Основные средства в оперативном учете

Оперативный учет

На совещании сотруднику Министерства финансов РФ был задан вопрос о том, как грамотно учитывать основные средства стоимостью до 1000 рублей. “Ведите оперативный учет“, — таков был ответ. О новых способах организации подобного учета рассказывает И.Н. Ксендзов, руководитель аналитического отдела консалтинговой компании.

Кто должен задуматься над разработкой методических указаний по учету основных средств стоимостью до 1000 рублей, рассказано на стр. настоящего номера. Пока нет методических рекомендаций, на практике бухгалтеры поступают чаще всего следующим образом.

По учреждению издается приказ или распоряжение. Без этих документов в случае пропажи основного средства трудно будет подобрать юридические основания для предъявления каких-либо исков. В распорядительном документе оговаривается, что в связи с контролем за использованием основных средств стоимостью до 1000 рублей, переданных в эксплуатацию, объекты должны отражаться в оперативном учете. Обычно указывают материально ответственное лицо, порядок учета (в денежном выражении, в количественном выражении), порядок списания. Как правило, комиссия по списанию утверждается в том же составе, что и по остальным основным средствам.

Неважно, как ведется оперативный учет: в оборотках или на забалансовых счетах. Основное требование, которое должны уяснить программисты: информация не должна попадать в Главную книгу. Вот пример решения такой задачки. В программе каждое материально ответственное лицо учитывается в закодированном виде. Код присваивается после заключения с сотрудником договора о материальной ответственности. Оборотные ведомости по основным средствам можно печатать в том числе и в разрезе по МОЛам.

При передаче имущества под ответственность от одного лица к другому (внутреннее перемещение) ставится признак, чтобы проводки не отражались в Главной книге. Таким образом, проводки отображаются только для изменения материально ответственного лица.

Конечно, оперативный учет основных средств охватывает не только их “малоценную“ часть. Он служит для формирования отчетности по различным фильтрам и группировкам. А современные средства автоматизации позволяют значительно сократить затраты на инвентаризацию и собственно учет товарно-материальных запасов.

Технические возможности

Для решения задачи полной автоматизации оперативного учета основных средств и материально-производственных запасов в последнее время широко применяют несъемные пленочные этикетки со штриховым кодированием, терминалы сбора данных и особое программное обеспечение.

Штрих-кодовые этикетки, наподобие тех, какие можно увидеть на товарах в супермаркетах, — аналог инвентарной бирки. При попытке переклейки этикетки с одного объекта на другой штрих-код разрушается.

Для сбора информации о приходе, перемещении и снятии с учета помеченных объектов используются недорогие ручные компьютеры со встроенным сканером штрих-кода. Ручной компьютер позволяет производить сбор и предварительную обработку информации с последующим переносом ее в настольный компьютер.

Широкий выбор этикеток, устойчивых к влаге и другим внешним факторам, наличие различных вариантов исполнения ручных компьютеров позволяют успешно использовать данное решение как в помещениях (офис, отапливаемые склады и другое), так и на открытом воздухе в различных климатических условиях (неотапливаемые склады, оборудование, расположенное на улице, удаленные объекты учета и другое).

До недавнего времени большинство бухгалтеров бюджетных учреждений о таких чудесах техники могли только мечтать. Однако благодаря обязательной автоматизации, без которой невозможно внедрение новых правил бюджетного учета, оперативный учет государственного имущества может быть организован на новом уровне. При этом максимально эффективно решается задача маркировки имущества с целью предотвращения несанкционированной замены инвентарных единиц.

Минобороны США рекомендует

В конце прошлого века американские военные заявили, что их не устраивает “бумажно-компьютерная“ бухгалтерская система. Дотошные заокеанские представители аналога нашей Счетной палаты подсчитали, что учет материальных ценностей требует бюджетных средств в размере 15 процентов от стоимости этих же ценностей.

Чтобы разобраться в причинах таких затрат, было проведено тестирование счетных работников. Оказалось, что при ручном вводе 70 миллионов символов каждый сотрудник в среднем допустил 22 тысячи ошибок. Сочтя подобные цифры недопустимыми, Министерство обороны США провело самый масштабный на сегодняшний день эксперимент в области выяснения эффективности применения штрихового кодирования. С некоторыми его результатами вы можете ознакомиться в таблице “Эффективность применения штрих-кода в оперативном учете“.


