Нормативы качества окружающей

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а в соответствии со ст. 58 — каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при ведении хозяйственной и иной деятельности, и осуществляется в целях государственного регулирования этого воздействия, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

По своему назначению нормирование в области охраны окружающей среды служит инструментом управления хозяйственной и иной деятельности для обеспечения экологической безопасности на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов.

Законодательно установлены две группы нормативов:

1) нормативы качества окружающей среды;
2) нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Нормативы качества окружающей среды — это официально установленные допустимые, т.е. разрешенные, значения химических, физических, биологических показателей, характеризующих объекты окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
  • иные нормативы качества окружающей среды.

Установление вышеперечисленных нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне входит в компетенцию министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.

При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду — это количественные ограничения химических, физических, биологических и иных воздействий на окружающую среду со стороны субъектов хозяйственной и иной деятельности, при соблюдении которых не нарушаются установленные для данной местности нормативы качества окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 22), установлены следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  • нормативы образования отходов производств и потребления и лимиты на их размещение;
  • нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательствами Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Лимит на размещение отходов — это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Величины нормативов допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов утверждаются следующими разрешительными документами: разрешением на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешением на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитами на размещение отходов.

Требования о необходимости наличия вышеперечисленных разрешительных документов, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, предусмотрены Федеральными законами: ст. 23,24 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст. 14 «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ, ст.18 «Об отходах производства и потребления» от 24..06.1998 № 89-ФЗ.

Разрешение на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и лимиты на размещение отходов производства и потребления являются основанием для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренную ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.06.2003 г. № 632.

Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления определены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 г. № 344 и от 01.07.2005 г. № 410.

В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия в области охраны окружающей среды, которые возложены на министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Постановлением Губернатора Ставропольского края от 27.03.2006 № 175.

Выдача разрешительных документов для хозяйствующих субъектов Ставропольского края, независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, осуществляется министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.

Местонахождение министерства: г. Ставрополь, ул. Голенева, 18.

Превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также отсутствие разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также неуплата платежей за негативное воздействие на окружающую среду, является нарушением природоохранного законодательства, за которые субъекты хозяйственной и иной деятельности несут ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях » (ст. 8.2; ст.8.21; ст.8.41).

Трудно переоценить роль экологического нормирования в механизме действия экологического законодательства. Неопределенность нормотворца в данном вопросе на протяжении долгих лет действия правового экологического регулирования приводила к невозможности и правоприменения, и дальнейшего совершенствования норм экологического права, его постоянной гонке за отражением в нормах появляющихся вновь и вновь жизненных институтов.

Основы определения экологического нормирования

Важным является определение якорных точек при создании экологических нормативов, именно тех жизненных институтов, которые бы стали хребтом в нелегкой деятельности нормотворца, т.к. все экологическое законодательство является очень важным, т.к. идет рука об руку со всей жизнеспособностью человека.

Такими якорными точками являются: здоровье человека, предопределение состояние окружающей среды в будущем, определение механизма воздействия в настоящее и будущее время человечества на окружающую среду.

Данный тезис закреплен в Конституции РФ, в ст. 42, которой объявляется право каждого на благоприятную окружающую среду. Природоохранное законодательство далее определяет право каждого на защиту окружающей среды. Именно с защитой окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью человека, а также чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, связана жизнеспособность человека.

Цели экологического нормирования

Таким образом, действие экологического нормирования стоит на охране человека и его здоровья и является функцией, осуществляемой в процессе государственного управления.

Согласно ст. 72 Конституции РФ экологическое законодательство отнесено к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Т.е. рассматриваемая функция государственного управления действует на всех уровнях осуществления этого управления, как на федеральном, так и субъектном.

Понятие экологического нормирования

Согласно ст. 19 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды:

  1. являются установлением нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
  2. реализуются при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  3. представляют собой и иные нормативы в области охраны окружающей среды;
  4. а также нормативные документы в области охраны окружающей среды.

Природоохранными нормативами являются как нормативы качества окружающей среды, так и нормативы допустимого воздействия на нее, обеспечивающие сохранение биологического разнообразия и устойчивого функционирование естественных экологических систем.

Присутствовавший ранее механизм экологического нормирования подвергался резкой критике, т.к. структурировался дифференцированно в соответствии с каждой природной средой, в которой могли бы находиться те или иные загрязняющие вещества, при этом не учитывался процесс перехода загрязняющих веществ из одной среды в другую.

Как указывается в решении Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.06.2010 по делу № А71-5698/2010-А24 природоохранное законодательство имеет свои цели. В рамках реализации таких целей на первый план выступает цель заблокирования хозяйственной и иной деятельности, негативно воздействующей на окружающую среду.

Для субъектов-участников экологических отношений ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» приведены рамки-нормативы допустимых последствий при контакте с окружающей средой. Среди них, в первую очередь, необходимо выделить, в частности, границы-нормативы возможных и допустимых выбросов и сбросов микроорганизмов и веществ.

Данные выбросы и сбросы должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий и за превышение которых субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Плюсы современного регулирования

Преимущество современного подхода экологического нормирования заключается в установлении как нормативов качества, так и нормативов воздействия на окружающую среду, а также других нормативов, комплексно отслеживающих всякое негативное воздействие на окружающую среду и возможность его прогнозировать и предотвращать.

Важным является кумулятивно возможное свойство негативного воздействия на человека, а также присутствие в регулировании лимитов временно согласованных выбросов. Данные лимиты устанавливаются в связи с признаваемой законодателем невозможности фиксации воздействия на природу в рамках отслеживания предельно допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов.

На всех этажах осуществления функции экологического нормирования должен реализовываться принцип наибольшей констатации, а значит и наибольшей ответственности при нанесении экологического вреда, нарушение экологических нормативов.

Отчасти это прослеживается на принципе презумпции наибольшей вины при перекрывании одного норматива вторым наиболее жестким: федерального – субъектным, либо субъектного – федеральным. Т.е., если субъекты РФ не устанавливают более жестких нормативов, действует федеральный.

Итак, норматив – граница поведения субъекта при осуществлении природопользования, либо любого иного контакта с окружающей средой. Норматив является элементом экологического правоотношения. ФЗ «Об охране окружающей среды» отмечает, какие виды ответственности присутствуют в экологическом правоотношении, поэтому экологический норматив составляет как гражданское, так и административное, и даже уголовное правоотношение.

В заключение, необходимо отметить, что ФЗ не дает полный перечень существующих нормативов, пытаясь всесторонне определить и проконтролировать возможное воздействие на окружающую среду с помощью, в том числе, неизвестных технологий и механизмов.

В целях сохранения качества окружающей среды и обеспечения экологической безопасности государством разработана система экологического нормирования, которая включает нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также технические и технологические нормативы.

В основе системы экологического нормирования лежат нормативы качества таких компонентов окружающей среды, как атмосферный воздух, воды поверхностных и подземных водных объектов, почвы (земли).

Сегодня к нормативам качества относятся:

• санитарно-гигиенические нормативы;

• экологические нормативы.

В первую очередь нормативы устанавливались в отношении благополучия населения, затем — в отношении гидробионтов, лесных экосистем, однако по отдельным видам (классам, группам) сухопутных животных (за исключением грызунов) нормативы качества не утверждены.

С 2015 по 2017 гг. были разработаны информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям (далее — НДТ), которые фактически запустили внедрение нового вида нормирования на основе удельных показателей — технологического — в разрезе различных отраслей.

В 2018 г. Минприроды России приступило к разработке технологических показателей НДТ, хотя фактически они уже были включены во многие справочники НДТ, правда, с показателями, которые почти не отличались от стандартных санитарно-гигиенических ПДК.

Например, в число показателей для технологий добычи и обогащения руд цветных металлов вошли всего два вещества (по воздуху), хотя цветная металлургия отличается пестротой химического состава руды, вскрышных пород и хвостов.
Если в других справочниках НДТ технологические показатели отражают удельные выбросы и сбросы, то в справочнике для цветной металлургии в качестве технологических показателей приведены обычные концентрации веществ, за исключением пыли (для нее приведен удельный выброс за единицу времени), при этом пороги значений ПДК для воды менее жесткие, чем рыбохозяйственные ПДК.

Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 149 утверждено Положение о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды (далее — Положение). В настоящей статье рассмотрим основные его нововведения.

Результаты лабораторных исследований или фоновые показатели?

Первым новшеством Положения можно отметить возможность нормирования не только по ПДК (ПДУ), полученным в результате лабораторных исследований, но и по фоновым показателям конкретных территорий и акваторий. В чем преимущество?

Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения

содержание .. 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 ..

Система экологических нормативов и стандартов предопределяется практическими потребностями в использовании разных видов нормативов применительно к видам экологически значимой деятельности или продукции как инструментов для решения задач охраны окружающей среды. В систему экологических нормативов и стандартов входят:

• нормативы качества окружающей среды;

• нормативы предельно допустимого вредного воздействиянасостояние окружающей среды;

• нормативы использования природных ресурсов;

• экологические стандарты;

• нормативы санитарных изащитных зон.

Нормативы качества окружающей среды

в РФ

По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую среду, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на нее.

Есть основание считать нормирование допустимого загрязнения природной среды традиционным направлением деятельности во охране окружающей среды в России.

Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Они прежде всего устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду.

К примеру, предельно допустимая концентрация двуокиси азота (NO2) (максимальная разовая и среднесуточная) в атмосферном воздухе не должна превышать 0,085 мг/куб.м; свинца и его соединений – 0,0007 мг/куб.

м; сернистого ангидрида – 0,5 (максимальная разовая) и 0,05 (среднесуточная) мг/куб.м; соляной кислоты – 0,2 мг/куб.м.

Такие нормативы служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам.

Установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из юридических критериев для определения ее благоприятного состояния.

На практике это важно иметь в виду в случае необходимости, к примеру, защиты права граждан на благоприятную окружающую среду. Состояние вод, почв, атмосферного воздуха, соответствующее нормативам качества, т.е.

благоприятное, свидетельствует либо об отсутствии антропогенной нагрузки на природу, либо о высокой эффективности действия механизма по охране окружающей среды. И наоборот.*

* Иной подход предлагает экономист Международного банка реконструкции и развития Герман Дейли.

По его мнению, предельная интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должна превышать темпов, с которыми эти вещества перерабатываются, поглощаются или теряют вредные для окружающей среды свойства (например, канализационные стоки можно спускать в реки или озера со скоростью, при которой природные экосистемы имеют возможность их переработать). Неrтаn Daly. Toward Some Operational Principles of Sustainable Development // Ecological Economics. 1990. 2. P. 1-6.

Нормативы качества окружающей среды учитываются также при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов.

Соблюдение этих нормативов и других экологических требований, когда разрабатываются природоохранные меры при проектировании предприятий и иных объектов, может рассматриваться как критерий экологической обоснованности соответствующих проектных решений.

Рассматриваемые нормативы качества образуют основу для регулирования охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий на природную среду отдельными источниками – предприятиями, транспортными средствами и т.п.

При установлении этих нормативов и с экономической, и с экологической точек зрения важно исходить из их научной обоснованности.

Соблюдение завышенных даже на мизерные доли нормативов оборачивается для государства огромными финансовыми и материальными затратами.

В то же время занижение их сопряжено с риском причинения ущерба здоровью людей и окружающей среде.

Поэтому в законодательстве определены юридические критерии, с учетом и на основе которых устанавливаются нормативы качества окружающей среды. Под критериями в данном случае понимаются те общественные интересы, которые учитываются при разработке нормативов.

Они выражены, к примеру, в ст. 26 Закона «Об охране окружающей природной среды», согласно которой нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ устанавливаются в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира.

Это означает, что нормативы ПДК соответствующих вредных веществ должны быть определены на уровне, исключающем причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру.

Государственные природоохранительные органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов, должны выполнять данное правило.

В природоресурсном законодательстве критерии нормирования устанавливаются применительно к отдельным охраняемым природным ресурсам.

Так, критерии нормирования допустимого загрязнения водоемов даны в приложениях к Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами от 16 мая 1974 г.

* В самих Правилах критерий загрязненности рассматривается как ухудшение качества вод вследствие изменения их органолептических свойств и появления вредных веществ для человека, животных, птиц, рыб, кормовых и промысловых организмов – в зависимости от вида водопользования, а также повышение температуры воды, изменяющей условия для нормальной жизнедеятельности водных организмов. Правила определяют общие требования к составу и свойствам воды объектов, используемых для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования и рыбохозяйственных целей. С учетом этих требований осуществляется нормирование и оценка таких показателей, как взвешенные вещества, плавающие примеси, запахи, привкусы, окраска, температура, реакция на рН (кислотность), минеральный состав, наличие растворенного кислорода, биохимическая потребность в кислороде, возбудители заболеваний, ядовитые вещества.

* Сборник нормативных актов по охране природы. М., 1978.

В законодательстве сформулированы общие принципы нормирования допустимого отрицательного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Законом «Об охране атмосферного воздуха» они заключаются в том, что вредные воздействия на воздух, для которых не существует соответствующих нормативов, могут допускаться в исключительных случаях по разрешениям, выдаваемым специально уполномоченными на то государственными органами на определенный срок, в течение которого должен быть установлен соответствующий норматив.

В научной и учебной литературе по охране окружающей среды можно встретить суждение о том, что нормативы ПДК вредных веществ являются санитарно-гигиеническими.

Действительно, ранее, когда охрана природы от загрязнения рассматривалась как санитарная проблема и нормативы ПДК разрабатывались лишь с учетом интересов охраны здоровья человека от вредного воздействия загрязненного атмосферного воздуха или воды, такие нормативы были санитарно-гигиеническими. С тех же пор, когда при разработке нормативов ПДК стала предусматриваться и необходимость охраны других живых объектов природы, они стали экологическими. Так, применительно к охране атмосферного воздуха они стали таковыми с принятием в 1980 г. Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха».

В соответствии с природоохранным законодательством нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России.

Одновременно допускается с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий) установление более строгих нормативов ПДК (ч. 2 ст. 26 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»). Потребность в дифференциации нормативов качества окружающей среды возникает также в связи с наличием на территории России различных природных и климатических зон и соответственно с различной реакцией растительных и животных организмов на однотипные воздействия.

Реализации этой меры настоятельно требует практика. Установление более жестких нормативов качества окружающей среды для особо охраняемых природных территорий служит одной из мер сохранения природных комплексов этих территорий и объектов.

Поэтому в законодательстве об особо охраняемых природных территориях целесообразно закрепить соответствующие требования. Между тем Федеральными законами от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и от 14 марта 1995 г.

«Об особо охраняемых природных территориях» они не предусмотрены.

К настоящему времени установлен значительный массив нормативов ПДК вредных веществ в окружающей среде и ориентировочно-безопасных уровней воздействия (ОБУВ): для атмосферного воздуха – ПДК более 500 вредных веществ и ОБУВ более 1100 веществ; для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения – ПДК более 1600 вредных веществ и ОБУВ более 200 веществ; для почв – более 100 ПДК вредных веществ и около 70 ориентировочно допустимых концентраций. Законами не предусмотрено установление ОБУВ, хотя их полезность для практики несомненна: как и нормативы, они используются при проектировании и экологической экспертизе проектов строительства новых и реконструкции действующих предприятий, а также для экологического мониторинга.