное учреждение оказывает услуги скорой медицинской помощи и непосредственно населению, заключая договоры с гражданами. Может ли оно воспользоваться льготой по налогу на добавленную стоимость?

    Заметим, что прежде всего медицинское учреждение на данный вид услуг должно иметь лицензию. Кроме того, льгота по НДС предоставляется только в том случае, если услуги скорой помощи оказываются непосредственно населению.

    Медицинские услуги, облагаемые НДС (Семенихин В.В.)

    Следовательно, если договор заключен с организацией, то НДС начислять необходимо.

    Услуги юридическим и физическим лицам по дежурству у постели могут быть оказаны медицинскими организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности, и медицинскими работниками, занимающимися частной медицинской практикой. При наличии соответствующей лицензии реализация этих услуг тоже освобождается от налога на добавленную стоимость.

    Необходима лицензия и при оказании физическим и юридическим лицам патолого-анатомических услуг.

    Основанием для применения льготы в отношении ветеринарных и санитарно — эпидемиологических услуг являются наличие:

    • лицензии;
    • договора на оказание ветеринарных или санитарно-эпидемиологических услуг с указанием источника финансирования;
    • письменного уведомления заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

    В случае, если средства для оплаты ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг выделены из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, основанием является справка финансового органа об открытии финансирования этих услуг за счет соответствующих бюджетов.

    Например, санитарно-эпидемиологическая станция оказывает услуги по дезинфекции в организации. Оплата услуг производится в соответствии с договором. В таком случае начислять НДС на стоимость услуг необходимо.

    Не освобождаются от налога ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, выполняемые за счет бюджетных средств на возвратной основе.

    От налогообложения освобождаются медицинские услуги, предусмотренные пп.2 п.2 ст.149 НК РФ, оказываемые организациями любой организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности. К медицинским организациям, перечисленными выше, в том числе относятся медицинские пункты (подразделения), состоящие на балансе немедицинских организаций, при наличии у организации:

    • соответствующих кодов ОКОНХ, а также Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1);
    • лицензии на осуществление медицинской деятельности.

    Необходимым условием является также ведение организацией раздельного учета по услугам, облагаемым и не облагаемым НДС.

    Налоговый кодекс не устанавливает каких-либо ограничений при применении рассматриваемой льготы в зависимости от форм оплаты за оказанные услуги. Освобождение от НДС предоставляется и в том числе, если услуги оплачены по безналичному расчету организациями за своих работников.

    В качестве субъектов, которые могут воспользоваться рассматриваемой льготой, НК РФ называет медицинские организации и (или) учреждения, а также врачей, занимающихся частной медицинской практикой.

    Многие медицинские организации, оказывая услуги своим сотрудникам, забывают, что и эти операции являются объектом налогообложения. В данном случае происходит "обычная" реализация. Собственником товара (работы, услуги) является юридическое лицо — организация, которая передает товар (работу, услугу) в собственность (на платной основе либо безвозмездно) другому лицу — физическому, следовательно объект налогообложения возникает.

    Иногда медицинские учреждения за плату оказывают населению услугу по выписке амбулаторных карт (историй болезни). Причем этот вид деятельности налогоплательщики считают медицинской услугой и не облагают ее НДС. Данная позиция ошибочна — такая услуга является объектом обложения НДС по ставке 18%. Согласно пп.2 п.2 ст.149 части второй НК РФ от налога на добавленную стоимость освобождаются услуги по диагностике, профилактике и лечению, оказанные населению независимо от формы и источника оплаты медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. На выписку истории болезни (медицинской карты) этот порядок не распространяется, так как оказываемая услуга, не включена в утвержденный перечень.

    Наш совет таким организациям: не создавайте себе проблем, включите в себестоимость предоставляемых медицинских услуг плату за ведение истории болезни, и вопрос по объекту налогообложения будет снят.

    Н.С.Кулаева

    Консультант по налогам и сборам

    ЗАО "BKR Интерком-Аудит"

    В целях налогообложения иными источниками — доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

    Налоговая база бюджетных учреждений  определяется как разница между  полученной суммой дохода от  реализации товаров, выполненных  работ, оказанных услуг, суммой внереализационных  доходов (без учета налога на  добавленную стоимость, акцизов  по подакцизным товарам) и суммой  фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой  деятельности.

    В налоговом учете учет операций  по исчислению доходов от коммерческой  деятельности и расходов, связанных  с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном  Налоговый кодексом Республики  Казахстан.

    Сумма превышения доходов над  расходами от коммерческой деятельности  до исчисления налога не может  быть направлена на покрытие  расходов, предусмотренных за счет  средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов  и расходов бюджетного учреждения.

    В составе доходов и расходов  бюджетных учреждений, включаемых  в налоговую базу, не учитываются  доходы, полученные в виде средств  целевого финансирования и целевых  поступлений на содержание бюджетных  учреждений и ведение уставной  деятельности, финансируемой за  счет указанных источников, и  расходы, производимые за счет  этих средств.

