Организация аудиторской проверки

Все темы:Аудит

Организация и проведение аудита

Правовые основы осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации определяются документами различных уровней:

• Федеральным законом от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»,

• Постановлениями Правительства Российской Федерации,

• документами министерств и ведомств,

• правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Федеральным законом определено что такое аудит и кто им может заниматься, права и обязанности аудиторов и проверяемых ими экономических субъектов, установлены требования к аудиторским организациям и аудиторам, соблюдение правил (стандартов) аудиторской деятельности, какие меры могут быть приняты к аудиторам за нарушение действующего законодательства, отнесение на затраты стоимости аудиторских и сопутствующих услуг. Установлены требования к аудиторским организациям и аудиторам, права и обязанности сторон в ходе аудиторской проверки, определен статус аудиторского заключения и аудитора.

Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ:

Уполномоченный Федеральный орган – совершенно новая структура, призванная осуществлять государственное регулирование аудиторской деятельности. Ранее эти функции в части общего, страхового аудита и аудита инвестиционных фондов возлагались на Департамент по финансовому контролю и аудиту при Минфине России, а в части банковского аудита – на Департамент аудиторской при Центробанке России.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 г. №80 установлено, что во исполнение Закона «Об аудиторской деятельности» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, определяет Минфин России.

Департамент организации аудиторской деятельности является подразделением Министерства финансов РФ, обеспечивающим формирование и развитие системы аудита в России. Основной задачей Департамента является обеспечение государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ и разработка единой политики в области аудита.

Департамент организации аудиторской деятельности выполняет следующие основные функции:

  • разрабатывает и организует реализацию единой государственной политики в области аудита;
  • обеспечивает формирование законодательной, нормативной и методологической базы аудиторской деятельности в РФ;
  • организует разработку через Совет по аудиторской деятельности экспертизу и представление на утверждение Правительства РФ федеральных стандартов аудита;
  • организует и реализует системы обучения, аттестации и повышения квалификации аудиторов;
  • формирует перечень учебно–методических центров;
  • осуществляет лицензирование аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
  • осуществляет координацию и методологические руководство проведения обязательного аудита в РФ;
  • осуществляет аккредитацию профессиональных аудиторских объединений;
  • обобщает практику применения законодательных и нормативных актов по аудиту и дает финансово–экономическое обоснование по проектам федеральных законов и иных нормативных актов и др.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности, при Министерстве финансов РФ создается Совет по аудиторской деятельности.

Совет по аудиторской деятельности:

  • принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
  • разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;
  • рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
  • изучает, обобщает и распространяет опыт аудиторской деятельности, организует подготовку информационных, методических и учебных материалов в этой области;
  • рассматривает составы экзаменационных комиссий и результаты экзаменов претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора, сдавших квалификационные экзамены;
  • осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.

Законом «Об аудиторской деятельности» вводится институт аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые будут играть значительную роль в активизации участия практикующих аудиторов в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного выполнения контроля за качеством аудиторских услуг.

Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение – объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствие с законодательством РФ в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, а также систематически контролирующее их соблюдение.

Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами, по крайней мере, одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

Аттестация аудиторов

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью (Фед. Закон от 30.12.2008г. № 307 – ФЗ «Об аудиторской деятельности). Аттестацию проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы (претенденты).

К аттестации допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, а также практический опыт работы. Документом, подтверждающим базовое образование, является диплом об окончании высшего учебного учреждения, имеющего государственную аккредитацию по экономическому или юридическому профилю. Практический опыт определяется стажем работы не менее трех из последних пяти лет в качестве бухгалтера, экономиста, ревизора, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.

К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово–хозяйственных отношений в период отбывания ими наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.

«Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов» предусматривает три этапа сдачи квалификационного экзамена. На первом этапе претендентам будут предложены 50 тестов, по 10 тестов по каждому разделу программы подготовки аудиторов: «Аудит», «Бухгалтерский учет», «Налогообложение», «Финансы», «Право».

