Определение страны происхождения

Специально для сайта www.audit4dk.ru http://ph756462-180220191020531.www12.pagehost.ru/ 08.12.2014

В соответствии с частью1 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ) определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза.

При этом страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Согласно статье 58 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.

Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.

Статьей 59 ТК ТС установлено, что в подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров.

Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Статьей 60 ТК ТС определено, что декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.

Если в декларации о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств — членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.

В соответствии со статьей 61 ТК ТС сертификат о происхождении товара — документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств — членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.

При вывозе товаров с таможенной территории таможенного союза сертификат о происхождении товара выдается уполномоченными органами или организациями государств — членов таможенного союза, если указанный сертификат необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товаров или если наличие указанного сертификата предусмотрено международными договорами.

Уполномоченные органы и организации, выдавшие сертификат о происхождении товара, обязаны хранить его копию и иные документы, на основании которых удостоверено происхождение товаров, не менее 3 (трех) лет со дня его выдачи.

Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.

Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.

Таким образом, установление страны происхождения товара как РФ необходимо только в случае вывоза товара из РФ.

В соответствии с подпунктом 37 статьи 4 ТК ТС товары таможенного союза признаются находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары:

— полностью произведенные на территориях государств — членов таможенного союза;

— ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств — членов таможенного союза;

— изготовленные на территориях государств — членов таможенного союза из товаров, указанных выше, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств — членов таможенного союза.

В соответствии со статьей 209 ТК ТС выпуск для внутреннего потребления — таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 210 ТК ТС ввезенный на территорию Таможенного союза товар приобретает статус товаров таможенного союза при соблюдении следующих условий:

1) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;

2) соблюдения запретов и ограничений;

3) представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Таким образом, при ввозе частей, необходимых для сборки готового изделия, эти части становятся товарами таможенного союза с момента их выпуска для внутреннего потребления.

Соответственно, при сборке готового изделия из частей, выпущенных для внутреннего потребления и приобретших статус товаров таможенного союза, готовое изделие также будет являться товаром таможенного союза.

В настоящее время на территории Таможенного союза страна происхождения товаров определяется по правилам, установленным Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров», которым утверждены соответствующие Правила определения страны происхождения товаров (далее Правила ТС).

В соответствии с пунктом 1 Правил ТС страна происхождения товаров – это страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товаров, установленными настоящими Правилами. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Согласно пункту 2 Правил ТС товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или на дне этого моря;

2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

3) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

4) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;

7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте 6 настоящего пункта;

8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр;

9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

10) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических объектах, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;

11) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах 1 — 10 данного пункта.

Таким образом, готовое изделие, собранное из иностранных комплектующих, не может считаться товаром, полностью произведенным на территории РФ.

Пунктом 3 Правил ТС установлено, что если в производстве товара участвуют две страны и более, страной происхождения товара считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товара, отвечающие критериям достаточной переработки, установленными в соответствии с Правилами ТС.

Пунктом 4 Правил ТС определено, что если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров в соответствии с пунктом 6 Правил ТС особо не оговариваются, товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товара произошло изменение классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.

Однако пунктом 5 Правил ТС установлены исключения, в нем указано, что независимо от положений, установленных пунктом 4 Правил ТС, не отвечают критериям достаточной переработки:

1) операции по обеспечению сохранности товара во время его хранения или транспортировки;

2) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка) по разборке и сборке упаковки;

3) простые сборочные операции и операции по разборке товара, а также иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Комиссией таможенного союза, учрежденной в соответствии с Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года (данный перечень не касается товаров, выпущенных для внутреннего потребления);

4) смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;

5) убой животных, разделка (сортировка) мяса;

6) мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом или другими веществами;

7) глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них);

8) операции по покраске или полировке;

9) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;

10) операции по окрашиванию сахара или формированию кускового сахара;

11) снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов;

12) затачивание, простой помол или простая резка;

13) просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);

14) разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;

15) разделение товаров на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;

16) комбинация двух или большего числа указанных операций.

Кроме того, согласно пункту 6 Правил ТС для определения страны происхождения товара также используются в порядке, определяемом Комиссией таможенного союза, следующие критерии достаточной переработки:

1) выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

Однако в настоящее время Комиссией таможенного союза разработан только Порядок использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада (Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 № 515), соответственно, к рассматриваемой ситуации пункт 6 Правил ТС неприменим.

Таким образом, РФ будет считаться страной происхождения собранного на территории РФ из ввезенных с территории иностранного государства частей готового изделия, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товара произошло изменение классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.

Если же имела место простая сборка, страной происхождения готового изделия РФ считаться не будет.

Таким образом, определить однозначно, будет ли страной происхождения такого изделия РФ, без определения кодов по ТН ВЭД как исходных частей, так и готового изделия, не представляется возможным.

В настоящее время ТН ВЭД определяется в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54.

В соответствии со статьей 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.

В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств — членов таможенного союза.

Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.

Коды товаров по ТН ВЭД, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 ТК ТС (когда перевозочный документ используется в качестве таможенной декларации), а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.

Таможенные органы, определенные законодательством государств — членов таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию.

Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства — члена таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.

В целях обеспечения единообразия толкования Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на основании предложений таможенных органов Комиссия таможенного союза принимает и публикует решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров.

Таким образом, определение кода ТН ВЭД осуществляется декларантом, а если он затрудняется с определением либо определяет код неверно – таможенным органом.

Заключения экспертов не являются обязательными при классификации товаров по ТН ВЭД.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

— готовое изделие, собранное на территории РФ из частей, ввезенных с территории иностранного государства, будет товаром таможенного союза, и может свободно обращаться на территории Таможенного союза (включая РФ) без каких-либо таможенных формальностей;

— такое изделие будет считаться товаром, страной происхождения которого является РФ, если в результате сборки произошло изменение классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (кода ТН ВЭД) на уровне любого из первых четырех знаков.

18 апреля 2018 г. Совет Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) утвердил новые Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) 1. Документ придет на смену правилам, принятым межправительственным соглашением ещё в 2008 году. Согласно официальной информации, размещенной на сайте ЕЭК, новые правила будут применяться для всех целей импорта, кроме получения тарифных преференций – по этим вопросам принимаются отдельные документы.

На протяжении 10 лет существования Соглашения о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года не утихали судебные споры, связанные с применением данного документа. И, как правило, об этих судебных делах знает вся страна.

Но давайте, для начала, рассмотрим основные изменения в правовом регулировании, касающиеся правил определения страны происхождения товаров.

Прежде всего, Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новелл в анализируемой области. Сразу оговорюсь, что, в общем, порядок подтверждения страны происхождения не изменился. По-прежнему, документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (статья 29 ТК ЕАЭС «Подтверждение происхождения товаров и документы о происхождении товаров»).

Вместе с тем, статья 29 ТК ЕАЭС содержит нововведение, согласно которому происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров. Исключения предусмотрены для товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита и товаров для личного пользования.

Например, таможенные органы вправе требовать документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, когда в отношении таких товаров могут применяться антидемпинговые и компенсационные пошлины.

При этом в случаях, когда происхождение товаров не подтверждено, то специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении данных товаров. Впоследствии, при установлении точных сведений о товарах таможенные пошлины, налоги исчисляются исходя из таких точных сведений.

В Таможенном кодексе ЕАЭС изменились и требования к сертификату о происхождении товара. Так, согласно части 1 статьи 31 нового кодекса Сертификат о происхождении товара – документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара или страны вывоза товара.

Ранее же в статье 61 Таможенного кодекса Таможенного союза под сертификатом о происхождении товара понимался документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза.

В силу части 4 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

В свою очередь, норма, содержащаяся в ТК ТС, предусматривала, что если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

Таким образом, согласно новому кодексу, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, он не рассматривается в качестве документа о происхождении товара.

На практике именно эта норма, касающаяся самостоятельного принятия решения таможенными органами в отношении сертификата о происхождении товара в качестве основания для предоставления тарифных преференций, вызывала наибольшее количество вопросов.

Так, в рамках судебного дела № А56-78410/2016 рассматривалась законность решения Балтийской таможни об отказе в предоставлении тарифной преференции. По мнению таможенного органа, сертификат формы «А», представленный в качестве документа, подтверждающего заявленные сведения в отношении страны происхождения товара, не мог быть принят в качестве основания для предоставления тарифных преференций, так как согласно экспертному заключению подпись уполномоченного лица экспортера (поставщика) в графе 12 сертификата является оттиском, нанесенным при помощи печатной формы – факсимиле, что не соответствует положениям права ЕАЭС. Вместе с тем, рассматривая данное дело, суды пришли к выводу о том, что выявленный таможенным органом формальный недостаток сертификата, при наличии совокупности иных представленных в дело доказательств (в том числе подтверждающего подлинность спорного сертификата письма Министерства промышленности и торговли страны, выдавшей данный документ), не может являться безусловным основанием для отказа в предоставлении тарифной преференции с учетом имеющихся у таможенного органа полномочий по проверке указанных в сертификате сведений. 14 марта 2018 года Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев кассационную жалобу таможни, оставил в силе судебные акты нижестоящих инстанций, указав на соблюдение в сложившейся ситуации обществом необходимых условий для предоставления испрашиваемых тарифных преференций.

Что касается новых Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, утвержденных 18 апреля 2018 года ЕЭК, то одним из важных их нововведений является положение, касающееся критериев (раздел II Правил) и особенностей определения страны происхождения товаров (раздел III Правил), ввозимых в ЕАЭС.

В частности, полностью полученными или произведёнными в конкретном государстве признаются полезные ископаемые, минеральные продукты и другие природные ресурсы, добытые из недр страны, на ее территории, в ее территориальном море. К таким товарам отнесена также продукция растительного происхождения, морского рыболовного промысла, полученная от живых животных и т.д.

Если при производстве продукции используются материалы из других государств, то происхождение товаров определяется на основании одного из двух альтернативных критериев, который участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) сможет сам выбрать: по коду Товарной номенклатуры ВЭД, который может быть изменен на уровне любого из первых четырех знаков, или по доле стоимости иностранного товара в продукте – его стоимость при переработке или производстве не должна превышать 50% цены готового товара.

Товар не сможет называться происходящим из страны, если на ее территории осуществляются лишь формальные операции – формируется партия продукции, наносятся логотипы или приклеиваются этикетки, осуществляется фасовка товаров в банки.

Ранее существовавшая в Соглашении о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года норма была предметом громкого судебного разбирательства между АО «Южморрыбфлот» и Находкинской таможней по делу № А51-18475/2016. Суть спора сводилась к тому, является ли рыбопродукция, выловленная иностранными судами вне пределов исключительной экономической зоны Российской Федерации, перегруженная на российское перерабатывающее судно и подвергшаяся глубокой заморозке, товаром Таможенного союза. 26 февраля 2018 года Верховный Верховный Суд Российской Федерации поддержал Арбитражный суд Дальневосточного округа, указав, что спорная рыбопродукция, в отношении которой произведены операции по глубокой заморозке (не выше минус 18 °C) на российском судне, выловлена в Мировом океане иностранными судами, за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации, перегружена за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации, в связи с чем, указанная продукция морского промысла не является товаром Таможенного союза.

К сожалению, формат статьи не позволяет нам затронуть все нововведения, содержащиеся в Правилах определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, утвержденных ЕЭК. Вместе с тем, дадим вам практический совет. В целях упрощения процедур документального подтверждения и контроля происхождения рассмотрите вопрос об отказе от документальных сертификатов о происхождении товаров и переходе на электронную систему верификации происхождения. Соответствующие положения содержатся в новых Правилах (пункт 26 раздела IV). Это позволит значительно сократить временные и финансовые затраты.

1 На момент публикации статьи документ не вступил в силу; Решение ЕЭК «Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)» вступает в силу по истечении 180 календарных дней с даты его официального опубликования.

20 ноября 2009 г. Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Украиной заключено Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ (далее — Соглашение).

Правила определения страны происхождения товаров (далее — Правила), ратифицированные Законом № 3592, вступили в силу для Украины 14.09.2011 г.

Эти Правила применяются для определения страны происхождения товаров, находящихся в торговом обороте между странами СНГ в рамках Договора о зоне свободной торговли, ратифицированного Законом № 5193, который вступил в силу для Украины 20.09.2012 г. Исключением является Азербайджанская Республика, которая применяет Правила в рамках Соглашения о создании зоны свободной торговли.

Согласно п. 2.1 Правил страной происхождения товара считается государство — участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке) в соответствии с этими Правилами.

Для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве — участнике Соглашения для целей получения режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата о происхождении товара формы СТ-1.

Сертификат формы СТ-1 оформляется и выдается на одну партию товаров, срок применения этого сертификата для целей предоставления режима свободной торговли ограничен 12 месяцами с даты его выдачи.

Указанный сертификат выдается органом (организацией), уполномоченным государством вывоза в соответствии с его национальным законодательством.

В Украине согласно Закону № 671 и постановлению № 255 уполномоченным органом по выдаче сертификатов о происхождении товаров из Украины (форма СТ-1) определена Торгово-промышленная палата Украины.

Товары, которые считаются полностью произведенными в государстве — участнике Соглашения

Пунктом 2.2 Правил определен перечень товаров, которые считаются полностью произведенными в государстве — участнике Соглашения.

Например, к товарам, которые считаются полностью произведенными в государстве — участнике Соглашения, относятся:

  • продукция растительного происхождения, выращенная и (или) собранная в этой стране; живые животные, которые родились и выращены в этой стране;
  • продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных, и т. п.

Критерий происхождения полностью произведенных товаров проставляется в графе 9 сертификата формы СТ-1 (буквенная отметка «П»).

Критерий достаточной обработки (переработки) товара

В случае если в производстве товара используются материалы/сырье происхождением из стран, которые не являются участниками Соглашения (третьи страны), определение страны происхождения товара осуществляется в соответствии с критерием достаточной обработки (переработки) товара.

Согласно п. 2.4 Правил критерий достаточной обработки (переработки) может выражаться выполнением следующих условий:

  • изменение товарной позиции по УКТ ВЭД на уровне по крайней мере одного из первых четырех знаков, произошедшее в результате обработки (переработки);
  • выполнение необходимых условий производственных и технологических операций, при осуществлении которых товар считается происходящим из той страны, на территории которой эти операции имели место;
  • применение правила адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.

При применении критерия достаточной обработки (переработки) в графе 9 сертификата формы СТ-1 проставляется буквенная отметка «Д» — товар, подвергнутый достаточной обработке (переработке), с указанием первых четырех цифр кода товарной позиции по УКТ ВЭД конечной продукции, например — «8703».

Правило изменения товарной позиции по УКТ ВЭД на уровне по крайней мере одного из первых четырех знаков, произошедшего в результате обработки (переработки)

Правило изменения товарной позиции по УКТ ВЭД на уровне одного из первых четырех знаков применяется ко всем товарам, за исключением товаров, включенных в Перечень условий производственных и технологических операций, во время выполнения которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (далее — Перечень) (приложение 1, являющееся неотъемлемой частью Правил).

Выполнение правила изменения товарной позиции по УКТ ВЭД на уровне по крайней мере одного из первых четырех знаков подтверждается на основании информации о классификации согласно УКТ ВЭД материалов/сырья иностранного происхождения, которые использованы при производстве готовой продукции.

Например, в Перечень не включен майонез товарной позиции 2103 УКТ ВЭД.

В случае если при производстве майонеза используется порошок горчицы или готовая горчица иностранного происхождения, классифицируемая в той же товарной позиции 2103 УКТ ВЭД, что и майонез, не происходит изменение товарной позиции по товарной номенклатуре на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков и товар не получает статус происхождения.

Исключением является правило «толерантности», обусловленное п. 2.6 Правил, согласно которому допускается использование материалов иностранного/неизвестного происхождения, имеющих товарную позицию (на уровне первых четырех знаков), одинаковую с конечным товаром, при условии, что их стоимость не превышает 5% цены конечного товара на условиях франко-завод и такие материалы являются необходимым компонентом при производстве конечного товара (за исключением тех товаров, для которых в Перечне указаны другие условия).

Майонез получит статус происхождения при условии, если стоимость порошка горчицы или готовой горчицы, которые являются необходимыми компонентами при производстве конечного товара, не превышает 5% цены конечного товара на условиях франко-завод.

Выполнение правила «толерантности» обязательно должно быть подтверждено в заключении о происхождении товара или акте экспертизы, выданном уполномоченным органом либо другими организациями согласно национальному законодательству государства — участника Соглашения.

Согласно п. 2.2 Примечания 2 к Перечню в случае если условиями и операциями установлено, что в производстве продукта могут быть использованы материалы любых товарных позиций, это означает, что материалы, которые классифицируются в той же товарной позиции, что и продукт, также могут быть использованы при условии соблюдения особых ограничений, определяемых условиями и операциями.

Например, промышленные жирные спирты (товарная подпозиция 3823 70 УКТ ВЭД) получают статус происхождения при условии их изготовления из материалов каких-либо позиций, в частности из жирных кислот.

Также правило изменения товарной позиции может применяться к товарам, включенным в Перечень, как самостоятельно, так и в сочетании с другими критериями происхождения.

Например, изделия столярные или плотнические, деревянные, строительные (из товарной позиции 4418 УКТ ВЭД) получают статус происхождения при условии изготовления их из лесоматериалов, причем использованные материалы должны классифицироваться в позиции, отличной от позиции готового продукта. Однако могут использоваться ячеистые панели из дерева, гонт, дравка.

Проверка правила адвалорной доли материалов/сырья иностранного происхождения

Цена на условиях франко-завод — это цена товара, подлежащая уплате производителю, на предприятии которого выполнялась последняя обработка (переработка), на условиях франко-завод.

Приложением 1 к Правилам установлен перечень товаров, к которым применяется правило адвалорной доли как самостоятельно, так и в сочетании с производственными и технологическими процессами производства товара, а также с правилом изменения товарной позиции по УКТ ВЭД.

В соответствии с п. 2.4 Правил в случае если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели исчисляются:

  • для материалов иностранного происхождения — по таможенной стоимости таких материалов во время их ввоза в страну, на территории которой осуществляется производство конечного товара, или по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечного товара;
  • для конечного товара — по цене на условиях франко-завод.

Выполнение правила адвалорной доли подтверждается на основании:

  • инвойсов/таможенных деклараций на импорт материалов/сырья иностранного происхождения в страну, на территории которой осуществляется производство конечного товара, или
  • документов на приобретение в стране производства товара материалов/сырья иностранного происхождения;
  • документов о калькуляции себестоимости продукции, на основании которых уполномоченным органом была определена доля стоимости импортного сырья в общей стоимости готовой продукции.

Проверка условий производственных и технологических операций

Условия и операции, указанные в графе третьей Перечня, должны осуществляться только относительно используемых для изготовления продукта материалов иностранного происхождения. Ограничения, определенные условиями и операциями в графе третьей, также распространяются только относительно используемых для изготовления продукта материалов иностранного происхождения.

В случае если продукт, изготовленный из материалов иностранного происхождения, получает статус происходящего из государства — участника Соглашения, где осуществляется его переработка на основании изменения товарной позиции или на основании особого условия, которое касается его, или операции в соответствии с Перечнем, и потом используется как материал для производства другого продукта, то условия и операции, применяемые к продукту, во время изготовления которого он используется, к нему не применяются.

Перечень утвержден в табличной форме, где в первой колонке приведен код товара согласно товарной номенклатуре; во второй колонке — описание товара согласно коду, указанному в первой колонке; в третьей колонке — условия производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происхождением из той страны, в которой они имели место.

Товары в Перечне определяются исключительно кодом товара по УКТ ВЭД, наименование товара приведено только для удобства пользования.

В случае если коду товара по УКТ ВЭД предшествует предлог «з», это указывает на то, что условия и операции в третьей колонке применяются только к товарам, которые классифицируются в данной товарной позиции и указаны во второй колонке. В этом случае необходимо руководствоваться также наименованием товара.

Если в первой колонке приводятся номера нескольких товарных позиций или номер группы и вместе с тем во второй колонке есть обобщенное описание продуктов, то соответствующие условия и операции, указанные в третьей колонке, применяются ко всем продуктам, которые классифицируются согласно УКТ ВЭД в товарных позициях, указанных в первой колонке, или к каждой из товарных позиций, указанных в первой колонке.

В случае если относительно части товаров, которые классифицируются в одной и той же товарной позиции, применяются одни условия и операции, а относительно другой (других) части (частей) применяются другие условия и операции, то во второй колонке есть соответствующее количество абзацев, в каждом из которых приводится конкретное описание товаров, и соответственно в третьей колонке указываются условия и операции, которые относятся к товарам, описание которых приведено в том или ином абзаце второй колонки.

Выполнение условий производственных и технологических операций подтверждается на основании информации о технологическом процессе производства товара.

Например, мыло (товарная группа 34 УКТ ВЭД) получает статус происхождения, при изготовлении его из материалов любых позиций, при условии выполнения технологических операций:

  • жирового набора по рецептуре;
  • варки мыла;
  • мылосборника;
  • охлаждения и сушки;
  • механической обработки;
  • смешивания с добавками;
  • резки;
  • штамповки;
  • упаковки.

Пунктом 2.5 Примечания 2 к Перечню установлено, что условия и операции, приведенные в третьей колонке устанавливают минимальный объем выполнения производственных или технологических операций. Осуществление таких производственных или технологических операций в меньшем объеме не определяет происхождения продукта.

Таким образом, при производстве мыла должны выполняться все технологические операции, перечисленные в третьей колонке Перечня.

В соответствии с требованиями п. 3.1 Правил считаются не соответствующими критерию достаточной обработки (переработки) товара следующие операции по:

а) обеспечению целости товара при хранении или транспортировке;

б) подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправлений, сортировка, переупаковка), разборке и сборке упаковки;

в) промыванию, очищению, удалению пыли, покрытию оксидами, маслами или другими средствами;

г) глажке или прессованию текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них);

д) покраске или полировке;

є) лущению, частичному или полному отбеливанию, шлифовке и полировке зерновых и риса;

ж) покраске сахара или формированию сахарных кусков;

з) очистке от кожуры, извлечению косточек и лущению фруктов, овощей и орехов;

і) заточке, простой шлифовке или простой нарезке;

к) просеиванию через сито или решето, сортировке, классификации, отбору, подбору (включая составление наборов предметов);

л) разливу, фасовке в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;

м) разборке товаров по частям или простые сборочные операции;

н) разделению товаров на компоненты, не приводящему к существенному отличию полученной продукции от начальных составляющих;

о) смешиванию товаров (компонентов), не приводящему к существенному отличию полученной продукции от начальных составляющих;

п) забою скота, обработке (сортировке) мяса;

р) комбинация двух или больше указанных выше операций.

Например, клей (товарная позиция 3505 УКТ ВЭД) происхождением из Польши разливают в металлическую тару (бочки) (товарная позиция 7310 УКТ ВЭД) происхождением из Южной Кореи.

Несмотря на изменения товарной позиции (с 3505 на 3506 УКТ ВЭД) вышеуказанная операция считается недостаточной обработкой/переработкой, поскольку она состоит в простой расфасовке клея (пп. «л» п. 3.1 Правил).

Детали очков (товарная позиция 9003 УКТ ВЭД) происхождением из Японии собирают в Республике Молдова. Полученные готовые изделия (товарная позиция 9004 УКТ ВЭД) экспортируют в Украину.

В соответствии с Перечнем товары группы 90 УКТ ВЭД получают статус происхождения при условии их изготовления, когда стоимость всех использованных материалов не должна превышать 50% цены на условиях франко-завод конечной продукции.

Даже если применить правило адвалорной доли, вышеуказанный товар не получит статус происхождения, поскольку простая сборка деталей не считается достаточной обработкой/переработкой (пп. «м» п. 3.1 Правил).

Вермуты и другие виноградные натуральные вина с добавлением растительных или ароматических веществ (товарная позиция 2205 УКТ ВЭД) изготовляют путем выполнения технологических операций по купажированию, фильтрации и других последующих операций.

Операции по купажированию, фильтрации не включены в перечень недостаточных операций обработки/переработки, следовательно, такие товары получат статус происхождения при условии выполнения правила адвалорной доли в размере 50% цены на условиях франко-завод конечной продукции.

Обращаем внимание, что критерий достаточной обработки (переработки) товара может быть выполнен в результате проведения операций, перечисленных в п. 3.1 Правил, при условии, если такие операции установлены для конкретного товара в третьей колонке Перечня.

Например, такие товары получат статус происхождения при условии осуществления операций, перечисленных в п. 3.1 Правил:

  • готовая горчица (товарная подпозиция 2103 30 УКТ ВЭД) — изготовление из горчичного порошка;
  • слюда, включая расщепленную на пластины или чешуйки неправильной формы (товарная позиция 2525 УКТ ВЭД), — расщепление, обрезка, измельчение;
  • лесоматериалы распиленные (товарная позиция 4407 УКТ ВЭД) — распиливание, строгание, шлифовка, соединение во втулку;
  • обработанный камень (товарная позиция 6802 УКТ ВЭД) — пиление или разделение другим образом.

Кумулятивный принцип

Согласно требованиям п. 2.3 Правил для целей определения страны происхождения товара, изготовленного в государстве — участнике Соглашения, может применяться кумулятивный принцип, который определяет происхождение товара во время его последовательной обработки (переработки).

Если в производстве конечного товара в одном из государств — участников Соглашения используются материалы, происходящие из другой или других государств — участников Соглашения, которые подтверждены сертификатом (сертификатами) формы СТ-1 и подвергаются поэтапной дальнейшей обработке (переработке) в другом или других государствах — участниках Соглашения, то страной происхождения такого товара считается страна, на территории которой он в последний раз подвергался обработке (переработке).

Например, при производстве в Украине фотопленки экспонированной, не проявленной (товарная позиция 3704 УКТ ВЭД) использована пленка неперфорированная, шириной не более 105 мм (товарная подпозиция 3702 20 УКТ ВЭД), происхождением из Республики Беларусь.

Фотопленка приобретет украинское происхождение при условии подтверждения происхождения пленки неперфорированной из Республики Беларусь на основании сертификата формы СТ-1 и поэтапной обработки пленки неперфорированной в Украине.

Обращаем внимание, что кумулятивный принцип не выполняется в результате проведения операций, перечисленных в п. 3.1 Правил, например, мужские рубашки (код 6105 УКТ ВЭД) происхождением из Украины упаковывают в Молдове, используя упаковочные материалы происхождением из Белоруссии.

Учитывая то, что операции по упаковке являются простыми операциями (пп. «б» п. 3.1 Правил), рубашки при экспорте из Молдовы будут иметь украинское происхождение.

При применении кумулятивного принципа в графе 9 сертификата формы СТ-1 указывается буквенная отметка «К», в графе 5 «Для службових відміток» указываются номера сертификатов формы СТ-1 на материалы/сырье и страны, в которых они выдавались.

При отсутствии сертификата формы СТ-1 о происхождении материалов/сырья из государств — участников Соглашения определение страны происхождения конечного товара осуществляется на основании критерия достаточной обработки (переработки) товара, обусловленного пунктом 2.4 Правил.

Особенности проверки критерия достаточной обработки (переработки) некоторых товаров

Исключением из условий производственных и технологических операций является определение критерия достаточной обработки (переработки) мясной продукции, включенной в Перечень.

Мясо крупного рогатого скота свежее или охлажденное, мороженое товарных позиций 0201, 0202 УКТ ВЭД получает статус происхождения при условии изготовления из товаров группы 01 «Живые животные» УКТ ВЭД.

Согласно пп. «п» п. 3.1 Правил не соответствующими критерию достаточной обработки (переработки) товара считаются забой скота и обработка (сортировка) мяса.

Пунктом 3.2 Правил установлено, что если по товару достигается выполнение критерия достаточной обработки (переработки) (п. 2.4 Правил) исключительно за счет проведения операций, перечисленных в п. 3.1, этот товар не будет считаться происходящим из той страны, где эти операции имели место.

Таким образом, мясо крупного рогатого скота свежее или охлажденное, мороженое товарных позиций 0201, 0202 УКТ ВЭД получает статус происхождения исключительно в случае, если оно полностью произведено в данной стране согласно п. 2.2 Правил (в графе 9 сертификата проставляется критерий «П»).

При импорте в Украину определение страны происхождения жиров, масла (товарная позиция 1516 УКТ ВЭД), маргарина, пищевых смесей (1517 УКТ ВЭД), сахара белого (1701 УКТ ВЭД), пылесосов (8508 УКТ ВЭД), печей микроволновых (8516 50 УКТ ВЭД), DVD-проигрывателей (8521 90 УКТ ВЭД), мониторов жидкокристаллических (8528 УКТ ВЭД) осуществляется на основании оговорок Украины к Правилам.

Так, Украиной ратифицированы Правила со следующими оговорками:

«Кроме позиций 8528, 8508, 8516 50 000, 8521 90 000 (применяется правило изменения товарной позиции по УКТ ВЭД).

Украина независимо от условий, указанных в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров, оставляет за собой право применять следующие критерии:

  • для определения страны происхождения белого сахара, который производится из сахара-сырца тростникового (код товарной позиции 1701), изменение товарной позиции на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков;
  • по товарной позиции 1516 — при производстве стоимость использованных материалов не должна превышать 50% стоимости конечной продукции;
  • по товарной позиции 1517 — при производстве стоимость материалов из товарных позиций 1511 и 1513 не должна превышать 50% стоимости конечной продукции»