Нужна ли ТТН при доставке товара поставщиком

Содержание

Главная — Статьи

Когда, кому и зачем нужна ТТН

Налоговики при проверке обоснованности вычетов по НДС обращают особое внимание на наличие и правильность оформления такого первичного документа, как товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т). Это унифицированная форма, однако нет никаких четких инструкций о том, в каких случаях ее нужно оформлять, как ее правильно заполнить, кому она необходима и т.д. Поэтому, стараясь избежать споров с проверяющими, большинство организаций оформляют ТТН по поводу и без. Давайте сначала разберемся, когда же все-таки нужна ТТН.
Форма N 1-Т предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78).
Налоговики считают, что при доставке товаров автотранспортом ТТН следует оформлять во всех случаях без исключения (Пункт 2 Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом"; п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов). И некоторые суды их поддерживают (Постановления ФАС ВСО от 30.04.2009 N А19-10710/08-11-Ф02-1646/09, от 11.11.2008 N А19-4274/08-43-Ф02-5524/08).
Но и в Гражданском кодексе, и в Уставе автомобильного транспорта четко сказано, что ТТН подтверждает заключение договора перевозки груза (Статья 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее — Устав); п. 2 ст. 785 ГК РФ). То есть ТТН служит оправдательным документом для подтверждения оказанных услуг по движению груза. Составлять ее нужно только тогда, когда для перевозки товара привлекается транспортная компания.

При самовывозе ТТН не нужна

Наш поставщик своего склада не имеет, товар мы забираем на собственном транспорте со склада другой организации — грузоотправителя. Нужна ли нам ТТН для подтверждения расходов?

Вы приобретаете товар на условиях самовывоза и перевозите его на собственном транспорте, перевозчика нет, а значит, и оформлять ТТН не нужно. Для подтверждения факта приобретения товара и принятия его на учет достаточно формы N ТОРГ-12. Недавно такую позицию поддержал Высший Арбитражный Суд РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 8835/10). Этого же мнения придерживается и Минфин (Письма Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/42, от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413).
Возможно, теперь, учитывая позицию ВАС РФ и мнение Минфина по данному вопросу, налоговики не будут настаивать на оформлении ТТН при самовывозе.
А для подтверждения расходов на перевозку, например для учета затрат на бензин, достаточно путевого листа, который оправдывает поездку (Постановление ФАС ВСО от 17.11.2008 N А19-6488/08-50-Ф02-5714/08).

Если покупатель забирает товар сам, поставщику достаточно оформить ТОРГ-12

Отпуская товар со склада своим покупателям, мы, как грузоотправитель, всегда составляем ТТН, независимо от того, кто забирает товар: сам покупатель или перевозчик. Но в последнее время, когда клиенты сами забирают товар со склада, многие категорически не хотят подписывать наши экземпляры ТТН. Говорят, что им достаточно ТОРГ-12. Что нам делать?

Если покупатель сам забирает товар, то составлять ТТН действительно не нужно. Как уже было сказано выше, ТТН нужна, только если к доставке привлекается перевозчик. Для подтверждения передачи товара вам достаточно накладной ТОРГ-12, которую вы выставляете своим покупателям. Чтобы не было проблем с оформлением документов, лучше заранее обговорите со своим покупателем условия доставки и порядок оформления первичных документов и пропишите их в договоре.

Включать стоимость доставки в ТОРГ-12 нельзя, нужен отдельный документ

Поставщик везет нам товар собственным транспортом и не выписывает ТТН. Доставка товара по условиям договора оплачивается отдельно. Какой документ должен быть оформлен на услуги доставки? Можно ли стоимость доставки указать в ТОРГ-12 отдельной строкой?

Указывать стоимость доставки в ТОРГ-12 отдельной строкой неправильно. Эта накладная применяется для оформления продажи товара, а не услуг (Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций).
Унифицированной формы первичного документа для учета услуг по доставке нет. Поэтому ваш поставщик может оформить документ в свободной форме, включив в него обязательные реквизиты первичного документа (Статья 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; п. п. 12, 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации). Например, это может быть акт оказанных услуг, содержащий сведения о транспортных расходах (Постановления ФАС ЦО от 15.01.2010 по делу N А54-366/2007-С4-С5; ФАС МО от 25.05.2009 N КА-А40/4486-09).

Цена и стоимость товара указываются в ТТН с НДС

В форме ТТН отсутствует отдельная графа для указания суммы НДС.

Оформление ТТН при доставке товаров покупателю

Как заполнять графы "Цена" и "Сумма": с НДС или без?

В этих графах указываются суммы с учетом НДС. И вот почему. По договору перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю (Статья 8 Устава; ст. 785 ГК РФ). Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю и обязан в случае возникновения ущерба возместить его (Статья 34 Устава; ст. 796 ГК РФ). ТТН служит основанием для расчетов между заказчиком автотранспорта и транспортной компанией. Если в процессе транспортировки с товаром что-либо случится (например, частично или полностью сломается, разобьется, потеряется), то возмещать убытки вам будут исходя из стоимости, указанной в ТТН, то есть с НДС.

Несовпадение цены в счете-фактуре и ТТН не влияет на вычет по НДС

Налоговая отказывает в возмещении НДС по товару из-за того, что цена в товарной накладной и счете-фактуре не совпадает с ценой в ТТН. Обоснованны ли претензии проверяющих?

Требование налоговой инспекции необоснованно. Документом, на основании которого НДС принимается к вычету, является счет-фактура (Пункт 1 ст. 169 НК РФ). Первичными документами, подтверждающим принятие товара на учет, являются не только ТТН, как считают налоговики, но и другие первичные документы, например товарные накладные или акты приема-передачи (Постановления ФАС СЗО от 20.02.2008 по делу N А56-2004/2007; ФАС ПО от 10.01.2008 по делу N А12-6193/07). Поэтому счета-фактуры и товарной накладной ТОРГ-12 в вашем случае достаточно для подтверждения вычета НДС.

В графе "Плательщик" ТТН нужно указывать организацию, оплачивающую услуги перевозчика

По договору доставить товар до склада покупателя должны мы (поставщик). Для этого мы нанимаем транспортную компанию. При заполнении ТТН возник вопрос: кого указать в заголовочной части ТТН в графе "Плательщик": нас (мы оплачиваем услуги транспортной организации) или нашего покупателя (он оплачивает товар, перевозимый по этой накладной)?

В Указаниях по заполнению ТТН (Утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78) ответа на свой вопрос вы не найдете. Но в 1983 г. была утверждена Инструкция о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом (Утверждена Минфином СССР N 156, Госбанком СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотрансом РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 (далее — Инструкция)), которая в настоящее время не утратила силу. В ней сказано, что в строке "Заказчик (плательщик)" ТТН нужно указывать наименование организации, производящей оплату транспортной работы по данной ТТН (Пункт 9 Приложения N 3 к Инструкции).
Хотя этот документ устанавливает правила заполнения уже не действующей формы, термины, использующиеся в нем, вполне применимы и в отношении актуальной ТТН.
Указание в графе "Плательщик" именно заказчика по договору перевозки также можно обосновать следующим. Назначение ТТН — учет расчетов за перевозку, а не за транспортируемый товар.
На практике же многие организации указывают в графе "Плательщик" того, кто платит за товар, сравнивая товарный раздел ТТН с накладной ТОРГ-12.

ТТН при транзитной поставке

Мы своего склада не имеем. Отгрузка товара идет со склада нашего поставщика, который доставляет груз сразу нашему покупателю. Поставщик (он же грузоотправитель) выписывает ТТН и заполняет все графы, в том числе и товарный раздел со своими продажными ценами. При получении груза наш покупатель расписывается в ТТН и получает ее экземпляр. Мы не хотим, чтобы наш покупатель знал нашего поставщика и его цены. Есть ли возможность решить эту проблему?

При таких условиях повлиять на заполнение ТТН вам не удастся. Графы "Цена" и "Сумма" должны быть заполнены поставщиком. Вряд ли у вас получится уговорить его оставить эти графы пустыми, так как в случае непредвиденных обстоятельств он не сможет взыскать ущерб с транспортной компании. А указывать в ТТН ваши продажные цены он тоже едва ли согласится.

По "единой" накладной учесть товар и заявить вычет НДС возможно

Наш поставщик поставляет нам товары из другого города. Вместо привычных ТОРГ-12 и ТТН стали привозить "гибрид" накладной, то есть добавили в 1-Т некоторые реквизиты из ТОРГ-12. Можно ли на основании такого "гибрида" учитывать расходы на приобретение товара? Возможны ли претензии со стороны налоговиков к вычету НДС по товару?

Чтобы принять входной НДС к вычету, товары должны быть приняты на учет (Пункт 1 ст. 172 НК РФ). Поэтому нужны первичные документы, подтверждающие расходы на покупку товаров. НК не уточняет, какие именно это документы. Сами контролирующие органы высказали мнение, что это может быть или товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т), или товарная накладная (форма N ТОРГ-12) (Письма Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/42, от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413).
Формы товарной накладной и товарно-транспортной накладной унифицированы (Постановления Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, от 28.11.1997 N 78). Но при необходимости ТОРГ-12 и ТТН можно дополнить нужными реквизитами (Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации). В своих письмах контролирующие органы против этого не возражают (Письмо УФНС России по г. Москве от 27.03.2009 N 16-15/028267).
Таким образом, вы можете учитывать товар по полученной от поставщика накладной (либо ТОРГ-12, либо ТТН, содержащей дополнительные реквизиты).

Товарно-транспортная накладная и право на вычет

При автомобильных грузоперевозках бухгалтеров постоянно тревожат вопросы: обязательно ли применение товарно-транспортных накладных (ТТН), какие налоговые риски возникают, если при доставке товаров ТТН не имеется? В центре нашего внимания будут вычеты по НДС. Общий вывод таков: ТТН необходима, но если ее нет, право на вычет можно отстоять в суде.

Когда без унифицированной формы не обойтись

Грузоперевозка порождает две хозяйственные операции — по учету груза и по учету работы автомобильного транспорта. А товарно-транспортная накладная (далее — ТТН) — документ, содержащий сведения сразу о двух операциях. Для ТТН предусмотрена унифицированная форма N 1-Т, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 (далее — Постановление N 78). Тем не менее в альбом унифицированных форм бланк N 1-Т специально не включался. Поэтому обязательность применения данной унифицированной формы из п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" не следует. Тем не менее нормативное указание на этот счет содержит совместное Постановление Госкомстата России от 29 мая 1998 г. N 57а, Минфина России от 18 июня 1998 г. N 27н. Оно предписывает обязательное применение унифицированных форм, утвержденных Госкомстатом России в 1997 — 1998 гг. по согласованию с Минфином России и с Минэкономики России.

Теперь разберемся, для каких ситуаций ТТН предназначена. Прежде всего применяется ли она в случае, когда компания выполняет грузоперевозку собственным транспортом для своих нужд? Например, при перевозке товарно-материальных ценностей из одного обособленного структурного подразделения в другое.

Ответ дает п. 2 Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30 ноября 1983 г. (далее — Инструкция N 156). Предприятия, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, обязаны оформлять ТТН на общих основаниях.

Следующий вопрос: для всех ли видов грузов ТТН необходима? Ведь существуют и грузы нетоварного характера.

В связи с этим п. 8 Инструкции N 156 разъясняет, что ТТН не требуется только на такие грузы, по которым не организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера. Но из параграфа 1 разд. 6 Общих правил грузоперевозок автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г. (далее — Правила грузоперевозок), следует, что перевозка любых грузов нетоварного характера товарно-транспортными накладными не оформляется. Для них достаточно акта замера или акта взвешивания. Каким же из двух документов руководствоваться?

Инструкция N 156 имеет большую юридическую силу, поэтому ее указания важнее. Если груз нетоварного характера взвешивается, то ТТН нужна. А если никаких измерений не производилось, то ТТН не составляют (например, при вывозе снега, грунта в отвалы, мусора, в том числе строительного).

Но позиция по ТТН, отраженная в Инструкции N 156, нуждается в уточнении. С 13 мая 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее — Закон N 259-ФЗ). Он регулирует отношения, возникающие при пользовании услугами автомобильного транспорта (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 43 Закона N 259-ФЗ). А на внутрифирменные перевозки грузов он не распространяется. Так вот, из п. 1 ст.

Нужна ли товарно-транспортная накладная при доставке товара продавцом?

8 (во взаимосвязи с п. 1 ст. 18) Закона N 259-ФЗ следует, что ТТН не требуется при перевозке груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, а также в случае, когда груз при перевозке сопровождает представитель товаровладельца. Однако в таких ситуациях заключается не договор перевозки (ст. 785 ГК РФ), а договор фрахтования транспортного средства (ст. 787 ГК РФ, ст. 18 Закона N 259-ФЗ). Отличительная особенность перевозки — в том, что груз вверяется грузоотправителю. А если у груза есть сопровождающий, требования к ответственности перевозчика снижаются.

Заметим, что существует режим грузоперевозок, при котором ТТН можно составлять суммарно на несколько поездок. Он описан в параграфе 10 разд. 6 Правил грузоперевозок. Так разрешено поступать в случае, когда в течение смены в адрес одного грузополучателя выполняются перевозки однородных грузов. Пример — неоднократная доставка бетона на стройку в течение дня. Тогда грузоотправитель выдает шоферу на каждую отдельную поездку талон. Реквизиты талона устанавливаются по согласованию между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем, и должны содержать сведения, необходимые для учета количества перевозимого груза и времени работы автомобиля. При выполнении последней поездки грузоотправитель вместо выданных талонов оформляет товарно-транспортную накладную на все количество перевезенного груза, а талоны подлежат уничтожению.

Условия вычета НДС

Поскольку мы решили сосредоточить внимание на вычетах НДС, нас будут интересовать операции по приобретению товаров и по оказанию автотранспортных услуг. То есть те ситуации, в которых продавцы выставляют компании НДС. Пункт 1 ст. 172 Налогового кодекса указывает, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику после принятия на учет товаров и услуг, а также при наличии соответствующих первичных документов.

Если компания перемещает свои товары из одного структурного подразделения в другое, то НДС по этим товарам, ранее правомерно принятый к вычету, никак не затрагивается. Но если при этом компания заключает договор перевозки со сторонней организацией, то принять к вычету НДС по услугам перевозки в отсутствие ТТН она не сможет. Ведь "соответствующего первичного документа" не имеется.

Подчеркнем, что роль ТТН не сводится к актированию оказанной транспортной услуги. Транспортная накладная выступает перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза (п. 20 ст. 2, п. 1 ст. 8 Закона N 259-ФЗ).

Примечание. Если компания заключает договор перевозки со сторонней организацией, то принять к вычету НДС по услугам перевозки в отсутствие ТТН — перевозочного документа, подтверждающего заключение договора перевозки груза, она не сможет.

А как быть с вычетом НДС по приобретенным товарам, доставленным автотранспортом? Проблему создает п. 6 Инструкции N 156, согласно которому товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для оприходования товарно-материальных ценностей у грузополучателей и для бухгалтерского учета. Это подчеркивает и Минфин России в Письме от 26 мая 2008 г. N 03-03-06/1/333. Получается, что ТТН необходима как первичный документ для принятия товаров на учет. Такой порядок не вызывает сомнений, когда по условиям договора поставки право собственности на товар переходит к покупателю в момент доставки. Ну а если право собственности на товар перешло к покупателю на складе продавца? Пункт 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н (далее — Методические указания по учету МПЗ), устанавливает, что суммы, уплаченные за запасы, не вывезенные со складов поставщиков или находящиеся в пути, учитываются в бухгалтерском учете на счетах расчетов как дебиторская задолженность. Поэтому покупатель в принципе не вправе принять к учету товары по факту их выдачи со склада продавца, несмотря на наличие товарной накладной N ТОРГ-12.

В итоге мы приходим к выводу: ТТН необходима при любом способе доставки товаров — перевозчиком, поставщиком, самовывозом.

Для бухгалтера важно знать, кто должен составлять форму N 1-Т. Постановление N 78 возлагает эту обязанность на грузоотправителя. Однако в п. 1 ст. 8 Закона N 259-ФЗ указано, что данный вопрос может регулироваться договором перевозки груза. В любом случае рекомендуем прописать в договоре необходимость применения именно унифицированной формы ТТН.

Товарно-транспортной накладной недостаточно

Между тем товарно-транспортная накладная не содержит сведений о суммах НДС ни в стоимости товаров, ни в стоимости транспортных услуг. То есть ТТН не отвечает требованию п. 4 ст. 168 НК РФ, по которому в первичных учетных документах сумма налога должна выделяться отдельной строкой. Получается, что ТТН "соответствующим" первичным документом не является. Она не позволяет выделить стоимость товаров и услуг без НДС. Ну а мы приходим к выводу, что п. 6 Инструкции N 156 не соответствует налоговому законодательству и в силу этого не должен использоваться налоговиками в качестве аргумента в налоговых спорах. А ведь суды разбирают дела об отсутствии у налогоплательщиков ТТН с завидным постоянством.

К обсуждению арбитражной практики мы еще вернемся.

Подчеркнем: товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т в принципе не позволяет налогоплательщику-грузополучателю оприходовать товарно-материальные ценности. По ТТН бухгалтер сможет принять товары к учету разве что по схеме неотфактурованной поставки (разд. V Методических указаний по учету МПЗ). Ведь НДС включается в фактическую себестоимость запасов и в их учетную цену, если только это прямо предусмотрено налоговым законодательством (п. 147 Методических указаний по учету МПЗ). А счет-фактура продавца не является первичным документом для установления цены товаров или услуг.

Примечание. Товарно-транспортная накладная не содержит сведений о суммах НДС ни в стоимости товаров, ни в стоимости транспортных услуг. Этого документа недостаточно для оприходования товарно-материальных ценностей.

Обратите внимание: в п. 46 Методических указаний по учету МПЗ сказано, что приемка материалов от организаций транспорта по количеству и качеству осуществляется с учетом правил, действующих на транспорте. А п. 49 этого документа уточняет, что приемка материалов от автотранспортной организации осуществляется на основе товарно-транспортной накладной. В итоге мы видим, что ТТН — документ необходимый, но недостаточный. Хотя это и первичный учетный документ, но на его основании бухгалтерские проводки не выполняются. Надо сказать, такого типа первичных документов немало. К ним относятся формы по учету кадров, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1. Скажем, табель учета рабочего времени служит основанием для заполнения расчетно-платежной ведомости, но самостоятельного значения для бухгалтерского учета не имеет. Это очень важный аргумент для возражений налоговикам.

Конечно, компания вправе дополнить унифицированную форму N 1-Т, включив в нее сведения об НДС по товарам и услугам доставки (Постановление Госкомстата России от 24 марта 1999 г. N 20). Но на практике мало кто так поступает. На стоимость услуги оформляют отдельный акт, а на перевозимые товары — товарную накладную по форме N ТОРГ-12. Последнее прямо предусмотрено п. 7 Инструкции N 156. Если в товарном разделе ТТН нет возможности перечислить все характеристики товаров, то к ней должны прилагаться как неотъемлемые ее части товарные накладные или другие формы. И уже на основании их грузополучатель приходует товарно-материальные ценности и ведет бухгалтерский учет. Без таких специализированных форм ТТН считается недействительной. Соответственно, в форме N ТОРГ-12 нужно отразить дату и номер ТТН.

Для этого предусмотрено специальное поле.

Арбитражные перспективы

Необходимость выделения НДС подтверждает Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 октября 2007 г. N А56-6689/2007. Этот налоговый спор разгорелся в связи с тем, что в ТТН не были указаны конкретные суммы НДС, хотя к стоимости товаров имелась оговорка "в том числе НДС". Но налоговая инспекция сочла, что для оприходования товаров необходимы именно товарные накладные, а счетов-фактур для этой цели недостаточно. Арбитры поддержали налогоплательщика, но лучше не доводить дело до суда. По нашему мнению, в целях принятия на учет товаров и услуг ТТН самостоятельного значения не имеет, поскольку НДС в ней не предусмотрен.

Но у значительной части налогоплательщиков ТТН не имеется. А налоговики в своих требованиях о представлении ТТН руководствуются Письмом МНС России от 22 апреля 2004 г. N 22-2-16/757 "О применении товарно-транспортных накладных налогоплательщиками, оказывающими автотранспортные услуги". Поэтому отсутствие ТТН при грузоперевозках создает для компании высокие налоговые риски при налоговых проверках. Посмотрим, как относятся к таким налоговым спорам арбитражные суды.

Отрицательная арбитражная практика

Начнем с неблагоприятных для налогоплательщика решений, хотя такие исходы можно буквально пересчитать по пальцам.

Так, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлениях от 11 февраля 2008 г. N 17АП-460/2008-АК и от 22 августа 2007 г. N 17АП-5480/07-АК отказал в вычете НДС на основании форм N ТОРГ-12. Судьи пришли к выводу что товарная накладная не выступает в качестве самостоятельного документа, а должна рассматриваться как неотъемлемая часть товарно-транспортной накладной.

Поддержал налоговиков и ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 6 февраля 2008 г. N Ф04-769/2008(194-А03-25). Судьи указали, что форма N ТОРГ-12 среди прочих обязательных реквизитов должна содержать сведения о транспортной накладной (ее номере и дате). Значит, покупатель обязан подтвердить соответствующими документами факты передачи поставщиками груза (товара) перевозчику (в том числе своему работнику при доставке товаров собственным транспортом) и выдачи груза перевозчиком получателю.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 10 апреля 2007 г. N Ф08-1351/2007-575А тоже принял решение, неблагоприятное для налогоплательщика. Анализируя нормативные документы, судьи пришли к выводу, что ТТН обязательна в случае доставки продавцом товара покупателю. А наличие одной только товарной накладной не обусловлено характером хозяйственных отношений покупателя с поставщиком.

Решения в пользу налогоплательщиков

И все же преобладает положительная арбитражная практика. Покажем, какие аргументы судов налогоплательщик может использовать для своей защиты.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 30 июня 2008 г. N Ф04-3921/2008(7340-А46-25) указал, что ТТН определяет взаимоотношения грузоотправителей — заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполняющими перевозку грузов. А если услуги продавца по перевозке грузов покупателю к оплате не предъявлялись, для оприходования приобретенных товарно-материальных ценностей достаточно товарной накладной по форме N ТОРГ-12.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 7 марта 2008 г. N А56-10211/2007 также рассматривал ситуацию, в которой поставщик принимает на себя обязательства по доставке товара покупателю автотранспортом. Арбитры согласились, что ТТН не требуется. Ведь покупатель не участвует в перевозке товаров, она выполнена силами поставщика.

Заметим: роль товарной накладной может играть и унифицированная форма N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону", утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 августа 2008 г. N А05-735/2008).

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 5 февраля 2008 г. N А11-2725/2007-К2-24/144 подчеркивается, что гл. 21 Налогового кодекса не содержит специальных требований к объему и видам первичных документов, на основании которых налогоплательщик вправе принять на учет приобретенный товар. А понятие "первичные учетные документы" следует определять в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. В этом деле покупатель оприходовал металлолом на основании приемо-сдаточного акта по форме, которая предусмотрена Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. N 369. Арбитры подчеркнули, что нормы права не содержат указаний на обязанность покупателя осуществлять учет приобретенной продукции по данным, внесенным в товарно-транспортные документы.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 26 июня 2008 г. N А65-23283/07 отмечено, что отсутствие ТТН не имеет правового значения для применения налоговых вычетов по товарам, а лишь служит оправдательным документом для подтверждения оказанных услуг по движению груза с использованием транспортного средства.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 5 июля 2007 г. N Ф08-4041/2007-1611А указал, что право собственности на продукцию передавалось налогоплательщику без ее фактического перемещения. Поэтому для оприходования товарно-материальных ценностей покупателю достаточно товарной накладной.

В заключение отметим, что значимость ТТН вытекает также из критерия N 12 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 14 октября 2008 г. N ММ-3-2/467@. На основании этого Приказа налоговики придают значение реальности хозяйственных операций. Наличие ТТН может стать дополнительным доказательством фактического получения товара от поставщика (Постановление ФАС Поволжского округа от 10 июня 2008 г. N А55-14580/07).

Е.Диркова

Аудитор,

генеральный директор

ООО "БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР"