Перечень расходов при УСН

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Представительские расходы в учете "упрощенца" (Демин А.)

Представительские расходы в учете "упрощенца" (Демин А.)

Дата размещения статьи: 08.09.2016

Организации для целей развития своего бизнеса, расширения круга покупателей, заказчиков и т.д. и т.п., как правило, специально проводят какие-либо деловые приемы, встречи, ужины. И это обычная практика, на которую никакого влияния не оказывает применяемый налогоплательщиком режим налогообложения. Однако в отличие от "общережимников" "упрощенцы", даже выбрав объект налогообложения "доходы минус расходы", в налоговом учете не вправе списать представительские расходы. Однако это вовсе не означает, что на УСН подобные затраты вообще проходят мимо учета…

Для целей налогообложения прибыли представительские расходы учитываются в составе прочих расходов в пределах норматива, равного 4 процентам от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период, в котором проведено соответствующее деловое мероприятие (п. 2 ст. 264 НК). И признаются такие расходы на дату утверждения отчета о его проведении (пп. 3, 5 п. 7 ст. 272 НК).
Общий принцип признания расходов действует и для "упрощенцев", то есть списать можно только экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы. Однако на УСН есть и своя специфика. Во-первых, затраты должны быть фактически произведены (п. 2 ст. 346.17 НК, "кассовый" метод). А во-вторых, далеко не все экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы подлежат учету в составе "упрощенных" расходов. Связано это с тем, что законодатель определил исчерпывающий перечень расходов, признаваемых на УСН. Он содержится в п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса. В данном перечне не поименованы представительские расходы. Потому-то "упрощенцы" и не вправе включить такие затраты в расходы, учитываемые при исчислении единого налога. На это, в частности, указано в Письме Минфина от 11 октября 2004 г. N 03-03-02-04/1/22. Несмотря на то что данное Письмо достаточно "древнее", актуальность по сей день оно не утратило — за это время в перечень "упрощенных" расходов так и не были включены представительские расходы. Почему в этой части законотворцы до сих пор не пошли "упрощенцам" навстречу, можно только догадываться. Варианты ответов могут разительно отличаться друг от друга. В первую очередь это, конечно же, повлекло бы потери бюджета. Ну а, во-вторых, тем самым чиновники на корню пресекли злоупотребления со стороны "упрощенцев", которые бы начали направо и налево подводить те или иные расходы под категорию представительских.
Также необходимо отметить, что и "входной" НДС по представительским расходам нельзя учесть при определении базы по НДС. Дело в том, что в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 346.16 Кодекса "упрощенцам" с объектом налогообложения "доходы минус расходы" при определении базы по единому налогу дозволено учитывать суммы НДС по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с указанной статьей и ст. 346.17 Кодекса. Подпунктом 2 п. 2 ст. 346.17 Кодекса установлено, что расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются при налогообложении по мере реализации указанных товаров. Да и вообще, представительские расходы, как мы уже выяснили, при определении "упрощенной" налоговой базы не учитываются. Соответственно, в отношении "входного" НДС на "упрощенке" в части, относящейся к представительским расходам, нет никаких вариантов — в расходах налог не учитывается.

Бухгалтерский учет

Организации, применяющие УСН, не освобождены от ведения бухучета (ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ). Таким образом, представительские расходы компания на УСН должна отразить в бухучете.
Напомним, что расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, с приобретением и продажей товаров в бухучете относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв.

Представительские расходы при УСН «доходы минус расходы»

Приказом Минфина от 6 мая 1999 г. N 33н). Очевидно, что к таким расходам в полной мере можно отнести и затраты на проведение представительских мероприятий.
К сведению! Согласно п. 16 ПБУ 10/99 в бухучете расходы признаются при наличии следующих условий:
— расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
— сумма расхода может быть определена;
— имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Такая уверенность имеет место быть в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухучете организации признается дебиторская задолженность.

Пример. Организация на УСН провела деловой ужин, целью которого было наладить взаимовыгодное сотрудничество с потенциальными партнерами, связанное с поставками крупных партий товаров.
В бухучете будут сделаны следующие проводки:
Дебет 44 "Расходы на продажу" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" — отражены расходы на деловой ужин;
Дебет 60 Кредит 51 "Расчетные счета" — деловой ужин фактически оплачен.

Маленькие хитрости

Итак, "упрощенный" налог не вправе уменьшить на представительские расходы даже "упрощенцы", которые применяют объект налогообложения "доходы минус расходы". И все дело в том, что в перечне расходов, которые "упрощенцам" разрешено учитывать, не поименованы представительские расходы.
В то же время надо сказать, что далеко не во всех случаях ситуация столь безнадежна. Давайте вспомним, что представляют собой представительские расходы для налоговых целей. Состав таковых и порядок их признания в целях налогообложения прибыли определены пп. 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 Кодекса. В соответствии с данными нормами представительскими являются расходы, которые связаны с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.
Иными словами, в состав представительских расходов включаются:
— расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для этих лиц, а также официальных лиц самой компании, участвующих в переговорах;
— транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
— буфетное обслуживание во время переговоров;
— оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
Обратите внимание! В любом случае к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
То есть, как видим, представительские расходы являются достаточно сложными по своей "структуре". В то же время если опять же посмотреть на перечень расходов, учитываемых на УСН (п. 1 ст. 346.16 НК), то в нем мы увидим, в частности, расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания (пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК) или же расходы на оплату труда, к коим относятся и вознаграждения работников (за исключением ИП), не состоящих в штате, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда) (пп. 6 п. 1 ст. 346.16, п. 21 ст. 255, п. 2 ст. 346.16 НК). Соответственно, в некоторых случаях мероприятие для целей налогообложения на УСН имеет смысл оформлять как рекламное (если, конечно, оно проводится среди неопределенного круга лиц и т.п., то есть соответствует понятию "реклама"). Да и услуги переводчиков вовсе не обязательно относить на представительские расходы.ин

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Применение УСН требует грамотного учета доходов, а если выбран объект налогообложения «доходы минус расходы», то необходимо еще учитывать и расходы. О выборе объекта налогообложения подробно написано здесь. В данной статье остановимся подробнее на особенностях признания доходов и расходов при упрощенном режиме налогообложения. Какие доходы следует учитывать при расчете единого налога УСН? Какие доходы не нужно учитывать при УСН? Расходы при УСН. Необходимость учитывать доходы встает абсолютно перед всеми организациями и ИП, выбравшими в качестве налогового режима — УСН. Порядок признания доходов прописан в п.1 ст.346.17 НК РФ. Согласно этому пункту, доходы признаются таковыми в момент их получения на расчетный счет, в кассу или иным способом (то есть не дата совершения операции, в результате которой получен доход, а именно поступление денег по этой операции).

Порядок признания доходов и расходов при усн

Следует выделить, что налогоплательщики, применяющие УСН, вправе сразу же после оплаты учесть расходы на сырье и материалы, при этом факт их передачи в производство не имеет значения. При этом Минфин России разъяснил, что затраты на сырье и материалы, которые оплачены налогоплательщиком до 01.01.2009 и числятся на его складе, включаются в расходы в I квартале 2009 г.


(см., например, письма

Внимание

Минфина России от 23.01.2009 N 03-11-06/2/4, от 19.05.2009 N 03-11-09/174, от 29.07.2009 N 03-11-06/2/137).

Представительские расходы при УСН

Указанные правила не применяются в отношении расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.

Усн 15%: доходы минус расходы

Инфо

Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 4) расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 настоящего Кодекса, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности; (пп.

4 в ред. Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ) (см.

Статья 346.17. порядок признания доходов и расходов

Учитывая, что по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование производится также их начисление и уплата, как по налогам, то в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен применяться аналогичный указанному в подпункте 3 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ порядок включения в состав расходов. В связи с этим по вопросу учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при расчете сумм налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, следует руководствоваться письмами Минфина России от 18.06.2009 N 03-11-06/2/105 и от 05.02.2009 N 03-11-06/2/16.

Расходы по основным средствам, введенным в эксплуатацию в 2010 г. и оплаченным в период с 2010 по 2011 гг., могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в течение 2010 г.

Какие доходы признаются (учитываются) при усно?

Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ) 3) расходы на уплату налогов, сборов и страховых взносов — в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком при самостоятельном исполнении обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов либо при погашении задолженности перед иным лицом, возникшей вследствие уплаты этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом за налогоплательщика сумм налогов, сборов и страховых взносов. При наличии задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность либо задолженность перед иным лицом, возникшую вследствие уплаты этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом за налогоплательщика сумм налогов, сборов и страховых взносов; (пп.
3 в ред.

Момент и особенности признания расходов при «упрощенке»

Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», перешедшие на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, предусмотренную настоящей главой, вправе учитывать расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных ими для дальнейшей реализации в период осуществления деятельности до даты внесения указанных сведений, после проведения инвентаризации, осуществляемой в порядке, действовавшем до 1 января 2015 года, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по мере реализации указанных товаров в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта.

20. признание доходов при усн.

Федеральным законом от 29.12.2014 N 465-ФЗ) В случае нарушения условий получения средств финансовой поддержки, предусмотренных абзацем восьмым настоящего пункта, сумма полученной финансовой поддержки в полном объеме отражается в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в абзаце восьмом настоящего пункта, превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с настоящим пунктом, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 465-ФЗ) 2. Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Статья 346.17 нк рф. порядок признания доходов и расходов

НК РФ, письма Минфина России от 7 июля 2006 г. № 03-11-04/2/140, от 29 июня 2006 г. № 03-11-04/2/135 Расходы на приобретение, сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств Последнее число отчетного (налогового) периода (в отношении фактически понесенных и оплаченных расходов) подп. 1 п. 1 и п. 3 ст. 346.16, подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ Расходы на оплату труда День погашения задолженности (списание денег со счета организации, выдача зарплаты из кассы) подп. 6 п. 1 ст. 346.16, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ Материальные расходы (в т. ч. расходы на приобретение сырья и материалов) По общему правилу – день одновременного выполнения двух условий: – материальные ресурсы оприходованы (приняты к учету); – задолженность по оплате материальных ресурсов погашена подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 1 п. 2 ст.

НовостиPermalink

Перейти к основному содержанию

  1. Главная
  2. Налоги с юридических лиц
  3. УСН

Даты признания отдельных доходов и расходов при УСН

Дата признания в налоговой базе
День поступления оплаты в кассу или на расчетный счет.Если в счет оплаты получен вексель – день его оплаты или передачи по индоссаменту третьему лицу.Если обязательство погашается зачетом – дата подписания акта взаимозачета п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 23 сентября 2013 г. № 03-11-06/2/39230
Внереализационные доходы, указанные в статье 250 Налогового кодекса РФ
Расходы на приобретение покупных товаров День одновременного выполнения трех условий: поставка произведена, товары оплачены продавцу и реализованы на сторону. Стоимость товаров списывается одним из способов:– по стоимости единицы товаров;– по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО) подп. 23 п. 1 ст. 346.16, подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ
Расходы, связанные с приобретением и реализацией товаров (например, расходы по хранению, обслуживанию, транспортировке) День одновременного выполнения двух условий: расходы, связанные с приобретением и реализацией товаров, понесены (услуги оказаны) и оплачены подп. 23 п. 1 ст. 346.16, подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ
Расходы на уплату налогов и сборов в бюджет Дата уплаты налогов и сборов в бюджетДень погашения налоговой недоимки (в случае наличия задолженности перед бюджетом) подп. 22 п. 1 ст. 346.16, подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ
«Входной» НДС, перечисленный поставщику Суммы «входного» НДС, учтенные по отдельной статье затрат, отразите в расходах при одновременном выполнении следующих условий:– налог уплачен поставщику;– товары (работы, услуги), к которым относится сумма «входного» НДС, реализованы (выполнены, оказаны) подп. 8 п. 1 ст. 346.16, подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письма Минфина России от 7 июля 2006 г. № 03-11-04/2/140, от 29 июня 2006 г. № 03-11-04/2/135
Расходы на приобретение, сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств Последнее число отчетного (налогового) периода (в отношении фактически понесенных и оплаченных расходов) подп. 1 п.

Принимаемые расходы при УСН в 2017-2018 годы

1 и п. 3 ст. 346.16, подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ

День погашения задолженности (списание денег со счета организации, выдача зарплаты из кассы) подп. 6 п. 1 ст. 346.16, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ Материальные расходы (в т. ч. расходы на приобретение сырья и материалов) По общему правилу – день одновременного выполнения двух условий:– материальные ресурсы оприходованы (приняты к учету);– задолженность по оплате материальных ресурсов погашена подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 23 января 2009 г. № 03-11-06/2/4 Расходы на оплату процентов за пользование заемными средствами (банковскими кредитами) День погашения задолженности подп. 9 п. 1 ст. 346.16, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ Расходы на оплату услуг сторонних подрядчиков День погашения задолженности за оказанные услуги подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ

ПРОИЗВОДСТВО И УСН И ПРИМЕНЕНИЕ ОТКРЫТОГО ПЕРЕЧНЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ

 
    На практике организации и индивидуальные предприниматели, занятые в сфере производства, довольно часто применяют упрощенную систему налогообложения с объектом доходы, уменьшенные на величину расходов.
    Значительная часть расходов таких налогоплательщиков приходится на материальные расходы, которые признаются в особом порядке. О материальных расходах налогоплательщиков, занятых в производстве, мы и поговорим далее более подробно.
 
    Напомним, что порядок применения упрощенной системы налогообложения (далее — УСН) определен главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), согласно которой налогоплательщиками "упрощенного" налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном названной главой.
    Применяется УСН добровольно, при этом фирмы и коммерсанты сами решают, с какого объекта налогообложения они будут уплачивать "упрощенный" налог — с доходов или с доходов, уменьшенных на величину расходов.

Представительские расходы при УСН «Доходы минус расходы»

В первом случае под налогообложение попадают только доходы, а налог исчисляется по ставке от 0% до 6%, во — втором — налог по ставке от 5% до 15% уплачивается с разницы между полученными доходами и осуществленными расходами.
При этом уменьшать свою доходную часть налогоплательщики, уплачивающие налог с разницы, вправе только на те расходы, состав которых приведен в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ и которые соответствуют критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ. Иначе говоря, расходы плательщика "упрощенного" налога признаются налогооблагаемыми расходами, если они являются обоснованными (то есть, экономически оправданными), документально подтвержденными и направлены на получение доходов. Аналогичные разъяснения дает и Минфин России в Письме от 21.04.2017 г.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе применять общую систему налогообложения, что является общим правилом. Однако применение общей системы налогообложения означает распространение на налогоплательщиков всех положений НК РФ, включая подробный налоговый учет, сложную налоговую отчетность, обязанность представления налоговой декларации по НДС в электронном виде, а также повышенную налоговую нагрузку.

Исходя из положений НК РФ наиболее оптимальной и удобной системой налогообложения для налогоплательщиков обычно является УСН. Преимущества УСН заключаются, в частности, в упрощенном порядке налогового учета и налоговой отчетности, освобождении от уплаты НДС.

В то же время применение УСН влечет за собой и соответствующие ограничения. Так, в то время как при общей системе налогообложения налогоплательщики могут учесть при определении налоговой базы фактически любые расходы, которые отвечают требованиям документального подтверждения, экономической обоснованности и связи с деятельностью, направленной на получение дохода, при УСН с объектом "доходы минус расходы" учесть можно далеко не все расходы.

Пунктом 1 ст. 346.16 НК РФ установлен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Официальные органы неоднократно подчеркивали, что данный перечень является закрытым. Этот тезис прозвучал и в Письме Минфина России от 29.01.2016 N 03-11-09/4088.

В силу п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, перечисленные в п. 1 ст.

Электронный журнал «Практик»

346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, содержащимся в п. 1 ст. 252 НК РФ. Расходы, указанные в пп. 5, 6, 7, 9 — 21, 34 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. ст. 254, 255, 263, 264, 265 и 269 НК РФ.

Это означает, что перечень принимаемых к учету расходов при исчислении УСН является закрытым, взаимосвязь расходов с производственной деятельностью для получения права на налоговую выгоду достаточной не является.

Хозяйствующий субъект не вправе самостоятельно определять перечень целесообразных для своей деятельности расходов. Данный перечень четко определен законодательством, в том числе в отношении налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, и расширительному толкованию не подлежит.

Такая позиция разделяется судами (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2010 N 17АП-12622/2009-АК по делу N А50-25745/2009).

Минфином России выпущено значительное число писем, в которых указывается на невозможность учета в расходах при применении УСН отдельных затрат. Для наглядности в таблице приведен перечень таких видов расходов. 

Вид расходов

Реквизиты документа

Расходы на обеспечение нормальных условий труда

Письма Минфина России от 24.10.2014 N 03-11-06/2/53908, от 06.12.2013 N 03-11-11/53315

Расходы по специальной оценке условий труда

Письмо Минфина России от 30.06.2014 N 03-11-09/31528

Расходы от списания сумм безнадежных долгов

Письмо Минфина России от 23.06.2014 N 03-03-06/1/29799

Расходы на информационные услуги

Письмо Минфина России от 16.04.2014 N 03-07-11/17285

Расходы на предоставление сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Письмо Минфина России от 16.04.2012 N 03-11-06/2/57, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2007 N 18АП-4792/2007 по делу N А07-1965/2007

Расходы в виде вклада в простое товарищество

Постановление ФАС Московского округа от 11.11.2011 N А41-33964/10

Расходы на уплату таможенных пошлин

Письмо УФНС России по г. Москве от 18.07.2005 N 18-11/3/50755, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.04.2013 N Ф03-1269/2013

Расходы на поиск клиентов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2007, 24.05.2007 по делу N А41-К2-3612/06

Расходы на приобретение имущественных прав

Письма Минфина России от 01.12.2015 N 03-11-11/70011, от 09.12.2013 N 03-11-06/2/53599, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011 N 09АП-6253/2011-АК по делу N А40-78350/10-4-410

Расходы на приобретение векселей третьих лиц

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.07.2013 по делу N А60-11791/2013

Расходы в виде платы за технологическое присоединение

Письмо Минфина России от 17.02.2014 N 03-11-06/2/6268

Расходы в виде себестоимости испорченного товара

Письмо Минфина России от 12.05.2014 N 03-11-06/2/22114

Расходы на рекламу, не указанную в п. 4 ст. 264 НК РФ

Письмо Минфина России от 20.01.2014 N 03-11-06/2/1478

Расходы на оплату права установки и эксплуатации рекламной конструкции

Письмо Минфина России от 01.09.2014 N 03-11-06/2/43627

Расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, в том числе неустоек

Письмо Минфина России от 09.12.2013 N 03-11-06/2/53634

Расходы на приобретение пропусков

Письмо Минфина России от 20.12.2012 N 03-11-06/2/147

Расходы на аутстаффинг

Письмо Минфина России от 20.12.2012 N 03-11-06/2/147

Расходы на плату за право ограниченного пользования земельным участком (сервитут)

Письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-11-06/2/10

Расходы на компенсацию затрат работникам с разъездным характером работы

Письмо Минфина России от 16.12.2011 N 03-11-06/2/174

Расходы на ведение реестра акционеров

Письмо Минфина России от 17.11.2014 N 03-11-06/2/57962

Расходы на управленческие услуги

Письмо Минфина России от 13.02.2013 N 03-11-06/2/3694, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.02.2006 N Ф03-А51/05-2/4900

Расходы на вознаграждение доверительному управляющему

Письмо Минфина России от 12.05.2012 N 03-11-06/2/67

Расходы на подписку на периодические издания

Письмо Минфина России от 07.05.2015 N 03-11-03/2/26501

Расходы на гарантийный взнос в платежную систему

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.10.2013 N А57-13573/2012

Расходы на оплату задолженности за других лиц

Письмо Минфина России от 13.02.2015 N 03-11-06/2/6553

Расходы на патентные пошлины

Письмо Минфина России от 22.04.2010 N 03-11-06/2/66

Расходы на уборку

Письмо Минфина России от 20.02.2012 N 03-11-06/2/27

Расходы по реконструкции, проектным работам, переводу квартиры из жилого в нежилой фонд

Письмо Минфина России от 07.08.2013 N 03-11-06/2/31778

Расходы на уплату вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений

Письмо Минфина России от 07.12.2012 N 03-11-06/2/144

Расходы на изготовление паспортов на здания и табличек

Письмо Минфина России от 12.03.2012 N 03-11-06/2/41

Расходы на компенсацию убытков

Письма Минфина России от 07.08.2013 N 03-11-06/2/31781, УФНС России по г. Москве от 28.09.2006 N 18-11/3/85458@

Расходы на приобретение опциона на право заключения договора аренды

Письмо Минфина России от 21.01.2013 N 03-11-06/2/08

Расходы на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов

Письмо Минфина России от 29.12.2009 N 03-11-06/2/269

Расходы на приобретение книжек МДП и на оплату услуг по получению разрешения на перевозку и перемещение груза под таможенным контролем в рамках международных грузоперевозок

Письмо УФНС России по г. Москве от 15.11.2010 N 16-15/119850

Расходы на личные нужды индивидуального предпринимателя

Письмо Минфина России от 16.01.2015 N 03-11-11/665

Расходы индивидуального предпринимателя на обучение и командировку

Письмо Минфина России от 09.08.2013 N 03-11-11/167

Расходы на капитальный ремонт торговых площадей, приобретенных для дальнейшей реализации

Письмо Минфина России от 11.08.2014 N 03-11-11/39768

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: