Нецелевое использование бюджетных средств

Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств

Попов С.В., соискатель Пятигорского государственного технологического университета.

Как известно, бюджетные средства, предназначенные для финансового обеспечения государственных и муниципальных функций, выделяются в распоряжение получателей бюджетных ассигнований исключительно для финансирования конкретных целей. Однако законодательно признанное положение о целевом характере бюджетных средств нередко игнорируется при исполнении бюджетов всех уровней. Получившая значительное распространение практика нецелевого расходования бюджетных средств препятствует эффективной деятельности государства и местного самоуправления, ставит под угрозу выполнение национальных проектов и государственных целевых программ и тем самым причиняет существенный ущерб интересам российского народа, общества и государства в целом. В этой связи в современной юридической и общественно-политической литературе открыто признается, что масштабное нецелевое использование бюджетных средств является реальной угрозой для национальной безопасности России. Необходимость противодействия этой угрозе предопределила появление в Уголовном кодексе РФ новой статьи, устанавливающей ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ).

Основным непосредственным объектом нецелевого расходования бюджетных средств являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Дополнительным непосредственным объектом нецелевого расходования бюджетных средств могут являться интересы личности, общества и государства, финансовое обеспечение которых осуществляется из бюджетных средств.

Обязательным признаком преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.1 УК РФ, является его предмет — бюджетные средства в крупном размере, за исключением тех, которые предоставлены в форме бюджетного кредита, поскольку уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетного кредита наступает по ч. 2 ст. 176 УК РФ. Согласно примечанию к ст. 285.1 УК РФ крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей. Обращает на себя внимание некоторая непоследовательность законодателя, который в диспозиции ч. 1 ст. 285.1 УК РФ признал крупный размер признаком общественно опасного деяния ("расходование бюджетных средств… совершенное в крупном размере"), а в примечании к ст. 285.1 УК РФ указал, что крупный размер — это определенная сумма бюджетных средств, то есть признак предмета преступления. На наш взгляд, крупный размер характеризует не объективную сторону нецелевого расходования бюджетных средств, а является стоимостным, количественным критерием предмета этого преступления.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ, выражается в расходовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенном в крупном размере.

Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц (ч. 1 ст. 227 БК РФ). Согласно диспозиции ч. 1 ст.

Статья 285.1 УК РФ. Нецелевое расходование бюджетных средств

285.1 УК РФ расходование бюджетных средств является нецелевым, если бюджетные средства израсходованы на цели, не соответствующие условиям их получения, которые определяются следующими утвержденными документами:

а) бюджет — основной финансовый план соответствующей территории, который ежегодно утверждается в форме закона (федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации) или в форме решения представительного органа местного самоуправления;

б) бюджетная роспись, т.е. документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ (ст. 6 БК РФ);

в) уведомление о бюджетных ассигнованиях, т.е. документ, в форме которого орган, исполняющий бюджет, доводит показатели бюджетной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств (ст. 220 БК РФ);

г) смета доходов и расходов, т.е. план доходов и расходов бюджетного учреждения (ст. 221 БК РФ);

д) иной документ, являющийся основанием для получения бюджетных средств, — таковым может быть соглашение о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, нормативный акт органа исполнительной власти либо органа местного самоуправления.

Таким образом, нецелевое расходование бюджетных средств — это осуществление платежа (списание бюджетных средств со счета бюджета в пользу физических и юридических лиц) на цели, не соответствующие условиям получения бюджетных средств. Показательными примерами нецелевого расходования бюджетных средств могут являться факты, изложенные в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 августа 1997 г. N 21-7-97 "О нарушениях законодательства об организации питания обучающихся". Так, руководители Данковского РОНО Липецкой области средства в сумме 231,8 млн. руб., выделенные из федерального бюджета на питание детей в дошкольных учреждениях, проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, потратили на приобретение легкового автомобиля, холодильников и выплату себе премий.

В Комаричском профучилище Брянской области из денежных средств в сумме 94 млн. руб., перечисленных на питание, 30 млн. руб. с разрешения управления образованием израсходовано на другие цели. В СПТУ Солонешского района Алтайского края более 12 млн. руб., выделенных из федерального бюджета на питание студентов, израсходованы на хозяйственные нужды. Руководством школьно-базовой столовой N 38 г. Екатеринбурга средства в сумме 142,8 млн. руб., выделенные на компенсацию питания, направлены на погашение задолженности по транспортным расходам. В Донском казачьем кадетском профучилище и учебном центре г. Волгодонска Ростовской области эти средства перераспределены на оплату командировочных расходов и прочие хозяйственные нужды <1>.

<1> СПС КонсультантПлюс.

Провозглашая принцип целевого характера бюджетных средств (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ), законодатель в отдельных случаях предоставляет получателям бюджетных средств возможность использования бюджетных ассигнований на цели, не соответствующие условиям их получения. Так, согласно ст. 237 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение, финансируемое на основе сметы доходов и расходов, в случае задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца или при финансировании не более 75 процентов объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал, вправе самостоятельно определять направление кассового расхода со своих счетов в органах Федерального казначейства в пределах доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Такое нецелевое использование бюджетных средств осуществляется на основании закона и преследует цель минимизировать негативные последствия задержки финансирования из бюджета или недофинансирования бюджетных учреждений. Иными словами, при наличии оснований, предусмотренных ст. 237 Бюджетного кодекса РФ, нецелевое использование бюджетных средств следует признавать правомерным.

Представляется, что нецелевое использование бюджетных средств, признанное правомерным, не может иметь уголовно-правового значения и не подлежит квалификации по ст. 285.1 УК РФ.

Субъект нецелевого расходования бюджетных средств является специальным. Согласно ч. 1 ст. 285.1 УК РФ таковым является должностное лицо получателя бюджетных средств. В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств — это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ, может являться лишь то должностное лицо получателя бюджетных средств, на которое возложена персональная ответственность за выполнение юридической обязанности по целевому расходованию бюджетных ассигнований. Если же должностное лицо получателя бюджетных средств не уполномочено принимать решения о расходовании бюджетных ассигнований, а, соответственно, не ответственно за их целевое использование, то такое лицо не является субъектом преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ.

К числу должностных лиц получателя бюджетных ассигнований, уполномоченных принимать решения о расходовании бюджетных средств и несущих персональную ответственность за их целевое использование, как правило, относятся руководитель учреждения или организации, его заместители, главный бухгалтер. Следовательно, указанные должностные лица получателя бюджетных средств и являются субъектами преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом.

Совершая преступление, предусмотренное ст. 285.1 УК РФ, субъект должен осознавать общественную опасность нецелевого расходования бюджетных средств и желать совершить указанные действия.

Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств дифференцирована посредством установления в ч. 2 ст. 285.1 УК РФ двух квалифицированных составов этого преступления:

  • нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору (п. "а" ч. 2 ст. 285.1 УК РФ);
  • нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное в особо крупном размере (п. "б" ч. 2 ст. 285.1 УК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. В судебной практике подчеркивается, что преступление считается совершенным группой лиц по предварительному сговору в случае участия в его совершении, как минимум, двух соисполнителей <2>. Соответственно, нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору, имеет место, если в преступлении участвовали два или более исполнителя, обладающих признаками специального субъекта этого преступления.

<2> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 4. С. 9.

Самостоятельным квалифицированным составом нецелевого расходования бюджетных средств является "то же деяние, совершенное в особо крупном размере" (п. "б" ч. 2 ст. 285.1 УК РФ). Однако согласно примечанию к ст. 285.1 УК РФ особо крупным размером в этой статье признается сумма бюджетных средств, превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей, то есть признак предмета нецелевого расходования бюджетных средств. Мы уже обращали внимание на это противоречие и пришли к выводу, что в ст. 285.1 УК РФ размер характеризует не объективную сторону, а предмет соответствующего преступления. Это означает, что в основу выделения рассматриваемого квалифицированного состава нецелевого расходования бюджетных средств положен квалифицирующий признак, характеризующий предмет этого преступления.

УК РФ Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

(введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см.

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

текст в предыдущей )

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Ст. 285.1 УК РФ. Нецелевое расходование бюджетных средств

Анализ судебной практики: нецелевое использование бюджетных средств.

Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств

Статья 137. Бюджетного Кодекса РБ
Нецелевое использование средств бюджета



1.Под нецелевым использованием средств бюджета следует понимать любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, иными актами законодательства, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой и расчетами, перечнями к ней.

2. Не являются использованием бюджетных средств не по целевому назначению получение и направление в течение финансового года (с согласия Министерства финансов, местного финансового органа) бюджетных средств их получателями на восстановление собственных средств, израсходованных (с соблюдением процедур, предусмотренных при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) за счет средств бюджета и внешних государственных займов) на покрытие затрат, финансирование которых осуществляется согласно плановым бюджетным ассигнованиям в соответствии с бюджетными сметами за счет (или с участием) бюджетных средств, но произведено несвоевременно, а также неверное отражение расходов по экономической классификации расходов бюджета при сохранении адресной направленности.

3. Нецелевое использование средств бюджета влечет приостановление или ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств либо взыскание в бесспорном порядке в доход соответствующего бюджета полученных бюджетных средств с начислением процентов в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на дату взыскания за каждый день с даты нецелевого их использования по дату возмещения (взыскания).

В случае добровольного возмещения бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, начисление процентов производится в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на дату их уплаты за каждый день с даты нецелевого их использования по дату уплаты.

Другие статьи закона

Тизерная сеть GlobalTeaser

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Лекции — Контроль и ревизия в бюджетном учреждении
скачать (2588 kb.)

Доступные файлы (1):

содержание

1.doc

1 …   10   11   12   13   14   15   16   17   …   34

Реклама MarketGid:
^
Действующее законодательство РФ не содержит понятия "неправомерное расходование бюджетных средств", однако квалификация различными контрольными органами выявленных нарушений в качестве "неправомерных" — довольно распространенный случай. Из этого можно сделать вывод, что под "неправомерным расходованием" подразумевается расходование бюджетных средств с нарушением действующего законодательства, то есть термин "неправомерное расходование" является синонимом термина "незаконное использование". К указанным нарушениям можно отнести, в частности:

— осуществление авансовых платежей сверх установленного размера;

— использование бюджетных средств без подтверждения оправдательными документами;

— переплаты и неположенные выплаты заработной платы (денежного содержания, довольствия);

— сверхнормативные расходы (кроме переплат и неположенных выплат заработной платы (денежного содержания, довольствия).

Обратите внимание: согласно ч. 4 Указа Президента РФ от 25.06.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Необходимо отметить, что на практике данная норма не всегда является работоспособной. Например, в настоящее время в связи с отменой с 01.01.2010 ст. 231 БК РФ отсутствует правовой механизм возмещения средств федерального бюджета, использованных не по целевому назначению. При выявлении указанных нарушений контрольные органы вынуждены ограничиваться привлечением должностных и юридических лиц к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ. Также не допускается взыскание с работников излишне выплаченных сумм заработной платы (денежного содержания, довольствия), за исключением случаев, установленных ст. 137 ТК РФ.

Рассмотрим виды неправомерного расходования денежных средств более подробно.
^
Ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете или нормативно-правовом акте по его реализации законодательно устанавливается ограничение размера осуществления авансовых платежей получателями средств федерального бюджета.

На 2010 год в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" установлены следующие размеры авансовых платежей, которые могут быть предусмотрены при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и об оказании услуг:

— до 100% суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению в 2010 году, — по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке (приобретении) на печатные издания, об обучении на курсах повышения квалификации, участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведении Всероссийской олимпиады школьников и приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также по договорам о проведении лечения граждан РФ за пределами территории РФ, заключаемым Минздравсоцразвития с иностранными организациями, и по договорам (контрактам) на оказание транспортных услуг по перевозке гуманитарных грузов железнодорожным транспортом в ходе проведения гуманитарных операций, заключаемым МЧС с российскими организациями-исполнителями;

— до 60% суммы договора (контракта), но не более 60% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению в 2010 году, — по государственным контрактам на оказание услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти РФ, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям Президента РФ, авиационным перевозкам, осуществляемым в целях обеспечения визитов и рабочих поездок указанных лиц, а также по договорам (контрактам), заключенным с организаторами российских экспозиций на международных, национальных и иных выставочно-ярмарочных мероприятиях, в случае когда для организации таких экспозиций предусмотрено частичное финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета;

— до 30% суммы договора (государственного контракта), а также последующее авансирование выполняемых работ в указанном размере после подтверждения выполнения предусмотренных договором (государственным контрактом) работ в объеме произведенных авансовых платежей по договорам (государственным контрактам) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ на сумму, превышающую 600 000 000 руб.;

— до 50% суммы договора (государственного контракта) с производителями автомобильной и дорожно-строительной техники, произведенной на территории РФ, в случаях, предусмотренных п. 17.1 ч. 2 ст. 55 Закона о государственных закупках;

— до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению в 2010 году, — по остальным договорам (контрактам).

Осуществление получателями средств федерального бюджета авансовых платежей с превышением вышеуказанных нормативов будет квалифицировано контрольными органами как неправомерное расходование бюджетных средств.

^
В соответствии со ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и п. 3 Инструкции N 148н все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 161 Гражданского кодекса сделки между юридическими лицами, а также между ними и гражданами должны совершаться в простой письменной форме путем составления документов, выражавших их содержание и подписанных лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами (ч. 1 ст. 160 Гражданского кодекса).

Таким образом, использование бюджетных средств при отсутствии подтверждающих документов будет квалифицировано в качестве неправомерного расходования бюджетных средств.

^
Данная группа нарушений включает нарушения от допущенных в результате арифметических ошибок до сознательных переплат и неположенных выплат заработной платы (денежного содержания, довольствия), надбавок и доплат, премий, вознаграждений и компенсаций, не предусмотренных штатным расписанием и нормативно-правовыми актами.

Довольно распространенным случаем являются факты установления руководителем организации самому себе различных стимулирующих надбавок и премий.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность выплачивать причитающуюся работникам заработную плату. Надбавки, дополнительные выплаты и премии входят в фонд оплаты труда и выплачиваются работнику на основании решений работодателя.

Заработная плата руководителей учреждений состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до пяти размеров указанной средней заработной платы (п. 6 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (далее — Положение)).

В соответствии с п. 8 Положения выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей учреждений в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах. Федеральные государственные органы — главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера.

Руководителям учреждений — главных распорядителей средств федерального бюджета выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством РФ (п. 9 Положения).

Таким образом, установление руководителем учреждения самому себе стимулирующих надбавок и премий, не установленных трудовым договором с ним, а также без согласия и без наличия распоряжений вышестоящей организации будет признано неправомерным расходованием бюджетных средств.

Кроме того, к переплатам и неположенным выплатам заработной платы (денежного содержания, довольствия), надбавок и доплат, премий, вознаграждений и компенсаций, не предусмотренных штатным расписанием и нормативно-правовыми актами, относятся такие нарушения, как:

— нарушения при оплате работы в выходные и праздничные дни;

— нарушения при определении среднего заработка для расчета сумм отпускных и других выплат;

— нарушения при применении и начислении районного коэффициента и северных надбавок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

— факты незаконных доплат к заработной плате штатным работникам за выполнение работ, входящих в круг их обязанностей, за совместительство, замещение временно отсутствующих работников;

— оплата фактически не отработанного времени.

1   …   10   11   12   13   14   15   16   17   …   34

Скачать файл (2588 kb.)

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Анализ нарушений, выявляемых в ходе ревизий финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, показывает, что, несмотря на принимаемые Правительством РФ и Минфином меры, нецелевое использование денежных средств продолжает оставаться одним из основных нарушений.

В соответствии со ст. 289 БК РФ за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена административная, а в отдельных случаях и уголовная, ответственность. Какой контролирующий орган вправе привлечь организацию к ответственности? Можно ли оспорить в судебном порядке вынесенные в адрес учреждения предписания и представления о выявленных нарушениях? Можно ли уйти от штрафных санкций, установленных КоАП РФ для нарушителей бюджетного законодательства? Ответы на эти и другие вопросы читатели узнают из статьи.

В соответствии со ст. 38 БК РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Следовательно, направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, являются нецелевым использованием бюджетных средств.

Согласно ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные УК РФ.

К сведению. В силу ст. 15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств их получателем на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для их получения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

— на руководителя бюджетного учреждения в размере от 4000 до 5000 руб.;

— на бюджетное учреждение — от 40 000 до 50 000 руб.

Вопрос: На какой государственный орган возлагается обязанность по привлечению к административной ответственности за нецелевое использование денежных средств?

Из системного толкования гл. 28 БК РФ следует, что при нарушении бюджетного законодательства к нарушителям могут быть применены меры принуждения, предусмотренные данным Кодексом и федеральными законами, а к руководителю за нецелевое использование бюджетных средств — меры дисциплинарной или административной ответственности, при этом применить такие меры ответственности в силу ст. 284.1 БК РФ может только орган, исполняющий бюджет.

Контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) (п. 5.1.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 (далее — Положение N 278)). В этих целях она вправе проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях — получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций:

— денежные документы;

— регистры бухгалтерского учета;

— отчеты, планы, сметы и иные документы;

— фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей.

Также Росфиннадзор вправе получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий (п. 5.14.1 Положения N 278).

Право рассматривать дела об административных правонарушениях предоставлено Росфиннадзору п. 5.4 Положения N 278.

Service Temporarily Unavailable

Однако такое право имеют не все представители данной службы. Исходя из п. 2 ст. 23.7 КоАП РФ оно предоставлено:

— руководителю федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, его заместителям;

— руководителям структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместителям;

— руководителям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместителям.

Судебные органы по-своему трактуют положения ст. 23.7 КоАП РФ. Так, Арбитражный суд Пермского края в Решении от 08.07.2009 N А50-13225/2009 определил, что в силу ст. 23.7 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ, рассматривают органы валютного контроля. Однако данный вывод суда признан ФАС УО в Постановлении от 23.09.2009 N Ф09-7201/09-С1 неправильным.

Вопрос: Всегда ли можно оспорить в судебном порядке представления или предписания, выносимые территориальными органами Росфиннадзора в адрес проверяемого учреждения?

В соответствии с п. 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 89н, территориальное управление осуществляет контроль и надзор за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета.

Представление о ненадлежащем исполнении бюджета выносится по результатам ревизии (проверки) в соответствии с Административным регламентом <1>, согласно которому в представлении перечисляются факты выявленных нарушений требований бюджетного законодательства, отражается предложение о рассмотрении представления и предложение о применении мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений.

Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утв. Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н.

Как отметили арбитры в Постановлении ФАС ПО от 17.04.2009 по делу N А72-6676/2008, если представление Росфиннадзора носит информационный и разъяснительный характер, не свидетельствует о принятии мер принуждения, предусмотренных бюджетным законодательством, то оно и не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы лица, в отношении которого оно вынесено. Кроме того, оспариваемое представление не затрагивает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического характера и не создает препятствий для осуществления такой деятельности, не порождает экономического спора. Следовательно, представление не является ненормативным правовым актом, оспаривание которого подведомственно арбитражному суду.

Для справки. Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу ст. 13 ГК РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом и содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

В силу ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 АПК РФ арбитражным судам подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Поскольку спор о признании представления незаконным арбитражному суду неподведомствен, производство по делу в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ подлежит прекращению (Постановление ФАС ПО от 17.04.2009 по делу N А72-6676/2008).

Вопрос: Можно ли привлечь к административной ответственности за самостоятельное перераспределение бюджетных средств?

Одним из видов нецелевого использования денежных средств является их самостоятельное перераспределение получателями с одного вида расхода на другой. Законодательством РФ право на самостоятельное перераспределение полученных денежных средств не установлено. По мнению контролирующих органов, такое перераспределение относится к нецелевому использованию. Основанием для этого вывода является ст. 162 БК РФ, регулирующая полномочия получателей бюджетных средств, среди которых не указано право на перераспределение данных средств. Кроме того, согласно ст. 158 БК РФ право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям предоставлено главному распорядителю средств, а именно: он составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

Поддерживают мнение контролирующих органов и судьи.

Так, в Постановлении ФАС ВСО от 14.01.2009 N А74-1753/08-03АП-2919/08-Ф02-6759/08 рассмотрена кассационная жалоба ТФОМС субъекта РФ на решение апелляционной инстанции о правомерности вынесения постановления Территориальным управлением Росфиннадзора.

По мнению ТФОМС, самостоятельное перераспределение и расходование средств по конкретным статьям бюджетной классификации расходов в пределах сумм, предусмотренных в бюджете на текущий год, не могут рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств с учетом того, что доходы и расходы фонда определены законом о бюджете, не предусматривающим постатейное распределение доходов и расходов на управленческие функции.

Арбитражный суд, принимая решение об удовлетворении требований ТФОМС, мотивировал его отсутствием в действиях фонда события административного правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 15.14 КоАП РФ, поскольку денежные средства были использованы им на цели, соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим деятельность ТФОМС, и его бюджетом.

Однако данный довод не поддержали апелляционная и кассационная инстанции. По их мнению, каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое бюджетной классификацией. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Из анализа соответствующих норм следует, что организация, финансируемая из бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

Факт нецелевого использования ТФОМС бюджетных средств, выразившийся в перечислении денежных средств на приобретение флэш-карты памяти за счет средств статьи 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“ КОСГУ вместо статьи 310 “Увеличение стоимости основных средств“ КОСГУ, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, которые всесторонне, полно, объективно и непосредственно исследованы судом апелляционной инстанции, вследствие чего суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях ТФОМС состава указанного правонарушения.

Вопрос: Допускается ли при установлении факта нецелевого использования освобождение от административной ответственности?

Отметим, что в некоторых случаях даже при установлении факта нецелевого использования судебные органы отменяют административное наказание. Так, в Постановлении ФАС ВВО от 20.07.2009 по делу N А82-4094/2009-28 рассмотрена кассационная жалоба Территориального управления Росфиннадзора на решение арбитражного суда о признании незаконным привлечения войсковой части к административной ответственности за нецелевое использование денежных средств.

По мнению кассационной инстанции, арбитражный суд, оценив представленные в дело доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного войсковой частью правонарушения, сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения оно не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем признал его малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.

Для справки. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Также имеются Постановления арбитражных судов, в которых представлено противоположное мнение. В Постановлении ФАС ЗСО от 06.04.2010 по делу N А03-15412/2009 арбитры вынесли решение о том, что нецелевое использование средств федерального бюджета влечет привлечение к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб., при этом оснований считать данное правонарушение малозначительным не имеется. Аналогичное решение вынесено в Постановлении ФАС ЗСО от 12.04.2010 по делу N А27-15305/2009.

Вопрос: В каких случаях за нецелевое использование бюджетных средств виновное лицо привлекается к уголовной ответственности?

К сведению. Согласно ст. 285.1 УК РФ расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Анализ судебной практики по привлечению к уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств показывает, что для того, чтобы привлечь к ответственности, нужно полностью доказать вину обвиненного.

Так, ВС РФ в Кассационном определении от 10.11.2006 N 69-о06-31 рассмотрел кассационную жалобу адвоката о неправомерности вынесения коллегией судей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры решения о привлечении гражданина К. к уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

Проверив имеющиеся в деле материалы, обсудив доводы кассационного представления, кассационной жалобы и возражений на них, судебная коллегия находит, что дело подлежит передаче на новое судебное рассмотрение по следующим основаниям.

Как видно по делу, судебная коллегия положила в основу своего заключения материалы проверки о нецелевом расходовании К. бюджетных средств. Поскольку на основании материалов проверки коллегией судей было дано заключение от 08.08.2006 о наличии в действиях гражданина К. признаков преступлений по четырем эпизодам нецелевого расходования бюджетных средств, а постановлением прокуратуры ХМАО — Югры от 10.10.2006 из указанных четырех эпизодов по трем эпизодам уголовное преследование в отношении К. прекращено, хотя все факты нецелевого расходования бюджетных средств были совершены им одним и тем же способом, тем самым подвергнуты сомнению как выводы материалов проверки, так и заключение коллегии судей о наличии признаков преступлений в действиях К.

В другом случае поводом для освобождения от ответственности послужило признание в действиях гражданина отсутствия состава преступления. Так, в Определении ВС РФ от 13.11.2008 N 3-45/08 рассмотрено дело о нецелевом использовании бюджетных средств Л., начальником Главного управления МЧС России по субъекту РФ. По приговору Уральского окружного военного суда он осужден к лишению свободы, а по п. 1 ст. 285.1 УК РФ — к штрафу в размере 100 000 руб. с освобождением его от последнего наказания в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Рассмотрев материалы дела, военная коллегия ВС РФ отменила приговор в части осуждения Л. за нецелевое расходование бюджетных средств за отсутствием в его действиях состава преступления.

Как было установлено судами, основанием для признания факта нецелевого использования бюджетных средств послужило перечисление денежных средств, пожертвованных бюджетному учреждению на приобретение пожарной техники, на инвестирование в недвижимость.

Вместе с тем данных о том, что поступившие в качестве пожертвования денежные средства включались, как это установлено в ч. 5 ст. 41 БК РФ, в состав доходов бюджета при составлении, утверждении и исполнении федерального бюджета и после этого были перечислены в качестве бюджетных средств бюджетному учреждению, в деле не имеется.

Таким образом, следует признать, что квалификация действий Л. по п. 1 ст. 285.1 УК РФ как расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, служащим основанием для получения бюджетных средств, является ошибочной.

А.Беляев

Эксперт журнала

“Бюджетные учреждения:

ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности“