Нормы расхода топлива

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Решение Коллегии Департамента здравоохранения г. Москвы от 17.09.2009
«О ходе подготовки лечебно-профилактических учреждений Департамента здравоохранения к работе в зимний период 2009-2010 гг.»
(протокол N 11-2)В Департаменте здравоохранения имеется государственное унитарное предприятие ГУП «Мосавтосантранс», насчитывающее 2347 ед. подвижного состава, и 37 учреждений здравоохранения, насчитывающих 384 ед. автотранспорта различных модификаций и функционального назначения. Подготовка автотранспорта к работе в зимний период проводится ежегодно в период с сентября по ноябрь при проведении планового технического обслуживания. В комплекс данных работ входит проверка состояния уплотнителей дверей и окон, работы отопителей от системы охлаждения двигателя, работы автономных отопителей салона и т.д. Для стабильной работы автотранспорта в зимний период Департаментом здравоохранения своевременно издается распорядительный документ о переходе работы автотранспорта на зимние нормы расхода автомобильного топлива, что особенно важно для создания нормальных условий работы бригад ССиНМП им. А.С.Пучкова и медицинского персонала амбулаторно-поликлинической сети, оказывающей медицинскую помощь на дому.

Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для планирования потребности предприятий, организаций и учреждений в горюче-смазочных материалах и контроля за их расходами, ведения отчетности, введения режима экономии и рационального использования нефтепродуктов, а также могут применяться для разработки удельных норм расхода топлива.

Нормирование расхода топлива — это установление допустимой меры его потребления в определенных условиях эксплуатации автомобилей, для чего применяются базовые линейные нормы, установленные по моделям (модификациях) автомобилей, и система нормативов и корректирующих коэффициентов, которые позволяют учитывать выполненную транспортную работу, климатические, дорожные и другие условия эксплуатации.

Нормирование расходов моторных масел и смазок осуществляется пропорционально расходам топлива в соответствии с установленными нормативами.

Нормы расхода топлива для автомобилей установлены приказом Минтранса Украины от 10 февраля 1998 г. № 43. О правилах их применения мы подробно рассказали в газете «Все о бухгалтерском учете» № 27 за 2018 г., а собственно нормы приводим ниже.

  • Базовые линейные нормы расхода топлива для автомобилей общего назначения
  • Нормы расхода топлива для специальных и специализированных автомобилей
  • Нормативы расхода смазочных материалов
  • Базовые нормы расхода топлива автономными (независимыми) обогревателями

Министерство транспорта Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации

А.П. Насонов

26.09.2002 год

Нормы сроков службы
стартерных свинцово-кислотных
аккумуляторных батарей автотранспортных
средств и автопогрузчиков

РД-3112199-1089-02

Руководитель Департамента Автомобильного транспорта

А.Б. Пинсон

26.09.2002 год

Начальник отдела сертификации и производственно-технической политики

А.И. Кузнецов

26.09.2002 год

Решение о применении документов на автомобильном транспорте

Рассмотрев представленный НИИАТом документ «Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков», принято решение о принятии к применению на автомобильном транспорте со сроком действия с 01.01.03 г. по 01.01.08 г.

А.И. Кузнецов

РАЗРАБОТАНЫ:

Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ).

Нормативы предназначены для использования владельцами автотранспортных средств и автопогрузчиков при определении моментов списания стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Применение нормативов обеспечит повышение степени использования ресурса аккумуляторных батарей и улучшение контроля за правильностью их эксплуатации

В таблице 1 приведены типовые нормы сроков службы до списания стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (далее АКБ) автотранспортных средств и автопогрузчиков при типовых условиях эксплуатации. Они должны использоваться владельцами эксплуатируемых автотранспортных средств и автопогрузчиков при организации учёта выработки ресурса АКБ, при оценке их остаточной ёмкости и для решения вопросов определения допустимости списания или необходимости продолжения эксплуатации АКБ.

Нормы сроков службы заданы в годах, начиная с даты введения АКБ в эксплуатацию. Списание АКБ допускается при условиях выполнения установленной наработки согласно таблице 1 (автотранспортным средством — в размерности пробега в (тыс. км), а автопогрузчиком — в моточасах) и при невозможности восстановления АКБ зарядом, после выявления признаков неисправностей, указанных в приложении 1.

При выполнении автотранспортным средством установленного пробега на соответствующем виде перевозок (или автопогрузчиком наработки) за меньший период времени допускается сокращение норматива срока службы эксплуатируемой на нем АКБ до соответствующего этому моменту времени сроку эксплуатации батареи.

