Некоммерческая организация

Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Комментарий

Бюджетное учреждение это одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Бюджетное очреждение может быть создано Российской Федерацией (федеральное), субъектом Российской Федерации (региональное) или муниципальным образованием (муниципальное).

Бюджетное учреждение воздается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (кроме указанного в п. 13 и 14 ст. 9.2 или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 Федерального закона 7-ФЗ).

Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях: bus.gov.ru

Пример

Российская академия наук является федеральным государственным бюджетным учреждением (ч.

Бюджетное учреждение

1 ст. 2 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Учреждение

Бюджетное учреждение это прежде всего, предусмотренная ст. 123.12 ГК РФ организационно-правовая форма, которая так и называется — Учреждение. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В отношении имущества, закрепленного за учреждением собственником, а также имущества, приобретенного учреждением, оно имеет право так называемого оперативного управления. Право оперативного управления регулируется ст. 296 ГК РФ. Его особеность в том, что собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

Бюджетные, автономные и казенные учреждения

Статья 123.22 ГК РФ определяет, что государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Соответственно, бюджетное учреждение — одна из форм государственных или муниципальных учреждений, которые помимо бюджетного учреждения могут иметь форму автономное учреждение или казенное учреждение.

Источники доходов

Источниками доходов бюджетных учреждений могут быть:

Доходы от собственности (аренда);

Доходы от оказания платных услуг (работ);

Доходы от штрафов, пеней и т.п.;

Безвозмездные поступления от бюджетов;

Доходы от операций с активами;

Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

Субсидии на иные цели;

Бюджетные инвестиции;

Иные доходы.

Различия в функциях между казенными, бюджетными и автономными государственными (муниципальными) учреждениями.

Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (п. 1) разъясняет:

«… казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут быть созданы исключительно для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Осуществление государственных (муниципальных) функций — не их задача.

Следует отметить, что федеральное законодательство не содержит прямой нормы, позволяющей установить отличие государственной (муниципальной) услуги от государственной (муниципальной) функции. Вместе с тем, исходя из содержания отдельных правовых актов (например, пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"), можно сделать вывод, что главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными полномочиями (например, контролем, надзором, лицензированием, выдачей разрешений и пр.).

Государственными (муниципальными) казенными учреждениями, выполняющими государственные (муниципальные) функции, являются, например, учреждения (управления капитального строительства), осуществляющие контроль за ходом проектирования и строительства объектов адресных инвестиционных программ».

Бухгалтерский учет

Бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет на основании Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

На бюджетные организации распространяются требования Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н утверждена Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (документ зарегистрирован в Минюсте России 22.04.2011 N 20558).

Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н Утверждены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению. Так, к примеру. утверждены следующие формы учетных документов для проведения инвентаризации:

Акт о результатах инвентаризации (код формы 0504835)

Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (код формы 0504082)

Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (код формы 0504083)

Нормативные акты

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ)

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению"

Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (minfin.pnzreg.ru)

Определение из нормативных актов

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

Статья 9.2. Бюджетное учреждение

1. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

2. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

3. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

4. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

5. Бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

6. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

7. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:
1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;
3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

8. Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

9. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

10. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.

11. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Виды такого имущества могут определяться:

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;

2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

12. Перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

13. Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.
Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

14. Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Дополнительно

Учреждение

Организационно-правовая форма

Право оперативного управления

Государственное (муниципальное) задание

Внешние ссылки

Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях: bus.gov.ru

Статья 2. Некоммерческая организация

1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Бюджетное учреждение

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ)

2.2. Под некоммерческой организацией — исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 287-ФЗ)

3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 300-ФЗ, от 03.06.2009 N 107-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

(п. 4 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения — отделения, филиалы и представительства.

Структурное подразделение — отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

Структурные подразделения — филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

(п. 5 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

6. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее — иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:

участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 179-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Регистрация частного учреждения, особенности создания и деятельности.

Под частным учреждением (ЧУ) принято понимать организацию, не относящуюся к разряду коммерческих. Инициатором её создания может выступить, и физическое, и юридическое лицо. Она создаётся с целью осуществления в будущем деятельности, не подразумевающей получения прибыли. Предполагается, что подобная организация будет выполнять социально-культурные, управленческие или иные функции. Данную организационно-правовую форму предпочитают различные союзы и ассоциации, общественно-религиозные организации, общества, объединяющие представителей определённых социальных групп, фонды, а также частные учреждения здравоохранения и образования.

 

Ключевые особенности.

 

У частного учреждения – только один учредитель, и участие в процессе нескольких лиц не предусмотрено.

 

Это – унитарная организация.

 

Создаётся для решения конкретных задач, то есть, это – не многофункциональная организация, а субъект, преследующий определённые цели и занятый в одной сфере, например, науки, образования, медицины или спорта. Ярким примером может послужить частный музей или медцентр.

 

Некоммерческая организация осуществляет деятельность, не противоречащей законодательству РФ.

 

Учредитель является законным собственником имущества, которое принадлежит ему на праве оперативного управления. 

 

Частное учреждение при необходимости способно трансформироваться из автономной НКО в фонд. 

 

 

Частное образовательное учреждение: управление.

Некоммерческие организации, оказывающие услуги в образовательной сфере, подпадают по условия, определённые Федеральным Законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Соответственно, структура частного образовательного учреждения должна полностью соответствовать требованиям, предъявляемым ФЗ. Учреждение образования подобного плана может иметь несколько вариантов наименований и предлагать разные услуги. Например, оказывать населению помощь и содействие в получении высшего или среднего профессионального образования. 

 

Высшим органом управления принято считать учредителя, который также имеет законное  

 

право взять на себя функции единоличного исполнительного органа, причём синхронно. В некоммерческой образовательной организации обязательно должны наличествовать и коллегиальные органы управления, на основании ст. 26 ФЗ «Об образовании в РФ». К ним относятся:

  • Педагогический или учёный совет.
  • Общее собрание сотрудников.
  • Совещательные и контрольные органы, либо их законные представители, например, родительский совет.

 

 

Особенности регистрации.

 

Министерство Юстиции РФ выполняет функцию регистрирующего органа, и чтобы зарегистрировать частное учреждение по всем правилам, необходимо собрать пакет документов, в состав которого входит:

  • Устав (3 экземпляра).
  •  
  • Решение о создании частного учреждения (2 экземпляра).
  •  
  • Заявление (форма Р11001, 2 экземпляра).
  •  
  • Госпошлина (4 тыс. руб.).
  •  
  • Гарантийное письмо и документы, подтверждающие право собственности на владение юридическим адресом.

 

Прочие документы.

После ознакомления с пакетом документов, уполномоченные на решение таких вопросов сотрудники Минюста выносят свой вердикт: отказать или одобрить государственную регистрацию. Если решение – положительное, то все документы направляются в налоговую инспекцию с целью внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц). Попутно с этим некоммерческой организации присваивается основной государственный регистрационный номер (ОГРН), и после этого документы вновь направляются в Министерство Юстиции, где и происходит их выдача учредителю. Если учредитель не может явиться лично, то эту работу он может перепоручить доверенному лицу, действующему от его имени на законных основаниях. 

 

 

Налогообложение частного учреждения.

 

 

На основании пп. 20 п.2 ст. 149 Налогового кодекса РФ, некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области искусства, кинематографии (если получено удостоверение национального фильма) и культуры, освобождаются от уплаты НДС. Если частное учреждение относится к разряду образовательных и оказывает услуги в сфере образования, занимаясь реализацией общеобразовательных, воспитательных или профессиональных программ, то оно освобождается от уплаты налогов. За исключением случаев, когда некоммерческая организация оказывает платные консультационные услуги или сдаёт объекты недвижимости в аренду. Образовательные услуги должны оказываться в соответствии с уровнем и направленностью программ, и только те, что отображены в лицензии. 

 

Также, налогообложению не подлежат медицинские услуги, оказываемые на территории РФ, за исключением случаев, когда частное медучреждение занято в области косметологии, пластической хирургии и ветеринарии или же занимается оказанием санитарно-эпидемиологических услуг. Если частная организация выполняет технологические, конструкторско-опытные и научно-исследовательские работы, или же занимается разработкой и созданием принципиально новых видов товаров и продуктов, то подобная НКО освобождается от уплаты налогов. 

 

 

Что нужно знать.

 

Частное учреждение отличается от всех прочих некоммерческих организаций. Основное отличие – ЧУ не является полноправным владельцем закреплённого за ним имущества. НКО пользуются имуществом в рамках, определённых законом. Кроме того, частное учреждение распоряжаются имеющимися активами с согласия собственника, который и является его учредителем (не всегда, потому что законодательством РФ определены и другие варианты). Частное учреждение не вправе получать доходы от членских взносов, так как оно является организацией, где членство изначально не предусмотрено, и в первую очередь, это касается учредителя.

 

 В роли юридического адреса может выступить любой объект недвижимости, находящийся в собственности у учредителя. То есть, это может быть как жилое, так и нежилое помещение. Если данный объект недвижимости является долевой собственностью, то необходимо получить согласие других собственников на право использования адреса.

Статья 9.2. Бюджетное учреждение

Руководство должно находиться по нему, и чаще всего, это – председатель или директор, несущий ответственность за сохранность учредительных документов. 

 

 

Финансовые вопросы.

 

По своим финансовым обязательствам ЧУ отвечает исключительно денежными средствами, находящимся в его распоряжении. Если их недостаточно, то субсидарная 

 

ответственность возлагается на учредителя, чаще всего и являющегося собственником имущества. Некоммерческой организации не возбраняется заниматься деятельностью, приносящей доход, но только если это отображено в учредительных документах. 

 

Бывает, что функцию учредителя берёт на себя гражданин, состоящий в официальном браке. Согласно Семейному кодексу РФ, имущество, нажитое в браке, относится к разряду совместной собственности, принадлежащей учредителю и его законной «второй половине», которая не вправе распоряжаться общим имуществом без согласия учредителя. Следовательно, некоммерческую организацию можно легально продать только при условии наличия нотариально заверенного согласия второго супруга.

ГК РФ Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ в подпункт 1 пункта 3 статьи 50 вносятся изменения.

См. текст в будущей .

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2.1) общественных движений;

(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 23.05.2015 N 133-ФЗ)

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 268-ФЗ, от 07.02.2017 N 12-ФЗ)

(см.

Service Temporarily Unavailable

текст в предыдущей )

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ в подпункт 4 пункта 3 статьи 50 вносятся изменения.

См. текст в будущей .

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний;

12) адвокатских палат;

(пп. 12 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 268-ФЗ)

13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

(пп. 13 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 268-ФЗ)

14) государственных корпораций;

(пп. 14 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

15) нотариальных палат.

(пп. 15 введен Федеральным законом от 07.02.2017 N 12-ФЗ)

(п. 3 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

(п. 5 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

(п. 6 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)