В соответствии с новым положением вместо письменного введен устно-письменный экзамен, который состоит из 2-х частей. В первой части претенденты отвечают на вопросы по разделам «Право», «Налогообложение», «Финансы», а во второй – «Бухгалтерский учет», «Аудит» и решают практическую задачу по аудиту, на которую отводится два академических часа.

Экзаменационная комиссия должна состоять не менее из пяти специалистов (докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов). Состав членов комиссии утверждается Министерством финансов РФ.

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Кроме аттестата необходимо получение лицензии на определенные виды аудиторской деятельности.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года проходить обучение по программам повышения квалификации.

Права и обязанности аудируемых лиц и лиц, заключивших договор на оказание аудиторских услуг

ФЗ «Об аудиторской деятельности» и аудиторский стандарт «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов», при проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

1. получать от аудитора (аудиторской организации) информацию о правовых актах РФ, на которых основываются выводы аудитора (аудиторской организации);

2. получить от аудитора (аудиторской организации) аудиторское заключение в установленный договором об оказании аудиторских услуг;

3. осуществлять иные права, вытекающие из договора об оказании аудиторских услуг, если они не противоречат законодательству РФ.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и лицо, заключившее договор на оказание аудиторских услуг, обязано:

1. заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторами (аудиторскими организациями) в предусмотренные законом сроки;

2. создать аудитору (аудиторским организациям) условия для полного и своевременного проведения аудиторской проверки, а также оказывать всестороннюю помощь;

3. не препятствовать проведению аудита;

4. оперативно устранять выявленные аудиторами нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

5. своевременно и в полном объеме оплачивать услуги аудитора (аудиторских организаций) в соответствии с договором на проведение аудита;

6. выполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором об оказании аудиторских услуг.

Экономический субъект несет ответственность за:

  • подготовку и содержание бухгалтерской отчетности;
  • уклонение от проведения обязательного ежегодного аудита;
  • непредоставление заинтересованным лицам аудиторского заключения.

Права и обязанности аудиторов

Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций определены в ФЗ «Об аудиторской деятельности» и аудиторском стандарте «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов». Согласно данным документам при проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

1. самостоятельно определять формы, объем и методы проведения аудита исходя из требований нормативных актов РФ, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом и содержания поручения органов дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда;

2. проверять в полном объеме документацию аудируемого лица по финансово-хозяйственной деятельности, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

3. получать по письменному запросу у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной форме по любым вопросам, возникающим в процессе проведения аудиторской проверки;

4. получать от лиц, выступающих в качестве связанных сторон, сведения, достаточные для формирования аудиторских доказательств в отношении того, правильно ли существенные операции такого рода отражены и раскрыты в учете и бухгалтерской отчетности проверяемых экономических субъектов. Аудиторские организации имеют право запрашивать от проверяемых субъектов и третьих лиц следующие подлежащие подтверждению данные:

  • от экономических субъектов – об остатках на текущих, ссудных, депозитных и прочих банковских счетах этих субъектов;
  • от доверенных лиц, дилеров, инвестиционных компаний, регистраторов, депозитариев и других профессиональных участников рынка ценных бумаг – о наличии и составе соответствующих финансовых инструментов, принадлежащих проверяемым экономическим субъектам, сальдо расчетов по операциям на организационных рынках ценных бумаг и других аналогичных сделках;
  • от прочих партнеров по бизнесу – о сальдо расчетов по проведенным операциям проверяемых экономических субъектов;
  • другие данные, необходимые как источники аудиторских доказательств.

5. отказаться от проведения аудиторской деятельности или от выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в случаях:

  • непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
  • выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

6. требовать от государственных органов, по поручению которых проводится аудиторская проверка, создания надлежащих условий для ее проведения, а при необходимости – также обеспечения личной безопасности аудиторов и членов их семей;

7. по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей им рабочей документации любые действия, не противоречащие закону, иным нормативным актам и профессиональной этике, а также не нарушающие права и охраняемые законом интересы экономических субъектов, в отношении которых проводился аудит, и других лиц;

8. не предоставлять рабочую документацию аудита экономическим субъектам, в отношении которых проводился аудит, а также другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации;

9. требовать от проверяемых экономических субъектов устранения выявленных нарушений в бухгалтерском учете и составлении бухгалтерской отчетности;

10. получать вознаграждение за оказание аудиторских услуг;

11. привлекать на договорной основе к участию в аудиторской деятельности аудиторов, работающих самостоятельно или в других организациях, а также иных специалистов, за исключением лиц, указанных в правилах;

12. осуществлять иные права, вытекающие из договора по оказанию аудиторских услуг, в случае, если они не противоречат законам РФ.

Случаи, когда аудитор (аудиторская организация) может отказаться от проведения аудита или от выражения мнения о достоверности (помимо случаев несовместимости), являются:

  • непредставление всей необходимой документации клиентом;
  • выявление в ходе аудиторской проверки обязательств, оказывающих либо которые могут оказать влияние на мнение аудитора (аудиторской организации) о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудиторы (аудиторские организации) обязаны:

1.

Проведение аудиторской проверки

осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ;

2. квалифицированно проводить аудиторские проверки, оказывать иные аудиторские услуги;

3. предоставлять по требованию аудируемого лица информацию о правовой основе (нормативах) проведения аудита;

4. передать аудиторское заключение в срок, установленный договором на оказание аудиторских услуг;

5. обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в процессе аудита;

6. не разглашать содержание документов (за исключением случаев, предусмотренных законами РФ);

7. исполнять иные обязанности, вытекающие из договора на оказание аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.

При привлечении сторонних специалистов (экспертов, аудиторов) для проведения аудита, проверяющие обязаны учитывать согласие на это проверяемых экономических субъектов.

Источник — Основы аудита : учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 229 с.

Все теоретические статьи

© CATBACK.RU 2010-2017

Организация проведения аудита

На этапе организации проведения аудита решаются следующие задачи:

  • Назначение руководителя аудиторской группы;
  • Определение целей, области и критериев аудита;
  • Определение возможности проведения аудита;
  • Формирование аудиторской группы;
  • Установление первоначального контакта с проверяемой организацией.

Руководителя конкретной аудиторской группы назначает ответственный за управление программой аудита.

Организация проведения аудиторской проверки

В случае проведения совместного аудита проверяющие организации до начала аудита должны придти к соглашению по конкретным обязанностям каждой организации, и в частности в отношении полномочий руководителя группы, назначенного для аудита.

В рамках общих целей программы аудита для каждого конкретного аудита определяются цели, область и критерии аудита. Цели аудита должны быть определены заказчиком аудита. Область и критерии аудита определяются совместно заказчиком аудита и руководителем аудиторской группы в соответствии с процедурами по программе аудита. Любые изменения целей, области и критериев аудита подлежат согласованию этими же сторонами.

В случае проведения комплексного аудита руководитель аудиторской группы должен обеспечить соответствие целей, области и критериев аудита содержанию комплексного аудита.

До начала проведения аудита должна быть оценена возможность его проведения. Возможности аудита должны быть определены с учётом таких факторов, как:

  • Достаточность и соответствие информации для планирования аудита;
  • Адекватное сотрудничество с проверяемой организацией;
  • Наличие времени и соответствующих ресурсов у проверяемой организации.

Если аудит признаётся неосуществимым, то по результатам консультаций с проверяемой организацией, заказчику аудита должен быть предложен альтернативный вариант.

Если аудит признан осуществимым, то формируется аудиторская группа с учётом требуемой компетентности для достижения целей аудита. Если аудит проводит один аудитор, он должен выполнять все обязанности, возлагаемые на руководителя аудиторской группы.

При определении численности и состава аудиторской группы необходимо учитывать следующее:

  • Цели, область и критерии аудита, а также его ориентировочную продолжительность;
  • Является ли аудит комплексный или совместный;
  • Общую компетентность аудиторской группы, необходимую для достижения целей аудита;
  • Законодательные, регламентирующие, контрактные требования и требования органов по аккредитации/сертификации;
  • Необходимость обеспечения независимости аудиторской группы от проверяемой деятельности и исключения конфликта интересов;
  • Способность членов аудиторской группы к совместной работе и к эффективному взаимодействию с проверяемой организацией;
  • Язык аудита и понимание социальных и культурных особенностей проверяемой организации, что может быть достигнуто либо собственным опытом аудитора, либо с помощью технического эксперта.

Процесс обеспечения общей компетентности аудиторской группы должен включать следующие этапы:

  • Выявление знаний и умений, необходимых для достижения целей аудита;
  • Выбор членов аудиторской группы таким образом, чтобы аудиторская группа обладала всеми необходимыми знаниями и опытом.

Если необходимые знания и умения обеспечиваются аудиторами, входящими в аудиторскую группу не в полном объёме, то недостающие знания и умения могут быть восполнены включением в группу технических экспертов.

Технические эксперты должны работать под руководством аудитора.

Также в аудиторскую группу могут быть включены аудиторы-стажёры, но они должны действовать только под руководством и контролем аудитора.

Как заказчик аудита, так и проверяемая организация, могут попросить о замене конкретных членов аудиторской группы на разумных основаниях, исходя из принципов проведения аудита. Примеры разумных оснований включают ситуации конфликтов интересов (например, член аудиторской группы – бывший работник проверяемой организации или оказывал ей консультационные услуги) и неэтичное поведение в прошлом. Такие основания должны быть доведены до сведения руководителя аудиторской группы и до лиц, ответственных за руководство программой аудита, которые должны согласовать с заказчиком аудита и проверяемой организацией решение по замене членов аудиторской группы.

Первоначальный контакт с проверяемой организацией может быть официальным или неофициальным. Он должен устанавливаться лицами, назначенными ответственными за руководство программой аудита, или руководителем аудиторской группы. Целями первоначального контакта являются:

  • Установление каналов связи с представителем проверяемой организации;
  • Подтверждение полномочий для проведения аудита;
  • Предоставление информации по предполагаемому графику аудита и составу аудиторской группы;
  • Получение разрешения на доступ к соответствующим документам;
  • Определение применимых правил техники безопасности на местах проведения аудита;
  • Определение подготовительных мероприятий к аудиту;
  • Достижение соглашения о присутствии наблюдателей и необходимости в сопровождающих для аудиторской группы.

Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 231 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Организация проведения аудиторской проверки.

Организация аудита представляет собой комплекс мероприятий по проверке, проводимых на организационно-подготовительной, технологической и завершающей стадиях, направленных на рациональное сочетание ее средств и методов с целью получения документально подтвержденной и обоснованной информации о том, что рассматриваемая в целом бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не содержит существенных искажений. Модель организации аудита представлена на рис. 1.

Процесс организации аудита включает следующие этапы.

Этап 1. Проведение подготовительных мероприятий, в том числе:

согласование условий договора с клиентом;

формирование письменных заданий, касающихся проведения аудита;

подготовка договора на оказание аудиторских услуг;

разработка плана, программы;

определение единиц наблюдения, методов сбора информации;

осуществление пробного аудита в целях уточнения объема проверки и определения уровня ее трудоемкости.

Этап 2. Проверка по существу принятых к аудиту вопросов, а также сбор необходимой информации с учетом ее сущности и значения, получение достаточных аудиторских доказательств.

Этап 3. Подготовка информации к обработке.

Этап 4. Обработка информации, ее анализ.

Этап 5. Подготовка заключительных документов по результатам аудита.

Организация аудита — необходимый фактор совместной работы аудитора и сотрудников организации. Ее результат представляет собой установление порядка функционирования системы аудита и всех должностных лиц как аудиторской организации, так и аудируемого субъекта.

Для осуществления аудита необходимо сформировать научно-методическую и нормативно-правовую базу, обеспечивающую поступление достоверной информации для правовой защиты социальных

Рисунок 1. Модель организации аудита

интересов трудящихся в хозяйственной деятельности независимо от ее организационных форм. Аудитором используются также данные бухгалтерского учета, оперативной и статистической отчетности, результаты работы службы внутреннего аудита и т.д.

Основной процедурой для получения аудиторских доказательств является сбор данных. Для этих целей используется ряд приемов, в том числе:

анализ технико-экономических и статистических сведений о развитии рассматриваемой организации;

изучение опыта деятельности подобных организаций;

беседы со специалистами аппарата управления, работниками экономических и бухгалтерских служб, материально ответственными лицами.

Аудиторы самостоятельно выбирают методы аудита.

Приведем наиболее целесообразныеметоды:

Инвентаризация. Этот метод позволяет получать информацию о наличии имущества и ориентировочной его стоимости. Инвентаризации подлежат имущество и финансовые обязательства. При этом учетные данные сверяются с фактическим наличием материальных ценностей.

Подтверждение. Для получения информации о реальности остатков, отраженных на счетах учета, денежных средств, расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности, аудиторская организация должна получить подтверждение в письменной форме, в том числе третьих лиц.

Документальная проверка, в том числе:

формальная проверка документов; аудитор должен убедиться в реальности данных, содержащихся в документах, для чего рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в первичных документах; следует обратить внимание на правильность заполнения реквизитов, отсутствие неоговоренных исправлений, подчисток, подлинность подписей;

арифметическая проверка бухгалтерских расчетов, осуществляемая выборочно;

проверка по существу (законности, целесообразности операций).

Встречная проверка — применяется ограниченно, может быть использована между подразделениями, а также между головной и дочерними или зависимыми организациями.

Наблюдение предполагает непосредственное ознакомление с работой подразделений организации.

Устный опрос персонала и третьей стороны. Для проведения типовых опросов необходимо готовить бланки с перечнем вопросов. Результаты опросов конспектируются с указанием фамилий опрошенных лиц.

Аналитические процедуры. Это анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей с целью выявить неверно отраженные факты хозяйственной деятельности. Типичные виды аналитических процедур, применяемых при аудите:

сопоставление остатков по счетам за различные периоды;

сравнение показателей бухгалтерской отчетности с плановыми показателями;

проверка соответствия данных в различных статьях отчетности, а также данных, относящихся к различным периодам.

Сканирование — беглый просмотр документов с целью выявить проблемы.

Обследование — личное внимательное ознакомление с проблемой.

Специальная проверка (привлечение специалистов, экспертов и т.д.).

Подготовка альтернативного баланса.

Результаты проверки представляются на рассмотрение руководству организации и ведущим аудиторам фирмы. Обсуждение результатов полезно провести с участием представителей всех подразделений, экономических служб и управления.

Аудиторская проверка

Итоги обсуждения фиксируются в специальном документе и используются при разработке текущих и перспективных внутрифирменных регламентов бухгалтерского учета и контроля аудируемого лица.

Последовательность осуществления аудита представлена на рис. 2.

Рисунок 2 Этапы проведения аудиторской проверки.

Методика аудиторской проверки должна разрабатываться в соответствии с этапами, выделяемыми в качестве основных федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности: планирование, осуществление и отчет.

Вопросы для теоретической части контрольной работы

1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

2. Документирование аудита

3. Планирование аудита

4. Существенность в аудите

5. Аудиторские доказательства

6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности

7. Согласование условий проведения аудита

8. Аудиторская выборка

9. Особенности первой проверки аудируемого лица

10. Аналитические процедуры

11. Модифицированное мнение в аудиторском заключении

12. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях

13. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников

14. Особенности первой проверки аудируемого лица

15. Компиляция финансовой информации

16. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности

17. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчётности

18. Рассмотрение работы внутреннего аудита

19. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля

20. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчётность которого подготавливает специализированная организация

Этапы проведения аудиторской проверки: особенности аудита организаций оптовой торговли *