Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Т.В.Федосова
Бухгалтерский учет
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007

1.4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета

В настоящее время сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень — Федеральные законы, постановления правительства, указы Президента. Такие законы как «О бухгалтерском учете”, «Об акционерных обществах” и др., возлагают общее методическое руководство на Правительство РФ, кроме того, право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Департаменту по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ.

Второй (нормативный) уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации” (ПБУ 1/98), «Учет договоров на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/95), «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 7/98), «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98) и др.

Третий (методологический) — инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Четвертый уровень — организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием. Это приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов и операций.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ — это многоуровневая модель, включающая множество нормативно-правовых актов.

Правильно организованный бухгалтерский учет важен не только для каждой конкретной организации, но и для государственной финансовой системы в целом. Нормативное регулирование бухгалтерского учета 2020 в РФ на законодательном уровне имеет четкую структуру и иерархию. Во главе всего стоит, правда, не кодекс, как во многих других сферах, а Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете». В соответствии с его требованиями, должны действовать абсолютно все хозяйствующие субъекты в России. Но на его основе разработано большое количество подзаконных актов, которые должны применять все организации при ведении бухучета.

Иерархия бухгалтерских нормативно-правовых актов в России

Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета 2020, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.

Все нормативные документы по бухгалтерскому учету 2020 поместились в одну пятиуровневую систему. На каждом из уровней достигается отдельная цель. В частности, федеральный закон регламентирует только общие нормы и требования, а вот положение по ведению бухучета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н, которое находится ниже по важности, регулирует частности. В нем руководители и бухгалтеры найдут ответы о практическом применении требований ФЗ № 402 и других нормативно-правовых актов. С этими двумя документами все более-менее понятно, но дальше идут нормативные документы бухгалтерского учета, с которыми бухгалтерам приходится иметь дело практически ежедневно:

  • план счетов;
  • многочисленные ПБУ;
  • положение о документообороте.

Чтобы понять, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, рассмотрим нижние уровни подробнее.

Базовые НПА

План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок и их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют особый план счетов, для банков действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:

Номер ПБУ

Наименование ПБУ

Реквизиты приказа Минфина России, утвердившего ПБУ

«Учетная политика организации»

От 06.10.2008 № 106н

«Учет договоров строительного подряда»

От 24.10.2008 № 116н

«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

От 27.11.2006 № 154н

«Бухгалтерская отчетность организации»

От 06.07.1999 № 43н

«Учет материально-производственных запасов»

От 09.06.2001 № 44н

«Учет основных средств»

От 30.03.2001 № 26н

«События после отчетной даты»

От 25.11.1998 № 56н

«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

От 13.12.2010 № 167н

«Доходы организации»

От 06.05.1999 № 32н

«Расходы организации»

От 06.05.1999 № 33н

«Информация о связанных сторонах»

От 29.04.2008 № 48н

«Информация по сегментам»

От 08.11.2010 № 143н

«Государственная помощь»

От 16.10.2000 № 92н

«Нематериальные активы»

От 27.12.2007 № 153н

«Расходы по займам и кредитам»

От 06.10.2008 № 107н

«Информация по прекращаемой деятельности»

От 02.07.2002 № 66н

«Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

От 19.11.2002 № 115н

«Расчеты по налогу на прибыль организаций»

От 19.11.2002 № 114н

«Финансовые вложения»

От 10.12.2002 № 126н

«Информация об участии в совместной деятельности»

От 24.11.2003 № 105н

«Изменения оценочных значений»

От 06.10.2008 № 106н

«Исправление ошибок в бухучете и отчетности»

От 28.06.2010 № 63н

«Отчет о движении денежных средств»

От 02.02.2011 № 11н

«Затраты на освоение природных ресурсов»

От 06.10.2011 № 125н

То, что регламентирует каждое из ПБУ, можно понять из его названия. Все действующие ПБУ признаны федеральными стандартами бухучета до вступления в силу соответствующего закона о национальных стандартах. Это прописано в части 1.1 статьи 30 закона № 402-ФЗ. Нормативная база бухгалтерского учета предполагает использование МСФО, они введены в действие на территории России приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. При оформлении документов бухгалтеры должны учитывать требования положения о документах и документообороте в бухучете, утвержденного еще приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105.

Методички и внутренние нормативные акты

Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о методических указаниях и рекомендациях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие письма Минфина и не являются НПА (п. 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 13.08.1997 № 1009), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.

Ну и, наконец, в самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:

  • учетная политика;
  • инструкции;
  • приказы.

Все они составляются с соблюдением требований вышестоящих ФЗ и НПА. Их целью является определение порядка ведения бухучета в конкретной организации: действующее законодательство предполагает вариативность в этом вопросе.

Требования к ведению бухгалтерского учета и отчетности

Организация бухгалтерского учета – это система построения учетного процесса на предприятии. Ведение бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами регламентируется рядом нормативных требований:

Требования к ведению бухгалтерского учета и отчетности

Таким образом, рассматривая требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета, который представляет собой одну из основных функций управления, можно сделать вывод, что посредством данных требований определяется и обеспечивается целенаправленное, динамичное и пропорциональное развитие хозяйствующего субъекта. Это особенно важно в условиях динамичного развития экономики, так как предприятия самостоятельно планируют свою деятельность, определяют перспективы развития, действуя на принципах самофинансирования, самоокупаемости и полного хозяйственного расчета.

Цель и задачи бухгалтерского учета представлены на схеме:

Цель и задачи бухгалтерского учета

Их реализация обеспечивается системой функций:

Функции бухгалтерского учета

В соответствии с выполняемыми функциями, решаемыми задачами и стоящими перед бухгалтерским учетом целями, основные учетные процессы представляют собой линейную систему, представляющую последовательность работы с бухгалтерской информацией.

Информационная система бухгалтерского учета и отчетности

Неизмеримо высока роль и значение бухгалтерской информации и отчетности в области управления, контроля и анализа хозяйственной деятельности предприятия.

В состав годовой отчетности коммерческой организации включается:

  • бухгалтерский баланс (форма№1)
  • отчет о финансовых результатах (форма№2)
  • отчет об изменении капитала (форма№3)
  • отчет о движении денежных средств (форма№4)
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма№5)
  • пояснительная записка, в ней дается общая характеристика объективных условий, в которых проходила производственная деятельность предприятия в отчетном году, и того, как эти условия повлияли на отдельные технико-экономические и финансовые показатели.

Промежуточная (квартальная) отчетность состоит только из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках

Бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер, если же учет на предприятии осуществляется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, то обязательна подпись лица, ведущего учет. Годовая бухгалтерская отчетность предприятия до представления в соответствующие органы рассматривается и утверждается в порядке, устанавливаемом учредительными документами данного предприятия самостоятельно.

Следует отметить, что, если хозяйствующий субъект является объектом малого предпринимательства, который применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязан проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то данный хозяйствующий субъект может не представлять отчеты об изменениях капитала, движения денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы №3,4,5) и пояснительную записку.

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Ключевые документы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в рамках действующей четырехуровневой системы:

Ключевые документы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности

Первый уровень регулирования бухгалтерского учета и отчетности

Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

ФЗ «О бухгалтерском учете», который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, устанавливает единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям.

Данный документ, как и предыдущий закон о бухгалтерском учете, закрепляет положение учета, таки образом, в сущности, бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус.

В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и за их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Закон дает четкое определение бухгалтерской отчетности: бухгалтерская отчетность – информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Глава 2 закона о бухгалтерском учете непосредственно посвящена и более конкретным вопросам состава и содержания отчетности:

  • требования к бухгалтерской отчетности определены в статье 13;
  • состав отчетности закреплен в ст. 14;
  • в ст. 15 закреплены отчетный период и отчетная дата бухгалтерской отчетности.

Кроме того, в главе 4 в ст. 30 закреплено хранение документов бухгалтерского учета.

Следует отметить, что данный закон также определяет состав законодательства России в части бухгалтерского учета. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете», законодательство в России состоит непосредственно из данного закона, который устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, других федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства. Характерной чертой данного определения является тот факт, что законодательно в России установлено, что руководство бухгалтерским учетом в плане методологии осуществляет Правительство России. Положением о Министерстве финансов РФ №329 от 30.06.2004 (в редакции от 02.11.2013 №988) определено, что одной из основных задач Министерства финансов является «обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью».

В то же время весомое значение в разработке методологии бухгалтерского учета отводится Институту профессиональных бухгалтеров России. Также в формировании методологических материалов и методики бухгалтерского учета принимают участие Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и другие ведомства.

Таким образом, первый уровень регулирования бухгалтерской отчетности составляют

  • указы Президента РФ;
  • законы и иные законодательные акты;
  • постановления Правительства РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 02.11.2013) и др.

Также весьма важными законами первого уровня, относящиеся к нормативному регулированию бухгалтерской отчетности, являются также законы, касающиеся деятельности отдельных организационно-правовых форм экономических субъектов, которые стоят в одном ряду с Законом о бухгалтерском учете. К таким законам следует отнести, например, Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 (в редакции от 06.11.2013), Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в редакции от 02.01.2013) и другие аналогичные законы.

К нормативным документам первого уровня, регулирующим бухгалтерскую отчетность, относятся различные Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, например постановление «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998 г. № 283. Эти документы прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности.

Также важными нормативными актами первого уровня являются Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.

Второй уровень регулирования бухгалтерского учета и отчетности

Второй уровень регулирования бухгалтерской отчетности составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). ПБУ разработаны и утверждены Министерством финансов РФ.

ПБУ относятся, прежде всего, к системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Они не являются законодательными документами и не регулируют указанные вопросы в рамках юридического поля.

Одним из важнейших документов второго уровня регулирования бухгалтерской отчетности является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, в настоящее время, данное положение действует в редакции Приказа Министерства финансов РФ от 24.12.2010 № 186н.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации является основным документом второго уровня нормативного регулирования бухгалтерской отчетности. Многие статьи данного положения были изменены в новой редакции по причине введения в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Следует отметить, что данный шаг предпринимался законодателями в целях учета новых требований современной рыночной экономики России. В новой редакции также были заменены ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах и главных бухгалтерах.

Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя отнести к документам первого уровня, поскольку данное положение утверждено не законодательным органом, а приказом Министерства финансов России.

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности.

Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Министерством финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43н. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. На данный момент действуют следующие Положения по бухгалтерскому учету, которые распространяются на все организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации за исключением кредитных организаций, государственных и муниципальных учреждений.

В настоящее время действует следующий перечень Положений по бухгалтерскому учету:

Характеристика Положений по бухгалтерскому учету

Положения по бухгалтерскому учету были разработаны Министерством финансов РФ согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Они раскрывают методологические вопросы учета конкретных операций, перечень приоритетных вопросов утвержден Программой реформирования бухгалтерского учета.

Третий уровень регулирования бухгалтерского учета и отчетности

Нормативное обеспечение бухгалтерской отчетности на третьем уровне ее регулирования включает в себя совокупность различных документов и регламентов, представляющих собой ведомственные инструкции, которые направлены на то, чтобы уточнить действующие указания первого и второго уровня.

Третий уровень регулирования бухгалтерской отчетности отвечает за конкретизацию методологии бухгалтерского учета и методических указаний, которые изложены в документах первого и второго уровня, в частности в законах и положениях по бухгалтерскому учету.

Конкретизация методических указаний документами третьего уровня предполагает учет и отраслевой специфики хозяйствующих субъектов.

Можно отметить, что документы, регламенты, инструкции, относимые к третьему уровню обеспечения бухгалтерской отчетности регулируют конкретные операции и не устанавливают общей методологии учетного процесса. Например, если ПБУ 1/2008 выступает как методический документ второго уровня обеспечения бухгалтерской отчетности, то приказы Министерства финансов РФ, которые издаются в соответствии с практикой хозяйствования, направлены на расширение и развитие применения данного положения. В частности, такие приказы, относимые к третьему уровню, будут конкретизировать требования к учетной политике организации, порядку ее разработки, принятия и т.д.

Таким образом, третий уровень регулирования бухгалтерской отчетности представляет собой совокупность методических рекомендаций, инструкций и т.п. нормативных документов, которые имеют своей целью разъяснение применения отдельных положений и документов, относящихся к первому и второму уровню регулирования бухгалтерской отчетности в России.

Следует отметить, тот факт, все документы третьего уровня обязательны к применению всеми хозяйствующими субъектами, которые ведут бухгалтерский учет, независимо от их организационно-правовой формы. При этом документы, инструкции, регламенты, приказы, разъяснения, относимые к третьему уровню регулирования бухгалтерской отчетности, имеют общий характер. Кроме того, отраслевые органы управления также издают свои специальные указания, разъяснения и информационные письма, которые также считаются документами третьего уровня регулирования бухгалтерской отчетности, однако они не являются обязательными для всех организаций при ведении бухгалтерского учета и составления отчетности, а носят, по большому счету, рекомендательный характер.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации с Инструкцией по его применению, который утвержден Министерством финансов РФ, считается наиболее важным документом третьего уровня регулирования бухгалтерской отчетности.

По своей сути, он представляет собой фундаментальную основу бухгалтерского процесса российского учета. План счетов в структуре документов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета, является вместе с инструкцией по его применению базовыми документами в системе обеспечения бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации. Вместе с тем, он относится к документам третьего уровня, следовательно его содержание не приравнивается к обязательным законам первого уровня и положениям по бухгалтерскому учету второго уровня.

План счетов с точки зрения его организационно-учетного содержания представляет собой документ, определяющий общий порядок ведения бухгалтерского учета. Характерно, что документ третьего уровня является единым и обязательным к применению всеми хозяйствующими субъектами, за исключением бюджетных и кредитных организаций. План счетов за всю его историю существования неоднократно претерпевал изменения, корректировался из-за смены экономических условий хозяйствования, и несколько раз принципиально изменялась структура счетов учета.

В настоящее время действует план счетов, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации, от 31.10.2000 №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (в редакции от 08.11.2010 №142н).

Хотя в действующей на сегодняшний день системе нормативно-правового и методического обеспечения бухгалтерского учета План счетов относится к документам, не имеющим нормативно-правового характера, его значение для учетной деятельности наиболее велико. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение, исходя из его исключительного содержания, которое позволяет единообразное применение всех существующих инструкций, регламентов и приказов других уровней нормального обеспечения бухгалтерского учета и отчетности. Поэтому План счетов и Инструкция по его применению являются основополагающими методическими документами системы бухгалтерского учета, позволяющими абсолютно достоверно отражать все операции в рамках бухгалтерского учетного процесса.

Статья 3 Федерального закона о бухгалтерском учете определяет План счетов как «систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета». Согласно данному определению План счетов является особой схемой, позволяющей регистрировать и группировать операции в рамках ведения хозяйственной деятельности, а также относить их на счет бухгалтерского учета, используя принцип двойной записи. С точки зрения внутреннего построения План счетов представляет собой совокупность синтетических счетов, т.е. счетов первого порядка, и субсчетов, т.е. счетов второго порядка. Для каждого счета в Плане счетов приведены его наименование и номер в общей системе счетов бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета обеспечивает перманентное согласование всех существующих учетных показателей хозяйственной деятельности с показателями существующей бухгалтерской отчетности. Вместе с тем, План счетов может использоваться и при составлении внутренней аналитической, управленческой, финансовой, операционной и хозяйственной отчетности, что, однако, не является обязательным ни для одной организационно-правовой формы предприятий.

Инструкция по применению Плана счетов предполагает закрепление единообразного подхода к методологическому применению Плана счетов на практике хозяйствующими субъектами.

Благодаря данной инструкции хозяйствующие субъекты могут отражать факты хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета согласно действующим методологическим правилам, что обеспечивает единство применения приемов бухгалтерского учета всеми организациями. Инструкция содержит в себе краткую характеристику бухгалтерских счетов, субсчетов. При этом в Инструкции раскрывается как непосредственное назначение счетов бухгалтерского учета, так и в краткой форме изложено экономическое содержание отражаемых операций. Согласно такому подходу, Инструкция позволяет упорядочить отражение наиболее распространенных фактов в деятельности хозяйствующих субъектов сообразно природе этих фактов хозяйственной деятельности, операций, в результате осуществления которых они возникли, а также в соответствии со структурой и назначением счетом бухгалтерского учета.

В Инструкции, помимо собственно характеристик счетов бухгалтерского учета даны и типовые проводки.

Типовая схема корреспонденции каждого счета с другими счетами и/или субсчетами позволяет упростить ведение учета хозяйственной деятельности, стандартизируя учет большинства возникающих фактов в результате наиболее распространенных операций в рамках хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Если в деятельности хозяйствующего субъекта произошла какая-либо операция, которая привела к возникновению такого факта хозяйственной деятельности, который не предусмотрен типовой схемой корреспонденции по определенному счету или счетам бухгалтерского учета, то организация может самостоятельно осуществить корреспонденцию счетов, соблюдая, однако, единые подходы, инструкции и рекомендации, которые закреплены в Инструкции по использованию Плана счетов.

Учет специфических фактов хозяйственной деятельности, возникших в ходе осуществления операций, не предусмотренных действующей методологией учета, организация может по согласованию с Министерством финансов России ввести в План счетов дополнительные счета. Для такого использования Плана счетов бухгалтерского учета в нем предусмотрены свободные номера счетов, которые могут использоваться в таких случаях.

В Плане счетов предусмотрены также субсчета, которые могут использоваться хозяйствующими субъектами как в результате объективных условий хозяйствования, предусмотренных в Инструкции по использованию Плана счетов, так и исходя из специфики управления или экономической деятельности организации. К таким требованиям могут быть отнесены потребности в более детализированном анализе, контроле, подготовке внутренней финансовой отчетности или аналитических срезах хозяйственной деятельности организации. Хозяйствующий субъект может уточнять экономическое содержание субсчетов, которые приведены в Плане счетов бухгалтерского учета, а также вводить дополнительные субсчета, исключать их из Плана счетов и/или объединять в целях учетной или аналитической деятельности.

Порядок ведения аналитической деятельности, осуществляемой в рамках бухгалтерского учета, может быть установлен конкретной организацией исходя из ее специфических требований к анализу и/или учету хозяйственной деятельности. Кроме того, исходя из Инструкции по применению счетов бухгалтерского учета, положений по бухгалтерскому учету и/или других нормальных актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность на различных уровнях нормативного обеспечения учетной деятельности, включая методические указания по отдельным вопросам ведения бухгалтерского учета, организация может вести учет в соответствии с такими требованиями. К таким вопросам ведения бухгалтерского учета, по которым у организаций возникает необходимость ведения учета в особом порядке, чаще всего относятся основные средства, материально-производственные запасы, нематериальные активы и другие объекты бухгалтерского учета.

Таким образом, вне зависимости от условий хозяйствования конкретной организации, принципы, способы и особые правила ведения учетной деятельности, а также подготовки бухгалтерской отчетности, включая вопросы учета отдельных активов, финансовых обязательств хозяйствующих субъектов, в частности, в вопросах их признания, оценки, группировки, подлежат обязательному нормативному регулированию. В соответствии с этим, нормативное обеспечение бухгалтерского учета и отчетности осуществляется согласно положениям, нормативным актам, методическим указаниям по вопросам бухгалтерского учета, а основным документом на данном уровне выступает План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению.

Четвертый уровень регулирования бухгалтерского учета и отчетности

Четвертый уровень регулирования бухгалтерской отчетности включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией.

Четвертый уровень регулирования бухгалтерской отчетности – это внутренние документы организации, разрабатываемые соответствующими структурными подразделениями (отделами или отделениями) организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах и утверждаемые распорядительным документом, как правило, приказом руководителя организации.

Рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/2008, являются документами четвертого уровня.

Следует отметить, что порядок отражения на счетах учета хозяйственных операций зависит от учетной политики предприятия.

Учетная политика – принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Основные принципы формирования учетной политики организации и ее раскрытия зафиксированы в ПБУ 1/2008.

Учетная политика отличается наличием определенных допущений:

  • допущение имущественной обособленности (имущество и источники имущества предприятия существуют отдельно от имущества и обязательств владельцев организации, а также от других предприятий);
  • допущение непрерывности деятельности (предприятие планирует продолжать свою хозяйственную и финансовую деятельность в ближайшем будущем, поскольку у владельцев предприятия отсутствуют планы и необходимость ликвидации предприятия, что означает, погашение текущих и будущих обязательств в установленном порядке);
  • допущение последовательности применения учетной политики (данное допущение означает, что учетная политика будет применяться на предприятии последовательно от одного отчетного года к другому);
  • допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности (факты хозяйственной деятельности предприятия не зависят от фактического времени поступления или выплаты средств, которые напрямую связаны с этими фактами, и относятся исключительно к тому отчетному периоду, в котором они имели место).

Также положение 1/2008 предъявляет определенные требования к качеству информации, полученной в результате применения учетной политики предприятия: полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания над формой, непротиворечивость, рациональность.

В соответствии с учетной политикой организации на предприятии утверждается рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

Рабочий план счетов утверждается на следующий год в качестве приложения к учетной политике. При этом рабочий план счетов должен содержать синтетические и аналитические счета, которые необходимы организации для ведения бухгалтерского учета. Кроме того, счета должны соответствовать требованиям современных экономических условий, отражать полноту бухгалтерской отчетности.

Соответственно, рабочий план счетов составляется на основе единого Плана счетов бухгалтерского учета, который представляет собой структурированный документ, в который организации могут лишь вводить дополнительные счета и субсчета. Такая необходимость возникает у тех организаций, специфика деятельности которых не учтена единым Планом счетов и Инструкцией к нему. Однако разработка рабочего плана счетов должна соответствовать единым подходам, установленным Инструкцией.

Вывод

В системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерской отчетности можно выделить четыре уровня. К первому относятся указы Президента, законы, постановления Правительства и Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Второй уровень составляют положения по бухгалтерскому учету. Третий уровень включает в себя методические рекомендации и инструкции, имеющие нормативный характер и дающие пояснения к документам первого и второго уровней, и указания отраслевых органов, которые носят рекомендательный характер. Четвертый уровень включает в себя внутренние документы предприятий и организаций, которые формируют их учетную политику.

В России период проведения реформы системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета длится уже более 15 лет. За это время были осуществлены значительные преобразования, отечественный бухгалтерский учет существенно изменился и перешел на новый уровень развития. Вместе с тем процесс реформирования бухгалтерского учета пока не завершен. Так, с 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Таблица 2 – Уровни нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в РФ

уровень регулирования

Документы

Область регулирования

примечание

Первый (законодательный)

Федеральные стандарты

Устанавливают:

— определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и спасаниях их в бухгалтерском учете; допустимые способы их денежного измерения;

— требования к учетной политике;

— план счетов бухгалтерского учета

и порядок его применения;

— состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами и не должны противоречить ФЗ «О бухгалтерском учете»

Второй (методологический)

Отраслевые стандарты

Устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности

Обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами и не должны противоречить федеральным стандартам

Третий (разъяснительный)

Рекомендации в области бухгалтерского учета

Принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

Применяются на добровольной основе и не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам

Четвертый (внутрихозяйственный)

Стандарты экономического субъекта

Предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета

Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.

Стандарты экономического субъекта и не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам

Согласно ст. 4 Федерального закона № 402-ФЗ законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона № 402-ФЗ, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Правовые нормы, регламентирующие бухгалтерский учет, содержатся в различных нормативных правовых актах, каждый акт действует во взаимной связи с другими нормативными правовыми актами и не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящего правотворческого органа. Совокупность нормативно-правовых актов образует 4-х уровневую систему (таблица 1).

Таким образом, ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами (стандартами), имеющими разный статус. В настоящее время отсутствует официальное определение понятия «система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета». По мнению К. А. Конева «Система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных нормативных правовых актов, принимаемых компетентными правотворческими органами на основе и в соответствии с Конституцией РФ и имеющих в своем составе нормы, прямо или косвенно устанавливающие единые требования к бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности»{2}. Изложена система нормативного правового регулирования полностью соответствует Федеральному закону № 402-ФЗ и ее можно представить в виде четырех блоков.

1) первый блок составляют законы: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон № 402-ФЗ, другие федеральные законы.

2) второй блок представлен подзаконными нормативными правовыми актами: указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; приказами, распоряжениями, правилами, инструкциями и положениями Минфина России и Банка России; нормативными правовыми актами организаций.

3) третий блок состоит из нормативных правовых актов субъектов РФ: законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

4) к четвертому блоку мы относим международные договоры, которые не являются внутренними законами, но применяются на территории России и имеют приоритет над законами РФ, за исключением Конституции РФ. Таким образом, система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета является десятиуровневой и состоит из четырех блоков (законов, подзаконных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов субъектов РФ по установлению региональных и местных налогов, международных договоров), где между элементами каждого уровня существует иерархическая связь.

Основным нормативным актом, регулирующим учет МПЗ, является Федеральный закон №402 «О бухгалтерском учете». Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

Учетные стандарты определяются как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (положения) призваны конкретизировать закон «О бухгалтерском учете».

В качестве стандартов по учету МПЗ выделяют:

— ПБУ 5/01 «Учет материально- производственных запасов», которое определяет понятие, состав, способы оценки и отражения в бухгалтерской отчетности МПЗ;

— ПБУ 1/08 «Учетная политика организации», которое регулирует организацию бухгалтерского учета на предприятии, раскрывает способы и методы учета материальных ресурсов в каждой организации;

— ПБУ 10/99 «Расходы организации», регулирует выбытие материальных ценностей;

— ПБУ 9/99 «Доходы организации», регулирует порядок формирования финансового результата, при реализации товаров и готовой продукции;

— План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению №94 н от 31 октября 2000 г. — содержит информацию о бухгалтерских счетах, которые используются поступлении и движении МПЗ.

Далее следует отметить такие регулирующие документы, как:

— методические указания по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов № 44н. от 19.06.2001 – в которых рассмотрен порядок учета отдельных видов МПЗ (материалов, тары, готовой продукции, товаров), в том числе вопросы документального оформления операций с этими ценностями, порядок синтетического и аналитического учета этих операций;

— методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств № 49 от 13.06.95 – устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов;

— иные методические указания и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями.

Значительную роль в учете играют также указания, инструкции, положения приказы и иные подобные документы по постановке, ведению бухгалтерского учета, непосредственно созданные в организации и являющиеся внутрифирменными стандартами (приказы о формировании учетной политики, должностные инструкции и пр.).

На основании имеющейся нормативной базы можно выделить основные задачи учета материалов:

— контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;

— правильное и своевременное документирование всех операций по движению материалов, выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением, расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса;

— систематизированный контроль за выявлением излишних и неиспользуемых материалов, их реализаций;

— своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов.

Таким образом, ведение бухгалтерского учета осуществляется строго в соответствии с законодательными и нормативными документами, имеющими разный статус, любые несоответствия или отступления будут оценены контролирующими органами как нарушение законодательства.

Бухгалтерский учет — сфера, работа в которой регламентирована законодательством. Поэтому, отвечая на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, нужно помнить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета — сложная, многокомпонентная система с несколькими уровнями иерархии. Ее развитию государство уделяет значительное внимание. Это связано с необходимостью формировать объективную информацию о состоянии бизнеса, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Постоянно меняющиеся запросы бизнеса на местном, международном уровнях, требуют современной адаптации положений учета. Активное участие российских организаций во внешнеэкономической деятельности, взаимопроникновение российских и иностранных инвестиций диктует бизнесу применение общих подходов к составлению бухгалтерской отчетности, а именно стандартов МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности, IFRS англ. International Financial Reporting Standards). В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО.

Для чего необходима система нормативной документации бухгалтерского учета

Главная цель системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, независимо от того, какими нормативными документами регламентируется процесс в конкретный момент, – это установление единых требований к к учету, отчетности, а также создание правового механизма для всех субъектов экономической деятельности. Информация, составляющая бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должна быть полезной, открытой и доступной всем пользователям этой отчетности: собственникам бизнеса, инвесторам, кредиторам, контролирующим органам, менеджменту экономического субъекта.

Важный фактор достижения общего понимания в оценке показателей отчетности для российских и иностранных партнеров, участников внешнеэкономической деятельности, — сближение стандартов РСБУ с правилами МСФО. Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации.

Приказом Минфина РФ от 28.04.2017г. № 69н установлен приоритет МСФО в очередности выбора способов учета в случае, когда федеральные и отраслевые стандарты не содержат необходимых правил.

Существенный фактор для принципа рационального ведения учета — сближение бухгалтерских и налоговых правил, что значительно облегчает взаимодействие с налоговыми органами при проверках.

В российской практике Правительство РФ постоянно совершенствует систему бухгалтерского учета, чтобы она могла решать задачи:

  • оптимизации качества, достоверности сведений отчетности;
  • увеличения гибкости системы регулирования БУ — прямого взаимодействия органов власти, бухгалтерского сообщества на основе разумного сочетания и дополнения;
  • повышения эффективности контроля в отношении квалификации специалистов, которые занимаются ведением БУ и аудитом отчетности;
  • соответствия запросам пользователей отчетности, уровню развития науки и практики БУ;
  • эффективного международного взаимодействия представителей бизнеса в условиях рыночной экономики
  • применения признанных в международной практике принципов учета и отчетности.

Чтобы достичь этих и других целей, нормативные документы должны быть собраны в четкую, логически выстроенную систему. В России у нее четыре основных уровня иерархии.

Структура нормативной документации

Систему бухгалтерского учета в России определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.

Законодательство РФ в этой сфере состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов.

Свод федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов в Законе N 402-ФЗ не приводится, то есть в систему законодательства входят все федеральные законы. На практике специалисты БУ в своей работе обращаются прежде всего именно к этому закону, затем, в случае необходимости, используют нормы иных федеральных законов, раскрывающих правила осуществления того или иного факта хозяйственной жизни. К ним относятся: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и другие законы.

Правила Закона 402-ФЗ обязательны к применению для всех экономических субъектов в РФ: организаций всех видов (в т. ч. госорганов и некоммерческих организаций), индивидуальных предпринимателей, иностранных филиалов и представительств.

В основном бухгалтерском Законе (N 402-ФЗ) выделены четыре уровня документов в области регулирования бухгалтерского учета:

  • федеральные стандарты по бухгалтерскому учету;
  • отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта.

Поясним, что Стандарт БУ – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Иерархия уровней регулирования бухгалтерского учета в РФ включает:

  • федеральный уровень (законодательство и стандарты);
  • отраслевой нормативный уровень (отраслевые стандарты);
  • методологический уровень (рекомендации, письма, разъяснения, различная информация);
  • уровень экономического субъекта (внутренние положения).

Основными органами государственного регулирования бухгалтерского учета в России являются Минфин РФ, Центробанк РФ. Они утверждают федеральные и отраслевые стандарты в пределах своей компетенции.

В полномочия Центробанка РФ входит утверждение стандартов для кредитных и некредитных финансовых организаций. К некредитным финансовым организациям относятся в частности: профессиональные участники рынка ценных бумаг, различные инвестиционные фонды, различные финансовые кооперативы, микрофинансовые организации, ломбарды.

Федеральные стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ и издаются в виде Приказов Минфина РФ и Положений (Указаний) Центробанка.

Отраслевые стандарты также могут утверждаться отдельными Министерствами в пределах своей отраслевой принадлежности. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. К ним относятся различные методические рекомендации по бухгалтерскому учету Минсельхоза, Роскомторга, Минтранса, Госстроя РФ.

Отраслевые стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами отрасли, если иное прямо не указано в самом стандарте и издаются в виде Приказов соответствующих Министерств.

Методологический уровень регулирования бухгалтерского учета реализуется изданием рекомендаций в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию БУ, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета. Рекомендации, в основном, разрабатываются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета и применяются на добровольной основе.

К субъектам негосударственного регулирования в частности относятся: саморегулируемые организации аудиторов, профессиональных бухгалтеров, микрофинансовых организаций и другие.

Четвертый уровень регулирования бухгалтерского учета осуществляется непосредственно в экономическом субъекте путем самостоятельной разработки и утверждения учетной политики, положений и правил, которые закрепляются приказами или распоряжениями руководителя экономического субъекта. Эти стандарты применяются всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения, а также дочерними обществами в случаях, предусмотренных учетной политикой основного общества.

Стандарты всех уровней не должны противоречить друг другу, а лишь дополнять и конкретизировать общие правила для их адаптации в конкретной экономической работе.

Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности определены в Законе №402-ФЗ. Закон о бухгалтерском учете включает четыре раздела, в которых:

  • сформулированы определения, объекты и задачи бухгалтерского учета;
  • указаны ключевые законодательные акты, которыми регламентируется бухгалтерский учет;
  • перечислены требования к ведению бухгалтерского учета и документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, оценке активов/обязательств, проведению инвентаризаций, организации внутреннего контроля;
  • определены состав, правила оформления и сдачи отчетности;
  • указаны документы, регулирующие бухгалтерский учет, порядок их соответствия и применения;
  • определены субъекты регулирования учета, даны ответы на вопросы:

— кто выполняет функции государственного регулирования, утверждая федеральные и отраслевые стандарты,

— кто участвует в негосударственном регулировании, разрабатывая эти стандарты, а также различные рекомендации, инструкции и т.д.

  • определены правила хранения/архивирования документов бухгалтерского учета.

Закон на государственном уровне определяет обязанность для каждого экономического субъекта вести бухучет, формировать отчетную документацию и обеспечивать непрерывность, полноту и достоверность представленной в отчетности информации.

Непосредственное нормативное регулирование бухгалтерского учета. Правовой статус документов.

Выделим три «практических» уровня определяющих правовое значение для участников экономической деятельности документов, регламентирующих бухгалтерский учет в РФ. Они объединяют все документы, в которых сформулированы руководства, правила, порядок организации бухгалтерского учета, изданные как органами власти, так и ответственными лицами экономических субъектов.

Первый уровень представляют документы обязательные для применения, изданные органами исполнительной власти и обладающие статусом нормативных документов в контексте правоприменительной практики. Порядок издания этих документов определен правилами, установленными на государственном уровне (регистрация, публикация).

К ним относятся:

  • закон о бухгалтерском учете (отраслевые и иные федеральные законы);
  • приказы Минфина РФ, Положения и Указания Центробанка РФ (федеральные стандарты – это ПБУ);
  • приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания Центробанка (отраслевые стандарты).

На сегодняшний день утверждены и действуют 24 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Внесением изменений в Закон 402-ФЗ (Закон 160-ФЗ от 18.07.2017г.) всем ПБУ, изданным после 1 октября 1998 года включительно, присвоен статус федеральных стандартов, кроме Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ № 34н). Представители Минфина считают, что многие правила этого Положения устарели и изменены, поэтому этот документ не может претендовать на статус федерального. Но правила Положения продолжают действовать, и обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ.

Положения определяют правила выполнения основных учетных процессов. Они охватывают вопросы:

  • учетной политики и формирования отчетности;
  • учета по отдельным направлениям — от активов/обязательств и МПЗ до договоров строительного подряда или информации о связанных сторонах;
  • признания доходов и расходов предприятия, событий после отчетной даты, условных фактов деятельности и оценочных обязательств;
  • учета расходов по их обслуживанию.

На втором уровне регламентных документов выделяем методические рекомендации, инструктивные указания, письма Минфина и ФНС, других Министерств, разъясняющие общие правила применения нормативных документов и отдельные учетные ситуации.

Документы этого уровня не считаются нормативными в области бухгалтерского учета, носят рекомендательный характер и не обязательны к применению.

План счетов и инструкцию по его применению можно выделяют как наиболее значительный документ этого уровня.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000г. и Инструкция к нему применяется в организациях РФ всех форм собственности и организационно-правовых форм, но это не нормативный документ.

Письма Минфина и ФНС РФ, также не носят нормативно-правовой характер, но они значимы для правоприменительной практики, так как помогают участникам споров объективно рассматривать конкретные сделки, их налоговые последствия. При защите своих интересов налогоплательщик вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России, но должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах.

Руководители Минфина РФ указывают, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам уплаты налогов и сборов, может освободить его от ответственности только в том случае, если эти разъяснения даны персонально ему или были направлены неопределенному кругу лиц, что указывается в письме.

По налоговым спорам официально признанный Минфином РФ в 2013 году приоритет постановлений, решений, информационных писем ВАС РФ и Верховного Суда РФ.

Третий уровень — документы, обязательные не для всех организаций, а для конкретной организации. Кроме учетной политики, к ним относятся положения, которые утверждает руководитель хозяйствующего субъекта. Это локальные нормативные акты. Внутренние положения охватывают вопросы бухгалтерского и налогового учета, документооборота, внутреннего контроля, положений об оплате труда и премировании, внутреннего распорядка, командировочных расходах, эксплуатации автомобильного транспорта и другие аспекты деятельности организации.

Несмотря на то, что внутренние стандарты экономического субъекта правомерны только для конкретной компании, оформлять их нужно по общим правилам. Содержание этих документов имеет существенное значение для экономического обоснования расходов организации в целях налогообложения прибыли.

Представим в виде таблицы различия в статусе документов, регламентирующих бухгалтерский учет.

Область применения

Обязанность применения

Примеры

1 уровень

Все экономические субъекты РФ

Обязаны применять.

Имеют статус нормативных документов.

Федеральные законы, Приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания Центробанка

2 уровень

Все экономические субъекты РФ

Имеют право не применять.

Не имеют статус нормативных документов.

Письма Минфина РФ и ФНС РФ

3 уровень

Конкретный экономический субъект (организация)

Обязаны применять.

Не имеют статус нормативных документов.

Приказы и распоряжения руководителя, утвержденные внутренние положения

Если у вас остались вопросы, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, компания BDO Unicon Outsourcing осуществляет бухгалтерское, кадровое, финансовое консультирование. Предоставим помощь компетентных экспертов. Уровень нашей поддержки подтвержден успешным завершением более чем 350 проектов и 25-летним опытом в сфере учета и консалтинга.