Отходы по классам опасности

Опасные свойства и их комбинации ФККО не соответствуют федеральному закону №49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением».

В приказе №786 от 02.12.2002г., выпущенном МПР России одновременно с приказом №785 от 02.12.2002г. «Об утверждении паспорта опасного отхода», введена своя аббревиатура опасных свойств, противоречащая Федеральному Закону от 24 ноября 1994г. №49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением».

Агрегатное состояние и физическая форма, введенные в ФККО, не соответствуют федеральному закону №49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением»

  • Приказ МПР РФ 02.12.2002 г №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» в целях реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления»
  • Приказ МПР России от 30.07.2003 №663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом МПР России от 02.12.2002 №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»
  • Приказ №785 от 02.12.2002г. «Об утверждении паспорта опасного отхода»
  • Федеральный закон №49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением»

Приказом МПР РФ 02.12.2002 г №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» в целях реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №26, ст. 3009; 2001, №1 (часть II), ст. 21) и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000г. №818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, №45, ст. 4476) был утвержден федеральный классификационный каталог отходов.

Приказом МПР России от 2.12.2002г №786 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», зарегистрированным в Минюсте 9.01.2003г №1428, утверждена структура ФККО, в котором вводится учет отходов в соответствии с 13-значными кодами. Отходы в ФККО систематизируются по совокупности приоритетных признаков: происхождение, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду.

В соответствии с приказом МПР РФ №786 от 02.12.2002г. «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» утверждена следующая структура кода ФККО:

1. Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО)

В соответствии с приказом МПР РФ №786 от 02.12.2002г. «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» код ФККО имеет следующую структуру:

В указанной выше структуре кода ФККО отсутствует вид опасного отхода, компонентный состав отхода.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ КАТАЛОГ ОТХОДОВ

Федеральный классификационный каталог отходов — перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду.

При этом опасные свойства и их комбинации ФККО не соответствуют федеральному закону №49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением».

В приказе №786 от 02.12.2002г., выпущенного МПР России одновременно с приказом №785 от 02.12.2002г., введена своя аббревиатура опасных свойств, которая противоречит Федеральному Закону от 24 ноября 1994г. №49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением».

Агрегатное состояние и физическая форма, введенные в ФККО также не соответствуют:

1) федеральному закону №49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением);

2) Приказу №785 от 02.12.2002г. (добавлено слово «каллоид»).

При этом в настоящее время существует четыре классификатора отходов производства и потребления:

1) При использовании отходов в качестве товара используется Общероссийский классификатор продукции (ОКП), в который включены отходы и которые возможно использовать в дальнейшем производстве.

2) Приказ МПР России от 02.12.2002г. №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (зарегистрирован Минюстом России 09.01.2003 №4107).

3) Постановление Госстандарта от 28.12.2001г. №607-ст о введении в действие Межгосударственного стандарта ГОСТ 30775-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация. Идентификация и кодирование отходов».

4) Постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 декабря 2002г. №169.

Все четыре классификатора отходов имеют различную структуру кода, наименования и не состыкованы между собой.

При этом с 02.12.2002 Приказом МПР России от 30.07.2003 №663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом МПР России от 02.12.2002 №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»» (Зарегистрирован в Минюсте России 14.08.2003 №981)) отмен приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 27.11.1997 №527 «О федеральном классификационном каталоге отходов», зарегистрированного Минюстом России 29.12.1997, рег. №1445 в результате которого была нарушена технологическая цепочка включения новых отходов в ФККО, что привело с 30.07.2003 к неведению Ростехнадзором, а в настоящее время Росприроднадзором ФККО.

ТАКИМ ОБРАЗОМ:

1. ФККО разработан МПР России (приказы МПР России от 02.12.2002г. №786, от 30.07.2003г. №663) в целях реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства РФ, 1998, Правительства РФ от 26 октября 2000г. №818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» (Собрание законодательства РФ, 2000, №45, ст. 4476).

Опасные свойства и их комбинации ФККО не соответствуют федеральному закону №49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением).

2. В приказе №786 от 02.12.2002г., выпущенном МПР России одновременно с приказом №785 от 02.12.2002г. «Об утверждении паспорта опасного отхода», введена своя аббревиатура опасных свойств, противоречащая Федеральному Закону от 24 ноября 1994г. №49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением».

Опасные свойства и их комбинации ФККО не соответствуют федеральному закону №49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.

3. Согласно Приказа МПР №785 от 02.12.2002г. «Об утверждении паспорта опасного отхода»:

«п.8. Опасные свойства отхода устанавливаются в соответствии с требованиями приложения III к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, ратифицированной Федеральным законом от 24 ноября 1994 года №49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №31, ст. 3200), и/или требованиями соответствующих ГОСТов.»

Федеральный Закон от 24 ноября 1994г. №49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением».

Приложение III к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.

Класс ООН 1 Кодовый номер Свойства
1 Н1 Взрывчатые вещества
3 Н3 Огнеопасные жидкости
4.1 Н4.1 Огнеопасные твердые вещества
4.2 Н4.2 Вещества или отходы, способные самовозгораться
4.3 Н4.3 Вещества или отходы, выделяющие огнеопасные газы при взаимодействии с водой
5.1 Н5.1 Окисляющие вещества
5.2 Н5.2 Органические пероксиды
6.1 Н6.1 Токсичные (ядовитые) вещества
6.2 Н6.2 Инфицирующие вещества
8 Н8 Коррозионные вещества
9 Н10 Выделение токсичных газов при контакте с воздухом или водой
9 Н11 Токсичные вещества (вызывающие затяжные или хронические заболевания)
9 Н12 Экотоксичные вещества
9 Н13 Вещества, способные каким-либо образом после удаления образовывать другие материалы, например, путем выщелачивания, причем эти материалы обладают каким-либо из указанных выше свойств.

4. В приказе №786 от 02.12.2002г., выпущенном МПР России одновременно с приказом №785 от 02.12.2002г., введена своя аббревиатура опасных свойств, противоречащая Федеральному Закону от 24 ноября 1994г. №49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением».

Агрегатное состояние и физическая форма, введенные в ФККО, также не соответствуют:

  • федеральному закону №49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением»,
  • Приказу не ведется. (добавлено слово «коллоид»).

5. Не выполнен и не выполняется Приказ МПР РФ от 2 декабря 2002г. №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (с изменениями от 30 июля 2003г.):

«Управлению организационно-методического обеспечения государственного экологического контроля» при участии главных управлений природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по субъектам Российской Федерации» приказывалось «обеспечить ведение федерального классификационного каталога отходов и его периодическую (но не реже одного раза в год) публикацию, в том числе в глобальной информационной сети Интернет».

Одновременно Приказом МПР РФ 02.12.2002 г №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» был отменен приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 27.11.1997 №527 «О федеральном классификационном каталоге отходов», зарегистрированный Минюстом России 29.12.1997, рег. №1445″.

Следовательно, с 02.12.2002г. была нарушена процедура ведения ФККО, и в настоящее время федеральный классификационный каталог (ФККО) не ведется.

6. До настоящего времени не устранены ошибки и противоречия в приказах и не приведены в соответствие с Федеральными законами, что несет под собой коррупционную составляющую и в случае предоставления недостоверных данных создает угрозу здоровью населения.

Объект для классификатора отходов – это отход с совокупностью каких-либо конкретных признаков. Каждому мусору в этом списке присвоен собственный код, исходя из этих признаков. Система кодирования токсичных и опасных материалов разбита по блокам, группам, подгруппам и видам.

Экология занимает весомое место в социальной сфере жизни, поскольку проблемы, связанные с ней, не уменьшаются, а только растут. Отходы – это побочные продукты жизнедеятельности человека во всех ее сферах, остатки процесса производства, которые загрязняют окружающую среду. Наличие токсичных, вредных и опасных составляющих в утильсырье говорит о том, что необходим их контроль, а затем и безопасная утилизация.

Задача государства в этой сфере — не допустить ухудшения общей природной и экологической ситуации, а значит наличие и количество утильсырья необходимо контролировать. Именно с этой целью, по поручению правительства и был разработан утвержденный более десятилетия назад Федеральный Классификационный Каталог Отходов, или сокращенно ФККО. Задачей ФККО являются контроль образования и утилизации всевозможных видов утильсырья, а в глобальном смысле – защита окружающей среды от нежелательного загрязнения.

Описание

ФККО – это список отходов, классифицированный и структурированный по видам, сгруппированный в определенные блоки:

  • Происхождение (из чего были произведены отработки).
  • Образование (каким образом был произведен тот или иной вид отработок, результатом какого производства является).
  • Состав (составляющие, компоненты, химическая формула).
  • Форма (физическая, агрегатное состояние).

История создания ФККО

Федеральный Классификационный Каталог Отходов – это важный государственный документ, который организует учет утильсырья. Его разработка и первое принятие произошло в 1998 году. Приказ Госкомэкологии РФ № 527 от 27.11.1997 «О федеральном классификационном каталоге отходов» первым ввел этот документ в действие. При этом для утильсырья был разработан временный, достаточно примитивный, 6 — значный метод кодирования.

В 2003 году система существующего каталога была переработана, и приказ МПР РФ от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» утвердил вторую более полную его редакцию. В этом же году МПР был издан Приказ, вносящий изменения и дополнения к уже существующему, изменился код ФККО. Здесь классификация утильсырья носила уже 13 — значный характер.

Существует и третья редакция 2014 года, которую утвердил Росприроднадзор, издав Приказ № 445 от 18.07.2014 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», с новой разработанной классификацией вредных и токсичных отходов. Она имеет теперь 9 знаков и 11 цифр. При составлении этого каталога, в его основу была вложена классификация предприятий по виду экономической деятельности (ОКВЭД).

Следует отметить, что последняя редакция ФККО 2014 года сохраняет преемственность в отношении предыдущего каталога отходов (приказ № 786 от 02.12.2002) в плане оставления неизменными классов опасности, которые ранее были установлены, выданы и утверждены для конкретного мусора Росприроднадзором и его подразделениями. Переоформлению они подлежат лишь после истечения срока, указанного в документах. Только Росприроднадзор вправе вносить в каталог изменения: включать новые виды утильсырья, и исключать уже ненужные, для чего каждый раз издается соответствующий приказ. В ФККО занесены отходы всех классов опасности с подробным описанием.

Вносимые дополнения и правки призваны сделать классификатор максимально соответствующим существующей экологической ситуации. С развитием промышленности и техники появляются все новые виды утильсырья, каждый из которых требует особого обращения и учета. Изменение данных происходит не так часто. Новый порядок обычно подлежит обсуждению, информация о новых данных поступает в открытые источники для ознакомления. Владельцам производств рекомендуется следить за актуальной информацией на порталах соответствующих ведомств, чтобы быть в курсе, какие изменения Росприроднадзор вносит с действующие правила.

Что такое ФККО?

Федеральный классификационный каталог отходов (сокращенно ФККО) – это структурированный список отходов. В перечне мусор упорядочен по происхождению, классам опасности, агрегатному состоянию и другим характеристикам. Каждому виду отходов в каталоге присвоен классификационный код. Первый классификатор начал действовать в 1997 году. С тех пор справочник претерпел значительные изменения.

Назначение ФККО

Каталог отходов облегчает работу предприятий в сфере списания материалов. Каждый предмет или вещество, утратившее потребительские свойства или ставшее ненужным по другой причине, должно быть безопасно перевезено и утилизировано.

Нарушение норм утилизации отходов в зависимости от класса опасности в промышленных объемах наносит значительный ущерб окружающей среде. Учет агрегатного состояния вывозимых веществ помогает грамотно спланировать транспортировку.

ФККО необходим для бухучета и документооборота предприятия. Все отходы организации, кроме безопасного мусора V класса опасности, должны иметь Паспорт отходов. Этот документ сопровождает груз с момента отправки до места утилизации или переработки вторсырья. Наличие паспорта упрощает процесс приемки сырья. В документе указан код мусора по ФККО и даны указания, каким образом можно или нельзя утилизировать конкретную партию отходов.

Если данного вида мусора нет в каталоге, то предприятие-отправитель обращается в Росприроднадзор для исследования утиля и присвоения ему одного из классов опасности. Ведомство в течение 90 дней принимает решение о внесении нового вида отходов в каталог. Если в классификаторе есть очень похожий отход, можно указать его группу в паспорте. Проверяющие службы поймут происхождение и возможную опасность отхода, не внесенного в каталог.

За время своего существования классификатор несколько раз переиздавался. В результате коды некоторых отходов, промаркированных до 2020 года, утратили актуальность. Для перевода кода из одной редакции справочника в другую существуют конверторы ФККО+.

Как устроен ФККО?

В каталоге отходы систематизированы с помощью цифровых кодов. Каждый код ФККО состоит из 11 цифр. Первая означает происхождение утильсырья. Например, с цифры 1 начинаются коды отходов сельского и лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства. В следующей группе цифр зашифрован вид отхода, происхождение и химический состав. Далее код указывает физическую форму и агрегатное состояние вещества: жидкость, суспензия, эмульсия, стружка, волокно или другой вид. Последняя цифра означает класс опасности отхода.

Советуем почитать: Естественное и антропогенное загрязнение атмосферы

Весь справочник состоит из 9 блоков. Первая цифра – это и есть номер блока. В блоках отходы делятся на типы, подтипы, группы, подгруппы, позиции.

Благодаря резервному блоку в каталог можно добавлять новые виды утильсырья. Внесение кода в классификатор сопровождается указанием распоряжения Росприроднадзора с точной датой нововведения. Последняя группа в каждом из девяти блоков называется «Прочие отходы». Последний объект блока сопровождается буквой. Буквенные литеры кодируют опасность отхода, например: Л – легковоспламеняющиеся, Т – выделяющие токсины при взаимодействии с воздухом или водой, С- самовозгорающиеся и т.д.

Принцип структуры ФККО

Каждому мусору в системе каталога присваивается 11 — значный структурированный код. Все эти цифры имеют свои обозначения и относят мусор в блоки, группы, подгруппы, виды. Структура каталога понятна и прозрачна. Коды для токсичных, опасных отходов представляют собой совокупность всех этих значений. Первая систематизация в каталоге проходит по блокам, каждый из которых включает в себя мусор, относящийся к определенной сфере жизнедеятельности.

Различают всего 8 глобальных блоков:

  1. Сельское хозяйство и рыбалка.
  2. Добыча полезных ресурсов.
  3. Промышленность в сфере обработки.
  4. Отходы потребления.
  5. Электроэнергия, газ, пар.
  6. Водоснабжение, водоотведение.
  7. Строительство.
  8. Прочие виды деятельности.

Расшифровка кода такая: восемь первых цифр в коде обозначают происхождение и состав мусора, а вот 9 и 10 цифра сообщает о его состоянии и форме. Важной цифрой в коде является последняя, 11. Именно она указывает на класс опасности, который присвоен мусору, по степени отрицательного воздействия на окружающую среду.

Как известно, санитарная нормативная база устанавливает всего 4 «опасных» класса, но в ФККО действует 5, причем к последнему, V классу, отнесены отходы, несущие достаточно малый процент токсичных и вредных веществ, и являющиеся практически неопасными. Несмотря на то, что они кажутся безвредными для человека и природы, их также необходимо учитывать в установленном законодательством порядке.

Все хозяйствующие субъекты обязаны подтверждать класс опасности своих отходов, которые появляются в процессе производства. Конечно, это в основном касается токсичных и вредных производств, в процессе деятельности которых, образуется такой крайне опасный для природы мусор. Для подтверждения класса опасности необходимо заполнить заявление и подать его в контролирующие органы. Учету подлежит все утильсырье, начиная с V класса опасности, вне зависимости от способа их появления и количества.

Но и в обычном офисе, имеющем люминесцентные или ртутные лампы (I класс опасности), такого подтверждения тоже не избежать. Для каждого вида мусора в определенном порядке создается и утверждается паспорт, имеющий определенный временный период. На предприятии ведется и журнал утильсырья, куда заносятся их наименование, значение по классификатору, класс опасности, временный способ хранения. В обязательном порядке должен быть назначен ответственный за ведение журнала учета. Полные правила и порядок работы с утильсырьем в непрофильных организациях можно узнать на сайте контролирующего ведомства.

Принцип работы с классификатором

На предприятиях экологи обязаны разбираться в тонкостях применения Федерального каталога в своей деятельности и просвещать специалистов и работников, рабочие функции которых сопряжены с управлением отходами.

Зачастую в цикл обращения с отходами вовлечены не только экологи и химики, но также и самые разные специалисты при ведении бухгалтерских и логистических расчётов, перевозке, складированию, переработке и т. д. Поэтому предприниматели должны уметь классифицировать производимый их предприятиями мусор.

Требованиями Росприроднадзора установлено, что транспортировка отходов осуществляется по соответствующему паспорту. Необходимо отметить, что Росприроднадзором осуществляется обновление редакции каталога отходов, поэтому при заполнении паспорта отходов следует руководствоваться актуальными данными. Кроме того, компании, занимающиеся утилизацией отходов, должны учитывать факт необходимости оформления лицензии при использовании опасных отходов.

Для облегчения поиска типа мусора действует ряд онлайн-сервисов, среди которых можно найти удобный для себя.

При выборе сервиса обращайте внимание на актуальность редакции ФККО на текущий год.

Вместе с тем, можно отметить некоторые принципы работы с онлайн-каталогом, которые достаточно просты:

  • тип отхода можно найти по наименованию или согласно его коду, введя их в поисковое поле;
  • если имеются затруднения с этой информацией, но известно происхождение отхода, то его можно идентифицировать путём иерархии, углубляясь в структуру ФККО.

Оба способа в результате предоставят исчерпывающую информацию на текущий год со ссылкой на действующий нормативный документ Росприроднадзора и с расшифровкой данных: номерами блока, происхождения и компонентов, формы и агрегатного состояния, класса экологической опасности и его характеристикой.

Полезное видео

Информация, включенная в классификатор – ФККО, является необходимой при составлении паспорта опасного отхода индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Подробнее об этом в видео:

Последние изменения

Последний приказ об изменениях, вносимых в ФККО вступил в силу 03 июня 2020 года. В нем говорится о внесении в каталог новых категорий отходов и изменении наименования некоторых из них. Приказ Росприроднадзора № 311 вносит 71 поправку в уже имеющиеся записи. Согласно приказу из каталога также исключаются некоторые пункты. А именно, исключаются отходы:

  • гербицидов
  • сортировки целлюлозы, которая проводится на промышленных предприятиях
  • зачистки оборудования производств химических веществ: а конкретно конденсаторы косинусные с диэлектриком (диоктилфталатом), утратившие потребительские свойства
  • грунта при проведении работ, иные земельные отходы, образовавшиеся при проведении плановых работ
  • прочие изделия, утратившие потребительские свойства, в том числе при обслуживании и ремонте автотранспортных средств

Таким способом, путем выпуска нового приказа, периодически обновляется информация в ФККО.

Кто вносит изменения в ФККО, где можно с ними ознакомиться?

По мере необходимости, ФККО дорабатывается, в него также вносятся изменения. Право внесения в ФККО изменений, дополнений и исключений принадлежит только уполномоченной на это федеральной службе – Росприроднадзору – путём обнародования соответствующего приказа.

Вся база данных по изменениям ФККО доступна на сайте ведомства: https://rpn.gov.ru/node/852. Кроме того, публикация изменений ведётся на сайте официального печатного органа Правительства РФ – в «Российской газете» (сайт издания: https://rg.ru/).

Федеральный классификационный каталог отходов – постоянно обновляемый ресурс, он систематизирует все типы отходов потребления и промышленности. Каталог ФККО используют с целью оптимизации всей цепочки движения отходов: от образования до захоронения или переработки.

Медицинские отходы рассматриваются как фактор не только прямого, но и опосредованного риска возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения вследствие возможного загрязнения внутрибольничной среды и практически всех элементов среды окружающей – воды, воздуха, почвы, продуктов питания.

Проблема медицинских отходов чрезвычайно остро стоит во всем мире. В США уже зарегистрированы случаи инфицирования ВИЧ детей после того, как они поиграли выброшенными на свалку одноразовыми шприцами и системами для переливания крови. Известно о заболевании СПИДом медицинской сестры, уколовшейся иглой от использованного шприца. В одной из аптек Подмосковья отмечен смертельный случай отравления сотрудника: лекарства с просроченным сроком годности выбрасывали в канализацию и в результате их реакции с водой образовался токсичный газ.

Изучение и внедрение безопасных способов сбора, транспортировки и обезвреживания отходов лечебно-профилактических учреждений имеют в нашей стране давнюю историю. Еще в 30-х годах прошлого века профессор Р.А. Бабаянц занимался проблемой накопления отходов в больницах, проводились исследования степени опасности «больничных отбросов» (так в то время было принято называть отходы ЛПУ).

В 60-х годах была доказана повышенная степень эпидемиологической опасности отходов ЛПУ, созданы первые печи для сжигания отходов. В период с 60—80-х годов на базе крупных стационаров строились мусоросжигательные печи с примитивной конструкцией системы газоочистки или вообще без нее.

В 90-х годах стало очевидным, что при сложившейся системе рыночных отношений, бюджетного финансирования лечебных учреждений решить проблему безопасного обезвреживания всех отходов ЛПУ на местах не представляется возможным. В лучшем случае они вывозятся на свалки или полигоны твердых бытовых отходов.

Ключевым моментом в обезвреживании отходов является разделение их в ЛПУ по степени токсичности. Результаты проведенных исследований легли в основу создания СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

В этом документе дана классификация отходов ЛПУ и определен порядок их обращения. Все отходы ЛПУ по степени опасности делят на 5 классов. Три первых класса ранжируют отходы по степени эпидемиологической опасности, четвертый класс – токсичные отходы, пятый — радиационно опасные:

Классифицирование отходов позволило ввести в действие систему раздельного сбора их по классам с последующей транспортировкой и уничтожением (утилизацией).

Классы медицинских отходов

Отходы класса «А» собираются в одноразовые пакеты или многоразовые емкости. Правила сбора данного класса отходов аналогичны требованиям, предъявляемым к обычным твердым бытовым отходам.

Классы «Б» и «В» обязательно собираются в одноразовую упаковку, например, в «контейнер безопасной утилизации»(КБУ). Транспортирование их вне пределов лечебного отделения в открытом виде запрещено.

Одноразовые пакеты с отходами классов «А», «Б», «В» проходят обязательную маркировку с нанесением кода подразделения ЛПУ, даты и фамилии ответственного за сбор отходов лица.

Класс «Г» — отходы, по своему составу близкие к промышленным.

Степень токсичности каждого их вида определена согласно Классификатору промышленных отходов и соответствующим методическим рекомендациям.

Сбор, хранение и удаление отходов класса «Д» осуществляется в соответствии с требованиями правил работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений.

Санитарные правила также предъявляют требования к местам сбора и временного хранения отходов (открытые площадки, внутрикорпусные помещения). Данным документом определен общий порядок проведения дезинфекции отходов и инвентаря с реализацией системы сбора и удаления отходов к местам установки контейнеров для временного хранения их, предупреждения распространения инфекций.

Планы по сбору и удалению отходов должны составляться для каждого ЛПУ отдельно, в зависимости от вида и типа учреждения и специфики профиля работы.

Одноразовая упаковка, контейнеры для сбора отходов, помещения для внутрикорпусного их сбора должны удовлетворять санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим требованиям, а также правилам, исключающим возможность распространения инфекции.

При этом отходы классов «Б» и «В» должны быть подвергнуты обязательному термическому обезвреживанию.

Отходы класса «А» могут быть подвергнуты термическому обезвреживанию или вывезены на специальные полигоны.

Руководители ЛПУ по согласованию с ЦГСЭН должны утвердить инструкцию, регламентирующую правила безопасного обращения с отходами и определяющую личную ответственность персонала.

Схема удаления отходов обязана включать в себя сведения:

  • о качественном и количественном составе отходов;
  • о местах для установки и виде емкости для сбора отходов;
  • о площадке для размещения контейнеров на территории ЛПУ;
  • об условиях транcпортирования и удаления отходов.

Проблемы обращения с медицинскими отходами

Медицинские отходы составляют около 2% от общего объема твердых бытовых отходов (ТБО). В России в настоящее время образуется 0,6—1 млн тонн медицинских отходов в год. Следует отметить, что система сбора, удаления, переработки и обезвреживания медицинских отходов в нашей стране пока несовершенна, при этом количество их имеет устойчивую тенденцию к интенсивному росту.

Сегодня из-за отсутствия нормативно-правовой базы не решен вопрос уничтожения лекарственных средств, не разрешенных к применению или с просроченным сроком действия, а также лекарств, конфискованных таможней, фальсифицированных.

Неоднократно выявлялись факты наличия в мусоросборочных контейнерах, на полигонах ТБО лекарственных средств, которые оказывались в руках детей и социально сниженных лиц (бомжей). Во Владивостоке отмечен случай группового заболевания детей, нашедших в мусоросборочных контейнерах ампулы с просроченной оспенной вакциной. На полигонах ТБО уничтоженные механическим путем фармацевтические препараты резко увеличивают токсичность образующегося фильтрата, что создает риск загрязнения не только почвы, но и подземных водоносных горизонтов.

Проблема обезвреживания медицинских отходов весьма актуальна и требует срочного решения на федеральном уровне путем принятия соответствующих законов.

Профессор Николай РУСАКОВ,
заместитель директора НИИ экологии человека
и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина
Алексей БОРМАШОВ,
главный специалист
Департамента госсанэпиднадзора
Минздрава России

Новости

12 октября 2020 09:31 Вебинар по промышленной экологии для предприятий Тамбовской области 8 октября 2020 13:46 Вебинар по промышленной экологии для предприятий Курской области 5 октября 2020 17:15 Вебинар по промышленной экологии для предприятий Липецкой области 19 сентября 2020 15:34 Аккредитована испытательная лаборатория ГК «ЭКО ЦЕНТР» в г. Москве! 21 октября 2020 13:52 Утверждена форма акта проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора 20 октября 2020 16:12 Вебинар по промышленной экологии для предприятий Воронежской области 20 октября 2020 15:24 Порядок согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ на территории Брянской области утратил силу 20 октября 2020 10:28 В Административный регламент по осуществлению регионального государственного экологического надзора в сфере обращения с отходами Московской области внесены изменения 19 октября 2020 17:22 Утвержден Административный регламент согласования мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ в Курской области 19 октября 2020 14:57 О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО

ВСЕ НОВОСТИ

Вопрос:

Не можем найти достоверную и обоснованную информацию о коэффициентах перевода уличного смета (ФККО 73 120 001 724) из куб. м. в тонны. Хотим получить ваши рекомендации по данному вопросу. И чем руководствоваться в таких ситуациях?

Ответ эксперта

Данный отход относится к твердым коммунальным отходам согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 02.11.2018).

Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 25.12.2018) установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов входит в полномочия субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» данные нормативы утверждаются с учетом Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утв. Приказом Минстроя от 28 июля 2016 года N 524/пр.

— Реклама —

Согласно п. 13, п. 14 данного постановления норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу по каждой категории объектов.

При этом категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением 1 к упомянутым методическим рекомендациям, но данное приложение не содержит в качестве объекта дороги, поэтому вполне возможно, что соответствующий норматив образования по массе и объему для уличного смета в Вашем регионе не был установлен.

Необходимо сделать соответствующий запрос в Ваш орган исполнительной власти, который уполномочен утверждать нормативы, и уточнить у него какую именно плотность Вам следует применять для данного отхода.

Также согласно Приложению К СП 42.13 330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01−89* с 1 м² твердых покрытий улиц, площадей и парков образуется смета от 5 — 15 кг или от 8 до 20 литров, т. е. плотность данного отхода (массу поделить на объем) составляет 5кг/8л — 15кг/20л или 0,625 кг/л (тонн/м3) — 0,75 кг/л (тонн/м3). Для того чтобы получить из кубов тонны надо соответственно объем отходов в кубах умножить на плотность.

При этом согласно примечаниям к таблице приложения К, большие значения норм накопления отходов следует принимать для крупнейших и крупных городов, а для городов III и IV климатических районов норму накопления бытовых отходов в год следует увеличивать на 10%.

Я полагаю Вы можете использовать данную плотность отхода смета уличного, если соответствующие нормативы образования не установлены, но лучше уточнить у уполномоченного органа возможность использования данной плотности.

Отмечу, что не так давно по результатам аудита Комиссия Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды пришла к выводу о необходимости на федеральном уровне установить границы (коридоры) нормативов накопления ТКО и плотности ТКО кг/м3, поэтому рекомендую отслеживать соответствующие изменения в законодательстве.

Ведущий специалист отдела эколого-правового консалтинга «ЭКОТИМ»,
эксперт сайта ecovopros.ru
Надежда Бирюкова

Ответ № 2:

В соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке объемов образования отходов производства и потребления. ГУ НИЦПУРО.:М., 2003 (Приложение 9)» диапазон насыпной плотности уличного смета составляет 0,800−1,500 т/м3. Если требуется более точное значение плотности данного отхода, то логично его рассчитывать исходя из его состава в процентном соотношении (приведено в паспорте на отход).

Эксперт Д. Бреус