Обязанности работодателя при приеме на работу

Права и обязанности работодателя при приеме на работу несовершеннолетних. Соблюдение трудового законодательства

Праваи обязанности работодателя при приеме на работу несовершеннолетних. Соблюдение трудового законодательства.

При приеме на работу работодатель должен затребовать у несовершеннолетнего соискателя документы:

1.Паспорт (или иной документ удостоверяющий личность);

2.Трудовую книжку (за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник посту¬пает на работу на условиях совместительства);

Порядок приема на работу

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство госу¬дарственного пенси¬онного страхования оформляются работодателем. 

4. Страховое свидетельство государственного пен¬сионного страхования;

5. Документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (если работа, требует специальных знаний или специальной подготовки);

6. Письменное согласие одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства (для учащих в возрасте 14-16 лет);

7. Медицинское заключение о состоянии здоровья для лиц в возрасте до 18 лет/ (предварительный обя¬зательный медицинский осмотр проводится за счет средств работодателя).

Работодатель обязан:

  • использовать труд несовершеннолетних, на рабочих местах на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.
  • ознакомить работника под роспись (до подписания трудового договора) с локальными нормативными акта¬ми, непосредственно связанными с трудовой деятель-ностью работника (-коллективный дого¬вор правила внутренне¬го трудового распо¬рядка положение об опла¬те труда и другие локальные нормативные акты;
  • оформить с работником трудовой договор в письменной форме (в случае фактического допущения к работе — не позднее 3 рабочих дней);
  • издать приказ (распоряжение) о приеме на рабо¬ту (на основании    заключенного трудового договора);
  • объявить работнику приказ под роспись в 3-дневный срок со дня фактического начала работы;
  • провести вводный и первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте (до начала самостоя¬тельной работы).

Соблюдение трудового законодательства в отношении несовершеннолетних.

 Работодатель обязан:

  • соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
  • предоставить несовершеннолетнему работнику работу, обусловленную трудовым договором;
  • обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • обеспечивать несовершеннолетнего работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
  • обеспечить несовершеннолетнему работнику равную оплату за труд равной ценности;
  • выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;
  • знакомить несовершеннолетнего работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью;
  • обеспечивать бытовые нужды несовершеннолетнего работника, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
  • осуществлять обязательное социальное страхование несовершеннолетнего в порядке, установленном федеральными законами;
  • возмещать вред, причиненный несовершеннолетнему работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Руководитель ГКУ КК ЦЗН Кущевского района                                                                              С.В.Бортников

Статья 15. Ограничения при проведении проверки

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

КонсультантПлюс: примечание.

П. 1.1 до 01.07.2022 не в отношении проверок НПА СССР и РСФСР о назначении досрочных страховых пенсий, о районных коэффициентах, надбавках и иных гарантиях и компенсациях за работу на Крайнем Севере и других местностях с неблагоприятными условиями.

1.1) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;

(п.

Основные права и обязанности работника и работодателя

1.1 введен Федеральным законом от 14.10.2014 N 307-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1.2) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;

КонсультантПлюс: примечание.

П. 8 ст. 15 применяется с 01.01.2017 при проверках регионального госконтроля (надзора), с 01.07.2017 — при проверках муниципального контроля (ФЗ от 03.11.2015 N 306-ФЗ)

8) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;

(п. 8 введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 306-ФЗ)

9) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

(п. 9 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

Самостоятельно

Тест 1

Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работник обязуется:

1) … работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

………………………………,

2) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Тест 2

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

1) место и дата заключения трудового договора;

2) фамилия, имя, отчество работника;

3) дата начала работы;

4) условия оплаты труда работника;

5) об испытании;

6) обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

7) конкретный вид поручаемой работы;

8) характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).

Тест 3

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения, то трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями, которые:

1) вносятся непосредственно в текст трудового договора;

2) определяются приложением к трудовому договору;

3) определяются отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме.

Тест 4

Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно:

1) при избрании гражданина по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

2) при направлении гражданина для прохождения альтернативной гражданской службы;

3) при поступлении на работу по совместительству;

4) при направлении на работу за границу;

5) для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;

6) с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

7) при направлении граждан органами службы занятости населения на общественные работы;

8) при поступлении на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;

9) для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств.

Тест 5

Аннулирование трудового договора означает:

1) прекращение трудового договора;

2) расторжение трудового договора;

1) незаключение трудового договора.

Тест 6

Какое правомочие предоставляет законодатель работодателю:

1) может аннулировать трудовой договор;

2) обязан аннулировать трудовой договор.

Тест 7

Между гражданином К. и организацией «Зенит» может быть заключен:

1) один трудовой договор;

2) два трудовых договора;

3) количество заключаемых трудовых договоров законом
не ограничено.

Тест 8

Совместительство – это:

1) выполнение работы в свободное от основной работы время у одного работодателя;

2) выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности);

3) выполнение в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы;

4) выполнение дополнительной работы по той же профессии (должности) путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.

Тест 9

Работник имеет право отказаться от выполнения дополнительной работы, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня:

1) при выполнении работ по внутреннему совместительству;

2) при выполнении работ по внешнему совместительству;

3) при выполнении работ, связанных с расширением зон обслуживания.

Тест 10

Трудовой договор вступает в силу:

1) со дня издания приказа о приеме на работу;

2) со дня, определенного сторонами трудового договора;

3) со дня его подписания сторонами трудового договора;

4) со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от дня подписания трудового договора сторонами.

Тест 11

Гражданин М. и предприятие «Волжский утес» 10 марта заключили трудовой договор, согласно которому М. должен приступить к работе 12 марта. Однако 12 марта М. к работе не приступил, письменно уведомив работодателя о временной нетрудоспособности. 16 марта трудовой договор с М.

Прием работника на основную работу: примерная пошаговая процедура

был аннулирован.

1. Имел ли право работодатель аннулировать трудовой договор:

а) да;

б) нет.

2. Получит ли М. пособие по временной нетрудоспособности:

а) да;

б) нет.

Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Текущая редакция ст. 68 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения) .

При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором .

Комментарий к статье 68 ТК РФ

1. Комментируемой статьей урегулирован порядок приема работника на работу.

В соответствии с ч.1 комментируемой статьи прием работника на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора.

Порядок приема на работу в организациях

Это означает, что собственно заключение трудового договора по отношению к приказу (распоряжению) работодателя первично, то есть сначала оформляется трудовой договор, а затем уже издается приказ (распоряжение) о приеме на работу. При этом в приказе (распоряжении) о приме на работу должна указываться дата приема работника на работу, соответствующая дате заключения трудового договора. Это же правило распространяется и на фактический допуск работника к работе, иными словами, в течение трех рабочих дней со дня фактического допуска работодатель обязан оформить с работником трудовой договор, и только после такого оформления издать приказ (распоряжение) о приеме работника на работу.

Форма приказа (распоряжения) утверждена постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 5 января 2004 года N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

Однако в соответствии с Информацией Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, к которым относится и форма приказа (распоряжения) о приеме работника на работу, не являются обязательными к применению.

Утвержденная форма, так же как и положение ч.1 комментируемой статьи, позволяет оформить прием работника на работу как в виде приказа, так и в виде распоряжения. При этом отметим, что приказ — это нормативный правовой акт, который касается неопределенного круга лиц, в то время как распоряжение — это индивидуальный правовой акт (ненормативный), который касается конкретного лица, или некоторой группы лиц. На практике чаще всего прием на работу оформляется в форме приказа, в то же время полагаем, что прием на работу касается только одного лица либо нескольких лиц, поэтому по своему характеру он является ненормативным (индивидуальным) актом и более правильным было бы оформлять прием работника на работу распоряжением.

Кроме того, ст. 1 комментируемой статьи содержит условие о том, что содержание документа о приеме на работу (приказа (распоряжения)) должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Исходя из утвержденных форм приказа (распоряжения) о приеме на работу, приказ (распоряжение) содержат такие сведения, как фамилия, имя, отчество работника, наименование структурного подразделения, в котором работник будет работать, тарифная ставка (оклад). Эти условия должны соответствовать тем сведениям и условиям, которые предусмотрены в трудовом договоре, в целях избежания противоречий.

2. В ч.2 комментируемой статьи определен срок, в течение которого приказ (распоряжение) о приеме работника на работу должен быть объявлен работнику. Этот срок составляет три дня со дня фактического начала работы. Обратим внимание, что в данном случае федеральный законодатель предусмотрел при исчислении срока календарные дни, так как в ч.2 комментируемой статьи отсутствует особое указание на рабочие дни.

Таким образом, работодатель с момента фактического допуска работника к работе обязан в течение трех рабочих дней оформить с ним трудовой договор, а также издать в течение трех последующих дней приказ (распоряжение) о приеме на работу и объявить его работнику.

Относительно объявления работнику приказа (распоряжения) о приеме на работу ч.2 комментируемой статьи устанавливает особое требование о том, что такое объявление допускается под роспись работника, которая на практике, как правило, выражается в форме визирования работником приказа (распоряжения) о приеме на работу с указанием на то, что с приказом (распоряжением) работник ознакомлен, подписью и датой ознакомления.

Также ч.2 комментируемой статьи содержит требование о выдаче работнику по его просьбе надлежаще заверенной копии указанного приказа (распоряжения). Полагаем, что требование может быть предъявлено работником как в устной, так и в письменной форме, а заверение копии должно осуществляться согласно общим требованиям к делопроизводству и заверению копий документов в организации (проставление печати, подписи уполномоченного лица и т.д.).

3. Часть 3 комментируемой статьи возлагает на работодателя обязанность по ознакомлению работника с правилами внутреннего трудового распорядка, иными ЛНА, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. Такое ознакомление должно осуществляться при приеме на работу (до подписания трудового договора). Полагаем, что данная оговорка включена федеральным законодателем с той целью, чтобы обеспечить работнику возможность до заключения трудового договора получить информацию об условиях его будущего труда и решить вопрос о том, сможет ли он по состоянию здоровья, личным и семейным обстоятельствам работать в таких условиях.

Ознакомление работника с данными документами, как правило, выражается в виде предъявления ему указанных правовых актов для прочтения. При этом согласно ч.3 комментируемой статьи такое ознакомление осуществляется под роспись работника. В случае согласия с положениями, содержащимися в перечисленных документах, и готовности заключить трудовой договор с учетом этих положений работник должен поставить свою подпись на отдельном листе ознакомления с указанными актами, или на листе ознакомления в отношении каждого правового акта, или на правовом акте в целом, либо подписать трудовой договор, в котором отдельным пунктом указываются сведения о том, что работник с правилами внутреннего трудового распорядка, иными ЛНА, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором ознакомлен.

Другой комментарий к ст. 68 ТК РФ

1. Приказ (распоряжение) оформляет прием лица на работу к конкретному работодателю и является односторонним правовым актом последнего. Однако правообразующим юридическим фактом является вступивший в силу трудовой договор.

Правовое значение приказа (распоряжения) о приеме на работу заключается в том, что на его основании в трудовую книжку работника вносится соответствующая запись (см. ст. 66 ТК и комментарий к ней). Поэтому законодатель особо оговаривает, что содержание приказа (распоряжения) должно соответствовать условиям трудового договора, и он объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня фактического начала работы.

2. Унифицированная форма приказа (распоряжения) о приеме работника на работу утверждена Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 5 января 2004 г. N 1.

3. Поскольку условия труда определяются не только непосредственным соглашением сторон, но и локальными правовыми актами, закон возлагает на работодателя обязанность при приеме лица на работу ознакомить его с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Трудовой кодекс не определяет форму, в которой работодатель должен реализовать обязанность, возложенную на него законом. На практике возможны два варианта ознакомления работника с указанными правовыми актами: 1) перечень актов может содержаться в трудовом договоре; 2) факт ознакомления работника с указанными правовыми актами оформляется отдельным документом, подписываемым работником и прилагаемым к трудовому договору в качестве его части.

Ознакомление лица, заключающего трудовой договор о дистанционной работе, с документами, предусмотренными ч. 3 комментируемой статьи, может осуществляться путем обмена электронными документами (см. ст. 312.1 ТК и комментарий к ней).

Правовое значение ознакомления работника с действующей в организации работодателя системой локальных нормативных актов и коллективным договором заключается в том, что работник соглашается на работу в условиях, устанавливаемых этими актами. В противном случае стороны устанавливают своим соглашением иное правило, которое будет составлять условие трудового договора. Например, фактом ознакомления под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка работник обозначает свое согласие на работу в режиме рабочего времени и времени отдыха, определенном работодателем в указанных правилах; в случае же если существует необходимость в установлении иного режима труда и отдыха, он будет согласован сторонами в качестве условия трудового договора, "обязательного для включения в трудовой договор" (см. ст. 57 ТК и комментарий к ней).

4. Издание приказа (распоряжения) о приеме на работу согласно комментируемой статье является обязательным для работодателя.

Однако существуют случаи, когда издание такого приказа (распоряжения) не требуется. К таким случаям относятся: прием на работу работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем; прием на работу руководителя организации, избираемого на должность в порядке, определяемом уставом организации. В последнем случае в трудовую книжку руководителя вносится запись с указанием даты и номера протокола собрания членов (акционеров), избравшего данное лицо на должность.

Консультации и комментарии юристов по ст 68 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 68 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Категории работодателей

Работодатель — юридическое лицо (организация). Согласно гражданскому законодательству юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК РФ). Трудовое законодательство исходит из того, что как коммерческие, так и некоммерческие организации могут выступать в качестве работодателей.

К коммерческим организациям относятся тс, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, т.е., по сути, тс, которые занимаются предпринимательской деятельностью, к некоммерческим — тс, которые основной целью своей деятельности извлечение прибыли не ставят, однако тоже могут заниматься предпринимательством, т.е.

совершать все коммерческие сделки, вступать в разного рода хозяйственные отношения. При этом деятельность некоммерческих организаций хотя и разрешена законодательно, однако должна осуществляться в точном соответствии с законом, при соблюдении определенных правил и ограничений. Однако эти законодательные ограничения никак не влияют на трудовые отношения, в которые вступают эти организации со своими работниками. Если не учитывать некоторых особенностей, которыми характеризуется труд в некоторых некоммерческих организациях (работа в религиозных организациях), а также особый статус членов одной из разновидностей некоммерческих организаций (профессиональные союзы), трудовые отношения работников с их работодателями — некоммерческими организациями ничем не отличаются от тех, в которые вступают работодатели — коммерческие организации со своими работниками.

Однако в данном случае речь идет о российских организациях. Возникает вопрос: может ли иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации, являться субъектом российских трудовых отношений?

Правила приема на работу и его документальное оформление

Законодатель не предусматривает никаких ограничений для организаций с иностранной составляющей, зарегистрированных и действующих на территории России, поэтому они вполне могут представлять собой российских работодателей в том случае, сети заключают трудовые договоры с российскими гражданами.

Трудовой кодекс в качестве работодателей называет только юридических лиц, а это означает, что их филиалы и представительства не могут быть работодателями (ст. 20 ТК РФ). Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом юридическим лицом, их создавшим, и действуют на основании утвержденных им положений, а их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (ст. 55 ГК РФ). Положением о филиале (представительстве) может быть предоставлено право руководителю филиала представительства осуществлять прием на работу и увольнять работников. Однако и в этом случае работодателем (стороной трудового договора) филиал или представительство не являются, им является юридическое лицо, от имени которого руководитель филиала, представительства заключает трудовые договоры. Филиал (представительство) является лишь местом работы.

В некоторых случаях, которые специально предусмотрены федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Так, в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, указом Президента РФ может предусматриваться мобилизация трудоспособного населения для проведения указанных работ (ст. 13 Закона о чрезвычайном положении). В данном случае работодателем выступит государство в лице Президента РФ.

Среди работодателей — физических лиц выделяют две категории.

1. Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке в качестве таковых и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В эту категорию входят также:

  • частные нотариусы;
  • адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
  • иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности.

Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных на них ТК РФ.

2. Физические лица, не имеющие особого зарегистрированного статуса и не осуществляющие хозяйственной деятельности при помощи тех, с кем они заключают трудовые договоры. Трудовые отношения с работниками у таких лиц возникают в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (домработница, садовник, няня и т.п.).

Для вступления в трудовые отношения в качестве работодателей физические лица должны обладать гражданской дееспособностью. По общему правилу заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, т.е. достигшие совершеннолетия (п. 1 ст. 21 ГК РФ). Однако гражданская дееспособность в некоторых случаях наступает и до наступления 18-летнего возраста, например в процессе эмансипации (п. 2 ст. 21, ст. 27 ГК РФ). То есть некоторые категории несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (в данном случае речь не идет о приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме) также могут стать работодателями и заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов, но при условии получения письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей) (ст. 20 ТК РФ).

Работодателями в некоторых случаях могут выступать и лица, ограниченные судом в дееспособности и даже признанные судом недееспособными. Так, физические лица, достигшие возраста 18 лет, но ограниченные судом в дееспособности, могут заключать трудовые договоры в качестве работодателей при следующих условиях:

  • если они имеют самостоятельный доход;
  • если имеется письменное согласие попечителей;
  • если трудовой договор заключается с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

Лица, признанные судом недееспособными, вступают в трудовые отношения в качестве работодателей при следующих условиях:

  • они должны иметь самостоятельный доход;
  • трудовой договор должен заключаться с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства
  • от имени таких лиц договоры заключают их опекуны.