Оцди в бюджетных учреждениях


Главная » Бухгалтеру » Имущество бюджетной организации

Имущество бюджетной организации

Вернуться назад на Имущество организации

Согласно ст. 298 ГК РФ на праве оперативного управления имущество закрепляется за государственными учреждениями, которые владеют, пользуются и распоряжаются им в соответствии с назначением и целями уставной деятельности. Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением. Бюджетное учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться государственным или муниципальным имуществом: списывать его, продавать, осуществлять безвозмездную передачу, сдавать в аренду.

Надо отметить, что в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

К недвижимому имуществу согласно ст. 130 ГК РФ относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Также к объектам недвижимого имущества относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Другие объекты имущества, не относящиеся к недвижимости, включая денежные средства и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Распоряжаться имуществом бюджетные учреждения могут с учетом следующих ограничений, установленных законодательством:

1) они не вправе распоряжаться любым недвижимым имуществом без согласия собственника (п. 10 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ);
2) не могут самостоятельно распорядиться особо цепным движимым имуществом, закрепленным за ними учредителем или приобретенным за счет выделенных учредителем средств. Заметим, что особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно.

Согласно законодательству к особо ценному движимому имуществу относится движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества утвержден постановлением Правительства РФ № 538.

В соответствии с данным постановлением в перечень особо ценного движимого имущества включается:

1) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
– для федеральных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений;
– для автономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, – размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
– для муниципальных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации;
2) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества;
3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются в порядке, установленном соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Например, приказом Минфина России № 25н утверждены перечни особо ценного имущества в отношении учреждений, находящихся в ведении Минфина России.

Приказом Минобрнауки России № 2261 "Об определении видов особо ценного движимого имущества" установлен стоимостной критерий отнесения к особо ценному движимому имуществу для учреждений, подведомственных Министерству образования и науки:

– для бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций – движимое имущество;
– для иных бюджетных учреждений – движимое имущество.

Ниже представлен рекомендуемый образец Перечня учета объектов, включенных в состав особо ценного движимого имущества.



©2009-2018 Центр управления финансами.

Особо ценное движимое имущество бюджетного учреждения

Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Согласно нормам ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Аналогичные положения существуют в отношении автономного учреждения. Что касается казенного учреждения, согласно положениям данной статьи оно не вправе отчуждать имущество либо иным способом распоряжаться им без согласия собственника.

В силу п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Согласно нормам ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.

Исходя из вышеперечисленных норм законодательства, а также норм Инструкций N N 162н <1>, 174н <2>, Постановления N 538 <3> и др. классификация движимого имущества на особо ценное и иное существует только в отношении бюджетных и автономных учреждений. У казенного учреждения особо ценного движимого имущества нет. Все действия, совершаемые казенным учреждением с имуществом, согласовываются с учредителем. Следовательно, учреждение при смене статуса (при переходе из бюджетного в казенное) все имущество, числящееся у него по коду вида деятельности 1, продолжает учитывать по этому коду вида деятельности.

<1> Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".

<2> Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".

<3> Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества".

Что касается бюджетных и автономных учреждений, согласно Постановлению N 538 виды особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений могут определяться:

а) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, а также федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;

б) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ;

в) в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений.

Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. При определении перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений подлежат включению в состав такого имущества:

а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:

— для федеральных автономных и бюджетных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;

— для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 тыс. до 500 тыс. руб. либо государственными органами субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

— для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

б) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с п. 1 Постановления N 538;

в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и Национального библиотечного фонда.

Таким образом, учредитель в отношении подведомственного учреждения устанавливает перечень особо ценного движимого имущества, в соответствии с которым учреждение должно отнести имущество, числящееся у него на балансе, к этой категории. При отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества учредитель использует стоимостный критерий (в соответствии с Постановлением N 538 к особо ценному движимому имуществу муниципальных бюджетных и автономных учреждений относится движимое имущество, стоимость которого превышает 200 тыс. руб.), а также то, что без конкретного имущества осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено. Бюджетное учреждение, руководствуясь порядком отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества, утвержденным учредителем, относит имущество, числящееся у него на балансе, к этой категории. Поскольку, как следует из вопроса, на момент отнесения имущества к категории "особо ценное движимое имущество" такого документа не было (он был издан позднее), учреждение сейчас должно привести активы в соответствие с таким документом.

Пример. Муниципальное бюджетное учреждение с 1 июля 2012 г. стало получать субсидии из бюджета и перестало быть получателем бюджетных средств. На момент перехода нормативный акт, который бы устанавливал перечень особо ценного движимого имущества, отсутствовал, и учреждение по рекомендации учредителя отнесло к этой категории имущество, которое числилось по коду вида деятельности 1.

Особенности учета особо ценного движимого имущества (Сильвестрова Т.)

В частности, по этому коду вида деятельности на балансе учреждения числился компьютер стоимостью 25 000 руб. (начисленная на него амортизация составила 5000 руб.).

При смене статуса была сделана следующая запись:

Содержание операции       

    Дебет  

   Кредит  

  Сумма, 

   руб.  

Перенесены остатки по основным     

средствам <4> (компьютер):         

— по балансовой стоимости          

4 101 24 310

4 304 06 730

  25 000 

— по сумме начисленной амортизации 

4 304 06 830

4 104 24 410

   5 000 

<4> Корреспонденция счетов приведена в соответствии с Письмом Минфина России от 22.12.2011 N 02-06-07/5236, в котором даны Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций с активами, обязательствами и финансовым результатом при принятии решения в течение финансового года о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа.

В декабре учредитель издал нормативный акт, в соответствии с которым компьютер не относится к особо ценному движимому имуществу — это иное движимое имущество.

Принимая во внимание данный документ, а также положения п. 18 Инструкции N 157н <5>, бухгалтер учреждения должен сделать следующие записи (на основании Справки (ф. 0504833)) <6>:

         Содержание операции       

    Дебет  

   Кредит  

  Сумма, 

   руб.  

Методом "красное сторно" делаются  

исправительные операции по         

перенесению остатков по основным   

средствам <6> (компьютер):         

— по балансовой стоимости          

4 101 24 310

4 304 06 730

 (25 000)

— по сумме начисленной амортизации 

4 304 06 830

4 104 24 410

  (5 000)

Перенесены остатки по основным     

средствам после исправительных     

операций (компьютер):              

— по балансовой стоимости          

4 101 34 310

4 304 06 730

  25 000 

— по сумме начисленной амортизации 

4 304 06 830

4 104 34 410

   5 000 

<5> Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".

<6> Корреспонденция счетов приведена в соответствии с Письмом Минфина России от 22.12.2011 N 02-06-07/5236.

Также учреждением вносятся изменения в перечень особо ценного движимого имущества, представляемый на утверждение руководителю.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

УЧЕТ ОСОБО ЦЕННОГО ИМУЩЕСТВА

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

 
    Методика учета особо ценного имущества, приобретенного за счет субсидий на выполнение госзадания, а также за счет собственных средств, разъяснена Минфином России в сентябре 2012 года. В январе 2013 года финансовое ведомство утвердило аналогичные разъяснения по приобретениям за счет средств по обязательному медицинскому страхованию.

Учет особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения

Тем не менее у бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений все еще остаются вопросы.

Обособленный учет

 
    К особо ценному имуществу (далее — ОЦИ) относится недвижимое имущество учреждения и особо ценное движимое имущество (далее — ОЦДИ), которые выделяются в учете бюджетных и автономных учреждений. ОЦДИ как объект учета появилось в 2010 году с утверждением Единого плана счетов и Инструкции по его применению (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее — Инструкция № 157н), но до сих пор некоторые учетные операции с ним вызывают вопросы.
    Согласно пункту 37 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов (основные средства, нематериальные активы, материальные запасы) подлежат учету на соответствующих счетах Единого плана счетов по объектам имущества, в частности по аналитическим группам синтетического счета объекта учета:
    10 "Недвижимое имущество учреждения";
    20 "Особо ценное движимое имущество учреждения";
    30 "Иное движимое имущество учреждения".
    Аналогично делятся вложения в имущество.
    Другими словами, объекты ОЦИ в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений подлежат учету:

с признаком "1" в 22-м разряде номера счета для недвижимости;
с признаком "2" в 22-м разряде номера счета для ОЦДИ обособленно от иного имущества учреждения.

    Необходимость обособленного учета ОЦИ принципиальна по нескольким причинам.
    Во-первых, согласно статье 120 Гражданского кодекса РФ как автономное, так и бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленным за ним собственником этого имущества или приобретенным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по его обязательствам. Другими словами, отнесение объектов имущества к ОЦИ является своего рода гарантией сохранения такого имущества в распоряжении учреждения в случае принудительного взыскания с учреждения задолженности.
    Во-вторых, к ОЦИ относится имущество, без которого деятельность учреждения будет невозможна или существенно затруднена. За счет этого ОЦИ является гарантией возможности продолжения учреждением здравоохранения лечебно-профилактической деятельности вне зависимости от внешних неблагоприятных обстоятельств и лишения иного имущества.
    В-третьих, в соответствии с п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее — Закон № 7-ФЗ) финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетного учреждения осуществляется в том числе с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. Аналогичные формулировки по финансовому обеспечению выполнения государственного (муниципального) задания автономным учреждением содержатся и в п.