Обособленное подразделение НДФЛ

Содержание

Письмо Министерства финансов РФ
№03-04-06/21479 от 07.04.2017

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 650 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.

Пунктом 1 статьи 651 Гражданского кодекса установлено, что договор аренды здания или сооружения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса).

При этом договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (пункт 2 статьи 651 Гражданского кодекса).

Таким образом, дополнительное соглашение, изменяющее условие договора аренды недвижимого имущества, подлежит государственной регистрации. Последствия отсутствия регистрации дополнительного соглашения в отношении такого соглашения идентичны последствиям отсутствия регистрации основного договора.

Согласно пункту 1 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Куда оплата ндфл по обособленному подразделению в 2018 году москве

В соответствии с пунктом 7 статьи 226 Кодекса совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен указанным пунктом.

Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 226 Кодекса установлено, что налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

При этом абзацем третьим указанного пункта статьи 226 Кодекса установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

Если основной договор аренды недвижимого имущества с арендодателем — физическим лицом первоначально подписан уполномоченным лицом первого обособленного подразделения, а дополнительное соглашение, изменяющее условия договора аренды, в дальнейшем подписано уполномоченным лицом второго обособленного подразделения, то в случае тождественности правил, распространяющихся на основной договор и дополнительное соглашение, установленных Гражданским кодексом, сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных доходов, подлежит перечислению в бюджет по месту нахождения второго обособленного подразделения.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента В.А.ПРОКАЕВ

Комментарий эксперта

НДФЛ по обособленному подразделению – куда платить?

Уплата НДФЛ организацией с обособленными подразделениями

Российские организации признаются налоговыми агентами по НДФЛ, одной из обязанностей которых является правильность и своевременность исчисления и удержания у налогоплательщиков — физических лиц указанного налога и перечисление его в бюджет. Рассмотрим, как эту обязанность должны выполнять организации, имеющие обособленные подразделения.

Справка. Обособленное подразделение

Определение обособленного подразделения приведено в п. 2 ст.

Как правильно платить НДФЛ при наличии обособленных подразделений

11 НК РФ. Так, обособленным считается подразделение, если оно территориально отделено от организации и по его месту нахождения оборудованы стационарные рабочие места.

Признание подразделения организации обособленным производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах данной организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет другой налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. При этом рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Под оборудованностью стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Это следует из Постановлений ФАС Московского округа от 30.07.2004 N КА-А41/6389-04, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А и от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А.

Если сотрудниками организации выполняется работа на основании трудового договора и при этом для них не созданы стационарные рабочие места, то оснований для постановки на учет в налоговых органах организации по месту выполнения такой работы не возникает (Письмо Минфина России от 03.11.2009 N 03-02-07/1-493).

Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны уплачивать исчисленные и удержанные суммы НДФЛ как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения (абз. 2 п. 7 ст. 226 НК РФ).

Сумма НДФЛ, перечисляемая в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы налогооблагаемого дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений (абз. 3 п. 7 ст. 226 НК РФ). Поэтому если сотрудник организации в течение месяца работает в нескольких обособленных подразделениях, то НДФЛ с его доходов головная организация исчисляет и уплачивает в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого обособленного подразделения исходя из продолжительности времени в налоговом периоде, отработанного в них налогоплательщиком. В случае когда обособленное подразделение зарегистрировано в середине месяца, головная организация уплачивает в бюджет НДФЛ по месту учета обособленного подразделения пропорционально доле дохода, начисленного сотруднику за время его работы в данном подразделении.

Допустим, сотрудник в течение месяца работает и в обособленном подразделении, и в головной организации, тогда НДФЛ с его доходов уплачивается и по месту нахождения обособленного подразделения, и по месту нахождения головной организации — исходя из отработанного в них периода времени.

Обособленные подразделения организации могут иметь, а могут и не иметь отдельный баланс и расчетный счет. Рассмотрим, как организации следует уплачивать НДФЛ в каждом случае.

Обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс и не имеет расчетного счета

В подобной ситуации головная организация должна вести учет доходов, полученных от нее физическими лицами, отдельно по головной организации и отдельно по обособленному подразделению. Кроме того, головная организация обязана уплачивать исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц с доходов работников как по месту своего учета, так и по месту учета обособленных подразделений. При этом необходимо оформлять отдельные платежные поручения по каждому обособленному подразделению с указанием в них КПП, присвоенного подразделениям при постановке на учет, а также соответствующего кода ОКАТО <1> муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ.

<1> Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) утвержден Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413.

Головная организация вправе перечислить суммы НДФЛ, удержанного с доходов работников обособленных структурных подразделений, расположенных на территории одного муниципального образования, одним платежным поручением, если эти обособленные подразделения зарегистрированы в одном налоговом органе и имеют один и тот же КПП <2>.

<2> Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 03.07.2009 N 03-04-06-01/153.

Таким образом, начислением и выплатой доходов работникам обособленного подразделения, которое не имеет отдельного баланса и расчетного счета, занимается головная организация. Она же должна отчитаться о доходах, полученных указанными работниками, представив в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения соответствующие сведения.

Рассмотренный выше порядок уплаты НДФЛ применим в случаях, когда обособленные подразделения не выделены на отдельный баланс и не имеют расчетного счета. Что происходит, если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет расчетный счет и исполняет обязанности налогового агента?

Обособленное подразделение выделено на отдельный баланс и имеет расчетный счет

Обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс, может исполнять обязанности юридического лица как налогового агента по начислению и выплате доходов работникам подразделения, исчислению и удержанию с производимых выплат НДФЛ, а также по перечислению налога в бюджет. Кроме отдельного баланса, подразделение должно иметь расчетный счет и осуществлять выплаты в пользу физических лиц. Руководству головной организации также следует назначить руководителя обособленного подразделения своим уполномоченным представителем. Таким образом, руководителю обособленного подразделения выдается доверенность на представление интересов юридического лица в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения <3>.

<3> Письмо Минфина России от 16.01.2007 N 03-04-06-01/2.

Примечание. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (ст. 19 НК РФ).

В соответствии с положениями ст. 230 НК РФ рассматриваемое обособленное подразделение обязано:

  • вести учет доходов, которые оно выплачивает, и сумм налога, которые оно удерживает у физического лица в бюджет;
  • представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога.

Если обособленное подразделение имеет отдельный баланс и расчетный счет, само выплачивает доходы работникам, удерживает с них НДФЛ и уплачивает его в бюджет, то оно самостоятельно представляет сведения о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога в налоговый орган по месту своего учета. В данном случае повторно представлять те же сведения в налоговый орган по месту учета головной организации не требуется.

Следовательно, суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников обособленного подразделения, должны быть уплачены в бюджет по месту учета соответствующего обособленного подразделения независимо от того, имеет оно отдельный баланс или нет.

Обособленные подразделения расположены в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам

В п. 1 ст. 83 НК РФ предусмотрено следующее. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения, если она не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом.

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из них. Причем данное подразделение организация выбирает самостоятельно (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Из сказанного выше можно сделать следующие выводы.

Вывод первый. Итак, организация имеет несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Поэтому она встает на учет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, выбранного ею. Основание — п. 4 ст. 83 НК РФ. В данном случае НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании, должен быть перечислен в бюджет по месту учета названного обособленного подразделения.

Вывод второй. Организация встает на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Тогда суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников таких обособленных подразделений, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого обособленного подразделения исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, исчисляемого и выплачиваемого работникам этих подразделений <4>.

<4> Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 15.03.2010 N 03-04-06/3-33.

Если исчисленную сумму НДФЛ удержать невозможно

Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Бывает, что доход, подлежащий обложению НДФЛ у налогового агента, налогоплательщик получил, например, в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде ему не производилось. В этом случае налоговый агент не может удержать НДФЛ у такого налогоплательщика <5>. Однако налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога. Основание — пп. 2 п. 3 ст. 24 и п. 5 ст. 226 НК РФ. Указанное положение действует с 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ). Напомним, что до 2010 г. налоговые агенты сообщали о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика только в налоговый орган в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств.

<5> Постановление ФАС Уральского округа от 10.06.2009 N Ф09-3923/09-С2 по делу N А47-3113/2008-АС-32.

Вместе с тем остался прежним порядок уведомления налогового органа в отношении доходов по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок о невозможности удержать исчисленную сумму НДФЛ. Так, согласно п. 18 ст. 214.1 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога (полностью или частично) налоговый агент (брокер, доверительный управляющий, лицо, совершающее операции по договору поручения, договору комиссии, агентскому договору в пользу налогоплательщика, иное лицо, признаваемое налоговым агентом в соответствии с Налоговым кодексом) в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Уплата налога в этом случае производится в соответствии со ст. 228 НК РФ.

Обязанность налогового агента сообщать в налоговый орган в письменном виде о невозможности удержать НДФЛ у налогоплательщика и сумме налога обусловлена необходимостью наличия в налоговом органе по месту жительства физического лица доказательной базы для обеспечения процедуры взыскания с налогоплательщика НДФЛ, не удержанного налоговым агентом.

Примечание. Обязанность представления сведений о доходах физических лиц напрямую связана с обязанностью уплачивать НДФЛ по месту учета налогового агента в налоговом органе. То есть сведения о доходах работников обособленных подразделений подаются в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (в тот налоговый орган, в который производится перечисление НДФЛ).

Форма сообщения и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Однако в настоящее время специальной формы для представления таких сведений пока нет.

Вместе с тем в п. 3 Приказа ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ <6> налоговым агентам при направлении в налоговые органы указанных сведений рекомендовано использовать форму 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20___ год", утвержденную упомянутым Приказом.

<6> Действует в редакции изменений и дополнений, утвержденных Приказами ФНС России от 20.12.2007 N ММ-3-04/689@, от 30.12.2008 N ММ-3-3/694@ и от 22.12.2009 N ММ-7-3/708@.

Представление сведений в налоговый орган о невозможности удержать с физического лица исчисленную сумму налога не освобождает налогового агента от обязанности представлять сведения по форме 2-НДФЛ в отношении данного физического лица и по итогам налогового периода в порядке, установленном п. 2 ст. 230 НК РФ. Напомним, что согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Примечание. Налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год (ст. 216 НК РФ).

Пример. ООО "Альфа" в марте 2010 г. выдало грузчику А.А. Петрову доход в натуральной форме. До окончания года общество не производило денежных выплат указанному работнику.

Поскольку доход выдан только в натуральной форме, то у ООО "Альфа" отсутствует возможность удержать НДФЛ с доходов, полученных А.А. Петровым. Следовательно, организация до 31 января 2011 г. должна сообщить в письменном виде в налоговый орган по месту учета, а также налогоплательщику о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога.

Кроме того, сведения о доходах А.А. Петрова по форме 2-НДФЛ ООО "Альфа" обязано направить в налоговый орган по месту учета не позднее 1 апреля 2011 г. Тогда общество как налоговый агент выполнит обязанности в отношении представления сведений о доходах физических лиц.

Ж.В.Кузьмина

Эксперт журнала

"Российский налоговый курьер"

НДФЛ ПРИ НАЛИЧИИ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Обособленное подразделение в городе москве

Как известно, организации, которые ведут свою деятельность через обособленные подразделения, должны осуществлять их постановку на учет в налоговых органах по месту нахождения. В настоящее время однозначной позиции о постановке на учет в налоговый орган обособленных подразделений по г. Москве, если головная организация также расположена в Москве, нет. Как же быть налогоплательщикам?

Напомним, что последним разъяснением Минфина о вопросе постановки на учет обособленных подразделений в г. Москве является Письмо Минфина России от 18 октября 2005 г. N 03-02-07/1-269 "О порядке уплаты налогов по местонахождению обособленных подразделений". Заметим, что финансисты в указанном Письме сослались на пока еще не вступившую в силу норму п. 4 ст. 65 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Так, в соответствии с указанной нормой территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию, в том числе г. Москве. Однако эта норма вступает в силу только с 1 января 2009 г. Поэтому сейчас законодательно фактически не определена обязанность обособленных подразделений вставать на учет по месту нахождения в г. Москве.

Аналогичная позиция выражена в Письме УФНС по г. Москве от 3 апреля 2007 г. N 09-14/029597. Для организации-налогоплательщика действующим налоговым законодательством предусмотрена только обязанность письменно сообщить по месту нахождения организации о создании обособленного подразделения в случае, если данная организация уже состоит на учете в налоговых органах на территории муниципального образования, на которой создается данное обособленное подразделение.

Последствия непостановки на учет

Напомним, что Москва является городом федерального значения и разделена на внутренние муниципальные образования. Статус же муниципальных образований действующим законодательством Российской Федерации не определен. Фактически все налоги уплачиваются в единый бюджет по Москве. Внутренние муниципальные образования не наделены правом самостоятельно устанавливать налоги. Элементы налогообложения устанавливаются едиными законодательными органами Москвы. Финансируются территориальные административные округа также из бюджета Москвы. Кроме того, территориального признака налогового контроля не применяется. Поэтому по совокупности делаем выводы, что у организации, зарегистрированной в Москве, не возникает обязанности по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения в Москве.

Ответственность за несоблюдение обязанности по постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения установлена ст. 116 "Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе" и ст.

Оплата НДФЛ обособленного подразделения

117 "Уклонение от постановки на учет в налоговом органе" Налогового кодекса. Напомним, что согласно п. 2 ст. 117 Налогового кодекса ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней, но не менее 40 000 руб.

Это важно. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 117 НК РФ).

По отношению к головной организации применение этих норм ограничено следующим: к налоговой ответственности за нарушение срока постановки может привлечь только налоговый орган по месту ведения деятельности организации через обособленное подразделение. Этот срок начинает течь с момента подачи заявления о постановке на учет. Таким образом, до момента подачи заявления факт правонарушения можно установить только во время выездной проверки при проведении таких мероприятий налогового контроля, как осмотр, доступ должностных лиц на территорию налогоплательщика и т.п., в результате которых инспекторы фактически обнаружат ведение деятельности через структурные (обособленные) подразделения.

Если организация через головную организацию уплачивает все налоги в полной мере, то есть не происходит сокрытия доходов или иного искажения (недоначисления) налоговой базы, то возникает следующая ситуация. Вся сумма налога на прибыль, региональных и местных налогов полностью уплачивается головной организацией в бюджет г. Москвы. Именно с этим связаны ограничения по применению ответственности, установленной ст. 117 Налогового кодекса, поскольку санкции рассчитываются исходя из суммы дохода, полученной за ведение деятельности без постановки на учет.

Заметим, что физически исчислить сумму дохода для начисления недоимки и санкций, полученного обособленным подразделением, при проведении выездной налоговой проверки затруднительно. В случае если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс, риски организации существенно снижаются.

Так нужно ли регистрировать обособленное подразделение в Москве?

Как налогоплательщикам, так и самому налоговому органу невыгодно привлечение к ответственности по ст. 117 Налогового кодекса в связи с возникающей переплатой у головной организации и недоимкой у обособленного подразделения, а также трудностями доказывания в суде. На это указывает и судебная практика. В частности, в пользу налогоплательщиков вынесено Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31 июля 2001 г. N А56-8711/01. В данном Постановлении указано, что налоговый орган может осуществлять налоговый контроль по основному месту нахождения компании, поэтому ответственность по ст. 117 Налогового кодекса не применяется.

В данной ситуации есть два варианта. Если организация не хочет лишний раз связываться с налоговиками и спорить о вопросе постановки на учет обособленного подразделения, то она встает на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения. Либо фирма не регистрирует обособленные подразделения.

В заключение делаем вывод о том, что пока не вступил в силу п. 4 ст. 65 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающий порядок ведения учета налогоплательщиков по территориальному признаку по каждому муниципальному образованию, вставать на учет по месту нахождения обособленных подразделений необязательно.

А.Горбачева

Ведущий налоговый консультант

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Обособленные подразделения: уплата НДФЛ

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ в бюджет. Данная норма распространяется и на те организации, которые имеют в своем составе обособленные подразделения.

Несколько слов об обособленном подразделении

В Гражданском кодексе в качестве обособленных подразделений названы представительства и филиалы. В частности, в ст. 55 ГК РФ дано следующее определение: представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал тоже обособлен от юридического лица, находится вне места его расположения, осуществляет его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений. В учредительных документах юрлица в обязательном порядке должно быть указание на их существование.

Что такое обособленное подразделение в свете налогового законодательства? Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным признается подразделение, которое территориально отделено (обособлено) от организации и по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. При этом подразделение считается созданным, даже если это не отражено в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации.

Об обязанностях организации, имеющей обособленное подразделение

Организация, имеющая в своем составе обособленные подразделения, должна выполнять обязанности, предусмотренные в отношении ее налоговым законодательством.

Постановка на учет в налоговом органе

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если данная организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ (ст. 83).

В соответствии с законодательством РФ места нахождения организации, ее обособленных подразделений в виде филиалов и представительств определяются через соответствующие адреса. Одним из идентифицирующих признаков обособленного подразделения организации, не являющегося филиалом или представительством, также признается адрес, по которому эта организация осуществляет деятельность, отличающуюся от адреса (места нахождения) самой организации.

На практике часто возникает вопрос: если у обособленного подразделения сменился адрес, каков в этом случае порядок постановки на учет организации в налоговом органе?

К сожалению, ни налоговым, ни гражданским законодательством не определено, что понимается под изменением места нахождения обособленного подразделения организации, а также не установлен порядок учета в налоговых органах обособленных подразделений организации в связи с изменением мест их нахождения. С этим согласилось и выразило аналогичную точку зрения финансовое ведомство в своих последних Письмах от 08.05.2009 N 03-02-07/1-236, от 11.06.2009 N 03-02-07/1-309. В них Минфин, в частности, указал, что в настоящее время им при участии ФНС разработан проект приказа об утверждении порядка постановки на учет организаций по месту нахождения их обособленных подразделений. В нем, в частности, предусматривается возможность постановки на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее филиалов (представительств) на основании заявления о постановке на учет, которое подается организацией в регистрирующий налоговый орган одновременно с представлением заявления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица в отношении соответствующего филиала (представительства). Далее Минфин заверил, что основным направлением налоговой политики предполагается усовершенствование порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц. При этом предлагается упростить существующий порядок учета в налоговых органах организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.

Волнует читателей и другой вопрос, тоже связанный с постановкой на учет в налоговых органах.

Возникает ли у организации обязанность постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения работника, если работник выполняет свою трудовую функцию в другом регионе (находится в командировке), при этом стационарное рабочее место для него не организовывается, обособленное подразделение не открывается?

Как было отмечено выше, для целей налогового законодательства согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Однако, как указал Минфин в Письме от 10.04.2009 N 03-02-07/1-176, ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В решениях арбитражных судов, в частности в Постановлениях ФАС МО от 30.07.2004 N КА-А41/6389-04, ФАС СКО от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А, от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А, отмечается, что под оборудованностью стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения. В случае если организация направляет своих сотрудников в служебную командировку для выполнения работ без создания стационарных рабочих мест, обязанность по постановке на учет в налоговых органах по месту выполнения таких работ не возникает.

Удержание и уплата НДФЛ

Пунктом 7 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего обложению НДФЛ, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений. Данные нормы распространяются и на доходы физических лиц, полученные ими не только вследствие трудовой деятельности, но и по иным основаниям, например по договорам подряда, аренды, авторским договорам. Об этом Минфином были даны соответствующие разъяснения в Письмах от 20.11.2008 N 03-02-07/1-469, от 22.06.2005 N 03-05-01-04/198.

На практике возможны несколько вариантов получения доходов, связанных с обособленным подразделением организации:

  1. работники трудятся по месту нахождения обособленного подразделения;
  2. работники трудятся в головной организации, но доход выплачивается по месту нахождения обособленного подразделения;
  3. работники трудятся в нескольких обособленных подразделениях;
  4. работники трудятся в обособленном подразделении, которое зарегистрировано в середине месяца.

В первом случае все понятно: те суммы НДФЛ, которые исчислены и удержаны по месту нахождения обособленного подразделения, должны быть перечислены в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения. Об этом в очередной раз напоминает Минфин в Письме от 05.06.2009 N 03-04-06-01/127, аналогичные разъяснения были даны и в более ранних Письмах от 19.05.2006 N 03-05-01-04/129, от 16.09.2003 N 04-04-06/172.

Во втором случае если работники заключили договор с головной организацией и находятся в ее штате, однако трудятся по месту нахождения обособленного подразделения, то НДФЛ с их доходов нужно уплатить по месту нахождения обособленного подразделения (Письмо Минфина России от 29.06.2006 N 03-05-01-04/194).

В третьем случае если работники в течение месяца работают в нескольких филиалах (обособленных подразделениях) организации, то НДФЛ с их доходов должен перечисляться в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого филиала с учетом времени, отработанного данным работником в каждом подразделении (Письма Минфина России от 05.06.2009 N 03-04-06-01/128, от 24.01.2008 N 03-04-06-01/16).

В случае, когда обособленное подразделение зарегистрировано в середине месяца, НДФЛ уплачивается в бюджет по месту учета обособленного подразделения пропорционально доле дохода, начисленного за время работы в таком подразделении.

Ндфл обособленного подразделения куда платить 2018

Данное разъяснение содержится в Письме УФНС по г. Москве от 26.12.2007 N 28-11/124267.

Зависит ли порядок уплаты НДФЛ от наличия расчетного счета, отдельного баланса у обособленного подразделения?

Ответим сразу, что порядок уплаты НДФЛ находится в зависимости от того, имеет обособленное подразделение расчетный счет и отдельный баланс или нет.

В более раннем Письме ФНС России от 13.03.2006 N 04-1-03/132 "О налогообложении доходов физических лиц" разъяснялось, что если обособленные подразделения не имеют отдельного баланса и расчетного счета, то с доходов работников обособленных подразделений удержание НДФЛ должна осуществлять головная организация, перечисление налога осуществляется по месту нахождения данных обособленных подразделений. Одновременно с этим головная организация должна вести учет выплаченных доходов, исчисленного и удержанного налога отдельно по головной организации и обособленному подразделению. Аналогичная точка зрения изложена и в комментируемом Письме Минфина России от 05.06.2009 N 03-04-06-01/127.

Если все перечисленное у обособленного подразделения имеется, то налог уплачивается обособленным подразделением самостоятельно в обычном порядке. Минфином в Письме от 16.01.2007 N 03-04-06-01/2 в дополнение к сказанному было сообщено следующее: если обособленное подразделение организации производит выплату дохода своим сотрудникам, а его руководитель уполномочен юридическим лицом представлять по доверенности интересы юридического лица в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения, то такое обособленное подразделение исполняет обязанности юридического лица как налогового агента в отношении доходов, выплачиваемых обособленным подразделением своим сотрудникам. То есть такое обособленное подразделение обязано исчислять, уплачивать и перечислять в бюджет по месту своего учета налог на доходы физических лиц с доходов своих сотрудников.

М.Р.Зарипова

Эксперт журнала

"Оплата труда:

бухгалтерский учет

и налогообложение"