Для подтверждения факта выработки АКБ установленного нормативного срока службы владельцам (или должностным лицам, ответственным за эксплуатацию) автотранспортных средств целесообразно организовать учёт наработки и результатов обслуживания АКБ от её ввода в эксплуатацию до списания. Наработку АКБ учитывают в тех же единицах, что и оборудованные ею автотранспортные средства или автопогрузчики, т.е. в (км) пробега или моточасах работы с этой батареей. При эксплуатации АКБ на разных автотранспортных средствах (автопогрузчиках) учёту подлежит сумма величин пробега этих автотранспортных средств (автопогрузчиков) с данной батареей. Помимо наработки, учёту подлежат выполненные работы по техническому обслуживанию (ТО) и результаты зарядки АКБ после выполнения этих работ.

Обезличивание АКБ при эксплуатации, в т.ч., при выполнении их ТО и ремонта не допускается.

Форма карточки (ведения базы данных) учёта наработки и результатов зарядки при эксплуатации стартерных АКБ представлена в приложении 2.

Для подтверждения условий допустимости списания батарей (т.е. невозможности восстановления АКБ зарядом и наличия признаков неисправностей, при которых допускается списание), выполняют определённый комплекс работ, технология проведения и объём которых не зависят от конструкции свинцово-кислотных аккумуляторных АКБ, или места их изготовления.

Технология определения неисправностей, при наличии которых допускается списание стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, приведена в приложении 1.

Решение о списании АКБ принимают по результатам учёта её наработки и выполнения установленной процедуры проверки технического состояния. Решение о списании оформляют актом по форме приложения 3.

В таблице 1 приведены типовые нормы сроков службы АКБ для 1-ой категории условий эксплуатации автотранспортных средств и автопогрузчиков в умеренном климате, при невысокой интенсивности их эксплуатации, в предусмотренных изготовителем нормальных нагрузочно-временных условиях работы батареи. При этом интенсивность эксплуатации автотранспортных средств определяется средним годовым пробегом, а автопогрузчиков — средней годовой наработкой в моточасах.

Таблица 1

Типовые нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков

№ п/п

Автотранспортные средства и автопогрузчики

Срок службы аккумуляторных батарей, лет

Минимальная наработка (пробег или моточасы работы) автотранспортного средства или автопогрузчика, при выполнении перевозок, не менее:

городских

пригородных

междугородных

сельскохозяйственных

Грузовые автомобили

2,5

87000 км

150000 км

250000 км

225000 км

Специальные автомобили на шасси грузовых автомобилей

3,0

3000 моточасов

Легковые автомобили индивидуального пользования

4,0

60000 км

Легковые автомобили, служебные и используемые для коммерческих перевозок пассажиров, малотоннажные грузовые автомобили (в т.ч. пикапы и фургоны) на базе легковых автомобилей

2,5

112000 км

Легковые автомобили-такси

1,75

70000 км

Специальные автомобили на шасси легковых автомобилей

2,75

3000 моточасов

Автобусы

2,0

130000 км

160000 км

220000 км

Подъемно-транспортные машины, в т.ч. автопогрузчики

3,0

3000 моточасов

* При условии выполнения требований инструкции по эксплуатации аккумуляторной батареи

Сроки службы стартерных АКБ, эксплуатируемых на автотранспортных средствах в более жестких условиях эксплуатации, или в более суровых природно-климатических условиях, либо в особо жёстких нагрузочных режимах с повышенной нагрузкой по току разряда, с более глубоким разрядом и (или) с большей повторяемостью цикла заряд-разряд, следует устанавливать путём индивидуального корректирования типовых норм в сторону смягчения.

Для назначения таких смягчённых норм, индивидуальных для конкретных автотранспортных средств и автопогрузчиков, предусматривается следующая процедура корректирования.

Владельцы или должностные лица, ответственные за эксплуатацию автотранспортных средств и автопогрузчиков, в зависимости от условий эксплуатации автотранспортных средств, автопогрузчиков и установленных на них стартерных АКБ, принимают решение о допустимости применения типовых норм или необходимости их индивидуального корректирования. Величины среднего годового пробега автотранспортных средств и автопогрузчиков, при превышении которых рекомендуется корректирование типовых норм пробега стартерных АКБ, указаны в таблице 2.

Таблица 2

Годовая наработка автотранспортных средств и автопогрузчиков, при которой допускается применение типовых норм сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей

№ п/п

Автотранспортные средства и автопогрузчики

Годовая наработка (пробег или моточасы работы) автотранспортного средства или автопогрузчика, при выполнении перевозок, не менее:

городских

пригородных

междугородных

сельскохозяйственных

Грузовые автомобили

35 тыс. км

60 тыс. км

100 тыс. км

90 тыс. км

Специальные автомобили на шасси грузовых автомобилей

1000 моточасов

Легковые автомобили индивидуального пользования

15 тыс. км

Легковые автомобили, служебные и используемые для коммерческих перевозок пассажиров, малотоннажные грузовые автомобили (пикапы и фургоны) на базе легковых автомобилей

45 тыс. км

Легковые автомобили — такси

40 тыс. км

Специальные автомобили на шасси легковых автомобилей

1000 моточасов

Автобусы

65 тыс. км

80 тыс. км

110 тыс. км

Подъемно-транспортные машины, в т.ч. автопогрузчики

1000 моточасов

Для получения индивидуальных норм владельцам или должностным лицам, ответственным за эксплуатацию автотранспортных средств и автопогрузчиков, работающих в жёстких природно-климатических условиях и нагрузочных режимах, следует обращаться к Министерству транспорта России (НИИАТу). Предусмотрено выполнение такого корректирования на договорной основе, для каждого владельца транспортных средств индивидуально.

В частности, проведение индивидуальной корректировки типовых норм сроков службы АКБ для определенных автотранспортных средств и автопогрузчиков целесообразно в следующих случаях:

— при эксплуатации в районах с холодным, очень холодным, жарким и очень жарким климатом;

— при эксплуатации автотранспортных средств и автопогрузчиков с повышенной интенсивностью в течение суток или года;

— при эксплуатации автотранспортных средств и автопогрузчиков с повышенной частотой остановок или долей времени работы в режиме холостого хода двигателя;

— при оборудовании автотранспортного средства (автопогрузчика) изготовителем или при эксплуатации уже после его регистрации в ГИБДД дополнительными мощными потребителями электроэнергии, суммарная потребляемая мощность которых на любом из непрерывных или периодических режимов функционирования сопоставима со средней мощностью потребителей базовой комплектации.

Приложение 1

(обязательное)

Технология определения и признаки неисправностей, с которыми допускается списание стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, автотранспортных средств и автопогрузчиков

Списание аккумуляторных батарей допускается при ухудшении их стартерных характеристик ниже установленного предельно допустимого уровня по ГОСТ 951-91 и невозможности её восстановления этих характеристик зарядом аккумуляторной батареи.

Для проверки ёмкости аккумуляторной батареи выполняют следующие работы:

проверяют соответствие уровня электролита предусмотренному инструкцией по эксплуатации аккумуляторной батареи (на 10 — 15 (мм) для батарей российских изготовителей и на 20 — 45 (мм) для батарей зарубежных изготовителей выше предохранительного щитка или верхних кромок сепараторов) посредством прямого измерения уровня электролита в аккумуляторах батарей, снабжённых пробками для заливки электролита, или по приведённой далее методике для батарей, не оборудованных пробками;

при необходимости доливают дистиллированную воду в аккумуляторы батарей, снабженных пробками для заливки электролита (на предприятиях, располагающих квалифицированными аккумуляторщиками, допускается сверление корпусов батарей, не оборудованных пробками, и доливка дистиллированной воды до нормативного уровня через сделанные отверстия);

проверяют температуру и плотность электролита; плотность электролита должна соответствовать нормативам, приведенным в таблице П1 для соответствующих температурных условий эксплуатации аккумуляторной батареи и с учётом фактической температуры электролита согласно таблицы П2;

заряжают аккумуляторную батарею до наступления обильного газовыделения во всех аккумуляторах, когда напряжение на полюсных выводах и плотность электролита не изменяются в течение 2 (ч). В конце заряда, если плотность электролита с учётом температурной поправки отличается от нормативной, производят корректировку плотности доливкой в аккумуляторную батарею дистиллированной воды или раствора серной кислоты плотностью 1,4 (г/см3), (доливать в аккумуляторы неразбавленную серную кислоту запрещается);

через 2 часа после корректировки плотности электролита в аккумуляторной батарее повторно измеряют температуру и плотность электролита и при необходимости производят корректировку плотности дистиллированной водой или раствором серной кислоты;

полностью заряженную аккумуляторную батарею проверяют нагрузочной вилкой (например, Э 107 или Э 108) или на стационарной установке для заряда и проверки батарей при продолжительности разряда 5 — 7 (с). При величине напряжения на полюсах батареи в конце проверки ниже 9,6 (В) аккумуляторную батарею следует списать.

Таблица П1.

Плотность электролита для различных климатических зон и времён года

Таблица П2.

Поправки к показаниям денсиметра в зависимости от температуры электролита

Методика проверки уровня электролита в аккумуляторах батарей, не оборудованных пробками для заливки электролита.

Уровень электролита в аккумуляторах батарей, не оборудованных пробками для заливки электролита, проверяют косвенно, путём расчёта по результатам взвешивания аккумуляторной батареи и на основе каталожных данных изготовителей по характеристикам батарей.

Снижение уровня электролита в аккумуляторах приводит к снижению массы батареи по сравнению с установленной изготовителем начальной массой новой батареи. Для расчета величины снижения уровня электролита используют соотношение:

(1)

где Dh — снижение уровня электролита в батарее, (см),

М0 — начальная масса новой аккумуляторной батареи, (г);

М1 — фактическая масса аккумуляторной батареи, (г);

S — площадь «зеркала» электролита в батарее, (см2);

р — удельная масса электролита в батарее, (г/см3);

к = 6 — число аккумуляторов в батарее, (шт).

Сведения о начальной массе М0 батарей разных моделей и изготовителей приводят в каталогах (см.). Величину фактической массы М1 батареи определяют взвешиванием с погрешностью не более 1 %. Площадь «зеркала» электролита в аккумуляторах устанавливают по данным изготовителя батареи в эксплуатационной документации. В качестве удельной массы электролита в батарее используют её нормативное значение р = 1,24 (г/см3).

Приложение 2

(рекомендуемое)

Форма карточки учета эксплуатации аккумуляторной батареи

Приложение 3

(рекомендуемое)

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ рассмотрели следующую ситуацию. На балансе организации числятся грузовые автомобили, базовой нормы расхода топлива которых нет в Методических рекомендациях «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Можно ли в данном случае применять норму расхода топлива в целях налогообложения прибыли из технических характеристик автомобиля?

23.01.2017 Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член Российской коллегии аудиторов, Федорова Лилия

Организация может учитывать расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ) либо в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ в составе материальных расходов, либо согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта в зависимости от назначения используемого транспорта.

В разъяснениях уполномоченных органов (письма Минфина России от 17.11.2011 № 03-11-11/288, от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57, от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) неоднократно указывалось, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщику следует принимать во внимание Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — Методические рекомендации), введенные в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р.

При этом НК РФ не предусмотрено нормирование указанных расходов, а также не установлены правила определения обоснованноститаких расходов. На данное обстоятельство было обращено внимание в письме Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, смотрите также письма Минфина России от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12. Причем в этих письмах сказано о праве (а не об обязанности) налогоплательщика учитывать Методические рекомендации.

Следует отметить, что ФНС России письмом от 15.04.2008 № СК-6-5/281 разослала Методические рекомендации нижестоящим налоговым органам «для руководства в работе».

Как определено п. 1 Методических рекомендаций, они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и другое, независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ. Пунктом 3 Методических рекомендаций установлено, что нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены, в частности, для расчетов по налогообложению предприятий.

Согласно п. 6 Методических рекомендаций для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), по решению юридического лица, осуществляющего эксплуатацию автотранспортных средств, в отношении данных автотранспортных средств могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. Иной порядок в рассматриваемом документе не предусмотрен.

Таким образом, в общем случае организации во избежание споров с налоговыми органами могут применять нормы, которые установлены Методическими рекомендациями, а в случае их отсутствия — утвержденные приказом руководителя нормы, разработанные специализированной организацией.

Разработка и утверждение норм расхода топлива

Если организация не нашла в Методических рекомендациях нормы для используемого ею грузового автомобиля, то для разработки этих норм ей следует обратиться в специализированную организацию, например в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) или Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ). Разработанные таким образом базовые нормы утверждаются приказом руководителя организации и применяются для расчета нормативного значения расхода топлива, учитывающего выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля, в соответствии с положениями Методических рекомендаций по расходу ГСМ.

При этом представители налоговых органов и финансового ведомства в своих письмах отмечали, что в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, при определении норм расхода топлива налогоплательщику следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (смотрите, например, письма УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 № 19-12/007413@, от 30.12.2009 № 16-15/139308, от 03.11.2009 № 16-15/115253, УФНС России по Иркутской области от 28.02.2011 № 16-26/003475@, Минфина России от 14.01.2009 № 03-03-06/1/15 и от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6). Как разъясняют финансисты, такие нормы могут применяться только до утверждения норм, разработанных специализированной организацией (смотрите, например, письма Минфина России от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61, от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67, от 11.07.2012 № 03-03-06/4/71).

Причем в письме Минфина России от 13.12.2013 № 02-10-010/55111 (адресованном госучреждению) было сообщено, что Методические рекомендации имеют рекомендательный характер (что следует из самого их названия) и несоблюдение установленного в них порядка не влечет применения мер административной ответственности и бюджетных мер принуждения, предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства.

Таким образом, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации организация имеет право самостоятельно разработать и утвердить временные нормы расхода топлива на основании данных технической документации или информации, полученной от изготовителя автомобиля, а также с учетом результатов испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией, при которых выявляется реальный расход топлива на 100 км.

Результаты замеров, как правило, оформляются актом контрольного замера расхода топлива для конкретной марки (модели) автомобиля произвольной формы. При разработке подобных норм необходимо также учитывать:

  • конструктивные особенности автомобиля (марка двигателя; рабочий объем двигателя, его мощность и тип, количество передач), его техническое состояние;
  • режим эксплуатации автомобиля;
  • дорожно-транспортные, климатические и иные факторы.

Кроме того, могут быть предусмотрены поправочные коэффициенты (например при эксплуатации в зимнее время, в городских условиях).

Периодичность и порядок пересмотра временных норм расхода топлива организация вправе определить самостоятельно. При этом порядок и периодичность пересмотра временных норм расхода топлива следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Одновременно во избежание споров с налоговыми органами рекомендуем обратиться в специализированную организацию для разработки норм расхода топлива для конкретного автомобиля.

Судебная практика по расходам на топливо

Судебные органы в большинстве своих решений указывают, что НК РФ не содержит положений, ограничивающих принятие к учету для целей налогообложения расходов на ГСМ, расходов на содержание служебного транспорта какими-либо нормами (постановления ФАС Уральского округа от 12.10.2010 № Ф09-8425/10-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.12.2010 № А53-3254/2010, ФАС Московского округа от 28.09.2007 № КА-А41/9866-07, ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2005 № А05-26242/04-10). Хотим обратить внимание на постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2008 № А09-3658/07-29, в котором суд указал, что НК РФ не предусмотрено нормирование ГСМ в целях налогообложения прибыли, а нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом России, носят рекомендательный характер. При этом ВАС РФ не нашел оснований для пересмотра этого решения (определение ВАС РФ от 14.08.2008 № 9586/08). Иными словами, налоговым законодательством расходы на ГСМ прямо не отнесены к нормируемым, поэтому организация может учесть расходы на ГСМ в размере фактических затрат. Однако это не исключает необходимости представлять доказательства того, что произведённые расходы являются экономически обоснованными, в частности, в случае, когда ГСМ были использованы сверх норм, установленных налогоплательщиком самостоятельно (определение ВАС РФ от 09.07.2012 № ВАС-8327/12).

Между тем существует и отрицательное для налогоплательщика дело. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 01.12.2008 № Ф04-7500/2008(16942-А27-37) признал неправомерным списание организацией в расходы по налогу на прибыль затрат на ГСМ в части, превышающей установленные Минтрансом России нормы расхода топлива.

Актуальная бухгалтерия

Подписка Разместить:

Применение норм расхода топлива.doc (скачать)

ИНСТРУКЦИЯ о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования

1. Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования (далее — Инструкция) устанавливает порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования.

2. Нормы расхода топлива, рассчитанные в соответствии с настоящей Инструкцией, предназначены для использования при учете и контроле расходования топлива механическими транспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь.
При эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, норма расхода топлива устанавливается руководителями организаций или индивидуальными предпринимателями.

3. Для целей настоящей Инструкции используются следующие термины и их определения:
автомобиль — механическое транспортное средство, приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания (далее — двигатель), имеющее не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, за исключением тракторов и самоходных машин;
автомобиль оперативного назначения — автомобиль, имеющий специальную цветографическую окраску и (или) световую и звуковую сигнализацию (проблесковые маячки и звуковые сигналы с чередованием тонов);
линейная норма расхода топлива — объем топлива, потребляемый двигателем технически исправного автомобиля на 100 км пробега в литрах или кубических метрах, без учета повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива;
дополнительный расход топлива — объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования сверх установленной нормы при определенных условиях эксплуатации;
норма расхода топлива на выполнение транспортной работы — объем топлива, потребляемый сверх линейной нормы расхода топлива двигателем автомобиля на перевозку одной тонны груза на 100 км (тонно-километр);
норма расхода топлива на ездку с грузом — объем топлива, потребляемый двигателем самосвала или самосвального автопоезда для выполнения операции разгрузки одного кузова;
норма расхода топлива на выполнение определенного вида работ трактором, машиной, механизмом и оборудованием — объем топлива, потребляемый двигателем трактора, машины, механизма и оборудования с учетом конкретных режимов работы за один машино-час или за выполненную операцию (заполнение (слив) одной цистерны, погрузка (разгрузка) контейнера и тому подобное);
временная норма расхода топлива — объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, соответствующий контрольному расходу топлива, установленному организацией (заводом)-изготовителем для данного механического транспортного средства, машины, механизма, оборудования в инструкции по эксплуатации;
машино-час — фактическое время работы трактора, машины, механизма и оборудования, измеренное в астрономических часах;
снаряженная масса — масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей и другими жидкостями) и укомплектованного запасным колесом, инструментом и другими принадлежностями механического транспортного средства с водителем без учета массы груза, пассажиров и багажа;
зимние условия эксплуатации — эксплуатация автомобиля, машины, механизма и оборудования в условиях отрицательной температуры окружающего воздуха, ниже 0 °С;
коэффициент использования грузоподъемности — отношение фактически выполненной транспортной работы к транспортной работе, выполняемой при условии полного использования грузоподъемности автомобиля, прицепа или полуприцепа;
международные автомобильные перевозки — автомобильные перевозки, выполняемые за пределы (за пределами) территории Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитные автомобильные перевозки, выполняемые через территорию Республики Беларусь между двумя пунктами пересечения Государственной границы Республики Беларусь в местах, установленных законодательством.
Термины «механическое транспортное средство», «автобус», «седельный тягач», «грузовой автомобиль», «специальный автомобиль», «грузо-пассажирский автомобиль», «автопоезд» и «трактор» используются в значениях, установленных государственным стандартом Республики Беларусь ГОСТ 31286-2005 «Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация».

4. Единицы измерения норм расхода топлива для целей настоящей Инструкции:
литр на 100 километров пробега (далее — л/100 км) — для автомобиля, работающего на бензине, дизельном топливе или сжиженном углеводородном газе (далее — СУГ);
кубический метр на 100 километров пробега (далее — м3/100 км) — для автомобиля, работающего на сжатом природном газе (далее — СПГ);
литр на машино-час работы трактора, машины, механизма и оборудования (далее — л/маш.-ч);
литр (далее — л) на выполнение одной операции трактором, машиной, механизмом и оборудованием.

5. Повышение (понижение) норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя организации или индивидуального предпринимателя на основании настоящей Инструкции.

6. Нормы расхода топлива на модели (модификации) механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования устанавливаются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в качестве рекомендуемых и в течение года проходят эксплуатационную проверку в организациях, эксплуатирующих соответствующие механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование. По истечении указанного срока нормы расхода топлива при необходимости корректируются с учетом результатов эксплуатационной проверки и устанавливаются Министерством транспорта и коммуникаций в качестве обязательных для применения.
Руководитель организации имеет право понижать нормы расхода топлива, установленные Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

7. В случае отсутствия установленной нормы расхода топлива до ее установления учет расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования в Республике Беларусь производится по временной норме на срок не более шести месяцев.
В случае отсутствия контрольного расхода топлива, установленного заводом-изготовителем, временная норма расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
В случае отсутствия установленной нормы расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования организациями, осуществляющими свою деятельность за пределами Республики Беларусь, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь, учет расхода топлива до ее установления производится по временной норме.

8. Отрицательная температура окружающего воздуха определяется на основании измерений, произведенных ответственным лицом организации, эксплуатирующей механическое транспортное средство, машину, механизм и оборудование, на дату и время выпуска механического транспортного средства на линию или на начало выполнения работы машиной, механизмом и оборудованием. Результаты измерений регистрируются в специальном журнале по форме согласно приложению.
При эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования за пределами Республики Беларусь порядок определения и учета температуры окружающего воздуха устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.

9. Норма расхода топлива на механическое транспортное средство или машину, работающих на СУГ или СПГ, при отсутствии установленной нормы расхода СУГ или СПГ принимается выше соответствующей нормы расхода бензина для соответствующей модели (модификации):
СПГ — не более 5 %;
СУГ — не более 25 %.

10. Повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации:
10.1. механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях эксплуатации — не более 10 %.
Для механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, предназначенных для эксплуатации исключительно в зимних условиях (снегоуборочные машины, снегоходы и тому подобное), данное повышение не применяется;
10.2. автомобиля в городах с численностью населения:
от 100 до 300 тысяч человек — не более 5 %;
от 300 тысяч до 1 миллиона человек — не более 10 %;
от 1 до 3 миллионов человек — не более 15 %;
свыше 3 миллионов человек — не более 25 %;
10.3. автомобиля с частыми технологическими остановками (более чем одна остановка на один километр пробега) — не более 10 %;
10.4. автомобиля по пересеченной местности, грунтовым, внутрикарьерным или отвальным дорогам (по полю во время проведения сельскохозяйственных или лесозаготовительных работ, строительстве и обслуживании линий электропередачи и подстанций, мелиоративных сооружений, газо- и нефтепроводов и тому подобное) — не более 20 %;
10.5. автомобиля в условиях сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице на срок не более одного месяца в году (суммарно по дням в течение года), установленный руководителем организации или индивидуальным предпринимателем на основании данных Гидрометеоцентра Республики Беларусь (при эксплуатации автомобиля за пределами Республики Беларусь — по данным Гидрометеоцентра Республики Беларусь или метеорологической службы соответствующей страны), — не более 35 %;
10.6. автомобиля по свежеотсыпанному полотну при строительстве дорог или движущегося со скоростью до 20 км/ч — не более 10 %;
10.7. автомобиля, задействованного в обучении управлению механическим транспортным средством по улицам города или населенного пункта, — не более 20 %. При этом нормы подпунктов 10.2, 10.6 настоящего пункта не применяются;
10.8. автомобиля в горной местности, имеющей высоту над уровнем моря:
от 500 до 1500 м — не более 5 %;
от 1501 до 2000 м — не более 10 %;
от 2001 до 3000 м — не более 15 %;
свыше 3000 м — не более 20 %;
10.9. автомобиля на дорогах, имеющих подъемы от четырех и более процентов, — не более 10 %;
10.10. автомобиля, оборудованного багажником или световой сигнализацией, установленными на крыше, со скоростями движения, превышающими 60 км/ч, — не более 5 %;
10.11. автомобиля оперативного назначения с включенными проблесковыми маячками красного и (или) синего цвета и специальным звуковым сигналом со скоростями, превышающими установленные ограничения скорости, а также механических транспортных средств, сопровождаемых ими, — не более 20 %;
10.12. автомобиля, задействованного в оперативно-розыскной деятельности на основании статьи 7 Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 года «Об оперативно-розыскной деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 57, 2/64) или задействованного в охране правопорядка, — не более 10 %;
10.13. механического транспортного средства, оборудованного кондиционером, установкой «климат-контроль» или дополнительным автономным подогревателем двигателя, работающим в автоматическом режиме, — не более 7 %;
10.14. автомобиля, оснащенного автоматической коробкой передач (далее — АКПП), — не более 6 % (от линейной нормы, взятой по модели автомобиля, имеющего аналогичный тип кузова, объем и мощность двигателя, оснащенного механической коробкой передач). Если линейная норма расхода топлива установлена с учетом АКПП, то данное повышение не применяется;
10.15. нового или прошедшего капитальный ремонт автомобиля на первую тысячу километров пробега — не более 10 %;
10.16. нового или прошедшего капитальный ремонт трактора, машины на первые шестьдесят машино-часов работы — не более 10 %;
10.17. механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования с истекшим нормативным сроком службы (в соответствии с Временным республиканским классификатором основных средств и нормативных сроков их службы, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г. № 186 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 114, 8/7489), — не более 8 %.

12. При эксплуатации автомобиля на участках дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенного пункта линейная норма расхода топлива понижается не более чем на 15 % (за исключением учебной езды).

13. При использовании дизельного топлива с присадкой FP-4000 линейная норма расхода топлива дополнительно понижается не более чем на 5 %.

14. Повышение (понижение) нормы расхода топлива, предусмотренное в подпунктах 10.1-10.5, 10.8, 10.9 пункта 10, пунктах 12 и 13, распространяется на линейные нормы расхода топлива и нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы.

15. При необходимости применения одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности.

16. Дополнительный расход топлива устанавливается при:
16.1. эксплуатации автомобиля или автопоезда (кроме самосвального), выполняющего транспортную работу, учитываемую в тонно-километрах, на каждые 100 т·км: бензина — не более 2,0 л; дизельного топлива — не более 1,3 л; СПГ — не более 2,0 м3; СУГ — не более 2,5 л; при газодизельном цикле — не более 1,2 м3 СПГ и не более 0,25 л дизельного топлива;
16.2. эксплуатации автомобиля с прицепом (полуприцепом) или при буксировке автомобиля, машины и механизма линейная норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну снаряженной массы прицепа (полуприцепа, буксируемого автомобиля, машины и механизма): бензина — не более 2,0 л; дизельного топлива — не более 1,3 л; СПГ — не более 2,0 м3; СУГ — не более 2,5 л; при газодизельном цикле — не более 1,2 м3 СПГ и не более 0,25 л дизельного топлива;
16.3. простое автомобиля на объектах, условия работы которых предусматривают работу двигателя автомобиля во время стоянки, на один час простоя не более 10 % от величины линейной нормы расхода топлива.
Данный расход устанавливается также для специального автомобиля медицинского назначения и автобуса, осуществляющего перевозку детей, при отсутствии автономного отопителя и температуре окружающего воздуха ниже +10 °С;
16.4. работе автономного отопителя автомобиля при температуре окружающего воздуха:
от +10 °С до 0 °С — не более 50 % продолжительности работы на линии;
ниже 0 °С — не более 100 % продолжительности работы на линии;
от +10 °С и ниже — не более 100 % продолжительности работы на линии (для специального автомобиля медицинского назначения и автобуса, осуществляющего перевозку детей);
16.5. запуске дизельного двигателя, оборудованного пусковым двигателем, работающим на бензине, при:
положительной температуре окружающего воздуха — не более 3 % от общего расхода дизельного топлива;
отрицательной температуре окружающего воздуха — не более 5 % от общего расхода дизельного топлива.

17. При эксплуатации автомобиля, задействованного в обучении управлению механическим транспортным средством, на автодроме 1 маш.-ч выполнения упражнений приравнивается к расходу топлива на 20 км пробега.

18. При эксплуатации автомобиля, работающего на СПГ и СУГ, расход бензина на один запуск двигателя устанавливается от линейной нормы расхода бензина (для соответствующей модели автомобиля) в зависимости от температуры окружающего воздуха:
свыше +5 °С — не более 1 % (для инжекторных двигателей);
от +5 °С до -10 °С — не более 3 %;
ниже -10 °С — не более 5 %.

19. При эксплуатации самосвала с самосвальным прицепом или седельного тягача с самосвальным полуприцепом расход топлива повышается на каждую тонну снаряженной массы прицепа (полуприцепа) и 50 % массы перевозимого на прицепе груза (при коэффициенте использования грузоподъемности 0,5): бензина — не более 2,0 л; дизельного топлива — не более 1,3 л; СПГ — не более 2,0 м3; СУГ — не более 2,5 л; при газодизельном цикле — не более 1,2 м3 СПГ и не более 0,25 л дизельного топлива.

20. При эксплуатации самосвала (самосвального автопоезда) с коэффициентом использования грузоподъемности, отличающимся от 0,5, расход топлива повышается или понижается на каждые 100 т·км перевыполненной или недовыполненной транспортной работы по отношению к транспортной работе, выполняемой при коэффициенте использования грузоподъемности 0,5: бензина — не более 2,0 л; дизельного топлива — не более 1,3 л; СПГ — не более 2,0 м3; СУГ — не более 2,5 л; при газодизельном цикле — не более 1,2 м3 СПГ и не более 0,25 л дизельного топлива.

21. При эксплуатации самосвала или самосвального автопоезда, а также седельного тягача с самосвальным полуприцепом на каждую ездку с грузом в зависимости от грузоподъемности:
до 10 т — не более 0,25 л бензина, дизельного топлива или СУГ; 0,3 м3 — СПГ;
от 10 до 20 т — не более 0,5 л дизельного топлива;
свыше 20 т — не более 1,0 л дизельного топлива.

22. При эксплуатации самосвала или самосвального автопоезда, а также седельного тягача с самосвальным полуприцепом, работающего в карьере, на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки в зависимости от грузоподъемности:
до 10 т — не более 0,2 л бензина, дизельного топлива или СУГ; 0,3 м3 — СПГ;
от 10 до 20 т — не более 0,3 л дизельного топлива;
свыше 20 т — не более 0,4 л дизельного топлива.

23. При перемещении в зонах технического обслуживания и текущего ремонта для автомобилей, работающих на СПГ и СУГ, расход бензина устанавливается в размере не более 10 % от линейной нормы расхода бензина, установленной для соответствующей модели автомобиля.

24. На внутригаражные разъезды и технические надобности (технические осмотры, регулировочные работы, приработку деталей двигателя автомобиля после ремонта) ежемесячный расход топлива не должен превышать 0,5 % от общего его количества, потребляемого эксплуатируемыми автомобилями, при отсутствии экономии.

25. При эксплуатации специального автомобиля:
25.1. не имеющего конструктивных отличий от аналогичной модели по двигателю, коробке передач, главной передаче, шинам, колесной формуле, кузову, снаряженной массе, влияющих на расход топлива, применяется установленная линейная норма расхода топлива на соответствующую модель (модификацию) автомобиля;
25.2. отличающегося от аналогичной модели только снаряженной массой и не имеющего других конструктивных отличий, влияющих на расход топлива, линейная норма расхода топлива повышается (понижается) на каждую тонну превышения (снижения) массы такого автомобиля: работающего на бензине — не более 2,0 л; дизельном топливе — не более 1,3 л; СПГ — не более 2,0 м3; СУГ — не более 2,5 л.

26. Если организацией (заводом)-изготовителем или ее официальным представителем письменно подтверждено, что конкретная модификация механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования не имеет конструктивных отличий от соответствующей модели механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, влияющих на расход топлива, то применяется норма расхода топлива на соответствующую модель механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования.