НДС образовательные услуги

"Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 2

ОБЛАГАЮТСЯ ЛИ УСЛУГИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРОВ

НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Многие образовательные учреждения, помимо осуществления программ основного и дополнительного профессионального образования, проводят платные семинары по различным проблемам, продолжительность которых может варьироваться от нескольких часов до нескольких дней, а иногда и недель (например, если занятия проводятся по вечерам).

В этом случае у бухгалтера возникает проблема, нужно ли начислять НДС на стоимость таких семинаров. Если нет, то как доказать это налоговому инспектору? А если да, то как правильно это сделать? Надеемся, что наша статья поможет разобраться в этой проблеме.

Условия освобождения образовательных учреждений от НДС

Для того чтобы определить, облагаются ли НДС услуги по проведению платных семинаров, необходимо проанализировать состав льготы по НДС, предоставляемой образовательным учреждениям в соответствии с НК РФ.

Эта льгота содержится в пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, на основании которого не подлежит налогообложению реализация "…услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений…".

Больше в Налоговом кодексе нет льгот на услуги, связанные с образованием или образовательным учреждением.

Согласно Методическим рекомендациям по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденным Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, при применении пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ следует иметь в виду, что под некоммерческим образовательным учреждением понимается государственное (или муниципальное), а также негосударственное образовательное учреждение, созданное в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций, и осуществляющее образовательную деятельность при наличии лицензии на право ее ведения. При оказании такими некоммерческими образовательными учреждениями услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса освобождение от уплаты налога предоставляется независимо от того, на какие цели направлен доход, полученный за оказание этих услуг.

А вот в случае, если подобные услуги оказывают другие образовательные организации, в том числе созданные в виде обособленных или структурных подразделений организаций, не являющихся некоммерческими, или индивидуальные предприниматели, освобождение от уплаты НДС не предоставляется.

Кроме того, в случае если некоммерческая организация осуществляет несколько видов деятельности, одним из которых является образовательная деятельность, то освобождение от НДС услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, оказанных этой некоммерческой организацией, осуществляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и при выполнении условий, предусмотренных п. 4 ст. 149 НК РФ, т.е. при условии ведения раздельного учета. Этот порядок освобождения от уплаты НДС распространяется и на некоммерческие организации, имеющие обособленные или структурные подразделения, созданные для целей проведения образовательного процесса.

Таким образом, если ваше учреждение отвечает всем нижеуказанным условиям:

1) является некоммерческим образовательным учреждением;

2) имеет соответствующую лицензию на оказание образовательных услуг;

3) ведет раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС,

— у вас есть основание претендовать на льготу, предусмотренную пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Однако, как мы уже выяснили, льгота эта распространяется только на услуги в сфере образования по проведению учебно-производственного процесса, причем только по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии, а также воспитательного процесса.

Поэтому возникает следующий вопрос.

Можно ли отнести платные семинары

к категории льготируемых образовательных услуг

Итак, вопрос о возможности применения льготы по НДС при проведении платных семинаров сводится к установлению того, можно ли приравнять семинар к образовательным услугам по проведению учебно-производственного процесса по направлению дополнительного образования.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" все образовательные программы, реализуемые в России, подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, и каждый из этих видов программ подразделяется далее на основные и дополнительные.

В каких случаях образовательные услуги не облагаются НДС?

При этом согласно п. п. 4 и 5 той же статьи профессиональными считаются образовательные программы, направленные на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации, а именно программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Бесспорно, семинары не относятся к основным профессиональным образовательным программам. Но можно ли считать их дополнительными образовательными программами? Для ответа на этот вопрос обратимся к ст. 26 того же Закона РФ "Об образовании", в которой отмечается, что к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

— в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

— в образовательных учреждениях дополнительного образования (например, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

— посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Таким образом, в случае, если семинар проводится не образовательным учреждением профессионального или дополнительного образования, его однозначно нельзя рассматривать как дополнительную образовательную программу. Такой семинар считается консультационным, а потому услуги по его проведению облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Если же семинар проводит образовательное учреждение, необходимо обратить внимание на то, что основной задачей дополнительного образования согласно ст. 26 Закона РФ "Об образовании" является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

Нужно также иметь в виду, что перечень образовательных учреждений повышения квалификации, которые вправе реализовывать дополнительное профессиональное образование, приведен в п. 8 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (далее — Постановление N 610).

А в соответствии с п. 7 вышеуказанного Типового положения повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

1) краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

2) тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

3) длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Помимо повышения квалификации в вышеуказанных формах, видами дополнительного профессионального образования согласно тому же документу считаются также стажировка и профессиональная переподготовка. При этом в соответствии с п. 13 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденного Приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571, освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной государственной итоговой аттестацией. А осуществлять реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ с целью присвоения специалисту дополнительной квалификации могут только образовательные учреждения, имеющие соответствующие лицензии.

Таким образом, если продолжительность семинара составляет менее 72 часов, его нельзя рассматривать как форму повышения квалификации. А потому он не будет рассматриваться как разновидность программы дополнительного образования.

Итак, платить НДС или нет?

Аргументы против применения

пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ к семинарам

Образовательному учреждению необходимо начислять НДС по платным семинарам, если оно не может доказать соответствие оказываемых услуг требованиям, прописанным в пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ. Рассмотрим их подробнее.

Во-первых, как мы уже установили, проведение семинаров нельзя назвать услугами в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса. Семинары нельзя назвать и платными дополнительными образовательными услугами. Ведь наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления на договорной основе должны быть обязательно указаны в уставе образовательного учреждения (пп. "ж" п. 1 ст. 13 Закона РФ "Об образовании"), что на практике иногда не имеет места. Кроме того, согласно п. 1 ст. 45 того же Закона РФ образовательные учреждения могут оказывать платные услуги, и не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами (например, обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), однако о семинарах здесь ничего не сказано. Нет упоминания о семинарах и в Правилах оказания платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 N 505).

Во-вторых, одним из обязательных условий освобождения от НДС согласно пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ является наличие у образовательного учреждения лицензии, иными словами, лицензирование платной образовательной деятельности. Вместе с тем разовые лекции, стажировки, семинары и другие виды обучения, не сопровождающиеся итоговой аттестацией, выдачей документов об образовании или квалификации, лицензированию не подлежат. Это следует из п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796. Кроме того, по этому поводу было Письмо Минобразования России от 25.12.2002 N 31-52-122/31-15, в котором сказано, что "…деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не подлежит лицензированию". Семинары могут проводиться организациями, вообще не имеющими лицензии на осуществление образовательной деятельности. Но даже если у организации есть лицензия на осуществление образовательной деятельности, это не меняет картины для целей налогообложения, ведь семинары в принципе не лицензируются — а потому и не льготируются. Иными словами, если организация оказывает платные образовательные услуги, на которые лицензия не нужна, то платить НДС придется в общеустановленном порядке.

В-третьих, высока вероятность того, что налоговые органы обратят внимание и на сущность организуемого мероприятия с целью установить, что же имело место при проведении семинара: обучение или консультирование. Ведь оказание консультационных услуг не льготируется, этот вид деятельности напрямую исключен из пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ.

И рассуждение на эту тему приводит к мысли о том, что целью любых семинаров (конференций, симпозиумов) является изучение проблемных вопросов, то есть получение участниками семинара (представителями учебных заведений, работниками различных организаций и т.д.) новых знаний и информации, вызванное необходимостью их использования в практической деятельности (производственном процессе, процессе управления предприятием и т.д.). И даже если участникам семинара выдается какой-либо документ о том, что они прослушали лекции на определенные темы, скорее всего, налоговики все равно будут искать доказательства о том, что фактически участникам семинара оказана консультационная услуга.

Можно, конечно, возразить: раз у образовательного учреждения есть лицензия на образовательную деятельность, то семинар — учебный, а не консультационный. Действительно, различие между семинаром, проводимым учебным (образовательным) заведением в процессе его образовательной деятельности, и так называемым консультационным семинаром состоит в том, что учебный семинар проводится в рамках учебного процесса и должен быть включен в программу обучения и учебный план. В этом случае семинар не является отдельной платной образовательной услугой, так как его стоимость должна входить в общую плату за обучение.

Но не стоит забывать, что организацией и проведением семинаров занимаются не только образовательные организации.

Однако различие в видах семинаров важно только при оформлении документов, выдаваемых участникам семинара. И то только потому, что это важно для участника семинара и для его работодателя в связи с решением вопросов о включении стоимости семинара, оплаченного работодателем, в доход участника семинара при исчислении НДФЛ и ЕСН, а также отнесении этих сумм на расходы организации-работодателя.

Доказательство своей правоты, что семинар все-таки является образовательной, а не консультационной услугой, бухгалтер и руководитель образовательного учреждения могут построить на том, что обучение предполагает собой приобретение слушателями знаний по отдельным вопросам с выдачей документов, подтверждающих прохождение обучения (диплома или сертификата). Приобретение знаний при обучении характеризуется также выдачей методических пособий, книжных изданий и т.п. Более того, обучение могут проводить только уполномоченные на это организации, располагающие специальной на то лицензией (разрешением). Таким образом, если образовательное учреждение:

имеет соответствующую лицензию;

при проведении семинара обеспечивает участников методическими материалами;

а по итогам семинара выдает сертификаты или дипломы, подтверждающие прохождение обучения,

— возможно, налоговики примут возражения и согласятся с тем, что НДС с таких семинаров платить не нужно. Но это далеко не факт.

А вот если проводимые мероприятия заключались только в получении информации по отдельным вопросам (кругу вопросов) без выдачи каких-либо документов о прохождении обучения, то налицо только консультирование работников организаций в рамках выполняемых ими должностных обязанностей. И в этом случае от НДС точно не "отвертеться".

Отсюда неутешительный для бухгалтеров образовательных организаций вывод: на стоимость услуг по организации семинаров НДС начисляется в общеустановленном порядке.

Альтернативный вариант оформления семинара

для применения льготы по НДС

Если все-таки образовательное учреждение желает приравнять семинары к образовательным услугам и воспользоваться льготой по НДС, то не стоит забывать о правильном оформлении документов, связанных с проводимым мероприятием.

Как мы уже выяснили, в соответствии с Постановлением N 610, для того чтобы утверждать, что имело место повышение квалификации, необходимо, чтобы продолжительность семинара составляла не менее 72 часов. Это обязательное условие. А потому программа семинара должна быть рассчитана не менее чем на 72 учебных часа, причем в соответствии с п. п. 42 и 43 указанного Постановления образовательное учреждение обязано разработать и утвердить программу повышения квалификации (дополнительную профессиональную образовательную программу), а также учебные планы в порядке, определенном его уставом.

На практике же семинары чаще всего проходят за один-два дня или даже за несколько часов. В этом случае для того, чтобы выполнить требования по часам, можно попробовать такой вариант — разбить семинар на несколько частей, проводимых в разное время. Например, семинар для бухгалтеров можно разделить на 6 ежемесячных встреч по 12 часов каждая, и в результате общая продолжительность семинара составит 72 часа. При этом каждая часть может быть посвящена определенной теме, например, первая часть семинара, проводимая в январе, может быть посвящена изменениям в налогообложении, вторая часть семинара — в феврале — составлению годовой бухгалтерской отчетности и т.д. Тем более что чаще всего подобные семинары проводятся "без отрыва от производства", т.е. слушатели будут приходить на них вечером или в выходные дни, а потому подобная разбивка может быть вполне оправданна.

Кроме того, согласно п. 22 Постановления N 610 слушателями учреждения повышения квалификации считаются лица, зачисленные на обучение приказом руководителя образовательного учреждения. А потому для того, чтобы претендовать на присвоение семинару статуса мероприятия дополнительного образования, необходимо оформить такой приказ.

В соответствии с п. 27 Постановления N 610 необходимо также производить оценку уровня знаний слушателей: по результатам текущего контроля знаний и итоговой аттестации. Поэтому приказом руководителя образовательного учреждения должна быть сформирована аттестационная комиссия, которая, в свою очередь, должна оформить протоколы проведения итоговой аттестации участников семинара.

Также согласно ст. 27 Закона РФ "Об образовании" и п. 28 Постановления N 610 слушателям, успешно завершившим курс дополнительного обучения, должен быть выдан соответствующий документ:

— удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;

— свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;

— диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;

— диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Следовательно, участники семинара после итоговой аттестации должны получить удостоверения о повышении квалификации. Естественно, что данный документ должен быть скреплен печатью образовательного учреждения.

Более того, если семинар проводило государственное или прошедшее аккредитацию негосударственное образовательное учреждение повышения квалификации, оно должно выдать соответствующий документ государственного образца.

Впрочем, вопрос о повышении квалификации, стажировке, профессиональной переподготовке — это уже отдельная тема для обсуждения.

А.Г.Коковкина

Генеральный директор

Издательства "Советник бухгалтера"

Н.Н.Шишкоедова

Консультант-эксперт

по бухгалтерскому учету и налогообложению

Подписано в печать

11.04.2005

—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——

(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.

НДС при оказании образовательных услуг: кто платит, когда уплачивается

НДС — порядок применения льгот бюджетными организациями

НДС — порядок применения льгот бюджетными организациями

Главой 21 “Налог на добавленную стоимость“ части второй Налоговой кодекса РФ не предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость для бюджетных организаций.

Налогоплательщиками являются организации, на которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ). При этом под организациями понимаются юридические лица, которые образованы в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 11 НК РФ).

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость, в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (ст. 143 НК РФ).

Таким образом, все организации, вне зависимости от форм собственности, ведомственной принадлежности и видов деятельности, при осуществлении операций, подлежащих налогообложению, обязаны платить НДС.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признают операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Исключением являются операции, не подлежащие налогообложению согласно статье 149 Налогового кодекса РФ, и операции, не признаваемые объектом налогообложения согласно пункту 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Операции, не подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость, определены в статье 149 Налогового кодекса РФ.

Важным моментом для использования освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренного статьей 149 Налогового кодекса РФ, является выполнение требований пунктов 4, 5, 6 и 7 данной статьи.

В случае если организация осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения), она обязана вести раздельный учет таких операций. Об этом сказано в пункте 4 статьи 149 Налогового кодекса.

В пункте 5 статьи 149 указан порядок, согласно которому организация, осуществляющая операции по реализации товаров (pa6oт, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения. Для этого нужно представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика. Срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого организация намерена отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых организацией операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг). Также организация не может отказаться от освобождения на срок менее одного года.

Согласно пункту 6 статьи 149 перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению при наличии у организации соответствующих лицензий на осуществление лицензируемой деятельности.

Норма пункта 7 статьи 149 указывает, что освобождение от налогообложения не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров.

НДС и образовательные учреждения

С учетом изложенных особенностей, предусмотренных для организаций, в том числе бюджетных, рассмотрим порядок применения налогового освобождения от НДС образовательными учреждениями.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению реализация на территории России услуг в сфере образования. Но при условии, что эти услуги оказывают некоммерческие образовательные учреждения учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса. При этом не стоит забывать, что консультационные услуги, а также услуги по сдаче в аренду помещений не подпадают под это освобождение.

Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг), как собственного производства (в том числе учебно-производственными мастерскими в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне, подлежит налогообложению. Причем независимо от того, направляется ли доход от этой реализации в данное образовательное учреждение на развитие, совершенствование образовательного процесса или нет.

При оказании некоммерческими образовательными учреждениями услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса освобождение от налога предоставляют независимо от того, на какие цели направлен доход, полученный за оказание этих услуг.

Услугой для целей налогообложения на основании пункта 5 статьи 38 Налогового кодекса РФ признают деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуют и потребляют в процессе осуществления этой деятельности.

Согласно Закону от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании“ (далее — Закон) под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Такой процесс должен сопровождаться констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

В соответствии со статьей 12 Закона образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс. То есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.

Согласно пункту 6 статьи 33 Закона право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные российским законодательством, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Таким образом, указанную льготу предоставляют при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной в соответствии с Законом от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании“.

Негосударственные образовательные учреждения могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ст. 11.1 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1).

Соответственно некоммерческие образовательные учреждения, под которыми понимают государственные (или муниципальные), а также негосударственные образовательные организации, созданные в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, и осуществляющие образовательную деятельность при наличии лицензии вправе применить налоговое освобождение согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 16 марта 1999 г. N 643 “Об утверждении типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти“ установлено, что филиал проходит лицензирование образовательной деятельности самостоятельно.

Таким образом, условием для применения вышеуказанного освобождения образовательным учреждением, который имеет филиалы, является наличие лицензий на право ведения образовательной деятельности как у самого учреждения, так и у его филиалов.

Коммерческим образовательным учреждениям, в том числе созданным в виде обособленных или структурных подразделений коммерческих организаций или индивидуальными предпринимателями, освобождение от НДС не предоставляют.

Не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Об этом сказано в подпункте “а“ пункта 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства от 18 октября 2000 г. N 796. Таким образом, в случае, когда по итогам семинаров аттестацию не проводят и соответствующие документы не выдают, услуги по проведению семинаров не подпадают под лицензирование. Соответственно льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, на такие услуги не распространяется. Таким образом, реализацию таких услуг облагают НДС в общеустановленном порядке.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ не подлежит обложению НДС выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов. А также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с российским законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров также не облагают НДС.

При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования на основе хозяйственных договоров, основанием для освобождения этих работ от налога является договор на выполнение таких работ. Также нужно представить в налоговый орган подтверждение об отнесении организации, выполняющей данные работы, к учреждениям образования.

Нередко учреждение образования осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, освобождаемые от налогообложения. Если в учетной политике, принятой организацией, не отражен отказ от освобождения от НДС, право на него у учреждения возникает только при наличии раздельного учета таких операций.

НДС и учреждения культуры

Услуги в сфере культуры и искусства, которые оказывают на территории России учреждения культуры и искусства, также не облагают НДС (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ). К таким услугам относятся:

— услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;

— реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

К учреждениям культуры и искусства в целях главы 21 Налогового кодекса относят:

— театры, кинотеатры;

— концертные организации и коллективы;

— театральные и концертные кассы, цирки;

— библиотеки, музеи, выставки;

— дома и дворцы культуры (в частности, дома кино, литератора, композитора), клубы;

— планетарии, парки культуры и отдыха;

— лектории и народные университеты;

— экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро);

— заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Если образовательное учреждение имеет в качестве обособленного или структурного подразделения библиотеку, клуб, оно может получить освобождение от НДС. Однако эта льгота предоставляется при наличии у данного образовательного учреждения соответствующего кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001. Напомним, что этот классификатор введен с 1 января 2003 года на основании постановления Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст.

НДС и аренда

Нередко образовательные учреждения осуществляют несколько видов деятельности, одним из которых является образовательная. В этом случае освобождение от налога услуг в сфере образования осуществляется не только при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, но при выполнении условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ определен порядок раздельного учета сумм налога, подлежащих налоговому вычету, и сумм налога, относимых на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Как указано выше, услуги некоммерческих образовательных организаций по сдаче в аренду имущества, в том числе недвижимого, облагают НДС в общеустановленном порядке. Но у бухгалтеров возникает вопрос: если образовательное учреждение сдает в аренду помещение, которое является федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления, можно ли применять пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ?

В этом пункте сказано, что при предоставлении на территории России органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговую базу определяют как сумму арендной платы с учетом налога. При этом налоговый агент определяет налоговую базу отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признают арендаторов указанного имущества. Они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога.

В ситуации, когда государственное образовательное учреждение сдает в аренду помещение, которое является федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления, обязанность по уплате НДС возлагается на арендодателя. В данном случае арендатор не вправе выполнять функции налогового агента (ст. 161 НК РФ).

НДС и целевое финансирование

При реализации федеральных целевых программ, исполнителями которых являются, например, государственные учреждения, выполненные ими работы или оказанные услуги облагают НДС.

При этом когда заказчиком работ (услуг) является государство и бюджетные средства являются источником их оплаты, НДС, подлежащий уплате за выполнение этих работ (услуг), исчисляют и уплачивают в общеустановленном порядке.

При определении налоговой базы выручку от реализации товаров (работ, услуг) определяют исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг). При этом не важно получена выручка в денежной, натуральной формах или в ценных бумагах (п. 2 ст. 153 НК РФ).

Если бюджетная организация получила деньги в виде целевого финансирования из бюджетов различных уровней на оплату каких-либо работ или услуг, то эти средства не учитывают при определении налоговой базы. Однако такие средства не облагают налогом только в момент их зачисления на счет организации-бюджетополучателя, которая является заказчиком указанных работ (услуг). Выполненные работы (оказанные услуги), которые были оплачены за счет вышеуказанных средств, подлежат налогообложению (освобождению от налогообложения) в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ. При получении исполнителем от бюджетной организации данных денежных средств за предстоящее выполнение работ (оказание услуг) налогообложение осуществляют согласно статье 162 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ не признается объектом налогообложения передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям.

Денежные средства, поступившие в виде целевых средств из бюджетов различных уровней на приобретение товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы, не учитывают при определении налоговой базы.

Таким образом, имея в оперативном управлении имущество, являющееся федеральной собственностью, его текущий ремонт следует осуществлять за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов. Суммы налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) в пределах сметы, в том числе за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, вычету не подлежат.

Л.В. Чураянц,

советник налоговой службы РФ III ранга

“Бюджетный учет“, N 1, январь 2005 г.

Service Temporarily Unavailable