Общедомовая электроэнергия норматив

Электричество всегда являлось одним из самых дорогих видов коммунальных ресурсов, а его точный учет нередко сопряжен с множеством трудностей из-за регулярных потерь в сетях и невозможности оперативно выявить источники потерь. Именно поэтому сегодня как для управляющих компаний, так и для жильцов многоквартирных домов, особенно актуален вопрос, как рассчитывается ОДН за электроэнергию.

Что из себя представляет ОДН по электроэнергии

Ежедневно в дом, который подключен к электросети, поступает определенный объем электроэнергии от ресурсной организации. Часть электроэнергии потребляется жильцами дома, это называется индивидуальным потреблением. Другая его часть уходит на обслуживание общих домовых территорий, которые не оснащены такими же индивидуальными приборами учета, как квартиры, а потому фиксируются только общедомовым счетчиком. Этот вид потребления так и называют — общедомовым.

ОДН — сокращение от термина «общедомовые нужды». Это тот объем ресурса, который потребляется с целью обслуживания общих территорий дома.

Что входит в ОДН по электроэнергии

Многие жильцы, видя в ежемесячных квитанциях на оплату строчку ОДН за электроэнергию, думают, что это оплата за лампочки в подъездах. В действительности область применения электроэнергии на общедомовые нужды гораздо шире.

В многоквартирном доме электроэнергия используется как на содержание подъездов, так и на обслуживание остальных территорий, относящих к дому.

  • функционирование лифтов;
  • работа домофонов;
  • видеонаблюдение;
  • освещение в подъезде и возле дома;
  • поддержание противопожарных систем и других сигнализаций.

При этом к общедомовым территориям относятся не только внутренние пространства здания, но и внешняя территория, на которой может располагаться шлагбаум автостоянки, электронная калитка, а также охранные постройки.

Плата за ОДН по электроэнергии

Оплата ОДН за электроэнергию производится собственниками жилого дома. Такой порядок оплаты прописан в Постановлении Правительства №354.

Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее — коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354

Как следует из Постановления, оплата собственниками за общедомовые нужды производится независимо от того, какая форма управления была выбрана в многоквартирном доме. Поэтому ежемесячно управляющие компании многоквартирных домов рассчитывают объем ресурса, который был потрачен на общедомовые нужды, и включает соответствующую графу в квитанции жильцов.

Как рассчитать ОДН за электричество

ОДН на электроэнергию рассчитывается в соответствии с тарифами и нормативами, утвержденными областным правительством для каждого региона. Однако, несмотря на разницу в тарифах, формула расчета ОДН по электроэнергии на сегодняшний день едина для всех.

1. В первую очередь для расчета ОДН снимаются показания общедомового счетчика. Общедомовой счетчик фиксирует, сколько всего электроэнергии было поставлено в дом за отчетный период.

Для примера представим, что общедомовой счетчик показал, что за текущий расчетный период домом было потреблено 5 500 кВт⋅ч. Это общая сумма потребления, которая включает как индивидуальное потребление жильцами, так и потребление на общедомовые нужды.

2. После того, как показания общедомового счетчика сняты, они сравниваются с показаниями индивидуальных приборов учета. Для этого суммируются все показания, которые были сданы жильцами дома. Обычно период сбора показаний за электроэнергию — с 23-го по 25-е число каждого месяца. Ограничение в датах сдачи показаний нужно для того, чтобы показания снимались максимально единовременно, что снижает расхождения при сведении баланса по дому.

Допустим, что сумма всех ИПУ составила 4 500 кВт⋅ч. Это тот объем электроэнергии, который был потреблен жильцами квартир в личных целях.

Стоит отметить, что на сегодняшний день сбор показаний с жильцов встречается все реже в результате его крайней неэффективности и невозможность исключить «человеческий фактор». Судите сами:

  • Жильцы не всегда сдают показания. Кто-то забывает, а кто-то уезжает в отпуск или командировку, и физически не имеет доступа к счетчику. В результате собрать показания со 100% жильцов просто невозможно.
  • Показания передаются с ошибками. Кого-то подводит зрение, кого-то — внимательность, а у кого-то просто неразборчивый почерк. Поэтому при сборе показаний с жильцов часть показаний, на основании которых совершается расчет оплаты ОДН, всегда ошибочна. Не говоря уже о том, что недобросовестные жильцы могут осознанно занижать показания своих приборов учета.
  • На обработку всех показаний, которые поступили от жильцов, уходят целые часы, а то и дни — в зависимости от того, сколько домов и квартир обслуживает управляющая компания. В свете количества дел, которые требуют внимания управляющих компаний, такой расход времени на обработку показаний просто нерационален.

Существует еще целый ряд причин, почему «ручной» сбор показаний все увереннее уходит в прошлое, уступая место автоматизированному сбору показаний электроэнергии, который позволяет свести баланс по всему дому за 15 минут со 100% точностью.

3. После того, как показания ИПУ жильцов собраны и суммированы, полученная сумма вычитается из общедомовых показаний. Это дает понять, сколько из общего объема потребления было потрачено жильцами, а сколько ушло на обслуживание общедомовой территории.

5 500 кВт⋅ч — 4 500 кВт⋅ч = 1 000 кВт⋅ч. 1 000 кВт⋅ч — это и есть объем электроэнергии, который был потрачен на общедомовые нужды за отчетный период.

4. Для того, чтобы распределить полученный ОДН по квитанциям собственников, нужно вычислить, какой объем общедомового расхода будет оплачиваться каждым конкретным собственником. Такой объем считается на основании площади, которую занимает собственник. Поэтому для начала рассчитывается отношение одной единицы ОДН (в случае с электроэнергией это 1 кВт⋅ч) на 1 м² жилой площади.

К примеру, жилая площадь многоквартирного дома составляет 5 600 м². Для того, чтобы рассчитать объем ОДН на 1 м², разделим весь объем ОДН в 1 000 кВт⋅ч на всю жилую площадь дома. 1 000 кВт⋅ч / 5 600 м² = 0,178 кВт⋅ч, именно такой объем ОДН приходится на 1 м² жилого помещения.

5. Имея информацию, какой объем ОДН приходится на 1 м² жилого помещения, можно рассчитать, какой объем ОДН будет оплачен каждым конкретным собственником.

Если квартира собственника имеет площадь 35 м², то умножив объем ОДН за 1 м² на эту площадь, получим 6,230 кВт⋅ч. Это тот объем ОДН, который будет оплачен собственником с квартирой площадью 35 м².

6. Оплата ОДН рассчитывается в соответствии с нормативами, утвержденными в городе или регионе.

В случае, если тариф за электроэнергию равен 5 руб./кВт⋅ч, то, умножив 6,230 кВт⋅ч на 5 руб., получим 31 руб. 15 коп. Это сумма ОДН, которую оплатит собственник с квартирой 35 м².

Приведенная формула расчета ОДН по электроэнергии будет актуальна, если в доме установлен общедомовой прибор учета. Если общедомового счетчика не установлено, ОДН оплачивается по нормативам с применением повышающих коэффициентов.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и тепловой энергии (при наличии технической возможности установки таких приборов учета), плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354

Как снизить ОДН по электроэнергии

Формула расчета ОДН по электроэнергии очень простая, но на практике именно эта строчка коммунальных услуг в ежемесячных платежках нередко становится причиной конфликтов управляющих компаний и жильцов.

Часто размер ОДН оказывается завышен. И если в норме размер ОДН за электроэнергию не должен превышать нескольких процентов от общего расхода ресурса, то в некоторых домах его объем доходит до 30%.

Для снижения ОДН по электроэнергии необходимо выявить его причины. Как правило, это комплексная проблема, уходящая корнями в разные сферы работы управляющей компании. Такие как исправность индивидуальных приборов учета, качество системы проводки в целом по дому и добросовестность жильцов.

Таким образом, чтобы уменьшить ОДН по электроэнергии важно системно устранить все слабые места, приводящие к нецелевым расходам или потерям ресурса.

«СТРИЖ» разработал решение, позволяющее в считанные дни выявить и устранить основные причины ОДН, сведя его к минимуму.

Хотите снизить ОДН
в многоквартирном доме?

Порядок расчета объемов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с 01 января 2013 года

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности (ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 40 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату:

  • за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении;
  • и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды).

Правила № 354 существенно изменили принцип распределения платы за общедомовые нужды. По ранее действовавшим правилам (постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307) плата за общедомовые нужды находилась в прямой зависимости от значений индивидуального прибора учета и распределялась пропорционально показаниям индивидуального прибора учета. Согласно Правилам № 354 плата за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, распределяется пропорционального общей площади жилого помещения, принадлежащего каждому потребителю.

Законодатель предусмотрел только два способа определения объемов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды за расчетный месяц (месяц):

  • Если установлен общедомовой прибор учета, объем потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды определяется — из общего объема коммунальной услуги, потребленного всем многоквартирным домом (показания общедомового прибора учета) вычитают объем коммунальной услуги, потребленный в жилых помещениях (определяется по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета или по нормативам потребления) и вычитают объем коммунальной услуги, потребленный в нежилых помещениях (в случае, если в доме есть магазин или офис, подключенные к общедомовому прибору учета) и получается тот остаток коммунального ресурса, который потрачен на общедомовые нужды. Полученный остаток распределяется между потребителями пропорционально общей площади принадлежащего помещения – это и будет личной частью общедомового потребления.
  • Если общедомовой прибор учета не установлен, объем потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды определяется — как произведение установленного норматива потребления соответствующей коммунальной услуги на общедомовые нужды и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (места общего пользования). Далее полученный объем распределяется между потребителями пропорционально общей площади принадлежащего помещения – это и будет личной частью общедомового потребления.

Следует отметить, что начисление платы за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды осуществляется независимо от наличия индивидуальных приборов учета.

Если дом оборудован общедомовыми приборами учета, объем потребления на общедомовые нужды рассчитывается, исходя из фактического потребления домом коммунальных услуг. Расход на общедомовые нужды будет стремиться к минимальному значению. Если дом не оборудован общедомовыми приборами учета, объем общедомовых нужд будет всегда одинаковым, рассчитанным по нормативам потребления.

Платежами за общедомовые нужды можно и нужно управлять в комплексе:

  • оборудовать индивидуальными приборами учета максимальное количество жилых помещений в многоквартирном доме;
  • своевременно и корректно передавать показания индивидуальных приборов учета;
  • не допускать использование коммунальных ресурсов в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, количеством людей большим, чем зарегистрировано в таких помещениях;
  • исключить преднамеренное вмешательство внутри жилого помещения в работу индивидуального прибора учета;
  • не допускать несанкционированных безучетных подключений к внутридомовым сетям;
  • своевременно устранять утечки в жилых помещениях, которые не оборудованы индивидуальными приборами учета;
  • обеспечить исправность, своевременное обслуживание и замену индивидуальных приборов учета.

Нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные Департаментом по тарифам Новосибирской области на 2020 год

Согласно формуле 4 (1) Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ № 354, далее — Правила) к нормативным начислениям по коммунальным ресурсам в жилом помещении, где отсутствует индивидуальный прибор учета соответствующего коммунального ресурса, применяется повышающий коэффициент в размере 1,5. При этом согласно п. 69 (г(1)) Правил в платежном документе размер повышающего коэффициента указывается отдельно от нормативного объема коммунальной услуги.
В своем письме от 2 сентября 2016 г. № 28483-АЧ/04 Минстрой РФ разъясняет, что повышающие коэффициенты, указанные в расчетных формулах определения размера платы за коммунальные услуги, не увеличивают объем предоставленных коммунальных услуг.
Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт, подтверждающий отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета — начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт. Форма акта обследования на предмет установления наличия технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минрегиона России № 627 от 29 декабря 2011 года.

Электроэнергия

Нормативы потребления электроэнергии, кВт ч. в месяц на 1 человека
в жилых помещениях многоквартирных домов, оборудованных электроплитами

Количество комнат в жилом помещении Норматив, кВт·ч в месяц на 1 человека
Количество человек, проживающих в жилом помещении
1 чел. 2 чел. 3 чел. 4 чел. 5 и более чел.
Без учета повышающего коэффициента
1 156 97 75 61 53
2 184 114 88 72 62
3 201 125 96 78 68
4 и более 213 132 102 83 73
С учетом повышающего коэффициента (1,5)
1 234 146 113 92 80
2 276 171 132 108 93
3 302 188 144 117 102
4 и более 320 198 153 125 110

Нормативы потребления электроэнергии утверждены приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 15.08.2012 № 168-ЭЭ.
Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме
кВт ч. в месяц на 1 м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества

Категория многоквартирных домов Норматив потребления
Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, оборудованные:
осветительными установками внутри здания МКД и над подъездами, за исключением чердаков, технических этажей, техподполий и подвалов, оснащенными:
энергосберегающими лампами 0,222
лампами накаливания 0,728
осветительными установками на чердаке, техническом этаже, оснащенными:
энергосберегающими лампами 0,003
лампами накаливания 0,006
осветительными установками в техподполье, подвале, оснащенными:
энергосберегающими лампами 0,016
лампами накаливания 0,054
осветительными установками, освещающими дворовые участки, расположенные на фасаде МКД («кобры» и др.), оснащенными:
энергосберегающими лампами 0,045
лампами накаливания 0,151
осветительными установками, расположенными на территории дворовых участков МКД (фонари на столбах и др.), оснащенными:
энергосберегающими лампами 0,026
лампами накаливания 0,058
насосами систем горячего и (или) холодного водоснабжения 0,81
насосами систем отопления 0,427
автоматическими запирающими устройствами 0,029
усилителями телеантенн коллективного пользования 0,018
системами противопожарной автоматики и дымоудаления 0,055
общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов 0,009
Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, оборудованные:
осветительными приборами внутри здания МКД и над подъездами, за исключением чердаков, технических этажей, техподполий и подвалов, оснащенными:
энергосберегающими лампами 0,222
лампами накаливания 0,728
осветительными приборами на чердаке, техническом этаже, оснащенными:
энергосберегающими лампами 0,001
лампами накаливания 0,001
осветительными приборами в техподполье, подвале, оснащенными:
энергосберегающими лампами 0,01
лампами накаливания 0,033
осветительными приборами, освещающими дворовые участки, расположенные на фасаде МКД («кобры» и др.), оснащенными:
энергосберегающими лампами 0,018
лампами накаливания 0,06
осветительными приборами, расположенными на территории дворовых участков МКД (фонари на столбах и др.), оснащенными:
энергосберегающими лампами 0,018
лампами накаливания 0,04
пассажирскими и грузопассажирскими лифтами и лифтовым оборудованием:
с одним лифтом в подъезде 0,973
с двумя лифтами в подъезде 1,814
с тремя лифтами и более в подъезде 2,063
насосами систем горячего и (или) холодного водоснабжения 0,707
насосами систем отопления 0,341
автоматическими запирающими устройствами 0,006
усилителями телеантенн коллективного пользования 0,003
системами противопожарной автоматики и дымоудаления 0,046
общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов 0,009
Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период, оборудованные:
осветительными приборами внутри здания МКД и над подъездами, за исключением чердаков, технических этажей, техподполий и подвалов, оснащенными:
энергосберегающими лампами 0,222
лампами накаливания 0,728
осветительными приборами на чердаке, техническом этаже, оснащенными:
энергосберегающими лампами 0,003
лампами накаливания 0,006
осветительными приборами в техподполье, подвале, оснащенными:
энергосберегающими лампами 0,016
лампами накаливания 0,054
осветительными приборами, освещающими дворовые участки, расположенные на фасаде МКД («кобры» и др.), оснащенными:
энергосберегающими лампами 0,045
лампами накаливания 0,151
осветительными приборами, расположенными на территории дворовых участков МКД (фонари на столбах и др.), оснащенными:
энергосберегающими лампами 0,026
лампами накаливания 0,058
насосами систем горячего и (или) холодного водоснабжения 0,81
насосами систем отопления 0,427
автоматическими запирающими устройствами 0,029
усилителями телеантенн коллективного пользования 0,018
системами противопожарной автоматики и дымоудаления 0,055
общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов 0,009
Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода, оборудованные
осветительными приборами внутри здания МКД и над подъездами за исключением чердаков, технических этажей, техподполий и подвалов, оснащенными:
энергосберегающими лампами 0,222
лампами накаливания 0,728
осветительными приборами на чердаке, техническом этаже, оснащенными:
энергосберегающими лампами 0,003
лампами накаливания 0,006
осветительными приборами в техподполье, подвале, оснащенными:
энергосберегающими лампами 0,016
лампами накаливания 0,054
осветительными приборами, освещающими дворовые участки, расположенными на фасаде МКД («кобры» и др.), оснащенными:
энергосберегающими лампами 0,045
лампами накаливания 0,151
осветительными приборами, расположенными на территории дворовых участков МКД (фонари на столбах и др.), оснащенными:
энергосберегающими лампами 0,026
лампами накаливания 0,058
насосами систем горячего и (или) холодного водоснабжения 0,81
насосами систем отопления 0,427
автоматическими запирающими устройствами 0,029
усилителями телеантенн коллективного пользования 0,018
системами противопожарной автоматики и дымоудаления 0,055
общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов 0,009

Примечание:
При расчете платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме (общежитии), относящегося к соответствующей категории многоквартирных домов, норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества многоквартирного дома определяется путем суммирования установленных для данной категории многоквартирных домов нормативов потребления электрической энергии соответствующими фактически установленными оборудованием и устройствами, потребляющими электрическую энергию, входящими в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении нормативов, указанных в настоящем приложении, учтены площади помещений, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы.
Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению, учитывающий насосное оборудование подачи холодного, горячего водоснабжения, отопления и аппаратуры управления насосами, установленными непосредственно в многоквартирном жилом доме (или на группу домов), применяется в случае, если электрооборудование не числится на балансе ресурсоснабжающей организации.
Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества утверждены приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 22 мая 2017 года № 216-ЭЭ.

Водоснабжение и водоотведение

Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению, куб. м на 1 человека в месяц

Степень благоустройства жилых помещений Горячее водоснабжение Холодное водоснабжение Водоотведение
Жилые помещения (в том числе общежития квартирного типа) с холодным и горячим водоснабжением, канализованием, оборудованные ваннами длиной 1500-1700 мм, душами, раковинами, кухонными мойками и унитазами Без учета повышающего коэффициента
3,687 5,193 8,88
С учетом повышающего коэффициента (1,5)
5,5305 7,7895 13,32
Жилые помещения (в том числе общежития квартирного типа) с холодным и горячим водоснабжением, канализованием, оборудованные сидячими ваннами длиной 1200 мм, душами, раковинами, кухонными мойками и унитазами Без учета повышающего коэффициента
3,627 5,145 8,772
С учетом повышающего коэффициента (1,5)
5,4405 7,7175 13,158
Жилые помещения (в том числе общежития квартирного и секционного типа) с холодным и горячим водоснабжением, канализованием, оборудованные душами, раковинами, кухонными мойками и унитазами Без учета повышающего коэффициента
2,978 4,619 7,597
С учетом повышающего коэффициента (1,5)
4,467 6,9285 11,3955
Общежития коридорного типа с холодным и горячим водоснабжением, канализованием, оборудованные душами, раковинами, кухонными мойками и унитазами Без учета повышающего коэффициента
2,442 4,182 6,625
С учетом повышающего коэффициента (1,5)
3,663 6,273 9,9375

Нормативы по водоснабжению и водоотведению утверждены приказом Департамента по тарифам Новосибирской Области от 16 августа 2012 № 170-В (приложения 1.1, 2.1).

Нормативы потребления холодной воды, горячей воды и отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме,
применяемые с 1 июня 2017 года
куб. метр в месяц на 1 м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества

Категория многоквартирных домов Холодная вода Горячая вода Сточные воды
Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением 0,023 0,021 0,044
Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением 0,023 x 0,023
Многоквартирные дома без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами 0,023 x 0,023
Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения 0,023 x x

Примечание.
Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (общежитии), определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома (общежития) и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (общежитии), согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома: площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме (общежитии), не принадлежащих отдельным собственникам.
Нормативы потребления воды и сточных вод в целях содержания общего имущества утверждены приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 22 мая 2017 года № 215-В.

Отопление

Нормативы потребления коммунальных услуг на отопление, рассчитанные на отопительный период продолжительностью 9 календарных месяцев,
Гкал на 1 м2 общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме

С 1 июля 2016 года в формулу, определяющую порядок начислений по отоплению для домов, не оборудованных приборами учета тепла, Постановлением Правительства РФ № 603 от 29.06.2016 внесен коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению.
Он определяется путем деления количества полных месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев (пункт 2 приложения 2 Постановления Правительства РФ № 354). То есть если региональные власти рассчитали нормативы на 9 месяцев, однако при этом приняли решение, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется равномерно в течение календарного года, то такой коэффициент будет равен 9/12.

Нормативы потребления коммунальных услуг на отопление определены приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 15 июня 2016 года № 85.

Твердые коммунальные отходы

Нормативное количество отходов на 1 проживающего в год утверждено Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области № 342-ЖКХ от 20 октября 2017 года и составляет 2,38 м3/год (или 392,95 кг).

Нормативы потребления электроэнергии в жилых помещениях утверждены приказом от 29.04.2013 № 13:

Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов или жилых домов

N п.п. Количество комнат в 1 квартире или жилом доме, характеристика жилого фонда Единица измерения Численность проживающих в 1 квартире или жилом доме, величина норматива
1 чел. 2 чел. 3 чел. 4 чел. 5 чел. и более
Оборудованных стационарными электроплитами и электронагревателями для нагрева воды:
1.1. 1 комната кВт*ч/месяц на 1 человека 182 113 87 71 62
1.2. 2 комнаты 215 133 103 84 73
1.3. 3 комнаты 235 146 113 92 80
1.4. 4 комнаты и более 249 155 120 97 85
Оборудованных стационарными электроплитами без электронагревателей для нагрева воды:
2.1. 1 комната кВт*ч/месяц на 1 человека 161 100 77 63 55
2.2. 2 комнаты 190 118 91 74 65
2.3. 3 комнаты 208 129 100 81 71
2.4. 4 комнаты и более 221 137 106 86 75
Не оборудованных стационарными электроплитами и электронагревателями для нагрева воды:
3.1. 1 комната кВт*ч/месяц на 1 человека 155 96 74 60 53
3.2. 2 комнаты 200 124 96 78 68
3.3. 3 комнаты 226 140 108 88 77
3.4. 4 комнаты и более 244 152 117 95 83

Нормативы потребления электроэнергии на общедомовые нужды утверждены приказом от 05.12.2018 № 3-10-84-п:

Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов или жилых домов

N п/п Категория многоквартирных домов Единица измерения Величина норматива
Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, оборудованные:
1.1 осветительной установкой кВт. ч в месяц на кв. метр 0,377
1.2. автоматическими запирающими устройствами кВт. ч в месяц на кв. метр 0,055
1.3. усилителями телеантенн коллективного пользования кВт. ч в месяц на кв. метр 0,009
1.4. насосами системы холодного водоснабжения кВт. ч в месяц на кв. метр 0,529
1.5. насосами системы горячего водоснабжения кВт. ч в месяц на кв. метр 0,270
Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, оборудованные:
2.1. лифтами и осветительной установкой кВт. ч в месяц на кв. метр 1,542
2.2. автоматическими запирающими устройствами кВт. ч в месяц на кв. метр 0,025
2.3. усилителями телеантенн коллективного пользования кВт. ч в месяц на кв. метр 0,010
2.4. насосами системы холодного водоснабжения кВт. ч в месяц на кв. метр 0,800
2.5. насосами системы горячего водоснабжения кВт. ч в месяц на кв. метр 0,398

Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек в целях содержания сельскохозяйственных животных

N п.п. Направления использования ресурса Единица измерения Сельскохозяйственные животные
Крупный рогатый скот Лошади Свиньи Овцы Козы
5.1. Освещение в целях содержания сельскохозяйственных животных квт*ч/месяц на 1 голову животного 0,83 0,83 0,83 0,17 0,17
5.2. Приготовление пищи и подогрев воды для сельскохозяйственных животных квт*ч/месяц на 1 голову животного 6,83 7,08 7,38 0,58 0,58

* В соответствии с абз. 3 п. 42, п. 60(1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в редакции ПП РФ от 29.06.2016 г. № 603 размер платы за коммунальную услугу «электроснабжение» исчисляется с применением повышающего коэффициента, который в 2016 г. принят равным 1,4, а с 1 января 2017 г. – 1,5.

Прочие документы:

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области»
Приказ от 03.07.2018 № 3.10-40-п

«Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме потребителями, проживающими в многоквартирных домах населенных пунктов муниципальных образований»
Приказ от 27.04.2018 № 3.10-18-п

Новые правила для старых подвалов

Напомним, в апреле этого года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс, которые позволяют собственникам жилья в многоквартирных домах (МКД) заключать прямые договоры с поставщиками ресурсов, минуя управляющие компании (УК). Курганская область в этом плане оказалась впереди планеты всей: здесь еще с 2010 года потребители напрямую заключают договоры с ресурсоснабжающими организациями и рассчитываются с ними через Единый расчетный кассовый центр, поэтому плата за общедомовые нужды (ОДН) никак не затрагивала интересы УК.

Все изменилось с января прошлого года, когда в федеральное законодательство были внесены очередные поправки, благодаря которым ОДН превратились из коммунальной услуги в жилищную. Разница принципиальная: за коммунальные услуги (электроэнергию, воду, тепло, газ) мы платим ресурсоснабжающим организациям, а жилищные оказывает УК по договору управления многоквартирным домом. Плата за ОДН теперь включена в строку «содержание жилого помещения» и рассчитывается по нормативам, установленным в регионах. Это расходы на подъезды, двор, лифт, домофон, подвал: их нужно мыть, убирать, освещать и отапливать. Сюда же входят потери коммунальных ресурсов при авариях, вода, которую используют при промывке и опрессовке инженерных систем и на полив газонов и клумб, а также обслуживание детских площадок, уличное освещение.

Все эти траты пропорционально распределяются между собственниками квартир, они платят за ОДН управляющей компании, а она уже рассчитывается с поставщиками. Жители рассчитываются по нормативу, а если расходы на ОДН оказываются больше, то разницу должны оплачивать УК. По замыслу разработчиков закона, такая мера призвана стимулировать коммунальщиков заниматься энергосбережением, следить, чтобы жители вовремя передавали показания счетчиков, не было порывов и утечек в инженерных сетях, хищений и незаконных подключений. Но эти благие намерения обернулись настоящей головной болью для управляшек Курганской области и поставили их на грань выживания, поскольку ресурсные компании выставляют УК счета по фактическому потреблению, а оно порой в несколько раз превышает норматив.

Потери включили в счет

Самый крупный счет, который получил директор шадринской управляющей компании Юрий Соловьев за ОДН — 110 070 рублей 51 копейка. Такую сумму генерирующая компания выставила УК за месяц — за 743 кубометра горячей воды, израсходованной на общедомовые нужды в пятиэтажном доме на 74 квартиры, где живут всего 118 человек. Раньше, когда поставщиком коммунальных ресурсов была сама УК, дом тратил не более 15 кубов — в деньгах выходило 2096 рублей, в норматив укладывались. Откуда теперь набежало в 50 раз больше, если в доме не было протечек, аварий, в подвале сухо?

Представители УК попытались разобраться. Причина крылась в законе физики. В домах установлены счетчики и на подающем, и на обратном трубопроводах. Как известно, чем вода горячее, тем больше ее объем. Таким образом, на выходе без всяких утечек потери оказались существенными.

Но это только техническая сторона проблемы, не самая серьезная. А главная беда в том, что УК, по сути, приходится платить за нерадивых собственников квартир, которые вовремя не передают показания индивидуальных приборов и не рассчитываются за потребленные ресурсы. Наказать таких неплательщиков УК не может. Да что там, не в состоянии даже выяснить, сколько в доме таких жильцов, потому что доступа к их счетчикам у управляшки нет: право контролировать показания раз в полгода имеют лишь ресурсоснабжающие организации. По их данным, показания счетчиков передает лишь треть жителей. Кстати, во многих других регионах показания индивидуальных счетчиков снимают специалисты УК как исполнители коммунальных услуг, и там подобных проблем нет.

— Суть ОДН ушла как таковая, — сокрушается Юрий Соловьев. — Если раньше это были действительно траты на обслуживание мест общего пользования, то сейчас — разница между показателями общедомовых и поквартирных приборов учета. Сколько ресурсов конкретно идет на обслуживание мест общего пользования, не знает никто. Справедливо тогда было бы в законе поменять название с ОДН на «возмещение затрат в пользу ресурсоснабжающих организаций».

Ресурсные компании выставляют УК счета по фактическому потреблению, а оно порой в несколько раз превышает норматив

Кстати, жители многоэтажек могут на общем собрании принять решение и взять все расходы на ОДН на себя, но такое случается крайне редко — проще все свалить на УК. По мнению Соловьева, там, где установлены общедомовые приборы учета, нужно вообще отменить нормативы. Это будет мотивировать собственников вовремя передавать показания, а главное — повысит их ответственность по отношению к соседям.

Не платить за соседа

Оплата сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов на ОДН волнует не только шадринцев. Недавно в Кургане прошла встреча городских властей с руководителями управкомпаний, ресурсоснабжающих организаций, старшими домов, общественниками. Директора УК приводили поистине астрономические цифры, например, в прошлом году одной компании за горячую воду ресурсники предъявили к оплате на 262 тысячи рублей больше, чем начислено собственникам жилья. За холодную воду начислено 150 тысяч рублей, а поставщик потребовал 347 тысяч. По данным директора другой управляшки, за месяц в дом поступило 600 кубометров холодной воды, из них жители израсходовали 80 — остальное якобы пошло на ОДН. И таких примеров много.

Где УК взять деньги на оплату сверхнормативного потребления? Источник один — статья расходов на содержание и текущий ремонт дома. Иными словами, у тех же собственников квартир. Но и этих средств порой не хватает. Ситуация накаляется: УК отказываются платить, поставщики ресурсов подают на них в суд. К ним претензии тоже не предъявишь: они работают строго по закону. А пока идут разбирательства, долги обрастают пенями и штрафами. Если дело так пойдет и дальше, сетуют коммунальщики, их ждет банкротство.

По мнению коммунальщиков, там, где установлены общедомовые приборы учета, нужно отменить нормативы. Это мотивирует жильцов вовремя передавать показания и повысит их ответственность по отношению к соседям

Городские власти перспектива оставить дома без обслуживания, конечно, не устраивает.

— Граждане и управкомпании должны передавать показания приборов учета ежемесячно. Пока этого не будет, ситуация не изменится, — заявила представитель энергосбытовой компании Анжела Быкова.

По данным мэрии, в Кургане 1866 многоквартирных домов, в 70 процентах из них созданы советы, выбраны председатели, старшие по подъездам. По мнению чиновников, именно на этот актив нужно опираться поставщикам ресурсов и УК, чтобы вместе навести порядок с передачей показаний счетчиков. К слову, в маленьких домах, где почти все друг друга знают, проблем с выявлением недобросовестных плательщиков почти не возникает. А вот в многоэтажках на сотни квартир все сложнее: во-первых, многие просто не пускают к себе проверяющих, во-вторых, и самим активистам не слишком хочется наживать себе врагов.

По мнению члена жилищно-бытовой комиссии городского совета ветеранов Владимира Семенова, в каждом доме есть такие, кто не платит годами, поэтому проблему нужно решать на законодательном уровне, а не вынуждать УК и добросовестных жителей платить за своих соседей.

Алексей Вахлов, юрисконсульт:

— Во многих современных домах, особенно в Москве, установлены автоматизированные системы сбора и учета данных. Для Кургана это пока из области фантастики, но если такой умной техникой оснастить все дома, то вопросы оплаты ОДН отпадут сами собой. Сегодня УК оказались в роли заложников, но главное — страдают собственники: чем больше ОДН, тем ниже качество оказания жилищных услуг, потому что средства приходится перераспределять на оплату общедомовых нужд сверх норматива.

Выход из ситуации может быть таким: раз собственникам нельзя выставлять счет за ОДН выше норматива, то и УК не должны платить больше. Такой вариант убыточен для ресурсонабжающих организаций, но другого пока нет. Задача УК — создать комфортные условия для жителей, а не восполнять убытки поставщиков.

Сейчас эта проблема стоит остро для Курганской области, но, по мере того как вся Россия будет переходить на прямые договоры, в других субъектах РФ она тоже возникнет. В Зауралье УК рискуют если не исчезнуть с рынка, то, во всяком случае, серьезно снизить показатели качества оказания услуг.