Освидетельствование на алкогольное опьянение

Постановлением Минтруда и Минздрава от 30 апреля 2020 г. № 45/47 внесены изменения в постановление Минтруда и Минздрава от 02.12.2013 № 116/119 «О некоторых вопросах проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения».

Глобальное нововведение — постановление распространяется только на РАБОТНИКов. Постановление регулирует порядок проведения предсменного медосмотра и освидетельствования только с теми работниками, с которыми заключен трудовой договор (в том числе контракт). Ранее постановление распространялась на РАБОТАЮЩИХ.

СПРАВОЧНО:
работающие – физические лица, работающие по трудовым договорам (далее – работники), физические лица, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовой договор), а также на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм; физические лица, являющиеся главами и членами крестьянских (фермерских) хозяйств, обучающимися в учреждениях образования и привлекаемыми к работам в организациях в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки, клиническими ординаторами; военнослужащие Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, привлекаемые в соответствии с законодательными актами к выполнению работ (оказанию услуг) и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой; физические лица, привлекаемые в соответствии с законодательными актами к выполнению оплачиваемых работ, для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Право проводить освидетельствование работающих (кроме работников) прописано в статье 18 Закона «Об охране труда».

СПРАВОЧНО:
Статья 18. Права работодателя в области охраны труда
Работодатель имеет право:
проводить освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств или других веществ в биологических образцах. Освидетельствование работающих проводится в случаях, когда в отношении их имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

Законодательство не регулирует, как работодатель будет реализовывать свое право проведения освидетельствования. Например можно вызвать милицию на объект.

Постановление 116/119 получило более краткое название «О предсменном (перед началом работы, смены) медицинском осмотре и освидетельствовании работников». Скорректировано название перечня — «Перечень работ (профессий рабочих), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения, состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ» (далее — Перечень).

Перечень по-прежнему разделен на два раздела — работы и профессии

Перечень работ

Скорректирован пункт 8 Перечня «Работы непосредственно связанные с транспортированием и применением пестицидов, агрохимикатов и гербицидов». Он стал пунктом 1.8 «Работы непосредственно связанные с транспортировкой и применением агрохимикатов и средств защиты растений». Средства защиты растения — это в том числе пестициды и гербициды.

Также поступили с пунктом 13 Перечня «Управление дорожными, строительными, землеройными машинами». Он стал пунктом 1.12 «Работы по управлению автодорожными строительными и общестроительными машинами». Осталось найти документ, который будет классифицировать эти машины (напишите в комментарии, если знаете).

Перечень дополнен 9-тью новыми видами работ. Это:

1.14. по строповке грузов с применением кранов мостовых, козловых, башенных и портальных;
1.16. по эксплуатации и проведению текущего ремонта бортовых средств объективного контроля и наземных средств обработки объективного контроля авиационного оборудования;
1.17. по диспетчерскому обеспечению полетов и перелетов, осуществляемые аэродромным диспетчерским (авиационно-диспетчерским) пунктом;
1.18. непосредственно связанные с организацией и руководством стажировки и практики специалистов управления воздушным движением службы движения;
1.19. по планированию воздушного движения;
1.20. по управлению воздушным движением с закрепленного места диспетчерского пункта «Руление» от начала буксировки воздушного судна или запроса экипажа на запуск двигателей до предварительного старта, а при прилете – от момента освобождения воздушным судном взлетно-посадочной полосы до места его стоянки;
1.21. по управлению воздушным движением и поддержанию упорядоченного самолетопотока в выделенном воздушном пространстве в соответствии с утвержденной технологией с одного из диспетчерских пунктов:

  • диспетчерского пункта руления;
  • стартового диспетчерского пункта; посадочного диспетчерского пункта; диспетчерского
  • пункта аэродрома; диспетчерского пункта гражданской авиации; диспетчерского пункта
  • гражданской авиации местных воздушных линий; диспетчерского пункта подхода;
  • районного диспетчерского пункта; районного центра; районного диспетчерского центра;
  • местного диспетчерского пункта; диспетчерского центра полетно-информационного
  • обслуживания; командного диспетчерского пункта;

1.22. по валке деревьев на лесосеке;
1.23. непосредственно связанные с выполнением полетов воздушных судов летными и кабинными экипажами.

По пункту 1.14. «по строповке грузов с применением кранов мостовых, козловых, башенных и портальных». Данный пункт перешел от стропальщиков из перечня профессий. Теперь предсменный медосмотр и освидетельствование будут проходить все кто будет задействован в данном виде работ.

Перечень профессий

В перечень профессий не добавили новых профессий, но он немного скорректирован.

Теперь все машинисты компрессорных установок будут проходить предсменный медосмотр и освидетельствование (ранее проходили только занятые на работах с установками мощностью от 100 кВт и выше, работающими на воздухе и инертных газах, с давлением от 4 МПа и выше).

Проходить предсменный медосмотр и освидетельствование также будут все Горнорабочие подземные и Машинисты горных выемочных машин (ранее проходили только занятые на работах, связанных с управлением самоходным вагоном).

Из списка исключены Диспетчер аэродромного диспетчерского (авиационно-диспетчерского) пункта; Диспетчер-инструктор службы движения; Диспетчер планирования воздушного движения; Диспетчер по рулению; Диспетчер по управлению воздушным движением. Все они из перечня профессий перешли в перечень работ.

Общие изменения в Инструкциях

В Инструкциях изменен термин «состояние наркотического или токсического опьянения».

состояние наркотического или токсического опьянения – наличие наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (далее – наркотические средства или другие вещества) в биологических образцах, забранных у работника, при одновременном выявлении у него признаков состояния наркотического или токсического опьянения;

Теперь не достаточно наличие наркотических и токсических веществ в биологических образцах, забранных у работника. Для признания опьянением дополнительно у работника должны быть признаки состояния наркотического или токсического опьянения (запах, шатающаяся походка и т.д.).

Вызывает удивление необходимость написания полного ФИО. Кто писал это постановление, сам хоть раз заполнял такой журнал, на человек 15-20 хотя бы?

В Инструкциях удалены пункты о том, что отказ работающего от прохождения предсменного медицинского осмотра или освидетельствования является основанием для недопуска его к выполнению работы в соответствующие день, смену. Это произошло из-за дублирования требований пункта 4 статьи 49 Трудового кодекса.

Статья 49. Отстранение от работы
Помимо случаев, предусмотренных законодательством, наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника:
4) не прошедшего медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Предсменный медосмотр

Уточнено, что при проведении предсменного медицинского осмотра наличие алкоголя проверяется в выдыхаемом работником воздухе, ранее просто определялось наличие алкоголя в организме работающего (т.е. можно было брать анализ крови).

Один из пунктов документа может вызвать двойную трактовку:

8. При выявлении у работника наличия состояния опьянения медицинский работник составляет акт проведения предсменного медицинского осмотра и незамедлительно направляет его нанимателю.

Понятно, что медработник должен направлять акт нанимателю работника, но можно это трактовать, что акт направляется нанимателю медработника.

Постановлением отменена обязательная форма «Журнала предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих». Его новое название — «Журнал предсменного медицинского осмотра». Содержание журнала определено пунктом 10 новой Инструкции и не претерпело существенных изменений.

Предсменное освидетельствование

Интересную правовую конструкцию изобрело Минтруда или при редактировании что-то потеряно. Сравните действующую и новую редакцию пункта 6:

ДЕЙСТВУЮЩАЯ:
6. Освидетельствование на предмет нахождения работающего в состоянии наркотического или токсического опьянения проводится в случае, если имеются признаки состояния опьянения, указанные в пункте 4 настоящей Инструкции, однако состояние алкогольного опьянения не установлено.

НОВАЯ
6. Освидетельствование проводится в случае, если имеются признаки состояния опьянения, указанные в пункте 4 настоящей Инструкции, однако состояние алкогольного опьянения не установлено.

Постановлением отменена обязательная форма «Журнала освидетельствования работающих». Его новое название — «Журнал освидетельствования работников». Содержание журнала определено пунктом 11 новой Инструкции. От действующей инструкции он отличается тем, что предсменное освидетельствование проводится не только у рабочих, но и у служащих.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ
Наименование места работы (структурного подразделения), профессии работающего, в отношении которого проводилось освидетельствование

НОВАЯ
место работы (структурное подразделение), профессия рабочего (должность служащего), в отношении которого проводилось освидетельствование;

ВНИМАНИЕ! Теперь «Журнал освидетельствования работников» должен быть прошнурован, пронумерован и заверен подписью уполномоченного должностного лица организации». Ранее этого не требовалось.

Из инструкции удалено право работника, при несогласии с результатами освидетельствования, пройти медицинское освидетельствование в организации здравоохранения.

Постановление вступает в силу 28 июня 2020 года.

Юрист Мария Объедалова рассказывает о том, как должна проходить процедура освидетельствования, о ее нюансах и возможных уловках со стороны сотрудников ГИБДД.

Как известно, с 6 августа 2010 года в законную силу вступили изменения в Кодекс об административных правонарушениях, касающиеся допустимого содержания алкоголя в крови водителя, а точнее его полного отсутствия. Допустимая ранее доза алкоголя в крови 0,3 промилле отменена и теперь на водителей в полной мере распространяется «сухой закон».

Принятие подобного рода новеллы законодательства породило немало споров как до, так и после ее вступления в силу. Сейчас, по прошествии почти года со дня принятия нововведений, пришло время еще раз подробно рассмотреть процедуру прохождения освидетельствования на состояние опьянения и наиболее часто встречающиеся нарушения при ее проведении.

Абсолютно всем водителям следует помнить о том, что в организме человека всегда присутствует так называемый эндогенный алкоголь, который естественным путем вырабатывает организм. По мнению ученых, количество эндогенного алкоголя может варьироваться от 0,008 до 0,4 промилле. Так, например, наличие таких заболеваний как сахарный диабет, хронический обструктивный бронхит, некоторых заболеваний печени, почек, нервной системы может привести к положительному результату при прохождении освидетельствования на алкотестере. Водителям с подобными проблемами лучше иметь при себе справку, а также в обязательном порядке указывать на наличие заболевания в протоколе освидетельствования. Справка врача может помочь водителю в дальнейшем, если дело дойдет до суда. Водителям, которые выпили кваса, кефира, кумыса, айрана, тана или приняли содержащие алкоголь лекарства, стоит садиться за руль не ранее, чем через 20-30 минут после приема.

Если же вас все-таки остановил сотрудник ГИБДД и предложил пройти освидетельствование на состояние опьянения, не следует паниковать, а лучше просто хорошенько запомнить порядок проведения процедуры:

  • Отстранение от управления транспортным средством;
  • Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения сотрудником ГИБДД;
  • В отдельных случаях — медицинское освидетельствование.

Отстранение от управления транспортным средством

До начала освидетельствования сотрудник ГИБДД, согласно административному регламенту МВД (п.п. 126-127), обязан отстранить водителя от управления автомобилем. Отстранение возможно только после выявления у водителя одного или нескольких признаков возможного опьянения, перечисленных в Постановлении Правительства РФ №475: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке. Причина отстранения обязательно должна быть отражена в протоколе.

Отстранение должно проходить в присутствии двух понятых. В настоящее время, несмотря на рекомендации руководства ГИБДД не привлекать в качестве понятых других сотрудников милиции, прямого запрета на это нет.

При отстранении от управления автомобилем составляется протокол, в котором обязательно расписываются сотрудник ГИБДД, составивший протокол, понятые, а также сам водитель.

Освидетельствование сотрудником ГИБДД

Зачастую сотрудники ГИБДД проводят освидетельствование на состояние опьянения с нарушением предусмотренного законом порядка. Так, например, водителю может быть предложено пройти освидетельствование, не выходя из автомобиля, на уже собранном алкотестере с неверно настроенными показаниями.

Процедура освидетельствования проводится в соответствии с административным регламентом МВД (п.п. 129-135). Основаниями для проведения освидетельствования на состояние опьянения являются вышеупомянутые признаки, которые должны быть указаны в протоколе.

Освидетельствование лица может осуществляться непосредственно на месте его отстранения от управления транспортным средством либо, в случае отсутствия алкометра, на ближайшем посту ДПС или в ином помещении органа внутренних дел, где прибор имеется. Важно помнить, что после отстранения от управления водитель уже не может садиться за руль и проезд к месту освидетельствования должны обеспечить сотрудники ГИБДД, а в случае отрицательного результата и проезд обратно.

До начала проведения непосредственно самого освидетельствования сотрудник ГИБДД должен рассказать водителю о том, что он будет делать, и показать, что он использует качественный алкотестер: засвидетельствовать целостность клейма государственного поверителя, наличие свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте технического средства измерения.

Прибор должен:

  • обеспечивать запись результатов исследования на бумажном носителе;
  • быть разрешен к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
  • поверен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии;
  • тип прибора должен быть внесен в Государственный реестр утвержденных типов средств измерений.

Процедура освидетельствования должна проходить в соответствии с инструкцией по эксплуатации используемого технического средства измерения. В частности, при определенной температуре воздуха (как правило, не ниже пяти градусов мороза) и влажности. Кроме того, в обязательном порядке должна учитываться и вноситься в акт освидетельствования допустимая погрешность прибора, указанная в его паспорте.

В настоящее время сотрудниками ГИБДД используются алкотестеры, обладающие абсолютной погрешностью плюс-минус 0,048 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.

Следует учесть, что в инструкциях к большинству приборов указано, что брать пробу воздуха нельзя сразу после еды, курения или приема лекарств — все это может повлечь увеличение показаний, следовательно, сотрудник ГИБДД должен поинтересоваться, давно ли Вы ели, принимали лекарства или курили. И если Вы отвечаете, что недавно, он должен подождать 20-30 минут до отбора пробы.

Водителям следует обратить внимание и на наиболее распространенные уловки самих сотрудников ГИБДД, например, при пассивном отборе пробы, когда алкометр сам всасывает окружающий воздух, в патрульной машине достаточно разлить немного спиртного и показания прибора свыше 0 промилле гарантированы. Если водитель дует в алкометр через мундштук, то достаточно капнуть спиртного внутрь или даже залить его с помощью шприца в одноразовый запакованный мундштук, и показания прибора также увеличатся. Для того, чтобы избежать возможности использования в отношении вас такого рода уловок, убедитесь, что часы на алкотестере установлены верно и что алкометр делает контрольный забор воздуха, во время которого попросите, чтобы прибор был рядом с вами и с надетым на него мундштуком. В случае обнаружения во время контрольной пробы паров алкоголя, прибор заблокируется. Понятые наравне с водителем должны присутствовать во время проведения проверки и контролировать правильность действий сотрудника ГИБДД.

По окончании исследования бумажный носитель с записью результатов исследования и подписью водителя и понятых приобщается к акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Обязательно проверьте время и показания прибора на предмет соответствия информации на бумажном носителе тому результату и времени, которые высвечивались на экране.

В случае, если результат теста оказался отрицательным, протокол освидетельствования не составляется, а протокол об отстранении от управления транспортным средством автоматически прекращает свое действие за отсутствием оснований. Никакого дополнительного документа об отмене протокола не составляется.

Если по результатам отбора пробы на алкометре сотрудником ГИБДД было выявлено состояние опьянения, составляется Акт освидетельствования. Акт подписывается водителем, инспектором и понятыми. Копия выдается водителю.

Медицинское освидетельствование

В настоящее время прохождение медицинского освидетельствования у врача-нарколога не обязательно, однако, в случае несогласия с результатами алкотестера, можно настаивать на проведении освидетельствования в медицинском учреждении. Для этого необходимо указать в пункте г) протокола, что вы не согласны с результатами освидетельствования и требуете проведения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

В этом случае следует учитывать, что направление осуществляется также в присутствии двух понятых с составлением протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, который подписывается сотрудником ГИБДД, водителем и понятыми. Сотрудники ГИБДД обязаны препроводить водителя к месту медицинского освидетельствования в соответствующее медучреждение. А в том случае, если медицинское освидетельствование не выявило опьянения, они должны препроводить водителя и обратно к его автомобилю.

Проведение медицинского освидетельствования в соответствии с административным регламентом МВД (п.п. 136 -138.2) возможно в трех случаях:

  • если водитель отказался от проверки на месте;
  • если водитель не согласен с ее результатами;
  • если несмотря на «нулевые» показания алкотестера у сотрудника ГИБДД есть основания полагать, что водитель пьян.

При этом следует учесть, что первом и втором случае проведение медосвидетельствования должен оплатить водитель, а в третьем освидетельствование для водителя будет бесплатным.

Медицинское освидетельствование проводится врачом-психиатром-наркологом, в сельской местности возможно проведение освидетельствования врачом другой специальности, прошедшим специальную подготовку.

Конкретный метод или медицинскую технологию для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе определяет врач, но во всех случаях осуществляется исследование выдыхаемого воздуха на алкоголь. Результаты исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя заносятся в Акт.

Согласно Приказу Минздрава №308 врачом отбирается проба на одном или двух разных алкометрах и еще одна контрольная проба через 20 минут. В случае если прибор показал отрицательный результат, но врач усматривает наличие клинических признаков опьянения, у водителя может быть взят анализ крови или мочи для установления причин опьянения и способа попадания алкоголя в организм. В Акте обязательно должна содержаться пометка о заборе анализов или о том, что его не проводилось.

Каждая процедура медицинского освидетельствования на состояние опьянения регистрируется в специальном журнале медицинской организации.

По результатам освидетельствования врачом выносится заключение с одной из следующих формулировок:

  • состояние опьянения не установлено;
  • установлено состояние опьянения.

При этом, указание вещества (средства), вызвавшего опьянение, в заключении Акта не отмечается.

По результатам медосвидетельствования Акт составляется в трех экземплярах, один из которых остается в медучреждении, второй – для сотрудника ГИБДД, третий — водителю.

Если вы не согласны с результатами медицинского освидетельствования, у вас остается единственный выход — отправиться на повторное. Главное – сделать это как можно быстрее, чтобы клиническое состояние было максимально приближено к тому, которое было у вас в момент первичного. Повторное освидетельствование не является гарантированным способом избежать наказания. Заключение, сделанное в независимой медицинской организации, будет рассматриваться судом, и только суд сможет дать всестороннюю оценку ему как доказательству по делу.

Если сотрудник ГИБДД, понятые, врач не соблюдают порядок, отраженный в этой статье, то вам следует указать обо всех нарушениях в протоколе. Кроме того, у вас есть возможность подавать жалобы в вышестоящие инстанции или оспаривать законность проведения процедуры и составления протоколов в суде.

Напоследок хотелось бы сказать, что, несмотря на то, что в интернете все чаще встречаются «калькуляторы трезвости», где нужно ввести свой возраст, вес, пол, указать, количество и тип употребленного алкоголя, и программа скажет, когда можно сесть за руль, использовать такие сервисы можно разве что для забавы — скорость выведения алкоголя у людей даже близкой комплекции может отличаться в разы и является абсолютно индивидуальным показателем у каждого человека.

Памятка водителям:

  1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 23.07.2010 № 169-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
  3. Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством».
  4. Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».
  5. Приказ МВД РФ от 02.03.2009 № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,

рассмотрев жалобу Ларина П.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного района N 42 г. Николаевск-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края от 21 июля 2017 года, решение судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 12 сентября 2017 года и постановление исполняющего обязанности председателя Хабаровского краевого суда от 25 декабря 2017 года, вынесенные в отношении Ларина Павла Андреевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением мирового судьи судебного района N 42 г. Николаевск-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края от 21 июля 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 12 сентября 2017 года и постановлением исполняющего обязанности председателя Хабаровского краевого суда от 25 декабря 2017 года, Ларин П.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок один год шесть месяцев.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Ларин П.А. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными и прекращении производства по настоящему делу.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения.

Основанием для привлечения Ларина П.А. мировым судьей к ответственности на основании части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении (л.д. 1) выводы о том, что он управляя транспортным средством «Toyota Wish», государственный регистрационный знак …, на ул. Строительной, д. 90, г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края 10 июня 2017 года в 23 часа 42 минуты, не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

С таким решением мирового судьи и вышестоящих судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 данной статьи).

Согласно части 2 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в присутствии двух понятых.

В соответствии с частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 N 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов (далее — Правила).

В силу пункта 3 Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.

Пунктом 10 Правил установлено, что направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Таким образом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Правилами установлены основания направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения: из указанных норм следует, что направлению водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения предшествует предложение уполномоченного должностного лица о прохождении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Как усматривается из материалов дела, основание для направления Ларина П.А. уполномоченным должностным лицом на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование не указано, при этом в нем содержится отметка о наличии у данного лица признака опьянения — поведения, не соответствующего обстановке (л.д. 3).

От прохождения медицинского освидетельствования Ларин П.А. отказался.

В качестве обстоятельств, послуживших законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, в протоколе об отстранении от управления транспортным средством должностным лицом указано на наличии у водителя Ларина П.А. признаков опьянения — поведение, не соответствующего обстановке (л.д. 2).

Между тем, из материалов дела следует, что в ходе производства по делу Ларин П.А. последовательно заявлял (в том числе, в судебном заседании по рассмотрению дела мировым судьей и в жалобах на постановление о привлечении к административной ответственности) о том, что уполномоченным должностным лицом ему не предлагалось пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения на месте.

В соответствии с частями 2 и 6 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 названного Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи. В случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Допрошенный мировым судьей старший государственный инспектор ДПС ОГИБДД ОМВД России по Николаевскому району Хабаровского края Юсов А.В. пояснил, что у водителя Ларина П.А. были внешние признаки наркотического опьянения, в связи с чем, не было оснований предлагать освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (л.д. 35 оборот).

Допрошенный мировым судьей понятой Р. пояснила, что водитель Ларин П.А. в ее присутствии был отстранен от управления транспортным средством и отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянение (л.д. 35 оборот).

Допрошенный мировым судьей понятой К. пояснил, что водитель Ларин П.А. в его присутствии был отстранен от управления транспортным средством, но в виду значительного промежутка времени не помнит, отказался ли тот от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или от медицинского освидетельствования на состояние опьянение (л.д. 35 оборот).

При наличии таких показаний должностного лица и свидетелей, обстоятельства, послужившие законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, не указаны как в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, так и в протоколе об административном правонарушении.

Изложенным доказательствам и доводам судебными инстанциями должная оценка не дана. При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности по статье 12.26 указанного Кодекса необходимо проверять наличие законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также соблюдение установленного порядка направления на медицинское освидетельствование. О законности таких оснований свидетельствуют: отказ водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии одного или нескольких признаков, перечисленных в пункте 3 Правил; несогласие водителя с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; наличие одного или нескольких признаков, перечисленных в пункте 3 названных Правил, при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Обстоятельства, послужившие законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (часть 4 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и в протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Несмотря на данные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Правил и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, вышеприведенные доводы Ларина П.А., сведения, содержащиеся в процессуальных документах, показания уполномоченных должностных лиц и свидетелей соответствующей правовой оценки судебных инстанций не получили.

В силу этого следует признать, что в рассматриваемом случае установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Правилами порядок направления на медицинское освидетельствование соблюден не был: уполномоченным должностным лицом Ларину П.А. не предлагалось пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, о чем свидетельствует совокупность представленных в дело доказательств.

Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного района N 42 г. Николаевск-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края от 21 июля 2017 года, решение судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 12 сентября 2017 года и постановление исполняющего обязанности председателя Хабаровского краевого суда от 25 декабря 2017 года, вынесенные в отношении Ларина Павла Андреевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ларина П.А. подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса — в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:

жалобу Ларина П.А. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного района N 42 г. Николаевск-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края от 21 июля 2017 года, решение судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 12 сентября 2017 года и постановление исполняющего обязанности председателя Хабаровского краевого суда от 25 декабря 2017 года, вынесенные в отношении Ларина Павла Андреевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда Российской Федерации С.Б. Никифоров

МВД России вынесло соответствующий проект постановления на общественное обсуждение (оно продлится до 25 июня).

Так, при предварительной проверке сотрудниками Госавтоинспекции состояния водителя предлагается дополнительно учитывать показания приборов (средств), свидетельствующих об обнаружении наличия алкоголя или наркотических веществ. Речь идет о тесте на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемом техническим средством индикации, и экспресс-тесте на обнаружение наркотических веществ в слюне.

Правомерно ли лишение права управления транспортным средством в случае, если водитель в пьяном состоянии завел стоящую у дома машину, чтобы прогреть мотор и был застигнут сотрудниками ДПС при включенном двигателе? Узнайте из раздела «Практические ситуации» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Указанный признак планируется применять наряду с уже установленными признаками, предполагающими, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке) (п. 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475).

Напомним, наличие одного или нескольких признаков является основанием для последующей процедуры проведения сотрудником полиции освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов исследования на бумажном носителе или направления водителя на медосвидетельствование на состояние опьянения.

Авторы инициативы1 отмечают, что поправки позволят сотрудникам полиции оперативно осуществлять предварительную проверку водителей транспортных средств, не ограничиваясь только органолептическими методами, в т. ч. выявлять пьяных водителей в случаях неочевидности наличия у них характерных признаков алкогольного или наркотического опьянения, либо при обстоятельствах, затрудняющих установление таких признаков. При этом подчеркивается, что отказ водителя от такой проверки не повлечет для него никаких правовых последствий.

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/06-19/00092149).

В соответствии со ст. 27.12.1 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 № 37 (далее — Правила).

Правила устанавливают порядок направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения (далее — медицинское освидетельствование).

Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Направление на медицинское освидетельствование производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ (далее — должностные лица).

О направлении на медицинское освидетельствование составляется в соответствии с частями 3 — 5 ст. 27.12.1 КоАП РФ протокол, копия которого вручается лицу, направляемому на медицинское освидетельствование. В протоколе указывается дата, время, место, основания направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

При направлении на медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Должностное лицо обязано принять меры к установлению личности лица, направляемого на медицинское освидетельствование. Сведения об отсутствии документов у лица, подлежащего медицинскому освидетельствованию, а также об официальном источнике информации, с помощью которого в этом случае должностным лицом установлена его личность, указываются в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование.

В случае отказа лиц от прохождения медицинского освидетельствования делается соответствующая отметка в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование.

Для проведения медицинского освидетельствования лиц, должностные лица направляют их в медицинские организации, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).

В соответствии с ч. 7 ст. 27.12.1 КоАП РФ акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Копия акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручается лицу, в отношении которого он был составлен.