Оценка экономической безопасности региона

Обеспечение экономической безопасности в текущий момент является приоритетной задачей хозяйствующих субъектов всех уровней, и в первую очередь государства, которому для эффективного функционирования необходима определенная независимость от внутренних, и в особенности, внешних факторов. Уровень защищенности государства состоит и напрямую зависит от состояния его составных частей, а именно субъектов. Исследование и оценка экономической безопасности региона представлена некоторым количеством научных исследований, не имеющих единого направления. Единообразия в вопросе не существует, как на официальном уровне, так и в научном сообществе. Этим обусловлена целесообразность исследования экономической безопасности на региональном уровне. Исследование реализуется на примере Республики Хакасия, поскольку регион обладает теоретически высоким потенциалом для успешного развития, и в то же время достаточно удаленным от центральной части страны для возможности оценивать степень эффективности управления. Так же выбор региона обусловлен отсутствием исследований вопроса экономической безопасности Республики Хакасия. Целью данной работы является оценка уровня экономической безопасности Республики Хакасия для предложения рекомендаций по его укреплению. Для реализации поставленной цели выполнены следующие задачи:  рассмотрены сущность и структурные элементы экономической безопасности региона;  изучена роль экономической безопасности региона в системе национальной безопасности государства;  проанализирован механизм обеспечения экономической безопасности региона;  проведен анализ методик и методов анализа и оценки уровня экономической безопасности региона;  усовершенствована методика интегральной оценки состояния экономической безопасности региона;  проведена оценка уровня экономической безопасности республики Хакасия;  проведен комплексный анализ полученных результатов оценки уровня экономической безопасности республики Хакасия;  определены направления совершенствования государственной социально-экономической политики. Объектом исследования является система экономической безопасности Республики Хакасия. Предметом исследования выступает интегральная методика оценки уровня экономической безопасности Республики Хакасия. При написании данной работы применялись следующие методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, индукция, дедукция и расчетные методы. Ключевыми источниками, раскрывающими теоретические основы экономической безопасности, явились работы Евcтигнеева Е.Н.,Архипова А.П.., Мироновой О.А. На основе работ Абалкина А.В., Архипова А.П., Феофиловой Т.Ю. сформированы теоретические сведения об экономической безопасности субъекта, как системы. Для определения проблематики экономической безопасности субъекта использованы работы Кораблевой А.А., Молчан А.С. На основе федерального закона «О безопасности» от 28.12.2010 № 390 — ФЗ, указа Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О государственной стратегии экономической безопасности» сформированы сведения о действующих правовых нормах и направлениях государственного регулирования экономической безопасности в России. Источниками разработки методической части исследования послужили работы Д.В.Третьякова и Е.С.Митякова. Значимость исследования заключается в определении наиболее эффективного методического подхода к оценке уровня экономической безопасности Республики Хакасия, а так же в определении путей совершенствования системы обеспечения экономической безопасности региона. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования и управления экономической безопасностью региона. Во второй главе проводится сравнительный анализ методических подходов к оценке экономической безопасности, а так же определяется интегральная методика оценки уровня экономической безопасности региона. В третьей главе проводится непосредственная апробация предложенной методики и определяются рекомендации по совершенствованию социально-экономической политики выбранного субъекта Российской Федерации с целью повышения уровня экономической безопасности. В заключении приведены общие выводы по итогам исследования.

УДК 330.16

08.00.00 Экономические науки

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Маханько Галина Валентиновна

д. э. н., доцент, профессор кафедры экономики и

ВЭД

e-mail: dor 03-03@mail.ru

Назаренко Наталия Александровна Студент

e-mail: tasha19@mail.ru

Чичканева Евгения Сергеевна Студент

Кубанский государственный аграрный университет им И. Т. Трубилина, г.Краснодар, Россия

e-mail: evgenj a-chichkaneva@rambler.ru

Экономическая безопасность региона является одним из основных элементов системы экономической безопасности страны. В статье проведено исследование современного состояния экономической безопасности региона, выявлены ключевые проблемы, вызовы, внутренние и внешние угрозы экономической безопасности, предложены направления развития экономической безопасности региона, разработана сбалансированная система индикаторов экономической безопасности с обоснованием их пороговых значений. В качестве базового региона для исследования выбран Краснодарский край, один из ведущих регионов страны. Рассматриваются вопросы обеспечения экономической безопасности, сформированы основные показатели экономической безопасности страны и региона. Предложена оценка системы экономической безопасности региона путем мониторинга индикаторов экономической безопасности, по каждому из которых исследуемый показатель оценивается в пределах пороговых (нормативных значений). Такой способ позволяет одновременно оценивать различные сферы жизнедеятельности региона, определяет зоны риска и точки роста по степени удаленности порогового значения нормативного индикатора. По предложенной системе проведен анализ пороговых значений индикаторов экономической безопасности и основных социально-

UDC 330.16 Economics

ESTIMATION OF THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE KRASNODAR REGION)

Nazarenko Natalia Alexandrovna Student

E-mail: tasha19@mail.ru

Chichkaneva Evgenia Sergeevna Student

Kuban State Agrarian University named after I.T.

Trubilin, Krasnodar, Russia

E-mail: evgenj a-chichkaneva@rambler.ru

экономических показателей Краснодарского края, сгруппированных по четырем сферам: финансово-экономическая, социально-трудовая, демографическая и сфера социального самочувствия населения. Дана оценка состояния экономической безопасности Краснодарского края, рассмотрены актуальные проблемы экономической безопасности и выявлены основные направления обеспечения экономической безопасности региона

Ключевые слова: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ, ИНДИКАТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ИНДИКАТОРОВ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Ро1: 10.21515/1990-4665-128-048

Экономическая безопасность региона проявляется в эффективном использовании природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а так же ускорению экономического роста, повышения качества производимой продукции, услуг и конкурентоспособности производства. Вышеизложенные детерминанты определяют актуальность данной темы , которая посвящена определению экономической безопасности региона, а так же выявлению влияния угроз на экономическую безопасность Краснодарского края. Поэтому проблема экономической безопасности субъекта РФ стоит крайне остро, ведь развитый регион России формирует безопасность государства в целом. Краснодарский край остается развивающимся и стабильным субъектом Российской Федерации, который способен результативно прогнозировать появление негативных воздействий и противостоять внутренним и внешним угрозам .

Основными характеристиками, определяющими экономическую безопасность региона, является: уровень предпринимательской активности, сбалансированность распределения региональных доходов, повышение профессионального и образовательного культурного уровня населения, привлечение инвестиций и стимулирование данного прогресса,

directions of ensuring the economic security of the region are identified

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а так же поддержка и развитие инновационной деятельности. Следовательно, целью исследования является выявление и анализ основных характеристик развития региона и их влияния на процесс безопасного социально-экономического развития на примере Краснодарского края.

Экономическую безопасность региона — это стабильное состояние социально-экономических показателей региональной экономической системы, при которой она способна эффективно противостоять всем внутренним и внешним угрозам .

Таким образом, к направлениям региональную экономическую безопасности относят:

— поддержание экономической стабильности и независимости страны в целом;

— соблюдение баланса экономической системы;

— рост экономической эффективности, функционирование национального хозяйства в целом;

— повышение уровня саморазвития региона;

— внедрение инноваций на региональном уровне;

— увеличение объемов товаров и услуг в регионе;

— обеспечение конкурентоспособности региона на внутреннем и внешнем рынках .

Краснодарский край является одним из ведущих регионов страны по своему экономическому потенциалу. Основу производственных сил региона составляют такие отрасли экономики как: промышленная, строительная, топливно-энергетическая, агропромышленная, транспортная и многие другие . Основными направлениями, характеризующие особый статус Краснодарского края в экономике страны являются агропромышленный, транспортный, рекреационный комплексы, которые

соответствуют приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации.

Для оценки социально-экономического потенциала региона используют показатели, которые являются составляющими

экономической безопасности Краснодарского края и определяющими его экономическое развитие (табл.1).

Таблица 1 — Основные социально-экономические показатели

Краснодарского края за 2014-2016 гг. и их прогноз до 2018 гг.

Наименование показателя 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. (прогноз) 2018 г. (прогноз)

Валовой региональный продукт (ВРП), млрд. руб. 1765,4 1963,5 2134,4 2323,1 2533,8

Среднегодовая численность населения, тыс. чел. 5428,8 5480,1 5531,0 5579,8 5628,2

ВРП в расчете на 1 жителя, тыс. руб. 325,2 358,3 385,9 416,3 450,2

Прибыль прибыльных организации, млрд. руб. 196,2 221,0 228,1 240,1 266,4

Фонд оплаты труда, млрд. руб. 443,3 450,5 468,5 505,1 552,0

Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 693,2 552,6 607,1 655,3 715,8

Среднедушевые доходы (в месяц), руб. 28763,7 30952,1 31916,2 34655,7 37229,2

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 2322,4 2306,4 2310,0 2314,1 2320,5

Все показатели социально-экономического развития региона имеют тенденцию роста к 2016 году, а в прогнозируемом периоде, например, среднегодовой рост ВРП составит 102,4%, что говорит о росте промышленного производства, розничной торговли, общественного питания и платных услуг населения ежегодно.

К комплексу мер, формирующих экономическую безопасность региона, относится предупреждение потенциальных и реальных угроз. Очень важно оценивать и прогнозировать влияние всех ожидаемых угроз, а так же экономических и неэкономических воздействий на них. Условно все угрозы можно поделить на внешние и внутренние угрозы.

Внешние угрозы экономической безопасности региона являются общепринятыми для всех субъектов Российской Федерации: валютно-финансовые (отток валютных средств, увеличение внешнего долга), экономические (потеря внешних рынков, криминализация экономики), внешнеэкономические (политическая нестабильность).

В отличие от внешних угроз внутренние угрозы являются индивидуальными для каждого субъекта Российской Федерации, в зависимости от территориального положения, уровня социально-экономического развития, а так же производственного потенциала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Краснодарском крае к главным внутренним угрозам относят:

— рост теневой экономики;

— незаконное строительство и самовольный захват земель;

— высокий уровень коррупции, криминализация экономических отношений и экономической преступности;

— увеличение демографической нагрузки на работающих;

— недостаток энергоресурсов и высокая зависимость края от цен на энергоносители;

— недостаточный уровень развития транспортной и коммунальной инфраструктур.

Таким образом, совокупность внутренних и внешних угроз может оказывать негативное воздействие на процесс развития внутренней и внешней обстановки Краснодарского края и Российской Федерации. Так, проведенный анализ угроз экономической безопасности региона показывает, что главные из них, в настоящее время, носят преимущественно внутренний характер и сосредоточены во внутриполитической и социально-экономической сферах. Поэтому повышение экономической безопасности региона является главным условием обеспечения защиты региональных и социально-экономических отношений от внутренних и внешних угроз.

Параметры экономической безопасности страны и регионов обусловлены динамикой абсолютных и относительных показателей, которые характеризуют изменения социально-демографической и экономической ситуации.

Так, в качестве индикаторов экономической безопасности Краснодарского края, характеризующие социально-экономическое и политическое состояние региона можно выделить следующие группы ключевых показателей;

1. Группа экономических показателей, характеризующих состояние экономической безопасности региона.

2. Группа показателей, характеризующих социально-трудовую сферу региона.

3. Группа показателей, характеризующих демографическую ситуацию в регионе.

4. Группа показателей, характеризующих социальную стабильность в регионе.

Перечисленные экономические показатели — это наиболее информативные индикаторы для экономики региона, т.к. динамика этих показателей полностью характеризует текущее состояние экономики субъекта страны.

Сводная таблица пороговых индикаторов социальной и экономической безопасности представлена в таблице 2. Таблица 2 — Индикаторы социально — экономической безопасности

региона

Показатель Пороговый уровень социально-экономической безопасности региона

Оптимальный

Низкий Критический

Финансово — экономические показатели

Индекс физического объема ВРП в % к предыдущему году >105 90-105 <90

Индекс физического объема

инвестиций в основной капитал в % к предыдущему >100 80-100 <80

году

Дефицит бюджета в % к ВРП 0-5 5-10 >10

Доля населения с денежным

доходом ниже прожиточного минимума в % от общей <7 7-10 >10

численности населения

Социально-трудовая сфера

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень безработицы в % (МОТ) <7 7-12 >12

Доля занятого населения

старше трудоспособного <10 10-15 >15

возраста, %

Доля нелегальных мигрантов

численности занятого <3 3-7 >7

населения,%

Демог] рафическая сфера

Индекс витальности >1,0 0,9-1,0 <0,9

Суммарный коэффициент рождаемости >2,14 1,9-2,14 <1,9

Социальное самочувствие населения

Потребление чистого алкоголя на 1 человека в год (ВОЗ) <8 8-12 >12

Число суицидов на 100 тыс. человек (ВОЗ) <10 10-20 >20

Количество преступлений на 100 тыс. человек <3000 3000-6000 >6000

Приведенные экономические показатели в таблице 3 относятся к первой группе индикаторов экономической безопасности региона. Таблица 3 — Социально-экономические показатели, характеризующие

состояние экономики Краснодарского края

Изменение 2016 г.

Наименование 2014 г. 2015 г. 2016 г. к

показателя

2014 г. 2015 г.

Индекс физического объема ВРП в % к 102,2 98,3 101,1 -1,1 2,8

предыдущему году

Индекс физического

объема инвестиций в основной капитал в % к 72,8 72,7 102,4 29,6 29,7

предыдущему году

Дефицит бюджета в % к ВРП 1,2 0,7 0,09 -1,11 -0,61

Доля населения с

денежным доходом

ниже прожиточного минимума в % от общей 10,1 11,8 11,8 1,7 0

численности населения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, индекс физического объема ВРП за анализируемый период 2014-2016 гг. имеют низкий уровень социально-экономической безопасности региона по сравнению с оптимальным значением (>105%). Так как, ВРП выступает в качестве основного показателя, отражающего достигнутый уровень экономического роста региона, но динамика рост ВРП не соответствует оптимальному развитию Краснодарского края. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2013-2014

гг. был в пределах критического уровня безопасности региона, в связи с оттоком инвестиций по причине санкций на Российскую Федерацию, но в 2016 году произошло увеличение инвестиций в основной капитал в % к предыдущему году на 29,7%, что положительно сказывается на развитии экономики на сегодняшний день. Дефицит бюджета в % к ВРП в Краснодарском крае с 2014 по 2016 гг. находится в оптимальных пределах социально-экономической безопасности региона. Положительная динамика доли населения с денежным доходом ниже прожиточного минимума в % от общей численности населения с 2014 года негативно влияет на социальное развитие и уровень жизни населения, т.к. данный показатель выше критического уровня (>10) данного порогового значения.

Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая безопасность региона заключается в формировании предпосылок для улучшения качества жизни жителей Краснодарского края, в обеспечении его социально-экономической и социально-политической стабильности, а также противостояние внутренним и внешним угрозам экономической безопасности.

Для оценки социально-трудовой сферы региона необходимо проанализировать показатели, характеризующие наиболее важные проблемы в социально-трудовой сфере, которые относятся ко второй группе индикаторов экономической безопасности региона. Значение данных показателей демонстрируют эффективность осуществления государственной политики в области регулирования социально-трудовой сферы как важнейшей составляющей социально-экономической безопасности региона (табл. 4).

Таблица 4 — Социально-экономические показатели, характеризующие

социально-трудовую ситуацию Краснодарского края

Наименование показателя 2014 2015 2016 Изменение

г. г. г. 2016 г. к

2014 г. 2015 г.

Уровень безработицы в % (МОТ) 5,7 6,1 5,8 0,1 -0,3

Доля занятого населения старше трудоспособного возраста, % 2,7 3,0 3,2 0,5 0,2

Доля нелегальных мигрантов численности занятого населения,% 4,1 3,9 3,8 -0,3 -0,1

Таким образом, уровень безработицы в Краснодарском крае снижается к 2016 году -5,8% и является оптимальным (<7). Также к оптимальному пороговому значению социально-экономической безопасности Краснодарского края относится доля занятого населения старше трудоспособного возраста, который составил в 2016 году 3,2%, что говорит об «омоложении» трудоспособного населения.

Краснодарский край — богатейший аграрный регион, имеющий значительный ресурсный потенциал, который способен обеспечить экономическую безопасность региона, а так же внести вклад значительный вклад в развитие экономической безопасности страны .

Проблема миграции в Краснодарский край не стоит остро и доля нелегальных мигрантов численности занятого населения относится к низкому уровню порогового значения (3-7%), который составил 4,1; 3,9; 3,8 в 2014-2016 гг. соответственно.

Для характеристики демографической ситуации в регионе и стране, а также перспективы демографического роста используют показатели сравнения, которые необходимо проводить между регионами и по стране в целом. Важно оценивать уровень естественного прироста, индекса витальности, а так же суммарный коэффициент рождаемости для прогноза численности населения, которые будут заняты в экономике страны ( табл. 5).

Таблица 5 — Социально-экономические показатели, характеризующие

демографическую ситуацию в Краснодарском крае

Наименование показателя 2014 г. 2015 г. 2016 г. Изменение 2016 г. к

2014 г. 2015 г.

Индекс витальности 1,013 1,016 1,017 0,004 0,001

Суммарный коэффициент рождаемости 1,7 1,7 1,8 0 0,1

Таким образом, индекс витальности и суммарный коэффициент рождаемости за исследуемый период и их динамика увеличения говорит об увеличении числа родившихся в Краснодарском крае превышает, что благоприятно влияет на естественный прирост населения и уровень жизни населения.

К четвертой группе индикаторов социально-экономической безопасности региона относят показатели социального самочувствия, характеризующие социальное настроение и поведение индивидов. Получение данных производится путем социальных опросов, выявляя при этом отношение населения к ситуации в регионе, региональным и федеральным властям, а также к общеполитическим и социальным климатам в регионе. Помимо этого используют статистические данные, отражающие, что количество преступлений, численность населения с девиантным поведением, которое во многом зависит от его социального самочувствия и в целом влияет на социальную безопасность региона .

Так, к важнейшим информативным индикатором социального самочувствия и социально-политической стабильности относят ниже представленные в таблице 6 показатели.

Таблица 6 — Социально-экономические показатели, характеризующие социальное самочувствие населения в Краснодарском крае

Наименование показателя 2014 г. 2015 г. 2016 г. Изменение 2016 г. к

2014 г. 2015 г.

Потребление чистого алкоголя на 1 человека литров в год (ВОЗ) 15 14,8 13,2 -1,8 -1,6

Число суицидов на 100 тыс. человек (ВОЗ) 18,0 17,0 16,0 -2 -1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество преступлений на 100 тыс. человек 1186,9 1264,5 1361,1 174,2 96,6

Можно сделать вывод что, потребление чистого алкоголя одним жителем Краснодарского края постепенно уменьшается, что положительно сказывается на социальном самочувствии населения. Количество суицидов на 100 тыс. человек так же уменьшается, по сравнению с 2014г. в 2016 году число суицидов уменьшилось на 2. Несмотря на динамику предыдущих показателей социального самочувствия населения в Краснодарском крае количество преступлений выросло по сравнению с 2015 годом на 96,6, но и этот индикатор показывает оптимальный пороговый уровень социально-экономической безопасности региона (<3000).

Таким образом, в результате приведенного исследования системы индикаторов экономической безопасности Краснодарского края и их общероссийскими трехуровневыми пороговыми значениями позволило выявить точки повышенного риска в производственной, социальной, демографической, трудовой сферах экономики региона, за гранями которых возникает угроза нарушения равновесия и развития составных элементов региональной системы с последующим наступлением кризисных явлений .

Современное состояние Российской экономики и ее субъектов оказалось в кризисной ситуации, в связи с политической нестабильностью

в мировом пространстве, что требует должного обеспечения экономической безопасности, которая должна быть включена в число основополагающих принципов формирования как государственной, так и региональной политики. Ведь экономическая безопасность каждого региона в отдельности оказывает влияние на обеспечение национальной безопасности в целом .

Для улучшения механизма формирования экономической безопасности Краснодарского края можно определить нас основе индикаторов направления развития региона.

Во-первых, повысить качество и продолжительность жизни населения, сформировать условия и стимулы для развития человеческого капитала на основе увеличения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования, жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры.

Во-вторых, обеспечить высокие темпы устойчивого экономического роста края на основе реализации структурно-институциональной политики государства, которая направлена на формирование конкурентных преимуществ экономики региона.

В-третьих, создать потенциал будущего развития края для выполнения функции опорного региона на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества.

В четвертых повысить эффективность государственного стратегического планирования и регулирования социально -экономических процессов в крае.

Обеспечение экономической безопасности Краснодарского края требует непрерывной деятельности по определению и ликвидации внутренних и внешних угроз, а также выявлению региональных интересов в области социально-экономического развития региона. Так, основными национальными интересами в области экономики Краснодарского края

являются — повышения благосостояния населения, интеграция региональной экономики и кооперация ее отраслей с другими регионами

Литература:

1. Гулинская К.П., Черноусова М.А. Основные индикаторы социально -экономического развития Краснодарского края в 2016 году // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» — г. Москва, 2016.- с. 3-7.

3. Маханько Г.В. Модели развития экономической безопасности региона на

основе_оптимизации_его_ресурсного_обеспечения

монография / Г. В. Маханько. // Ставрополь, 2004. — с. 52-53.

4. Маханько Г.В. Повышение конкурентоспособности аграрной сферы экономики Краснодарского края как фактор его экономической и продовольственной

безопасности_в_условиях_экономических_санкций//

Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.- 2016. № 117 — с. 736-755.

6. Мельников А.Б. Сценарии развития АПК и обеспечение продовольственной безопасности России. В книге «Новая экономическая реальность, кластерные инициативы и развитие промышленности (ИНПРОМ-2016) Труды международной научно-практической конференции под ред. А.Б. бабктна.2016.С.552-559.

7.Министерство финансов Краснодарского края — // minfinkubani.ru — Режим доступа:

http://minfinkubani.ru/budget_isp/detail.php?ID=8192&IBL0CK_ID=69&str_date=02.03.20 17 (Дата обращения 24.03.2017).

8.Министерство экономики Краснодарского края —

economy. krasnodar.ru — Режим доступа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9.Министерство экономического развития РФ — // economy.gov.ru — Режим доступа:

http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/20150216 (Дата обращения 27.03.2017)

monografija / G. V. Mahan’ko. // Stavropol’, 2004. — s. 52-53.

7.Ministerstvo finansov Krasnodarskogo kraja — //

minfinkubani.ru — Rezhim dostupa:

http://minfinkubani.ru/budget_isp/detail.php?ID=8192&IBL0CK_ID=69&str_date=02.03.20 17 (Data obrashhenija 24.03.2017).

8.Ministerstvo jekonomiki Krasnodarskogo kraja — //

economy.krasnodar.ru — Rezhim dostupa: