Нормативно правовой акт

Приказ: нормативный или правоприменительный акт?

Бошно С.В., кандидат юридических наук, профессор, зав. кафедрой теории права и государства Московского государственного открытого университета.

Пытикова Т.А., специалист Фонда "Консалтинга и правовой защиты населения".

Подзаконные акты представляют собой объемную, разнородную совокупность. В десятки раз превышая количество законов, именно эти акты подвергают общественную жизнь детальному правовому регулированию. Актуальность научной проработки системы подзаконных актов предопределяется неуклонным ростом количества такого рода документов. Так, в 2004 г. их было принято вдвое больше, чем в 1994 г. В 2005 г. тенденция роста продолжается.

Единство этой увеличивающейся разнородной системе должно придавать единообразие форм актов и соответствующего им содержания.

Руководство обществом в современном мире невозможно без широкого использования правовых актов. В принимаемых государственными органами законах, указах, постановлениях и распоряжениях, приказах и инструкциях выражается воля государственной власти по управлению обществом. Эти решения воплощаются в правовых актах и становятся наглядными для широкого круга лиц и организаций, обязанных исполнять данные решения или получающих в силу их принятия определенные права.

Обоснованным представляется мнение С.С. Алексеева о том, что в правовых актах находит внешнее выражение воля государства, что именно через акты люди получают первичные знания о самом праве, правовых нормах и правоотношениях <*>.

<*> Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1965. Ст. 7 — 8.

Российской Федерации присуща довольно сложная система нормативных правовых актов. Результатом правотворческой деятельности государственных органов выступают акты представительных органов власти федерального уровня и субъектов Федерации, в которых изменяются, устанавливаются или отменяются нормы права.

В системе нормативных правовых актов существуют не только законы, но и множество других нормативных актов, объединяемых понятием "подзаконные нормативные правовые акты". В идеале регулирование обществом осуществлялось бы одними лишь законами (без многоступенчатой и запутанной системы подзаконных нормативных правовых актов), но в современном мире это невозможно из-за высокой сложности и динамичности регулируемых общественных отношений.

Подзаконные акты издаются на основании и в соответствии с законами, призваны развивать и конкретизировать положения законов. В этих актах содержится значительная часть всех правовых предписаний, поэтому так важно, чтобы в них не содержались противоречивые решения.

Существует множество видов подзаконных нормативных правовых актов. Каждый из них имеет соответствующую юридическую силу, различную форму, но все они находятся в иерархической зависимости от закона.

Исследованию подвергались природа нормативных правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права. Эти свойства изучались советскими учеными, например А.К. Яхлаковым "К вопросу о разработке унификационной системы классификации законодательных актов", А.А. Федосеевым "Нормативные акты советского государства и формы их выражения", а также современными российскими правоведами. Это, например, работы В.И. Сенчищева "Виды нормативных актов", В.А. Толстика "Иерархия источников российского права", Р.Ф. Васильева "О понятии правового акта", Н.В. Сильченко "Научные основы типологии нормативно-правовых актов" и некоторые другие <*>. Также подвергались исследованию подзаконные правовые акты. Например, работы А.В. Мицкевича "Акты высших органов Советского государства", Р.Ф. Васильева "Акты управления", С. Жевакина "Ведомственные правовые акты", С.А. Иванова "Соотношение закона и подзаконного акта", И.В. Котелевской "Закон и подзаконный акт" и другие. В юридической литературе отсутствуют специализированные работы о приказах как особой разновидности нормативных правовых актов.

<*> Смотри подробнее: Бошно С.В. Нормативные правовые акты.

Разнообразие видов подзаконных актов урегулировано Постановлением Правительства РФ N 1009 от 13 августа 1997 г. Данным документом установлен закрытый перечень, и он включает постановления, правила, инструкции, положения, распоряжения, указы, приказы. В данной работе будет рассмотрен приказ как вид нормативного правового акта.

Издание приказов соответствует общей тенденции правотворчества: принятие законов ведет к увеличению количества подзаконных актов, увеличение количества подзаконных актов, в свою очередь, ведет к увеличению количества приказов как вида подзаконных актов.

Приказ представляет собой "официальное распоряжение руководителя, начальника подчиненным" <*> или "официальное распоряжение того, кто облечен властью" <**>. В энциклопедических определениях данного термина подчеркивается, что он служит отражением власти одного лица над другими, находящимися от него в зависимости. Приказ — это "правовой документ, принимаемый правомочным на то должностным лицом (федеральным министром, начальником УВД, директором завода и т.п.) в порядке осуществления единоначалия" <***>. Единство приведенных определений состоит во внутриорганизационном предназначении приказов, что исключает их нормативный характер.

