Отчетность в бюджетных учреждениях

2.1.3. Понятие, основные задачи и функции бюджетного бухгалтерского учета

Бюджетный бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.
Бюджетный бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Инструкцией по бюджетному учету.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» основными задачами бухгалтерского учета являются:
• формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
• обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
• предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бюджетному учету, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:
• организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;
• контроль исполнения сметы расходов;
• переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;
• выделение в учете кассовых и фактических расходов;
• отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).
Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов.
Основные функции бюджетного бухгалтерского учета так же как и в бухгалтерском учете коммерческих организаций представлены на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Функции бюджетного бухгалтерского учета

Контрольная функция типична для бюджетного учета. Бюджетное финансирование предполагает необходимость контроля за сохранностью имущества, использованием его по назначению, а также за целевым использованием бюджетных ассигнований.
Результатом бухгалтерского контроля может стать выявление отклонений в обычной деятельности учреждений от нормативных (заданных) предписаний (требований). В бюджетном бухгалтерском учете практикуется три вида контроля: предварительный, текущий, последующий.
Предварительный контроль осуществляется перед выполнением того или иного факта хозяйственной деятельности для предотвращения действий, противоречащих законодательству РФ, неэффективного использования средств и принятия необоснованных решений. Он применяется преимущественно на стадии согласования и утверждения смет, договоров, при подписании распорядительных и исполнительных документов, принятии управленческих решений.
Текущий контроль осуществляется в процедурах учетной регистрации хозяйственных фактов и проведения инвентаризации материальных и других ценностей. Проверяется законность хозяйственных операций, рациональность расходования денежных средств, материальных ценностей, а также соответствие учетных данных фактическому наличию хозяйственных средств, состояние расчетов и др. Текущий контроль служит предотвращению случаев бесхозяйственности и злоупотреблений.
Последующий контроль необходим на стадии обобщения и экономического анализа учетной и отчетной информации для определения законности, экономической эффективности хозяйственных фактов за отчетный период и выявления «узких мест» в работе.
Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств по данным бюджетного бухгалтерского учета формируют информацию, которая служит средством внутренней и внешней связи между ними, обеспечивает согласованность отдельных видов деятельности в достижении цели, поставленной перед ними государством. Учетная информационная система подчинена потребностям структуры бюджетной системы РФ.
Качество учетной информации является сферой интересов ее потребителей. Многочисленные хозяйственные факты документируются, группируются, оцениваются по определенным признакам и обобщаются на счетах бюджетного бухгалтерского учета в учетных регистрах и в определенном порядке включаются в бухгалтерскую отчетность.
Информационная функция выражается через то, что отчетная информация, помогает выявить определенные тенденции, например в социальной сфере, контролировать как целевую направленность расходования бюджетных средств, так и результативность их использования.
К информации, формируемой бюджетным учетом, пользователями предъявляется ряд требований, представленных на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Требования к информации бюджетного учета

Информация бюджетного учета используется для анализа финансово-хозяйственной деятельности органов власти различных уровней и бюджетных учреждений, по результатам которого вырабатываются управленческие решения по всем аспектам обычной деятельности учреждений — это как раз и представляет собой аналитическую функцию бюджетного учета. Так, для управления, например, необходим анализ выполнения плана по всем показателям деятельности, анализ финансирования, который предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами и полноты их использования, что позволяет установить недоиспользование или, напротив, сверхсметные расходы учреждения.
Недоиспользование бюджетных средств зачастую свидетельствует о невыполнении учреждением возложенных на него функций. Наличие сверхсметных расходов расценивается как нарушение финансовой дисциплины.
Основные правила ведения бухгалтерского учета определены Законом «О бухгалтерском учете». Эти правила следующие.
1. Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах Плана счетов, утверждаемого Минфином России.
2. Учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
3. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными вложениями.
4. Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операций. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по установленным формам. Руководитель утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.
5. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином России, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, и федеральными органами исполнительной власти. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
6. Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении.
7. Обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных Законом «О бухгалтерском учете» случаев обязательного проведения инвентаризаций.

Бухгалтерскую отчетность госучреждения составляют по истечении квартала, полугодия и года в тех формах, которые указаны в Приказе Минфина РФ № 33н, отредактированного 17.12.15. Настоящий Приказ описывает, как правильно вести учет и осуществлять передачу бухгалтерской отчетности ответственному лицу.

Бухгалтерская отчетность дает представление о динамике финансового состояния учреждения и результатах его функционирования, а также о текущем имущественном положении. Она включает данные о прибыли и тратах за те или иные периоды относительно всех представительств, структурных подразделений и филиалов учреждения.

Все данные формируются на основании информации Главной книги бухгалтера (гроссбух) – этот сводный документ ведется в обязательном хронологическом порядке на протяжении календарного года. Также во время составления отчетности бухгалтер использует другие регистры, заполненные на основе сведений из первичной документации. При этом обязательно проводится сверка остатков и оборотов в учетах – синтетическом и аналитическом.

Периоды, за которые предоставляется бухгалтерская отчетность

Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений можно разделить на внутригодовую и годовую. Внутригодовая включает в себя отчетность за месяц, квартал и полугодие и является промежуточной. Ее ведут с момента начала отчетного периода в порядке нарастающего итога.

Квартальная отчетность сдается по актуальным данным на 1 июля, 1 апреля и 1 октября. Отчетный период полугодия длится до 1 июля, а за годовой отчетный период принято считать календарный год: с 1 января по 31 декабря.

Для организации, которая сформировалась менее года назад, отчетность за год ведется с момента регистрации учреждения по 31 декабря.

Бюджетное учреждение, которое образовалось в течение текущего финансового года в результате изменения его организационной формы, годовую отчетность нужно вести с момента, когда было вынесено решение о замены формы организации, по 31 декабря. Например, если тип учреждения изменился 7 августа, отчетный период будет длиться с 7 августа до конца календарного года.

При преобразовании муниципального учреждения в казенное отчетный год считается с 1 января до момента смены типа учреждения. То есть, если учреждение изменило статус 10 октября, бухгалтерская отчетность за год предоставляется за период с 1 января по 10 октября.

Бухгалтерская отчетность за месяц

В качестве отчетности за месяц предоставляется документ об исполнении сметы по расходам. Учреждения, которые финансируются административно-территориальными образованиями, заполняют отчет с использованием формы 1-мм. Организации, финансовые ресурсы которых поступают из федеральных учреждений, предоставляют отчет по форме 2-мфб.

Те муниципальные организации, у которых имеется доход от предоставления платных услуг или иных родов деятельности, составляют также Отчет об исполнении сметы по внебюджетным ресурсам (форма 4). Если источников внебюджетных доходов несколько, то заполняется форма 4-сводная.

Квартальная бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений

В квартальную отчетность должна включаться следующая документация:

  1. Справка по консолидируемым расчетам (по форме 0503725). Содержит единые сведения о прибылях и убытках, изменениях данных в капитале и динамике движения денежных ресурсов относительно консолидированных хозяйственных образований внутри учреждения.

  2. Отчет об обязательствах организации (по форме 0503738). В нем содержится информация об обязательных расходах в течение финансового периода.

  3. Отчет о движении финансовых ресурсов (по форме 0503723). Включает сведения о начислении и убывании различных сумм относительно тех или других видов деятельности, которая осуществляется учреждением.

  4. Данные о выполнении решений суда по финансовым обязательствам (по форме 0503295).

  5. Поясняющая записка к Балансу учреждения (по форме 0503760). В нее включаются такие пункты:

  • содержание учетной политики, правила учета активов и расходов;

  • информация об обязательствах и активах;

  • оценка содержания баланса и динамики доходов;

  • условные факты экономической деятельности.

Отчетность за полугодие

Отчет за 6 месяцев долен включать в себя:

  1. Справку о консолидируемых расчетах (по форме 0503725).

  2. Отчет об исполнении планирования финансово-хозяйственной работы (по форме 0503737).

  3. Отчет об обязательствах учреждения (по форме 0503738).

  4. Поясняющая записка к Балансу учреждения (по форме 0503760).

  5. Отчет о динамике денежных ресурсов (по форме 0503723).

Годовая бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений

Отчетность бухгалтерии муниципального учреждения за год содержит:

  1. Баланс государственного учреждения (по форме 0503730). Описывает состояние финансов и имущества, а именно – активов, обязательств и собственного капитала.

  2. Справка о консолидируемых расчетах (по форме 0503725).

  3. Справка о составлении учреждением счетов бухучета настоящего финансового года (по форме 0503710).

  4. Отчет об исполнении планирования по финансово-хозяйственной работе (по форме 0503737).

  5. Отчет об обязательствах учреждения (по форме 0503738).

  6. Отчет о финансовом исходе функционирования учреждения (по форме 0503721).

  7. Отчет о динамике денежных ресурсов учреждения (по форме 0503723).

  8. Поясняющая записка к Балансу учреждения (по форме 0503760).

  9. Данные об исполнении решений суда по финансовым обязательствам (по форме 0503295).

Правила формирования бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений ведется с начала года в рублях, значения указываются с точностью до сотых, то есть до копеек. Отрицательные показатели учета вносятся в соответствующие графы со знаком «минус».

Данные отчетности должны содержать информацию обо всех подразделениях и отдельных филиалах учреждения. Сведения предоставляются в тот государственный орган, который взял на себя функции учредителя относительно данной организации.

Отчетную документацию подписывает руководитель учреждения и главный бухгалтер. Если отчет содержит финансовые прогнозы, планы и другую аналитическую информацию, его подписывает также руководитель отдела формирования финансового анализа.

Обычно отчетность составляют в двух одинаковых копиях: первый для учреждения и второй для учредителя. Сам документ скрепляется и оформляется в виде брошюры, а страницы нумеруются. К нему прилагается сопроводительная бумага с описанием тех видов документов, которые включены в отчетность, и указанием соответствующих страниц.

Передача отчетности учредителю

Отчетность можно оформлять как на бумаге, так и в электронном формате. В первом случае датой подачи отчетности считается день личного обращения ответственного представителя организации к учредителю с предоставлением ему отчета, во втором – дата отправки отчета с помощью телекоммуникационной связи.

Если отчетность имеет электронный формат, он обязательно должен отвечать стандартам, утвержденным финансовыми органами.

Отчетность в бумажной форме передается учредителю представителем бюджетного учреждения. Учредитель ставит на экземпляре, принадлежащем учреждению, отметку с датой принятия отчетности и подписью. Если отчет был представлен в электронном виде, высылается уведомление о принятии, также электронное.

Руководитель имеет право передавать ведение бухгалтерской отчетности учреждения в отдел централизованной бухгалтерии. В данном случае документация бухгалтерии подписывается тремя лицами:

  • руководителем учреждения;

  • руководителем централизованной бухгалтерии;

  • главным бухгалтером.

Данные отчетности может предоставлять учредителю непосредственно централизованная бухгалтерия, без участия руководителя бюджетного учреждения.

Если сам учредитель или руководитель организации, подающей отчет, выявили в бухгалтерской информации ошибки (в том числе по итогам камеральной проверки), от учреждения подается новая отчетность с исправленными ошибками. К этой отчетности добавляют сопроводительное письмо со списком внесенных поправок. Если ошибки обнаружились в процессе камеральной проверки, прилагается также копия соответствующего уведомления.

Отличительные черты бухгалтерской отчетности реорганизованных или ликвидированных учреждений

Если относительно учреждения вынесено решение о ликвидации, реорганизации, слиянии с другим предприятием, преобразовании или разделении, необходимо сформировать бухгалтерскую отчетность на момент изменения статуса учреждения и подготовить следующую документацию:

  • ликвидационный баланс бюджетного учреждения (по форме 0503830);

  • отчет об обязательствах учреждения (по форме 0503738);

  • справку о консолидируемых расчетах учреждения (по форме 0503725);

  • отчет об исполнении планирования по финансово-хозяйственной работе (по форме 0503737);

  • отчет о финансовом исходе функционирования учреждения (по форме 0503721);

  • пояснительный документ к Балансу учреждения (по форме 0503760);

  • справка о составлении счетов бухгалтерского учета настоящего финансового года (по форме 0503710).

Бухгалтерская отчетность формируется согласно общим правилам ее ведения, установленным Минфином, но с учетом нижеперечисленных особенностей:

  1. Отчетность предоставляется двум ответственным лицам: учредителю, в ведомстве которого находилось данное учреждение до момента изменения его типа, а также учредителю, ответственному за организацию с новым статусом (расформированную или присоединенную к другой).

  2. Данные, предоставляемые в отчетности учреждения, подлежащего ликвидации или реорганизации, должны быть подтверждены в ходе инвентаризации активов.

  3. В текстовый раздел поясняющей записки к Балансу учреждения нужно включить сведения о правопреемственности в отношении всех обязательств реорганизуемого или ликвидируемого предприятия.

На нашем сайте вы можете получить бухгалтерскую отчетность интересующего вас бюджетного учреждения в режиме on-line.

Книга: Казначейская система — Юрий С.И.

11.3. Экономическая сущность и функции бюджетного учета

Успешное выполнение государственного и местных бюджетов может быть обеспечено лишь при четкой организации бухгалтерского учета, который в контексте сказанного (то есть исполнения бюджета) принято называть бюджетным учетом.

Бюджетный учет как составляющая единого экономического учета является научно обоснованной системой наблюдения, отражения, обобщения и контроля за количественными и качественными показателями выполнения бюджета. Большинство важных решений, независимо от их сути, базируются на финансовых расчетах. Учет обеспечивает эти расчеты нужной информации и дает аналитическую ориентацию относительно возможных факторов и последствий рассматриваемых альтернатив.

Целью бухгалтерского учета исполнения бюджетов является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой информации о доходах, расходах, кредитование за вычетом погашения и финансирования бюджетов, а также повышение результатов исполнения бюджетов. Основной задачей бюджетного учета и отчетности является полное, своевременное и достоверное отражение процесса исполнения государственного бюджета. Бюджетный учет необходим для обеспечения сохранности бюджетных средств через отражения всех операций по исполнению бюджетов всех уровней в бухгалтерских документах, составление бухгалтерского баланса и отчетности.

Сущность бюджетного учета наиболее полно проявляется в его функциях. Это: наблюдение, отражение, обобщение, контроль выполнения бюджетов всех уровней и обеспечения сохранности средств бюджета. Все они тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Функция наблюдения выполняется в процессе создания и использования финансовых ресурсов государства — бюджета как по доходам, так и по расходам.

Функция отображения базируется на том, что все операции, которые осуществляются за счет бюджетных средств, в соответствии со сметами доходов и расходов, отражаются в соответствующих бухгалтерских документах.

Функция обобщения осуществляется при проведении всех операций по расчетам, результатом которых является баланс доходов и расходов как бухгалтерский отчет.

Все перечисленные функции обеспечивают количественный и качественный учет исполнения бюджетов всех уровней, изменений, внесенных в них в процессе выполнения, что дает возможность выявить отклонения от утвержденных в бюджете ассигнований и внести соответствующие изменения в бюджета или сметы расходов. Таким образом, через выполнение указанных функций органы власти обеспечивают управление бюджетами всех уровней согласно своих полномочий.

Функция контроля заключается в осуществлении бюджетного учета поступлений доходов по их видам и учета исполнения расходной части бюджета по соответствующим ведомствах, учреждениях и организациях, которые финансируются из бюджета, то есть использование бюджета по назначению, за целевым использованием средств в соответствии с росписью и бюджетной классификацией.

В процессе контроля выявляются все нарушения бюджетного законодательства, невыполнение требований относительно использования бюджетных средств. Таким образом, бухгалтерский учет исполнения бюджета позволяет предотвращать кражи, растратам и другим нарушениям в исполнении бюджетов всех уровней.

Таким образом, бюджетный учет отражает исполнение бюджета за учет доходов, расходов, ресурсов бюджета на счетах, осуществление мероприятий, предусмотренных и утвержденных в бюджете, фондов, резервов, создаваемых в процессе кассового исполнения бюджета и исполнения смет расходов бюджетных учреждений, что дает полную картину исполнения бюджетов всех уровней. Исходя из этого можно сказать, что предметом бюджетного учета является бюджетный процесс, обеспечивающий расширенное воспроизводство через распределение и перераспределение валового внутреннего продукта. Следует отметить, что распределительные отношения, которые осуществляются через бюджет является одним из сложнейших этапов общественного воспроизводства. Они затрагивают интересы всех членов общества. Поэтому всесторонний, полный и детальный учет данных отношений имеет чрезвычайно большое значение для общества в целом.

Процесс исполнения бюджета связан с мобилизацией доходов и осуществлением расходов. Поэтому объектами бюджетного учета являются доходная и расходная части бюджета, а также средства бюджета и другие меры, осуществляемые из бюджета.

Ведение бюджетного учета обеспечивается системой методов. Методом бюджетного учета является совокупность приемов, используемых для получения необходимых данных по исполнению бюджета, использованию средств. Основными среди них являются..

— отражение всех хозяйственных операций в первичных документах и регистрах учета и их оценка,,

— двойная запись операций и система счетов,,

— проведение периодической и годовой инвентаризации средств на счетах и в расчетах, долговых, казначейских обязательств,

— обобщение информации в балансе.

Значение бюджетного учета заключается в том, что он, во-первых, является инструментом, который дает возможность осуществлять руководство процессом исполнения бюджета, способствует соблюдению финансовой дисциплины и целевого использования бюджетных средств. Это в свою очередь, обеспечивает выполнение бюджетом его основной функции — рационального распределения и перераспределения национального дохода и соблюдения необходимых пропорций в развитии общества.

Во-вторых, бюджетный учет играет важную роль в бюджетном планировании. Данные об исполнении бюджета за текущий год и предыдущие периоды служат базой для составления проекта бюджета на плановый год. От их достоверности в значительной степени зависит качество бюджета как основного финансового плана государства.

В-третьих, бюджетный учет и отчетность имеют особое значение в развитии финансовой науки. Результаты любого научного исследования имеют практическую ценность тогда, когда они основаны на реальных фактах экономической действительности. Всесторонняя и верная научная оценка того или иного явления может быть дана только на основании полной и достоверной информации. Обобщение этой информации и ее систематизация происходят непосредственно во время ведения учета и составления отчетности.

Значение бюджетного учета особенно возрастает в период, когда экономика и государство пораженные инфляционными процессами. Главной задачей бюджетного учета в этот период является обеспечение четкой организации бухгалтерского учета относительно использования бюджетных средств, государственной дисциплины во всех органах управления, которые выполняют бюджет.
Следует отметить, что бюджетный процесс является довольно сложным и разнообразным, поэтому к учету все время выдвигаются новые требования. Бюджетный учет как іінформаційна система исполнения бюджета должен постоянно приспосабливаться к растущим потребностям бюджетного процесса. Система бюджетного учета должна быть ориентирована на модель рыночной экономики и соответствовать международным принципам учета и отчетности.

Книга: Казначейская система — Юрий С.И.

Казначейская система — Юрий С.И.
РАЗДЕЛ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА УКРАИНЫ 1.1. Исторические условия создания казначейства
1.2. Предпосылки создания казначейской системы исполнения бюджетов в Украине
1.3. Этапы создания и развития Государственного казначейства Украины
РАЗДЕЛ 2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА УКРАИНЫ 2.1. Сущность деятельности и функции казначейства
2.2. Организационная структура Государственного казначейства Украины
2.3. Расчетные палаты в системе казначейства: суть и назначение
РАЗДЕЛ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО УКРАИНЫ-ПОЛНОМОЧНЫЙ УЧАСТНИК БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 3.1. Организация бюджетного процесса в Украине
3.2. Участники бюджетного процесса и их полномочия
3.3. Составление, рассмотрение и принятие Государственного бюджета Украины
3.4. Выполнения Государственного бюджета Украины
3.5. Сведение, составление и предоставление отчетности о выполнении государственного бюджета
3.6. Бюджетное планирование и прогнозирование
3.7. Бюджетные полномочия Государственного казначейства Украины
ГЛАВА 4 БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ 4.1. Сущность и назначение бюджетной классификации
4.2. Классификация доходов бюджета
4.3. Классификация расходов бюджета
4.4. Классификация финансирования бюджета
4.5. Классификация долга
РАЗДЕЛ 5 ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ 5.1. Понятие платежных систем
5.2. Сущность внутренней платежной системы Государственного казначейства
5.3. Экономическое содержание и назначение единого казначейского счета
5.4. Управления единым казначейским счетом
5.5. Общая характеристика счетов, которые открываются в органах Государственного казначейства
5.6. Порядок открытия регистрационных счетов
5.7. Проведение операций на регистрационных счетах
5.8. Порядок открытия специальных регистрационных счетов и проведения операций на них
5.9. Признаки кодирования и аналитические параметры счетов
РАЗДЕЛ 6 ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ 6.1. Техническое обеспечение осуществления платежей
6.2. Механизм взаимоотношений пользователей средств с казначейской системой
6.З.Система электронных плажетив Национального банка Украины
РАЗДЕЛ 7 КАЗНАЧЕЙСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ
7.2. Разграничение расходов между бюджетами
7.3. Принципы разграничения расходов между бюджетами
7.4. Распорядители бюджетных средств
7.5. Организация работы по выполнению государственного бюджета по расходам
7.6. Перечисление бюджетных средств через органы Государственного казначейства
7.7. Отказа в осуществлении расходов распорядителей и получателей бюджетных средств
РАЗДЕЛ 8 КАССОВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ПО ДОХОДАМ 8.1.Загальна характеристика государственных доходов
8.2. Организация кассового исполнения государственного бюджета по доходам и порядок зачисления платежей
8.3. Операции по поступлениям в общий фонд государственного бюджета
8.4. Операции по средствам от возврата бюджетных ссуд и кредитов, предоставленных под государственные гарантии за счет общего фонда государственного бюджета
8.5. Операции по поступлениям в специальный фонд государственного бюджета
8.6. Операции по платежам, которые распределяются миме общим и специальным фондами государственного бюджета
8.7. Операции по платежам в бюджет, которые распределяются между государственным и местным бюджетами
8.8. Операции по средствам, временно отнесены к доходам государственного бюджета, подлежащих распределению
8.9. Операции по другим платежам, которые временно отнесены к доходам государственного бюджета
8.10. Операции по собственным поступлениям бюджетных учреждений и организаций
8.11. Зачисление платежей, взимаемых таможенными органами
8.12. Операции по исполнению государственного бюджета по доходам в Государственном казначействе Украины
8.13. Операции по исполнению государственного бюджета по доходам в Государственном казначействе Украины
8.14. Учет и составление отчетности о поступлении средств в государственный бюджет
РАЗДЕЛ 9 КАЗНАЧЕЙСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ 9.1. Состав и структура местных бюджетов
9.2. Межбюджетные отношения и их регулирование
9.3. Межбюджетное финансирование
9.4. Составление, рассмотрение, утверждение, исполнение местных бюджетов
9.5. Исполнение местных бюджетов органами Государственного казначейства
РАЗДЕЛ 10 КАЗНАЧЕЙСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 10.1. Характеристика государственных целевых фондов
10.2.Порядок зачисления средств в государственные целевые фонды
10.3. Казначейское обслуживание средств от приватизации государственного имущества
10.4. Порядок зачисления средств в Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы
10.5. Порядок прохождения средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
РАЗДЕЛ 11 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ КАК ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ 11.1. Учетная политика Государственного казначейства
11.2. Система бухгалтерского учета исполнения бюджетов в Украине
11.3. Экономическая сущность и функции бюджетного учета
11.4. Организация бухгалтерского учета в органах Государственного казначейства
11.5. План счетов как средство регистрации в учете операций
11.6. Структура плана счетов
11.7. Внутренняя построение счетов
РАЗДЕЛ 12 ОТЧЕТНОСТЬ ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТОВ 12.1. Характеристика отчетности об исполнении бюджетов
12.2. Порядок составления и представления отчетности бюджетными учреждениями
12.3. Составление отчетности о выполнение государственного бюджета
12.4. Сроки подачи и порядок рассмотрения отчетности об исполнении бюджета
ГЛАВА 13 КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА 13.1. Содержание и назначение финансового контроля
13.2. Виды, формы и методы финансового контроля
13.3. Органы государственного финансового контроля, их функции
13.4. Проблемы и направления совершенствования работы органов государственного финансового контроля
13.5. Организация финансового контроля в системе казначейства
13.6. Внутренний контроль в органах Государственного казначейства
13.7. Зарубежный опыт организации государственного финансового контроля
РАЗДЕЛ 14 УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 14.1. Экономическая сущность и причины возникновения государственного долга
14.2. Взаимоотношения Украины с международными финансовыми институциями
14.3. Направления развития взаимодействия Украины с международными финансовыми институтами
14.4. Особенности управления государственным долгом
РАЗДЕЛ 15 КАЗНАЧЕЙСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 15.1. Казначейство Франции
15.2. Государственное казначейство США
15.3. Государственное казначейство Великобритании
15.4. Государственное казначейство Латвийской Республики
15.5. Казначейство Австрии
15.6. Федеральное казначейство Российской федерации
ФИНАНСОВЫЙ СЛОВАРЬ КАЗНАЧЕЯ

На предыдущую


Глава 11 Бюджетный учет

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Основными задачами бюджетного учета являются:

• формирование полной и достоверной информации об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• обеспечение контроля за соблюдением законодательства по использованию бюджетных средств;

• обеспечение составления необходимой отчетности для исполнительных и представительных органов власти, других пользователей.

К числу субъектов бюджетного учета относятся:

• органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Согласно требованиям ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, начиная с 1 января 2006 г. кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством;

• органы, организующие исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, – финансовые органы государственной власти (местного самоуправления), органы управления государственных внебюджетных фондов, территориальных государственных внебюджетных фондов;

• бюджетные учреждения: главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Объекты и субъекты бюджетного учета представлены в табл. 11.1.

Таблица 11.1

Характеристика объектов и субъектов бюджетного учета

В настоящее время существует несколько методов ведения учета в бюджетной сфере, основными из которых являются кассовый метод и метод начислений. В отличие от кассового метода учета, позволяющего отследить лишь потоки денежных средств, использование метода начислений позволяет более адекватно оценить финансовое положение организаций государственного и муниципального секторов экономики, создает возможности для эффективного управления средствами бюджетов. Примеры различного отражения в бюджетном учете финансово-хозяйственных операций при использовании кассового метода и метода начислений приведены в табл. 11.2.

Таблица 11.2

Примеры отражения в бюджетном учете отдельных операций с использованием кассового метода и метода начислений

Единый план счетов бюджетного учета состоит из 5 разделов: 1 – нефинансовые активы, 2 – финансовые активы, 3 – обязательства, 4 – финансовый результат, 5 – санкционирование расходов бюджета. Номера счетов Единого плана счетов бюджетного учета состоят из 26 разрядов и имеют следующую структуру :

Такое построение кода дает возможность формировать бюджетную отчетность на основании данных Главной книги.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке