Оптимизация налогообложения

Введение

1. Теоретические основы исследуемой проблемы

1.1 Сущность и оформление налоговой политики предприятия

1.2 Оценка эффективности налоговой стратегии предприятия

2. Механизм влияния налоговой нагрузки на финансовое состояние предприятия

2.1 Определение налоговой нагрузки предприятия

2.2 Факторы, влияющие на сумму НДС, налога на прибыль, налога на имущество предприятия

2.3 Методы оптимизации налоговых платежей и разработка мероприятий по внедрению налогового планирования на предприятии

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Как предприятие, так и физические лица являются субъектами налогообложения на получаемую прибыль. Каждое предприятие стремится минимизировать величину своих налогов. Разумеется, это должно происходить в разрешенных законодательством и компетентными учреждениями каждой конкретной страны пределах. В Финляндии таким учреждением является Налоговый Департамент.

Было бы ошибкой отождествлять понятия "оптимизация налогов" и "уход от налогов". Последнее подразумевает незаконные действия, целью которых часто является обман государства. Оптимизация налогообложения предприятия — это комплекс законных действий и мер, направленных на минимизацию налогового бремени предприятия. Оптимизация и минимизация налогов предполагают анализ деятельности предприятия и точный математический расчет, дающий возможность выбора предприятием из нескольких альтернативных вариантов списания и учета средств и расходов, наиболее эффективного с точки зрения интересов предприятия.

«Платить налоги – обязанность, платить минимальные налоги – искусство»

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что сегодня каждая организация, независимо от вида деятельности и формы собственности, сталкивается с необходимостью платить налоги, что при неграмотном подходе и системных ошибках оборачивается лишними затратами и проблемами с законом. Поэтому необходимо проводить оптимизацию налогообложения предприятия, что сделает доходы максимальными, а налоги минимальными, не вступая в противоречие с законодательством.

Правильная оптимизация налогообложенияи прогнозирование возможных рисков оказывает значительную помощьв создании стабильного положения предприятия, поскольку позволяет избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности.

Важное значение имеет также концептуальное представление о механизме оптимизации отношений налогообложения, заключенном в разрешении экономического противоречия между фискальной направленностью налоговой системы и необходимостью усиления стимулирующей и регулирующей функции налогов по отношению к предпринимательскому сектору.

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть факты, касающиеся налоговой политики на предприятии, выбора способов ее оптимизации, с которыми сталкиваются предприятия на этом пути.

В курсовой работе будут рассмотрены теоретические основы исследуемой проблемы, а также механизм влияния налоговой нагрузки на финансовое состояние предприятия.

Курсовая работа состоит из введения, теоретической части, практической части и заключения.

Глава 1. Теоретические основы исследуемой проблемы

1.1 Сущность и оформление налоговой политики предприятия

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования осуществляемых государством.

Является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.

Поведение хозяйствующего субъекта определяет главная цель предпринимательской деятельности — увеличение совокупного дохода. Наряду с развитием производства, совершенствованием организации и управления, внедрением новейших технологий и оборудования предприятия стремятся увеличить доход за счет облегчения налоговой нагрузки, изыскания рациональных и законных способов снижения налоговых платежей. Такая задача решается по следующим направлениям:

1. Выбор видов деятельности, которые обеспечат приемлемую величину налоговой нагрузки на предприятие.

2. Определение оптимальных с точки зрения хозяйствующего субъекта способов и сроков уплаты налогов, сборов и других налоговых платежей.

3. Выбор направлений распределения и использования прибыли, осуществления инвестирования финансовых ресурсов, которые позволят иметь благоприятные для предприятия налоговые последствия.

Целенаправленная налоговая политика в значительной степени зависит от знания работниками, ответственными за исчисление и уплату налогов, того, какие налоги, в какие сроки и куда необходимо уплатить, от умения этих работников разбираться в существующих законных способах снижения налоговых выплат. Знание налогового права и текущего налогового законодательства позволяет осуществлять грамотное планирование налоговых платежей и доходов.

Т.А.

Оптимизация налогообложения на предприятиях в современных условиях

Козенкова в работе «Налоговое планирование на предприятии» рассматривает налоговое планирование в общем смысле как реализацию налогоплательщиком права использования всех возможных средств для уменьшения возложенного на него государством налогового бремени, основывающуюся на принципах законности, оперативности и оптимальности. Соблюдение этих принципов предопределяет характер и содержание предпринимательской деятельности, создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность возникновения ответственности за налоговые правонарушения.

Принцип законности выделяется в качестве основополагающего. Имеется в виду неукоснительное и строгое соблюдение требований налогового законодательства при определении налоговых обязательств предприятия, исчислении и уплате налогов. В связи с принятием и введением в действие части первой Налогового кодекса, ответственность за налоговые правонарушения рассматривается как самостоятельный вид юридической ответственности. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность. За нарушение законодательства о налогах и сборах должностные лица могут нести налоговую, административную или уголовную ответственность.

Принцип оперативности налогового планирования заключается в том, что разработанная предприятием налоговая политика должна оперативно корректироваться с учетом всех изменений в действующей системе налогообложения. При этом могут корректироваться не только основные направления налоговой политики, но и виды хозяйственных операций, а также направления всей хозяйственной деятельности.

Особенности российской политической и экономической системы — ее нестабильность, непредсказуемость, противоречивость принимаемых органами государственной власти законов и решений, в том числе и в сфере налогообложения. Поэтому предприятиям необходимо учитывать такой вероятный фактор, как налоговые риски. Налоговые риски могут быть связаны с изменениями в налоговой политике, введением новых видов налогов и сборов, изменением налоговых ставок и штрафных санкций, отменой налоговых льгот.

Предприятия, исходя из принципа оперативности налогового планирования, должны учитывать возможные не только внешние изменения, но и внутренние, которые могут коренным образом повлиять на его налоговую политику.

Сущность принципа оптимальности налогового планирования в том, что использование механизмов, уменьшающих размеры налоговых обязательств, не должно приводить к ущербу интересам собственников предприятия и стратегическим целям развития. Один из главных вопросов налогового планирования — поддержание оптимального соотношения между налоговыми платежами и той частью прибыли, которая остается в распоряжении предприятия для осуществления инвестирования и обеспечения финансовой устойчивости.

Таким образом, налоговое планирование является важнейшей составной частью налоговой политики предприятия.

1.2 Оценка эффективности налоговой стратегии предприятия

Необходимость, целесообразность проведения тактических налоговых мероприятий возникает в основном у предприятий, налоговая нагрузка на которые превышает 30% в добавленной стоимости выпущенной продукции. Такая фискальная нагрузка на промышленные предприятия не позволяет осуществлять цикл воспроизводства продукции в полном объеме, т.к. отчисления в государственный бюджет начинают производиться не только за счет прибыли, но и за счет ресурсов на замещение физически и морально устаревших технологий, а также значительными изъятиями из бюджетов домашних хозяйств. Достижение поступательного развития экономики, НТП в связи с этим становится возможно лишь при условии привлечения дополнительных денежных ресурсов со стороны. А учитывая неразвитость рыночной инфраструктуры, инвестиционного климата, привлечение инвестиций хозяйственными субъектами и домашними хозяйствами происходит, за редким исключением, за счет государства (например, посредством завышения отпускных цен предприятий ВПК, образования кредиторской задолженности, многочисленности льгот и т.п.). Следствием этого является асимметричная структура российской экономики с гипертрофированной ролью государства во всех сферах экономики. Для достижения большей степени свободы, независимости от воли отдельных государственных чиновников руководству и собственникам промышленных предприятий необходимо задуматься о построении адекватной сегодняшним реалиям системы налогового учета и контроля, способных уменьшить негативные последствия высокой налоговой нагрузки. Отсюда учет налоговых изъятий при составлении тактических планов — насущная необходимость.

Оптимизация налогообложения

Для субъектов хозяйственной деятельности эффективная оптимизация налогообложения так же важна, как и производственная стратегия, что обусловлено не только возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и перспективами стабильной работы организации. В период экономического кризиса эта проблема становится еще актуальнее из-за недостатка банковских финансовых ресурсов, трудности получения заемных средств и, следовательно, необходимости бизнеса опираться в основном только на свои ресурсы.

Преимущества законной оптимизации налогов

Одна из целей организаций и индивидуальных предпринимателей — выработка оптимальных решений в производственной и хозяйственной деятельности, что позволяет осуществлять легальные операции с минимальными налоговыми потерями.

Оптимизация налогообложения — это система различных схем и методик, позволяющая организации выбрать оптимальное решение для конкретной ситуации в хозяйственной деятельности.

Правильная оптимизация налогообложения (то есть осуществляемая законными методами) и прогнозирование возможных рисков обеспечивают стабильное положение организации на рынке, поскольку позволяют избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности.

Первый шаг. Выбор системы налогообложения

Оптимизация налогообложения организации должна осуществляться задолго до начала налоговой проверки. А лучше всего планировать ее еще до создания организации или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку в момент регистрации хозяйствующий субъект должен выбрать систему налогообложения (общую или упрощенную).

Оптимизация налогообложения способна принести максимальный эффект именно в момент создания организации, поскольку планирование будущей деятельности происходит при условиях, когда еще не сделано ошибок, которые будет трудно исправлять в дальнейшем.

Многие субъекты хозяйственной деятельности при регистрации не подозревают о том, что система налогового учета построена не оптимально, и это может привести к негативным последствиям в их деятельности.

Ввиду того что законодательная система налогообложения в Российской Федерации очень сложна и нестабильна, налогоплательщику необходимо учитывать правоприменительную и судебную практику, чтобы разобраться во всех аспектах налогообложения.

Второй шаг. Создание системы оптимизации налогообложения

Попробуем вывести формулу оптимизации налогообложения, под которой понимаются:

  • оптимизация системы налогообложения на начальной стадии бизнеса, то есть правильный выбор системы налогообложения в момент регистрации бизнеса;
  • планирование и оценка налоговых рисков с учетом разъяснений Минфина России и налоговых органов (сейчас эта информация открыта для налогоплательщиков и размещена на сайтах ведомств);
  • оценка хозяйственных договоров с точки зрения налоговых рисков (не следует забывать о наличии таких понятий, как "мнимая" и "притворная" сделки);
  • мониторинг действий налоговых органов при проведении налоговой проверки на предмет соблюдения налогового законодательства;
  • грамотное ведение дел в суде по оспариванию решений налоговых органов с учетом сложившейся судебной практики (в каждом регионе практика складывается по-разному даже по схожим налоговым ситуациям, а до ВАС РФ доходят не все случаи, поэтому говорить о единообразии рассмотрения дел в судах пока не приходится).

Процесс работы по созданию и внедрению системы оптимизации налогообложения в уже действующей организации должен как минимум включать следующие этапы:

  • проверка бухгалтерского и налогового учета;
  • обеспечение необходимого объема и качества первичных документов силами самой организации, а также с привлечением аудиторских служб;
  • разработка собственно системы оптимизации налогообложения, которая может предусматривать разделение функций бизнеса хозяйствующего субъекта между несколькими структурными подразделениями (или создание нескольких структур под каждый этап бизнеса);
  • разработка необходимых инструментов регулирования равномерности и размеров уплаты налогов для созданной системы оптимизации (например, если вы в целях оптимизации перевели свой бизнес на упрощенную систему налогообложения, то просчитайте для внутреннего анализа, сколько вы уплатили бы налогов по общей системе налогообложения, определите эффект; или если вы разбили свое производство на этапы, зарегистрировав несколько самостоятельных объектов бизнеса, то определите размер сэкономленных налогов в сравнении с налогами холдинга в целом).

Система оптимизации налогообложения основывается на определенных принципах. Вот некоторые из них.

  1. Принцип адекватности затрат.

Стоимость создания системы оптимизации налогообложения (внутренних затрат организации или расходов на оплату услуг сторонних организаций) не должна превышать суммы уменьшаемых налогов.

  1. Принцип юридического соответствия.

Суть этого принципа заключается в недопустимости построения схем оптимизации налогообложения, основанных на коллизиях или "пробелах" в нормативных актах. Если отдельные положения законодательства являются спорными и могут трактоваться в пользу как налогоплательщика, так и государства, имеется вероятность возникновения в будущем судебных разбирательств либо необходимости доработки схемы.

  1. Принцип конфиденциальности.

Доступ к информации о фактическом предназначении и последствиях проводимых минимизаций должен быть максимально ограничен. Желательно, чтобы кроме собственников никто не представлял себе картину полностью. Если каждый будет знать в подробностях только свой этап (участок), этого будет достаточно.

  1. Принцип подконтрольности.

Достижение желаемых результатов от использования схемы оптимизации налогообложения зависит от хорошо продуманного контроля и существования реальных рычагов влияния на ситуацию.

  1. Принцип автономности.

Действия по оптимизации налогообложения должны как можно меньше зависеть от внешних участников.

Как видно, основная цель — это построение общей модели оптимизации налогообложения в зависимости от вида деятельности организации и осуществление в соответствии с этой моделью конкретных действий, в том числе по минимизации налогообложения.

Оптимизация — всегда минимизация?

Многие считают, что оптимизация налогообложения проводится исключительно с целью максимального снижения налогового бремени, поэтому ее часто называют минимизацией налоговых платежей.

На самом деле оптимизация налогообложения — это более крупная задача, стоящая перед организацией или индивидуальным предпринимателем: помимо минимизации уплаты налогов ее инструментами являются отсрочка уплаты налогов, уменьшение суммы выплачиваемых в бюджет "живых" средств и другие. Все они выгодны с точки зрения налогоплательщика — денежные средства остаются в распоряжении налогоплательщика более длительное время и дают дополнительную прибыль.

Таким образом, оптимизация налогообложения и минимизация налоговых платежей — не одно и то же. Например, для уменьшения налога на прибыль можно ничего не оптимизировать, а просто искусственно увеличить валовые расходы путем включения в них расходов на оплату услуг, фактически не предоставлявшихся, в том числе затрат на маркетинговые исследования, проводимые сторонними организациями, и т.д. Но это будет уже не оптимизация, а уход от налогообложения и в то же время — минимизация. Однако и законная оптимизация может приводить к минимизации налоговых выплат, следовательно, эти понятия необходимо разграничивать.

Способы оптимизации налогообложения

В доказательство изложенного рассмотрим некоторые способы оптимизации налогообложения, не связанные с минимизацией сумм налогов.

Проанализируем такое понятие, как срок уплаты налогов. Существуют методы передвижения срока уплаты некоторых налогов на определенный период (без штрафных санкций). При этом размер налогов не уменьшается, но с точки зрения финансового менеджмента имеется положительный результат: средства остались в обороте и, следовательно, принесли дополнительную прибыль.

22 способа оптимизации налогов организации

Однако механизм получения отсрочек в настоящее время такой громоздкий, что получить их практически нереально. Например, по федеральным налогам их предоставляет только центральный аппарат Федеральной налоговой службы. Представляете, что произойдет, если все 4 млн юридических лиц, зарегистрированных сегодня в Российской Федерации, одновременно обратятся за предоставлением отсрочки в центральный аппарат ФНС? Следовательно, налоговым органам надо поработать над тем, чтобы порядок предоставления отсрочек был гибче, мог варьироваться под конкретную экономическую ситуацию, а если это крупнейший налогоплательщик, то, возможно, и под него. Но налогоплательщик со своей стороны может при желании и должном терпении пройти процедуру получения отсрочки до положительного решения и тем самым оптимизировать сроки уплаты налогов, получив в распоряжение дополнительные оборотные средства.

С этих же позиций можно рассматривать вопрос о штрафных санкциях за неуплату налогов в установленный срок. С точки зрения оптимизации налогообложения к вышеупомянутым штрафным санкциям нужно относиться так же, как и к любым другим платежам, то есть рассматривать их в разрезе выгоды. Например, возможно обращение в налоговые и судебные органы с ходатайством о снижении размера предъявленных штрафов в соответствии со ст. ст. 112 и 114 НК РФ.

При наличии смягчающих вину обстоятельств (а, как правило, у добросовестных налогоплательщиков они имеются) размер штрафа должен быть снижен не менее чем в два раза! На практике такие обращения поступают не так уж и часто, и то в основном в суды, а не в налоговые органы. Причина — незнание налогоплательщиками своих прав.

В завершение отмечу, что цель оптимизации налоговых платежей — не противодействие фискальной системе государства, которое ведет к применению налоговых санкций или мер уголовной ответственности, а именно легальное высвобождение активов для дальнейшего их использования в экономической деятельности. Законодательство дает налогоплательщику возможность правомерно избегать или в определенной степени уменьшать свои обязательные выплаты в бюджет (в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей), что не влечет для него неблагоприятных последствий.

С учетом всех возможных последствий налогоплательщику выгоднее знать свои законные права и пользоваться ими, чем минимизировать налоги незаконными методами.

А.Н.Артемьева

Начальник межрайонной ИФНС России N 3

по Тверской области,

советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации 1 класса

Методы налоговой оптимизации

1. Метод замены отношений. Операция, предусматривающая обременительное налогообложение, заменяется на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель, и при этом применить более льготный порядок налогообложения. Например, предприятие желает предоставить своему работнику жилье на безвозмездной основе. Тогда физическое лицо как минимум должно уплатить налог на дарение. Кроме того, стоимость безвозмездно переданного жилья включается в совокупный доход работника и подлежит налогообложению. Эти отношения можно заменить следующим образом: предприятие заключает с работником договор найма жилищного помещения, затем жилье передается безвозмездно в собственность муниципальных органов, после чего работник приватизирует данное помещение.

2. Метод разделения отношений базируется на методе замены. Только в данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а ее часть, либо хозяйственная операция разделяется на несколько. Метод разделения применяется, как правило, в случаях, когда полная замена не позволяет достичь результата, наиболее близкого к цели первоначальной операции.

3. Метод отсрочки платежа.

Service Temporarily Unavailable

Срок уплаты налогов связан с моментом возникновения объекта налогообложения (моментом возникновения налогооблагаемого оборота, моментом приобретения имущества) и налоговым периодом (месяц, квартал, год). Метод отсрочки позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения (соответственно и уплаты налога) на последующий налоговый период. Например, отсрочка налогового обязательства может возникнуть путем перечисления денежных средств в последний рабочий день месяца. Это дает возможность предприятию, получающему денежные средства отсрочить уплату налогов с поступивших средств минимум на месяц (при условии, что предприятия осуществляющие сделку находятся, например, в разных городах).

4. Метод прямого сокращения объекта налогообложения. Самым радикальным способом не платить налоги является избавление от объекта налогообложения. Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предприятия.

5. Метод оффшора. Под методом оффшора понимается перенос объекта налогообложения под юрисдикцию более мягкого режима налогообложения. Можно выделить следующие способы переноса объекта налогообложения: 1) Метод территориального оффшора – заключается в переносе объекта налогообложения на территорию, имеющую более льготный режим налогообложения. 2) Метод льготного предприятия, связанный с организационно-правовыми особенностями отдельных предприятий, позволяющими получить существенные налоговые льготы. Например, предприятия инвалидов, субъекты предпринимательской деятельности, уплачивающие единый налог на вмененный доход, субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и т.д.

6. Применение льгот и освобождений. Грамотное применение льгот, предусмотренных действующим налоговым законодательством – один из самых эффективных инструментов налоговой оптимизации. Можно выделить четыре группы налоговых льгот: 1) предоставляемые отдельным субъектам; 2) скидки, предоставляемые по объекту налогообложения; 3) пониженные налоговые ставки; 4) более поздние сроки уплаты, налоговый кредит.

Литература:

1. А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика.  М: Издательство «Налоги и финансовое право», 2008 г.

2. Д.Г. Черник, В.П. Морозов. Оптимизация налогообложения. Учебное пособие. 2007 г.

3. Д.Ю. Акулинин. Оптимизация налоговых платежей.  М: Издательство «Современная экономика и право», 2006 г.

Можно выделить следующие принципы налоговой оптимизации.

1. Соизмеримость

Применение необдуманных приемов снижения налогов будет иметь только одно последствие – особое внимание фискальных или правоохранительных органов. Налоговая оптимизация должна быть с юридической точки зрения досконально продумана.

2. Согласованность с законодательством

Налоговая оптимизация является ответственной деятельностью и сопряжена с определенным риском, поскольку, как показывает практика, в данном случае защита интересов налогоплательщика может осуществляться в судебном порядке (на уровне судебного прецедента). Прогнозировать направление судебной практики по тому или иному вопросу невозможно, так как это зависит от множества факторов. Кроме того, эффект от оптимизации может быть нивелирован гонорарами юриста.

Здесь необходимо учитывать, что до 1 августа 2004 года в соответствии со ст. 4 НК РФ нормативные документы Министерства по налогам и сборам РФ (в настоящее время Министерства финансов РФ), то есть инструкции, письма, приказы, методические разъяснения, не относятся к законодательству о налогах и сборах, а следовательно, данные акты не могут регулировать налоговые отношения и изменять или дополнять налоговое законодательство. Данные документы обязательны для исполнения территориальными налоговыми органами, поэтому после 31 июля 2004 года налоговые органы утратили право на издание нормативных документов в области налогообложения.

3. Простота

Способы оптимального налогообложения должны быть простыми, доступными и по возможности основываться на конкретных статьях законодательства РФ. Дело в том, что налоговое законодательство РФ использует разрешительный метод нормативного регулирования налоговых правоотношений, а не оправдательный.

4. Учет наличия самостоятельной отрасли права – системы налогового учета (в отличие от гражданской, банковской, бухгалтерской систем)

При формировании системы налогового законодательства РФ не учитывались взаимосвязь и привязка налогового права к нормам и положениям других отраслей права. Налоговое законодательство реализуется практически в собственной правовой плоскости. Наиболее существенный отрыв произошел от сферы гражданского законодательства. Кроме того, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ: «Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ».

В частности, в настоящее время правила бухгалтерского учета применяются к порядку налогообложения только в случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством. Во всех остальных случаях соответствия порядка бухгалтерского отражения операции и ее учета в целях налогообложения не существует. В целях налогообложения порядок ведения бухгалтерского учета корректируется с учетом требований налогового законодательства.

5. Комплексность

При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть рассмотрены все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом.

Во-первых, всестороннему анализу должны быть подвергнуты возможные последствия внедрения конкретного метода налогового планирования с точки зрения всей совокупности налогов.

Во-вторых, при выборе метода налогового планирования необходимо учитывать требования иных отраслей законодательства (антимонопольного, таможенного, валютного и т.д.). Например, при выборе места регистрации оффшорного предприятия необходимо учитывать существенные ограничения на вывоз капитала, перемещение товаров и денежных средств, введенные валютным и таможенным законодательством.

6. Учет «политических» аспектов

Необходимо быть готовым к тому, что резкое сокращение налоговых поступлений одного из наиболее крупных налогоплательщиков привлечет активное внимание местных контролирующих органов и администрации. Например, разделение организации на несколько «упрощенцев».

7. Грамотное документальное оформление операций

Небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для предприятия порядка налогообложения.

Например, при использовании упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения – доходы минус расходы) не все расходы учитываются в целях налогообложения. Например, консультативные расходы со стороны не уменьшают налоговую базу единого налога, однако расходы на зарплату сотрудника организации, осуществляющего аналогичные консультационные функции, будут включаться в расходы, уменьшающие величину доходов.

Оптимизация налогообложения предприятия: методы, схемы, пути и способы (анализ) (Д. А. Шевчук)

Принцип конфиденциальности

Данные принцип означает, что при использовании методов налоговой оптимизации требуется соблюдение конфиденциальности. Распространение сведений об удачно проведенной минимизации налогов может иметь ряд негативных последствий. Дело в следующем:

  • во-первых, уменьшение налогов (в любом виде, будь то налоговая оптимизация или уклонение от уплаты) не входит в перечень одобряемых обществом действий;
  • во-вторых, существует возможность, что примененный налоговым оптимизатором метод будет принят на вооружение другими предпринимателями и приобретет массовое распространение, а это впоследствии неизбежно вызовет оперативное изменение законодательства;
  • в-третьих, неосторожные высказывания налогоплательщика по поводу удачного обхода налогов – это один из источников «оперативной» информации для налоговых органов.

Оптимизация может быть связана с привлечением широкого круга лиц, поэтому необходимо руководствоваться правилом «золотой середины»: с одной стороны – сотрудники должны четко представлять себе свою роль в операции, с другой – они не должны, по возможности, осознавать ее цель и мотивы.

9. Использование разнообразных способов минимизации налогов

Как показывает практика, наиболее эффективные результаты налоговая оптимизация приносит только при использовании нескольких способов в совокупности. При этом важно добиться согласованности в использовании способов и их непротиворечивости.

Можно выделить следующие виды оптимизации налогообложения:

1) оптимизация по видам налогов (НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);

2) оптимизация налогообложения у организаций исходя из их принадлежности к какой-либо сфере финансово-хозяйственной деятельности (так называемая отраслевая оптимизация, имеющая черты и особенности, присущие конкретному виду деятельности, к примеру для банков, страховых организаций, организаций торговли и т. д.);

3) оптимизация налогообложения по категориям налогоплательщиков (организации, предприниматели, иные физические лица, крупные, средние и малые налогоплательщики).

Можно также выделить пассивный и активный виды оптимизации. К пассивному виду оптимизации можно отнести альтернативную оптимизацию, когда в налоговом законодательстве существуют две или более нормы, а вопрос большей целœесообразности использования одной из них находится в компетенции грамотного специалиста организации или физического лица – налогоплательщика.

К активному виду оптимизации можно отнести специфические методы планирования деятельности организации, заключающиеся в активных, волевых действиях ее должностных лиц, направленных на минимизацию налогов.

Специалисты различают также кратковременное (текущее) и долговременное (стратегическое) планирование.

При текущем планировании возможны использование пробелов законодательства, учет налоговых льгот, нововведений и др.

При долговременном планировании возможны учет специфики объекта налогообложения и субъекта налогообложения, особенностей метода налогообложения, использование налоговых убежищ, налоговых режимов отдельных стран, применение международных соглашений и др.

Рассмотрим некоторые схемы, используемые налогоплательщиками для оптимизации налоговых платежей и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Данные схемы можно разделить на две группы:

1) ʼʼпростыеʼʼ схемы, то есть схемы, реализация которых не требует целœенаправленных затрат, а также оформления специальных документов или договоров и создания каких-либо схем. Приведем некоторые из таких методов.

Так, к примеру, туристическая компания для обеспечения основной деятельности покупает несколько транспортных средств (автобусов), однако оформляет их в частную собственность родственников учредителœей фирмы, которые, в свою очередь, выписывают доверенность на управление автобусами нанятым водителям и при этом с туристической фирмой заключают договоры о сдаче в аренду данных транспортных средств.

Основные методы оптимизации и минимизации налогообложение в России

В итоге транспортные средства на баланс фирмы не ставятся, налоги не уплачиваются.

В 1999 – 2000 гᴦ. некоторые высокооплачиваемые работники иностранных компаний номинально увольнялись со своей работы для того, чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателœей без образования юридического лица и перейти на патентную форму налогообложения. Нетрудно догадаться, что это делалось для того, чтобы не платить подоходный налог по прогрессивной ставке с высокой заработной платы, получаемой в компании. После этого компания составляла с таким предпринимателœем договор, предусматривающий тот же размер вознаграждения, что и его зарплата͵ только теперь размер налоговых отчислений был гораздо меньше 35 %.

2) ʼʼсложныеʼʼ схемы, требующие для их реализации материальных затрат, к примеру по их обслуживанию, составления специальных документов, договоров, с помощью которых реально имеющиеся правоотношения заменяются другими, что влечет за собой частичное или полное избежание уплаты налогов и сборов (замена заработной платы страхованием жизни работников и т. д.). К данной группе относятся также схемы по изменению налоговой юрисдикции, то есть использование оффшорных зон.

Вопросы оптимизации страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (а в настоящее время – единого социального налога) являются для налогоплательщиков не менее актуальными, чем минимизация налоговых платежей. Проблема отчислений платежей во внебюджетные социальные фонды тесно связана с проблемами правильности расчёта и уплаты налогов с доходов физических лиц, как работающих по найму, так и являющихся предпринимателями.

Методами налоговой оптимизации можно считать не только способы минимизации самих налогов, но также и создание более выгодных для налогоплательщика условий налогового администрирования и налогового контроля, что может привести к признанию права налогоплательщика на использование льгот, снижению штрафных санкций за допущенные нарушения налогового законодательства, возврату излишне уплаченных налогов и т. д.