Обязана ли управляющая компания предоставлять копии документов


обязана ли управляющая компания предоставлять копии документов

Предоставление управляющей компанией информации собственникам помещений многоквартирного дома

Вопрос:

Мыявляемся управляющей компанией. У нас заключен договор обслуживания с собственниками жилья. Собственники требуют предоставить Устав и штатное расписание Управляющей компании для того, чтобы получить информацию по заработной плате сотрудников Управляющей компании. 

Имеет ли Управляющая компания законное право отказать собственникам жилья в предоставлении этих документов и, если да, то на основании каких документов? 

А также имеем ли мы (Управляющая компания) право предоставлять информацию инициативной группе собственников жилья о задолжниках по квартплате собственников жилья.

Ответ:

Перечень информации, которую обязана предоставлять управляющая организация собственникам жилых помещений, определена пунктом 10 ст.161 Жилищного кодекса РФ.

Согласно данной норме управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. 

Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731.

Настоящие нормы не содержат указания на сведения об уставе организации, штатном расписании сотрудников, их заработной плате, а также о состоянии задолженности по оплате коммунальных услуг. 

Заработная плата сотрудников, сведения о задолженности по оплате коммунальных услуг могут быть отнесены к персональным данным согласно ст. 88 Трудового кодекса РФ, ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и не могут распространяться без согласия самого субъекта персональных данных.

Таким образом, законом не установлена обязанность управляющей организации по предоставлению указанных сведений.

Однако договор, заключенный между управляющей организацией и собственниками жилых помещений, может содержать положения, закрепляющие указанную обязанность за организацией.

В январе 2015 г. Госавтоинспекция Свердловской области организовала оперативно-профилактическое мероприятие "Тонировка", о чем участники дорожного движения были проинформированы на сайте ГИБДД <1>. Подобные мероприятия регулярно проводятся во многих регионах страны для выявления и привлечения к административной ответственности водителей, управляющих транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям законодательства. Такие водители совершают административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ст. 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. До 20 февраля 2015 г. светопропускание стекол регулировалось Техническим регламентом, утвержденным Постановлением Правительства РФ <2>, а после — Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" <3>. В обоих нормативных правовых актах указано, что светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%. Излишняя тонировка стекол транспортных средств создает возможность для перемещения в них нежелательных и опасных грузов и лиц, которые не всегда преследуют общественно полезные цели.
———————————
<1> Сотрудники УГИБДД Свердловской области принимают участие в рейдах "Тонировка".

URL: http://www.gibdd.rU/r/66/news/1358669.
<2> Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" (с изм. от 8 апреля 2014 г.) // СЗ РФ. 2009. N 38. Ст. 4475. Утратило силу 20 февраля 2015 г. в связи со вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 10 февраля 2015 г. N 109 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 7. Ст. 1049.
<3> Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (с изм. от 2 декабря 2014 г.). URL: http://www.tsouz.ru.

При этом до 15 ноября 2014 г. совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ, выступало основанием для применения меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях — запрещения эксплуатации транспортного средства, которое заключалось в снятии государственных регистрационных знаков до устранения причины такого запрещения. В настоящее время эта мера обеспечения отменена <1>, а водителям указанных транспортных средств назначается лишь административный штраф в размере 500 руб.
———————————
<1> Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // СЗ РФ. 2014. N 42. Ст. 5615.

Цель административного штрафа, как и любого другого наказания, — предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ). То есть формально он предназначен для профилактики управления транспортным средством с излишне тонированными стеклами как оштрафованным водителем, так и на его примере прочими владельцами подобных транспортных средств. Однако, как показывает практика, такая профилактика не всегда эффективна, и многие водители продолжают управлять транспортными средствами с излишне тонированными стеклами, несмотря на неоднократное привлечение к административной ответственности.
Вместе с тем, как поясняет областная Госавтоинспекция, есть положительный опыт борьбы с такими нарушителями: при вынесении постановления по делу об административном правонарушении по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ водителю выдается письменное законное требование сотрудника полиции об устранении обстоятельств, послуживших основанием для привлечения его к административной ответственности. Если после вступления постановления по делу об административном правонарушении в силу светопропускание стекол не приводится в норму, то при выявлении очередного правонарушения водителя повторно привлекают к административной ответственности и за тонировку (по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ), и за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ). За последнее предусмотрен административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. или административный арест на срок до 15 суток. В результате более половины водителей предпочитают избавиться от излишней тонировки, чем получить на руки письменное законное требование сотрудника Госавтоинспекции <1>.
———————————
<1> Сотрудники УГИБДД Свердловской области принимают участие в рейдах "Тонировка".

Федеральным законом <1> на полицию возлагаются обязанности устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности (п. 1 ч. 1 ст. 13), пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (п. 11 ч. 1 ст. 12). Для этого полиции предоставлены права требовать от граждан прекращения противоправных действий (п. 1 ч. 1 ст. 13), останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими (п. 20 ч. 1 ст. 13). Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами (ч. 3 ст. 30), а требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан <2>.
———————————
<1> Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (с изм. от 12 февраля 2015 г.) // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900 (далее — Закон о полиции).
<2> Абзац 2 п. 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 // СЗ РФ.

Предоставление управляющей компанией информации собственникам помещений многоквартирного дома

1998. N 25. Ст. 2897 (далее — Положение о ГИБДД).

Одним из принципов деятельности полиции является законность: "Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом" (ч. 5 ст. 6 Закона о полиции). Подтверждением законности опыта борьбы с водителями, не желающими привести светопропускание стекол своего транспортного средства в соответствие с требованиями Технического регламента, может выступать мнение первого заместителя Председателя Верховного Суда РФ П.П. Серкова, выраженное в одном из Постановлений 2010 г. <1>, т.е. до реформирования органов внутренних дел и начала действия Закона о полиции. В судебной практике применения КоАП РФ <2> со ссылкой на Закон о полиции и Административный регламент <3> сделан вывод о том, что "…требование сотрудника ГИБДД об устранении нарушений в области дорожного движения, в том числе неисправностей и условий, при наличии которых эксплуатация транспортных средств запрещена, является законным". С этим сложно не согласиться. Но всегда ли за невыполнение такого требования предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ?
———————————
<1> "Судебные акты по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, за неповиновение законному требованию сотрудника милиции об устранении обстоятельств, послуживших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, оставлены без изменения, так как факт совершения заявителем вменяемого административного правонарушения подтвержден материалами дела" (Постановление Верховного Суда РФ от 11 января 2010 г. N 12-АД09-3 // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был).
<2> Панкова О.В. Правонарушения в области дорожного движения: судебная практика применения КоАП РФ // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" (с изм. от 22 декабря 2014 г.) // Рос. газ. 2009. N 122.

Представляется верным, что такое противоправное действие, как управление транспортным средством с излишне тонированными стеклами, пресекается в момент его остановки. Последующее управление таким транспортным средством вновь образует состав ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ.
Сама по себе установка на транспортное средство стекол, светопропускание которых не соответствует требованиям Технического регламента, административным правонарушением не является, в отличие от установки на транспортное средство заведомо подложных государственных регистрационных знаков (ч. 3 ст. 12.2 КоАП РФ) или устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (ст. 12.4 КоАП РФ). В силу ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ наказуемым считается только управление транспортным средством, на котором установлены стекла со светопропусканием, не соответствующим требованиям Технического регламента. Иными словами, наличие таких стекол на транспортном средстве, если оно не движется, состава административного правонарушения не образует, и требовать приведения светопропускания стекол в соответствие с Техническим регламентом в этом случае законодательство не позволяет.
Выдача должностным лицом Госавтоинспекции водителю письменного требования об устранении обстоятельств, послуживших основанием для привлечения его к административной ответственности, не предусмотрена нормативными правовыми актами, регламентирующими правоотношения с участием водителей транспортных средств. Законодатель не предоставил такую возможность и сотрудникам полиции в отношении граждан, не являющихся водителями, кроме прямо обозначенных в Законе о полиции случаев. Указанные требования в ч. 1 ст. 13 Закона о полиции фигурируют как предписания: об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог, выдаваемые должностным лицам и индивидуальным предпринимателям (п. 21); об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств, выдаваемые гражданам и должностным лицам (п. 22); об устранении выявленных нарушений правил частной детективной (сыскной) и охранной деятельности (п. 24); о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан; об устранении выявленных нарушений в охранной деятельности подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, в сфере оборота оружия и обеспечении сохранности государственной и муниципальной собственности (п. 26). Обязанность адресатов выполнить перечисленные предписания продиктована ч. 4 ст. 13 Закона о полиции.
Положение о ГИБДД позволяет главным государственным инспекторам безопасности дорожного движения в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах вручать юридическим и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения (подп. "б" п. 12). Адресат этого предписания четко определен, и это не водители транспортных средств.
Для устранения факторов, влекущих реализацию угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершение административных правонарушений, законодательство предоставляет сотрудникам полиции право вносить обязательные для исполнения руководителями и должностными лицами организаций представления (п. 12 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, ст. 29.13 КоАП РФ). Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, должно быть рассмотрено адресатом в течение месяца со дня его получения; о принятых мерах нужно сообщить должностному лицу полиции, внесшему представление (ч. 2 ст. 29.13 КоАП РФ).
Другие федеральные законы, а также подзаконные нормативные правовые акты о деятельности полиции или об обеспечении безопасности дорожного движения не предусматривают каких-либо иных действий должностных лиц Госавтоинспекции, которые можно было бы расценивать как право письменно требовать устранения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, или выносить предписания об устранении нарушений, выявленных в действиях водителя.
Таким образом, с учетом требований законодательства о деятельности полиции профилактика управления транспортными средствами с излишне тонированными стеклами возможна путем внесения представлений. Если имело место административное правонарушение, необходимо внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших его совершению (ст. 29.13 КоАП РФ), а если административного правонарушения нет — представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности. Адресатом такого представления является не водитель транспортного средства, а организация или должностное лицо, например руководители авторемонтных предприятий, осуществляющих услуги по установке на стекла транспортных средств покрытий, светопропускание которых не соответствует требованиям Технического регламента. Наименования и местонахождение таких предприятий сотрудники Госавтоинспекции должны устанавливать при составлении протокола по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ, а затем, убедившись, что предприятие действительно оказывает такие услуги, вносить представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. За невыполнение требования, изложенного в представлении, предусмотрена административная ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ.
Конечно, описанный механизм профилактики управления транспортными средствами с излишне тонированными стеклами несколько сложнее, чем вручение водителям транспортных средств предписания непосредственно "на дороге", но сегодня законодатель, как видно из анализируемой практики, иного способа не предлагает.

Список литературы

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // СЗ РФ. 2014. N 42. Ст. 5615.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (с изм. от 12 февраля 2015 г.) // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.
Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2015 г. N 109 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 7. Ст. 1049.
Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (с изм. от 2 декабря 2014 г.). URL: http://www.tsouz.ru.
Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" (с изм. от 22 декабря 2014 г.) // Рос. газ. 2009. N 122.
Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" (с изм. от 8 апреля 2014 г.) // СЗ РФ. 2009. N 38. Ст. 4475.
Панкова О.В. Правонарушения в области дорожного движения: судебная практика применения КоАП РФ // СПС "КонсультантПлюс".
Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 2897.
Постановление Верховного Суда РФ от 11 января 2010 г. N 12-АД09-3 // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.
Сотрудники УГИБДД Свердловской области принимают участие в рейдах "Тонировка". URL: http://wwwgibdd.ru/r/66/news/1358669.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Какие документы обязана предоставлять УК жильцам?

Вредакцию журнала поступил вопрос следующего содержания. УК разместила на сайте www.reformagkh.ru шаблон проекта договора управления в формате Word. Инспекция посчитала, что организация должна была опубликовать копии договоров в виде электронных файлов, и, соответственно, вынесла предписание за неполное размещение информации в нарушение стандарта. Поясните, в чем заблуждается УК.

Согласно пп. «б» п. 3 Стандарта раскрытия информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, управляющая организация обязана раскрывать такую информацию, как перечень МКД, управление которыми она осуществляет, с указанием адреса и основания для управления по каждому МКД. Из пункта 2 формы 1.4 «Перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляют управляющая организация, товарищество, кооператив», утвержденной Приказом Минстроя РФ от 22.12.2014 № 882/пр, следует, что под основаниями для управления домом понимаются договор управления, протокол общего собрания собственников, протокол открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления. В свою очередь, форма 2.1 «Общие сведения о многоквартирном доме» (п. 3) требует приложения копии договора управления МКД в виде электронного файла.

У УК нет ясности, копию какого именно документа следует прикреплять в виде файла:

  • «рыбы» договора, содержащей условия, утвержденные решением общего собрания собственников помещений;
  • проекта договора, подписанного со стороны УК;
  • договора, подписанного УК и одним из собственников;
  • договоров, подписанных УК и каждым из собственников, которые в общей сложности имеют более 50% голосов.

Формулировки подзаконных нормативно-правовых актов не позволяют ответить на данный вопрос, поэтому придется прибегнуть к системному анализу норм жилищного законодательства. В Стандарте раскрытия информации говорится об основании для управления конкретным домом. Представляется, что в случае УК таковым может быть только заключенный договор управления. Дело в том, что в силу ч. 7 ст. 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления МКД, УК обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через 30 дней со дня его подписания. В свою очередь, согласно ст. 198 ЖК РФ лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным домом только после того, как сам опубликует соответствующую информацию на официальном сайте для раскрытия информации и орган ГЖН внесет дом в реестр лицензий субъекта РФ в связи с заключением договора управления МКД (перед этим УК обязана предоставить чиновникам копию подписанного в соответствии с требованиями ЖК РФ договора управления – см. Письмо Минстроя РФ от 05.08.2015 № 24430‑АЧ/04). Таким образом, приступить к управлению домом можно только при условии подписания договора управления МКД.

Согласно ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления заключается в письменной форме или в электронной форме с использованием ГИС ЖКХ путем составления одного документа, который подписывается сторонами. При этом собственники помещений, обладающие более 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Таким образом, договор управления как основание для управления домом считается заключенным в надлежащей форме, когда он подписан сторонами. Значит, считать, что УК раскрыла информацию об основании для управления домом (как того требует пп. «б» п. 3 Стандарта раскрытия информации), можно, только если она разместила копии договоров, подписанных УК с одной стороны и собственниками помещений (обладателями более половины голосов) с другой стороны. Таким образом, будет достигнута цель раскрытия информации УК, прежде всего, для клиентов: собственники помещений могут удостовериться, на законных ли основаниях УК управляет домом, выявить возможные подлоги и пр.

Добавим: размещению подлежит копия договора со всеми неотъемлемыми частями (приложениями), в которых обычно приводятся перечень работ, услуг, их стоимость. Условия договора должны соответствовать условиям, утвержденным на общем собрании собственников помещений, и быть одинаковыми для всех потребителей.

Дополнительно следует иметь в виду требования законодательства о персональных данных.

Известно, что на практике органы ГЖН рекомендуют УК (и считают это достаточным) размещать на официальном сайте для раскрытия информации копии договоров управления, подписанных лишь со стороны УК. Однако этот вариант, по сути, ничем не отличается от размещения «рыбы» договора (образца договора со всеми существенными условиями в отношении конкретного дома, не подписанного обеими сторонами). Наличие на экземпляре договора подписи со стороны УК, равно как и отсутствие каких‑либо подписей либо наличие подписей УК и собственников, обладающих менее 50% голосов, не указывает на факт заключения данного договора. Такой договор нельзя рассматривать как основание для управления МКД.

* * *

Системный анализ норм жилищного законодательства позволяет прийти к выводу, что в рамках раскрытия информации о деятельности по управлению МКД УК обязана размещать копию договора управления с подписями сторон: УК и собственников помещений, обладающих более 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме. Такой договор является основанием для управления домом. 

Е. В. Емельянова,
редактор журнала
«Жилищно-коммунальноехозяйство: бухгалтерскийучет и налогообложение», №12, декабрь, 2015 г.

УК могут не представлять собственникам информацию, не предусмотренную Стандартом раскрытия

Зачастую собственники помещений в МКД требуют от управляющей организации предоставить информацию, которую УК вовсе не должна раскрывать владельцам квартир. К таковой относится внутренняя документация УК или сведения о финансово-хозяйственной деятельности, не предусмотренные по Стандарту раскрытия информации. Эти данные могут не предоставляться собственникам, если иное не предусмотрено в договоре управления.

Итак, рассмотрим, какую информацию должна раскрывать УК.
Если собственники помещений в МКД просят управляющую организацию предоставить им данные по зарплатам сотрудников УК, сумме аренды офиса или другие подобного рода сведения, то УК на законных основаниях вправе их не предоставлять, сославшись на п.3 Стандарта раскрытия информации (Постановление Правительства РФ №731 от 23.09.2010 года). 

Но здесь нужно сделать небольшую оговорку. Если в договоре управления МКД прописана обязанность управляющей организации по предоставлению собственникам иной информации, отличной от Стандарта раскрытия, и по другим формам отчётности с определённой периодичностью, то УК должна будет по запросу потребителей предоставить такие сведения.
Например, если в договоре управления МКД прописано, что УК предоставляет сведения о себестоимости работ и услуг, то собственники могут потребовать от своей управляющей организации предоставить им информацию, скажем, по стоимости инвентаря дворника.

Непредоставление собственникам информации, не предусмотренной Стандартом раскрытия, не является для управляющей организации нарушением. За это её нельзя оштрафовать. Полный перечень информации, подлежащей обязательному раскрытию, указан п.3 Стандарта.

УК отказывает выдать копии договоров с подрядными организациями Совету дома

Перечислим его:
общая информация об УК, основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (годовая бухгалтерская отчётность и баланс с приложениями к нему, сведения о доходах и расходах, полученных и понесённых в связи с оказанием услуг по управлению МКД по данным раздельного учёта доходов и расходов);
перечень МКД в управлении УК с указанием их адресов и основания управления по каждому дому;
перечень МКД с расторгнутыми в прошлом году договорами управления с указанием их адресов и основания расторжения;
общая информация об МКД в управлении с характеристиками дома (адрес, год, серия и тип постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества, уровень благоустройства, кадастровый номер (при наличии), конструктивные и технические параметры, системы инженерно-технического обеспечения и площадь земельного участка в составе общего имущества);
информация о выполняемых работах и оказываемых услугах с указанием их стоимости по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД и иных услугах, связанных с достижением целей управления МКД;
информация об оказываемых коммунальных услугах (о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления КУ);
информация об использовании общего имущества в МКД;
информация о капитальном ремонте общего имущества в МКД, если решением общего собрания собственников управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома (формирование фонда капремонта на спецсчёте дома). Если средства собственников идут в “общий котёл”, то есть формируются в фонде капитального ремонта регионального оператора, то УК не должна размещать эти сведения;
информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в МКД с их результатами;
отчёт об исполнении управляющей организацией договора управления за прошедший год;
информация о случаях привлечения управляющей организации или её должностного лица к административной ответственности за нарушения в сфере управления МКД с приложением копий документов о применении мер административного воздействия и сведениями о мерах, принятых для устранения допущенных нарушений.

Почему УК не должна раскрывать собственникам информацию, не предусмотренную по Стандарту?

По Стандарту раскрытия информации собственники не могут требовать предоставления им оригиналов и заверенных копий документов управляющей организации, если иное не предусмотрено в договоре управления. Если в управляющую организацию поступил такой запрос от собственника, то ему следует предложить придти в офис УК для ознакомления с документами. При этом, необходимо уточнить, с какими конкретно документами собственник может ознакомиться по Стандарту раскрытия информации и ФЗ №152 от 27.07.2006 года "О персональных данных".
УК уведомит собственника о том, что согласно требованиям ст.19 ФЗ №152 УК имеет право принимать меры для защиты своих персональных данных. В связи с этим ознакомление собственника с документацией УК может сопровождаться регистрацией в специальном журнале и использованием видео- и фотосъемки во избежание хищения, уничтожения и порчи оригиналов документов.
Согласно п.21 Постановления Правительства РФ №731 управляющие организации раскрывают информацию по формам Минстроя (Приказ №882/пр) на основании письменного запроса потребителя. Тут же даётся пояснение, что потребителями признаются физические и юридические лица, являющиеся собственниками помещений в МКД (п.6 Стандарта раскрытия).

Таким образом, только собственники имеют право запрашивать у своей управляющей компании определённую информацию. Все остальные граждане и организации таким правом не обладают. То есть, если к вам обратился потребитель ЖКУ, не являющийся собственником помещения в МКД, то УК вправе отказать ему в предоставлении любой информации по запросу.
Для неограниченного круга лиц, как сказано в ПП РФ №731, существуют информационные стенды в офисах управляющих компаний и доски объявлений в подъездах МКД. Там предусмотренная Стандартом и ПП РФ №354 информация размещается специально для всех желающих с ней ознакомиться.
Подробнее о том, какую информацию нужно размещать на досках объявлений в подъездах МКД, читайте в этой статье.
Как мотивированно отказать собственнику на предоставление информации по запросу
Как быть, если собственник обратился к вам с требованием предоставить ему информацию, например, о стоимости строительных материалов или себестоимости выполненных работ. Такое требование в виде письменного запроса может быть выставлено при отказе председателя совета дома или другого уполномоченного решением общего собрания собственников лица подписать данный акт.
В таком случае управляющая организация может смело отказать собственнику на том основании, что он не вправе проверять стоимость выполненных работ и оказанных услуг, включая цену на стройматериалы, указанные в акте (ст.748 ГК РФ, ПП РФ №491). Но здесь опять-таки сделаем оговорку, которая очень важна: если иное не предусмотрено в договоре управления.
Подробнее обо всём этом читайте здесь.
В акте приёмки выполненных работ равно, как и в формах раскрытия информации (Приказ Минстроя №882/пр) указывается не себестоимость работ, а фактическая их стоимость. Поэтому УК может ответить, что запрашиваемая собственником информация не подлежит раскрытию согласно требованиям действующего законодательства. Следовательно, такая информация собственнику представлена быть не может, если иное не предусмотрено договором управления.
Всю информацию по формам Минстроя собственники и потребители ЖКУ могут посмотреть на сайте УК, портале Реформа ЖКХ и частично в ГИС ЖХ. В печатном виде сведения хранятся на информационных досках в офисе УК и на досках объявлений в подъездах МКД.
Собственники не могут принудить управляющую организацию предоставить им по запросу желаемую информацию, если иное не предусмотрено в договоре управления. Всё только в рамках Стандарта раскрытия информации и только по формам Минстроя. Также напоминаем, что ни действующее законодательство, ни договор управления не позволяет собственникам снимать с оригиналов документов копии любым способом.
Для ознакомления с информацией по Стандарту раскрытия управляющая компания может направить собственников на портал Реформа ЖКХ или сайт УК, указав соответствующие ссылки в письменном ответе на запрос.