Оплата труда преподавателей

Содержание


Почасовая оплата труда педагогических работников образовательных учреждений

Дополнительное финансирование школ сопровождается повсеместным переходом на новые системы оплаты труда (НСОТ).

Их принципы отработаны пилотными регионами в рамках комплексных проектов модернизации образования в 2007-2009 годах.

В регионах сложились три модели новых систем оплаты труда. Эти модели построены на общих принципах, но имеют существенные различия.

Ключевые принципы новой системы оплаты труда, лежащие в основании моделей НСОТ:

  • фонд оплаты труда (ФОТ) каждой школы формируется на основании подушевого норматива. Школа получает деньги по госзаданию на обучение каждого ребенка – по числу детей, а не на основании того, нравится или не нравится образовательное учреждение местному начальству. Школа стремится создать привлекательные условия для каждого ученика и сама решает, какие кадры ей для этого нужны. ФОТ = N х У, где N – величина норматива на одного ученика, установленная в субъекте РФ, У – количество учащихся в общеобразовательном учреждении;
  • школа самостоятельно формирует свое штатное расписание в объеме доведенных до нее средств. Школа стремится сформировать оптимальное штатное расписание в соответствии с приоритетами, особенностями её образовательной программы, увеличивая оплату труда в первую очередь штатным сотрудникам;
  • фонд оплаты труда школы делится на базовую и стимулирующую части. Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает работникам выплаты постоянной части их зарплаты (за выполнение должностных обязанностей, с учетом объемов выполняемой работы и условий труда).

    Расчет заработной платы педагогов в Колледже

    Стимулирующую часть фонда оплаты труда распределяют с участием Советов школ по утвержденным показателям качества труда работников школы (не за увеличение объемов выполняемой работы);

  • в зарплате учителя учитываются не только учебные часы, но и другие виды деятельности, которые он осуществляет: заведование кабинетом, проверка тетрадей, изготовление наглядных пособий и раздаточных материалов, консультации с родителями и др.;
  • зарплата директора пропорциональна средней зарплате учителей, мотивируя его не раздувать штаты сверх необходимости, но обеспечить приемлемый уровень оплаты труда учителей.

Существенное различие трех моделей — способ формирования постоянной части зарплаты учителя

Модель 1. Базовый оклад +

Модель, основанная на базовом окладе и повышающих коэффициентах, позволяет при расчете постоянной части зарплаты работников школы опираться на утвержденные на региональном уровне базовые оклады (у работников, занимающих одинаковую должность, базовый оклад – одинаковый). В зависимости от особенностей нагрузки учителя (количество учебных часов, объем осуществляемых неурочных видов деятельности и др) к базовому окладу применяются повышающие коэффициенты. Разное количество учащихся у разных учителей при реализации этой модели НСОТ тоже может учитываться при начислении зарплаты через специальный коэффициент.

Модель 2. Все включено

Модель, основанная на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в   неделю, отличается от двух предыдущих тем, что все виды деятельности учителя оплачиваются в окладе за 36 рабочих часов в неделю. Внутри этих 36 часов могут быть и учебные часы, и неучебные часы (например, часы на проверку тетрадей или на проведение родительских собраний и др.). Доля учебных и неучебных часов конкретного учителя определяется трудовым договором между учителем и работодателем. Стоимость учебного и неучебного часа работы учителя может утверждаться на уровне школы, муниципалитета или региона в целом.

Модель 3. Ученико-час

Модель, основанная на «ученико-часе», позволяет при расчете постоянной части зарплаты учителей учесть и различие в количестве учебных часов, которые ведут педагоги, и количество учеников с которыми работают учителя. Каждая школа в объеме фонда оплаты труда самостоятельно рассчитывает величину ученико-часа (стоимость работы учителя с одним учеником в течении одного академического часа). Для каждого учителя определяется количество ученико-часов нагрузки. Таким образом, в постоянной части зарплаты труда учителя учитывается интенсивность его труда.

Перечень нормативных актов, лежащих в основе перехода на НСОT: http://www.kpmo.ru/kpmo/info/nsotnormbaza.html

Почасоваяоплататруда в образовательныхучреждениях применяется при оплате за часы, предоставленные педагогическимработникам в следующих случаях:

в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников, продолжавшегося не свыше двух месяцев;

за часы педагогической работы, выполненные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного им при тарификации;

при оплате за педагогическую работу специалистов предприятий, учреждений и организаций (в т.ч. из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения;

при оплате за часы преподавательской работы в объеме 240 часов в другом образовательном учреждении (в одном или нескольких) сверх учебной нагрузки, установленной при тарификации;

при оплате за часы преподавательской работы в том же учреждении среднего профессионального образования работникам из числа руководящего состава, в объеме 240 часов в случае если они выполняются сверх предельной учебной нагрузки.

Порядок почасовой оплаты труда разъяснен вразделе 5 Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работниковобразовательных учреждений, доведенных письмом Минобразования России иПрофсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 16января 2001 года № 20-58-196/20-5/7 и письме Минобразования России от 29декабря 1995 года № 87-М «О почасовой оплате труда в образовательныхучреждениях».

Размер оплаты за один час указанной вышепедагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставкизаработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом Единойтарифной сетки за установленную норму часов педагогической работы в неделю насреднемесячное количество рабочих часов.

Размер месячной ставки заработной платы внастоящее время определяется в соответствии с постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 2 октября 2003 года № 609 «О повышении тарифных ставок(окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организацийбюджетной сферы».

Учитывая положения данного нормативного акта, с 1 октября 2003 года схема тарифных ставок (должностных окладов) по оплате труда работников бюджетных учреждений имеет следующий вид:

Разряды оплаты труда 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Тарифные коэффициенты 1,00 1,11 1,23 1,36 1,51 1,67 1,84 2,02 2,22
Тарифные ставки (оклады) 600 670 740 820 910 1010 1110 1220 1340
Разряды оплаты труда 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Тарифные коэффициенты 2,44 2,68 2,89 3,12 3,36 3,62 3,9 4,2 4,5
Тарифные ставки (оклады) 1470 1610 1740 1880 2020 2180 2340 2520 2700

Среднемесячное количество рабочих часов определяется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье (независимо от фактического режима труда и отдыха) путем деления нормы рабочего времени в неделю (например, для учителей — 18 и 20 часов) на пять дней, умножения полученного результата на количество рабочих дней в году и деления его на 12 месяцев (см., например, письмо Минобразования России от 9 ноября 1995 года № 75-М «О среднемесячном количестве рабочих часов при определении часовой тарифной ставки в 1996 году»).

Согласно производственному календарю на 2003 годколичество рабочих дней составляет 250.

Исходя из этого, среднемесячная норма рабочеговремени для исчисления размера почасовой оплаты педагогическим работникамсоставит:

при 18-часовой рабочей неделе — 75 часов (18 час./5 дней х 250 дней/12 месяцев);

при 20-часовой рабочей неделе — 83,33 часа (20 час./5 дней х 250 дней/12 месяцев);

при 24-часовой рабочей неделе — 100 час. (24 час./5 дней х 250 дней/12 месяцев).

Категории педагогических работников с указаниемпо ним соответствующей нормы часов преподавательской работы за ставкузаработной платы, определены в пункте 2 приложения к постановлениюПравительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 «Опродолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставкузаработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».

Норма в 18 часов в неделю устанавливается:

учителям 5—11(12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских;

преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;

преподавателям специальных дисциплин 1—11(12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

преподавателям 3—5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5—7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1—4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений.

Норма в 20 часов в неделю устанавливается учителям1-4 классов общеобразовательных учреждений.

Норма в 24 часа в неделю устанавливаетсяпреподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного,хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1-4 классов детскихмузыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летнимсроком обучения.

Исходя из вышеизложенного, для того чтобыопределить ставку почасовой оплаты следует величину месячной ставки заработнойплаты согласно разряда, присвоенного при тарификации, разделить на 75, 83,33или 100. Для определения размера оплаты следует полученный результат умножитьна количество фактически отработанных часов.

Исходя из действующей в настоящее время ЕТС,размер ставки почасовой оплаты работников из числа учителей общеобразовательныхшкол составит:

для учителей 5-11 (12) классов:

  • 7 разряда ЕТС — 14 руб. 80 коп. (1110 руб. / 75 час.);
  • 8 разряда ЕТС — 16 руб. 27 коп. (1220 руб. / 75 час.);
  • 9 разряда ЕТС — 17 руб. 87 коп. (1340 руб. / 75 час.);
  • 10 разряда ЕТС — 19 руб. 60 коп. (1470 руб. / 75 час.);
  • 11 разряда ЕТС — 21 руб. 47 коп. (1610 руб. / 75 час.);
  • 12 разряда ЕТС — 23 руб. 20 коп. (1740 руб. / 75 час.);
  • 13 разряда ЕТС — 25 руб. 07 коп. (1880 руб. / 75 час.);
  • 14 разряда ЕТС — 26 руб. 93 коп. (2020 руб. / 75 час.).

для учителей 1- 4 классов:

  • 7 разряда ЕТС — 13 руб. 32 коп. (1110 руб. / 83,33 час.);
  • 8 разряда ЕТС — 14 руб. 64 коп.

    КТО ТАКОЙ ПРЕПОД—ПОЧАСОВИК?

    (1220 руб. / 83,33 час.);

  • 9 разряда ЕТС — 16 руб. 08 коп. (1340 руб. / 83,33 час.);
  • 10 разряда ЕТС — 17 руб. 64 коп. (1470 руб. / 83,33 час.);
  • 11 разряда ЕТС — 19 руб. 32 коп. (1610 руб. / 83,33 час.);
  • 12 разряда ЕТС — 20 руб. 88 коп. (1740 руб. / 83,33 час.);
  • 13 разряда ЕТС — 22 руб. 56 коп. (1880 руб. / 83,33 час.);
  • 14 разряда ЕТС — 24 руб. 24 коп. (2020 руб. / 83,33 час.).

Аналогично рассчитываются ставки и другихпедагогических работников.

Необходимо учитывать, что если замещениеотсутствующего работника педагогическим работником осуществлялось свыше двухмесяцев, оплата его труда со дня начала замещения за все часы фактической педагогическойработы производится на общих основаниях с соответствующим увеличением ихнедельной учебной нагрузки (объема педагогической работы).

Оплата труда преподавателей учрежденийначального и среднего профессионального образования (кроме учреждений среднегопедагогического образования) за часы учебных занятий, предоставленные им сверхустановленной годовой учебной нагрузки, а также выполненные при замещениивременно отсутствующих по болезни и другим причинам педагогических работников,производится дополнительно по часовым ставкам, исчисленным путем делениямесячной ставки заработной платы на 72 часа (среднемесячное количество часов).

При диапазоне тарифных разрядов с 7 по 14,ставки почасовой оплаты труда указанных категорий работников составят:

  • 7 разряда ЕТС — 15 руб. 42 коп. (1110 руб. / 72 час.);
  • 8 разряда ЕТС — 16 руб. 94 коп. (1220 руб. / 72 час.);
  • 9 разряда ЕТС — 18 руб. 61 коп. (1340 руб. / 72 час.);
  • 10 разряда ЕТС — 20 руб. 42 коп. (1470 руб. / 72 час.);
  • 11 разряда ЕТС — 22 руб. 36 коп. (1610 руб. / 72 час.);
  • 12 разряда ЕТС — 24 руб. 17 коп. (1740 руб. / 72 час.);
  • 13 разряда ЕТС — 26 руб. 11 коп. (1880 руб. / 72 час.);
  • 14 разряда ЕТС — 28 руб. 06 коп. (2020 руб. / 72 час.).

Оплата производитсятолько после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки помесячноили в конце учебного года.

Если замещение продолжается непрерывно свышедвух месяцев, то со дня его начала производится перерасчет средней месячнойзаработной платы преподавателей исходя из уточненного годового объема учебнойработы.

