Образовательный ценз

Образовательный ценз педагогических работников

12Следующая ⇒

Право на занятие педагогической деятельностью

В гл. 52 ТК РФ определяются особенности регулирования труда педагогических работников, т. е. лиц, которые в силу положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации относятся к категории работников, осуществляющих на основе трудовых договоров педагогическую деятельность в образовательных и иных учреждениях, реализующих образовательные программы.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ "Об образовании" ОУ самостоятельно в подборе и расстановке кадров в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом учреждения. В компетенцию ОУ входят вопросы подбора, приема на работу и расстановки кадров, а также ответственность за уровень их квалификации. Согласно ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (далее – типовые положения).

Под образовательным цензом следует понимать требование федерального закона, в соответствии с которым право на занятие педагогической деятельностью предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный уровень образования, подтверждаемый соответствующим документом. Общие требования к образовательному цензу лиц, допускаемых к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, конкретизируются и дополняются требованиями к квалификации работника, в т. ч. к стажу работы, которые содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС). При этом под квалификацией работника следует понимать степень его профессиональной обученности: уровень подготовки; опыт работы; наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретного вида работы.

Значение ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ в Большом юридическом словаре

Квалификация работника устанавливается в виде разряда, категории и др.

Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н утвержден Раздел ЕКС "Квалификационные характеристики должностей работников образования", которые предусматривают не только наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и определенные требования к профилю полученной специальности по образованию. Так, лицо, занимающее должность учителя, должно иметь: либо высшее или среднее профессиональное образование соответствующего уровня по направлению подготовки "Образование и педагогика"; либо высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы. Высшее профессиональное образование в области дефектологии является обязательным для лиц, принимаемых на должности учителя-дефектолога или учителя-логопеда. Педагог дополнительного образования должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, установление образовательного ценза делает обязательным предъявление лицом, претендующим на занятие педагогической деятельностью, документа об образовании, квалификации или о наличии специальных знаний при заключении трудового договора (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Если правила заключения трудового договора были нарушены по вине работника вследствие представления им подложных документов об образовании, то трудовой договор с таким работником расторгается по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

12Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 1462 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Образовательный ценз педагогических работников

12Следующая ⇒

Право на занятие педагогической деятельностью

В гл. 52 ТК РФ определяются особенности регулирования труда педагогических работников, т. е. лиц, которые в силу положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации относятся к категории работников, осуществляющих на основе трудовых договоров педагогическую деятельность в образовательных и иных учреждениях, реализующих образовательные программы.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ "Об образовании" ОУ самостоятельно в подборе и расстановке кадров в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом учреждения. В компетенцию ОУ входят вопросы подбора, приема на работу и расстановки кадров, а также ответственность за уровень их квалификации. Согласно ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (далее – типовые положения).

Под образовательным цензом следует понимать требование федерального закона, в соответствии с которым право на занятие педагогической деятельностью предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный уровень образования, подтверждаемый соответствующим документом. Общие требования к образовательному цензу лиц, допускаемых к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, конкретизируются и дополняются требованиями к квалификации работника, в т. ч. к стажу работы, которые содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС). При этом под квалификацией работника следует понимать степень его профессиональной обученности: уровень подготовки; опыт работы; наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретного вида работы.

Что такое образовательный ценз педагогического работника?

Квалификация работника устанавливается в виде разряда, категории и др.

Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н утвержден Раздел ЕКС "Квалификационные характеристики должностей работников образования", которые предусматривают не только наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и определенные требования к профилю полученной специальности по образованию. Так, лицо, занимающее должность учителя, должно иметь: либо высшее или среднее профессиональное образование соответствующего уровня по направлению подготовки "Образование и педагогика"; либо высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы. Высшее профессиональное образование в области дефектологии является обязательным для лиц, принимаемых на должности учителя-дефектолога или учителя-логопеда. Педагог дополнительного образования должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, установление образовательного ценза делает обязательным предъявление лицом, претендующим на занятие педагогической деятельностью, документа об образовании, квалификации или о наличии специальных знаний при заключении трудового договора (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Если правила заключения трудового договора были нарушены по вине работника вследствие представления им подложных документов об образовании, то трудовой договор с таким работником расторгается по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

12Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 1461 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Автор: Белаенко Надежда Васильевна, воспитатель структурного подразделения № 1064 ГБОУ г. Москвы «Средняя общеобразовательная школа № 436»

Статья 331 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

Этот образовательный ценз установлен в статье 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где указано, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Таким образом, образовательный ценз – это наличие любого (а не только педагогического) среднего профессионального или высшего образования.

Service Temporarily Unavailable

В других законах Российской Федерации есть четкие требования к специальности. Так, ст. 69 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что в медицинской или фармацевтической деятельности допускаются лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование соответственно. 
В ст. 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» еще более четко определено, что судьей может быть лицо, имеющее высшее образование по специальности или направлению подготовки «Юриспруденция».
Однако имеющиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» нормы не означают, что к педагогической деятельности будут допускаться лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование по любой специальности или направлению подготовки. Дело в том, что требования к лицам, осуществляющим ту или иную деятельность устанавливаются еще и в профессиональных стандартах и требованиях. Так, согласно приказу Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» для учителей и воспитателей установлены более конкретные требования: 
1) высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика»;
2)  высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету; 
3)  высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. 
Для второго случая в приказе сделана существенная оговорка: с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности.
В отличие от иных профессий (например, судей, врачей и т.п.) для учителей и воспитателей не установлено ни в законе, ни в профессиональном стандарте требований к опыту работы. Следовательно, даже без какого-либо стажа можно при наличии необходимого образования осуществлять педагогическую деятельность.
Следует также учитывать, что вне зависимости от того, что лицо обладает требуемым образовательным цензом, к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

С 2015 года эти лица и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Образовательный ценз педагогических работников

12Следующая ⇒

Право на занятие педагогической деятельностью

В гл. 52 ТК РФ определяются особенности регулирования труда педагогических работников, т. е. лиц, которые в силу положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации относятся к категории работников, осуществляющих на основе трудовых договоров педагогическую деятельность в образовательных и иных учреждениях, реализующих образовательные программы.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ "Об образовании" ОУ самостоятельно в подборе и расстановке кадров в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом учреждения. В компетенцию ОУ входят вопросы подбора, приема на работу и расстановки кадров, а также ответственность за уровень их квалификации. Согласно ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (далее – типовые положения).

Под образовательным цензом следует понимать требование федерального закона, в соответствии с которым право на занятие педагогической деятельностью предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный уровень образования, подтверждаемый соответствующим документом. Общие требования к образовательному цензу лиц, допускаемых к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, конкретизируются и дополняются требованиями к квалификации работника, в т. ч. к стажу работы, которые содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС). При этом под квалификацией работника следует понимать степень его профессиональной обученности: уровень подготовки; опыт работы; наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретного вида работы. Квалификация работника устанавливается в виде разряда, категории и др.

Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н утвержден Раздел ЕКС "Квалификационные характеристики должностей работников образования", которые предусматривают не только наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и определенные требования к профилю полученной специальности по образованию. Так, лицо, занимающее должность учителя, должно иметь: либо высшее или среднее профессиональное образование соответствующего уровня по направлению подготовки "Образование и педагогика"; либо высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы. Высшее профессиональное образование в области дефектологии является обязательным для лиц, принимаемых на должности учителя-дефектолога или учителя-логопеда. Педагог дополнительного образования должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, установление образовательного ценза делает обязательным предъявление лицом, претендующим на занятие педагогической деятельностью, документа об образовании, квалификации или о наличии специальных знаний при заключении трудового договора (ч. 1 ст.

Образовательный ценз педагогических работников

65 ТК РФ). Если правила заключения трудового договора были нарушены по вине работника вследствие представления им подложных документов об образовании, то трудовой договор с таким работником расторгается по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

12Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 1460 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте: