Негативное воздействие на окружающую среду

Виды негативного воздействия на окружающую среду

Загрязнение окружающей среды — изменение качества среды, способное вызвать отрицательные последствия.

Загрязнением (в узком смысле) считается привнесение в какую-либо среду новых, нехарактерных для нее физических, химических и биологических агентов или превышение естественного среднемноголетнего уровня этих агентов.

Загрязнение может иметь естественное и искусственное происхождение.

Классификация загрязнений:

1. Механическое — загрязнение среды агентами, оказывающими лишь механическое воздействие без физико-химических последствий (строительный мусор, бутылки ПЭТ и т.д.).

2. Химическое — изменение химических свойств среды, оказывающих отрицательное воздействие на экосистемы и технологические устройства.

3. Физическое — изменение физических параметров среды: температурно-энергетических (тепловое), волновых (световое, шумовое, электромагнитное и т. п.), например:

3.1. Тепловое (термальное) — повышение температуры среды, главным образом в связи с промышленными отходами газов и воды, в меньшей степени — твердыми отходами (металлургические шлаки).

3.2 Световое — нарушение естественной освещенности местности в результате действия искусственных источников света (это приводит к аномалиям в жизни растений и животных).

3.3. Шумовое — увеличение интенсивности шума сверх природного уровня.

3.4.

Категоризация объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду (НВОС)

Электромагнитное — изменение электромагнитных свойств среды (от линий элетропередачи, радио и телевидения, работы некоторых промышленных установок и др.) приводит к глобальным и местным геофизическим аномалиям и изменениям в тонких биологических структурах.

4. Радиационное — превышение естественного уровня содержания в среде радиоактивных веществ.

5. Биологическое — проникание в экосистемы и технологические устройства видов животных и растений, чуждых данным сообществам и устройствам, в том числе:

5.1. Биотическое — распространение, как правило, нежелательных с точки зрения людей биогенных веществ (выделений, мертвых тел и др.) на территории, где они раньше не наблюдались.

5.2. Микробиологическое —

а) увеличение численности популяции микроорганизмов, связанное с их массовым размножением на антропогенных субстратах или в средах, измененных в ходе хозяйственной деятельности человека;

б) приобретение ранее безвредной формой микроорганизмов патогенных свойств или способности подавлять другие организмы в сообществах.

Перечисленные виды загрязнений взаимосвязаны и каждый из них может явиться толчком для возникновения других видов загрязнения: например, химическое загрязнение атмосферы может способствовать повышению вирусной активности, а следовательно, биологическому загрязнению.

Более спорным является ответ на вопрос — в каких количественных пределах происходящие изменения свойств среды могут рассматриваться как ее загрязнение. Чаще всего загрязнением считают лишь поступление, привнесение в среду, нахождение в ней различных агентов. Однако уменьшение количества какого-либо компонента в окружающей среде (например, кислорода в атмосферном воздухе) также негативно отражается на человеке и других биологических объектах и, следовательно; должно квалифицироваться как загрязнение.

Оптимальные для жизни и деятельности человека условия окружающей среды находятся в определенных, относительно узких пределах. Существуют верхняя и нижняя критические границы параметров окружающей среды, достижение которых угрожает наступлением необратимых сдвигов в биологической системе и в ее отдельных звеньях.

Например, тяжелые металлы в значительных количествах — сильные яды, в малых дозах — необходимы для человека, иначе возникают тяжелые функциональные расстройства; здоровью вреден и излишний шум, и его полное отсутствие.

Источники загрязнений весьма разнообразны: промышленные предприятия, теплоэнергетический комплекс, бытовые отходы, отходы животноводства, транспорта, а также химические вещества, намеренно вводимые человеком в экосистемы для защиты полезных продуцентов, вредителей, болезней, сорняков.

С экологических позиций загрязнение означает не просто внесение в атмосферу, почву или воду тех или иных чуждых им компонентов — в любом случае объектом загрязнения является элементарная структурная единица биосферы — биогеоценоз, вследствие чего данная экосистема разрушается или снижается ее продуктивность. Загрязнение среды — сложный многообразный процесс.

Воздействие человека на биосферу сводится к четырем главным формам:

— изменение структуры земной поверхности (распашка степей, вырубка лесов, мелиорация, создание искусственных озер и морей и другие изменения режима поверхностных вод);

— изменение состава биосферы, круговорота и баланса слагающих ее веществ (изъятие ископаемых, создание отвалов, выброс различных веществ в атмосферу и водные объекты, изменение влагооборота);

— изменение энергетического баланса отдельных регионов земного шара и всей планеты;

— изменения, вносимые в биоту в результате истребления некоторых видов, создания новых пород животных и сортов растений, перемещения их на новые места обитания.

Различают загрязнители, разрушаемые биологическими процессами и не разрушаемые (стойкие). Первые входят в естественные круговороты веществ и поэтому быстро исчезают, подвергаясь разрушению биологическими агентами. Вторые не входят в естественные круговороты веществ, передаются по пищевым цепям и накапливаются.

Объектами загрязнения служат основные компоненты экотопа (местообитание биотического существа): атмосфера, вода, почва.

Косвенными объектами загрязнения являются составляющие биоценоза — растения, животные, микроорганизмы. В конечном итоге объектом загрязнения служит элементарная структурная единица биосферы — биогеоценоз. Изменения, вызванные загрязнением среды, означают изменение режимов различных экологических факторов, отклонение их от требований того или иного организма (звена в пищевой цепи.). При этом нарушаются процессы обмена веществ, снижается интенсивность ассимиляции и продуктивность биогеоценоза в целом.

Т.о., с экологических позиций загрязнением ОС следует называть любое внесение в ту или иную экосистему не свойственных ей живых или неживых компонентов или структурных изменений, прерывающих круговорот веществ, их ассимиляцию, поток энергии, вследствие чего данная экосистема разрушается или снижается ее продуктивность.



Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду — это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В свою очередь, загрязнение окружающей среды — это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают на нее негативное воздействие. За негативное воздействие на окружающую среду взимается плата. Рассмотрим порядок ее исчисления и взимания.

Плательщики и объекты платежей

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее — Постановление Правительства РФ N 632, Порядок N 632). В соответствии с п. 1 Порядка N 632 плату за негативное воздействие на окружающую среду вносят учреждения, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и оказывающие следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов;
  • другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Кроме того, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 9 Приказа Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626 "Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух. РД-19-02-2007").

Обратите внимание! В силу Постановления КС РФ от 14.05.2009 N 8-П <1> с 1 января 2010 г. утратило силу положение пп. "б" п. 4 Постановления Правительства РФ N 632, согласно которому органы исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований по согласованию с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора могли понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ.

<1> Постановление КС РФ от 14.05.2009 N 8-П "По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан".

Таким образом, казенные учреждения могут стать плательщиками платежей за загрязнение природной среды, если их деятельность оказывает перечисленные негативные воздействия (например, имеются автомобили, работающие на неэтилированном бензине, дизельном топливе или сжатом природном газе).

По уплате платежей за размещение отходов возникает наибольшее количество спорных вопросов. Например, накопившийся мусор вывозится на свалку. Кто должен платить за негативное воздействие на окружающую среду: учреждение — производитель отходов или организация, вывозящая мусор? Судебная практика показывает, что у судей сложилось следующее мнение по данному вопросу. Заключение со специализированной организацией договоров на оказание услуг по размещению отходов не означает, что и обязанность внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду автоматически переходит на такие организации, так как заключенные с ними договоры не содержат делегирования им (специализированным организациям) полномочий по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, именно организация, в результате деятельности которой образуются отходы, обязана вносить данные платежи.

Кроме того, Ростехнадзор в Письмах от 25.07.2007 N 04-09/1001, от 12.02.2007 N 04-09/170, от 23.12.2005 N СС-47/145 разъяснил, что если в договор на вывоз мусора включить условие о переходе права собственности на отходы коммунальной организации или арендодателю, то именно у этих лиц возникает обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и тогда само учреждение платить сбор не будет.

Нормативы и расчет платы

Пунктом 2 Порядка N 632 установлено два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы установлены по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее — Постановление N 344).

