Ответственность некоммерческих организаций

Содержание

Некоммерческая организация как субъект гражданского права

Глава №4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) вступила в силу 08.12.19941. Вслед за Основами гражданского законодательства, Гражданский кодекс сохранил деление юридических лиц в зависимости от цели осуществляемой ими деятельности, на коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК РФ).

Что такое некоммерческая организация? В чем отличие фонда от учреждения? Каков правовой статус учредителей некоммерческой организации. За какие правонарушения можно лишить некоммерческую организацию статуса юридического лица? Ответы на эти  и многие другие вопросы волнуют  как участников некоммерческой организации, так и тех, кто только собирается создать некоммерческую организацию.

Юристы компании «Георг» помогут   создать некоммерческую организацию, подобрать организационную форму под предмет деятельности некоммерческой организации, дать консультацию по вопросам деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческой организации.

Юристы компании «Георг» принимали участие в создании  ряда известных некоммерческих организаций   г. Владивостока,   г. Уссурийска,  г. Артема.
Консультацию по интересующему вопросу Вы можете получить в любое удобное для Вас время. Для того чтобы задать свой вопрос специалисту, позвоните по телефону во Владивостоке 8 (4232) 48-74-25,  воспользуйтесь e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или соответствующей формой на нашем сайте.

Глава №4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) вступила в силу 08.12.1994. Вслед за Основами гражданского законодательства, Гражданский кодекс сохранил деление юридических лиц в зависимости от цели осуществляемой ими деятельности, на коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК РФ).

В соответствии с вышеуказанной нормой в ГК РФ под коммерческим организациями понимаются организации, преследующие в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли, под некоммерческими — организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (далее — НКО).

На основе данной нормы закреплены два признака, в совокупности характеризующие юридическое лицо как некоммерческую организацию.

Первый признак, вытекает из целей создания такой организации: НКО не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Цели же, ради достижения которых создается НКО обозначены в пункте 2 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»4 (далее — ФЗ «О НКО»): достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей, целей охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также иных целей, направленных на достижение общественных благ.

Как видно из данной нормы перечень целей, ради которых могут создаваться некоммерческие организации не является исчерпывающим. Единственное условие, которое требует законодатель для формулировки целей создания НКО — достижение общественных благ, и это, безусловно оправдано, так как невозможно предусмотреть все общественные отношения, которые могут складываться в сфере некоммерческого сектора. С момента вступления в силу ФЗ «О НКО» прослеживается целый «пласт» законов, регулирующих деятельность тех или иных некоммерческих организаций. С каждым годом законами вводятся новые организационно-правовые формы некоммерческих организаций.

Второй признак, характеризующий НКО – запрет на распределение прибыли, полученной в результате деятельности между ее членами (участниками).

Установление в законе сразу двух признаков, характеризующих некоммерческую организацию, безусловно, оправдано. В сегодняшней России, большинство некоммерческих организаций, вынуждено заниматься предпринимательской деятельностью, чтобы свести концы с концами. Зарубежный опыт подсказывает, что именно запрет распределять полученную прибыль между участниками юридического лица, является самым действенным способом отсечения некоммерческих организаций от профессионального бизнеса.

Основная масса НКО, является юридическими лицами и, следовательно, обладает всеми признаками юридического лица:

1. Имущественная обособленность

В соответствии пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О НКО», некоммерческая организация имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество.

Будучи субъектом гражданского права, юридическое лицо должно обладать обособленным имуществом. Признак имущественной обособленности является существенным для юридического лица, участвующего не только в гражданских, но так же в финансовых, налоговых и иных имущественных отношениях. Как подчеркнул Пленум Высшего Арбитражного суда РФ, организация не может быть признана юридическим лицом без наличия у него обособленного имущества1.

Имущественная обособленность юридического лица означает, что имущество организации должно быть обособлено от имущества любых иных лиц, в том числе от имущества ее учредителей (участников). Такое имущество организация может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении (т.е. на основе вещного права). В связи с этим в юридической литературе иногда делается вывод о том, что не может быть признана юридическим лицом организация, у которой нет имущества на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления2. Однако с подобным выводом согласиться нельзя — у НКО может не быть имущества, закрепленного за ней на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, поскольку помещения предоставлены ей в безвозмездное пользование, а денежные средства отсутствуют. Поэтому при обособлении имущества другим способом (не на основе вещного права) организация может быть признана юридическим лицом. Внешнее проявление имущественная обособленность находит в наличии самостоятельного баланса или сметы (п. 1 ст. 3 ФЗ «О НКО»)

2.Организационное единство

Из данного признака следует, что организация обладает соответствующей организационной структурой1.

Организационное единство проявляется в определенной иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, в четкой регламентации отношений между его участниками. Благодаря этому, становится возможным превратить желание множества участников в единую волю юридического лица в целом, а так же непротиворечиво выразить эту волю вовне2. Организационное единство находит свое отражение в учредительных документах некоммерческой организации (ст. 28 ФЗ «О НКО» ).

Признак организационного единства можно рассмотреть на примере конкретной некоммерческой организации. Так, в соответствии со статьями 29, 30 ФЗ «О НКО» для автономной некоммерческой организации характерно обязательное наличие:

  • коллегиального высшего органа управления;
  • единоличного или коллегиального исполнительного органа.
  • профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичная профсоюзная организация (абз. 9 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»);
  • религиозная группа (п. 1 ст. 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»);
  • общественная организация; общественное движение; орган общественной самодеятельности (ст. 3 Федерального закона «Об общественных объединениях»)3.

