Отчетность представительства российской организации

В чем отличие обычного представительства от постоянного? Почему иностранной компании, которая планирует начать работу в стране, важно точно определить форму работы, чтобы не нарушить закон? На эти и другие вопросы отвечает кандидат юридических наук, адвокат адвокатского бюро REVERA Владимир Ангельский.

— Нужно учитывать, что обычное представительство не имеет права осуществлять предпринимательскую деятельность, а постоянное представительство — имеет.

Владимир Ангельский
Адвокат компании REVERA, кандидат юридических наук

От того, какое именно представительство вы открываете, зависит законность вашей деятельности в стране и необходимость уплаты налогов. Если правоохранительные органы Беларуси (например, органы финансовой милиции) квалифицируют деятельность вашего иностранного юридического лица как недозволенную для открытого вида представительства, это повлечет существенные негативные последствия как для самой компании, так и для руководителей и собственников.

О том, что такое представительство и постоянное представительство иностранной организации в Беларуси, в чем между ними разница и что нужно выбрать, если вы собираетесь осуществлять тот или иной вид деятельности в Беларуси, я расскажу в этой статье.

Представительство иностранной организации

В последнее время именно сами белорусы активно стали открывать компании за границей, а потом открывать представительства этих компаний в Беларуси. Деятельность таких компаний часто направлена на поставку резидентам Беларуси импортных товаров. Но часто при регистрации представительств собственники совершают ошибки, потому что различия между представительством и постоянным представительством и деятельностью, которую им разрешено осуществлять в стране, для них не очевидны.

Прежде всего я советовал бы обратить внимание на то, что представительство иностранной компании не является юридическим лицом, то есть не является самостоятельным субъектом — его деятельность определяется головной организацией. То есть именно иностранная компания утверждает положение о представительстве, в котором среди прочего прописывает, чем конкретно представительство будет заниматься. Например, изучением конъюнктуры товарных рынков или проведением маркетинговых исследований в определенной сфере с целью продвижения товаров и т.п.

Подробную информацию о порядке открытия и деятельности представительства иностранного юридического лица можно получить из двух основных актов законодательства:

1. Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК). В соответствии с п. 1 ст. 51−1 ГК представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение, которое расположено в Беларуси. Оно защищает и представляет интересы своей головной иностранной организации и осуществляет другие функции, которые не противоречат законодательству. Например, представительство может быть открыто для деятельности подготовительного и вспомогательного характера, для изучения рынков товаров и услуг, возможностей для инвестирования и пр.

Самое главное, что необходимо учесть предпринимателям — что представительство не может осуществлять предпринимательскую деятельность.

Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2018 № 408 (далее — Положение о представительствах)). Оно содержит:

  • Нормы о процедуре открытия (какие документы необходимо предоставить, куда необходимо обратиться, кто и на какой срок выдает разрешение на открытие представительства)
  • Деятельности (чем разрешено заниматься представительству, сколько в представительстве может работать граждан-иностранцев, как продлять разрешение на открытие представительства и т.д.)
  • Процедуре прекращения деятельности (ликвидации) представительства.

Постоянное представительство иностранной организации

С постоянным представительством иностранной организации ситуация обстоит сложнее. По моему мнению, это достаточно трудное для понимания понятие. В соответствии со ст. 180 Налогового кодекса Беларуси постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Беларуси, признаются:

1. Постоянное место деятельности, через которое иностранная организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую и иную деятельность, за исключением:

  • Хранения, демонстрации или поставки товаров. Поставкой считаются доставка и отгрузка товаров без их реализации на территории Беларуси через постоянное представительство иностранной организации
  • Закупки товаров (работ, услуг), имущественных прав для иностранной организации
  • Сбора или распространения информации для иностранной организации
  • Осуществления иных видов деятельности, если при этом деятельность в целом носит подготовительный или вспомогательный характер.

2. Организация или физическое лицо, которые ведут деятельность от имени иностранной организации и/или в ее интересах и/или имеют и используют полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий.

Кроме того, стоит обратить внимание, что сегодня продолжает действовать постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 3 июня 2004 г. № 19 «О некоторых вопросах определения критериев постоянного представительства для целей налогообложения», где под постоянным представительством для целей налогообложения понимается обособленное структурное подразделение (учреждение), через которое осуществляется предпринимательская деятельность иностранной организации на территории Беларуси.

Таким образом, чтобы понять, какое именно представительство целесообразно будет открыть в Беларуси, необходимо определить вид деятельности организации, который она намерена вести в стране. И далее действовать, исходя из того, образует ли эта эта деятельность постоянное представительство.

Практика показывает, что больше всего затруднений возникает именно на этом этапе. Давайте разберемся.

Какая деятельность (НЕ) является предпринимательской

Для начала давайте определимся, что такое предпринимательская деятельность. В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность. Эта деятельность направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи. А также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Иными словами, предпринимательская деятельность заключается в систематическом заключении на территории Беларуси договоров с белорусскими контрагентами, а также — в их исполнении, в результате чего у организации возникает прибыль от источников в Беларуси. Так, в п. 8 Положения о представительствах указаны виды деятельности, которые может осуществлять представительство коммерческой организации:

  • Содействовать реализации международных договоров Беларуси о сотрудничестве в сфере торговли, экономики, финансов, науки и техники, транспорта; поиску возможностей для дальнейшего развития такого сотрудничества, совершенствованию его форм, установлению и расширению обмена экономической, коммерческой и научно-технической информацией
  • Изучать рынки товаров и услуг Беларуси (например, проводить маркетинговые исследования)
  • Изучать возможности для осуществления инвестиций на территории Беларуси. Например, в случае, когда иностранная компания планирует выступить в качестве заказчика по строительству многофункционального бизнес-центра, но еще не уверена, принесет ли ему это ожидаемую прибыль — она может проводить целый комплекс мероприятий, которые позволят эту уверенность получить
  • Создавать коммерческие организации с участием иностранных инвесторов
  • Продавать билеты и бронировать места компаний авиационного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта
  • Заниматься иной общественно полезной деятельностью.

Что понимается под «иной общественно полезной деятельностью», в законодательстве не раскрывается. Однако, как я уже говорил выше, — точно понятно, что деятельность представительства в Беларуси должна носить подготовительный и вспомогательный характер по отношению к деятельности головного офиса.

В дополнение к этому нужно отметить, что в соответствии с международными соглашениями некоторые виды деятельности, несмотря на то, что они осуществляются через постоянное место деятельности, не ведут к возникновению постоянного представительства и не подлежат налогообложению. Итак, «непредпринимательскими» видами деятельности могут являться:

  • Осуществление контроля за выполнением строительно-монтажных работ
  • Монтаж проданных машин и оборудования
  • Использование сооружений исключительно в целях хранения или демонстрации (а также доставки) товаров (из запасов) для иностранной организации
  • Содержание запасов товаров, принадлежащих иностранной организации, только в целях хранения, демонстрации или поставки в третьи страны
  • Содержание постоянного места деятельности исключительно для покупки товаров или изделий либо для сбора информации для иностранной организации
  • Содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих иностранной организации, только для целей переработки иным лицом
  • Содержание постоянного места деятельности исключительно для целей осуществления для иностранной организации рекламной деятельности или научных исследований либо для любой иной деятельности подготовительного или вспомогательного характера.

Но, как видите, четких критериев определения предпринимательской и непредпринимательской деятельности нет. Это значит, что в каждом конкретном случае оценивать деятельность иностранного юридического лица в Беларуси и делать выводы о том, какую именно деятельность ведет компания, есть ли у этой компании признаки постоянного представительства — может и будет правоохранительный орган.

Зона риска и ответственность

Правоохранительные органы, например, органы финансовой милиции, на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» проводят проверки иностранных организаций. Если в ходе такой проверки органы определили деятельность представительства как предпринимательскую — то в акте проверки будет зафиксировано, что деятельность иностранной организации в Беларуси следует квалифицировать как деятельность постоянного представительства.

Приведу пример. Правоохранительные органы установили, что работники представительства участвовали в государственных закупках путем электронного аукциона из офисного помещения представительства. При этом на работника был оформлен электронный ключ, а директор представительства неоднократно участвовал в переговорах по понижению цены. Все эти обстоятельства вместе с другими были квалифицированы как осуществление предпринимательской деятельности. Следовательно, с такой деятельности должны были уплачиваться налоги. А налоги не уплачивались, что было квалифицировано с уголовно-правовой точки зрения как уклонение от уплаты налогов.

Как показывает практика, в зоне наибольшего риска находятся иностранные организации, руководителями которых являются или являлись граждане Беларуси, которые значительную часть времени в году проводят на территории страны. У таких иностранных компаний в Беларуси открыты представительства, работники которых принимают участие в переговорах, согласовывают условия договоров с белорусскими контрагентами, при необходимости участвуют в процедурах государственных закупок, подписывают указанные договоры, согласовывают условия поставок с зарубежными партнерами, организуют доставку товара и т.д.

Риск заключается в том, что в таких обстоятельствах есть вероятность, что деятельность представительства будет квалифицирована как деятельность постоянного представительства, то есть как предпринимательская. А это повлечет для иностранного юридического лица доначисление налогов и пени за несвоевременную уплату налогов, а для собственников, руководителей, а также работников может обернуться уголовным делом за уклонение от уплаты налогов. И рекомендация здесь может быть только одна: знать, правильно толковать и соблюдать белорусское законодательство.

И прежде всего на такие ситуации стоит обратить внимание самим собственникам бизнеса.

То есть еще до открытия представительства в Беларуси нужно четко определить, какую именно деятельность иностранная организация планирует вести в стране.

А затем сопоставить информацию с тем, может ли такую деятельность осуществлять представительство или все-таки необходимо зарегистрировать постоянное представительство.

В случае сомнений иностранная организация может направить в налоговый орган соответствующий запрос с целью получения разъяснений или обратиться за заключением к юридическим и налоговым консультантам. Это крайне важно, поскольку существует риск доначисления иностранной организации налогов, пени за их несвоевременную уплату, а также штрафа за неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины) (ч. 1 ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях), привлечения к уголовной ответственности руководителей (фактических собственников) иностранных компаний за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов (ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

А если в отношении иностранной организации уже проводится проверка по таким основаниям, то очень важно предоставить проверяющим соответствующие аудиторские заключения, которые позволят уменьшить налогооблагаемую базу и, следовательно, сам налог. Например, при исчислении налога на прибыль учитываются затраты, которые уменьшают налогооблагаемую базу, а следовательно — и саму сумму налога на прибыль.

Таможенный Союз стран участников через беспошлинную торговлю дает дополнительные рынки сбыта субъектам предпринимательства каждой из стран. Такая возможность должна быть обязательна изучена. Такие открывающиеся аспекты как — потенциал нового дополнительного рынка сбыта, возможность дополнительного заработка, новые покупатели и партнеры, логистика, соседние страны уже стран участниц Таможенного Союза, все это подлежит взыскательному рассмотрению и анализу на предмет возможных бонусов для Компании имеющей целью развивать и расширять свои рынки на территории Республики Казахстан.

Мы же как казахстанские юристы, в настоящей статье и в других наших схожих статьях, готовы дать основные правовые ориентиры в вопросах создания бизнеса в Казахстане, открытия Компании, филиала или представительства для Российской Компании или Компании стран участников Таможенного Союза, вопросы лицензирования и разрешительных документов в Казахстане, аспектов налогообложение субъектов бизнеса, вопросы экспорта/импорта, некоторые вопросы судебного разбирательства между субъектами Казахстана и стран Таможенного Союза.

Российской Компании следует рассмотреть основные три-четыре варианта создания, ведения и регистрации предпринимательской деятельности в Казахстане.

А) Открытие филиала и представительства.

Б) Открытие и дочернего ТОО, аналог ООО в РФ.

В) Работа по договорам агентским, франчайзингу, представительским с Казахстанскими Компаниями партнерами без создания самостоятельного юридического лица.

Г) Регистрация АО в Казахстане.

Открытие филиала и представительства Российской Компанией в Казахстане.

Филиал и представительство как известно, не являются самостоятельными юридическими лицами, а являются структурными подразделениями Головного Предприятия. Существенных отличий между Филиалом и Представительством, согласно казахстанского законодательства нет. Под Существенными отличиями здесь подразумеваются, существенные различия между налогообложением филиала от представительства или различие в лицензировании и оформления разрешительных документов и иные существенные различия ведущие к различному правовому регулирования этих двух субъектов. Однако, исходя из изучения терминов в Гражданском Кодексе РК, Представительство и Филиал, последний направлен на осуществление коммерческой деятельности, производство и реализацию товаров, услуг, а Представительство направлено более на функции представительства Головной Компании в Казахстане.

Налогообложение и лицензирование филиалов и представительств в Казахстане.

Главным вопросом здесь является анализ налогообложения, так нужно учесть отчисление местных налогов филиалом/представительством в Казахстане и отчисление налогов Головной Компанией в РФ. Если деятельность филиала или представительства имеет потенциально опасный уровень ответственности (высокий, средний, низкий, согласно Закону РК «О разрешениях и уведомлениях») – например филиал/представительство работает в в сфере архитектуры и градостроительства, промышленности, атомной энергетики, образовательная деятельность, работа с алкогольной продукцией, пестицидами, фармацевтическими средствами, приборами измерения в сферах промышленности, нефти и газа и так далее, нужно обязательно учесть возможность лицензирования, возможности оформления всех разрешений при организации предпринимательской деятельности Российской и любой иностранной Компанией через филиал и представительство, наравне с любым Казахстанским предприятием.

Регистрация Представительства и филиала на территории РК.

Регистрация Представительства и филиала на территории РК, осуществляется органами юстиции РК, налоговыми органами и органами статистики, таможенными органами в случае осуществления внешнеэкономической деятельности, экспорте импорте товаров, через электронное правительство Казахстана, на основании Бизнес Идентификационных Номеров присваиваемых филиалу, представительству и исполнительному органу (генеральному директору например, при генеральной доверенности) и через оформления электронных цифровых подписей.

Основными необходимыми документами, являются – генеральная доверенность на руководителя филиала/представительства, решение Головной Компании о создании филиала/представительства на территории РК, решение вопроса юридического адреса филиала и представительства. Данные документы должны быть представлены в оригиналах либо в нотариально заверенных копиях. Стоит отметить что для стран дальнего зарубежья, стран за рамками Таможенного Союза, данные документы должны быть также апостилированы, со штампом Апостиль, либо с легализованной выпиской из торгового реестра.

Открытие и регистрация ТОО, аналог ООО в РФ.

Альтернативной формой также может выступить регистрация и создание ТОО товарищества с ограниченной ответственностью с участием аффилированных лиц Российской Компании, либо с участием самой Российской Компанией, организуя таким образом дочернюю компанию в Казахстане. Отличительным и положительным моментом регистрации ТОО Российской Компанией является, идентичное правовое положение такой дочерней Компании в отношении любых других компаний, казахстанских ТОО. Такое дочернее ТОО, по праву создания на территории РК пользуется идентичными правами и обязанностями любого другого казахстанского ТОО, таким образом является Казахстанским ТОО по праву создания на территории РК. Вправе пользоваться упрощёнными налоговыми режимами, налоговыми и иными льготами, подпадает под те же статусы ТОО, являясь субъектом малого, среднего, крупного бизнеса.

Законодательство о частном предпринимательстве (статья 6 Закона «О частном предпринимательстве») распределяет ТОО на субъекты малого, среднего, или крупного бизнеса.

К субъектам малого предпринимательства относятся ТОО со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше 300000 кратного МРП.

К субъектам среднего предпринимательства относятся ТОО со среднегодовой численностью работников более 100, но не более 250 человек, и среднегодовым доходом свыше 300000 кратного МРП, но не свыше 3 000 000 кратного МРП;

К субъектам крупного предпринимательства относятся ТОО со среднегодовой численностью работников более 250 человек, и среднегодовым доходом свыше 3 000 000 кратного МРП.

МРП – месячный расчетный показатель – 2121тенге на 2016год.

Для субъектов малого, среднего и крупного бизнеса имеют место быть разные государственные пошлины (по увеличению), льготы, возможности работать и отчислять налоги по специальным упрощённым налоговым режимам (только 3%от прибыли для СМБ, субъектов малого бизнеса), наличие и отсутсвие НДС в зависимости от объемов продаж, вида деятельности.

Первоначальный размер уставного капитала:

ТОО СМБ — Минимальный размер уставного капитала определяется нулевым уровнем.

ТОО не ССБ — Не менее 100 МРП.

Налогообложение ТОО может проходить в общем порядке по общеустановленному режиму и ставкам налогов либо при соответствии условиям по специальным налоговым режимам предусматривающие льготное налогообложение от 3% с прибыли, подробнее смотрите в других статьях.

Регистрация АО Акционерного Общества в Казахстане.

Регистрация АО в Казахстане не имеет столь широкого распространения как регистрация ТОО либо Индивидуальных Предпринимателей. К форме АО приходят крупные Предприятия достигающие уставного капитала в 50 000 мрп (месячный расчетный показатель в РК 2121тенге на 2016год), либо Предприятия имеющие целью и обязательно осуществляющие выпуск акций. Законом РК Об Акционерных Обществах закреплены достаточные нормы и квалификации для Акционерных Обществ, такие как обязательное ведение реестра ценных бумаг, наличие уставного капитала в денежном выражении, подробно прописанный механизм органов управления АО. Таким образом к такое форме как Акционерное Общество предприниматели прибегают при наличии прямых на это показаний.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Неотделимые улучшения арендованной недвижимости: как отчитываться по налогу на имущество?
(Ульянов В.)
(«Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии», 2019, N 10)Строки 010 «Код номера объекта», 020 «Номер объекта», 030 «Адрес объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации», 040 «Код ОКОФ», 050 «Остаточная стоимость основных средств на 01.04, 01.07, 01.10» раздела 2.1 «Информация об объекте недвижимого имущества, облагаемом налогом по среднегодовой стоимости» налоговой отчетности заполняются в отношении объектов, налоговой базой которых признается среднегодовая стоимость, сумма налога по которым исчисляется в разделах 2 «Исчисление суммы налога (авансового платежа по налогу) в отношении подлежащего налогообложению недвижимого имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства» налоговой отчетности (п. 6.2 порядка заполнения декларации, п. 6.2 порядка заполнения налогового расчета).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 19.05.2016 № 5219 / Ф / 99-99-15-02-02-15

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела обращение по учету и отчетности иностранного представительства в Украине и, руководствуясь ст. 52 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА УКРАИНЫ (далее — Кодекс), сообщает.

Согласно п.п. 176 п. 4 4. Положения о Министерстве экономического развития и торговли Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20 августа 2014 № 459, Минэкономразвития в соответствии с возложенными на него задачами проводит в установленном порядке регистрацию представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности.

О налоговом учете иностранного представительства в Украине

В соответствии с п.п. «а» п.п. 14.1.122 п. 14.1 ст. 14 Кодекса нерезиденты — это, в том числе иностранные компании, организации, образованные в соответствии с законодательством других государств, их зарегистрированные (аккредитованные или легализованные) в соответствии с законодательством Украины филиалы, представительства и другие обособленные подразделения с местонахождением на территории Украины.

Постоянное представительство — постоянное место деятельности, через которое полностью или частично проводится хозяйственная деятельность нерезидента в Украине, в частности: место управления; филиал; офис; фабрика; мастерская; установка или сооружение для разведки природных ресурсов; шахта, нефтяная / газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов, склад или помещение, используемое для доставки товаров, сервер (п.п. 14.1.193 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).

Хозяйственная деятельность — деятельность лица, связанная с производством (изготовлением) и / или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, направленная на получение дохода и которая проводится таким лицом самостоятельно и / или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в интересах первого лица, в том числе по договорам комиссии, поручения и агентским договорам (п 14.1.36 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).

Понятие обособленные подразделения применяется в значении, определенном Гражданским кодексом Украины от 16 января 2003 года № 435-IV с изменениями и дополнениями (далее — ГКУ) и Законом Украины от 15 мая 2003 года № 755-IV О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей с изменениями и дополнениями (п.п. 14.1.30 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).

Статьей 95 ГКУ предусмотрено, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций; представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом юридического лица, которые и действуют на основании утвержденного им положения.

Основанием для постановки на учет (внесения изменений, перерегистрации) обособленного подразделения иностранной компании, организации, в том числе постоянного представительства нерезидента, является надлежащее аккредитация (регистрация, легализация) такого подразделения на территории Украины согласно закону (абз. gервый п. 64.5 ст. 64 Кодекса).

В соответствии с п.п. первым п. 3.4 р. III Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 09.12.2011 № 1588 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 22.04.2014 № 462) (далее — Порядок), обособленные подразделения юридических лиц — нерезидентов, которые соответствуют определению постоянных представительств согласно п.п. 14.1.193 п. 14.1 ст. 14 разд. I Кодекса, до начала своей хозяйственной деятельности становятся на учет (регистрируются плательщиками налога на прибыль) в контролирующих органах по своему местонахождению.

Что касается обособленного подразделения иностранной компании, организации, которая не осуществляет хозяйственной деятельности в Украине и не подпадает под определение постоянного представительства в соответствии с п.п. 14.1.193 п. 14.1 ст. 14 Кодекса, то п.п. вторым п. 3.4 р. III Порядка предусмотрено, что оно становится на учет как плательщик, который обязан платить налоги и сборы в соответствии с Кодексом. При этом установлено, что постановка на учет обособленного подразделения нерезидента согласно п.п. второму п. 3.4 р. III Порядка не освобождает такое подразделение от обязанности регистрации плательщиком налога на прибыль, если он начинает хозяйственную деятельность и соответствует определению постоянного представительства.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, если представительство нерезидента не осуществляет хозяйственную деятельность в Украине и не подпадает под определение «постоянное представительство», приведенное в п.п. 14.1.193 п. 14.1 ст. 14 Кодекса, то оно не должно регистрироваться плательщиком налога на прибыль, представлять декларацию по налогу на прибыль предприятия и платить налог на прибыль.

В то же время отмечаем, что налоговая консультация — это помощь контролирующего органа конкретному налогоплательщику относительно практического использования конкретной нормы закона или нормативно-правового акта по вопросам администрирования начисления и уплаты налогов или сборов, контроль за взиманием которых возложен на такой контролирующий орган (п.п. 14.1 .172 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).

Налоговую консультацию относительно налогообложения деятельности представительств иностранных компаний в Украине может получить налогоплательщик — представитель иностранной компании, обратившись в органы фискальной службы в порядке, установленном ст. 52 Кодекса.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Филиалы и представительства иностранных компаний в Казахстане: создание и деятельность

Предпринимательская деятельность иностранных компаний в настоящее время активно направлена на постоянное расширение внешних рынков сбыта своей продукции и оказания услуг и поэтому в Казахстане появилось довольно значительное количество их филиалов и представительств. Каков же правовой порядок их создания, организационный статус и каковы особенности деятельности? Обратимся к действующему законодательству.

Парадоксально, но факт: на сегодня процедуре создания и организационно — правовому статусу филиалов и представительств юридических лиц (казахстанских и иностранных) в ГК РК непосредственно посвящены всего две правовые нормы. Пункт 4 статьи 42 гласит, что филиалы и представительства регистрируются в установленном законодательными актами порядке и подлежат перерегистрации в случае изменения наименования. Статья 43 имеет более объемное содержание: «1. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

2. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные правовые действия, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

3. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

4. Руководители структурных подразделений (филиалов и представительств) общественных объединений избираются в порядке, предусмотренном уставом общественного объединения и положением о его филиале или представительстве.

Руководители структурных подразделений (филиалов и представительств) религиозных объединений избираются либо назначаются в порядке, предусмотренном уставом религиозного объединения и положением о его филиале или представительстве.

Руководители филиалов и представительств иных форм юридических лиц назначаются уполномоченным органом юридического лица и действуют на основании его доверенности».

Аналогичный порядок назначения руководителей филиалов (представительств) предусмотрен и статьей 24 Закона РК от 16 января 2001 года № 142-11 «О некоммерческих организациях».

В соответствии с подпунктом 29) пункта 1 статьи 10 Налогового кодекса РК филиалы и представительства иностранных компаний считаются их структурными подразделениями, а в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 177 этого же кодекса — их постоянными учреждениями как нерезидентов в РК.

Помимо общих признаков филиалы и представительства имеют и свои особенности.

Так, филиал вправе осуществлять все или часть видов производственно-хозяйственной деятельности, которые разрешены учредительными документами создавшей его компании и одновременно исполнять и функции его представительства.

Представительству право заниматься производственно-хозяйственной деятельностью не предоставлено. Оно может лишь от имени компании заключать договоры, принимать поставляемую продукцию, осуществлять денежные расчеты и выполнять иные единичные поручения своей компании. Главная же функция представительства — это защита и представительство интересов компании по месту своего нахождения.

Филиалы и представительства действуют на основании Положений о них, утвержденных уполномоченным органом создавшей их компанией, зарегистрированной в качестве юридического лица в порядке, установленном законодательством страны своего постоянного нахождения. В Положениях указываются обязательно следующие сведения:

— наименование и местонахождение филиала (представительства) и создавшего его юридического лица;

— срок деятельности филиала (представительства);

— цель создания и полномочия филиала (представительства);

— порядок управления филиалом (представительством) и назначения его должностных лиц;

— условия прекращения деятельности филиала (представительства) и порядок передачи его имущества компании.

Руководитель филиала (представительства) назначается уполномоченным органом юридического лица — компании и выполняет свои функции на основании выданной этим органом и заверенной печатью компании с указанием даты выдачи Генеральной доверенности, в которой конкретно отражается, какие именно правовые действия (сделки) от имени компании он может совершать самостоятельно и какие только после получения согласия от руководства компании. Срок данной доверенности согласно статье 118 ГК РК должен быть не более трех лет. Следует учитывать и то, что по долгам, связанным с деятельностью филиала (представительства) отвечает всем своим имуществом создавшая его иностранная компания.

В соответствии со статьей 168 ГК РК руководитель филиала (представительства) может, если отсутствует прямое запрещение в Генеральной доверенности, передать (передоверить) часть своих полномочий другому лицу по нотариально удостоверенной доверенности. При этом он должен незамедлительно известить о данном акте свою компанию (Доверителя).

Филиалы и представительства подлежат учетной государственной регистрации в местных департаментах юстиции, налоговых органах и органах статистики.

Для проведения процедуры регистрации филиала (представительства) иностранной компании — юридического лица в территориальный Департамент юстиции представляются следующие документы:

1. Заявление о государственной (учетной) регистрации установленного образца.

2. Положение о филиале (представительстве), утвержденное уполномоченным органом юридического лица и скрепленное его печатью и подписью руководителя, в трех экземплярах на казахском и русском языках, в прошнурованном и пронумерованном виде.

3. Генеральная доверенность (Доверенность) на проведение процедуры регистрации, выданная органом юридического лица руководителю филиала с нотариально заверенным переводом на казахский или русский язык.

4. Выписка из решения (или решение) уполномоченного органа юридического лица о создании филиала (представительства), скрепленная печатью юридического лица, в трех экземплярах, с нотариально заверенным переводом на казахский и русский языки.

5. Легализованная выписка из торгового реестра или другой легализованный документ (например, сертификат инкорпорации), удостоверяющий, что данная компания, открывающая филиал (представительство) в Казахстане, является юридическим лицом по законодательству своей страны, с нотариально заверенным переводом на казахский или русский язык.

(Примечание: согласно Закону РК от 30.12.99 г. «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов» и уведомлению МИД Нидерландов от 29.01.2001 г., являющегося депозитарием Конвенции, данная Конвенция вступила для Казахстана в силу. В связи с этим с 30.01.2002 года регистрирующие органы при государственной учетной регистрации филиалов (представительств) иностранных юридических лиц не вправе требовать легализацию выписки из торгового реестра или другого документа, удостоверяющего, что иностранная компания является юридическим лицом по законодательству страны, подписавшей Гаагскую конвенцию от 5 октября 1961 года. Поэтому с 30 января 2001 года все официальные документы, исходящие из более чем 80 государств мира и имеющие квадратный (9х9 см.) штамп «Апостиль», подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого дополнительного заверения).

6. Надлежащим образом оформленные копии учредительных документов (устава и учредительного договора или иных аналогичных документов) иностранного юридического лица с нотариально заверенным переводом на казахский или русский язык.

7. Документ, подтверждающий место нахождения филиала (например, договор аренды помещения).

8. Квитанция или копия платежного поручения об уплате сбора за государственную регистрацию.

После получения свидетельства о государственной (учетной) регистрации необходимо получить статистическую карточку, изготовить печать филиала (представительства), встать на налоговый учет в территориальном налоговом органе и открыть текущий и сберегательный счета и карт-счет в обслуживающем банке в соответствии с Правилами открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов в банках РК, утвержденными постановлением правления Нацбанка РКот 2 июня 2000 г. № 266.

Бухгалтерский учет в филиалах (представительствах) иностранных компаний ведется в соответствии с нормами Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». Стандартами бухгалтерского учета и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок ведения финансового учета и отчетности. При этом следует учитывать, что представительства не наделены правом осуществления предпринимательской деятельности и поэтому их финансово-хозяйственная деятельность сводится лишь к расходованию средств, выделяемых им копаниями по смете для установленных целей. Таким образом, обязательным требованием при ведении бухгалтерского учета в представительствах является осуществление учета движения денежных средств, расчетов с персоналом по оплате труда, а также налоговых платежей.

Согласно п. 3 статьи 41 Закона РК от 16.01.2001 г. «О некоммерческих организациях» филиалы и представительства (обособленные подразделения) иностранных и международных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории РК, должны ежегодно публиковать в печатных изданиях информацию о своей деятельности, в том числе о своих учредителях, составе имущества, об источниках формирования и о направлениях расходования денег.

Определенную правовую сложность представляет процедура преобразования филиалов (представительств) в самостоятельные юридические лица, так как действующее законодательство РК ее конкретно не регламентирует. Как быть?

Как известно, отношения между филиалом (представительством) и создавшей его компанией основаны не на равенстве, а на административном подчинении первого второму. Поэтому к этим отношениям, согласно п. 4 статьи 1 ГК РК, гражданское законодательство, регламентирующее порядок реорганизации юридических лиц, не применимо. Следовательно, филиал (представительство), на имущественной базе которого компания решила создать самостоятельное юридическое лицо, сначала должен(но) быть ликвидирован(о), а его имущество возвращено на баланс создавшей его компании. И лишь потом, используя это имущество (частично или полностью) в качестве основы для формирования уставного капитала, компания правомочна в установленном законодательством порядке выступить учредителем нового юридического лица.

В ходе этой процедуры с работниками ликвидируемого филиала (представительства) должны быть расторгнуты индивидуальные трудовые договоры и произведены полные расчеты по денежным обязательствам.

После государственной регистрации созданного на имущественной базе ликвидированного филиала (представительства) юридического лица его руководитель (новый работодатель) будет решать, с кем из бывших работников ликвидированного филиала (представительства) он будет заключать новые индивидуальные трудовые договоры, а с кем нет.

Учитывая эти обстоятельства, руководитель, принявший решение образовать вместо филиала (представительства) своей компании самостоятельное юридическое лицо (новую компанию), должен:

1) В строгом соответствии со своим национальным законодательством документально оформить принятие этого решения у себя в компании;

2) В установленном порядке провести процедуру ликвидации филиала (представительства) в Казахстане;

3) Определить лиц, ответственных за юридическое оформление процедуры ликвидации филиала (представительства) и создание новой компании (юридического лица).

Соблюдение этих требований даст гарантию надежности успешной деятельности нового юридического лица на базе ликвидированного филиала (представительства).

Проблематичной представляется и возможность заключения хозяйственных договоров между филиалами (представительствами) одной и той же компании. Дело в том, что такие сделки могут заключаться ими только от имени создавшей их компании. В рассматриваемом случае создается ситуация, когда юридически компания совершает сделку сама с собой, что действующим законодательством не предусмотрено и противоречит обычаям делового оборота.

Целесообразным и наиболее оптимальным выходом из данной ситуации видится издание соответствующего приказа первого руководителя компании (принятие конкретного решения коллегиального исполнительного (уполномоченного) органа компании. В таком приказе (решении), изданном (принятом) на основании ходатайств заинтересованных в сделке руководителей филиалов (представительств) должны быть определены:

— конкретный вид и объем работ (услуг);

— сроки выполнения работ (оказания услуг) и порядок их сдачи-приемки;

— порядок денежных расчетов за выполненные работы (оказанные услуги).

Для контроля за деятельностью нескольких филиалов (представительств), занимающихся предпринимательской и иной деятельностью от имени одного юридического лица (компании), целесообразно создание в организационной структуре специального подразделения (группы, отдела, департамента) по координации их деятельности и оказанию им оперативной помощи в решении возникающих финансовых, юридических и организационных проблем.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Приложение: В качестве приложения к настоящей статье предлагается образец Генеральной доверенности, которая должна выдаваться директору филиала иностранной компании.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ДОВЕРЕННОСТЬ

Гор._________ Страна:_______ «___»_______________ 2007 года

Компания «__________________», зарегистрированная по законодательству __________ по адресу:_________________________________________________________________________________________

(почтовый индекс, страна, город, улица, дом, офис)

в лице Президента компании г-на _____________________________ и финансового директора компании

2). Обеспечивать в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, Устава Компании и Положения о Филиале успешную деятельность Филиала в интересах Компании;

3). В качестве директора Филиала представлять Компанию и осуществлять от ее имени все юридические действия во всех государственных (в том числе в судебных, налоговых и правоохранительных) и негосударственных органах, учреждениях и организациях Республики Казахстан, а также в отношениях с казахстанскими и иностранными юридическими и физическими лицами, находящимися на территории Казахстана;

4). Открывать от имени Компании расчетные и текущие счета (в том числе и валютные) в казахстанских и иностранных банках, совершать валютные операции, разрешенные законодательством Республики Казахстан;

5). Участвовать от имени Компании в тендерах, торгах, конкурсах и заседаниях тендерных (конкурсных) комиссий по вопросам, относящимся к сфере деятельности Компании, представлять и подписывать все необходимые в этих случаях документы;

6). Заключать от имени Компании любые гражданско-правовые (хозяйственные) договоры с юридическими и физическими лицами, а также проводить с ними деловые встречи и переговоры по всем вопросам деятельности Компании и Филиала;

7). Принимать на работу и увольнять наемный персонал Филиала из числа местных жителей, выплачивать им заработную плату и иные платежи в соответствии со сметой, утвержденной Компанией, и действующим казахстанским законодательством;

8). От имени и в интересах Компании приобретать в собственность или в аренду недвижимость и иные основные средства и распоряжаться ими в соответствии с потребностями деятельности Филиала;

9). В необходимых случаях передоверять совершение отдельных действий, предусмотренных настоящей Генеральной доверенностью, другому лицу, незамедлительно сообщая об этом руководству Компании с указанием полных сведений об этом лице;

10). Выполнять иные действия, необходимые в связи с обеспечением деятельности Филиала.