Следует также учитывать, что суммы, начисленныепреподавателям учреждений начального и среднего профессионального образованияза часы преподавательской работы сверх установленной годовой учебной нагрузки,учитывается при исчислении среднего заработка, но только в размере 1/10 частиза каждый месяц расчетного периода (см., в частности, письмо МинобразованияРоссии от 14 сентября 2000 года № 20-58-4258/20-5).

Руководители образовательных учреждений впределах имеющихся средств, если это целесообразно экономически и не ущемляетинтересов основных работников данного учреждения, могут привлекать дляпроведения учебных занятий с обучающимися (воспитанниками)высококвалифицированных специалистов с применением ставок и условий почасовойоплаты, предусмотренных постановлением Минтруда России от 21 января 1993 года №7 «Об утверждении ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых кпроведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях,находящихся на бюджетном финансировании» (в редакции изменений от 2 ноября 1995года).

Указанные ставки могут применяться, например,при оплате высококвалифицированных специалистов, привлекаемых для проведенияотдельных занятий, курсов, лекций, факультативов, учебных предметов, по которымв целом на образовательное учреждение предусмотрено незначительное количествоучебных часов, а также при оплате труда лиц из числапрофессорско-преподавательского состава вузов, работников научных учреждений ив других случаях, когда нецелесообразно определять почасовую оплатупедагогического работника от ставки заработной платы на основе разрядов ЕТС.

Ставки почасовой оплаты определяются исходя изразмера ставки первого разряда ЕТС, устанавливаемой Правительством РоссийскойФедерации (в настоящее время — 600 руб.), и коэффициентов ставок почасовойоплаты труда.

В связи с этим, размеры коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, составляют:

Контингент обучающихся Размеры коэффициентов/ставок (руб.)
профессор, доктор наук доцент,кандидат наук лица, не имеющие ученой степени
Обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, другие аналогичные категории обучающихся, рабочие, работники, занимающие должности, требующие среднего профессионального образования, слушатели курсов 0,20/120 0,15/90 0,10/60
Студенты 0,25/150 0,20/120 0,10/60
Аспиранты, слушатели учебных заведений по повышению квалификации руководящих работников и специалистов 0,30/180 0,25/150 0,15/90

Следует учитывать, что в ставки почасовой оплаты уже включена оплата за отпуск.

Ставки почасовой оплаты труда лиц, имеющихпочетные звания «Народный», устанавливаются в размерах, предусмотренных дляпрофессоров, докторов наук.

Оплата труда членов жюри конкурсов и смотров, атакже рецензентов конкурсных работ производится по ставкам почасовой оплатытруда, предусмотренным для лиц, проводящих учебные занятия со студентами.

Коэффициенты ставок почасовой оплаты трудадемонстраторов пластических поз, участвующих в проведении учебных занятий, взависимости от сложности пластической позы устанавливаются в размере 0,03—0,04(18 — 24 руб.).

Оплата труда оппонентов при защите диссертацийна ученую степень доктора или кандидата наук производится по ставкам почасовойоплаты, предусмотренным для лиц, проводящих учебные занятия с аспирантами.

Ставки почасовой оплаты труда лиц, имеющих почетныезвания «Заслуженный», устанавливаются в размерах, предусмотренных для доцентов,кандидатов наук.

Оплата труда врачей-консультантов, не являющихсяштатными работниками учреждений здравоохранения, производится по ставкампочасовой оплаты труда, указанным в последней строке приведенной выше таблицы(соответственно — 0,30; 0,25 и 0,15).

Внимание В случае, когда отпуск по совместительству меньше по длительности отпуска по главному месту труда, то эти дни оформляются как отпуск без сохранения заработной платы. Нарушением трудового законодательства будет считаться отказ в предоставлении отпуска совместителю по его требованию в период отпуска по главному месту труда. Стаж педагогического работника по совместительству Согласно Постановлению Правительства РФ № 781 педагогический стаж дает право сотруднику досрочно выйти на пенсию, но лишь при выполнении законодательно установленных нормативов времени труда в учреждениях образования. Льготная пенсия назначается в случае, если человек отработал в них не менее 25 лет. При этом место труда учителя должно числиться в государственном спецреестре.

Работа педагога по совместительству

Он включает следующие социальные выплаты:

  1. За специальный режим работы.
  2. За дополнительную нагрузку в качестве классного руководителя.
  3. Для учителей химии – надбавка за вредность.
  4. При работе в специализированных группах детей или таких же классах – за дополнительную нагрузку.
  5. За проверку ученических тетрадей.
  6. Надбавка в качестве материальной помощи.

Зарплата учителей состоит из 2 частей: базовая и стимулирующая Как оформить социальные льготы для учителя в 2018 году Как уже было сказано, количество и размер социальных льгот, предоставляемых педагогическим работникам, регулируется на местном законодательном уровне. Таким образом, с подобным законом можно ознакомиться на сайте Администрации региона.

Совместительство и совмещение педагогических работников

Важно

В этом случае с работником заключаются трудовые договоры о внутреннем или внешнем совместительстве. Внимание! Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 N 41 (далее — Постановление N 41) установлены особенности работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры.

Выполнение педагогическими работникам отдельных видов работ, перечисленных в п. 2 Постановления N 41, не считается совместительством и не требует заключения отдельного трудового договора. Не являются совместительством:- педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год (пп.

«в» п.

Так, если сотрудник готов нести нагрузку 72 часа в неделю, то из них 36 часов будут работой по главному месту труда, а два других трудовых договора будут описывать функционал по дополнительно занимаемым должностям. По каждому из них недельная норма не может быть более 18 ч.

Оплата работы Все сотрудники, берущие на себя выполнение расширенного функционала, не определенного основным трудовым соглашением, должны получать за труд оплату в размере пропорционально отработанному времени. Если работником образовательной сферы выполняются нормированные задания, то оплата осуществляется за выполненный объем работ.

При этом не имеет значения, оформлена ли подработка в качестве совместительства либо совмещения.

Совместительство у педагогов: как оформить (комарова в.в.)

Какие социальные льготы положены учителям в 2018 году

Так, например, учителям иностранного языка в организациях дошкольного обучения устанавливается недельная часовая норма продолжительностью 18 ч., а инструкторам по физкультуре – 30 ч. Эти нюансы обязательно должны учитываться при установлении длительности рабочего дня педработникам по совмещаемым обязанностям.
Трудовой договор по совместительству с учителем Внимание Если педагог берет подработку в том же учреждении образования, что и главное место труда, то она не считается совместительством и не требует оформления самостоятельного трудового договора. Сотруднику будет достаточно внести изменения в основной договор (то есть оформить факт совмещения соглашением).


Если же человек работает в нескольких организациях, то обязательно заключение трудового соглашения в каждой из них.

Особенности работы по совместительству для педагогов

С ним можно оформить трудовой договор по основному месту работы и два трудовых договора о внутреннем совместительстве, продолжительность работы по каждому из которых составляет 18 часов в неделю. Педагогическим работникам не запрещено заниматься педагогической деятельностью у другого работодателя за пределами основного рабочего времени.

Продолжительность его рабочего времени по внешнему совместительству на той же должности не может превышать 16 часов работы в неделю (пп. «б» п. 1 Постановления N 41).В силу пп.

Оплата труда преподавателя техникума

«в» п.

Зарплата учителя по совместительству как рассчитать

Внимание

ВСЯ ПРАВДА О ЗАРПЛАТАХ УЧИТЕЛЕЙ / УЧИТЕЛЯ — МИЛЛИОНЕРЫ Льготы педагогам согласно Законодательству В зависимости от того, где преподает тот или иной педагог, льготы имеют значительные различия. К примеру, огромная часть из них предназначается учителям, работающим в сельской местности, другая – только для преподавателей городских школ, есть также и общие социальные льготы, предназначенные для педагогического состава независимо от места проживания.

Вся зарплата учителям рассчитывается и начисляется, основываясь на главных положениях Закона «Об Образовании», который постоянно претерпевает различные изменения. Последние дополнения в нем были прописаны в 2013 году, но количество социальных льгот для педагогов не уменьшилось, они всего лишь были перераспределены и привязаны к разным бюджетным уровням.
Однако существует более ранний документ — Положение об условиях работы по совместительству, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и ВЦСПС от 09.03.1989 N 81/604-К-3/6-84 (далее — Положение N 81/604-К-3/6-84), в котором содержится иная норма — не более 240 часов в год. На сегодняшний день этот документ не отменен и формально продолжает действовать в части, не противоречащей ТК РФ (ст. 423 ТК РФ).Возникает вопрос, какой нормой руководствоваться при оплате педагогической работы при применении почасовой оплаты труда и какой год имеется в виду — календарный (финансовый), учебный или год с момента разрешения на дополнительную работу.Действие Положения N 81/604-К-3/6-84 касательно особенностей работы по совместительству педагогических работников вызывает сомнения, т.к. в силу ст. 282 ТК РФ эти особенности должны устанавливаться в порядке, определяемом Правительством РФ.

Как оплачивается работа совместителей педагогов в школе в 2018 году

Однако, если молодой специалист планирует ехать преподавать в сельскую школу, ему полагается ряд дополнительных льгот:

  1. Выплата подъемных (разовая сумма, размер которой определяется местными властями).
  2. Увеличение суммы оклада (на 3 года).
  3. Выплата премии после окончания 3 лет работы (при условии ее успешности).
  4. Возможность бесплатного проезда в транспорте.

Для учителей в сельской школе предоставляется ряд льгот Жилищные льготы для учителей В сельской местности расширен объем льгот по приобретению жилья для молодых учителей, а именно – при взятии ипотеки молодым педагогам предоставляются условия с пониженной ставкой, составляющей 8,5% годовых.

Учителя начальных классов вниманием были обделены всегда. У предметников ставка 18 часов, а у учителей начальных классов 20 часов. Теперь, наконец-то, ставку уменьшили до 18 часов. Радоваться этому было преждевременно. Предметники (если хотят подработать!) могут взять больше часов. А вот учителям начальных классов подработать негде. Они были вынуждены брать продлёнку. Но если до внедрения НСОТ эта "подработка" ещё была ощутимой, то после внедрения НСОТ, продлёнку стали оплачивать разовой выплатой в 2000 руб (минус подоходный!).Кстати, таким же образом оплачивают и внеурочку (не человеко-час, а как продлёнку!) Постепенно из нашего расписания исчез урок труда. Уроки музыки, физкультуры у нас ведут учителя-предметники (хотя мы с методиками знакомы не понаслышке, нас этому учили!) Остался урок рисования и один урок труда. Второй урок труда исчез безвозвратно (перечеркнули слова В.А.Сухомлинского: "Таланты детей находятся на кончиках их пальцев"!).В этом году в 4 классах вводят модуль "Основы религиозных культур и светской этики". Вводят  за счёт урока  чтения. Этот "модуль" готовы вести учителя-предметники. Учителя начальных классов безропотно (А нас никто ещё и не спрашивает!)  свои часы отдают (А их как раз и остаётся ставка-18 часов!

Тарификация преподавателей СПО

Уже нечего больше отдавать!), а сами снова вынуждены брать подработку ввиде занятий с детьми  с ОВЗ! Что-то "охотников" за такой подработкой среди  учителей-предметников мало! А сколько  времени учителя начальных классов тратят, работая "сторожами-охранниками" при детях? Учителя-предметники идут к  отведённому им в расписании времени. Учитель же начальных классов,  как пришёл в школу к 8 утра, так ушёл в 2-3 часа. И перемены следим за дисциплиной, и если вдруг (а такое часто бывает!) учителя-предметники не приходят на урок, учитель начальных классов всегда готов с детьми провести дополнительные занятия. И главное забываем, что родители и дети идут в первый класс (зачастую!) выбирая конкретного учителя начальных классов. Соответственно благодаря учителям начальной школы (Да-да! Этого не надо стесняться и забывать!) работой обеспечены все работники школы! Ну я уж не говорю про то,  что, всё-таки, многое (!!!) закладывается благодаря Учителю начальных классов! Хотелось бы и соответствующего отношения к нам!