П 77 положения по ведению бухгалтерского учета

Содержание

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Данный нормативный документ ввиду его значимости подвергается постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений. Положения призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и включают шесть разделов.

В разделе I "Общие положения" определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации.

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств

В этом разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.

В разделе II "Основные правила ведения бухгалтерского учета"изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных и финансовых вложений).

В разделе III "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по незавершенным капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой продукции и товарам, незавершенному производству и расходам будущих периодов, капиталу и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку) организации).

В разделе IV "Порядок представления бухгалтерской отчетности"указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.

В разд. V "Основные правила составления сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.

В разд. VI "Хранение документов"определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.

Date: 2016-02-19; view: 141; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации №34н

Положение призвано конкретизировать Закон “О бухгалтерском учете”.

Положение включает шесть разделов.

В первом разделе “Общие положения” — определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации.

Во втором разделе “Основные правила ведения бухгалтерского учета” изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, ведение учета в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельный учет текущих затрат на производство, капитальных и финансовых вложений). Кроме того, в разделе рассмотрен порядок документирования хозяйственных операций, ведения регистров бухгалтерского учета (содержание которых является коммерческой тайной), оценки имущества и обязательств, порядок инвентаризации имущества и обязательств, с указанием случаев обязательного проведения инвентаризаций, бухгалтерских записей по выявленным при инвентаризации излишкам или недостачам.

В третьем разделе “Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности” — указаны основные требования, состав бухгалтерской отчетности, порядок ее составления, правила оценки статей бухгалтерской отчетности.

В четвертом разделе “Порядок представления бухгалтерской отчетности” – указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных организационно-правовых форм.

В пятом разделе “Основные правила сводной бухгалтерской отчетности” — раскрывается понятие сводной отчетности, определены порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных организационно-правовых форм.

В шестом разделе “Хранение документов” — определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия. Ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров возлагается на руководителей организаций.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)

В системе нормативного регулирования ПБУ являются документами второго уровня.

Они призваны конкретизировать Федеральный Закон по каждому объекту учета.

К настоящему времени Министерством финансов РФ утверждено, как уже упоминалось, 19 ПБУ. Положения по бухгалтерскому учету имеют типовую структуру и обычно включают следующие элементы:

¨ Название и номер;

¨ Общие положения (указывается сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания конкретного объекта учета);

¨ Определения (раскрываются основные определения и понятия по объекту учета);

¨ Оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);

¨ Порядок учета (описывается порядок учета наличия и движения объекта учета);

¨ Раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащий раскрытию в учетной политике и в бухгалтерской отчетности).

Российские ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят обязательный характер. Большинство ПБУ предусматривают различные варианты учета соответствующих объектов:

Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н (ред. от 30.12.1999) “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98”

Приказ Минфина РФ от 20.12.1994 №167 “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету” “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство ”ПБУ 2/94”

Приказ Минфина РФ от 10.01.2000 № 2н “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету” “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” ПБУ 3/2000”

Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету” “Бухгалтерская отчетность организации” ПБУ 4/99”

Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету” “Учет материально-производственных запасов ”ПБУ 5/01”

Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (ред. от 18.05.2002) Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01

Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету” “События после отчетной даты” ПБУ 7/98

Приказ Минфина РФ от 28.11.2001 № 96н “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету” “Условные факты хозяйственной деятельности” ПБУ 8/01

Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н (ред. от 30.03.2001) “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Доходы организации” ПБУ 9/99”

Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н (ред. от 30.03.2001) “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99”

Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 № 5н (ред. от 30.03.2001) “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Информация об аффилированных лицах” ПБУ 11/2000”

Приказ Минфина РФ от 27.01.2000 № 11н “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Информация по сегментам” ПБУ 12/2000”

Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000”

Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 № 91н “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов” ПБУ 14/2000”

Приказ Минфина РФ от 02.08.2001 № 60н “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию” ПБУ 15/01”

Приказ Минфина РФ от 02.07.2002 №66н “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Информация по прекращаемой деятельности” ПБУ 16/02 ”

Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 115н “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы ” ПБУ 17/02”

Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учет расходов по налогу на прибыль” ПБУ 18/02”

Приказ Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учет финансовых вложений” ПБУ 19/02”

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации (Утв. Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000г. №94н)

План счетов бухгалтерского учета представляет собой систему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных хозяйственных операций.

В типовом Плане счетов все счета бухгалтерского учета сгруппированы в восемь разделов:

Раздел 1. Внеоборотные активы (с 01 по 09).

Раздел 2.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности

Производственные запасы (с 10 по 19).

Раздел 3. Затраты на производство (с 20 по 39).

Раздел 4. Готовая продукция и товары (с 40 по 49).

Раздел 5. Денежные средства (с 50 по 59).

Раздел 6. Расчеты (с 60 по 79).

Раздел 7. Капитал (с 80 по89).

Раздел 8. Финансовые результаты (с 90 по 99).

Основой группировки счетов по разделам является экономическое содержание учитываемых объектов. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Отдельно выделены забалансовые счета (с 001 по 011).Эти счета предназначены для учета имущества, не принадлежащего организации, но используемого им в обороте, либо находящегося у него на ответственном хранении.

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 62; Нарушение авторских прав

Зарегистрирован

Министерством юстиции

Российской Федерации

27 августа 1998 года №1598

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 июля 1998 года №34н

Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

(В редакции Приказов Министерства финансов Российской Федерации от30.12.1999 г. №107н, 24.03.2000 г. №31н, 18.09.2006 г. №116н, 26.03.2007 г. №26н, 25.10.2010 г. №132н, 24.12.2010 г. №186н, 29.03.2017 г. №47н)

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N283, и распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N382-р приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N170 "О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации";

пункт 3 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. N8 "О квартальной бухгалтерской отчетности организации".

3. Настоящий приказ ввести в действие с 1 января 1999 года.

Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34Н

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

I.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ

Общие положения

1. Настоящее Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее — Положение) разработано на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете".

2. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

3. Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете" разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.

4. В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете":

а)

б)

в) основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ВходРегистрацияОплатить доступ

Резервы в бухгалтерском учете

Часто бухгалтера несерьезно относятся к вопросам, касающимся резервов, и не спешат их создавать.

Давайте разберемся, что-такое «резерв» и зачем вообще он нужен организации.

Российские стандарты бухгалтерской отчетности обязывают организации создавать ряд резервов. В целом по экономическому смыслу и целям создания все резервы можно условно разделить на две группы.

К первой группе относятся резервы, которые связаны с уценкой активов, то есть с уменьшением их стоимости. В бухгалтерском учете они именуются как оценочные резервы.

Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34 н (ред. от 24.12.2010)

Целью создания данных резервов является покрытие убытков при потере активами их реальной стоимости.

Вторая группа резервов в бухгалтерском учете именуется оценочными обязательствами. Смысл создания данных резервов заключается в том, чтобы распланировать крупные известные нам расходы заранее, распределить их равномерно во времени.

Начислять оба вида резервов необходимо, чтобы данные бухгалтерской отчетности не искажались.

Оценочные резервы представляют собой некий резервный фонд, создаваемый организацией для покрытия своих возможных убытков. Порядок их формирования в бухгалтерском учете и отражения в бухгалтерской отчетности регулируется  ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» и другими положениями, регламентирующими конкретный вид резерва.

В настоящее время российским законодательством предусмотрено три вида оценочных резервов:

·        резерв под снижение стоимости материальных ценностей;

·        резерв под обесценение финансовых вложений;

·        резерв по сомнительным долгам.

Стоит обратить внимание, что организаций не могут выбирать создавать или не создавать оценочные резервы — это обязанность в силу закона! Формировать первую группу резервов обязаны абсолютно все компании (включая малые предприятия), при условии, что есть соответствующие основания для создания резервов. Данные основания указаны в соответствующих ПБУ.

В частности, резерв под снижение стоимости материально-производственных запасов необходимо создавать в случае, если МПЗ:

-морально устаревают;

-полностью или частично теряют свои первоначальные качества;

-учтены дороже текущей рыночной стоимости (стоимости продажи),

-давно не используются (ПБУ 5/01).

В части финансовых вложений –  организация должна проверять все свои финансовые вложения, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, на предмет их обесценения. Если на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость финансовых вложений существенно выше их расчетной стоимости и при этом отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости финансовых вложений, то на лицо устойчивое снижение стоимости финансовых вложений. В этих случаях организация образует резерв под обесценение финансовых вложений (ПБУ 19/02).

В части дебиторской задолженности – организации следует создавать резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Итак, как уже было сказано выше, организация обязана создавать при определенных условиях указанные резервы, поэтому нет необходимости указывать данный момент в учетной политике. Однако организации следует в учетной политике прописать порядок тестирования активов на обесценение.

Согласно п.4 ПБУ 21/2008 «Учетная политика организации», ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ тестировать активы на предмет создания резерва необходимо не реже одного раза в год — при составлении годового отчета.

Порядок тестирования активов на предмет обесценения может быть прописан примерно следующим образом.

В случае если отсутствует движение активов в течение года, резерв под снижение стоимости МПЗ создается в размере 50%, свыше года – 100%.

В части резерва по сомнительным долгам необходимо указать порядок отнесения дебиторской задолженности к сомнительной, критерии оценки вероятности и признания долгов сомнительными.

За основу формирования резерва в бухгалтерском учете можно взять методику, изложенную в Налоговом кодексе (ст. 266 НК РФ):

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается 50 процентов задолженности;

3) сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Вторая группа резервов – оценочные обязательства регулируется ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». В соответствии с п. 4 ПБУ 8/2010, оценочное обязательство – это обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения.

В ПБУ прямо не поименованы обязательства, которые необходимо создавать, но в приложении содержатся примеры анализа обязательств на предмет формирования по ним резервов.

В частности, к оценочным обязательствам могут быть отнесены: резервы на гарантийный ремонт, резерв на гарантийное обслуживание, резерв на оплату отпусков и прочие.

В отличие о первой группы эти резервы гарантированно будут использованы.

Кроме того, в ПБУ указаны условия при соблюдении которых в бухгалтерском учете признается оценочное обязательство:

а) у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать;

б) уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;

в) величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

Таким образом, смысл создания данных резервов заключается в следующем:  мы точно знаем, что данные события в будущем наступят и примерно можем оценить расходы, связанные с наступлением данных событий.

Если обязательства организации отвечают данным условиям, резервы по ним также обязательны к созданию в силу закона. У организации нет права выбирать и утверждать в учетной политике создавать данный резерв или нет, кроме случаев, предусмотренных в законодательстве. В соответствии с п. 3 ПБУ 8/2010, положение может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением субъектов малого предпринимательства — эмитентов публично размещаемых ценных бумаг.

В соответствии с п. 16 ПБУ 8/2010 величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни организации, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также, при необходимости, мнений экспертов. Организация обеспечивает документальное подтверждение обоснованности такой оценки.

В ПБУ не прописана конкретная методика создания резервов. В связи с этим, выбранный метод оценки и расчета всех признаваемых оценочных обязательств, состав и форму расчетов, подтверждающих величину оценочного обязательства, необходимо прописать в учетной политике организации. Это позволит избежать  ошибок работников, разногласий с налоговыми органами.

Назаренко Татьяна Александровна

ООО "Листик и Партнеры"

Посмотреть «Весь список»

Подождите, идет загрузка документа…

В АПРЕЛЕ 2010 Г. В СООТВЕТСТВИИ С П. 78 ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНФИНА РОССИИ ОТ 29.07.1998 N 34Н, И НА ОСНОВАНИИ АКТА ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОАО ПРОИЗВЕЛО СПИСАНИЕ НЕВОСТРЕБОВАННЫХ АКЦИОНЕРАМИ ДИВИДЕНДОВ В СОСТАВ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ДОХОДОВ, НАЧИСЛИВ И ЗАПЛАТИВ С ЭТИХ СУММ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 28.12.2010 N 409-ФЗ УСТАНОВИЛ НОВЫЙ ПОРЯДОК СПИСАНИЯ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУММ НЕВОСТРЕБОВАННЫХ ДИВИДЕНДОВ, ИСКЛЮЧИВ ИХ ИЗ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ.

Министерство финансов российской федерации

ПРИ ЭТОМ ПОЛОЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, РАСПРОСТРАНЕНЫ НА ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКШИЕ С 01.01.2007 (П. 2 СТ. 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28.12.2010 N 409-ФЗ). ОБЯЗАНО ЛИ ОАО НА ОСНОВАНИИ П. 2 СТ. 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28.12.2010 N 409-ФЗ, ПП. 3.4 П. 1 СТ. 251 НК РФ ИСКЛЮЧИТЬ СУММЫ СПИСАННЫХ В 2010 Г. НЕВОСТРЕБОВАННЫХ ДИВИДЕНДОВ ИЗ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ЗА 2010 Г.? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 5 марта 2011 г. N 03-03-06/1/123 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения невостребованных дивидендов и сообщает следующее. Порядок выплаты обществом дивидендов регулируется Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее — Закон N 208-ФЗ). В соответствии с п. 4 ст. 42 Закона N 208-ФЗ срок и порядок выплаты дивидендов определяются уставом общества или решением общего собрания акционеров о выплате дивидендов. Срок выплаты дивидендов не должен превышать 60 дней со дня принятия решения об их выплате. В случае если срок выплаты дивидендов уставом или решением общего собрания акционеров об их выплате не определен, он считается равным 60 дням со дня принятия решения о выплате дивидендов. В п. 5 ст. 42 Закона N 208-ФЗ указано, что, в случае если в течение срока выплаты дивидендов, определенного в соответствии с правилами п. 4 ст. 42 Закона N 208-ФЗ, объявленные дивиденды не выплачены лицу, включенному в список лиц, имеющих право получения дивидендов, такое лицо вправе обратиться в течение трех лет после истечения указанного срока к обществу с требованием о выплате ему объявленных дивидендов. Уставом общества может быть предусмотрен более продолжительный срок для обращения с данным требованием, при этом указанный срок не может превышать пять лет со дня истечения срока выплаты дивидендов, определенного в соответствии с правилами п. 4 ст. 42 Закона N 208-ФЗ. По истечении указанного срока объявленные и невостребованные акционером дивиденды восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли общества. Федеральным законом от 28.12.2010 N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования выплат дивидендов (распределения прибыли)" (далее — Закон N 409-ФЗ) в п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) введен пп. 3.4. На основании пп. 3.4 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов, в том числе путем формирования добавочного капитала и (или) фондов, соответствующими акционерами или участниками. Данное правило распространяется также на случаи увеличения чистых активов хозяйственного общества или товарищества с одновременным уменьшением либо прекращением обязательства хозяйственного общества или товарищества перед соответствующими акционерами или участниками, если такое увеличение чистых активов происходит в соответствии с положениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации или положениями учредительных документов хозяйственного общества или товарищества, либо явилось следствием волеизъявления акционера или участника хозяйственного общества, товарищества, и на случаи восстановления в составе нераспределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества невостребованных акционерами или участниками хозяйственного общества, товарищества дивидендов либо части распределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества. Согласно п. 2 ст. 4 Закона N 409-ФЗ положения пп. 3.4 п. 1 ст. 251 Кодекса (в ред. Закона N 409-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. Учитывая изложенное, считаем, что, в случае если невостребованные дивиденды восстановлены в составе нераспределенной прибыли после 01.01.2007, организация вправе не включать указанные суммы дивидендов в состав внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли. С учетом положений п. 2 ст. 4 Закона N 409-ФЗ налогоплательщик, включивший в состав внереализационных доходов в период с 1 января 2007 г. по день вступления в силу Закона N 409-ФЗ невостребованные дивиденды, вправе учесть образовавшуюся переплату по налогу в периоде ее образования или в любом последующем периоде в пределах трехлетнего срока со дня, когда ему стало известно об излишней уплате. Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В. РАЗГУЛИН 5 марта 2011 г. N 03-03-06/1/123

Приказ Министерства финансов РФ
№47н от 29.03.2017

О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ИЮЛЯ 1998 Г. N 34Н

В соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июля 2016 г. N АКПИ16-443 приказываю:

признать утратившими силу: подпункты "а" и "б" пункта 4, абзац первый пункта 12, абзацы первый и второй пункта 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 августа 1998 г., регистрационный N 1598), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 31н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2000 г., регистрационный N 2209), от 18 сентября 2006 г. N 116н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 октября 2006 г., регистрационный N 8397), от 26 марта 2007 г. N 26н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 апреля 2007 г., регистрационный N 9285), от 25 октября 2010 г. N 132н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2010 г., регистрационный N 19048), от 24 декабря 2010 г.

Положение по ведению Бухгалтерского учета и Бухгалтерской отчетности в РФ

N 186н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 февраля 2011 г., регистрационный N 19910).

Министр А.Г.СИЛУАНОВ

Комментарий эксперта

Положение по ведению бухгалтерского учета уточнено

Минфин России признал недействующими подпункты "а", "б" пункта 4, абзац первый пункта 12, абзацы первый и второй пункта 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее – ПВБУ).

Данное решение было принято в соответствии с решением Верховного Суда РФ от 08.07.2016 № АКПИ16-443 о признании недействующими указанных но…

Эксперт "НА" А.С.Дегтяренко