<*> Российская юридическая энциклопедия. С. 513.
<**> Словарь русского языка. С. 512.
<***> Российская юридическая энциклопедия. С. 811.

Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей. В констатирующей части излагаются цели и задачи предписываемых действий. Если основанием к изданию приказа является законодательный, иной правовой акт или поручение вышестоящих органов, то в констатирующей части указывается его вид, дата, номер, заголовок и передается содержание той его части, которая непосредственно касается данного министерства.

Распорядительная часть начинается словом "приказываю".

Приказ: нормативный или правоприменительный акт?

В пунктах распорядительной части приказа указываются исполнители, конкретные действия и сроки исполнения предписываемых действий. Если приказ дополняет, изменяет или отменяет ранее изданные приказы или их отдельные пункты, это оговаривается в тексте приказа. В последнем пункте распорядительной части приказа указывается должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением приказа.

Проекты приказов представляются на подпись руководителем службы, который несет ответственность за правильность их оформления, включая юридические службы. Приказ подписывает министр (руководитель ведомства) или по его поручению заместитель министра (заместитель руководителя ведомства). Приказы нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года.

Представляется, что отнесение приказов, как, впрочем, и распоряжений, к разновидности нормативных правовых актов является ошибочным. Как следует из литературы, в том числе словарей разного характера, приказ — документ локального характера. Приказ должен использоваться для осуществления власти должностного лица по отношению к лицам, подведомственным ему. Он имеет дисциплинарный характер, что предопределяется наличием властно-подчиненных отношений. С гражданами органы власти в такого рода отношениях не состоят, что, впрочем, не лишает их возможности при помощи других актов издавать нормативные предписания для сторонних, т.е. независимых субъектов. Тем не менее приказная практика выходит за узковедомственные границы, чему имеется огромное количество доказательств. Так, например, Министерство образования РФ осуществляет приказное регулирование всех видов деятельности и различных субъектов образовательных услуг, включая образцы документов <*>, организацию работы диссертационных советов <**> и другие предметы.

<*> Приказ от 15.10.1999 N 568 "Об утверждении образца государственного документа о послевузовском профессиональном образовании".
<**> Приказ от 07.06.2000 N 1707 "Об утверждении Положения о диссертационном совете, инструкций и форм документов".

Правовые акты федеральных органов могут издаваться коллективно, т.е. в сотрудничестве и в соответствии с другими органами государственной власти. Примеров этому сотрудничеству великое множество, в том числе совместные Приказы МВД России, МЧС России, Минобороны России, ФСБ России и т.д.

Отметим, что некоторые ученые оправдывают возможность наличия нормативных приказов, которые, по их мнению, отличаются "неконкретностью адресатов, возможностью неоднократного применения правового предписания" <*>. Именно эта позиция нашла закрепление в действующем законодательстве. Так, министрам вновь образуемых на основе Указа Президента РФ N 314 от 9 марта 2004 года министерствам предоставляется право издавать приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности министерства — приказы ненормативного характера <**>.

<*> Российская юридическая энциклопедия. С. 811.
<**> Пункт 10.13 Положения о Министерстве финансов // Российская газета. 2004. 31 июля; п. 10.5 Положения о Министерстве транспорта // Российская газета. 2004. 10 августа.

Высказывается мнение, что приказы могут носить и надведомственный характер, т.е. регулировать отношения федерального органа власти и граждан. Отмечается, что федеральные органы власти принимают, как правило, смешанные акты, содержащие разнородные по юридической природе предписания — как нормативные, так и индивидуальные, в связи с нецелесообразностью применения нескольких актов, регулирующих один и тот же вопрос. Научно-обоснованными правилами законодательной техники установлен запрет на включение в нормативные правовые акты разовых (индивидуальных) норм <*>.

<*> См. по этому вопросу: Суходрев В.Н. О некоторых вопросах теории и практики систематизации советского законодательства // Сов. гос. и право. 1960. N 8. С. 101; Бахчисарайцев Х.Э. О законодательной технике и языке нормативных актов // Правоведение. 1960. N 4. С. 6 — 7.

Сочетание в одном документе постоянных и разовых (временных) предписаний может вводить в заблуждение относительно действия их во времени. Прекращение норм временного характера требует их исключения из акта, нормативная часть которого продолжает действовать, что практически весьма затруднительно.

Представляется, что локальный характер приказного акта соответствует природе данного документа. Эта концепция приказа находит закрепление в действующем законодательстве. Так, совершенно обоснованно в Дисциплинарном уставе таможенной службы РФ отмечается, что приказ — это "письменное или устное распоряжение начальника таможенного органа, отданное в пределах его должностных полномочий и обязанностей для исполнения подчиненными сотрудниками".

Таким образом, форма приказа предполагает, что он адресован тем, кто непосредственно подчинен издавшему лицу, входит в соответствующую систему, аппарат органа. Использование формы приказа в качестве нормативного правового акта, адресованного гражданам, организациям и учреждениям, недопустимо. Тем не менее такая практика широко распространена. Например, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 декабря 1996 г. N 405 "О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников" адресован непосредственной группе лиц, работающих или трудоустраивающихся на предприятия с вредными, опасными условиями труда независимо от подчинения и форм собственности.

С другой стороны, запрет при помощи приказа регулировать отношения с участием независимых от органа субъектов права предполагает, что приказы как внутренние документы не должны регистрироваться в Минюсте России. Регистрация приказов является доказательством: 1) отнесения данного документа к разновидности нормативных правовых актов и 2) регулирования приказами отношений с участием граждан. Регистрируются и внутриорганизационные приказы. Так, например, в Минюсте РФ зарегистрирован Приказ Минюста Федеральной пограничной службы РФ с очевидно локальным предметом регулирования: направление военнослужащих пограничной службы РФ в служебные командировки <*>. Этот и другие многочисленные примеры демонстрируют неоднозначность регистрационной практики, которая носит перестраховочный характер: лучше перерегистрировать, чем недорегистрировать.

<*> БНА ФОИВ. 2001. N 50.

* * *

Таким образом, приказ — это правоприменительный акт, при помощи которого руководитель органа осуществляет реализацию возложенных на него обязанностей, организует работу подчиненных ему структурных подразделений и конкретных работников. Приказ — ненормативный правовой акт. Это локальный организационно-распорядительный правоприменительный акт властного субъекта (начальника, руководителя) подчиненным, зависимым от него лицам, издаваемый на основе принципа единоначалия.

Нормативно-правовой акт: понятие, структура, виды.

Нормативно –правовой акт –это акт правотворчества, в котором содержаться нормы права.

Признаки:

1.Нормативный акт издается компетентными государственными органами в определенной процедуре, этот документ носит государственно-властный характер, его исполнение в случае необходимости обеспечивается мерами государственного принуждения.

2.Нормативный акт обладает юридической силой – свойство реально действовать, порождать юридически обязательные последствия. Юридическая сила зависит от места правотворческого органа в аппарате государства, от его компетенции.

3.Нормативный акт документально оформлен – имеет установленную форму и реквизиты :официальное название и наименование, номер, дата принятия и вступления в силу, указание на орган, принявший данный акт, на место официального опубликования.

4.Нормативный акт содержит нормы права – правила поведения общего характера, на что указывает и название данного документ.

Виды нормативно – правовых актов:

1)По юридической силе: законы, подзаконные акты.

2)По сфере действия:

-внешнего действия – направлены на упорядочение внешних по отношению к издавшему их государственному органу,

-внутреннего действия – предписания, регламентирующие внутриорганизационные отношения внутри данного ведомства или государственного учреждения (локальные, нормативные акты).

3)В зависимости от территории действия:

-общие – действуют на всей территории государства,

-местные – действуют на части территории государства.

4)В зависимости от времени действия: неопределенно-длительные, временные.

5) По субъектам правотворчества:

-акты законодательной власти,

-акты судебной власти,

-акты исполнительной власти.

6) По объему и характеру действия:

-акты общего действия – охватывают всю совокупность отношений определенного вида на данной территории,

-акты ограниченного действия – распространяются на строго определенную категорию лиц.

ЗАКОН – это нормативно –правовой акт, принимаемы в особом порядке, по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой.

Признаки закона:

1) принимается высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума.

2) принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни.

3)принимаются в особом законодательном порядке.

4) обладает высшей юридической силой: все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им, в случае расхождения акта с законом действует закон.

Виды законов:

1. В зависимости от регулируемых общественных отношений:

Основные законы – регулируют основы общественного или государственного строя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяют принципы формирования и деятельности государственных органов, они служат базой для всего законодательства.

Конституционные –законы дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным указанным в конституции наиболее важным вопросам.

Органические законы – определяют порядок организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей конституции, или всех законы, к которым отсылает конституция.

Обычные законы – все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом, нормативно – правовые акты текущего законодательства, регулирующие различные стороны экономической, политической, социальной жизни общества.

ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ – это нормативный акт, издаваемый на основе и в соответствии с законом (все прочие акты, кроме законов).

Подзаконность нормативных актов не означает их меньшую юридическую обязательность, они обладают необходимой юридической силой, однако юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами.

Подзаконные акты многообразны и различаются между собой по своей юридической силе. Юридическая сила подзаконных актов и сфера их действия зависит от места государственного органа издавшего акт в государственном аппарате и его компетенции.

Виды подзаконных актов:

1) Наиболее важными подзаконными нормативными актами являются общие акты, то есть такие акты распространяются на всех лиц в пределах территории страны:

а) указы президента,

б) постановления и распоряжения правительства (регулируют вопросы государственного управления экономикой, образованием, здравоохранением и т.д.).

2) Ограниченно — общие подзаконные акты, то есть такие акты, которые в соответствии с компетенцией органов издавших их, обязательны для всех, но распространяются в пространственно – ограниченных рамках, то есть в пределах определенной территории (региона, области, города):

а) акты государственных региональных и местных муниципальных органов (акты ОМС не могут быть отменены общегосударственными органами и органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке).

б) ведомственные акты, изданные в пределах компетенции того или иного ведомства (приказы, инструкции, распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений – таможенные, транспортные, банковские и т.д.);

в) локальные акты – регулируют деятельность внутри организации и распространяются на членов этой организации (уставы организаций, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор).

Структура НПА:

Внешние атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащем оформлении нормативного акта и юридической силе его положений: наименование нор­мативного акта и принявшего его органа; указание места и даты принятия нормативного акта; удостоверительная подпись утвердившего акт лица; регистрационный номер норматив­ного акта. Название нормативного акта определяет его пред­мет, круг регулируемых отношений (с юридической точки зрения указание на орган, принявший (издавший) норматив­ный акт, определяет пространственную сферу действия дан­ного акта, его юридическую силу и место в иерархии действу­ющего законодательства).

Отмеченные реквизиты (за исключением заголовка) — необ­ходимый атрибут всякого нормативного акта. Их значение со­стоит в том, что они индивидуализируют акт, выделяют его из совокупности других актов; содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт; удостоверяют подлинность норматив­ного правового акта.

Всякий нормативный акт (точнее, его нормативное содержа­ние) отличается специфической рубрикацией, т. е внутренней разбивкой (компоновкой) на определенные части: преамбула, разделы, главы, статьи, пункты. Соответственно нормативный акт состоит из преамбулы и нормативного содержания.

Преам­булапредставляет собой своего рода методический ключ к по­ниманию, толкованию и применению положений, содержащихся в отдельных разделах, главах, статьях акта.

В отличие от иных элементов акта преамбула: а) не содер­жит самостоятельных нормативных предписаний; б) не делится на статьи; в) не имеет ссылок на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в свя­зи с изданием законодательного акта; г) не содержит легальные дефиниции; д) не формулирует предмет регулирования законо­проекта; д) не нумеруется. Преамбула всегда предваряет текст нор­мативного акта.

Нормативное содержание акта— это совокупность тех норм, правил, которые содержатся в нем. Нормы в тексте норматив­ного акта определенным образом структурированы на: разделы (наиболее крупное подразделение, состоящее из нескольких глав); главы, объединяющие несколько статей (как правило, разделы, главы, иногда параграфы, и статьи имеют свое название и циф­ровую информацию) и статей (пунктов).

Статья является основной структурной единицей норматив­ного акта. Она имеет порядковый номер, обозначаемый арабс­кими цифрами; и, как правило, наименование. Статья подраз­деляется на части. Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой, подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. В свою очередь, пункты могут подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

ПРИКАЗ: НОРМАТИВНЫЙ ИЛИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ АКТ?

В редких случаях части, пункты и подпункты статьи могут под­разделяться на абзацы (по обыкновению, допускается не более пяти). Это ограничение, однако, не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в зако­нопроекте.

Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законодательного акта должна быть сквозной. При этом не допускаются: отдельная нумерация статей каждой главы или глав каждого раздела; изменение нумерации частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодатель­ного акта; изменение нумерации частей статей, пунктов и бук­венное обозначение подпунктов частей статей законодательно­го акта при внесении в него изменений и признании утратив­шими силу структурных единиц статьи законодательного акта.

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 3806 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. I. Недостаток нормативно-правовой база к закону о медицинском страховании граждан РФ.
  2. V2: 2.1. Понятие, признаки, категории преступления
  3. V2: Конкуренция и ее виды.
  4. V2: Предприятие и его виды.
  5. А) Субъекты правовых отношений: понятие, юридические свойства, виды.
  6. Акты официального юридического толкования: понятие, признаки, классификации.
  7. Алиментарные заболевания, понятие, причины возникновения,
  8. Амнистия и помилование: понятие, сущность и правовые последствия применения этих институтов.
  9. Баланс КБ. Сущность, структура, особенности.
  10. БИЛЕТ 55 Безработные граждане: понятие, правила регистрации, статус безработного.
  11. Бюджетные фонды: понятие, виды, назначение.
  12. Валюта. Понятие. Виды. Курсы.


Поиск на сайте:


Ключевые слова: классификация, виды, нормативно-правовых, актов

Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е.

Распоряжение это нормативно правовой акт или нет

предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других главах учебника).

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ — высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

— нормативные акты государственных органов;

—       нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

—       нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

—       нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

  • общефедеральные;
  • нормативные акты субъектов Российской Федерации;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на: нормативные акты неопределенно длительного действия; временные нормативные акты.

Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль. … читать далее …

Страница 2 из 2

2. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие нормативно-правовых актов во времени.
Пределы действия нормативно-правовых актов во времени выражаются в моменте их вступления в действие и прекращения их действия.
Нормативно-правовые акты вступают в действие со дня опубликования, со времени, указанного специально и по истечении определенного срока (как правило, через десять дней после официального опубликования).
Прекращение действия нормативно-правовых актов связывается с истечением заранее определенного срока (например, закон о бюджете государства действует ровно один год) либо с изменением обстоятельств, на которые конкретный нормативно-правовой акт был рассчитан. Вместе с тем, по общему правилу, большинство нормативно-правовых актов характеризуются бессрочностью их действия и теряет свою юридическую силу лишь в случаях прямой их официальной отмены, либо принятия нового акта, регулирующего данную сферу правоотношений.
В рамках вопроса о действии нормативно-правовых актов немаловажное значение имеют положения о так называемой обратной силе закона. Обычно вновь принятый нормативный акт, прекращая действие прежнего акта, обратной силы не имеет, то есть не распространяется на случаи, которые произошли до его принятия. Однако подобное категоричное правило характерно лишь для реализации норм, ухудшающих положение субъектов права, либо вводящих юридическую ответственность за ранее ненаказуемые деяния. Но и для этих случаев могут быть исключения, указываемые в самом нормативно-правовом акте. “Новые” нормы, смягчающие или устраняющие юридическую ответственность, распространяются на все ранее произошедшие случаи безусловно, без какого-либо особого указания закона.
Действие нормативно-правовых актов в пространстве. Пространственные пределы действия нормативно-правовых актов определяются территорией государства.
При этом государственная территория подразумевается как:
— территория в пределах границ — это суша (недра и континентальный шельф); воды, включая территориальные воды (12 морских миль); воздушное пространство (до 100 км. по вертикали);
— условная территория государства — это морские, речные, воздушные и космические корабли иод флагом или знаком государства, кабели и трубопроводы в открытом море. При этом следует отметить, что военные суда — всегда и везде являются территорией государства, а невоенные — только в водах или воздушном пространстве своего государства.
В юридической науке территория государства рассматривается как единство следующих признаков и характеристик:
— геолого-географические (материковое или островное положение, формы и контуры поверхности, особенности рельефа (равнинный, гористый), ландшафт, недра, климатические и ботанические пояса и т.д.);
— социокультурные (численность, плотность и распределение населения по регионам, национальный состав и характер занятий населения, промышленная развитость, степень освоения земель, использования водных ресурсов, наличие ирригационных сооружений, природно-энергетических объектов, характер техногенных воз действий на природу и т.д.);
— политико-юридические (целостность и неприкосновенность государственной территории, административно-территориальное деление, правовой режим внутренних и внешних границ и т.д.);
— демографические (численность и динамика населения) (С.Н. Бабурин).
Наряду с критерием территориальности немаловажное значение имеет и критерий компетенции органа, издавшего тот или иной нормативно-правовой акт. Так, акты федеральных органов государственной власти действуют на всей территории государства, акты органов исполнительной власти субъектов федерации — только в рамках данного субъекта, а действие актов нормативного характера, принимаемых органами местного самоуправления, соответственно, еще уже и ограничено границами данного муниципального образования.
При рассмотрении территориальной сферы действия нормативно-правовых актов необходимо помнить о таком понятии, как экстерриториальность, то есть распространение действия нормативных актов за пределами государства (военные суда, территория дипломатических представительств и миссий за рубежом).
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц. Как правило, действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц (физических и юридических), находящихся на территории государства, либо его отдельной части.Отдельные нормативно-правовые акты направлены на регулирование правового положения строго определенных субъектов. В связи с этим рассматриваются следующие лица: граждане государства, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы, внутригосударственные, совместные, иностранные организации и др.
Закон запрещает иностранным гражданам занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности (в том числе и частной), находиться на государственной или муниципальной службе, запрещает вести трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Запрещено заниматься трудовой деятельностью вообще без разрешения таковой. Имеются значительные ограничения в свободе передвижения (запрет посещения определенных территорий, организаций и объектов). Специальной гражданской правоспособностью обладают также и юридические лица с участием иностранцев. Например, коммерческие организации с долей иностранных граждан либо лиц без гражданства в уставном капитале более чем 50% земельными участками могут обладать лишь на праве аренды; также им запрещена приватизация помещений.

Некоторые ключевые понятия темы

Конституция — это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и верховенством в правовой системе, принимаемый высшими представительными органами государственной власти либо народом (на референдуме, плебисците).
Конституционные законы — это нормативно-правовые акты, которые закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства.
Обыкновенные законы — это нормативно-правовые акты, которые принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны общественной жизни.
Исключительный закон — это не подлежащий расширительному толкованию нормативно-правовой акт, который приостанавливает на определенной территории действие обычных законов и (во имя достижения указанной в нем цели) наделяет чрезвычайными (исчерпывающе в нем самом указанными) полномочиями конкретный орган исполнительной власти (федеральные конституционные законы о чрезвычайном и военном положениях).
Чрезвычайное законодательство — это комплекс нормативных предписаний государства, приостанавливающих действие конституционных норм в силу сложившейся особой политической ситуации в стране.
Кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства) — это нормативно-правовые акты, позволяющие комплексно на основе системы принципов регулировать определенную сферу общественной жизни.
Постоянные законы — это законы, не имеющие установленных временных ограничений своего действия.
Временные законы — это такие законы, которые действуют лишь в течение определенного (как правило, заранее оговоренного) срока.
Адаптивный закон — это (в странах англосаксонского права), имеющий рекомендательный характер акт парламента, используемый в качестве образца для решения вопросов местного значения органами местного самоуправления (типовые правила эксплуатации городского транспорта, снабжения водой, газом, электричеством и проч.).
Модельный закон — это (в странах континентальной правовой системы) имеющий рекомендательный характер акт высшего представительного органа федеративного государства, который может использоваться в качестве образца для урегулирования одинаковых, подобных отношений актами органов субъектов федерации.
Органические (кодифицированные) законы — это юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативного обобщения и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни.
Нормативно-правовые акты отраслевых органов управления — это приказы, решения коллегий, инструкции, правила, положения, наставления, уставы и другие акты, издаваемые министерствами, государственными комитетами, ведомствами, федеральными службами.
Приказы министра (руководителя соответствующего органа исполнительной власти) — это обязательные предписания нормативного характера, издаваемые министром либо его заместителем по поручению министра, либо лицом, исполняющим его обязанности. (Работа с кадрами — подбор, обучение, вопросы денежного содержания, правовой статус, режим труда и отдыха, особенности дисциплины, меры стимулирования и т.д., установление форм различных документов; реализация законов, их отдельных положений, нормативных указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и некоторых других актов.)
Приказ — это нормативно-правовой акт федерального органа исполнительной власти, посредством которого утверждаются, вводятся в действие иные нормативные правовые акты данного органа, либо устанавливаются предписания по отдельным вопросам его компетенции.
Положение — это разновидность нормативно-правового акта, изданного федеральным органом исполнительной власти, содержанием которого является установление правового статуса территориальных или структурных подразделений соответствующего органа, либо системно связанных между собой правил по вопросам его компетенции.
Инструкция — это нормативно-правовой акт, издаваемый министерствами, руководителями других центральных и местных органов государственного управления в пределах их компетенции, на основании и во исполнение законов, указов, постановлений (распоряжений) правительства и актов вышестоящих органов государственного управления; это собрание правил, регламентирующих определенную производственно-техническую деятельность.
Правила — это более краткие, чем инструкции нормативноправовые акты, посредством которых определяется процедурный порядок осуществления какой-нибудь деятельности или устанавливаются обязательные для исполнения требования.
Приказ — это юридический акт, содержащий обязательное для исполнения предписание руководителя (начальника) соответствующего органа управления, обращенное к подчиненным должностным лицам и органам.
Правила внутреннего трудового распорядка — это основной нормативный акт, которым определяется трудовой распорядок на предприятиях и организациях (общие положения; порядок приема и увольнения рабочих и служащих; основные обязанности рабочих и служащих; основные обязанности администрации; рабочее время и его использование; поощрения за успехи в работе; ответственность за нарушения трудовой дисциплины).
Действие нормативно-правового акта — порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены.
Закон прямого действия — это закон, положения которого непосредственно применимы к регулированию ситуации, разрешению конфликтов, на которые распространяются данные положения.
Приостановление акта — это официальное временное прекращение действия акта до его рассмотрения органом, который имеет право отмены данного акта или признания его недействительным.
Аброгация — это отмена устаревшего закона либо в силу его бесполезности, либо его противоречивости духу времени. Виды аброгации: собственно аброгация — полная замена старого закона новым; дерогация — частичная отмена старого закона; оброгация — внесение необходимых изменений в старый закон; суброгация — дополнение старого закона.
Переживание закона — это свойство конкретного нормативно-правового акта (закона) или его отдельной части, в установленном порядке утратившего силу, но по специальному указанию продолжающего регулировать отдельные сферы общественных отношений.
Экстерриториальность — это юридический статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из-под действия местного законодательства и подпадающих (частично или в полном объеме) под действие законодательства государства, национальности которого таковые имеют.

Контрольные вопросы

1. Характерные черты нормативного правового акта.
2. Система нормативно-правовых актов.
3. Иерархия нормативно-правовых актов.
4. Законы как высшая форма выражения государственной воли.
5. Виды законов.
6. Конституция государства: понятие, юридические свойства и виды.
7. Подзаконный нормативный акт и его виды.
8. Прямое действие законов.
9. Различие постановлений и распоряжений Правительства РФ.
10. Понятие и виды подзаконных актов.
11.

Нормативно — правовой акт: понятие и классификация

Действие нормативных актов во времени.
12. Действие нормативных актов в пространстве.
13. Действие нормативных актов по кругу лиц.
14. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.

<< Первая < Предыдущая12Следующая > Последняя >>

Нормативные документы Российской Федерации

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Нормативный правовой акт

Он имеет общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания. Нормативные правовые акты принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Конституция  Российской Федерации имеет высшую юридическую силу,  прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты,  принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Кодекс – это систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы какой-либо отрасли права (например, гражданский кодекс, уголовный кодекс, процессуальный кодекс).

Расположение правовых норм в кодексе производится в порядке, отражающем систему данной отрасли права.

По предметам ведения Российской  Федерации  принимаются  федеральные  конституционные  законы и федеральные законы,  имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

По  предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии  с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральные  законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные нормативные правовые акты  субъектов  Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия  между  федеральным законом и иным актом,  изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В  случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации,  изданным в соответствии с  частью  четвертой настоящей статьи,  действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

По законодательству России закон – это нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом России  и обнародованный в установленном порядке.

Основное законодательство Российской Федерации выглядит следующим образом:

  1. Конституция
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)
  8. Воздушный кодекс Российской Федерации
  9. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
  10. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации
  11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
  12. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  13. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
  14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)
  15. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)
  16. Уголовный кодекс Российской Федерации
  17. Семейный кодекс Российской Федерации
  18. Трудовой кодекс Российской Федерации
  19. Земельный кодекс Российской Федерации
  20. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
  21. Жилищный кодекс Российской Федерации
  22. Градостроительный кодекс Российской Федерации
  23. Кодекс судейской этики
  24. Водный кодекс Российской Федерации
  25. Лесной кодекс Российской Федерации

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

НПА — это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц. Нормативный правовой акт в большинстве государств служит основным источником и формой права. Эта форма права характерна для России и большинства стран Европы. Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:

1) Они исходят только от государственных органов, специально на то уполномоченных;
2) существует особый порядок их принятия;
3) используется писаная форма и оформление в специальном виде;
4) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов;
5) содержание нормативных правовых актов составляют нормы права.

Нормативные-правовые акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности. Все Нормативные-правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования.

Следует, вместе с тем, иметь в виду, что существуют акты органов государства, которые не носят нормативного характера. Например, Президент РФ имеет право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного лица, о награждении орденом или присвоении воинского или почетного звания. Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм.

Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на две большие группы: на законы и подзаконные акты.

Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты — всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти. В современной России судебные органы не имеют права принимать нормативные правовые акты. Они лишь вправе применять или толковатьуже действующие нормы права.

Закон — это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке. (Пример закона — Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Устав железных дорог).

Эта форма используется для регулирования наиболее важных для жизни общества отношений. Закон обладает высшей юридической силой. Отсюда следует, что закону присущи следующие черты:

1) это акт представительных (законодательных) органов государственной власти или акт, принятый всенародным голосованием (референдумом);

2) он регулирует наиболее важные общественные отношения, например, права и обязанности личности, отношения собственности, устройство государства и т.д.;

3) закон принимается по особой процедуре, носящей название законодательного процесса;

4) обладает верховенством в правовой системе государства.

Верховенство закона, его высшая юридическая сила означает, что при принятии нового закона все другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с законом, а в случае противоречия закону любой акт может быть опротестован или отменен. Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права, и этим он отличается от деклараций, обращений и других актов, принимаемых представительными органами власти.

Среди законов высшую юридическую силу имеет конституция, основной закон обладает наивысшей юридической силой и является основой для всех других законов. Действующая Конституция Российской Федерации принята народом путем референдума (всенародного голосования) 12 декабря 1993 года. Никакой акт государства не может противоречить Конституции, ее нормы всегда имеют приоритет перед нормами других актов.

Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (текущие). Конституционные законы — это такие законы, принятие которых предусмотрено в самом тексте конституции. Это закреплено в ст. 108 Конституции РФ. Примером федерального конституционного закона может служить закон о судебной системе, так как ч. 3 ст. 118 Конституции РФ предусматривается , что судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом. В Российской Конституции они называются федеральными конституционными законами. В конституциях других государств, например, Испании, Франции, они называются органическими. Этим законам присущи следующие особенности:

1) они обладают более высокой юридической силой по сравнению с обыкновенными законами;

2) принимаются в особом порядке — квалифицированным большинством, т.е. заранее установленным повышенным кворумом при голосовании.

В России, например, за федеральный конституционный закон должны проголосовать не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации от их списочного состава. В то время как для принятия обыкновенного закона достаточно простое большинство голосов в обеих палатах (50% плюс один голос);

3) Глава государства не обладает правом вето в отношении конституционных законов, а должен по истечении определенного срока (в России — в течение 14 дней) подписать закон и обнародовать его.

Текущими (обыкновенными) называют федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов.

Приложение1

Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

В числе упомянутых в Конституции России федеральных конституционных законов, уже приняты и действуют подобные законы — о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, о Судебной системе РФ и др. Предстоит принять законы о чрезвычайном положении, о военном положении, о гимне, флаге, гербе России и ряд других.

В особый вид выделяют также кодифицированные законы – это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы законодательства о нотариате в РФ и Уголовный кодекс РФ.

Все законы независимо от их характера подлежат обнародованию и опубликованию.

Действует конституционное правило, что неопубликованные законы не могут применяться.

К подзаконным нормативным правовым актам на уровне федерации относятся:

1. постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания Государственной Думой и Советом Федерации;

нормативные указы Президента Российской Федерации. К ним относятся лишь те указы, в которых содержатся правила поведения общего характера (т.е. нормы права), так как Президент РФ согласно Конституции РФ может также принимать указы, не являющиеся нормативными правовыми актами, потому что они носят индивидуальный характер. Например, Указ о помиловании конкретного лица, приговоренного судом к высшей мере наказания, не является нормативным правовым актом, так как не содержит норм права. А указ о повышении размера пенсий или пособий – это нормативный правовой акт, так рассчитан на многократное применение ко всем, кто получает пенсии или пособия;

3. постановления Правительства Российской Федерации, которыми регулируются отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;

4. нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств.

Они не могут противоречить Конституции и законам. Подзаконные нормативные правовые акты принимаются и другими органами государства — правительством, местными органами государственной власти и иными органами. Они также не могут противоречить Конституции, законам и указам Президента и издаются строго в пределах их компетенции. Законность таких актов проверяется в судебном порядке, и они поднадзорны прокуратуре, т.е. она может их опротестовать (кроме правительственных актов, которые может отменить только Президент).

К подзаконным актам относятся и акты центральных органов исполнительной власти — министерств, государственных комитетов, федеральных служб, а также акты глав местной администрации и исполнительных органов субъектов Федерации.

Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.

Все другие формы (источники) права относятся к так называемым незаконодательным. То есть они формируются не специальными законотворческими органами государства.

Для того чтобы правильно решать конкретные юридические дела, надо знать правила действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Определить, как нормативный акт действует во времени, означает, что следует установить, с какого момента он начинает действовать и когда его действие прекращается. Этот порядок установлен специальным федеральным законом. Существует несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие. В отношении наиболее важных и крупных законов действует правило, согласно которому закон вступает в действие с момента, установленного в специальном постановлении или в самом законе. Например, новый УК РФ был принят Федеральным Собранием летом 1996 года, а вступил в действие с 1 января 1997 года. Несколько месяцев между принятием и вступлением в действие необходимы для того, чтобы все могли ознакомиться с содержанием нового Кодекса.

Если момент вступления закона в силу специально не установлен, то он начинает действовать по истечении 10 дней после его первого официального опубликования в “Российской газете”, “Парламентской газете” или “Собрании законодательства РФ”. Нормативные указы Президента РФ начинают действовать по истечении 7 дней после опубликования, но иногда могут вступать в силу с момента опубликования или даже подписания Президентом. Постановление Правительства РФ вступает в силу со дня их подписания, но некоторые из них, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан,- по истечении 7 дней после опубликования.