Особая экономическая зона создается на срок

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

№1,

Юридические науки

Козлова Валерия Николаевна

Ключевые слова: ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА; МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ; СОГЛАШЕНИЯ О СОЗДАНИИ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ; КРИТЕРИИ СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ; SPECIAL ECONOMIC ZONE; THE ECONOMIC DEVELOPMENT MINISTRY; AGREEMENT ON THE ESTABLISHMENT OF A SPECIAL ECONOMIC ZONE; CRITERIA FOR THE CREATION OF A SPECIAL ECONOMIC ZONE.

Аннотация: В данной статье рассматриваются отдельные этапы создания особых экономических зон, определяются субъекты, уполномоченные принимать решение о создании таких зон, критерии, которым должна соответствовать территория для придания ей статуса особой экономической зоны. Автор приходит к выводу о необходимости возврата к конкурсному порядку подачи и рассмотрения заявок на создание особой экономической зоны и снижения срока, на который может создаваться такая зона.

Порядок образования особых экономических зон регулируется единственной статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» .

При этом указанная статья достаточно лаконична и требует детального анализа.

Положения ч. 1 ст. 6 указанного Закона позволяют сделать вывод о субъекте, уполномоченном принимать решения о создании особых экономических зон всех типов. Таким субъектом выступает Правительство Российской Федерации. С одной стороны, подобный подход законодателя вызывает сомнения в его целесообразности, поскольку особые экономические зоны (далее – ОЭЗ) могут создаваться не только на территории Российской Федерации в целом, но и на территориях субъектов РФ или муниципальных образований. С другой стороны, в свете последних оценок эффективности деятельности уже созданных особых экономических зон и признания работы многих из них неэффективной передача полномочий по созданию ОЭЗ Правительству РФ представляется правильной. Поскольку резидентам ОЭЗ предоставляются налоговые льготы по уплате федеральных налогов, льготы по уплате таможенных пошлин, поступающих в федеральный бюджет, и т.д., предоставление статуса зоны соответствующего типа должно приниматься именно Правительством Российской Федерации с учетом решения вопроса о целесообразности ее создания, соответствия критериям и возможности наделения территории соответствующим правовым режимом.

Решение о создании особой экономической зоны оформляется постановлением Правительства РФ. Специальных требований к содержанию такого постановления Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Следовательно, постановление Правительства о создании ОЭЗ должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к его форме и содержанию Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ .

Анализ уже принятых постановлений Правительства РФ о создании особых экономических зон разных типов позволяет говорить о том, что эти постановления носят достаточно формальный характер и состоят (чаще всего) из двух пунктов, в первом из которых указывается на придание соответствующей территории статуса ОЭЗ, а во втором дается поручение Министерству экономического развития Российской Федерации заключить от имени Правительства Российской Федерации соглашение о создании такой зоны.

Особый интерес при рассмотрении вопроса о создании ОЭЗ вызывает анализ критериев создания особой экономической зоны, утвержденных Правительством РФ. В настоящее время указанные критерии устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» .

Названное постановление содержит объёмный перечень критериев, которым должны соответствовать все вновь создаваемые особые экономические зоны, и которые позволяют оценить соответствие территории требованиям, предъявляемым к зонам соответствующих типов, целесообразность создания зоны и предоставления ей налоговых, таможенных и иных льгот и преференций.

Ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» указывает на субъектов, которые имеют право инициировать решение вопроса о создании ОЭЗ на конкретной территории. Такими субъектами выступают Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования или исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований.

Указанные субъекты подают заявку на создание особой экономической зоны, а также документы, подтверждающие соответствие ее вышеуказанным критериям, обосновывающим целесообразность ее создания, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время уполномоченным органом является Министерство экономического развития РФ.

Правила оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны утверждены Приказом Минэкономразвития России от 19 июля 2012 г. № 439 .

Обязательным при создании ОЭЗ является заключение соглашения о создании особой экономической зоны между Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований, на территории которых создается особая экономическая зона.

Такое соглашение заключается в 30-дневный срок с момента принятия решения о создании ОЭЗ. При этом указанный срок начинает течь с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ о создании соответствующей особой экономической зоны.

Следует помнить, что ст. 6 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» императивно устанавливает срок создания ОЭЗ – 49 лет. Данный срок не может быть больше или меньше установленного и не подлежит продлению.

В случае признания деятельности ОЭЗ неэффективной или невозможности достижения целей, поставленных перед соответствующей территорией и ее управляющей компанией, существование ОЭЗ может быть прекращено досрочно. В целом же достаточно длительный срок существования особой экономической зоны объясняется сроком окупаемости вложений инвесторов, необходимостью развития территории, обеспечением установления полного производственного цикла, занятости физических лиц, развития и формирования устойчивых промышленных и иных связей резидентов ОЭЗ.

Необходимо подчеркнуть, что порядок создания ОЭЗ претерпел существенные изменения в 2012 г. Так, в настоящее время не действуют ранее принятые правила о конкурсном порядке создания особой экономической зоны, продлен срок существования особых экономических зон.

С одной стороны, упрощение порядка создания ОЭЗ способствует более быстрому принятию решений о создании зоны соответствующего типа, обеспечивает возможность развития территории, привлечение инвестиций в конкретный регион. С другой стороны, упрощение порядка подачи заявок на создание ОЭЗ приводит к приданию статуса особой экономической зоны территориям, развитие которых будет неэффективным. Особенно актуальным этот вопрос становится в свете последнего решения высших органов страны сократить количество особых экономических зон в целях снижения уровня долговой нагрузки федерального и регионального бюджетов.

Как представляется, необходимо вернуться к конкурсному порядку создания ОЭЗ и закрепить возможность создания соответствующих зон на менее длительные сроки, например, 30 лет – в зависимости от сферы деятельности резидентов ОЭЗ, целей ее создания и политики региона, на территории которого она создается.

Список литературы

  1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 тюля 2005 г. № 116-ФЗ; в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 231-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. — № 30 (ч. 1), ст. 3127; 2015. — № 29 (ч. 1), ст. 4339.
  2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ; в ред. Федерального конституционного закона от 14 декабря 2015 г.

    Порядок создания особых экономических зон

    № 6-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. — № 51, ст. 5712; 2015. — № 51 (ч. 1), ст. 7228.

  3. Об утверждении критериев создания особой экономической зоны: Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 398; в ред. Постановления Правительства РФ от 27 марта 2013 г. № 272 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. — № 19, ст. 2423; 2013. — № 13 ,ст. 1573.
  4. Об утверждении Порядка оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечня документов, прилагающихся к заявке: Приказ Минэкономразвития России от 19 июля 2012 г. № 439; в ред. Приказа Минэкономразвития России от 22 декабря 2014 г. № 822 // Рос. газ. – 2012. – 15 авг.; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. (дата добавления: 25.02.2015).

Все статьи Условия создания особых экономических зон и определения прилегающей к особым экономическим зонам территории в Российской Федерации (Кучинская А.В., Липски С.А.)

Согласно земельному законодательству правовой режим использования земель в пределах особых экономических зон (далее — ОЭЗ), а также на прилегающей к ним территории имеет ряд важных отличий от общего правила. Так, резиденты ОЭЗ ограничены в возможностях по передаче своих прав третьим лицам, передаче земельных участков в субаренду; согласно законодательству Российской Федерации об ОЭЗ земельные участки предоставляются лицам без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов и т.д. (статьи 22, 29 и 30 Земельного кодекса Российской Федерации; далее — ЗК РФ). В связи с этим важно надлежащим образом урегулировать вопросы как создания ОЭЗ, так и определения прилегающей к ним территории. Вместе с тем в ЗК РФ, в котором содержится понятие "территория, прилегающая к ОЭЗ", не раскрывается это понятие и не указаны критерии отнесения земель к такой прилегающей территории.

Аналогичен подход и градостроительного законодательства. В части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ОЭЗ предусматриваются изъятия из общего правила (например для них не устанавливаются градостроительные регламенты, которые определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства), но это понятие не раскрывается.
Вопросы, связанные с территорией ОЭЗ, регулируются Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее — Закон). В соответствии со статьей 6 Закона решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется Постановлением Правительства Российской Федерации. При этом Закон устанавливает ряд требований к условиям создания ОЭЗ и земельным участкам, образующим ОЭЗ.
Во-первых, согласно части 3 статьи 4 Закона ОЭЗ может располагаться на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Российской Федерации или территорий нескольких субъектов Российской Федерации. Кроме того, не допускается создание ОЭЗ на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития.
Во-вторых, ОЭЗ могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Кроме того, допускается включать в границы ОЭЗ земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц.

Кроме этого, в Законе содержится требование относительно категорий земель, к которым могут принадлежать земельные участки для создания ОЭЗ. В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона земельные участки, образующие ОЭЗ, должны принадлежать к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения либо земель населенных пунктов. Туристско-рекреационные ОЭЗ также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, а также включение земельных участков в границы туристско-рекреационной особой экономической зоны либо исключение земельных участков из границ туристско-рекреационной особой экономической зоны является переводом земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов.

Согласно статье 11 этого Федерального закона перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
Кроме того, на территориях всех типов ОЭЗ, за исключением туристско-рекреационной ОЭЗ, запрещается размещение жилищного фонда.
Законом также установлены специальные условия создания отдельных типов ОЭЗ.
Так, промышленно-производственные ОЭЗ создаются на участках территории, общая площадь которых составляет не более сорока квадратных километров.
Технико-внедренческие ОЭЗ могут создаваться не более чем на трех участках территории, общая площадь которых составляет не более четырех квадратных километров.
Туристско-рекреационные ОЭЗ и портовые ОЭЗ могут создаваться на одном или нескольких участках территории.
Согласно части 2.2 статьи 4 Закона портовые ОЭЗ создаются на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, которые выполняют международные воздушные перевозки. Такие ОЭЗ могут включать части территорий и (или) акваторий морских портов, речных портов, территорий аэропортов. Портовые ОЭЗ могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, расширения, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. В границах портовых ОЭЗ могут располагаться объекты инфраструктуры морского порта в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Общая площадь портовых ОЭЗ может составлять не более чем пятьдесят квадратных километров. Также согласно Закону невозможно включение в портовые ОЭЗ имущественных комплексов, предназначенных для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.
На основании положений части 4 и пунктов 3 и 4 части 4.1 статьи 6 Закона Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается особая экономическая зона, в сроки, предусмотренные в соглашении о создании ОЭЗ, наряду с установлением границ особой экономической зоны и перечня образующих ее участков устанавливаются прилегающая к ОЭЗ территория, а также план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории.
В соответствии с Законом общая площадь прилегающей к промышленно-производственным ОЭЗ территории не должна превышать сорока квадратных километров, площадь прилегающей к технико-внедренческим ОЭЗ территории не должна превышать четыре квадратных километра, а прилегающая к портовым ОЭЗ территория должна составлять не более пятидесяти квадратных километров.
Более детальное регулирование вопросов, связанных с территорией как самой ОЭЗ, так и прилегающей к ней, указанные Федеральные законы не предусматривают.
Что касается ЗК РФ, то в нем содержатся лишь нормы об особенностях предоставления земельных участков в ОЭЗ и их последующего использования, но не образования ОЭЗ.
Так, согласно статье 30 ЗК РФ акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежат Российской Федерации, управляющей компании, в случае привлечения их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами или резиденту ОЭЗ земельные участки для строительства предоставляются без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов на основании заявлений в соответствии с законодательством Российской Федерации об ОЭЗ.
Земельный участок в границах ОЭЗ или на прилегающей к ней территории предоставляется для строительства объектов инфраструктуры этой зоны без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и предварительного согласования мест размещения таких объектов лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны, в аренду на основании заявления о предоставлении земельного участка. Примерная форма соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры ОЭЗ утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, действующее в настоящее время законодательство об ОЭЗ не содержит указания на способ определения границ прилегающей к ОЭЗ территории, а также на необходимость наличия общей границы ОЭЗ и прилегающей к ней территории.

В целях определения прилегающей к особой экономической зоне территории в Закон необходимо внести изменения в части, касающейся способа установления прилегающей к особой экономической зоне территории, а именно:
— границы прилегающей к ОЭЗ территории следует устанавливать согласно перечню земельных участков, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и права собственности на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
— земельные участки, включаемые в границы прилегающей к ОЭЗ территории, должны находиться в государственной и (или) муниципальной собственности;
— земельные участки, включаемые в границы прилегающей к ОЭЗ территории, должны принадлежать к категориям земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, земель населенных пунктов, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, а также земель сельскохозяйственного назначения;
— общая площадь земельных участков, включаемых в границы прилегающей к ОЭЗ территории, не может превышать пятидесяти квадратных километров.
Предложенные изменения позволят упорядочить вопросы, связанные с установлением прилегающей к ОЭЗ территории, и минимизировать спорные ситуации в таких случаях, в том числе более надежно защитить права на землю граждан и юридических лиц.

Литература и информационные источники

1. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 44. Ст. 4147; 2003. N 27. Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; N 41. Ст. 3993; N 52. Ст. 5276; 2005. N 1. Ст. ст. 15, 17; N 10. Ст. 763; N 30. Ст. ст. 3122, 3128; 2006. N 1. Ст. 17; N 17. Ст. 1782; N 23. Ст. 2380; N 27. Ст. ст. 2880, 2881; N 31. Ст. 3453; N 43. Ст. 4412; N 50. Ст.

Создание и прекращение ОЭЗ. Правовой статус резидента ОЭЗ.

ст. 5279, 5282; N 52. Ст. 5498; 2007. N 1. Ст. ст. 23, 24; N 10. Ст. 1148; N 21. Ст. 2455; N 26. Ст. 3075; N 31. Ст. 4009; N 45. Ст. 5417; N 46. Ст. ст. 5553; 2008. N 20. Ст. ст. 2251, 2253; N 29. Ст. 3418; N 30. Ст. ст. 3597, 3616; N 52. Ст. 6236; 2009. N 1. Ст. 19; N 11. Ст. 1261; N 29. Ст. ст. 3582, 3601; N 30. Ст. 3735; N 52. Ст. ст. 6416, 6419, 6441; 2010. N 30. Ст. 3998; 2011. N 1. Ст. ст. 47, 54; N 13. Ст. 1688; N 15. Ст. 2029; N 25. Ст. 3531; N 27. Ст. 3880; N 29. Ст. 4284; N 30. Ст. ст. 4562, 4563, 4567, 4590, 4594, 4605; N 48. Ст. 6732; N 49. Ст. ст. 7027, 7043; N 50. Ст. ст. 7343, 7359, 7365, 7366; N 51. Ст. ст. 7446, 7448; 2012. N 26. Ст. 3446; N 31. Ст. 4322; N 53. Ст. 7643; 2013. N 9. Ст. 873; N 14. Ст. 1663.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 N 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1. Ст. 16; 2006. N 1. Ст. ст. 10, 21; N 52. Ст. 5498; 2007. N 1. Ст. 21; N 31. Ст. 4012; N 45. Ст. 5417; N 50. Ст. 6237; 2008. N 20. Ст. 2260; N 30. Ст. 3604; 2009. N 1. Ст. 17; N 48. Ст. 5711; N 52. Ст. 6419; 2010. N 31. Ст. 4209; 2011. N 13. Ст. 1688; N 29. Ст. 4281; N 30. Ст. ст. 4591, 4594, 4605; N 49. Ст. 7015; 2012. N 47. Ст. 6390; N 53. Ст. ст. 7614, 7643.
3. Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30. Ст. 3127; 2006. N 23. Ст. 2383; N 52. Ст. 5498; 2007. N 45. Ст. 5417; 2008. N 30. Ст. 3616; 2009. N 52. Ст. 6416; 2011. N 27. Ст. 3880; N 30. Ст. ст. 4563, 4590; N 45. Ст. 6335; N 49. Ст. ст. 7043, 7070; N 50. Ст. 7351.
4. Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
5. Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
7. Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 "Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации".
9. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 апреля 2006 года N 95 "Об утверждении примерных форм договоров аренды недвижимого имущества и земельных участков для обеспечения функционирования особых экономических зон" (в редакции Приказов Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 июля 2006 года N 181, от 20 июля 2009 года N 282, от 21 февраля 2011 года N 58).
10. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 698 "Об утверждении примерной формы соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны".
11. Материалы доклада "Итоги деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации в 2011 году и задачи на 2012 год". URL: http://economy.gov.ru.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Особые экономические зоны

Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» был принят 22 июля 2005 г.

Особая экономическая зона (ОЭЗ) представляет собой определяемую Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

В России создаются особые экономические зоны трех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные.

Основными целями создания ОЭЗ являются:

— развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;

— производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;

— развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

Для создания ОЭЗ не нужны большие площади. Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на территории площадью не более 20 кв. км; технико-внедренческие особые экономические зоны — не более чем на двух участках территории, общая площадь которых должна составлять не более 2 кв. км.

ОЭЗ не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований и территория ОЭЗ не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.

Законом предусмотрено, что на территории ОЭЗ не могут размещаться объекты жилищного фонда; кроме того, на ней не допускается:

1. добыча полезных ископаемых и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД);

2. переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;

3. производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Право определять виды деятельности, осуществление которых разрешено при создании ОЭЗ, принадлежит Правительству РФ.

Земли, на которых размещаются ОЭЗ, должны быть в государственной или муниципальной собственности. Место созда­ния ОЭЗ определяют местные и муниципальные власти путем подачи заявки в Правительство РФ. После принятия Правительством РФ решения о создании ОЭЗ издается постановление. После этого Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, а также исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается ОЭЗ, подписывают соглашение о создании ОЭЗ. Содержание вопросов об ОЭЗ, фиксируемых в соглашении, приведено на рис. 4.2.

Срок существования ОЭЗ определен в 20 лет. По окончании этого срока она прекращает свое существование, до истечения этого срока ОЭЗ может прекратить свое существование, если:

1. этого требует обороноспособность страны и безопасность государства;

2. за первые три года существования ОЭЗ не заключено ни одного соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;

3. в течение трех лет подряд на территории особой экономической зоны ее резидентами не ведется промышленно-производственная или технико-внедренческая деятельность.

Рис. 4.2. Содержание вопросов о ОЭЗ, фиксируемых в соглашении

Для технико-внедренческих ОЭЗ по соглашению резидент обязуется вести экономическую внедренческую деятельность. Органы управления ОЭЗ обязуются в срок, указанный в соглашении, заключить с резидентом договор аренды государственного и (или) муниципального имущества, расположенного на земельных участках в пределах территории ОЭЗ, для ведения технико-внедренческой деятельности.

Для получения статуса резидента ОЭЗ технико-внедренче­ского характера необходимо представить следующие документы:

1. заявку на заключение соглашения о ведении техниковнедренческой деятельности, которая должна содержать сведения о предполагаемой деятельности заявителя, соответствующей типу особой экономической зоны, сведения о государственном и (или) муниципальном имуществе, необходимом для предполагаемой деятельности заявителя.

2. Приложения — копию свидетельства о государственной регистрации; копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; копию учредительных документов (для юридических лиц); бизнес-план, форма которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативноправовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ.

Технико-внедренческая особая экономическая зона в г. Дубне создается для привлечения инвесторов и обеспечения условий для веде­ния исследований и разработок, создания опытных образцов и производства опытных партий высокотехнологичной продукции в соответствии с приоритетными направлениями научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, закрепленными за г. Дубной как наукоградом.

Особая экономическая зона

Особое внимание при этом уделено развитию деятельности в сфере информационных технологий и ядерно-физических технологий.

Основные цели технико-внедренческой зоны:

— увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичной продукции и в первую очередь в сфере информационных технологий;

— создание современной российской модели научно-технологического парка, включающего Университет, исследовательские и инженерные центры, инновационные предприятия;

— создание в г. Дубне центра развития и распространения культуры разработки и реализации программных продуктов.

В ходе реализации проекта технико-внедренческой зоны будут решаться следующие задачи:

— отработка современной модели развития наукоградов как ключевых элементов создаваемой национальной инновационной системы;

— отработка механизмов концентрации в современных условиях интеллектуальных и других ресурсов на определенной территории для решения приоритетных задач в научно-технической сфере;

— отработка механизмов взаимодействия федеральных органов власти, органов власти субъекта РФ и местного самоуправления, отработка механизмов частно-государственного партнерства при реализации проектов территориального развития;

— отработка механизмов создания и функционирования особых экономических зон как инструмента государственной поддержкидеятельности в сфере высоких технологий.

В качестве отдельных задач проекта будут отрабатываться механизмы ипотеки для обеспечения жильем привлекаемых специалистов, а также задачи градостроительства и инженерного обеспечения современных малых городов.

Рис. 4.3. Налоговые льготы для свободных экономических зон

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» для резидентов ОЭЗ установлены налоговые льготы. Перечень льгот приведен на рис. 4.3. Льготы касаются как косвенного, так и прямого налогообложения.

Для ОЭЗ законом установлены гарантии: акты законодательства о налогах и сборах всех уровней, начиная с федерального и кончая органами местного самоуправления, ухудшающие положение налогоплательщиков — резидентов особых экономических зон не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Это положение не распространяется налогообложение подакцизных товаров.

Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 694;

Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

1.2. Решение о создании особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации исходя из критериев создания особой экономической зоны, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Особая экономическая зона. Как в России оптимизировать налоговые платежи?

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования или исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований подают в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального, местного значения. К заявке на создание портовой особой экономической зоны на основе объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта прилагается согласие в письменной форме владельца или владельцев объектов инфраструктуры, находящихся на территории, предназначенной для создания портовой особой экономической зоны. Согласие владельца или владельцев объектов инфраструктуры не может быть отозвано до момента заключения соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне. Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечень документов, прилагающихся к заявке, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается особая экономическая зона, заключают в течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны соглашение (далее — соглашение о создании особой экономической зоны), которым устанавливаются:

1) комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования;

2) обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или обязательства исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по передаче уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости, расположенными в границах особой экономической зоны, на срок ее существования;

3) обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности и расположенными в границах особой экономической зоны, на срок ее существования;

4) порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны;

5) показатели эффективности функционирования особой экономической зоны.

4.1. В сроки, предусмотренные указанным в части 4 настоящей статьи соглашением о создании особой экономической зоны, также устанавливаются:

1) объем и сроки финансирования создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников финансирования;

2) границы особой экономической зоны и перечень образующих ее земельных участков;

3) прилегающая к особой экономической зоне территория, общая площадь которой не может превышать указанную в частях 2 и 2.3 статьи 4 настоящего Федерального закона площадь;

4) план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;

5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом условия.

4.2. Описание местоположения границ особой экономической зоны осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" для описания местоположения границ объекта землеустройства.

6. Особая экономическая зона создается на сорок девять лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.

7. Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:

1) это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и (или) деятельности в портовой особой экономической зоне либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;

3) в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная деятельность или деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.

8. Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации.

Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности либо соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности в технико-внедренческой особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2.1. Резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

2.2. Резидентом портовой особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

3. Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.

4. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вносит в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации указанного лица в течение пяти рабочих дней с даты подписания с ним соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.