    Если в сметах доходов и  расходов бюджетного учреждения  предусмотрено финансирование расходов  по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов  по обслуживанию административно-управленческого  персонала, расходов по всем видам  ремонта основных средств за  счет двух источников, то в  целях налогообложения принятие  таких расходов на уменьшение  доходов, полученных от предпринимательской  деятельности и средств целевого  финансирования, производится пропорционально  объему средств, полученных от  предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая  средства целевого финансирования).

    Налог на прибыль: применение нулевой ставки образовательными и медицинскими организациями

    Если в сметах доходов и  расходов бюджетного учреждения  не предусмотрено финансирование  расходов по оплате коммунальных  услуг, услуг связи (за исключением  мобильной связи) и на ремонт  основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, указанные  расходы учитываются при определении  налоговой базы по предпринимательской  деятельности при условии, что  эксплуатация указанных основных  средств связана с ведением  такой предпринимательской деятельности. При этом в общей сумме доходов  для указанных целей не учитываются  внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских  процентов по средствам, находящимся  на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества  в аренду, курсовые разницы и  другие доходы).

    В целях налогообложения налогом  на прибыль при определении  налоговой базы к расходам, связанным  с осуществлением коммерческой  деятельности, помимо расходов, произведенных  в целях осуществления предпринимательской  деятельности,относятся:

    • суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности. При этом по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года, остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта;
    • расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и(или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расходов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного учреждения или не осуществляется за счет бюджетных средств.

    Налог на добавленную стоимость (НДС) 

    В соответствии Налоговом кодексом РК не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и(или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. При этом к медицинским услугам относятся:

    • услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
    • услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Республики Казахстан;
    • услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
    • услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
    • услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
    • услуги патолого-анатомические;
    • услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

    При оказании сервисных услуг, которые не относятся к медицинским, из полученного дохода должен  быть уплачен налог на добавленную  стоимость в размере 18%.

    В данном случае речь идет  только о ситуациях, когда сервисные  услуги вычленены отдельно, а  медицинские услуги либо предоставляются  бесплатно за счет средств  бюджета или ОМС, либо оплачиваются  пациентом.

    Если в хозрасчетном подразделении  в различных палатах платные  услуги оказываются с различным  уровнем сервисности (комфортности), то вычленять сервисную составляющую  не обязательно, можно дифференцировать  стоимость медицинских услуг  в зависимости от уровня сервисности (комфортности), не указывая в  наименованиях услуг наличие  или отсутствие сервисности (комфортности). В этом случае не возникнет  вопроса с уплатой НДС.

    Использование доходов от оказания платных услуг на возмещение недостатка средств бюджета  
    или обязательного медицинского страхования 

    Доходы от оказания платных услуг нельзя использовать непосредственно на покрытие дефицита бюджетного финансирования или недостатка средств ОМС. Учреждение обязано вначале возместить все расходы, связанные с оказанием непосредственно платных услуг, рассчитать прибыль, уплатить с нее налоги и только затем решать вопрос о направлениях использования прибыли. Решение об использовании прибыли учреждение решает самостоятельно. Часть оставшейся чистой прибыли может быть направлена на погашение дефицита средств бюджета или ОМС.

    Согласно Налоговом кодеком  Республики Казахстан сумма превышения  доходов над расходами от коммерческой  деятельности до исчисления налога  не может быть направлена на  покрытие расходов, предусмотренных  за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов  и расходов бюджетного учреждения.

    На возмещение недостатка средств  бюджета или обязательного медицинского  страхования по решению руководителя  государственного учреждения здравоохранения  может направляться только часть  прибыли от оказания платных  медицинских услуг, оставшаяся после  уплаты налогов.

    Вместе с тем, в пункте 14 Правил  оказания платных услуг в организациях  здравоохранения и порядок использования  средств от платы услуг, осуществляемых  государственными организациями  здравоохранения, утвержденным постановлением  Правительства РК от 6 октября 2006 года № 965 определено, что расчеты  с пациентами, осуществляемые посредством  наличных денег, производятся через  кассу организации здравоохранения  с обязательным применением контрольно-кассовых  машин с фискальной памятью  и выдачей контрольного чека  пациенту, по безналичному расчету  путем перечисления на текущий  счет организации здравоохранения  «Средства от платных услуг».

       Кроме того, в пункте 15 данных правил сказано, что пациентам,      получившим медицинскую помощь на платной основе, организация здравоохранения предоставляет:

    • заключение соответствующих медицинских работников при оказании медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях;
    • выписку из истории болезни при оказании медицинской помощи в стационарных условиях;
    • информацию о расходах за оказанную медицинскую помощь.

         При этом, информация о расходах за оказанную медицинскую помощь представляется в виде справки медицинского учреждения об оказании медицинских услуг и размере расхода, которая является подтверждающим документом.

         В соответствии с пунктом 1 и первым абзацем пункта 2 статьи 135 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» доходы организаций, предусмотренных данной статьей, не подлежат налогообложению при соблюдении условий, установленных данной статьей. Для целей Налогового кодекса к организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, относятся организации, осуществляющие виды деятельности, указанные в данном пункте, доходы от которых с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам составляют не менее 90 процентов совокупного годового дохода таких организаций.

    На основании подпункта 1) пункта 2 статьи 135 Налогового кодекса оказание  медицинских услуг, за исключением  косметологических, санаторно-курортных, относится к деятельности в  социальной сфере при выполнении  условий, установленных данной статьей.
    В соответствии с правилами составления налоговой отчетности (декларации) по корпоративному подоходному налогу (КПН) декларация по форме 140.00 составляется организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере в соответствии со статьей 135 Налогового кодекса.

    Таким образом, если организация  занимается оказанием медицинских  услуг, доходы от которых с  учетом доходов в виде безвозмездно  полученного имущества и вознаграждения  по депозитам составляют не  менее 90 процентов совокупного годового  дохода, то доходы таких организаций  не подлежат налогообложению  в части КПН.

       Следовательно, при осуществлении деятельности в социальной сфере в налоговые органы представляется Декларация по КПН по форме 140.00.
    Налог на добавленную стоимость 
    В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса обороты по реализации товаров, работ, услуг, связанных с медицинским и ветеринарным обслуживанием, освобождаются от налога на добавленную стоимость (НДС) в случае оказания медицинских (ветеринарных) услуг, за исключением косметологических, санаторно-курортных.
    При этом перечень товаров и услуг в сфере медицинской и ветеринарной деятельности, освобождаемых от НДС, определен постановлением Правительства Республики Казахстан от 11.02.2009 г. № 133.

        На основании изложенного, если услуги, оказываемые Вами, указаны в данном перечне, то обороты по реализации таких услуг освобождаются от НДС.
    Земельный налог и налог на имущество 
    Согласно подпункту 3) пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса юридические лица, определенные пунктом 2 статьи 135 Налогового кодекса при исчислении земельного налога к соответствующим ставкам применяют коэффициент 0,1.
    В соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 398 Налогового кодекса юридические лица, определенные статьей 135 Налогового кодекса исчисляют налог на имущество по ставке 0,1 процента к налоговой базе.

    Следовательно, если организация  занимается оказанием медицинских  услуг, доходы от которых с  учетом доходов в виде безвозмездно  полученного имущества и вознаграждения  по депозитам составляют не  менее 90 процентов совокупного годового  дохода, то при исчислении земельного  налога к соответствующим ставкам  налога применяется коэффициент 0,1, а также при исчислении налога  на имущество к налоговой базе  применяется ставка 0,1 процента.

    Таким образом, государственные  учреждения здравоохранения вправе  по своему усмотрению предоставлять  льготы для отдельных категорий  граждан в размере, не превышающем  заложенную в цену прибыль (с  уплатой налога на прибыль  в установленном порядке).

    Заключение

       В заключение хотелось бы отметить, что ежегодные изменения, вносимые в налоговое законодательство, оказывают положительное влияние на экономическое состояние социально – значимых сфер деятельности, одной из которых и является оказание квалифицированной медицинской помощи населению нашей страны.

    Список литературы 

    • КОДЕКС  
      РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О НАЛОГАХ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖАХ В БЮДЖЕТ(НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС)от 10.12.2008 г. № 99-IV (Введен в действие Законом РК от 10 декабря 2008 года № 100-IV 
      с 1 января 2009 года, за исключением положений,  
      для которых Законом установлены иные сроки введения (по состоянию на 1 января 2013 г.))
    • КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ЗДОРОВЬЕ НАРОДА И СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2013 г.)
    • Конституция Республики Казахстан

    Страницы:← предыдущая12

    Налоговые режимы, применимые для медицинской деятельности

    Медицинские услуги не облагаются НДС

    Бесплатный телефон Юриста Москва +7 (499) 938-43-81 юрист СПБ +7 (812) 425-14-29

    Минфин России в ответ на запрос налогоплательщика пояснил, что любые медицинские услуги, оказываемые на основании лицензии медицинского учреждения или ИП, освобождены от НДС (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 августа 2016 г. № 03-07-14/49684 "Об освобождении от НДС медицинских услуг по предварительным периодическим медицинским осмотрам физических лиц, оказываемых медицинскими учреждениями, в том числе по договорам с юридическими лицами").

    В запросе к финансовому ведомству медицинское учреждение спрашивало, нужно ли платить НДС за медицинские услуги, оказываемые юрлицам? В ответе представители Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России ответили, что медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг не подлежат налогообложению НДС (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ). Условием для отмены НДС является наличие медицинской лицензии на ведение деятельности (п. 6 ст. 149 НК РФ).

    Существует также Перечень медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению НДС (постановление Правительства РФ от 20 февраля 2001 г. № 132 "Об утверждении перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость"). В него, в частности, включены услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.

    Кроме того, выполнение работ (оказание услуг) по предварительным, периодическим и профилактическим медицинским осмотрам предусмотрено и ведомственными нормативными актами ( п. 7 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Минздрава России от 11 марта 2013 г. № 121н "Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях").