ОКОФ библиотечный фонд

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ

Н.Н. Шишкоедова,
доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» КФАТиСО,
консультант ИД «Советник бухгалтера»

 
    Каждое образовательное учреждение имеет библиотеку и регулярно приобретает новые учебники, учебные пособия, монографии, книги, а также оформляет подписку на различные газеты и журналы. В этой статье мы рассмотрим некоторые особенности приобретения книг и периодических изданий, а также порядок признания библиотечных фондов для целей исчисления налога на имущество в бюджетных и небюджетных образовательных учреждениях.
 

Учет приобретения книг

… в бюджетных образовательных учреждениях

    С 1 января 2006 года бюджетные образовательные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н. Данная Инструкция, как и применявшиеся до нее Инструкции № 107н и 70н, включает библиотечные фонды в состав основных средств.
    В соответствии с п. 12 Инструкции основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости, под которой понимается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств, с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ). В частности, вложениями на приобретение библиотечных фондов являются:

    В соответствии с п.

Страница не найдена

37 постановления Правительства РФ от 22.02.2006 № 101 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» получатель средств федерального бюджета при заключении подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета договоров (контрактов) о приобретении печатных изданий вправе предусматривать авансовые платежи в размере 100% суммы договора (контракта).
 

 
    Образовательное учреждение, финансируемое за счет средств федерального бюджета, заключило договор на приобретение учебников в количестве 1 000 шт. по цене 110 руб., в том числе НДС – 10 руб., за единицу. В договоре предусмотрена 100%-ная предоплата за учебники. Предположим, что в цену учебников уже включена стоимость их доставки.
    Бухгалтер образовательного учреждения отразит операции по приобретению учебников проводками:
 
    Дебет 1 20619 560 «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение основных средств»
    Кредит 1 30405 310 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению основных средств»
    110 000 руб. – перечислена предоплата за учебники;
 
    Дебет 1 10601 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства»
    Кредит 1 30219 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
    110 000 руб. – отражена стоимость приобретенных учебников;
 
    Дебет 1 30219 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
    Кредит 1 20619 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение основных средств»
    110 000 руб.

Канєва Т.В. (ру) Бухгалтерський облік у бюджетних установах (2004)

7.1.

Учет библиотечного фонда

Специальный фонд бюджетного учреждения Специальный фонд бюджетных учреждений состоит из поступлений специального фонда бюджета на конкретную цель и распределение их на осуществление соответствующих расходов соответствии с законодательством и на реализацию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением учреждением основных функций.

Формирование доходной части специального фонда осуществляется на основании расчетов, которые исчисляются по каждому источнику дохода

Средства специального фонда бюджетных учреждений могут быть временно привлечены для осуществления расходов общего фонда в случае недостатка средств последнего. Письмом ГКУ № 07-06/803-5690 от 02.08.2000 г. «О направлении средств специального фонда государственного бюджета на бюджетные расходы и их возмещение »определен порядок направления средств специального фонда на расходы общего фонда и их дальнейшее возмещение.

Временно свободные средства специального фонда государственного бюджета распорядителями бюджетных средств могут направляться на расходы, которые должны финансироваться из общего фонда государственного бюджета с последующим возмещением, если иное не установлено нормативно-правовыми актами Министерства финансов Украины и Государственного казначейства Украины.

Решение о направлении средств специального фонда государственного бюджета на бюджетные расходы и их дальнейшее возмещения принимается распорядителем бюджетных средств самостоятельно и оформляется приказом (распоряжением) по учреждению. Об этом распорядитель средств обязан уведомить соответствующий орган Государственного казначейства Украины, на территории которого он расположен.

Органы государственного казначейства Украины восстанавливают временно свободные средства специального фонда распорядителей бюджетных средств которые направлены на финансирования расходов общего фонда государственного бюджета в случае предоставления таких документов:

— Заявки распорядителя бюджетных средств в произвольной форме, в которой указывается сумма средств специального фонда, направленных на погашение задолженности по заработной платы, денежное обеспечение пенсий, стипендий и других социальных выплат, должны были осуществлены за счет средств общего фонда, дата проведения таких операций и суммы средств, которые предстоит вернуть, — представления главного распорядителя бюджетных средств, которое одновременно является разрешением на проведение данного возмещения, — баланса или выписки из книги «Журнал-главная» о наличии данной суммы задолженности на учете по субсчету 715 «Доходы, направленные на покрытие дефицита общего фонда ». Суммы направленных средств и средств, подлежащих возмещению органами Государственного казначейства Украины, сверяются с планом ассигнований из общего фонда бюджета, смете учреждения и остатком выделенных ассигнований.

Бухгалтерские проводки по операциям по погашению задолженности по заработной платы за счет средств специального фонда приведены в таблице 7.1.

Списание учебной литературы в библиотеках образовательных учреждений

Одной из главных задач библиотек образовательных учреждений является формирование библиотечных фондов в соответствии с профилем учреждения, организация и ведение справочно-библиографических баз данных для обеспечения учебного процесса. Образовательные программы периодически изменяются, и некоторые учебники, учебные пособия устаревают, теряют свою актуальность. Поэтому библиотекам образовательных учреждений наряду с пополнением своих библиотечных фондов новыми учебными изданиями приходится также списывать литературу.

Рассмотрим порядок выбытия учебной литературы из библиотечного фонда образовательного учреждения.

Организация учета библиотечного фонда
в библиотеках образовательных учреждений

Общие правила учета библиотечного фонда для государственных и муниципальных библиотек независимо от их статуса, структуры фонда, организационно-технологических особенностей утверждены Приказом Минкультуры РФ от 02.12.1998 N 590 “Об утверждении Инструкции об учете библиотечного фонда“ (далее — Приказ N 590).

Но в библиотеках учреждений образования учет библиотечного фонда имеет ряд особенностей, которые отражены в Приказе Минобразования РФ от 24.08.2000 N 2488 “Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений“ (далее — Приказ N 2488) и заключаются в следующем:

— библиотеки образовательных учреждений входят в общую структуру образовательного учреждения и не являются самостоятельными юридическими лицами;

— библиотеки приобретают учебные издания в больших количествах экземпляров одного названия, учет которых осуществляется безынвентарным методом, при котором предусматривается суммарная запись многоэкземплярных документов по названиям. Многоэкземплярными документами считаются документы, приобретенные в количестве свыше 10 экземпляров.

Кроме того, Приказ N 2488 содержит методические рекомендации по применению Приказа N 590 библиотеками образовательных учреждений.

Причины выбытия литературы
из библиотечного фонда

Следует указать, вследствие чего учебная литература подлежит списанию из библиотечного фонда. Одной из причин является исключение из фонда библиотек образовательных учреждений литературы, устаревшей по содержанию, причем списание должно производиться не реже одного раза в два года. Ранее рекомендуемые сроки использования учебников и учебных пособий в пределах четырех лет считаются ориентировочными (п. 9.8 Приказа N 2488).

Также подлежит списанию литература, выбывшая в результате пропажи из фондов открытого доступа, утери читателями, хищения, бедствий стихийного и техногенного характера, по неустановленным причинам (недостача).

В соответствии с п. 5.1.2 Приказа N 590 библиотекам разрешено распоряжаться списанными из фонда документами, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Таким образом, списанные книги можно реализовать как макулатуру. Порядок сдачи макулатуры должен быть предусмотрен положением или уставом библиотеки (п. 9.10 Приказа N 590).

Обязанность согласования списания учебной литературы
с вышестоящей организацией

Согласно ст. 298 ГК РФ бюджетные учреждения не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником, без его согласия.

Учредителями государственного образовательного учреждения являются органы государственной власти, органы местного самоуправления (п. 1 ст. 11 Закона от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ (далее — Закон об образовании)).

Имущество, закрепленное за образовательным учреждением учредителем, находится в оперативном управлении этого учреждения (п. 2 Закона об образовании). Так как учредитель является собственником этого имущества, порядок и условия списания государственного или муниципального имущества установлены законодательством РФ, субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах своих полномочий (п. 4 Закона об образовании).

Таким образом, рекомендуем согласовывать списание учебной литературы с учредителем учреждения, органами государственной власти, уполномоченными регулировать имущественные отношения между образовательными учреждениями и их учредителями.

Списание библиотечного фонда в бухгалтерском учете

Далее рассмотрим, как отражается выбытие библиотечного фонда по причине морального и физического износа и вследствие недостачи.

Списание по причине морального и физического износа

Бухучет списания библиотечного фонда в государственных образовательных учреждениях ведется в соответствии с Инструкцией N 25н*(1). Выбытие литературы из библиотечного фонда, согласно п. 21 названной инструкции, осуществляется на основании утвержденного руководителем учреждения Акта о списании исключенной из библиотеки литературы (ф. 0504144) с приложением ее списков. В библиотеках образовательных учреждений акты на списание утверждаются ректором, проректором, директором учебного заведения (п. 9.8 Приказа N 2488). При этом в акте указывается одна из перечисленных выше причин списания.

Согласно п. 22 Инструкции N 25н учет библиотечных фондов осуществляется на счете 101 07 000 “Библиотечный фонд“, так как их относят к объектам основных средств. Учет ведется в рублях и копейках. В соответствии с п. 43 Инструкции N 25н библиотечные фонды не являются амортизируемым имуществом.

Рассмотрим на примере бухгалтерский учет операций по выбытию библиотечных фондов.

Пример 1.
Школьная библиотека, на основании утвержденного директором школы Акта о списании материальных запасов, списала учебники на сумму 16 590 руб. Из них:

— 12 000 руб. — по причине морального износа содержания;

— 4 590 руб. — по причине физического износа.

Оприходована макулатура, полученная от списания учебников, по рыночной цене — 8 000 руб.

В бухгалтерском учете операции по списанию учебников отразятся следующим образом:

———————————————-T——————T——————T—————¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, руб. ¦
+———————————————+——————+——————+—————+
¦Списаны учебник и из-за физического и¦ 1 401 01 172 ¦ 1 101 07 410 ¦ 16 590 ¦
¦морального износа ¦ ¦ ¦ ¦
+———————————————+——————+——————+—————+
¦Оприходована макулатура, полученная от¦ 1 105 06 340 ¦ 1 401 01 172 ¦ 8 000 ¦
¦списания учебников ¦ ¦ ¦ ¦
L———————————————+——————+——————+—————-

Списание по причине недостач

Причиной списания документов из библиотечного фонда может быть выявленная недостача при проведении инвентаризации.

Выявленные в ходе инвентаризации недостачи материальных ценностей отражаются проводкой (п. 159 Инструкции N 25н):

Дебет счета 209 01 560 “Увеличение дебиторской задолженности по недостачам“
Кредит счета 401 01 172 “Доходы от реализации активов“
Так как материально ответственными лицами за сохранность библиотечных фондов являются определенные сотрудники библиотеки, в соответствии со ст. 243 ТК РФ на них возложена обязанность по возмещению причиненного ущерба в полном размере.

Поступление средств в возмещение недостач отражается проводкой:

Дебет счета 201 04 510 “Поступления в кассу“
Кредит счета 209 01 660 “Погашение дебиторской задолженности по недостачам ОС“
Затем эти денежные средства подлежат перечислению в бюджет:

Дебет счета 210 02 410 “Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации основных средств“
Кредит счета 201 04 610 “Выбытия из кассы“
В случае если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании суммы ущерба, она списывается с баланса следующей проводкой:

Дебет счета 401 01 172 “Доходы от реализации активов“
Кредит счета 209 01 660 “Погашение дебиторской задолженности по недостачам ОС“
Норматив списания документов из фондов открытого доступа по неустановленным причинам (недостача) должен составлять не более 0,1% от объема книговыдачи (п. 9.8 Приказа N 2488).

Если книги утеряны по вине читателей, то в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ “О библиотечном деле“ они должны компенсировать причиненный библиотеке ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой. При определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов (п. 159 Инструкции N 25н).

В случае если по какой-либо причине невозможно взыскать задолженность с читателя, в качестве основания списания такой задолженности принимаются зафиксированные в читательском формуляре напоминания о возврате книг, направленные в адрес читателя заказные письма или открытки с уведомлением (п. 9.6 Приказа N 590).

Учет учебной литературы,

утерянной читателями

Когда читатели заменяют утерянные книги равноценными изданиями, то такая литература фиксируется в Тетради учета книг и других документов, принятых от читателей взамен утерянных. На основании записей в этой тетради составляются акты на поступление и выбытие библиотечного фонда*(2). Затем указанные акты регистрируются в Книге суммарного учета библиотечного фонда. В первой части книги записываются акты о поступлении книг, во второй — о выбытии.

Сведения о списанной литературе также отражаются во второй части книги суммарного учета с указанием причины выбытия (п. 9.1 Приказа N 590).

К сведению: для библиотек образовательных учреждений рекомендуются специально разработанные формы Книги суммарного учета библиотечного фонда дифференцированно:

— для библиотек высших учебных заведений (Приложение 1 к Приказу N 2488);

— для библиотек средних специальных учебных заведений (Приложение 2 к Приказу N 2488);

— для библиотек общеобразовательных учреждений (Приложение 3 к Приказу N 2488).

Книги, в которых фиксируется литература, утерянная читателями и принятая взамен, следует хранить 3 года, акты на списание книг и периодических изданий, учетные карточки, книжные формуляры списанных изданий — 10 лет (п. 11 Приказа N 2488).

Отражение в учете операций по сдаче макулатуры

Плательщиками налога на прибыль признаются российские организации, в том числе и бюджетные. Налогом облагаются доходы, полученные ими от иных источников финансирования, то есть от реализации товаров, работ, услуг юридическим и физическим лицам, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению согласно ст. 251 НК РФ. В целях налогообложения бюджетные организации обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования и за счет коммерческой деятельности. Таким образом, полученные средства от реализации макулатуры учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Для образовательных учреждений, в том числе дополнительного образования освобождение от уплаты НДС предусмотрено пп. 4, 5, 10, 14 п. 2 ст. 149 НК РФ. В них не содержится льгота по НДС в отношении реализации макулатуры. Таким образом, если учреждение не получило освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ, то доходы от продажи макулатуры облагаются НДС.

Пример 2.
Дополним условия примера 1 Макулатура реализована на сумму 9 000 руб., в том числе НДС — 1372 руб.

Учет библиотечного фонда: новации с 2018 года

88 коп.

В бухгалтерском учете операции отразятся следующим образом:

———————————————T——————T——————T—————-¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, руб. ¦
+———————————————+——————+——————+—————-+
¦Начислен доход от реализации макулатуры ¦ 2 205 09 560 ¦ 2 401 01 172 ¦ 9 000 ¦
+———————————————+——————+——————+—————-+
¦Списана макулатура при ее реализации ¦ 1 401 01 172 ¦ 1 105 06 440 ¦ 8 000 ¦
+———————————————+——————+——————+—————-+
¦Получены в кассу учреждения денежные¦ 2 201 04 510 ¦ 2 205 09 560 ¦ 9 000 ¦
¦средства от сдач и макулатуры ¦ ¦ ¦ ¦
+———————————————+——————+——————+—————-+
¦Сданы в госбанк денежные средства ¦ 2 203 02 510 ¦ 2 201 04 610 ¦ 9 000 ¦
+———————————————+——————+——————+—————-+
¦Зачислены на лицевой счет учреждения¦ 2 201 01 510 ¦ 2 203 02 610 ¦ 9 000 ¦
¦средства от сдачи макулатуры ¦ ¦ ¦ ¦
+———————————————+——————+——————+—————-+
¦Начислен налог на прибыль (9 000 -¦ 2 204 01 130 ¦ 2 303 03 730 ¦ 1 830,51 ¦
¦1 372,88) руб. ¦ ¦ ¦ ¦
+———————————————+——————+——————+—————-+
¦Начислен НДС ¦ 2 401 01 130 ¦ 2 303 04 730 ¦ 1 372,88 ¦
+———————————————+——————+——————+—————-+
¦Перечислен налог на прибыль в бюджет ¦ 2 303 03 730 ¦ 2 201 01 610 ¦ 1 830,51 ¦
+———————————————+——————+——————+—————-+
¦Перечислен НДС в бюджет ¦ 2 303 04 830 ¦ 2 201 01 610 ¦ 1 372,88 ¦
L———————————————+——————+——————+——————

О. Заболонкова,

зам. главного редактора журнала
“Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение“

“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 8, август 2007 г.

————————————————————————-
*(1) Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н “Об утверждении Инструкции по бюджетному учету“.

*(2) Приложение 8 к Приказу N 2488.

» Казахстанский Бухгалтерский форум www.balans.kz

Начисляется ли амортизация по библиотечному фонду?

Автор: Любовь
Добавлено: #1&nbsp&nbspСб Ноя 08, 2008 08:29:56
Заголовок сообщения: Начисляется ли амортизация по библиотечному фонду?
База знаний http://balans.kz/viewtopic.php?p=279669#279669
База знаний http://balans.kz/viewtopic.php?p=316120#316120

всем хорошей погоды! Замучалась с вопросом. До 199… года точно библиотека не амортизировалась , а книги списывались по ветхости с примечаниями , какая страницв вышла из строя и т. д. Теперь бухуслуги оказывали различные фирмы, причем одна начисляет амортизацию на книги (они используются для оказания услуг карты , справочники спецлитература), а другая нет. И кого из них слушать? Найти информацию не могу, но думаю, что амортизация на книги начисляться не должна

Автор: Нерезидент Баланса
Добавлено: #2&nbsp&nbspСб Ноя 08, 2008 09:41:47
Заголовок сообщения:
у нас библиотечный фонд не амортизируется
Автор: Fiona
Добавлено: #3&nbsp&nbspСб Ноя 08, 2008 09:47:59
Заголовок сообщения:
ПРИКАЗ
МИНИСТРА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 12.10.1999 N 553
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ О ПОРЯДКЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ
УЧЕТЕ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
(АКТИВОВ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"

Приказываю:
1.

Учет библиотечного фонда бюджетного учреждения (Киселева В.Л.)

Утвердить прилагаемые Правила о порядке определения и отражения в бухгалтерском учете износа основных средств (активов) государственных учреждений.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
И.о. Заместителя Премьер-министра
Республики Казахстан — Министр финансов

ПРАВИЛА О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТА ИЗНОСА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (АКТИВОВ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2. Износ не определяется по следующим основным средствам (активам):
по зданиям и сооружениям, являющимися уникальными памятниками архитектуры и искусства;
оборудованию, экспонатам, образцам, моделям действующим и недействующим, макетам и другим наглядным пособиям, находящимся в кабинетах и лабораториях и используемым для учебных и научных целей;
продуктивному и племенному скоту;
экспонатам животного мира (в зоопарках и других аналогичных государственных учреждениях);
многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста;
библиотечным фондам, фильмофонду, сценическо-постановочным средствам, музейным и художественным ценностям;
вооружению и военной технике;
основным средствам (активам) государственных учреждений, находящимся за границей.

Автор: Любовь
Добавлено: #4&nbsp&nbspВс Ноя 09, 2008 17:15:56
Заголовок сообщения:
Огромное спасибо!!!!!
Автор: Fiona
Добавлено: #5&nbsp&nbspПн Ноя 10, 2008 09:06:33
Заголовок сообщения:
Любовь говорит:
Огромное спасибо!!!!!

Кнопка слева.

Автор: Бахыт
Добавлено: #6&nbsp&nbspВт Дек 04, 2012 10:02:42
Заголовок сообщения:
Добрый день. Основным видом деятельности некоммерческой организации явл.библиотека, на начальном этапе на балансе числится около 30 000 экз. на счете 2410, подскажите (так как нигде не могу найти) в бухгалтерском и налоговом учете начисляется ли амортизация на библиотечный фонд, и если можно ссылки на НПА.
Выручайте.Спасибо.
Автор: Бахыт
Добавлено: #8&nbsp&nbspВт Дек 04, 2012 10:52:57
Заголовок сообщения:
мы не явл.гос.учреждением, и ксожалению Ваша ссылка не открывается….

Добавлено спустя 4 минуты 7 секунд:

просто была мысль вести в бух.учете не в разрезе наименования (т.к. в библиотеке есть своя спец.прога, где учитывается каждая книга) не начислять амортизацию, на сколько это корректно будет? а в налоговом как положено начислять…

Автор: Трудоголик2
Добавлено: #9&nbsp&nbspВт Дек 04, 2012 10:58:10
Заголовок сообщения:
Бахыт говорит:
мы не явл.гос.учреждением,

А что вам мешает воспользоваться БУ для гос. учреждений для учета вашего библиотечного фонда?

Бахыт говорит:
Ваша ссылка не открывается….

Попробуйте вот здесь http://www.stat.gov.kz/klassifikacii/Pages/default.aspx

Автор: Бахыт
Добавлено: #10&nbsp&nbspВт Дек 04, 2012 11:26:05
Заголовок сообщения:
не пойму для чего Вы мне дали ссылку на классификатор? воспользоваться БУ для гос.учреждений мешает, то, что мы не являемся гос.учреждением
но все равно спасибо за то что откликнулись…..
Автор: Трудоголик2
Добавлено: #11&nbsp&nbspСр Дек 05, 2012 08:25:02
Заголовок сообщения:
Бахыт говорит:
мы не являемся гос.учреждением

Я это прочитала в посте № 8. И что? Возьмите за основу БУ для гос. учреждений и подработайте его под себя. И это будет правильное решение, т.к. там четко расписано, что куда, какая амортизиция и т.д.. И думаю, что если вы будите опираться на это, то у НК и других проверяющих к вам не будет притензий, т.к. нормативы вы взяли с офицального дока, а не высосали из пальца.

Служба поддержкиWWW.BALANS.KZ

УЧРЕЖДЕНИЕ ПРИОБРЕТАЕТ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ

Н.Н. Шишкоедова
консультант-эксперт Издательского
Дома «Советник бухгалтера»

    Многие государственные и муниципальные учреждения приобретают периодические издания — газеты, журналы, альманахи и т. д.

Начисление амортизации в бюджетном учете по новым правилам

Чаще всего их покупают по подписке. Учет расходов на подписку имеет свои особенности, о которых мы и расскажем в этой статье.
 

Авансы или расходы будущих периодов?

 
    Казенные учреждения, а также бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, должны руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ (утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2010 № 190н).
    В соответствии с данным документом расходы на подписку на периодические и справочные издания, в том числе для читальных залов библиотек, с учетом доставки подписных изданий, если она предусмотрена в договоре подписки, следует относить на подстатью 226«Прочие работы, услуги» КОСГУ.
    Значит, руководствуясь Инструкциейпо применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, а также соответствующими инструкциями в зависимости от типа учреждения, расчеты по подписке следует отражать с применением счетов 20826«Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих работ, услуг» (если подписка оформляется через подотчетное лицо), а также 20626 «Расчеты по авансам по прочим работам, услугам» и 30226 «Расчеты по прочим работам, услугам» (если подписка оплачивается иным образом).
    Однако в нынешнем году возник другой вопрос — а на какой счет нужно относить расходы на оформление подписки? Ведь сама схема подписки заключается в том, что сначала учреждение должно оплатить 100% стоимости газет, журналов и прочей периодики и лишь потом будет регулярно получать периодику. Более того, подписку на 2012 год (или на первое полугодие 2012 года) оформляют уже сейчас, в 2011 году, хотя фактически издания начнут поступать по этой подписке лишь в следующем году.
    А пунктом 302 Инструкции № 157н введен новый счет, предназначенный для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, — это счет 40150 «Расходы будущих периодов».
    Нужно ли применять этот счет в отношении расходов на подписку?
    На наш взгляд, нет, не нужно. Поясним почему.
    Смысл понятия «расходы будущих периодов» — и соответственно идея применения счета 40150 — сводится к тому, что у учреждения могут быть «безвозвратные» расходы, которые оно уже осуществило, потратило на это деньги, которые уже никто не вернет, но относиться эти расходы могут не только к отчетному, но и к следующим периодам. Вот такие расходы нужно признавать на счете 40150 и списывать постепенно (относить на финансовый результат текущего года) в течение всего периода, к которому они относятся (равномерно, пропорционально объему продукции или иными способами). Например, в рамках осуществления приносящей доход деятельности учреждение провело подготовительные работы к сезонному производству или осваивало новое производство — затраты понесены, потраченные средства никто не вернет, но они окупятся по мере выпуска и реализации продукции (то есть должны включаться в себестоимость соответствующей продукции по мере ее изготовления).
    Если же деньги перечислены в оплату каких-то будущих работ, услуг или в счет предстоящей поставки ценностей, но в случае неисполнения поставщиком (подрядчиком) соответствующего договора они могут быть возвращены (договор может быть расторгнут или изменен), имеют место не расходы будущих периодов, а простая уплата аванса (предварительная оплата).