План работы с резервом кадров в школе

УДК 378.091.398

ПОДГОТОВКА РЕЗЕРВА РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Г. И. Чемоданова

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о необходимости подготовки резерва руководящих кадров для сферы образования. Описаны принципы, положенные в основу отбора резерва руководящих кадров. Для эффективной организации деятельности образовательного учреждения предложено формирование «ближнего», «среднего» и «дальнего» резерва. В статье представлены критерии отбора претендентов для формирования резерва, отражающие когнитивные, мотивационные, деятельно-творческие компетенции, личностно-деловые качества. Раскрыты цели и задачи подготовки резерва — менеджера образовательного учреждения. Разработана программа поэтапного формирования управленческих умений и навыков стратегического проектирования, прогнозирования и моделирования протекающих в образовательном учреждении процессов, организации эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций в ученическом и педагогическом коллективах. Представлен тематический план курса «Менеджер образования», состоящий из пяти модулей и включающий в себя педагогические, психологические и управленческие темы. Содержание программы призвано способствовать формированию у будущих менеджеров образования профессиональных умений и навыков эффективной организации управленческой деятельности, активному решению задач, стоящих перед системой образования, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления.

Ключевые слова: резерв, резерв руководящих кадров, «ближний резерв», «средний резерв», «дальний резерв», менеджер образовательного учреждения, содержание программы, тематический план.

Эффективность функционирования современной школы обусловлена использованием менеджмента как концептуальной основы внутришкольного управления, реализующей человекоцентрический подход к организации управления учебно-воспитательным процессом и мобилизующей все ресурсы для достижения конечных результатов деятельности школы .

Руководителю общеобразовательного учреждения необходим большой запас сложных управленческих умений: умения ставить цели, конкретизировать их в виде задач, проектировать и планировать работу всей школы, организовывать педагогический процесс, диагностировать, анализировать, осуществлять мониторинг образовательного процесса и принимать

Г. И. Чемоданова

Подготовка резерва руководящих кадров для общеобразовательных школ

управленческие решения на основе данных мониторинга .

Это, в свою очередь, обуславливает необходимость совершенствования системы подготовки резерва руководящих кадров, применительно к основным видам их профессиональной деятельности. Причем следует осуществлять подготовку до назначения на руководящую должность, иными словами подготовку следует начинать с резерва руководящих кадров для сферы образования. Задача подготовки кадров для сферы образования предполагает внедрение новых технологий в методику обучения, целенаправленного формирования личностных качеств и управленческих навыков будущих менеджеров образовательного учреждения.

Анализ аттестации руководящих кадров, изучение отчетов РИК-86 по кадровому составу общеобразовательных школ, индивидуальные беседы с руководителями образовательных уч -реждений показали, что не все вновь назначенные директора школ владеют основами педагогического менеджмента. В большинстве случаев на должность директора школы назначают учителя, хорошо зарекомендовавшего себя в профессиональной деятельности, т. е. зарекомендовавшего себя как менеджера учебновоспитательного и учебно-познавательного процессов. Но, как показывает практика, не каждый отличный менеджер учебно-воспитательного и учебно-познавательного процессов может стать хорошим менеджером образовательного учреждения. Данные выводы привели нас к необходимости организации курсовой подготовки менеджера образовательного учреждения. С 2006 г. при Северо-Казахстанском институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров стала осуществляться подготовка резерва руководящих кадров.

Подготовка резерва создана в целях обеспечения высокого качества кадрового потенциала руководителей системы образования, удовлетворения потребности Северо-Казах-станской области в руководящих кадрах и сокращения периода их адаптации при назначении на должности.

Резерв — это специально сформированная на основе управленческих критериев группа высококвалифицированных и перспективных специалистов, обладающих необходимыми для выдвижения профессионально-деловыми, нрав-

ственными качествами, уровнем физического и психического здоровья, положительно зарекомендовавших себя на занимаемых должностях, прошедших необходимую профессиональную подготовку и предназначенных для замещения определенных должностей в учреждениях системы образования.

При формировании резерва РайОО, ГорОО руководствуются следующими принципами:

— объективность в подборе кандидатур при зачислении в резерв;

— достоверность сведений о кандидатах;

— компетентность и профессионализм кандидата;

— актуальность (реальная потребность в замещении должностей).

Как правило, формирование резерва осуществляется из числа руководящих работников и специалистов учреждений, организаций системы образования на основе:

— личного желания;

— по рекомендации руководителей органов управления образованием, руководителей учреждений .

После чего вся информация поступает на кафедру «Менеджмент в образовании» СК ИПК и ППК для изучения и формирования групп.

Для формирования резерва районным и городским отделам образования рекомендуем в резерв на каждую должность включать три кандидатуры: «ближний», «средний» и «дальний» резервы.

«Ближний резерв» включает в себя претендента, готового занять эту должность в настоя -щее время.

«Средний резерв» — претендент, который имеет достаточный опыт работы, но необходимо повышение квалификации или переподготовка для замещения конкретной руководящей должности, которую планируется занять в ближайший год.

«Дальний резерв» — претендент, который должен проработать на промежуточных руководящих должностях, необходимых для замещения вышестоящей должности, и пройти переподготовку или повышение квалификации, выдвижение которого планируется в перспективе (более чем через 1 год).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критериями отбора кандидатур в резерв могут быть:

Научное обеспечение системы ‘Научно-теоретический журнал 55 л ^

■’ г ^ повышения квалификации кадров

СОДЕЙСГв^

ГжД

ЧИППКРО

— профессиональная компетентность;

— знание основ организации управления;

— уровень квалификации и продуктивность деятельности;

— креативность мышления;

— нравственные качества: отзывчивость, терпимость, честность, доброта, трудолюбие;

— стремление к лидерству;

— деловые качества: умение строить деловые отношения, коммуникабельность, ответственность за порученное дело, высокая самодисциплина, работоспособность, обязательность, инициативность в работе;

— умение организовывать работу коллектива, направлять, координировать и контролировать деятельность подчиненных, высокая требовательность к себе и подчиненным, оперативность, умение обосновывать и принимать самостоятельные управленческие решения, доводить начатое дело до конца.

Организации курсовой подготовки будущих менеджеров образования предшествовало решение следующих задач:

1. Выявить особенности процессов подготовки менеджеров для сферы образования.

2. Разработать содержание профессионального образования и методов обучения будущих менеджеров образовательного уч-реждения.

3. Разработать и внедрить содержание программы, методов и форм обучения будущего менеджера образовательного учреждения.

Нами было высказано предположение: подготовка будущего менеджера образовательного учреждения будет эффективна, и способствовать дальнейшей их востребованности, если:

— процесс курсовой подготовки будущих менеджеров будет основан на оптимальном со -четании теоретических и практических форм обучения с профессионально-ориентированной направленностью в общекультурном, профессиональном и социально-нравственном развитии специалиста;

— организуется практика подготовки будущего менеджера в школах г. Петропавловска Северо-Казахстанской области, формирующая знания, управленческие умения и навыки;

— будут выявлены эффективные методы и формы обучения будущих менеджеров образования.

Следующим этапом нашей работы была разработка программы «Менеджер образования».

Целью курса явилось формирование знаний, умений и навыков о сущности и принципах менеджмента образования.

Задачи:

— рассмотреть методологические подходы к пониманию образовательных и управленческих процессов, закономерностей развития современного образования;

— выявить современные основы разработки образовательных программ;

— освоить в теории и на практике особенности управления учреждением образования.

Курс является интегрированным и включает в себя педагогические, психологические и управленческие темы. Опирается на подходы и современные концепции стратегического, инновационного, кадрового менеджмента .

Нормативная трудоемкость образовательной программы курса «Менеджер образования» составляет 172 часа. Кандидатуры, зачисленные в резерв, проходят курсовую подготовку, которая осуществляется в течение года и состоит из четырех сессий .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По окончании курсовой подготовки резер -ва руководящих кадров защищается выпускная работа. Тематика выпускных работ предлагается слушателем на первой сессии, в последующие годы осуществляется обновление 30% от предложенных тем.

В программе представлены требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших освоение программы курса «Менеджер образования».

Разработанная нами программа «Менеджер образования» сгруппирована в пять модулей и представлена в таблице 1.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации резерва строится на принципах системности, обязательности, адаптируемости, перспективности, дифференцированного подхода.

Содержание программы обучения отражает современные социально-гуманитарные проблемы образования, теоретические основы управленческой деятельности, содержание и технологии управления развитием образовательной практики и оптимизации функционирования учреждений образования.

Т. И Чемоданова

Подготовка резерва руководящих кадров для общеобразовательных школ

В процессе обучения широко представлены современные образовательные технологии , используются технические средства обучения, применяются интерактивные методы обучения: учебно-деловые игры, презентации, круглые столы и др.

В процессе обучения слушатели овладевают методологией, теорией и практикой современного

менеджмента, спецификой организации управления образовательными системами, приобретают личностные качества, необходимые руководителю учреждения, получают право занимать руководящие должности в учреждениях и органах образования. По окончании обучения и успешной защите выпускной работы выдается сертификат о прохождении курсов «Менеджер образования».

Таблица 1

Тематический план курса «Менеджер образования»

№ п/п Наименование модулей и тем Количество часов, из них Форма контроля

Всего (ауд.) Л П С/ раб.

1 Введение 6 4 2

1.1 Развитие образования в Республике Казахстан 6 4 2

2 Модуль 1. Правовые и экономические основы функционирования современной системы образования 16 8 6 2 зачет

2.1 Финансовая и экономическая основы управления учреждением образования 6 4 4

2.2 Нормативно-правовое обеспечение функционирования учреждения образования 8 4 2

3 Модуль 2. Организация делопроизводства в образовательном учреждении 20 14 4 2 зачет

3.1 Правовые аспекты подготовки, ведения и хранения документов 12 10 2

3.2 Кадровое и архивное делопроизводство 6 4 2

4 Модуль 3. Менеджмент в сфере образования 54 34 14 6 зачет

4.1 Философия развития образования 4 4

4.2 Основы организации деятельности педагогического коллектива 24 14 8

4.3 Управление педагогическим коллективом 24 4 8

5 Модель 4. Образовательный маркетинг 60 40 14 6 зачет

5.1 Организация и руководство учебновоспитательной деятельностью образовательного учреждения 18 12 4

5.2 Планирование работы образовательного учреждения 16 12 6

5.3 Управление инновационными процессами в образовательном учреждении 8 6 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.4 Информационные технологии в образовательном учреждении 6 6

5.5 Мониторинг качества обученности 6 4 2

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

6 Модуль 5. Психология управления 16 6 6 4 зачет

6.1 Психологические основы управления учреждением образования 6 4 2

6.2 Социально-психологический климат коллектива 4 2 2

6.3 Профессиональные навыки делового общения 6 4 2

7 Аттестация — выпускная работа защита

Итого часов: 172 106 46 20

Эффективность и результативность работы с резервом рассматривается как один из основных показателей деятельности СК ИПК и ППК.

Об этом свидетельствует теоретическая новизна организации курсов «Менеджер образования», которая состоит в том, что:

— исследованы особенности подготовки менеджеров в различных сферах деятельности;

— разработано профессионально-ориенти -рованное содержание подготовки резерва руководящих кадров для сферы образования, обеспечивающее эффективную работу в условиях модернизации системы образования Республики Казахстан;

— обосновано рациональное сочетание теоретических и практических форм подготовки резерва руководящих кадров;

— выявлены эффективные методы подготовки будущих менеджеров.

Практическая значимость заключается:

— в разработке профессионально-ориентированного содержания образования и методических материалов для проведения занятий по профессиональной подготовке будущих менеджеров для сферы образования;

— в обосновании рационального сочетания теоретических и практических форм подготовки будущих менеджеров для сферы образования;

— в выявлении эффективных методов специальной подготовки с целью совершенствования управленческих навыков будущих менеджеров образования;

— в разработке методических указаний по изучению модулей программы «Менеджер образования» .

XXI век — век образования, центральной фигурой которого является менеджер. Сегодня становится очевидным, что только менеджер -профессионал способен делать дело и отвечать за него, может обеспечить выживание общест -ва, его возврат к национально-культурным тра —

дициям и полноценным контактам с другими странами и народами.

Литература

1. Педагогический менеджмент и управление развитием образования / Т. М. Баймолдаев,

B. И. Безруков, И. А. Носков, Н. А.Соловова. -Алматы — Самара, 2007. — 466 с.

2. Власенко, С. В. Методический аспект формирования готовности руководителя общеобразовательного учреждения к организации личностно-ориентированного обучения /

C. В. Власенко // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — Челябинск : ООО «Фотохудожник», 2012. — № 2(11).

— С. 82-87.

3. Чемоданова, Г. И. Подходы в подготов-

ке менеджера образовательного учреждения / Г. И. Чемоданова // Материалы республиканской науч.-практич. конф. «Современные тенденции в мировом образовательном пространстве и актуальные проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов: методоло-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гия, инновации, поиск». — Астана, 2007. -С. 117-120.

5. Чемоданова, Г. И. План-программа курса «Менеджер образования» / Г. И. Чемоданова. -Петропавловск, 2006. — 16 с.

6. Килина, И. А. Роль системы повышения

квалификации в непрерывном образовании профессионально-педагогических работников / И. А. Килина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — Челябинск : ООО «Фотохудожник», 2012. —

Внести изменения в Порядок формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений, утвержденный приказом МВД России от 30 августа 2012 г. № 827, согласно прилагаемому Перечню.

Министр
генерал-полковник полиции
В. Колокольцев

* Зарегистрирован в Минюсте России 29 ноября 2012 года, регистрационный № 25960, с изменениями, внесенными приказом МВД России от 2 июля 2014 г № 559 (зарегистрирован в Минюсте России 4 августа 2014 года, регистрационный № 33441)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 ноября 2014 г.

Регистрационный № 34803

Приложение
к приказу МВД России
от 7 октября 2014 г. № 865

Переченьизменений, вносимых в Порядок формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений, утвержденный приказом МВД России от 30 августа 2012 г. № 827

1. В пункте 4 слово «потребности» заменить словами «текущей и перспективной потребности».

2. Подпункты 9.5 и 9.6 изложить в следующей редакции:

«9.5. Результаты служебной деятельности, личные и деловые качества сотрудника, рекомендации подразделения собственной безопасности.

9.6. Отсутствие медицинских противопоказаний для прохождения службы.».

3. В пункте 10 слова «пунктами 2 — 5» заменить словами «пунктами 4-5».

4. Дополнить пунктами 10.1 и 10.2 следующего содержания:

«10.1. Ежегодно до 1 декабря непосредственные руководители (начальники) представляют руководителям (начальникам) органов, организаций, подразделений МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности, документы на кандидатов для включения в кадровый резерв (представление, справка-объективка, рапорт с согласием на включение в кадровый резерв и перемещение в интересах службы в другую местность, справка об отсутствии медицинских противопоказаний для прохождения службы, копии документов об образовании и (или) о квалификации), а также информацию о подчиненных сотрудниках, состоящих в кадровом резерве, с оценкой их служебной деятельности и выводом о целесообразности дальнейшего нахождения в кадровом резерве.

10.2. Списки кандидатур сотрудников, представляемых к включению в кадровый резерв, направляются кадровыми подразделениями в соответствующие подразделения собственной безопасности для получения рекомендаций.».

5. В пункте 11 слово «приложение» заменить словами «приложение № 1».

6. В пункте 12 слово «января» заменить словом «февраля».

7. Пункт 14 изложить в следующей редакции:

«14. Списки кадровых резервов органов, организаций, подразделений МВД России утверждаются правовыми актами руководителей (начальников), имеющих право назначения сотрудников на должности, для замещения которых создаются кадровые резервы, не позднее чем через две недели после их представления. Утвержденные списки кадровых резервов в форме электронного документа до 1 марта направляются в Департамент государственной службы и кадров МВД России.».

8. Пункт 15 изложить в следующей редакции:

«15. Срок непрерывного пребывания сотрудника в кадровом резерве составляет три года.».

9. В пункте 19 слова «руководителями (начальниками), имеющими право назначения сотрудников на предполагаемые должности,» заменить словами «непосредственными руководителями (начальниками)».

10. Пункты 23 и 24 изложить в следующей редакции:

«23. Сотрудник, включенный в кадровый резерв, исключается из него в случае:

23.1. Прекращения службы в органах внутренних дел.

23.2. Неудовлетворительного выполнения своих служебных обязанностей, снижения уровня и результатов служебной деятельности.

23.3. Отказа от перемещения в интересах службы в другую местность.

23.4. Наличия неснятого дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 4-5 части 1 статьи 50 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации».

23.5. Назначения на предполагаемую должность в органах, организациях, подразделениях МВД России.

23.6. Личной просьбы об исключении из кадрового резерва.

23.7. Истечения трех лет непрерывного нахождения в кадровом резерве.

24. Сотрудник, включенный в кадровый резерв, может быть исключен из него в случае:

24.1. Назначения на вышестоящую должность.

24.2. Назначения для дальнейшего прохождения службы в иное подразделение.

24.3. Достижения предельного возраста пребывания на службе.

24.4. Признания военно-врачебной комиссией ограниченно годным к службе.

24.5. Наличия неснятого дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 2-3 части 1 статьи 50 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации.».

11. Дополнить пунктом 24.1 следующего содержания:

«24.1. Исключение из кадрового резерва оформляется правовым актом руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России и доводится до сведения лица, включенного в него, под расписку в месячный срок со дня издания правового акта.».

12. Дополнить пунктом 27 следующего содержания:

«27. Руководители (начальники) органов, организаций, подразделений МВД России по итогам работы с кадровым резервом в прошедшем году ежегодно до 20 февраля направляют в Департамент государственной службы и кадров МВД России сведения о состоянии работы с кадровыми резервами (рекомендуемый образец — приложение № 2 к настоящему Порядку).».

13. В списке кадрового резерва (приложение к Порядку формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений):

13.1. В угловом реквизите слово «Приложение» заменить словами «Приложение № 1».

13.2. В графе «Образование (какое учебное заведение окончил, когда, специальность, квалификация, номер и дата документа об образовании (дополнительном образовании), наличие ученой степени и ученого звания)» слова «какое учебное заведение окончил, когда, специальность, квалификация, номер и дата документа об образовании (дополнительном образовании)» заменить словами «какую образовательную организацию окончил, когда, квалификация по специальности или направлению подготовки, номер и дата документа об образовании и (или) о квалификации».

14. Дополнить приложением № 2 следующего содержания:

«Приложение № 2
к Порядку формирования
кадровых резервов Министерства
внутренних дел Российской Федерации,
его территориальных органов и подразделений

Рекомендуемый образец

СВЕДЕНИЯ
о состоянии работы с кадровыми резервами

№ п/п Наименования показателей Прошедший год Текущий год
Количество сотрудников, включенных в кадровый резерв МВД России
1.1. из них на должности номенклатуры первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации и заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации
Количество сотрудников, назначенных на должности руководящего состава номенклатуры МВД России
2.1. из них состоящих в кадровом резерве МВД России
Количество должностей руководящего состава из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава (от начальника отделения и выше, за исключением должностей номенклатуры МВД России)
3.1. из них вакантных количество
из них вакантных более полугода
%
Сменяемость руководителей, указанных в пункте 3
4.1. из них прослуживших в замещаемой должности менее года
Количество сотрудников, включенных в кадровый резерв на должности, указанные в пункте 3
Количество сотрудников, назначенных на должности, указанные в пункте 3
6.1. из них состоящих в кадровом резерве количество
%
Количество сотрудников, исключенных из кадрового резерва
Количество сотрудников, состоящих в кадровом резерве, прошедших обучение в образовательных организациях МВД России количество
% (от числа состоящих в кадровом резерве)
Текущая потребность в обучении сотрудников, состоящих в кадровом резерве территориальных органов МВД России
9.1. на должности начальников территориальных органов МВД России на районном уровне
9.2. на должности заместителей начальников территориальных органов МВД России на районном уровне — начальников полиции
9.3. на должности заместителей начальников территориальных органов МВД России на районном уровне
9.4. на должности заместителей начальников территориальных органов МВД России на районном уровне — начальников следственных подразделений

Примечания:

1. В строках 2, 2.1, 4, 4.1, 6-8 сведения указываются только в графе «Прошедший год».

2. В строках 3, 3.1, 9-9.4 сведения указываются только в графе «Текущий год».».