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности:

  • I класс — чрезвычайно опасные отходы;
  • II класс — высокоопасные отходы;
  • III класс — умеренно опасные отходы;
  • IV класс — малоопасные отходы;
  • V класс — практически неопасные отходы.

Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, он представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду. Например, лампы (накаливания, люминесцентные, электронные и др.) имеют V класс опасности.

Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу установлены отдельно по стационарным и передвижным источникам (объектам) негативного воздействия на окружающую среду (Приложение 1 к Постановлению N 344). Например, норматив платы за выбросы в атмосферный воздух неэтилированного бензина передвижными источниками — 1,3 руб. за 1 т, дизельного топлива — 2,5 руб. за 1 т.

За тонну прочих отходов V класса (не относятся к добывающей и перерабатывающей промышленности) установлен норматив 8 руб.

К сведению. Ростехнадзор в Письме от 26.12.2008 N НФ-48/1400 разъяснил, что прочими отходами V класса являются отходы, образованные на предприятиях непроизводственной сферы, отходы потребления, образованные на производственных предприятиях, муниципальные отходы.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются Коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов (Приложение 2 к Постановлению N 344).

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Согласно положениям Приказа Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" для определения платы за загрязнение окружающей природной среды учреждения самостоятельно или с помощью специальных лабораторий определяют объемы выбросов. Для этого необходимо один раз в пять лет составить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Данный проект оформляется на бумажном носителе в двух экземплярах и магнитном носителе.

Для юридических лиц непроизводственной сферы разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по решению территориального органа Ростехнадзора может осуществляться по упрощенной (декларативной) форме.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной (декларативной) форме разрабатывается в случае образования у юридических лиц отходов V, IV, III классов опасности для окружающей природной среды, а также отходов I класса опасности для окружающей природной среды, представленных только люминесцентными лампами, если:

  • суммарное количество отходов не превышает 150 т в год;
  • масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не превышает 5% общей массы образующихся отходов;
  • отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.

Расчет платежей за загрязнение производится в соответствии с п. п. 3 — 5 Порядка N 632. В частности, плата за загрязнение:

  • в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения;
  • в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения;
  • сверх лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Формулы расчета приведены в Приложении 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды 26.01.1993.

Перечисление в бюджет и отчетность

Бюджетным кодексом установлены следующие нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы РФ:

  • в федеральный бюджет — 20% (ст.

    Плата за негативное воздействие на окружающую среду: проблемы и новации

    51 БК РФ);

  • в бюджеты субъектов РФ — 40% (ст. 57 БК РФ);
  • в бюджеты муниципальных районов и городских округов — 40% (ст. 62 БК РФ).

Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Отчетным периодом признается календарный квартал.

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — расчет) и Порядок ее заполнения и представления утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (далее — Порядок N 204).

Расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект (п. 2 Порядка N 204).

Расчет представляется плательщиками не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (п. 3 Порядка N 204).

Если у организации стационарные источники выбросов и транспортные единицы зарегистрированы в разных субъектах РФ, по каждому такому субъекту представляется отдельный расчет платы (п. 4 Порядка N 204).

Если у плательщика на территории субъекта РФ имеется более одной производственной территории, более одного передвижного объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов, расчеты платы по ним включаются в единый расчет (п. 5 Порядка N 204).

Согласно п. 6 Порядка N 204 расчет состоит из:

  • титульного листа, который является единым для всего расчета;
  • расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
  • разд. 1 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами";
  • разд. 2 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами";
  • разд. 3 "Сбросы вредных веществ в водные объекты";
  • разд. 4 "Размещение отходов производства и потребления".

Плательщик заполняет и включает в свой расчет только те разделы, которые ему необходимы (п. 8 Порядка N 204).

Расчет заполняется шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом. Возможна распечатка расчета на принтере (п. 9 Порядка N 204).

Все числовые показатели указываются в виде как целого числа, так и числа с включением запятой, отделяющей дробную часть значения показателя от целого числа. Данные показатели кроме ИНН и КПП указываются путем заполнения ячеек начиная с наименьшего разряда числа справа налево, в остальных ячейках нули не указываются (п. п. 12, 13 Порядка N 204).

В каждой строке и соответствующей ей графе указывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных расчетом, в строке соответствующей графы ставится прочерк (п. 15 Порядка N 204).

Согласно п. 16 Порядка N 204 допускается вносить в расчет исправления. Для этого необходимо перечеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное значение и заверить подписью должностных лиц организации, подписавших расчет. Все исправления должны быть заверены печатью (штампом) организации. Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующей жидкости.

Расчет, представляемый в бумажном виде, должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью. Он имеет сквозную нумерацию страниц начиная с титульного листа, который считается страницей 1 (п. 17 Порядка N 204).

Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям (п. 19 Порядка N 204).

Плательщик производит плату отдельно по передвижным объектам негативного воздействия (транспортным средствам, в том числе автомобильным транспортным средствам, воздушным, морским судам, судам внутреннего плавания, передвижным дизель-генераторным установкам и иным передвижным установкам, оборудованным двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе), зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального деления (муниципального образования) (п. 20 Порядка N 204).

Бюджетный учет

В соответствии с положениями Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, операции по начислению и перечислению платежей за загрязнение окружающей среды будут следующими:

Дебет счетов 1 401 20 290 "Прочие расходы", 2 109 61 290 "Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счета 1 (2) 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по платежам в бюджет";

Дебет счета 1 (2) 303 05 730 "Уменьшение кредиторской задолженности по платежам в бюджет"

Кредит счетов 1 304 05 290 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам", 2 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства".

К сведению. Согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ плата за выбросы загрязняющих веществ уменьшает базу по налогу на прибыль. Платежи за сверхнормативные выбросы к расходам не относятся (п. 4 ст. 270 НК РФ).

О.Заболонкова

Редактор журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Все организации, которые оказывают негативное влияние на окружающую среду, обязаны сдавать в Росприроднадзор следующие отчёты:

Полный список отчетности, которую нужно сдавать, Росприроднадзор разместил на своем официальном сайте.

Приказом Минприроды России от 9 января 2017 г. № 3 утверждены Форма и порядок представления декларации.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. № 1417 утверждена форма декларации о готовых товарах. Её сдают производители или импортеры товаров, которые утилизируют после утраты потребительских свойств. Перечень товаров утвержден распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2015 г.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году

№ 1886-р.

Декларацию необходимо сдавать ежегодно, не позднее 1 апреля следующего года.

Приказом Росстата от 28 января 2011 г. № 17 утверждена Форма 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». При подаче в электронном виде годовой формы 2-ТП (отходы) дублировать её в печатном виде не нужно. Срок сдачи в орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля следующего года.

В соответствие с п. 3 ст. 18 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ и п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50 все субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в теруправления Росприроднадзора отчеты об образовании, использовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов.

В письме Ростехнадзора от 8 июня 2010 г. № 00-07-12/2968 указана форма такого отчета, который должен быть сдан не позднее 15 января следующего года в соответствие с п.5 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 г. № 30.

Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2015 г. № 1886-р утвержден Перечень товаров и упаковки, которые нужно утилизировать после утраты потребительских свойств. По каждому наименованию из перечня составляют отдельный отчет об утилизации. Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2015 г. № 1342 утверждены форма отчета и порядок его ежегодного представления в Росприроднадзор, не позднее 1 апреля следующего года.

Приказом Росстата от 29 декабря 2012 г. № 676 утверждена форма статистической отчетности 2-ТП рекультивация, которую обязаны сдавать организации, занимающиеся:

  • разработкой месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые;
  • строительными, мелиоративными, лесозаготовительными и изыскательскими работами;
  • размещением промышленных, строительных и твердых бытовых отходов.

Порядок сдачи формы отчета установлен приказом Росстата от 29 декабря 2012 г. № 676. Годовую форму необходимо сдать не позднее 1 февраля следующего года.

Отчеты в Росприроднадзор можно сдавать как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Исключение составляет только форма 2-ТП рекультивация, которую необходимо сдавать в бумажном виде.