Практики рассказывают

Пользоваться плодами современных технологий совсем несложно. В вашей бухгалтерской программе уже есть справочник основных средств. Он перекачивается из бухгалтерской программы с помощью специального программного модуля, который забирает и обрабатывает эту информацию. Потом эта информация кодируется в штрих-коды и распечатывается на особом (термотрансферном) принтере.

Для печати этикеток можно использовать дешевую бумагу. Печать на особой бумаге, оставляющей после себя неудаляемое изображение, сигнализирующее о том, что наклейка прежде была на данном месте, рекомендуют в основном для усиления контроля за сохранностью объектов учета.

Из огромного многообразия возможностей штрих-кодового оперативного учета можно выделить следующие.

1. Инвентаризация

На терминал сбора данных устанавливается программа “Инвентаризация имущества“ и загружаются справочники с перечнем объектов учета. Сотрудник учреждения (оператор) считывает при помощи лазерного сканера штриховой код со всех подлежащих учету предметов. В процессе инвентаризации выполняется выбор места хранения и сканирование всех объектов учета. На каждый считанный код отображается его наименование. Если код не найден в справочнике — дается предупреждение, что объект учета с данным кодом не найден. Если оператор обнаружил плохую этикетку, то он может ее отметить как требующую замены. При этом поврежденный штрих-код имущества либо сканируется, либо вводится вручную. При невозможности определения кода оператор выбирает имущество из списка объектов учета, закрепленного за данным местом хранения.

Так, можно легко определить предметы, которые еще не учтены, а также учтены, но закреплены, скажем, за другим помещением.

Всероссийский муниципальный форум

Существует и возможность объединения предметов учета в комплекты независимо от их месторасположения на территории. В специальные файлы (файл) записывается следующая информация, которая позже будет перенесена в обычный настольный компьютер:

ввод в базу нового имущества и его закрепление за местом хранения или материально ответственным лицом;

перечень имущества, которое подлежит реализации (списанию);

перечень имущества, этикетки на котором необходимо заменить.


2. Регистрация выбытий и перемещений

При перемещении имущества оператор считывает штриховой код, программа определяет место хранения, за которым закреплено данное имущество, и его наименование. Оператор выбирает новое место хранения из списка, загруженного в терминал, и сохраняет данные.

Если имущество снимается с учета, оператор считывает штриховой код и указывает причину выбытия, например, номер приказа или распоряжения. При подготовке имущества к реализации оператор считывает штриховой код сканером или вводит его вручную. В результате список, необходимый для отгрузочных документов, формируется автоматически.

3. Безопасность

Терминал сбора данных, так же как и компьютерная бухгалтерская программа, может быть предназначен для одновременной работы нескольких операторов. Чтобы организовать контроль за действиями сотрудников учреждения, разработчики программного обеспечения предусмотрели возможность ограничения прав доступа оператора к выполняемым операциям.

Кроме того, ведется журнал действий каждого оператора. В нем отражаются тип операции, производимые действия, время выполнения операции.

Эффективность применения штрих кода в оперативном учете

—————————————————T————————————————¬
¦ Объект оценки ¦ Эффективность ¦
+————————————————-+————————————————+
¦Ввод операций в компьютер ¦10-кратное увеличение скорости ¦
+————————————————-+————————————————+
¦Стоимость обработки информации ¦5-кратное удешевление ¦
+————————————————-+————————————————+
¦Вероятность ошибок при вводе информации ¦Сведена к нулю ¦
L————————————————-+————————————————-

И.Н. Ксендзов

“Бюджетный учет“, N 1, январь 2006 г.

ПЛАНОВАЯ АМОРТИЗАЦИЯ В РАСЧЕТЕ СУБСИДИИ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

 
    Ежегодно осенью органами исполнительной власти, выполняющими функции и полномочия учредителей бюджетных и автономных учреждений, рассчитывается субсидия на выполнение государственного задания на очередной финансовый год. В этом году в период планирования субсидии и расчета нормативных затрат были внесены очередные изменения в порядок их расчета.
 

Нормативные затраты на госуслуги

    Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении его выполнения утверждено постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (далее — Положение № 640). Недавним постановлением Правительства РФ от 13.09.2017 № 1101 (далее — Постановление № 1101) <*> в Положение № 640 внесены изменения, вступившие в силу 15 сентября 2017 года.
    

    <*> Подробнее читайте в статье А.Ю. Шихова "Благие намерения госзадания-2018" в журнале "Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения" № 10 за 2017 год. Статья включена в систему "Советник бухгалтера" доступна по коду подписчика на нашем сайте.
 
    Напомним, что объем финансового обеспечения выполнения государственного задания определяется на основе нормативных затрат, которые в свою очередь рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат (п.

Передача ОС в оперативном учете — БГУ

13 Положения № 640). Согласно пункту 16 Положения № 640 базовый норматив затрат на оказание государственной услуги состоит из базового норматива затрат:
    а) непосредственно связанных с ее оказанием;
    б) на общехозяйственные нужды на ее оказание.
    От состава нормативных затрат, включаемого в оба этих компонента, и "наполненности" норматива зависит финансирование, которое учреждение получит от учредителя. В течение последних лет в состав нормативных затрат регулярно вносятся изменения.
    Согласно пункту 19 Положения № 640 в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включаются затраты:

7. Как перевести ОС с движимого имущества на особо ценное движимое имущество?
Если такой перенос должен быть выполнен в рамках изменения типа учреждения, то перенос можно выполнить документами «Перенос остатков по счетам ОС»; «Перенос остатков по счетам МЗ». В зависимости от значения реквизита "Вид имущества" определяется аналитический счет, на который будут перенесены данные по объекту.

Если перевод ОС в другую категорию должен быть выполнен в связи с превышением лимита стоимости ОС, относимых по решению учредителя к категории «особо ценное движимое имущество», в связи с увеличением стоимости объекта ОС в результате модернизации, то об отражении в программе переноса балансовой стоимости и начисленной амортизации на соответствующие счета учета читайте на ИТС-бюджет в статье «Изменение счета учета при переходе ОС в категорию "Особо ценное движимое имущество"».

8. В инвентаризационную опись ОС выводятся не все остатки по МОЛ.
Скорее всего, в одном из документов движения ОС содержится МОЛ, помеченный на удаление.

9. Управление централизовано закупает ОС для последующей передачи. Как оформить документы, чтобы не произошло начисления амортизации по этим ОС?
В документе «Принятие ОС к учету» в закладке "Амортизация" следует указать все параметры амортизации, но не ставить галочки:
— начислять амортизацию;
— ввод в эксплуатацию одновременно с принятием к учету.
При этом сформируется проводка: Дт 101 —Кт 106.
Передача филиалам оформляется документом «Списание инвентарного объекта (безвозмездная передача)». При этом сформируется проводка: 
Дт 304.04 — Кт 101 . 

10. В документе «Капремонт, Модернизация ОС» не распределяется сумма капитальных вложений на несколько ОС, указанных в табличной части?
Для этого необходимо, чтобы в объекте учета расходов по модернизации был выбран элемент ввидом НФА «Капитальные вложения». Если в данном объекте будет выбран элемент с видом НФА «Основные средства», то в табличной части на выбор будет даваться только один элемент, равный данному объекту учета расходов по модернизации.

11. Почему в документе «Покупка ОС» можно выбрать субконто «Вид затрат» любой из справочника, а в документе «Принятие к учету ОС» выбрать нельзя, устанавливается в проводке автоматически?
Субконто "Виды затрат" у счета 106.31 — оборотное. Поэтому все затраты при списании относятся на служебный элемент.
Исключение составляет счет 106.КС, на котором собираются затраты на капитальное строительство, которое может продолжаться довольно длительное время, переходить на следующий год и т.д. В этом случае действительно возникает необходимость видеть структуру затрат на данное строительство.

12. Как откорректировать ОС в соответствии с новыми амортизационными группами?
Сформировать ведомость ОС, сделать сначала выборку по ОС до 3000р.

Учет на забалансовых счетах в 1С. Бюджетный учет

включительно, списать их документом Списание ОС (кол.учет), принять затем их на забаланс. Затем сделать выборку по ОС до 40000р. включительно, провести по ним док-т корректировка амортизации, док-т заполняется автоматически, нужно лишь поменять способ начисления амортизации с 3(линейный) на 2(100% амортизация) и документ сам создаст необходимые проводки по доначислению амортизации.

13. Как оприходовать на забалансовые счета ОС до 3000р.включительно?
Пункт меню ОС, НМА, НПА – Основные средства на забалансовом учете – Поступление ОС (забаланс)/

14. Как перенести остатки по ОС с одного материально ответственного лица на другого?
Пункт меню ОС, НМА, НПА.- Прочие операции – Внутренние перемещение ОС и НМА, добавитьновый документ. Хозяйственную операцию выбираем «Внутренние перемещение ОС», далее определяем отправителя и получателя МОЛ, т.е. от кого и кому передаем. И заполняем таблицу, таблицу можно заполнить двумя способами:
1) Добавлять в ручную, т.е. каждое ОС по одному с помощью кнопки добавить

2) С помощью кнопки подбора. Подбор так же имеет два варианта – это подбор по остаткам и подбор по справочнику.

Главная » Недвижимость » Передача имущества в оперативное управление

Передача имущества в оперативное управление

Вернуться назад на Передача имущества

Оперативное управление — ограниченное вещное право.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).

По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной).

К объектам права оперативного управления относятся:

1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.);

2) денежные средства.

Содержание права оперативного управления:

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия;

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете. Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия.

Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Service Temporarily Unavailable

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.


Счет 011 «Основные средства, сданные в аренду». В нашей практике сопровождения 1С:Бухгалтерия этот счет еще называют «Основные средства в оперативном управлении»..

Оперативный учет

Иными словами – на этом счете учитываются основные средства, которые находятся на балансе организации, но переданы в аренду и учитываются на балансе арендатора. Основные средства учитываются на счете 011 в оценке, указанной в договорах аренды.

Счете 011 «Основные средства, переданные в аренду»

При передаче ОС в аренду мы должны списать Ос со счета 01 и отразить на забалансовом счете 011. Особенность учета на забалансовом счете 011 связана с тем, что двойная запись на забалансовых счетах не выполняется. Забалансовый счет, также как и балансовый, имеет дебет и кредит, но к нему не применимо правило двойной записи. Для того, чтобы учесть какую-либо операцию и выполнить проводку по ее учету, не нужно отражать сумму одновременно по кредиту одного счета и дебету другого. По дебету забалансового счета 011 отражается сдача объекта основных средств в аренду, а по кредиту – его возврат. То есть проводки односторонние.

Как оформить передачу ОС в оперативное управление (в аренду).

Процесс передачи основного средства в аренду в 1С:Бухгалтерия связан со следующими операциями:

  • Списанием основного средства со счета 01
  • Учет взаиморасчетов с арендатором на счете 76
  • Закрытие счета 02 на сумму накопленной амортизации
  • Отражение на счете 011 сданного основного средства в аренду

Наиболее очевидным решением в программе «1С:Бухгалтерия 8» для отражения взаиморасчетов по счету 76 с арендодателем и списания со счета 01 является использование документа «Передача ОС».

В документе «Передача ОС» мы имеем возможность указать

  • Контрагент, которому передаем Основное средство в аренду
  • Список основных средств, передаваемых в аренду
  • Стоимость основных средств

В результате проведения документа «Передача ОС» в программе «1С:Бухгалтерия 8» автоматически формируются проводки по списанию ОС со счета 01, учет взаиморасчетов с арендодателем по счету 76.

Но для целей учета в программе «1С:Бухгалтерия 8» нам необходима проводка Дт 011 с аналитическим учетом в разрезе Контрагента и Основное средство. Для целей отражения в учете проводки по счету 011 переданного ОС можно воспользоваться двумя возможностями:

  • 1) Отразить данную операцию бухгалтерской справкой
  • 2) В документе «Передача ОС» перейти в журнал сформированных проводок, установить галочку «Ручная корректировка» и добавить проводку Дт011. В том случае с точки зрения работы программы «1С Бухгалтерия 8» все проводки будут объединены в одном документы.

А с точки зрения учета в программе «1С:Бухгалтерия 8» мы получаем полноценный учет операций по передаче основных средств в аренду.

Существует и третий вариант реализации. Можно выполнить доработку программы "1С:Бухгалтерия 8", в результате которой проводки по счету Дт011 будут формироваться автоматически при проведении документа "Передача ОС". При этом доработка "1С:Бухгалтерия 8" затрагивает минимальные изменения, что незначительно влияет на возможности быстрого обновления программы "1С:Бухгалтерия 8"

По вопросам доработки "1С:Бухгалтерия 8"

тел.: (495)565-35-66, (499)259-31-70