Компетенция данных органов строго разграничивается законом. Вместе с тем, в рамках закона компетенция органов управления может быть разграничена и уставом автономной некоммерческой организации (ст. 28 ФЗ «О НКО»). В силу ст. 29 ФЗ «О НКО» к исключительной компетенции высшего органа управления относится принятие решений по наиболее важным вопросам (изменение устава, реорганизация и ликвидация, и.т.д). Исполнительный орган руководит текущей деятельностью (заключает сделки, нанимает работников и.т.д.). Вместе с тем, высший орган управления правомочен принять решение о досрочном прекращении полномочий исполнительного органа. Более того, высший орган управления в случае необходимости вправе принимать любые решения по любым вопросам деятельности автономной некоммерческой организации, которые обязательны для исполнения всеми органами, и участниками некоммерческой организации, в силу взаимосвязи, ст. ст. 28, 29, п. 2 ст. 14 ФЗ «О НКО».

3. Имущественная ответственность некоммерческой организации

По общему правилу, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О НКО» некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом. Некоммерческие организации не отвечают по обязательствам своих учредителей (участников, членов), а учредители (участники, члены) не отвечают по обязательствам некоммерческой организации.

Вместе с тем, п. 4 ст. 121 ГК РФ, п.4 ст. 11 ФЗ «О НКО» предусматривает субсидиарную ответственность членов ассоциации (союза) по обязательствам ассоциации (союза).

Ответственность некоммерческих организаций

Согласно ст. 120 ГК РФ, ст. 9 ФЗ «О НКО» собственник частного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения.

Практически принцип субсидиарной ответственности означает, что до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом несет ответственность дополнительно к ответственности некоммерческой организации, кредитор должен предъявить требование к основному должнику (некоммерческой организации). Если же некоммерческая организация отказалась удовлетворить данное требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено к лицу, несущему субсидиарную ответственность (ст. 399 ГК РФ).

Особое место в системе ответственности некоммерческой организации, и ее учредителей (участников) по обязанностям, вытекающим из уплаты налогов и сборов, занимает положение о субсидиарной ответственности учредителей (участников) некоммерческой организации при ликвидации некоммерческой организации. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 49 Налогового кодекса РФ1, в случае недостаточности денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации.

4. Выступление в гражданском обороте от собственного имени

Означает возможность некоммерческой организации от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ, п. 1 ст. 3 ФЗ «О НКО»). Это — итоговый признак юридического лица и одновременно та цель, ради которого оно и создается. Наличие организационной структуры и обособленного имущества, на котором базируется самостоятельная ответственность, как раз и позволяют ввести в гражданский оборот новое объединение лиц и капиталов.

Вступая в гражданско-правовые отношения, ни один участник не застрахован от нарушения или ущемления его прав и законных интересов, так и НКО, выступая участником гражданского оборота, подвергается риску нарушения ее прав и законных интересов третьими лицами2. Для защиты и восстановления нарушенного положения некоммерческая организация вправе обратиться в суд, поэтому законодатель наделяет некоммерческую организацию самостоятельно и от своего имени представлять свои интересы в суде.

С возможностью действия НКО от собственного имени тесно связан вопрос о ее наименовании. Ст. 54 ГК РФ ст.4 ФЗ «О НКО» устанавливает обязательные требования к наименованию некоммерческой организации. Так, в наименовании НКО должно содержаться указание на ее организационную форму и характер деятельности.

Организационно- правовая форма юридического лица – это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных. Поэтому, если особенности организационной структуры юридического лица, способов обособления его имущества, его ответственности, способов выступления в гражданском обороте (хотя бы один из этих аспектов) выделяют его из числа остальных, то мы имеем дело с самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица. В противном случае речь идет об отдельных разновидностях организаций в рамках одной и той же организационно-правовой формы1.

На сегодняшний день легальное определение «характер деятельности» в законодательстве отсутствует. Думается, что в данном случае имеется в виду, указание, на цель или предмет деятельности некоммерческой организации, например, образовательного учреждения высшего профессионального образования, благотворительного фонда, и.т.п.2

В отличие от общих подходов к существу юридического лица, установленных в статье 48 ГК РФ, гражданско-правовой статус некоммерческой организации, как указано в п.1 ст. 3 ФЗ «О НКО» , возникает с момента государственной регистрации в установленном порядке. Вместе с тем, возможность существования некоммерческих организаций без статуса юридического лица по Российскому законодательству допускается, что не возможно в отношении коммерческих организаций. В частности, к таким НКО относятся:

В вышеперечисленных НКО из всего необходимого набора признаков юридического лица фактически присутствует один — организационное единство. Например, в религиозной группе, профсоюзе, общественном движении наблюдается четкая иерархия и распределение обязанностей между участниками, имеются лидер и сопутствующее ему окружение, определяющие основные направления деятельности организации.

Поскольку такие некоммерческие образования не приобретают статуса юридического лица, они не могут иметь в собственности или на праве оперативного управления обособленное имущество, нести самостоятельную имущественную ответственность и выступать самостоятельно в гражданском обороте.

Таким образом, законодательство Российской Федерации в качестве некоммерческой организации признает, организацию, созданную в общественно-полезных целях, которая в случае извлечения прибыли не распределяет ее между своими участниками (членами), обладающую обособленным имуществом, самостоятельно отвечающую этим имуществом по своим обязательствам, выступающую в гражданском обороте от своего имени — т.е. имеющую статус юридического лица либо действующую без такового.

Ликвидация ассоциации происходитпосле принятия соответствующего решения на Съезде, при этом с таким решением должно согласиться то количество участников, которое для этих случаев прописано в положениях устава. Как правило, это не меньше 2/3 делегатов съезда. В некоторых случаях ассоциация ликвидируется решением компетентного суда.

Юрлица, которые являются некоммерческими организациями, обладают правом создавать, в числе прочих, ассоциации и союзы (п. 1 ст. 11 Закона о НКО).

Их правовое положение, а также порядок создания, деятельности, возможность реорганизации и ликвидации регулируется положениями Закона о НКО и ГК России.

Законом № 99-ФЗ от 05 05 2014 г. в гражданское законодательство введено новое понятие «некоммерческих корпоративных организаций», и все, что касается ассоциаций и союзов, установлено новыми статьями (1238 — 12311).

Однако ассоциация может организовываться, а также ликвидироваться по установленным общим правилам, применяемым к реорганизации и ликвидация юр. лиц. Такие объединения путем принятия (голосования) решения его участниками, могут преобразовываться в фонды а также автономные некоммерческие организации, в тех случаях когда на ассоциацию возлагается ее учредителями необходимость введения предпринимательской деятельности, она должна преобразоваться в хозяйственные общества, либо товарищества. В случае реорганизации ассоциации происходит ее слияние, выделение, присоединение к другому юрлицу, разделение, а также преобразование.

Когда принято решение о прекращении деятельности ассоциации, вопрос о назначении ликвидкомиссии согласовывается с  тем органом, который осуществляет регистрацию общественных объединений. С момента, когда комиссия назначена, она принимает на себя все полномочия, связанные с управлением делами ассоциации, после чего ликвидкомиссия направляет сведения для публикации в журнал ВГР о том, что предстоит процедура ликвидации.

 Далее комиссия в порядке, который устанавливает закон и устав должна оценить имущество ассоциации, а также выявить всех существующих дебиторов и кредиторов. Обязанностью представителей ликвидкомиссии является принятие необходимых мер для оплаты по долговым обязательствам ассоциации третьим лицам. Далее процесс ликвидации предусматривает составлении промежуточного ликвидационного баланса, а впоследствии и ликвидационного баланса, которые представляются на утверждение съезду Ассоциации. 

При ликвидации ассоциации ее действие прекращается без перехода каких-либо прав и обязанностей, которые предусматривает порядок правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Ликвидация ассоциации, также как и других юрлиц может осуществляться добровольно либо принудительно, по вынесенному судебному акту. В случае, если решение суда не исполняется, это может быть основанием для того, чтобы ликвидация была осуществлена арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62 ГК).

При ликвидации ассоциации имущество, которое осталось после того, как требования кредиторов были удовлетворены, должно быть направлено, в соответствии с положениями устава, на те цели, для которых она создавалось. Также имущество может распределяется на благотворительные цели. Решение о том каким образом использовано оставшееся имущество должно быть опубликовано ликвидкомиссией в печати.

Принятое решение Съезда о том, что ассоциация ликвидирована, должно быть направлено в орган, который осуществляет регистрацию общественных объединений. Цель подачи таких сведений — исключение ассоциации из ЕГРЮЛ.

Почему учредители некоммерческой организации не несут полной ответственности по её долгам?

Ассоциация считается ликвидированной (прекратившей свое существование) после того, как сведения об этом внесены в ЕГРЮЛ, а в случае, если ассоциация реорганизовалась, то с момента госрегистрации вновь созданной организации (альтернативный способ ликвидации). Законодательство также предусматривает обязанность ассоциации обеспечивать учет, а также сохранность документов и сведений о штате сотрудников. После  того, как деятельность ее прекращена, все документы должны быть переданы на хранение в госархив в порядке, установленном законом.

На каждом из этапов проведения процедуры ликвидации ассоциации подаются в уполномоченные органы соответствующие уведомления:

  1. Касаемо принятия решения о ликвидации (форма РН 0005);
  2. О том, что сформирована ликвидкомиссия и назначен ликвидатор или конкурсный управляющий (форма РН 0006);
  3. О том, что составлен промежуточный ликвидбаланс (форма РН 0007);
  4. Заявление о проведение госрегистрации, связанной с ликвидацией ассоциации (форма РН0008);
  5. Заявление о том, что деятельность реорганизованной ассоциации прекращена (форма РН 0009).

Текст научной статьи на тему «СПЕЦИФИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

СПЕЦИФИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ХУБЕЦОВ Марлен Яковлевич,

соискатель Северо-Осетинского государственного университета,

старший преподаватель кафедры гражданского и предпринимательского права.

E-mail: progressor@sampo.ru

Краткая аннотация: в представленной статье анализируется специфика гражданско-правовой ответственности некоммерческой организации. Автор делает вывод, что некоммерческие организации несут ответственность наравне с другими субъектами права. Основанием юридической ответственности является правонарушение, а возложение ответственности возможно лишь в определенном процессуальном порядке. Следует отметить, что такая разновидность некоммерческой организации, как общественные объединения, подлежат ответственности не только за деяния, наносящие ущерб интересам государства, но и за решения и действия, ущемляющие права граждан, которые пользуются в данном случае судебной защитой. При исследовании вопроса об ответственности в статье уделено внимание новой цивилистической категории — конфликту интересов в некоммерческой организации. Рассматриваются пути решения основных тенденций гражданско-правовой ответственности в системе некоммерческих организаций.

In presented clause specificity of the legal responsibility of the noncommercial organization is analyzed. The author does a conclusion, that the noncommercial organizations bear the responsibility level with other subjects of the right. The basis of the legal responsibility is the offence, and putting on of the responsibility is possible only in the certain remedial order. It is necessary to note, that such version of the noncommercial organization as public associations, are a subject to the responsibility not only for the acts damaging to interests of the state, but also for decisions and the actions striking the rights of citizens which use in this case judicial protection. At research of a question on the responsibility in clause it is paid attention of a new category — to the conflict of interests in the noncommercial organization. Ways of the decision of the basic tendencies of the legal responsibility to system of the noncommercial organizations are considered.

Ключевые слова: ответственность; некоммерческая организация; конфликт интересов; субъект права; правонарушение.

The responsibility; the noncommercial organization; the conflict of interests; the subject of the right; an offence.

Гражданско-правовая ответственность является видом правовосстановительной ответственности и связана с восстановлением нарушенных прав и принудительным исполнением неисполненной обязанности. Она наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера или включает в себя компенсацию морального вреда. Полное возмещение вреда — основной принцип гражданско-правовой ответственности.1

Гражданско-правовая ответственность основана на санкциях, связанных с дополнительными обременениями для правонарушите-

1 Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть / Под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2003. С. 265.

ля (возложение дополнительной гражданско-правовой обязанности или лишение принадлежащего правонарушителю права). Необходимо отличать меры гражданско-правовой ответственности от мер защиты гражданских прав (санкции, направленные на предупреждение или пресечение правонарушения или на восстановление положения, существовавшего до правонарушения — признание права, присуждение к исполнению обязательства в натуре, признание оспоримой сделки недействительной и др.).

К особенностям гражданско-правовой ответственности относятся следующие:

— меры воздействия, влекущие невыгодные последствия имущественного характера;

— компенсация нарушенного права поте-

рпевшей стороны;

— соразмерность ответственности характеру причиненного вреда;

— применение равных по объему мер ответственности к разным участникам гражданских правоотношений за однородные правонарушения.

Гражданско-правовая ответственность выполняет следующие функции: компенсационную; стимулирующую; предупредительную; штрафную.

Формы гражданско-правовой ответственности представляют собой: возмещение убытков; уплату неустойки; потерю задатка; потерю удержанного, заложенного имущества и др.

В зависимости от основания эта ответственность подразделяется на следующие виды: договорную и внедоговорную (по закону). В зависимости от характера распределения ответственности она делится на долевую, солидарную, субсидиарную, регрессную.

Основанием гражданско-правовой ответственности является состав гражданского правонарушения. Условиями этой ответственности являются противоправное поведение должника; возникновение убытков кредитора; наличие причинной связи между поведением должника и возникновением убытков у кредитора; вина должника.

По мнению О.Н. Садикова, с которым мы полностью согласны, гражданско-правовую ответственность можно определить как применение санкций к правонарушителю-должнику в интересах другого лица (кредитора), которые выражаются в невыгодных последствиях имущественного характера. Вред может быть материальным или моральным.1

При отсутствии одного или нескольких условий ответственности она не может быть наложена, если иное не установлено законом или договором. Отсутствие вины должника освобождает его от ответственности за нарушение обязательства (кроме специальных субъектов). Принудительное взыскание имущества должника, по общему правилу, возможно лишь в судебном порядке. Применение правовосстанови-тельных санкций должно осуществляться на ос-

1 Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: Юристъ, 2006. С. 154.

нове соответствующих процессуальных форм.

Одним из признаков любого юридического лица, в том числе и некоммерческого, является «самостоятельная имущественная ответственность». Способность нести самостоятельную имущественную ответственность выражается в том, что организация по своим обязательствам отвечает принадлежащим ей имуществом. Принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности юридического лица закреплен в ст. 56 ГК РФ.2

Для уяснения вопросов ответственности некоммерческих организаций небезынтересна практика Конституционного суда РФ. Так, в Постановлении Конституционного суда РФ от 30 ноября 1992 г. «по делу о проверке конституционности Указов Президента Российской Федерации от 23 августа 1991 г. «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», от 25 августа 1991 г. «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» и от 6 ноября 1991 г. «О деятельности КПСС и КП РСФСР», а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР» содержится ряд принципиальных положений, касающихся ответственности общественных объединений, таких как:

— о правовых основаниях приостановления их деятельности;

— о разграничении ответственности органов, структурных организаций и членов этих объединений;

— о судьбе имущества объединения после прекращения деятельности последнего.

В частности, Конституционный суд РФ отметил, что приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, помимо случаев чрезвычайного положения, возможно при наличии тех же оснований, при которых не допускается их деятельность. «Приостановление деятельности общественных объединений должно осуществляться, таким образом, в интересах обеспечения безопасности граждан, государственной и общественной безопасности, нормальной деятельности государственных институтов», — указывается в Постановлении Конституционного суда РФ от

2 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. В 3-х т. Т. 1. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт-Издат, 2006. С.

Ответственность некоммерческой организации

30 ноября 1992 г. — «Во всех этих случаях деятельность общественных объединений приостанавливается до принятия решения судебным органом. Приостановление деятельности общественного объединения при наличии основания предполагать, что оно участвовало в антиконституционных деяниях, обстоятельства которых подлежат расследованию, служит именно этим целям». Суд признал конституционным приостановление деятельности политической партии, осуществленное Президентом РФ, как высшим должностным лицом республики, во исполнение его обязательств по защите суверенитета России. Касаясь имущественных вопросов, Конституционный суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ тот пункт Указа Президента РСФСР, которым передавалось государству имущество, собственником которого была КПСС и имущество, находившееся во владении, пользовании и распоряжении органов и организаций КПСС, если его собственник не был определен. Обосновывая данное решение, Конституционный суд РФ отметил: «Нельзя признать правомерным безоговорочное объявление государственной собственностью той части находившегося в управлении КПСС имущества, право собственности на которое принадлежало ей как общественному объединению (членские взносы, доходы от издательской деятельности), а равно той части указанного имущества, собственник которого был неизвестен. Обращение такого имущества в государственную собственность… не может по действующему праву производиться актом исполнительной власти. Объявление государственной собственностью имущества, которое в государственной собственности не находилось, не может входить в компетенцию исполнительной власти, если она не уполномочена на это специально актом власти законодательной. В данном случае такой уполномочивающий акт отсутствовал». При этом, Конституционный суд РФ определил, что споры о праве на обращенное в собственность государства имущество могут быть решены на общих основаниях в судебном порядке.1

1 Постановление Конституционного суда РФ от 30 ноября 1992 г. №9-П «По делу о проверке конституционности Указов Президента РФ от 23 августа 1991 г. № 79 «О приостановлении деятель-

Ответственность следует рассматривать с двух позиций:

— в отношении участников, учредителей (ответственность внутреннего характера);

— в отношении контрагентов по сделкам, бюджетным и внебюджетным фондам по уплате различных обязательных платежей, налогов (ответствен

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работыпо теме «Государство и право. Юридические науки»

Какую ответственность несут должностные лица за нарушение законодательства о труде?

Должностные лица, нарушившие законодательство о труде, правила охраны труда, допустившие невыполнение обязательств по коллективным договорам и соглашениям по специальным вопросам и охране труда или препятствует али законной надзорной деятельности, согласно существующему законодательству, могут привлекаться к административной, дисциплинарной, материальной или уголовной ответственности.

Ответственность несут работники, на которых возложены обязанности выполнять требования по охране труда, безопасности труда и производственной санитары, предусмотренные. КЗоТ (ст.

Ответственность руководителя НКО за неоплату счёта

139, 159), законом"Об охране труда"(пи и. УПИ, в 43,44), правилами внутреннего трудового распорядка, действующие на предприятии и другими нормативными актами о трудеами про працю.

Что такое дисциплинарная ответственность?

Дисциплинарная ответственность — это выговор или увольнение с работы, если исчерпаны все средства воздействия. Основанием к дисциплинарной ответственности является невыполнение своих служебных обязанностей, нарушения по аконодавчих и нормативных актов по охране труда или действия направлены на создание препятствий для выполнения должностными лицами органов государственного надзора их полномочияь.

Право налагать на виновных лиц дисциплинарные взыскания имеет орган, который пользуется правом принимать работников на работу, или орган выше рангом

Вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц за нарушение по охране труда могут нарушать органы государственного контроля, специалисты службы охраны труда, а также ор рганы прокуратуры, в частности в форме представления.

Для применения дисциплинарного взыскания работодатель должен получить от нарушителя письменное объяснение. При отказе дать объяснение составляется акт за подписью лица, была свидетелем этого отказа

Дисциплинарная ответственность применяется не позднее, чем через один месяц со дня выявления правонарушений и не позднее шести месяцев со дня его обнаружения.

За каждое правонарушение может устанавливать ися только одно дисциплинарное взыскание, которое объявляется в приказе и сообщается под расписку работника.

Работодатель может вместо дисциплинарного взыскания передать дело на рассмотрение трудовой комиссии

Что такое административная ответственность?

Административная ответственность — это наложение штрафа на должностное лицо не позднее 2-х месяцев со дня допущения правонарушения. Решение об этом должно быть выполнено не позднее трех месяцев со дня его принятиемя.

Согласно. Кодексу об административных правонарушениях (КАП) и. Закона"Об охране труда"административная ответственность устанавливается за нарушение:

Правил охраны труда в строительстве. Санитарно-гигиенических условий труда;

Правил пожарной безопасности;

Правил охраны атмосферы, почв, недр, лесов, водных ресурсов, рыбных богатств;

Правил безопасной эксплуатации и использования транспортных средств, правил дорожного движения;

Кроме штрафов за совершение административных правонарушений могут применяться следующие взыскания:

возмездное изъятие средств, которые были объектом правонарушений;

Лишение специального права (водительские права);

Исправительные работы или административный арест;

Если лицо совершило два или более административных правонарушений, взыскание налагается за каждое правонарушение отдельно

Дела об административных правонарушениях рассматривают административные комиссии при городских, районных и поселковых советах, органы государственного надзора по охране труда, пожарного и санитарного надзора

За совершение правонарушения составляется протокол, кроме правонарушений штраф за которые берется на месте преступления, или размер штрафа не превышает трех необлагаемых минимумов доходов граждан н, или лицо не хочет обжаловать административное взыскание. Постановление органа, который рассматривал дело об админнарушении, может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесенияя.

Штраф должен быть уплачен не позднее 15 дней со дня вручения постановления о взыскании штрафа. В случае своевременной уплаты штрафа постановление направляется для получения суммы штрафа в принудительном порядке

Контроль за правильным и своевременным исполнением постановления об административном взыскании осуществляют органы, которые вынесли это постановление

Ответственность государственных (муниципальных) учреждений по обязательствам *

<*> Polotovskaya E.Y. Responsibility of the state (municipal) institutions for the obligations.

Полотовская Елена Юрьевна, аспирант Юридического института ФГБОУ ВПО "Госуниверситет — УНПК".

Одной из основных проблем теории гражданско-правовой ответственности по праву можно признать проблему привлечения к субсидиарной гражданско-правовой ответственности публично-правовых образований по долгам созданных ими организаций. Из содержания ст.

Какую ответственность несут учредители при ликвидации НКО?

48 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам имуществом, которое у него находится на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако из этого правила есть исключения. Одним из таких исключений являются юридические лица, созданные в организационно-правовой форме учреждений.

Ключевые слова: учреждение, ответственность, собственник, обязательства, имущество, компенсационный фонд.

A problem of applying subsidiary civil and legal action against the public and legal formations for debts of the organizations they created can be acknowledged by rights as one of the main problems of the theory of civil and legal responsibility. As provided in art. 48 of the Civil Code of the RF the legal entity which is liable is responsible for property which is on the property right, economic ownership or operational management. However there are some exceptions from this rule. One of these exceptions is the legal entities created in the organizational and legal form.

Key words: institution, responsibility, owner, obligations, property, compensation fund.

Согласно ранее действовавшей редакции ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения отвечали по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по их обязательствам нес собственник соответствующего имущества.

С 1 января 2011 г. в связи с дифференциацией государственных (муниципальных) учреждений на казенные, бюджетные и автономные ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации подверглась очередному изменению. В действующей редакции ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный ранее правовой режим ответственности распространен лишь на казенные учреждения — они отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Из анализа п. 2 ст. 120, ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 21, следует, что собственник учреждения может быть привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам учреждений при наличии следующих условий <1>:

<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2006. N 8.

  • основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование;
  • отсутствие у учреждения средств, за счет которых могут быть удовлетворены требования кредитора;
  • обязательное предъявление иска к основному должнику;
  • в отношении учреждений, находящихся в процессе ликвидации, кредитору необходимо обратиться с требованием в ликвидационную комиссию до завершения ликвидации (пункты 1, 2, 6 ст. 63, п. 5 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 21).

Анализ практики применения норм об ответственности казенных учреждений позволил обратить внимание на следующие основные моменты:

  • недостаточное бюджетное финансирование учреждения со стороны собственника его имущества не является основанием для освобождения от ответственности учреждения вследствие отсутствия его вины;
  • собственник имущества казенного учреждения не отвечает в субсидиарном порядке по обязательствам учреждения, возникшим из публично-правовых отношений;
  • ответчиком в суде по иску к субсидиарному должнику должен выступать главный распорядитель средств федерального бюджета, а исполнителем судебного решения является орган федерального казначейства Российской Федерации.

В отличие от казенных учреждений собственник не несет субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетных и автономных учреждений.

При этом согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.

В литературе отмечается, что на практике есть некоторая неясность с определением круга имущества бюджетного учреждения, относящегося к разряду особо ценного. Дело в том, что порядок определения особо ценного имущества бюджетного учреждения прописан в п. 11 ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", где закреплено, что "для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено". Однако в Федеральном законе "О некоммерческих организациях" нет ни слова об ответственности бюджетного учреждения по своим долгам, а правила о том, как определяется особо ценное имущество, приведены с целью установить, каким имуществом учреждение вправе распоряжаться только с согласия собственника (п. 10 ст. 9.2). Вследствие этого возникает вопрос о том, возможно ли применение указанных норм Федерального закона "О некоммерческих организациях" к отношениям по ответственности бюджетного учреждения, либо перечень особо ценного имущества бюджетного учреждения определяется исключительно на основании усмотрения правоприменительных органов.

По нашему мнению, следует присоединиться к мнению В.А.

Болдырева о том, что оговорка "для целей настоящего Закона" не исключает возможности рассматривать перечни особо ценного имущества как доказательство особой ценности в деятельности правоприменительных органов, которые, как известно, склонны к применению формально определенных, а значит, не вызывающих споров правил <2>.

<2> См.: Болдырев В.А. Имущественная ответственность учреждений // Право и экономика. 2011. N 8.

Учитывая указанные особенности степени ответственности бюджетных учреждений, нельзя не отметить, что они не гарантируют реальной защиты интересов кредиторов таких учреждений. Ведь объектом взыскания будут выступать лишь недорогие предметы меблировки и канцелярские принадлежности бюджетного учреждения. Фактически такое положение дел может подвигнуть существующих и потенциальных контрагентов бюджетных учреждений к выполнению работ, оказанию услуг или передаче товара только на условиях предоплаты. Надежность такого должника более чем сомнительна.

Имущественная ответственность автономных учреждений по своему объему к настоящему времени в целом не отличается от имущественной ответственности бюджетных учреждений. Согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

Вместе с тем утверждать, что разница между имущественной ответственностью автономных и бюджетных учреждений отсутствует, неправильно. Эта разница наиболее заметна в процедуре взыскания. Взыскатель, чье требование к должнику — автономному учреждению установлено исполнительным документом, не имеет возможности прибегнуть к тому порядку взыскания, который предусмотрен для бюджетных учреждений, т.е. предъявить его для исполнения в финансовый орган. Это означает, что взыскатель имеет возможность сразу обратиться с исполнительным документом непосредственно к судебному приставу-исполнителю, а также в банк или иную кредитную организацию в порядке, урегулированном ст. 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Учитывая указанные нормы, в литературе отмечается, что Федеральный закон "Об автономных учреждениях" не предусматривает гарантий обеспечения автономного учреждения имуществом, достаточным для осуществления им своей деятельности и на которое может быть обращено взыскание. Полное же устранение ответственности собственника делает положение контрагентов еще более неустойчивым. Л.А. Новоселова отмечает, что создание такого "неполноценного" субъекта является своеобразным ответом на судебную практику последних лет, связанную с однозначным решением вопроса об ответственности государства и муниципальных образований по долгам созданных ими учреждений <3>.

<3> См.: Новоселова Л.А. Автономные учреждения // Корпорации и учреждения: Сборник статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М., 2007. С. 190.

В качестве пути решения указанной проблемы некоторые авторы предлагают распространить на бюджетные и автономные учреждения институт несостоятельности (банкротства) <4>. Однако такое мнение представляется необоснованным, поскольку в нем не учитывается социальная составляющая деятельности автономных и бюджетных учреждений.

<4> См., напр.: Телюкина М.В. Основы конкурсного права. М., 2004. С. 123. См. также: Фольгерова Ю.Н. Учреждения как субъекты несостоятельности (банкротства) // Безопасность бизнеса. 2010. N 1. С. 20 — 21.

На разрешение создавшейся ситуации направлено также и положение проекта Федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" о том, что некоммерческая организация, осуществляющая приносящую доход деятельность, должна иметь обособленное имущество, на которое может быть обращено взыскание по ее обязательствам, в размере не менее минимального уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью <5>. Вместе с тем проект не регулирует механизм образования такого имущества.

<5> Проект Федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Полагаем, целесообразно закрепить в гражданском законодательстве норму, обязывающую бюджетные и автономные учреждения формировать компенсационный фонд за счет средств, полученных за оказание услуг, выполнение работ юридическим и физическим лицам за плату. При этом представляется целесообразным законодательно закрепить положение о минимальном размере периодических взносов в компенсационный фонд, например 5% денежных средств, полученных автономным или бюджетным учреждением за оказание каждой платной услуги или выполнение платной работы.

Кроме того, компенсационный фонд бюджетного или автономного учреждения предлагаем рассматривать в качестве "устойчивых" денежных средств, за счет которых взыскивается задолженность бюджетного или автономного учреждения перед кредиторами. Денежными средствами, образующими компенсационный фонд, бюджетное или автономное учреждение не вправе распоряжаться. Это повысит ответственность учреждений за исполнение своих гражданско-правовых обязательств и будет служить достаточной гарантией для кредиторов при заключении договоров с бюджетными и автономными учреждениями. В связи с этим полагаем, что установление механизма функционирования компенсационного фонда автономных и бюджетных учреждений резко снизит количество фактов неудовлетворения такими учреждениями требований кредиторов.

 

Фонды

  Правовое положение

Фонд представляет собой некоммерческую организацию, не имеющую членства, учрежденную физическими и (или) юридическими лицами на основании добровольных взносов, преследующую благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Его правовое положение определяется ст. 118 ГК РФ и ст. 7 Закона о НО.

Учредители

Учредителями могут быть граждане и (или) юридические лица, число которых не ограничено. Возможно учреждение фонда одним лицом (ст. 1 Закона о НО).

Учредительные документы

Фонд действует на основе устава, утвержденного учредителями. Устав фонда должен содержать:
— его наименование, включающее слово "фонд";
— цель его создания;
— cведения об органах фонда, в том числе о попечительском совете;
— порядок назначения должностных лиц фонда и их освобождения;
— местонахождения фонда;
— порядок распоряжения имуществом фонда в случае его ликвидации.

Устав может быть изменен соответствующими органами фонда, органом, уполномоченным осуществлять надзор за деятельностью фонда, либо по суду при возникновении непредвиденных обстоятельств. Фонд может быть ликвидирован только на основании судебного решения.

Формирование имущества

Имущество, переданное фонду учредителям и, является его собственностью. Фонд должен быть "прозрачным" в финансовом отношении и ежегодно публиковать отчеты об использовании имущества.

Органы управления

Порядок управления фондом определяется его уставом (ст. 29 Закона о НО). В нем может быть предусмотрено образование коллегиального или единоличного исполнительного органа.

Предпринимательская деятельность

Допускается предпринимательская деятельность фонда, соответствующая его целям. Фонды вправе создавать хозяйственные общества и участвовать в их деятельности.

Ответственность

Учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по обязательствам учредителей. Фонд отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание (ст. 25 Закона о НО).

1. Краткий комментарий правовых основ деятельности фондов

Фондом признается не имеющая членства организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов учредителей для достижения социально-культурных, благотворительных, образовательных и иных общественно полезных целей (п. 1 ст. 118 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о НО). Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК РФ). Тем самым исключается и их ответственность по долгам фонда.

Фонд создается по решению учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный документ. В нем помимо общих для всех юридических лиц данных должны содержаться сведения о целях деятельности фонда, его органах, в том числе о попечительском совете, и о порядке распоряжения имуществом фонда в случае его ликвидации. Закон ограничивает возможности внесения поправок в устав фонда его исполнительными органами, что препятствует изменению статуса фонда вопреки воле учредителей. Изменения могут вноситься указанными органами самостоятельно лишь в тех случаях, когда устав (утвержденный учредителями фонда) прямо разрешает это, а при отсутствии таких указаний — только по решению суда при наличии условий, предусмотренных законом (п. 1 ст. 119 ГК РФ).

В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и публично-правовые образования — государство, его субъекты; административно-территориальные образования — города, поселки, селения и т.д. Учредитель может быть единственным (единоличным).

Важнейшей особенностью фонда является способ формирования его имущества и распоряжения им. Фонд может безвозмездно получать любое имущество от любых физических и юридических лиц в виде пожертвований и самостоятельно осуществлять благотворительную деятельность, передавая имущество кому сочтет нужным, руководствуясь действующим законодательством.

Учредители фонда имеют право и должны контролировать соблюдение целевого характера использования полученного фондом имущества. Для этого ими создается попечительский совет фонда с участием учредителей или их представителей и иных авторитетных в общественном мнении лиц(п. 4 ст. 118 ГК РФ, п. 3 ст. 7 Закона о НО). Попечительский совет, будучи высшим органом фонда, осуществляет надзор за всей деятельностью организации, ее исполнительных органов и должностных лиц. В фонде может образовываться коллегиальный (правление, совет и т. п.) и единоличный (президент, председатель и т.п.) исполнительные органы, обычно назначаемые или утверждаемые попечительским советом.

Фонд не может распределять полученное имущество между учредителями или сотрудниками. Наряду со взносами учредителей и другими пожертвованиями он вправе использовать для пополнения своего имущества результаты собственной предпринимательской деятельности. Последняя, однако, обязана непосредственно служить достижению целей фонда и полностью соответствовать им. На аналогичных условиях фондам разрешено создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них в качестве "компаний одного лица", будучи их единственными учредителями и участниками (п. 4 ст. 12 вышеназванного закона). Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (п. 2 ст. 118 ГК РФ, абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о НО, п. 5 ст. 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").

Фонды могут реорганизовываться по решению их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц. Закон предусматривает также особый порядок ‚ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного фондами имущества, в частности, при их самоликвидации, ликвидация фонда допускается только по решению суда(п. 2 ст. 12 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона о НО). При этом остаток имущества направляется на цели, предусмотренные уставом фонда, или на благотворительные цели, а при невозможности использования его таким образом обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о НО).

В связи с безвозмездным характером деятельности фондов, при котором финансовые и имущественные потоки минуют государственные структуры, очевидно отсутствие заинтересованности государства в увеличении их числа и расширении сферы деятельности. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и закон г.Москвы от 5 июля 1995 г. №11-46-ФЗ "О благотворительной деятельности" существенно ужесточили требования к ней и ограничили ее масштаб. Единственное исключение в силу объективных причин (государство не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства в необходимом объеме) сделано для негосударственных пенсионных фондов.

Существующие в настоящее время так называемые внебюджетные фонды, а именно пенсионный, медицинского страхования, фонд занятости и другие, являются государственными образованиями, что и определяет характер их деятельности. Отчисления в эти фонды являются обязательными, и платежи в них приравнены к статусу налогов (ст. 199 УК РФ).

2. Негосударственные пенсионные фонды

Негосударственное пенсионное обеспечение в РФ не получило широкого распространения. В стране действует не более 300 негосударственных пенсионных фондов (НПФ), число участников (вкладчиков) которых не превышает 2 млн. человек.

Правовое положение

Правовое положение и деятельность НПФ определяются специальным Федеральным законом от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее — Закон о НПФ).

НПФ — некоммерческая организация, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу его участников (абз. 1 п. 1 ст. 2; здесь и далее в этом разд. все ссылки приведены на статьи Закона о НПФ).

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях"

НПФ действует на основании лицензии (ст. 5).

Учредители, вкладчики, участники

Учредители — юридические и физические лица, вносящие имущество совокупный вклад учредителей (ст. 19).

Вкладчик — юридическое или физическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и перечисляющее пенсионные взносы в пользу назначенных им участников (абз. 3 ст. 3).

Участник — физическое лицо, являющееся гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства, которому в силу заключенного между вкладчиком и НПФ договора должны производиться или производятся выплаты негосударственных пенсий (абз. 4 ст. 3). Вкладчик может выступать участником, внося вклады в свою пользу.

Взаимоотношения вкладчиков и участников строятся в соответствии со следующей схемой.


Учредительные документы

Специфика правового положения и регламентации деятельности НПФ определяется набором обязательных документов. Основными среди них являются не только устав и учредительный договор, но и правила фонда, пенсионные схемы и пенсионные договоры (ст. 6, 9, 11, 12).

Устав фонда должен содержать:
— полное и сокращенное наименование фонда (должны быть включены слова "негосударственный пенсионный фонд", сведения о его местонахождении;
— положения о предмете и целях деятельности;
— сведения о структуре и компетенции органов управления, нормах представительства в них;
— положения о порядке назначения на должность и освобождения от нее должностных лиц, принятия решений, опубликования отчетов, осуществления контроля за деятельностью фонда, реорганизации и ликвидации НПФ, распределения доходов от размещения пенсионных резервов имущества при ликвидации НПФ (п. 2 ст. 6).

В учредительный договор должны быть включены:
— полное и сокращенное наименование фонда, сведения о его местонахождении;
— положения о предмете и целях деятельности;
— сведения о составе учредителей;
— сведения о размере совокупного вклада учредителей при создании НПФ;
— сведения об органах управления фонда и о порядке управления его деятельностью;
— перечень обязательств учредителей фонда по его созданию и обеспечению его деятельности, сведения об условиях передачи учредителями имущества фонду и участии учредителей в формировании совокупного вклада;
— положения о порядке дополнительного приема в состав учредителей фонда и выхода из состава учредителей (п. 3 ст. 6).

Правила фонда должны содержать (ст. 9):
— перечень видов пенсионных схем, применяемых фондом, и их описание;
— положения об ответственности фонда перед вкладчиками и участниками, а также условиях возникновения и прекращения обязательств фонда;
— положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов в фонд;
— положения о направлениях и порядке размещения пенсионных резервов;
— положения о порядке ведения пенсионных счетов и информирования об их состоянии вкладчиков и участников;
— перечень пенсионных оснований;
— положения о порядке и об условиях выплаты негосударственных пенсий;
— положения о порядке изменения или прекращения пенсионного договора;
— перечень прав и обязанностей вкладчиков, участников и фонда; положения о порядке формирования пенсионных резервов;
— положения о порядке расчета выкупной суммы;
— положения о порядке представления вкладчикам и участникам информации об управляющем и о депозитарии, с которыми фондом заключены договоры на оказание услуг согласно требованиям Закона о НПФ;
— методику осуществления актуарных расчетов обязательств фонда нормативы определения размера оплаты услуг фонда, управляющего и депозитария;
— положения о порядке и об условиях внесения изменений и дополнений в правила фонда (п. 1 ст. 9).

Согласно п. 2 ст. 9, внесение изменений и дополнений в правила фонда, затрагивающие права и обязанности вкладчиков и (или) участников, возможно лишь при наличии согласия указанных лиц либо при условии их предварительного уведомления с предоставлением им права выхода из фонда с получением выкупной суммы или ее переводом а другой фонд в случае их несогласия с вносимыми в правила фонда изменениями и дополнениями.

Формирование имущества
Еще одной особенностью НПФ является разделенный правовой статус имущества фонда и установленный законом порядок распоряжения им.

Собственное имущество НПФ подразделяется на две части: имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, и пенсионные резервы для пенсионных выплат участникам фонда.

Органы управления

Органами управления НПФ являются совет фонда и исполнительная (генеральная) дирекция. Органы, контролирующие деятельность НПФ, — попечительский совет и ревизионная комиссия (ст. 28).

Структура, компетенция и порядок формирования органов контроля на управления определяются законодательством РФ и уставом фонда.

Согласно абз. 2 и 3 ст. 31, в попечительский совет фонда входят полномочные представители вкладчиков и участников. При принятии решений последние располагают не менее чем половиной голосов. Члены попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно.

Ответственность

Фонд отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом (п. 3 ст. 4). Учредители, вкладчики, участники и государство не отвечают по обязательствам НПФ, равно как и фонд не отвечает по их обязательствам (п. 4 ст. 4).

НПФ не вправе принимать на себя поручительство за исполнение обязательств третьими лицами; отдавать в залог пенсионные резервы; выступать в качестве учредителя в организациях, организационно-правовая форма которых предполагает полную имущественную ответственность учредителей (учредителя); выпускать ценные бумаги. Сделки, совершенные с нарушением данных требований, признаются ничтожными (п. 2 ст. 14).