Платежный агент

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы О платежных агентах замолвите слово… (Гордеева С.Н.)

О платежных агентах замолвите слово… (Гордеева С.Н.)

Дата размещения статьи: 15.08.2012

В редакцию журнала приходят письма от читателей с просьбами дать комментарий на тот или иной спорный вопрос. Сегодня в центре внимания ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о платежных агентах, в роли которых могут выступать операторы связи, принимающие платежи от населения различными способами: начиная от розничных точек продаж, использования терминалов и заканчивая переводом средств со счета абонента на счета организаций, за услуги которых принимается платеж. В статье приводятся ответы уполномоченных органов (Минфина, Банка России) и судей.

Вопрос: Вправе ли компания, являясь оператором по приему платежей, заключать договоры с физическими лицами на прием денежных средств в счет уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов?

Действующее законодательство предусматривает уплату налогов и сборов в наличной или безналичной форме (п. 4 ст. 58 НК РФ). Как правило, кредитные организации исполняют поручения налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) на перечисление денежных средств в счет уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему РФ (ст. 60 НК РФ). При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.
Физические лица — налогоплательщики (плательщики сборов, налоговые агенты) могут уплачивать налоги, сборы, соответствующие пени и штрафы через кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи при отсутствии банка. Налоговым кодексом не предусмотрена уплата налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов через платежных агентов (операторов по приему платежей), действующих согласно Федеральному закону от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Исходя из этой позиции, изложенной в Письме Минфина России от 05.04.2012 N 03-02-07/1-84, оператор по приему платежей не имеет права не только взимать с клиентов плату за прием обязательных налоговых платежей в бюджеты различных уровней, но и осуществлять такие платежи от имени физических лиц — налогоплательщиков.

Вопрос: В чем разница между деятельностью оператора по приему платежей (платежного агента) и деятельностью банковского платежного агента (субагента)?

Деятельность названных лиц регулируется различными нормативными актами. Оператор по приему платежей (платежный агент) руководствуется нормами Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Для банковского платежного агента приоритет имеют положения Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Если лицо совмещает деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), то ему нужно открыть отдельные специальные банковские счета по этим видам деятельности. Перевод средств между счетами оператора по приему платежей (платежного агента) и банковского платежного агента (субагента) не соответствует законодательству о национальной платежной системе. Объясняется это тем, что на данные счета денежные средства зачисляются с иных специальных банковских счетов, не имеющих отношения к совмещению функций оператора по приему платежей (платежного агента) и банковского платежного агента.

К сведению.

О платежных агентах замолвите слово… (Гордеева С.Н.)

Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей. Они являются операторами по переводу денежных средств и оказывают данные услуги в соответствии с Федеральным закон N 161-ФЗ и нормативными актами Банка России.

Вопрос: Обязана ли кредитная организация сообщать об операциях по специальному банковскому счету платежного агента, совершаемых в нарушение требований Федерального закона N 103-ФЗ?

В названном Законе установлен исчерпывающий перечень операций, которые могут осуществляться по специальному банковскому счету платежного агента:
— зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств, а также списанных с другого банковского счета платежного агента денег;
— списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика, а также денежных средств на банковские счета.
Проведение других операций по специальному банковскому счету платежного агента (оператора по приему платежей) не допускается. Нарушение этого запрета может стать основанием для признания кредитной организацией таких операций вызывающими подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Об этом банк вправе сообщить в финразведку, руководствуясь положениями Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Заметим, под действие этого Закона подпадают сами операторы по приему платежей. Они обязаны организовать внутренний контроль согласно установленным в подзаконных актах требованиям, так как отсутствие такого контроля и представление в финразведку недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, является основанием для привлечения к ответственности (ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, Решение Нижегородского областного суда от 14.03.2012 N 7-157/12).

К сведению. Решения налоговиков о приостановлении операций по счетам могут быть применены ко всем банковским счетам нерадивого налогоплательщика, включая специальный банковский счет платежного агента (оператора по приему платежей).

Вопрос: Может ли платежный субагент перевести деньги непосредственно на счет поставщика, минуя специальный банковский счет оператора по приему платежей?

Федеральным законом N 103-ФЗ предусмотрено право оператора по приему платежей привлекать платежного субагента для приема платежей, если такое право установлено заключенным им с поставщиком договором. Также определена обязанность платежного субагента для приема платежей заключить с оператором по приему платежей договор, по условиям которого платежный субагент обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей. Таким образом, принятые платежным субагентом от плательщиков денежные средства должны быть перечислены с его специального банковского счета на специальный банковский счет оператора по приему платежей, с которым у данного платежного субагента заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

* * *

В завершение нужно отметить, что Банк России рекомендует "подшефным" кредитным организациям доводить до платежных агентов информацию о требованиях к порядку приема платежей физических лиц, а также о положениях "противолегализационного" законодательства. Банкам предписывается проводить мероприятия по выявлению случаев несоблюдения клиентами, осуществляющими деятельность по приему платежей, требований Федерального закона N 103-ФЗ.
Для достижения указанной цели банкам рекомендовано включать в договоры, заключаемые с платежными агентами, положения, предусматривающие обязанность последних предоставлять по запросам кредитных организаций документы и информацию. Плюс к этому банки будут требовать письменные пояснения, подтверждающие соответствие осуществляемых операций требованиям законодательства, регулирующего порядок приема платежей физических лиц. Как видим, платежным агентам (операторам по приему платежей) придется не только хорошо изучить, но и соблюдать все установленные требования, чтобы работать в рамках закона.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Вовлечение в процесс расчетов финансовых посредников — платежных агентов позволяет поставщикам делегировать им право на сбор денег со своих клиентов за вознаграждение. К деятельности платежных агентов предъявляется ряд требований, среди которых — наличие спецсчета в банке. Однако следует иметь в виду, что далеко не каждый сборщик платежей является платежным агентом.

Сборщики платежей

С принятием Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" было положено начало деятельности финансовых посредников, которые на основании поручения, данного им поставщиками товаров, работ и услуг, в соответствии с заключенным между ними договором стали оказывать услуги, связанные со сбором платежей от физических лиц (клиентов поставщика) и с перечислением их за вычетом своего вознаграждения.
В сферу деятельности платежных агентов и привлекаемых ими платежных субагентов входит размещение в торговых центрах, магазинах и иных местах массового скопления людей платежных терминалов, при помощи которых можно отправить платежи за телефон и Интернет, уплачивать пошлины и штрафы, вносить коммунальные и иные необходимые платежи. Помимо поставщика услуг платежные агенты также взимают вознаграждение непосредственно с плательщиков при переводе денежных средств.
Размер такого вознаграждения платежный агент обязан доводить до сведения потребителей, размещая его непосредственно на платежных терминалах или в установленных в них программных комплексах, а также в иных доступных местах, обеспечивая тем самым сообщение потребителю информации в соответствии со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Размер вознаграждения платежного агента, взимаемого с потребителей, при этом не может быть предметом договора между платежным агентом и поставщиком услуг, поскольку их соглашение регулирует отношения только между ними и в силу п. 3 ст. 308 ГК РФ не создает обязанностей для потребителей, которые в нем не участвуют (Постановление ФАС УО от 14.02.2014 N Ф09-14673/13).
Также платежных агентов задействуют управляющие многоквартирными домами компании для выполнения операций, связанных с выставлением платежных документов жителям жилых домов, со сбором с них платежей за обслуживание дома и с перечислением их в пользу управляющей компании.
В качестве платежных агентов могут выступать также ресурсоснабжающие организации, которые привлекает управляющая компания для оказания тех или иных услуг по обслуживанию многоквартирного жилого дома, поскольку запрета на совмещение таких функций (поставка коммунального ресурса и оказание услуг по приему денег от жителей дома) Закон N 103-ФЗ не содержит (Постановление ФАС ДО от 07.02.2014 N Ф03-6576/2013). Помимо этого, услуги платежных агентов используются и в других сферах хозяйственной деятельности, где в связи с объемом поступающих платежей требуется финансовый посредник.
Расходную часть бюджета платежных агентов формируют затраты по обслуживанию платежных терминалов, плата за их размещение, вносимая собственнику торгового центра или иного объекта, где он монтирован, расходы по обслуживанию специального банковского счета, который обязаны использовать все платежные агенты в своей деятельности, и иные необходимые затраты.
Закон N 103-ФЗ не обязывает поставщиков услуг заключать в обязательном порядке договоры с платежными агентами, поскольку они вправе по своему усмотрению принимать плату от своих клиентов любыми удобными способами, реализуя тем самым свободу выбора способа оплаты своих услуг (ст. 421 ГК РФ). Соответственно, в тех случаях, когда договор с платежным агентом на прием платежей от своих клиентов поставщик не заключал, он не обязан открывать в кредитной организации специальный банковский счет для зачисления на него денежных средств. Он вправе принимать оплату на свой обычный расчетный счет, через кассу или любым иным доступным для него способом (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 03.12.2014 по делу N 33-9995/2014).
Взаимодействие поставщика услуг и платежного агента выстраивается на основании заключенного между ними агентского договора, в котором стороны оговаривают предмет поручения — обязательство платежного агента собирать платежи с клиентов поставщика услуг (принципала) и перечислять их в его пользу, размер вознаграждения платежного агента, срок и порядок его выплаты, срок действия договора, ответственность за нарушение обязательств и иные условия по усмотрению сторон.
Поставщик услуг должен при этом иметь в виду, что в зависимости от того, каким будет условие о сроке действия агентского договора, будет ясно, сможет ли он от него отказаться. Статья 1010 ГК РФ устанавливает, что агентский договор прекращается вследствие отказа одной стороны от его исполнения в случае, если договор заключен без определения срока окончания его действия. Из смысла указанной нормы права следует, что заявить об одностороннем отказе от агентского договора можно только в случае, если договор заключен без указания на срок его действия.
В связи с этим, если агентский договор предусматривает конкретный срок его действия, поставщик услуг не сможет в одностороннем порядке отказаться от него в любой момент, и платежный агент будет вправе собирать деньги с его клиентов и удерживать свое вознаграждение (Постановление АС ЦО от 07.11.2014 по делу N А68-8428/2013).

Требования к платежным агентам

Используемые платежными агентами платежные терминалы должны быть оборудованы контрольно-кассовой техникой, которую необходимо зарегистрировать в налоговом органе по месту постановки на учет платежного агента. Она должна быть исправна, опломбирована, иметь фискальную память с накопителями, контрольную ленту и часы реального времени, обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также представлять информацию для печати, иметь паспорт установленного образца и соответствовать иным требованиям, предусмотренным в ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт".
При этом выдаваемые платежным терминалом чеки должны иметь обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 5 Закона N 103-ФЗ, в частности наименование документа "кассовый чек", наименование оплаченного товара, общую сумму принятых денег, размер вознаграждения платежного агента, дату и время приема денег, номер кассового чека и контрольно-кассовой техники, адрес места приема денег и др.

Новое в блогах

В противном случае платежный агент может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (Постановления ВС РФ от 20.01.2015 по делу N 303-АД14-4174, ФАС ЗСО от 04.04.2011 по делу N А03-11941/2010).
При обращении к услугам платежного агента гарантией защиты прав поставщика является использование специальных банковских счетов (счет N 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика"), которые имеют особый правовой режим (ст. 4 Закона N 103-ФЗ, п. 4.44 Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, утв. ЦБ РФ 16.07.2012 N 385-П, п. п. 2.8, 4.14 и 11.1 Инструкции ЦБ РФ от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов").
По специальному банковскому счету платежного агента могут выполняться следующие операции: 1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; 2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; 3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; 4) списание денежных средств на банковские счета.
По специальному банковскому счету поставщика услуг могут осуществляться следующие операции: 1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; 2) списание денежных средств на банковские счета. Осуществление по специальным банковским счетам платежного агента и поставщика услуг каких-либо иных операций не допускается.
Поскольку аккумулируемые на специальном банковском счете платежного агента денежные средства подлежат перечислению в пользу поставщика услуг, они не являются собственностью самого платежного агента, и на них поэтому не может быть обращено взыскание по его обязательствам. До распределения денежных сумм на специальном счете и их перечисления в пользу поставщиков услуг на денежный остаток не может быть обращено взыскание по обязательствам самого платежного агента, даже несмотря на то что в составе общей денежной суммы имеется причитающееся ему с поставщиков услуг вознаграждение.
В связи с этим обращение взыскания на денежные средства платежного агента, находящиеся на специальном банковском счете, возможно только в том случае, если можно определить, в каком точно размере они принадлежат платежному агенту как должнику (Постановление ФАС ДО от 07.07.2014 N Ф03-2464/2014).
Если банк в нарушение данного требования все-таки списал со специального счета платежного агента находящиеся на нем денежные средства, то они могут быть с него взысканы как убытки по правилам, предусмотренным в ст. ст. 15 и 393 ГК РФ, поскольку допущенное им нарушение затрагивает интересы потребителей, с которых взимаются платежи для их последующего перечисления в пользу поставщика услуг, и может иметь социально значимые негативные последствия, такие как неперечисление денег ресурсоснабжающим организациям, отсутствие у последних достаточных денежных средств для проведения капитального ремонта, ликвидации аварий, катастроф и т.п.
Защита интересов взыскателя, который имеет подтвержденные вступившим в законную силу судебным решением требования к платежному агенту как к должнику, не может осуществляться за счет необоснованного ущемления прав и законных интересов добросовестных потребителей (Постановление АС УО от 22.12.2014 N Ф09-8256/14).
Помимо использования спецсчета платежные агенты также должны встать на учет в Росфинмониторинге в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 28.

Когда статус платежного агента не требуется

Поскольку деятельность платежных агентов напрямую сопряжена с приемом денежных средств от физических лиц через платежные терминалы, на специальный банковский счет и иным способом, требования Закона N 103-ФЗ в силу его ст. 1 не распространяются на деятельность по проведению расчетов:
— осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Законом N 103-ФЗ;
— между юридическими лицами и (или) ИП при осуществлении ими предпринимательской деятельности и (или) лицами, занимающимися частной практикой, и не ИП, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;
— в пользу иностранных юридических лиц;
— осуществляемых в безналичном порядке;
— осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Если все из перечисленных случаев не вызывают никаких затруднений при их применении на практике, то достаточно спорной является такая ситуация, как осуществление расчетов между юридическими лицами и (или) ИП при осуществлении ими предпринимательской деятельности и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися ИП, которая не связана с выполнением функций платежных агентов.
Если денежные средства собираются по цепочке и попадают к поставщику через посредников от конечного потребителя, который в оплату товаров, работ или услуг вносит наличные денежные средства, возникает вопрос: является ли задействованный в цепочке предприниматель, собирающий платежи, платежным агентом?
Уполномоченные государственные органы на этот счет отмечают, что статус платежного агента предприниматель получает только в случае осуществления им деятельности по приему платежей (письмо ФНС России от 19.04.2012 N АС-4-2/6601@), притом что такая деятельность для него является исключительной, и помимо нее он никаких хозяйственных операций не осуществляет (письмо Росфинмониторинга от 20.10.2010 N 07-02-34/3744).
Данная позиция также подтверждается сложившейся в настоящее время судебной практикой, где отмечается, что действие Закона N 103-ФЗ распространяется только на отношения, связанные с оказанием единственной услуги — прием платежей. Деятельность платежного агента состоит исключительно в приеме денег, и никаких иных самостоятельных услуг он не оказывает (Постановление ВС РФ от 29.05.2015 N 306-АД14-76). Выступая в качестве платежного агента, он не принимает никакого участия в оказании каких-либо услуг (Постановление ВС РФ от 10.06.2015 N 304-АД14-3005).
Если предприниматель не собирает платежей с конечных потребителей, а самостоятельно реализует услуги за плату (продажа авиабилетов, билетов на театральные и иные культурно-развлекательные мероприятия), то считается, что он не принимает платежи в пользу поставщика, а осуществляет посредническую деятельность по реализации услуг (Постановления Седьмого ААС от 17.02.2014 по делу N А02-1823/2013, 13 ААС от 16.10.2013 по делу N А56-26450/2013), тем более если наряду с ней он осуществляет иные виды хозяйственных операций, например продажу автовокзалом билетов на рейсы и предоставление комплекса услуг, составляющих инфраструктуру автовокзала (Постановление 3 ААС от 10.12.2012 по делу N А33-12927/2012).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Договор
с банковским платежным агентом

дата и место подписания

_________________, лицензия N ___(наименование оператора кредитной организации)___, выданная ___(наименование органа)___, именуем__ в дальнейшем "Оператор", в лице _________________, действующ__ на основании ___(должность, ФИО)___, с одной стороны, и ___(наименование организации или ФИО предпринимателя)___ в лице ___(должность, ФИО)___, действующ__ на основании _________________, именуем__ в дальнейшем "Платежныйагент", с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:
Понятия и определенияПонятия и определения настоящего Договора используются в смысле ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".Отдельные понятия и термины применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" — Федеральный закон.Электронное средство платежа — ___________(наименование, параметры с учетом_________________, далее — "ЭСП".п. 19 ст. 3 Федерального закона)Виды предоставляемых клиентам ЭСП — _________________, _________________, __________.

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Платежный агент обязуется совершать от имени и за счет Оператора-принципала указанные в п. 1.2 настоящего Договора юридические и иные действия, связанные с переводом денежных средств клиентов — физических лиц (далее — "клиенты"), в том числе без открытия банковских счетов в соответствии с законодательством, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу Платежного агента, а Оператор обязуется уплатить Платежному агенту вознаграждение за исполнение поручения.

1.2. Оператор поручает Платежному агенту:

1) принятие от клиента наличных денежных средств и (или) выдачу клиенту наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов;
2) предоставление клиентам ЭСП и обеспечения возможности использования ЭСП в соответствии с условиями, установленными Оператором по переводу денежных средств;
3) проведение идентификации клиента, его представителя и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Платежные агенты — новая категория субъектов предпринимательской деятельности

Платежный агент должен одновременно отвечать следующим требованиям:

1) проводить идентификацию клиента, его представителя и (или) выгодоприобретателя в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при переводе денежных средств без открытия банковского счета;
2) использовать специальный банковский счет (счета) для зачисления в полном объеме полученных от клиентов наличных денежных средств;
3) подтверждать принятие (выдачу) наличных денежных средств путем выдачи кассового чека, соответствующего требованиям ч. 10 — 13 ст. 14 Федерального закона;
4) предоставлять клиентам и иным лицам информацию, предусмотренную ч. 15 ст. 14 Федерального закона;
5) применять платежные терминалы и банкоматы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

1.4. По специальному банковскому счету Платежного агента могут осуществляться следующие операции:

1) зачисление принятых от клиентов наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета банковского платежного агента (субагента);
3) списание денежных средств на банковские счета.
Осуществление иных операций по специальному банковскому счету не допускается.

1.5. Контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, банкомата, применяемого Платежным агентом, должна обеспечивать выдачу кассового чека, содержащего следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа — кассовый чек;
2) общую сумму принятых (выданных) денежных средств;
3) наименование операции банковского платежного агента;
4) размер вознаграждения, уплачиваемого физическим лицом в виде общей суммы, включающей в том числе вознаграждение Платежного агента в случае его взимания;
5) дату, время приема (выдачи) денежных средств;
6) номер кассового чека и контрольно-кассовой техники;
7) адрес места приема (выдачи) денежных средств;
8) наименование и место нахождения оператора по переводу денежных средств и Платежного агента, а также их идентификационные номера налогоплательщика;
9) номера телефонов Оператора по переводу денежных средств, Платежного агента;

10) ________.
(иные реквизиты предусмотренные Договором)

1.6. Список мест использования Платежным агентом платежных терминалов или банкоматов с указанием адресов приводится в приложении N ___ к настоящему Договору.

1.7. Платежный агент вправе взимать с клиентов вознаграждение.

1.8. Оператор вправе осуществлять контроль за соблюдением Платежным агентом условий, установленных ст. 14 Федерального закона, Договором и законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Порядок осуществления контроля Оператором по переводу денежных средств за деятельностью Платежного агента устанавливается нормативными актами Банка России и п. 1.9 настоящего Договора.

1.9. Оператор контролирует деятельность Платежного агента в следующем порядке: _______. (регламент контроля с учетом абз. 5 ст. 13.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности",

п. 2 ст. 7 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ

"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой

платежными агентами" и п. 20 ст. 14 Федерального закона)

1.10. Несоблюдение Платежным агентом указанных выше условий является основанием для одностороннего отказа Оператора от исполнения Договора.

1.11. Платежный агент не вправе передоверить другим лицам функции, указанные в п. 1.2 настоящего Договора.
Вариант. 1.11. Платежный агент вправе привлекать субагентов в порядке, установленном п. 2 и 4 ст. 14 Федерального закона.

(При необходимости: 1.12. Платежный агент страхует свой риск гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с Оператором на сумму не менее _______ рублей.)

1.13. Платежные терминалы или банкоматы, применяемые Платежным агентом при исполнении Договора должны содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

1) предоставление физическим лицам информации, предусмотренной ч. 13 ст. 13.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности";
2) прием от физических лиц информации о наименовании получателя платежа, наименовании платежа, размере вносимых Платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
3) прием денежных средств, вносимых физическими лицами;
4) печать кассовых чеков и их выдачу физическим лицам после приема внесенных денежных средств.

1.14. Банкоматы, используемые Платежным агентом, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством.

1.15. В случае изменения адреса места установки платежного терминала или банкомата Платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала или банкомата.

Копия указанного уведомления одновременно направляется Оператору.

1.16. Платежный агент гарантирует тайну операций по счетам и информации о счетах клиентов.

1.17. Платежный агент не вправе предоставлять клиенту денежные средства в целях увеличения Оператором остатка электронных денежных средств.

1.18. Оператор и Платежный агент осуществляют информационное и технологическое взаимодействие в следующем порядке: _______________________

______________________.

(технические параметры и регламенты взаимодействия)

1.19. Платежный агент и Оператор соблюдают правила платежной системы —

______________________.

(наименование платежной системы и правил)

2. ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Платежный агент обязан:

2.1.1. Обеспечить соблюдение установленного порядка осуществления платежей клиентов.

2.1.2. По графику инкассации сдавать Оператору полученные от клиентов наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой отдельный банковский счет (счета).

2.1.3. Предоставлять Оператору информацию о проведенных операциях и совершенных электронных сообщениях.

2.2. Оператор обязан:

2.2.1. Определять правила платежной системы, организовывать и осуществлять контроль за их соблюдением участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры.

2.2.2. Обеспечивать возможность досудебного и (или) третейского рассмотрения споров с участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры в соответствии с правилами платежной системы.

2.2.3. Оплачивать услуги Платежного агента.

3. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ПЛАТЕЖНОГО АГЕНТА

3.1. Оператор уплачивает Платежному агенту вознаграждение за оказанные услуги по тарифам Платежного агента.

3.2. Стороны еженедельно (ежемесячно и т.д.) проводят сверку расчетов по вознаграждению Платежного агента в течение ___ дней с момента ____________.

4. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ ТРЕТЬИХ ЛИЦ

4.1. Стороны принимают исчерпывающие меры по сохранению и документированию адекватных свидетельств для предъявления требований, исков и иных мер воздействия в отношении нарушителей правил оказания услуг.

4.2. По письменному запросу Стороны другая Сторона предоставляет ей или в суд необходимые материалы, документы, пояснения.

4.3. Споры с третьими лицами, не урегулированные путем переговоров, разрешаются в судебном порядке. При этом Стороны на основании настоящего Договора обязуются выступать совместно.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

5.1. Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

5.2. Платежный агент несет ответственность за реальный ущерб, причиненный Оператору вследствие неоказания (ненадлежащего оказания) услуг.

5.3. Правилами платежной системы ответственность Платежного агента за реальный ущерб может быть ограничена размером неустойки, за исключением случаев умышленного неоказания (ненадлежащего оказания) услуг.

5.4. Исполнение обязательств Платежного агента перед Оператором при осуществлении расчетов по Договору обеспечивается неустойкой в размере ____ процентов от суммы неисполненного обязательства за каждый день неисполнения.

5.5. Исполнение обязательств Платежного агента перед Оператором приосуществлении расчетов по Договору обеспечивается залогом ___(перечень залогов)___.

5.6. Исполнение обязательств Платежного агента перед Оператором при осуществлении расчетов по Договору обеспечивается поручительством ___(наименование, адрес, ИНН поручителя)___ от "___"_________ ____ г. N ___

на сумму _____ (_________) рублей.

5.7. Исполнение обязательств Платежного агента перед Оператором приосуществлении расчетов по Договору обеспечивается банковской гарантией___(наименование, адрес, ИНН гаранта)___ от "___"_________ ____ г. N ___ на сумму_____ (_________) рублей.

5.8. Исполнение обязательств Платежного агента перед Оператором приосуществлении расчетов по Договору обеспечивается задатком от"___"_________ ____ г. N ___ на сумму _____ (_________) рублей.

5.9. Исполнение обязательств Платежного агента перед Оператором приосуществлении расчетов по Договору обеспечивается страхованием рискагражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлениюрасчетов с Оператором на основании договора страхования с___(наименование, адрес, ИНН страховой организации)___ и полиса от"___"_________ ____ г. N ___ на сумму _____ (_________) рублей.

5.10. Исполнение обязательств Платежного агента перед Оператором приосуществлении расчетов по Договору обеспечивается ___(способ, предусмотренный Договором)___.

6. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

6.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами.

6.2. Срок действия Договора истекает "___"_________ ____ г.

6.3. Действие настоящего Договора прекращается в случае выполнения Сторонами своих обязательств по Договору в полном объеме. Истечение срока действия Договора не прекращает обязательств Стороны, если она не выполнила их в течение срока действия Договора.

6.4. Настоящий Договор может быть расторгнут досрочно на основании письменного соглашения Сторон либо по иным основаниям, установленным действующим законодательством Российской Федерации.

6.5. Договор не может быть прекращен в период перевода денежных средств.

7. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

7.1. Условия настоящего Договора, дополнительных соглашений к нему и иная информация, полученная Сторонами в соответствии с настоящим Договором, конфиденциальны и не подлежат разглашению.

8. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. Дополнительные условия настоящего Договора: ___________________.

8.2. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны Сторонами или надлежаще уполномоченными на то представителями Сторон.

8.3. Все уведомления и сообщения должны направляться в письменной форме или в электронном виде в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 160 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

8.4. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и Правилами платежной системы Оператора.
Правила платежной системы прилагаются к настоящему Договору и являются его неотъемлемой частью.

8.5. Договор составлен в двух экземплярах, из которых один находится у Платежного агента, второй — у Оператора.

9. РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

ПОДПИСИ СТОРОН

Правила платежной системы должны соответствовать ст. 20 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".

Специальный счет для платежного агента — мнение экспертов bankir.ru

26.01.2010

Просто удивительно, сколько вопросов и проблем может вызвать одна-единственная фраза в нормативном акте Банка России. Оказывается, так бывает, если эта фраза представляет собой характеристику нового счета.

Счет № 40821 «Платежный агент, банковский платежный агент» вводится в План счетов Указанием Банка России от 25 ноября 2009 г. № 2343-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2007 года № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2010 года.

Характеристика счета выглядит довольно лаконично. Это «отдельный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков, и осуществления расчетов при приеме платежей в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и статьей 13.1. Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Кроме этого, указывается лишь, что счет – пассивный, а аналитический учет ведется на счетах, открываемых по каждому агенту.

Как ни странно, 1 января в операционных залах кредитных организаций не выстроились длинные очереди банковских и небанковских платежных агентов, желающих немедля открыть себе «отдельные банковские счета». Впрочем, их можно понять: Положение № 302-П вместе со всеми его изменениями и дополнениями их мало интересует, а в Законах № 103-ФЗ и № 395-1 указания на обязанность агентов открывать и вести эти счета выглядят довольно расплывчато. К тому же, наверное, у них были другие важные дела первого января. А также второго, третьего и далее – по тринадцатое включительно.

Ну, а банкам (и особенно – банковским бухгалтерам) деваться некуда – для них скрупулезное выполнение Положения № 302-П и других нормативно-правовых актов Банка России куда важнее, чем новогодние праздники. Даже, может, важнее, чем выполнение всяких там Федеральных законов.

Сам счет и его характеристика, собственно говоря, никаких вопросов у банкиров при первом прочтении не вызвали.

Банковский платежный агент

Как это обычно бывает, проблемы возникли на этапе практической реализации.

Во-первых, самостоятельно открыть клиенту счет № 40821, как и любой другой банковский счет, кредитная организация не может. А клиенты, как уже было сказано, не толпятся у дверей, размахивая заявлениями на открытие счетов. Продолжают себе спокойно сдавать наличность, извлеченную из терминалов, на свои действующие банковские счета.

Многие ли банки возьмут на себя смелость отказать агенту в приеме наличных в такой ситуации? Приходится выкручиваться: печатать и давать на подпись клиентам заявления на открытие счетов или делать дополнительные соглашения к договорам на расчетно-кассовое обслуживание.

Во-вторых, непонятно, как быть, если платежный агент сдает выручку в другой кредитной организации – не в той, где ведется его счет. У них, платежных агентов, такое сплошь и рядом происходит: понатыкают свои терминалы во всех населенных пунктах в радиусе 300 км, а выручку в родной банк везти не хотят. Вот и сдают в ближайшее отделение Сбербанка.

Возможность сдачи клиентами наличных денег для зачисления на счет, открытый в другой кредитной организации, предусмотрена пунктом 3.1. Положения Банка России от 24 апреля 2008 года № 318-П «О порядке ведения кассовых операций» (ее неординарность мы обсуждали полтора года назад). А теперь возникает новая проблема: если счет № 40821 ведет не тот банк, который принял наличность, то средства на этот счет поступят безналичным платежом. А это противоречит назначению счета – «для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков».

Тогда, может быть, счет № 40821 должен вести банк, принимающий наличные? Но это уже совсем другая история, достойная отдельного рассмотрения…

В-третьих, многие банковские агенты работают по предоплате. То есть рассчитываются с поставщиками услуг (например, операторами мобильной связи) своими деньгами, имеющимися на банковском счете. А затем пополняют счет, сдавая выручку, извлеченную из терминалов. Это значит, строго говоря, что если счет № 40821 пополняется только за счет выручки из терминалов, то он должен иметь признак «активный»: сначала – оплата, потом – пополнение счета.
Но так как счет № 40821 однозначно пассивный (где вы видели активный банковский счет?!), то приходится предположить, что на него зачисляются не только наличные денежные средства, полученные от плательщиков, но и другие поступления на счет агента – кредиты банков, например. Но это противоречит как термину «отдельный», так и имеющейся характеристике счета.

Возможен и третий вариант: предоплата осуществляется с основного банковского счета (например, 40802 «Физические лица – индивидуальные предприниматели»), на котором держится для этих целей некоторый неснижаемый остаток. Тогда средства со счета № 40821 должны перечисляться на счет № 40802 для пополнения этого остатка. И какой тогда смысл в открытии отдельного банковского счета в дополнение к основному? И что это за операция? Каким расчетным документом она оформляется? Или это и не расчетный документ вовсе – ведь расчеты осуществляются между двумя различными лицами, а у нас – между двумя счетами одного и того же лица?

И вообще, если Банк России имел в виду именно этот вариант, то его следовало бы прямо прописать в характеристике счета № 40821. Не так ли?

В-четвертых, не совсем понятно, является ли указанный «отдельный счет» банковским счетом в понимании Гражданского кодекса и Налогового кодекса. А это важно, так как выполнение требований каждого из перечисленных документов применительно к счету № 40821 неизбежно вызовет кучу вопросов. Навскидку – подлежат ли операции по этому счету приостановлению налоговыми органами? А средства на счете — аресту судебными приставами? Можно ли с этого счета списывать комиссию банка? Если это банковский счет в терминах Гражданского кодекса, то почему Положение № 302-П в противоречие с указанным кодексом ограничивает возможности использования такого счета? Если это другой счет, то чем он отличается от обычного банковского?

А здесь можно почитать о проблемах платежных агентов, с которыми они столкнулись, пытаясь открыть "специальный счет". Как выяснилось, многие банки отказывают агенту в открытии такого счета, ссылаясь на отсутствие указаний относительно режима использования "специального счета".

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия — по адресу http://kiosks.ru