Осуществление строительного контроля заказчиком

Изучаем положение о проведении строительного контроля

Объекты капитального строительства, финансируемые за счет средств бюджета, находятся под пристальным вниманием ревизоров, в помощь которым Правительство РФ недавно утвердило Положение о проведении строительного контроля <1>. Не стоит терять время тем, кого могут проверить, — бюджетным учреждениям — получателям бюджетных средств на строительство, реконструкцию и капремонт объектов: предлагаем вниманию читателей небольшой комментарий к небезынтересному документу.

<1> Утверждено Постановлением от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства".

Что представляет собой строительный контроль?

Ответ на этот вопрос дан в первоисточнике — Градостроительном кодексе. Строительный контроль проводится непосредственно в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Проверяется соответствие выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (ст. 53 ГрК РФ).

Свое определение строительного контроля Минрегион России дает в Письме от 30.04.2010 N 17906-ИП/08: это контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта. Строительный контроль не может быть проведен после выполнения других работ, а устранение недостатков по его результатам не может быть осуществлено без разборки или повреждения строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения. Становится ясна важность и актуальность Положения о проведении строительного контроля, которое следует применять с учетом других актов, регламентирующих порядок подобного контроля (Свод правил СП 11-110-99 "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений", одобренный Постановлением Госстроя России от 10.06.1999 N 44, или СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", одобренные Постановлением Госстроя России от 19.04.2004 N 70).

Что контролирует заказчик, а что — подрядчик?

Участники строительства (подрядчик и заказчик) имеют разные права и обязанности. Поэтому в Положении о проведении строительного контроля установлены отдельные перечни процедур проверки: для подрядчика и для заказчика. В целях наглядности приведем действия участников строительства в сравнительной таблице.

—————————————————————————
Строительный контроль объектов
—————————————T————————————
Со стороны подрядчика ¦ Со стороны заказчика
—————————————+————————————
Проверка качества строительных ¦Проверка полноты и соблюдения
материалов, изделий, конструкций ¦сроков выполнения подрядчиком
и оборудования, поставленных для ¦входного контроля и достоверности
строительства объекта капитального ¦документирования его результатов.
строительства (далее соответственно -¦Проверка соблюдения подрядчиком
продукция, входной контроль). ¦правил складирования и хранения
Проверка соблюдения установленных ¦продукции и достоверности
норм и правил складирования и ¦документирования результатов
хранения продукции. ¦контроля.
Проверка соблюдения ¦Проверка полноты и соблюдения
последовательности и состава ¦сроков выполнения подрядчиком
технологических операций при ¦контроля последовательности и
строительстве объекта капитального ¦состава операций по строительству
строительства. ¦объектов и достоверности
Совместное с заказчиком ¦документирования его результатов.
освидетельствование работ, ¦Совместное с подрядчиком
скрываемых последующими работами, ¦освидетельствование скрытых работ
и промежуточная приемка возведенных ¦и промежуточная приемка возведенных
строительных конструкций, влияющих на¦строительных конструкций, влияющих
безопасность объекта капитального ¦на безопасность объекта
строительства, участков сетей ¦капитального строительства,
инженерно-технического обеспечения. ¦участков сетей инженерно-
Приемка законченных видов (этапов) ¦технического обеспечения.
работ. ¦Совместная с подрядчиком проверка
Совместная с заказчиком проверка ¦соответствия законченного
соответствия законченного ¦строительством объекта требованиям
строительством объекта требованиям ¦проектной и рабочей документации,
проектной и подготовленной на ее ¦результатам инженерных изысканий,
основе рабочей документации, ¦нормам градостроительного плана
результатам инженерных изысканий, ¦земельного участка, техническим
требованиям градостроительного плана ¦регламентам.
земельного участка, технических ¦Иные мероприятия для осуществления
регламентов ¦строительного контроля,
¦предусмотренные законодательством
¦или заключенным договором
—————————————+————————————

Бюджетные учреждения, как правило, выступают в роли заказчиков, но им также не помешает иметь представление о проверках подрядчика, так как не исключено, что отдельные процедуры контроля заказчик и подрядчик будут проводить совместно.

Отдельные процедуры строительного контроля

Входной контроль. Он проводится до момента применения строительных материалов в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставки, соответствия материалов требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил. Входной контроль возложен на заказчика. Он вправе провести в установленном порядке измерения и испытания стройматериалов своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации. При неудовлетворительных результатах входного контроля, когда строительные материалы не отвечают установленным требованиям, их использование в строительстве не допускается.

Контроль операций по строительству. Это основной этап строительного контроля, в ходе которого проверяются:

  • соблюдение последовательности и состава выполняемых технологических операций, их соответствие требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;
  • соответствие качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также технических регламентов, стандартов и сводов правил.

Следить за всем этим может как подрядчик, так и заказчик капитального строительства. Напоминаем, мы разобрали только основные процедуры контроля. Есть и другие виды контрольных действий, предусмотренные законодательством или договором подряда.

Как оформляются результаты контроля?

Факт проведения контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления итогового документа — акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются также в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты составляются по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, в двух экземплярах и подписываются их представителями. По сути, акты являются теми документами, на основании которых стороны могут предъявлять друг другу претензии и одновременно отстаивать свои права и интересы. Если заказчик и подрядчик вместе проводят строительный контроль, им будет проще оформить результаты проверки.

Нормативы расходов заказчика на осуществление контроля

В связи с тем что строительство, реконструкция и капитальный ремонт финансируются полностью или частично с привлечением бюджетных средств, устанавливаются нормативы расходов (п. 15 Положения о проведении строительного контроля). В отдельном Приложении приведены Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля. Определяющей является стоимость строительства, которая не включает расходы на приобретение земельных участков и НДС, предъявленный поставщиками. При этом стоимость строительства исчисляется в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000. Вернемся к Нормативам. Их два — по сумме расходов и по количеству занятых контролем работников. Для наглядности изобразим их на схеме.

—————————¬
¦ Нормативы расходов ¦
———+заказчика на осуществление+——-¬
¦ ¦ строительного контроля ¦ ¦
¦ L————————— ¦
—————+—————¬ —————+—————¬
¦ По расходам заказчика ¦ ¦ По численности работников ¦
¦ на осуществление контроля ¦ ¦ заказчика, занятых контролем¦
L——————-T———- L———-T——————-
¦ —————————¬ ¦
L—+ Зависят от стоимости +—-
¦ строительства объектов ¦
———+——T—————T—-+———¬
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
————————-T—————————T———————-
В процентах от стоимости¦ В млн руб. ¦По количеству человек
————————-+—————————+———————-
2,14 ¦ До 30 ¦ 2
1,93 ¦ От 30 до 50 ¦ 3
1,81 ¦ От 50 до 70 ¦ 4
1,72 ¦ От 70 до 90 ¦ 5
1,61 ¦ От 90 до 125 ¦ 6
1,56 ¦ От 125 до 150 ¦ 7
1,47 ¦ От 150 до 200 ¦ 9
1,36 ¦ От 200 до 300 ¦ 12
1,28 ¦ От 300 до 400 ¦ 15
1,23 ¦ От 400 до 500 ¦ 18
1,18 ¦ От 500 до 600 ¦ 21
1,13 ¦ От 600 до 750 ¦ 25
1,09 ¦ От 750 до 900 ¦ 28
————————-+—————————+———————-

Отдельное внимание уделено дорогостоящему строительству (стоимость превышает 900 млн руб. в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.). Нормативы расходов определяются по следующей формуле:

0,8022
Н = 0,04191 x С / С,

где Н — норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля (в %);

С — стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000.

Допустим, стоимость строительства в базисном уровне цен составляет
1 млрд руб. (1000 млн). Норматив расходов на осуществление строительного
0,8022
контроля будет равен 1,07% (0,04191 x 1000 млн / 1000 млн), а сами
расходы составят 10,7 млн руб. (1000 млн x 1,07%). Полученное значение
указывается в гл. 10 сводного сметного расчета стоимости строительства
отдельной строкой "Строительный контроль".

Не забудем и про другой показатель — численность работников заказчика, занятых строительным контролем. Она увеличивается на 1 человека на каждые 30 млн руб. сверх 900 млн руб. В нашем случае численность нужно увеличить на 3 работника ((1000 — 900) / 30), в итоге общее количество контролеров составит 31 человек (28 (при 900 млн руб.) + 3).

Все сказанное относится к заказчику.

Изучаем положение о проведении строительного контроля

Осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет его накладных расходов, предусмотренных в цене договора строительного подряда (п. 13 Положения о проведении строительного контроля).

Несколько слов о проектной документации

В проектно-сметной документации закладываются все расходы подрядчика и заказчика. В ней также должны быть запланированы затраты, связанные с проведением строительного контроля. Но Положение о проведении строительного контроля появилось недавно, поэтому в проектно-сметной документации таких затрат может не быть, что не является основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации (абз. "б" п. 2 Постановления Правительства РФ N 468). При отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства. При этом для расчета предельных затрат применяются вышерассмотренные Нормативы расходов заказчика, установленные п. 15 Положения о проведении строительного контроля.

* * *

Как видим, Положение о проведении строительного контроля — небольшой, но конкретный в части выдвигаемых требований документ. Он начал действовать с июля 2010 г., и бюджетные учреждения уже могут взять его на вооружение при проведении строительного контроля возводимых (реконструируемых или ремонтируемых) объектов.

С.Булаев

Эксперт журнала

"Бюджетные учреждения:

ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности"

ГрК РФ Статья 53. Строительный контроль

1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 240-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2.1. В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(см.

Установлен порядок строительного контроля

текст в предыдущей )

Ст. 53 ГрК РФ. Строительный контроль

Расходы на проведение строительного контроля. С чем могут не согласиться контролеры?

Федеральным бюджетным учреждением в 2010 г. были проведены работы по капитальному ремонту здания хранилища. В ходе проверки, осуществленной Росфиннадзором, руководителю учреждения были вменены нарушения в виде незаконного расходования бюджетных средств на проведение строительного контроля.

Выводы Росфиннадзора были аргументированы тем, что в сводном сметном расчете капитального ремонта здания эти расходы указаны не были. Поскольку сводный сметный расчет был утвержден государственной экспертизой, по мнению контролирующего органа, необходимости в проведении строительного контроля со стороны заказчика не было, поэтому действия руководителя по заключению дополнительного договора на проведение указанных работ за счет средств федерального бюджета неправомерны.

Верны ли выводы, сделанные Росфиннадзором?

Строительный контроль в процессе проведения капремонта обязателен

В соответствии с п. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса (ГрК РФ) в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль над выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта.

Согласно ч. 8 ст. 53 ГрК РФ порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами РФ. К таковым относятся:

  • Положение по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (СДОС-03-2009) и Методика проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (СДОС-04-2009) <1>;
  • Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 (далее — Постановление Правительства РФ N 468, Положение о строительном контроле).

<1> Приняты Решением Наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве от 20.07.2009 N 30-БНС.

В первых двух документах прописаны организационно-правовые и технические процедуры строительного контроля, а в последнем — освещен порядок проведения строительного контроля при полном или частичном финансировании строительства или капитального ремонта за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, при проведении строительного контроля работ, связанных с капитальным строительством за счет средств федерального бюджета, следует руководствоваться нормами Постановления Правительства РФ N 468 и ГрК РФ.

О перечне контрольных мероприятий, осуществляемых заказчиком

Предметом строительного контроля является проверка выполненных при строительстве объектов капитального строительства работ на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

В силу п. 3 Положения о строительном контроле строительный контроль проводится:

  • лицом, осуществляющим строительство (далее — подрядчик);
  • застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее — заказчик).

Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля. В случае если у заказчика нет соответствующего специалиста по проведению строительного контроля, в силу ст. 749 ГК РФ осуществление этой функции и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу — профессиональному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (Письмо Минрегиона России от 30.04.2010 N 17906-ИП/08 "Об осуществлении строительного контроля").

Перечень контрольных мероприятий, которые осуществляются заказчиком, приведен в п. 6 Положения о строительном контроле:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка проведения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования их результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по возведению объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместное с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов;

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством РФ и (или) заключенным договором.

Таким образом, действия со стороны заказчика, не перечисленные в вышеприведенных пунктах, считаются нецелесообразными и неправомерными.

О размере затрат на проведение заказчиком строительного контроля

В соответствии с п. 15 Положения о строительном контроле размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при возведении объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, определяется:

а) исходя из общей стоимости строительства;

б) в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.;

в) без налога на добавленную стоимость;

г) за исключением расходов на приобретение земельных участков;

д) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика (нормативы расходов заказчика определены в Приложении к данному документу).

Размер расходов указывается в гл. 10 <2> сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой "Строительный контроль".

<2> См.: Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".

Например, стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. составляет 24 млн руб., а без НДС — 20 млн руб. (24 млн — 4 млн). Цена не включает расходы на приобретение земельных участков, так как речь идет о капитальном ремонте, а не о строительстве объекта. Остается применить нормативы расходов заказчика, установленные в Приложении к Положению о строительном контроле, к осуществлению строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. К относительно недорогому капитальному ремонту здания (до 30 млн руб.) следует применять коэффициент 2,14. Путем проведения арифметических расчетов получаем, что по нормативу размер расходов заказчика на проведение строительного контроля капитального ремонта составит 428 тыс. руб. (20 млн руб. x 2,14%).

Далее отметим, что расходы заказчика на проведение строительного контроля, рассчитанные в ценах 2000 г., индексируются путем применения индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных, проектных, изыскательских и других работ, которые ежеквартально публикуются Минрегионом.

Для справки. Указанные индексы предназначены для формирования начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта и общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Например, на I квартал 2011 г. данные индексы были приведены в Письме Минрегиона России от 02.03.2011 N 4511-КК/08.

Предположим, что коэффициент индексации составляет 4,18. В этом случае размер расходов будет равен 1789,04 тыс. руб.

Здесь следует напомнить, что Постановление Правительства РФ N 468 регламентирует строительный контроль ремонта, осуществляемого полностью или частично за счет средств федерального бюджета. Если у учреждения есть иные источники финансирования капитального ремонта (например, средства от приносящей доход деятельности), то за счет них можно дополнить федеральную составляющую частью затрат по строительному контролю.

Напомним, что заключение договоров на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

* * *

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

  1. Проведение строительного контроля со стороны заказчика правомерно, поскольку закреплено ст. 53 ГрК РФ и Постановлением Правительства РФ N 468.
  2. Учитывая переходные положения Постановления Правительства РФ N 468, стоимость работ по капитальному ремонту должна включать расходы на проведение строительного контроля. При отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства (капитального ремонта). В любом случае, получая документ о стоимости проведения капитального ремонта, учреждение вместе с ним получает данные о проведении контроля над этими работами, которые включаются в общий расчет.

Таким образом, считаем, что вывод, сделанный по результатам проверки, частично обоснован. Заказчик не вправе израсходовать средства федерального бюджета в большем размере, чем это полагается по нормативу, установленному п. 15 Положения о строительном контроле.

Учреждение могло произвести дополнительные расходы по строительному контролю в рамках заключения договора со специализированной организацией за счет средств, выделенных по другой целевой статье сметы доходов и расходов, не предусмотренной на проведение работ, связанных с капитальным ремонтом, либо за счет средств, полученных из другого источника (например, от внебюджетной деятельности).

С.Валова

Редактор журнала

"Бюджетные учреждения:

ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности"