Отчетность субъектов малого предпринимательства

Введение

В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученных из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.

Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.

Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.

Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.

1.3 Бухгалтерская отчетность малых предприятий

Такая процедура обобщения учетной информации необходима, в первую очередь, самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.

Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.

Актуальность данной темы состоит в том, что именно малый бизнес может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Малый бизнес является единственным сектором, где примитивная, но абсолютно необходимая для эффективного функционирования рыночного хозяйства частная собственность существует в чистом виде.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей ведения бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства.

Задачами для достижения данной цели являются:

— рассмотрение особенностей учетной политики на малых предприятиях;

— изучение понятия малого предпринимательства, структуры занятости и создание рабочих мест в малом бизнесе;

— рассмотрение правовой базы развития и налогообложения малого предпринимательства.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. Понятие малого бизнеса в российской учетной практике

1.1 Критерии отнесения предприятия к предприятиям малого бизнеса

Сектор частного малого бизнеса в России – ровесник рыночных реформ. Малое предпринимательство – дело многотрудное, сопряженное с многочисленными опасностями. Его «плюсы» и «минусы» легко проиллюстрировать с помощью так называемой СВОТ – таблицы (табл. 1.1.1).

Таблица 1.1.1. СВОТ – анализ малого бизнеса как модели экономической самодеятельности

Из таблицы 1.1.1 видно, что жизнь малого предпринимателя – это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и «ловушек». Неустойчивость предприятий малого бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Тем более, сказанное справедливо в отношении трансформационной экономики, в частности, российской.

Однако именно малый бизнес может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Это, прежде всего, услуги населению (бытовые, образовательные, в сфере отдыха и т.д.) и бизнес – услуги (консалтинг, маркетинг и др.). Малый бизнес является единственным сектором, где примитивная, но абсолютно необходимая для эффективного функционирования рыночного хозяйства частная собственность существует в чистом виде. Там, где не существует малое предпринимательство в экономике или оно слабо, неизбежно останавливается процесс создания правового механизма регулирования рынка (свобода договоров, защита и разграничение прав собственности, эффективное вмешательство государства в случаях противоправного ущемления интересов любых категорий и групп собственников). Кроме того, рядовой гражданин может понять, что такое частная собственность, каковы сопряженные с нею возможности и права, обязанности и ответственность только благодаря малому бизнесу. В силу этого именно малое предпринимательство становится школой рыночной экономики для большинства россиян.

Переход экономики на рыночные отношения привел к образованию предприятий с различными формами собственности, видами деятельности и размерами производства. Появились малые предприятия с простым процессом производства и работ, имеющие имущество, а также малые предприятия непроизводственной сферы, совершающие незначительное количество хозяйственных операций и не имеющие имущества в собственности.

Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», субъектами малого бизнеса могут выступать юридические и физические лица. К ним относятся предприятия, в которых средняя численность работающих не превышает:

— в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

— в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

— в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;

— в оптовой торговле и остальных отраслях, а также при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Кроме того, закон предусматривает, что доля других юридических и физических лиц в их уставном капитале не должна превышать 25%.

Предприятия малого бизнеса имеют существенные отличия от предприятий агропромышленного комплекса и промышленной сферы деятельности.

Сфера деятельности предприятий малого бизнеса (далее по тексту «малые предприятия») довольно многообразна и, в сущности, не отличается от предприятий агропромышленного комплекса и промышленной сферы деятельности. Т.е. это производственная деятельность, сбытовая (реализация произведенной и приобретенной продукции) и снабженческая деятельность.

Не всякое предприятие может относиться к предприятиям малого бизнеса. Для этого существуют некоторые критерии (признаки), по которым можно отличить малое предприятие.

Эти критерии представлены в следующем:

— среднегодовая численность всех работников предприятия не должна превышать 100 человек;

— стоимость принадлежащих организации основных средств не должна превышать 100 МРОТ;

— среднемесячный оборот предприятия составляет не более 1 млн. рублей;

— доля в уставном капитале других юридических и физических лиц, не превышает 25%.

Несмотря на то, что предприятие относится к предприятиям малого бизнеса, на предприятии должен вестись бухгалтерский учет. Ответственность за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии возлагается на руководителя предприятия или частного предпринимателя, который обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета.

В качестве субъектов малого и среднего предпринимательства в ст. 4 Закона рассматриваются:

– коммерческие организации и потребительские кооперативы (за исключением государственных и муниципальных предприятий);

– индивидуальные предприниматели;

– крестьянские (фермерские) хозяйства.

Для них установлены условия, выполнение которых позволяет войти в ту или иную группу субъектов предпринимательства. Отметим, в действующем Законе о государственной поддержке малого предпринимательства критерии малых субъектов установлены только для предприятий. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, попадают в категорию малых субъектов автоматически без соблюдения каких-либо условий . Однако со следующего года ситуация изменится.

С 2008 года помимо условия о численности работников вводится ограничение по выручке (без НДС) или балансовой стоимости активов (ч. 1 ст. 4 Закона). Предельные значения для этих показателей устанавливает Правительство РФ для каждой категории субъектов предпринимательства.

1.2 Перспективы развития малого предпринимательства

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства направлена на решение широкого перечня задач, начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения бизнеса и заканчивая содействием в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением их объема и доли уплачиваемых субъектами малого и среднего предпринимательства налогов (п. 1, 2 ст. 6 Закона).

В целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие меры:

– специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, а также налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

Кто и когда должен отчитаться

Итак, заказчику необходимо провести не менее 15 % от совокупного годового объема заказов (СГОЗ) у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года сотрудник контрактной службы (контрактный управляющий) составляет документ, отражающий объем проводимых заказов среди таких организаций. Отчет о закупках у СМП утверждает и подписывает руководитель организации или иное уполномоченное им лицо.

Законом 44 ФЗ предусмотрено, что заказчик в течение 3 месяцев с момента окончания года должен составить и разместить отчетность в открытом доступе. Соответственно, отчет о СМП до 01 апреля 2018 необходимо сдать, чтобы закрыть 2017 год. Не стоит забывать, что отчет по СМП по 223 ФЗ необходимо опубликовать до 01.02.2018 т. е. срок для подготовки по 44 ФЗ больше.

Неразмещение отчетности в ЕИС влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб., на юридических лиц — 500 000 руб. А осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций в размере менее 15 % от СГОЗ — штраф в 50 000 руб.

Скачать форму отчета СМП по 44-ФЗ

Инструкция по заполнению отчета по СМП

Информация о том, как заполнять отчет о СМП и СОНО, а также форма отчета по СМП утверждены Постановлением от 17.03.2015 № 238.

Отчет СМП 2018 года содержит 3 раздела:

1. Данные заказчика. Наименование, ИНН, КПП, организационно-правовая форма, адрес, телефон, электронная почта, а также данные классификаторов ОКОПФ, ОКПО, ОКТМО.

2. Информация об объеме закупок. Первая строка — это СГОЗ (за исключением финансовых ассигнований, выделенных на заказы с государственной тайной). Напомним, что СГОЗ — это все денежные средства, выделенные заказчику на соответствующий финансовый год в тысячах рублей. Расчет СГОЗ производится согласно п. 16 ст. 3 ФЗ №44.

Вторая позиция — объем финансирования для оплаты контрактов, которые не учитываются при определении размеров закупок среди субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций. Законодатель учитывает, что в определенных сферах в силу специфики работ участниками не могут быть малые предприниматели. К таким областям относятся: обеспечение обороны страны и безопасности государства, оказание услуг по предоставлению кредитов, выполнение работ в области использования атомной энергии и др., согласно ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.

Строка 3 — это СГОЗ минус вышеперечисленные сферы. Таким образом, указывается объем, среди которого высчитывается доля закупок среди субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.

Позиция 4 — это требуемый законом минимальный объем закупок, которые заказчик должен провести среди предпринимателей. То есть из показателя строки 3 вычитаем 15 %. Заказчик обязан проводить закупки среди субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее указанного в строке 4.

Строка 5 и 6 — объем состоявшихся закупок, проведенных только для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций, а также относительно субподрядчиков, являющихся СМП. Позиция 7 — это сумма данных значений.

Строка 8 — процент заказов, проводимых среди субъектов малого предпринимательства, то есть доля строки 7 в строке 3.

Упрощены формы бухгалтерской отчетности для малого бизнеса

Данный объем необходимо сравнить с объемом, указанным в позиции 4.

Последняя 9 позиция — это общая сумма начальных цен договоров по несостоявшимся госзакупкам, объявленным только для субъектов предпринимательства и некоммерческих организаций (контракт либо не заключен, либо заключен на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 с единственным поставщиком).

3. Номера реестровых записей. В данном разделе заказчик подтверждает указанные выше значения фактическими данными. То есть не просто указать количество и стоимость соответствующих контрактов, но и сослаться на конкретные уникальные номера из реестра ЕИС.

Не всем компаниям нужно вести бухгалтерский учет. Однако сдавать отчетность необходимо каждому предприятию, правда, для малого бизнеса создана своя упрощенная форма. Например, в бухгалтерском балансе остается всего 11 строк: 5 по активу и 6 по пассиву. Кроме него заполнить нужно отчет о финансовых результатах и сдать эти 2 документа в налоговую службу и Росстат до 31 марта.

Отчитываться перед государством по результатам деятельности – обязанность любого предприятия (ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ). И это нужно делать своевременно. Несдача отчетности влечет за собой штрафы и повышает вероятность проведения налоговой проверки.

Отчетность для малого бизнеса

Требования к бухгалтерскому учету приведены в ФЗ от 6.12.2011 г. N 402-ФЗ. Основу бухгалтерской отчетности составляет баланс и отчет о финансовых результатах. Также необходимо составлять пояснительную записку, если в этом есть необходимость.

Бухгалтерская отчетность малых предприятий может быть полной или упрощенной.

Упрощенную форму могут применять:

  • малый бизнес;
  • некоммерческие организации.

Делать это можно только в том случае, если сфера деятельности не находится в списке исключений. В частности, фирмане относится к микрофинансовым компаниям, юридическим консультациям, нотариальным и адвокатским бюро.

Критерии малых предприятий

К субъектам малого предпринимательства относятся компании, если:

  • их выручка без НДС за прошлый календарный год составила до 800млн руб.;
  • средняя численность работников не превысила 100 человек;
  • доля государства, фондов, крупных компаний до 25%.

Рис. 1. Малый бизнес

При этом совершенно неважно, какую систему налогообложения фирма применяет, т.к. от этого статуса зависят требования только к бухгалтерской отчетности и учету. Налоговый учет – это другое.

Однако в 2015 все предприятия на упрощенке автоматически приравниваются к субъектам малого предпринимательства. Все просто: чтобы применять УСН, выручка не должна быть выше 64 млн руб. в год и это значение входит в лимит 800 млн руб.Но, опять же, если фирма подходит по доле государства/фондов. Состав учредителей в данном вопросе важен.

Статус малого предприятия присваивается компании, если в течение трех лет подряд она удовлетворяет перечисленным выше критериям. Например, 2013, 2014 и 2015 гг. Чтобы фирма относилась к субъекту малого предпринимательства, не нужно никуда подавать никакие документы.

Если компания только зарегистрировались, то в первый год при соблюдении лимита на операции, численности работников и подходящего состава учредителей, то предприятие автоматически относится к малому бизнесу.

Отчетные документы

Малые компании могут формировать отчетность по упрощенной схеме. Но также они имеют право делать это на общих основаниях. На каждом предприятии этот вопрос решают самостоятельно. Кроме того, бланк можно разработать самостоятельно.

И в том, и в другом случае обязательно сдается 2 документа (скачать  бланк отчетности на 2015 год): 

  • баланс;
  • отчет о финансовых результатах (ранее – отчет о прибылях и убытках).

Разница между ними заключается в необходимости детализации. В упрощенном варианте не нужно все расписывать по статьям, в общем сделать это необходимо. В первом случае более простая форма, во втором она сложнее.

Перед заполнением документов необходимо сделать итоговые проводки за год, закрыть все счета компании.

Рис. 2. Форма баланса для малого бизнеса

Для сравнения: полная форма раздела пассива «V.

Бухгалтерская отчетность малого предприятия

Краткосрочные обязательства» ОАО «Газпром» за 2014 год.

Рис. 3. Пример одного раздела полной формы

В упрощенной форме в отличие от полной только одна строка.

Рис. 4. Форма отчета о финансовых результатах

Если нужно указать дополнительную информацию, без которой невозможно оценить финансовое состояние организации, или требуется раскрыть принципы учетной политики и другие важные сведения, составляют приложение.

Как заполнять формы

Основа для заполнения форм – данные бухгалтерского учета. Перед заполнением необходимо сделать все проводки и закрыть открытые счета (скачать заполненный пример).

Изменения вносить нельзя. Если в упрощенной форме нет возможности прописать нужные сведения, следует использовать общий бланк.

Исправлять ошибки можно. Как это делать, рассказывается в видео:

При укрупнении показателей код строки нужно указывать того из группы, доля которого больше.

Кому отчитываться

Если предприятие зарегистрировано после 30 сентября, то отчитываться оно должно не в следующем году, а через год и за весь срок с начала ведения деятельности.

Отчитываться нужно за год, промежуточные формы заполнять не требуется. Но делать это можно для самопроверки или по требованию руководства компании.

Подавать отчетность необходимо в 2 органа:

  • налоговую инспекцию;
  • Росстат.

Сделать это требуется в срок до 31 марта года.

Примечание: Для малых предприятий бухгалтерский учет можно вести самостоятельно (экономя на бухгалтере) при помощи интернет-сервиса "Мое дело".

Петр Столыпин, 2015-09-05

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым



Сохраните статью в социальные сети: