Перечисление НДС в бюджет

Все статьи Учет налога на добавленную стоимость в бюджетных учреждениях (Беспалов М.В.)

Вопросы учета налога на добавленную стоимость (НДС) являются одними из наиболее сложных в практике бюджетных учреждений. Это связано с тем, что некоторые виды доходов бюджетной сферы освобождены от обложения НДС, в частности субсидии на выполнение государственного задания, в результате чего расходы необходимо делить на расходы, используемые в льготном виде деятельности, и расходы, направленные на осуществление коммерческой деятельности.
Рассмотрим порядок бухгалтерского учета НДС при реализации товаров (работ, услуг), порядок учета НДС при выполнении бюджетным учреждением обязанностей налогового агента, получении и оплате аванса, а также порядок отражения "входного" НДС и постановки НДС на вычет.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (НК РФ) реализация товаров (работ, услуг) на территории России признается объектом обложения НДС. Товары (работы, услуги) считаются реализованными, если право собственности на них переходит от продавца к покупателю (право собственности на результаты выполненных работ (оказанных услуг) переходит от исполнителя к заказчику) (п. 1 ст. 39 НК РФ). Безвозмездная передача права собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) также признается реализацией и облагается НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Реализацией признается и передача имущественных прав, следовательно, такие операции также облагаются НДС.
При этом отдельные операции реализацией не признаются и, следовательно, не являются объектом обложения НДС. Перечень таких операций приведен в п. 2 ст. 146 НК РФ. Так, не является объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Вместе с тем при реализации основных средств (товаров) такие учреждения обязаны рассчитать и уплатить данный налог в общем порядке.
Начислять НДС к уплате в бюджет необходимо применительно ко всем операциям, признаваемым объектами налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду (п. 4 ст. 166 НК РФ).
При реализации товаров (работ, услуг) налоговой базой по НДС признается выручка. Размер выручки определяется исходя из всех доходов учреждения, связанных с расчетами по оплате этих товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 153 НК РФ). В общем случае выручку от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывают исходя из тех цен, которые установлены в договоре с покупателем (заказчиком). Считается, что эти цены соответствуют рыночным (п. п. 1 и 3 ст. 105.3 НК РФ).
В некоторых случаях налоговая база по НДС определяется в особом порядке, в том числе при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, реализации имущественных прав, а также реализации других товаров (работ, услуг), перечисленных в ст. 154 НК РФ.
Моментом определения налоговой базы в целях расчета НДС является наиболее ранняя из следующих дат:
— день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);
— день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Таким образом, начислить НДС к уплате в бюджет нужно либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты — в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше. Например, если бюджетное учреждение отгрузило покупателю товары, то по этой операции оно должно начислить НДС, даже если оплата от покупателя не поступила (п. 1 ст. 167 НК РФ).
В учете бюджетных учреждений расчеты по НДС отражаются на сч. 30304 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" (п. 259 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее — Инструкция к Единому плану счетов N 157н)).
Порядок начисления НДС в бухгалтерском учете зависит от того, по каким именно операциям начисляется налог:
— по реализации (безвозмездной передаче);
— по авансам, полученным в счет предстоящих поставок;
— по товарам (работам, услугам), переданным для собственных нужд;
— по строительно-монтажным работам, выполненным для собственного потребления;
— по операциям, НДС по которым учреждение начисляет как налоговый агент.
Кроме того, расчеты по НДС включают в себя:
— начисление НДС;
— отражение "входного" НДС;
— принятие НДС к вычету;
— восстановление НДС;
— уплату НДС;
— возмещение НДС.
Начисление НДС по операциям, признаваемым объектами обложения НДС, отражается следующей бухгалтерской проводкой: Д-т сч. 240110130 (240110172, 240110120) К-т сч. 230304730 — начислен НДС по операциям, признаваемым объектами обложения НДС, например при выполнении работ (оказании услуг), реализации нефинансовых активов, сдаче имущества в аренду.
При этом НДС независимо от объекта обложения перечисляется в бюджет по статье 130 Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Данное требование относится к платежам, а не к начислениям, поэтому бюджетное учреждение может начислять НДС по разным кодам КОСГУ (в зависимости от операции), а оплачивать должно по единому коду КОСГУ. Однако для упрощения учета лучше начислять и уплачивать НДС по единому коду КОСГУ. В связи с отсутствием официальных разъяснений по данному вопросу порядок отражения НДС целесообразно согласовать с учредителем и закрепить в учетной политике учреждения.
Если бюджетное учреждение выполняет обязанности налогового агента по НДС (например, при аренде государственного имущества), то формируется следующая бухгалтерская запись: Д-т сч. 30224830 (30226830, 30225830) К-т сч. 30304730 — начислен НДС по операциям налогового агента, подлежащий перечислению в бюджет.
В свою очередь начисление НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления отражается проводкой: Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30304730 — начислен НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Если же в счет предстоящих поставок продавец (исполнитель) получает предоплату, то в течение пяти календарных дней он обязан выставить покупателю (заказчику) счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). Начисление НДС с полученной суммы предоплаты в учете отражается проводкой: Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30304730 — начислен НДС с аванса, полученного бюджетным учреждением в счет предстоящих поставок.
При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученного аванса, а также при расторжении договора и возврате аванса покупателю (заказчику) продавец (исполнитель) принимает к вычету НДС, ранее начисленный с аванса (п. п. 8 и 5 ст.

Учет налога на добавленную стоимость в бюджетных учреждениях (Беспалов М.В.)

171 НК РФ): Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660 — принят к вычету НДС, ранее начисленный с полученного аванса.
"Входной" НДС следует отражать на сч. 21001 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам", если приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) будут использоваться в рамках деятельности, облагаемой НДС (п. 224 Инструкции к Единому плану счетов N 157н). В противном случае налог необходимо включать в стоимость приобретенного имущества (работ, услуг). В бухгалтерском учете "входной" НДС отражается следующей проводкой: Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30221730 (30224730, 30226730, 30225730 и т.д.) — отражена сумма налога, предъявленная бюджетному учреждению поставщиком (подрядчиком) по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам) (п. 112 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее — Инструкция N 174н)).
Принятие к вычету сумм "входного" НДС отражается следующей бухгалтерской записью: Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660 — принят к вычету НДС бюджетным учреждением.
Списание сумм "входного" НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов, работ, услуг (в части стоимости готовой продукции, работ, услуг) отражается следующей проводкой: Д-т сч. 10960221 (10960225, 10960226) К-т сч. 21001660 — списан "входной" НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов (работ, услуг).
Если какие-либо расходы для целей налога на прибыль принимаются по нормативам (например, представительские расходы), то и вычет по НДС можно применить только в пределах этих нормативов (п. 7 ст. 171 НК РФ). Оставшуюся сумму "входного" НДС необходимо списать в расходы: Д-т сч. 40120222 (40120226) К-т сч. 21001660 — списан "входной" НДС по сверхнормативным расходам (п. п. 113 и 153 Инструкции N 174н).
Восстановление НДС отражается следующими проводками:
Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30304730 — восстановлен "входной" НДС, ранее принятый к вычету;
Д-т сч. 40120222 (40120226) К-т сч. 21001660 — списана восстановленная сумма НДС.
Перечисление НДС в бюджет отражается следующим образом:
— НДС, начисленный при выполнении собственных операций, — уменьшение доходов по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ;
— НДС, начисленный при выполнении обязанностей налогового агента, — по статье КОСГУ, по которой у учреждения возникли расходные обязательства. Например, при выполнении обязанностей налогового агента при аренде имущества по подстатье 224 "Арендная плата за пользование имуществом" КОСГУ.
В бухгалтерском учете при перечислении НДС в бюджет формируется следующая проводка:
Д-т сч. 30304830 К-т сч. 20111610 — уплачен НДС;
К-т сч. 17 (код КОСГУ) — отражено выбытие средств со счета учреждения (при перечислении НДС в уменьшение доходных статей КОСГУ);
К-т сч. 18 (код КОСГУ) — отражено выбытие средств со счета учреждения (при перечислении НДС по операциям налогового агента) (п. 133 Инструкции N 174н, Инструкция к Единому плану счетов N 157н (сч. 20101, 30300, забалансовые счета 17 и 18)).
В случае возмещения НДС из бюджета формируются бухгалтерские проводки:
Д-т сч. 20111510 К-т сч. 30304730 — возвращены на счет бюджетного учреждения суммы НДС к возмещению;
Д-т сч. 17 (код КОСГУ) — отражено поступление средств на счет бюджетного учреждения;
Д-т сч. 30303830 (30305830) К-т сч. 30304730 — зачтены суммы НДС к возмещению в счет платежей учреждения по другим налогам (п. п. 131 — 133 Инструкции N 174н, Инструкция к Единому плану счетов N 157н (сч. 20101, 30300, забалансовый счет 17)).
Отражение в бухгалтерском учете сумм "входного" НДС, предъявленного поставщиком (исполнителем) при перечислении аванса (частичной оплаты) бюджетным учреждением, отражается проводкой (при наличии счета-фактуры на аванс продавца (исполнителя)): Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660, субсчет "Расчеты по НДС с авансов выданных", — принят к вычету НДС, уплаченный поставщику в составе аванса.
Восстановление НДС, принятого к вычету бюджетным учреждением с выданного аванса, отражается бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30234730 (30231730, 30226730) — учтен "входной" НДС по оприходованным товарам (работам, услугам);
Д-т сч. 21001560, субсчет "Расчеты по НДС с авансов выданных", К-т сч. 30304730 — восстановлен НДС, ранее принятый к вычету с выданного аванса;
Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660 — принят к вычету "входной" НДС по оприходованным товарам (работам, услугам) (п. п. 112, 113, 131, 133 Инструкции N 174н).
Рассмотрим пример учета в бюджетных учреждениях операций, облагаемых НДС.

Пример. Бюджетное учреждение "Университет" (покупатель) и общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Мокша" (продавец) заключили договор поставки материалов. Университет приобретает материальные запасы для использования в приносящей доход деятельности, облагаемой НДС.
Согласно договору поставки ООО "Мокша" отгружает материалы бюджетному учреждению "Университет" на условиях 20% предоплаты. В мае 2014 г. в счет предстоящей поставки "Университет" перечислил продавцу аванс в сумме 11 800 руб. (в том числе НДС — 1800 руб.). В июне 2014 г. "Университет" оприходовал материальные запасы, поставленные ООО "Мокша". Стоимость материалов по договору составила 59 000 руб. (в том числе НДС — 9000 руб.).
В учете бюджетного учреждения бухгалтерские проводки будут отражаться следующим образом.
В мае 2014 г. — на момент перечисления предоплаты:
Д-т сч. 220634560 К-т сч. 220111610 — 11 800 руб. — перечислен аванс в счет предстоящей поставки материалов;
К-т сч. 18 (код КОСГУ 340) — 11 800 руб. — отражено выбытие средств со счета учреждения.
После получения от поставщика счета-фактуры на сумму аванса в учете учреждения отражаются записи:
Д-т сч. 230304830 К-т сч. 221001660, субсчет "Расчеты по НДС с авансов выданных", — 1800 руб. — принят к вычету НДС, перечисленный поставщику в составе аванса.
В июне 2014 г. в учете бюджетного учреждения формируются проводки:
Д-т сч. 210536340 К-т сч. 230234730 — 50 000 руб. — оприходованы материальные запасы;
Д-т сч. 221001560 К-т сч. 230234730 — 9000 руб. — учтен "входной" НДС по оприходованным материалам;
Д-т сч. 221001560, субсчет "Расчеты по НДС с авансов выданных", К-т сч. 230304730 — 1800 руб. — восстановлен НДС с аванса, ранее принятый к вычету;
Д-т сч. 230304830 К-т сч. 221001660 — 9000 руб. — принят к вычету "входящий" НДС по оприходованным материальным запасам;
Д-т сч. 230234830 К-т сч. 220634660 — 11 800 руб. — зачтен аванс, перечисленный поставщику;
Д-т сч. 230234830 К-т сч. 220111610 — 47 200 руб. (59 000 руб. — 11 800 руб.) — погашена задолженность перед поставщиком;
К-т сч. 18 (код КОСГУ 340) — 47 200 руб. — отражено выбытие средств со счета учреждения.

Важно отметить, что при расчете налога на прибыль суммы НДС, предъявленные покупателям при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), не учитываются в налогооблагаемых доходах (п. 19 ст. 270 НК РФ). "Входной" НДС на расчет налога на прибыль также не влияет. Это связано с тем, что суммы "входного" налога, предъявленные российскими организациями, принимаются к вычету (п. 1 ст. 171 НК РФ). Однако существуют и исключения. Так, в некоторых случаях суммы "входного" НДС необходимо включить в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг). В результате сумма НДС войдет в состав расходов при отражении в налоговом учете.

Список литературы

1. Беспалов М.В. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. N 23. С. 26 — 32.
2. Беспалов М.В. Общие правила и особенности заполнения и оформления счетов-фактур с учетом последних изменений // Налоги и финансы. 2010. N 4. С. 6 — 14.
3. Беспалов М.В. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. N 14. С. 2 — 9.
4. Беспалов М.В. Особенности механизма возмещения НДС с учетом изменений налогового законодательства в 2010 г. // Бухгалтер и закон. 2010. N 5. С. 2 — 6.
5. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
6. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
7. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
8. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
9. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
10. URL: http://budget.1gl.ru.
11. URL: http://www.consultant.ru.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

На счете 0.210.06.000 «Расчеты с учредителем» отразите показатель расчетов с учредителем в объеме прав по распоряжению особо ценным имуществом (ОЦИ) в стоимостной оценке, равной его балансовой стоимости.

При этом к особо ценному относится имущество, которым учреждения не вправе распоряжаться самостоятельно. А именно (в зависимости от типа учреждения) к ОЦИ относится:

– в бюджетных учреждениях:

  • недвижимое имущество (вне зависимости от источника его приобретения);
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4;
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7,– в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения;

– в автономных учреждениях:

  • недвижимое имущество, учитываемое по КФО 4;
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4;
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7, – в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения.

Критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ) установлены пунктом 4 постановления Правительства РФ от 26 июля 2010 г.

Бухгалтерские проводки по НДС: примеры

№ 538.

При изменении показателей стоимости ОЦИ (например, при приобретении нового имущества, переоценке, выбытии старого) в учете необходимо откорректировать показатель, отраженный на счете 0.210.06.000. Корректировка показателей производится учреждениями с периодичностью, согласованной с учредителем, но не реже одного раза в год (при составлении годовой отчетности):

  • по счету 4.210.06.000 – в сумме балансовой стоимости выбывшего и поступившего ОЦИ;
  • по счету 2.210.06.000 – в сумме балансовой стоимости поступившего недвижимого имущества (корректировка производится только бюджетными учреждениями);
  • по счету 2.210.06.000 – в сумме балансовой стоимости выбывшего ОЦИ;
  • по счету 7.210.06.000 – в сумме балансовой стоимости выбывшего ОЦИ.

На суммы изменений показателей счетов 0.210.06.000 направьте учредителю извещение (ф. 0504805) в порядке, установленном учредителем и закрепленном учреждением в учетной политике.

Такой порядок приведен в письмах Минфина России от 17 января 2013 г. № 02-06-07/111, от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798 и пунктах 1.5, 2.4 письма Казначейства России от 21 декабря 2012 г. № 42-7.4-05/2.1-730 (согласовано с департаментом бюджетной политики и методологии Минфина России).

Внимание: извещение (ф. 0504805) формируйте в двух экземплярах: один для учредителя, второй для себя. Утвержденный учредителем экземпляр извещения храните в учреждении для подтверждения данных, отраженных на счете 0.210.06.000.

Следует отметить, что ОЦДИ, приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности (в т. ч. за счет средств ОМС) в процессе деятельности, учреждения вправе распоряжаться самостоятельно. Поэтому отражать его на счете 0.210.06.000 не нужно. Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 17 января 2013 г. № 02-06-07/111, от 26 сентября 2012 г. № 02-06-10/3912.

Порядок отражения в учете корректировки показателя счета 0.210.06.000 зависит от типа учреждения.

Внимание: корректировать показатели, отраженные на счете 0.210.06.000, на сумму начисленной по ОЦИ амортизации не нужно. На данных счетах должна отражаться балансовая стоимость ОЦИ, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться (письмо Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798).

Типовые бухгалтерские проводки по НДС: учет налога

Порядок исчисления НДС в бюджетных учреждениях

Порядок исчисления НДС в бюджетных учреждениях

Порядок исчисления налога на добавленную стоимость изложен в Методических рекомендациях по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость“ Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447.

В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. Следует учитывать, что передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) для целей налогообложения НДС.

Объектом налога на добавленную стоимость признается также передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль.

Перечень услуг, освобожденных от обложения НДС, изложен в пункте 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Данный перечень имеет исчерпывающий характер, и та часть платных услуг бюджетных учреждений, которая не вошла в него, облагается налогом на добавленную стоимость (подробнее об этом читайте в журнале “Бюджетный учет“ в N 1 за 2005 г. на стр. 16).

Налоговая база

Согласно статье 153 Налогового кодекса РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) в натуральной форме, включая оплату ценными бумагами.

При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.

В соответствии со статьей 162 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом сумм авансовых и иных платежей, получаемых в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, операции по реализации которых подлежат налогообложению НДС.

Таким образом, платежи, полученные в рамках заключенных договоров в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), включаются у налогоплательщика в налоговую базу в целях исчисления НДС.

При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

С 1 января 2005 года…

С 1 января 2005 года в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2001 г.

Начислен НДС к уплате в бюджет — проводка

N 179-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса РФ“ абзацы 3-6 подпункта 3 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ утратили силу.

Порядок внесения в Налоговый кодекс РФ вышеуказанных изменений изложен в письме Федеральной налоговой службы от 9 декабря 2004 г. N 03-1-08/2458/17.

То есть с 1 января 2005 года согласно пункту 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ налоговая ставка 18 процентов применяется:

— при оказании услуг по экспедированию и доставке периодических изданий и книжной продукции;

— при оказании редакционных и издательских услуг, связанных с производством периодических изданий и книжной продукции;

— при оказании услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях;

— при оказании услуг по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания, в том числе услуг по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик в дополнение к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При этом согласно пункту 3 данной статьи Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Согласно пункту 8 статьи 171 Налогового кодекса РФ суммы НДС, исчисленные и уплаченные с сумм авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), подлежат вычету.

Вычеты указанных сумм налога в соответствии с пунктом 6 статьи 172 Налогового кодекса РФ производятся после даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В случае если налогообложение полученных до 1 января 2005 года авансовых платежей осуществляется по расчетной налоговой ставке 10/110, то сумма НДС, уплаченная в бюджет с суммы предоплаты, полученной до 1 января 2005 года с учетом расчетной ставки налога 10/110 в счет предстоящего оказания вышеуказанных услуг, облагаемых с 1 января 2005 года по ставке 18 процентов, подлежит вычету в размере фактически уплаченной суммы налога.

По новой Инструкции

Приказ Минфина России от 26 августа 2004 года утвердил новую Инструкцию по бюджетному учету в бюджетных учреждениях (далее — Инструкция), ввел единый План счетов бюджетного учета. Переход к применению Инструкции должен произойти до 1 октября 2005 года.

В соответствии с новой Инструкций расчеты с бюджетом по налогам будут учитываться на балансовом счете 0 303 00 000 “Расчеты по платежам в бюджеты“. В частности, налог на добавленную стоимость — на счете 0 303 04 000 “Расчеты по НДС“.

На балансовом счете 0 210 01 000 “Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам“ учитываются расчеты по суммам налога на добавленную стоимость, подлежащим возмещению из бюджета за приобретенные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги в рамках предпринимательской деятельности и иной деятельности, приносящей доход.

Доходы учреждения отражаются на балансовом счете 0 401 01 100 “Доходы учреждения“.

Признание доходов отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 01 100 “Доходы учреждения“ и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 100 00 000 “Нефинансовые активы“, соответствующих счетов аналитического учета счета 0 200 00 000 “Финансовые активы“, соответствующих счетов аналитического учета счета 0 300 00 000 “Обязательства“.

Счет 0 401 04 100 “Доходы будущих периодов“ предназначен для учета сумм, начисленных заказчикам за выполненные и сданные им отдельные этапы работ и не относящихся к доходам текущего периода.

Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Начисление сумм заказчикам в соответствии с договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ отражаются по дебету счета 0 205 03 000 “Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг“ и кредиту счета 0 401 04 130 “Доходы будущих периодов от рыночных продаж товаров, работ, услуг“.

Зачисление в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику товаров, работ, услуг отражаются по дебету счета 0 401 04 130 “Доходы будущих периодов от рыночных продаж товаров, работ, услуг“ и кредиту счета 0 401 01 130 “Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг“.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ в налогооблагаемую базу отчетного периода будут включаться доходы, поступившие в учреждение, не имеющее налоговой льготы по НДС, и авансовые платежи по договорам по выполнению работ и услуг, также не имеющих налоговых льгот.

Операции по налогу на добавленную стоимость отражаются следующими бухгалтерскими проводками:

Начисление НДС:

Дебет 2 401 01 100
“Доходы учреждения“, в части авансовых платежей по договорам:

Дебет 2 401 04 100
“Доходы будущих периодов“
Кредит 2 303 04 730
“Увеличение кредиторской задолженности по НДС“
Перечисление суммы НДС:

Дебет 2 303 04 830
“Уменьшение кредиторской задолженности на НДС“
Кредит 2 201 01 610
“Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов“
Отражение НДС, оплаченного поставщикам за приобретенные имущественно-материальные ценности, оказанные услуги, стоимость которых отнесена на расходы по предпринимательской деятельности:

Дебет 2 210 01 560
“Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам“
Кредит 2 303 00 000
“Расчеты с поставщиками и подрядчиками“
Суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета в установленном порядке:

Дебет 2 303 04 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по НДС“
Кредит 2 210 01 660
“Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам“.

Т.Е. Володина,

зам. начальника отдела правовой работы
и делопроизводства Государственной Третьяковской галереи

“Бюджетный учет“, N 3, март 2005 г.