По какому косгу

Общая информация о КВР

Денежные средства из федерального или местного бюджета используют в своей работе самые разные организации: главные распорядители бюджетных средств, автономные, бюджетные, а также казенные учреждения.

КОСГУ: что это такое и как их правильно применять

Они обязаны вести учет, регулярно разрабатывать планы и делать отчеты о расходах в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Применение специальных кодов видов расходов (КВР) регулируется Министерством финансов. Таким образом, муниципальные (государственные) расходы и доходы должны классифицироваться по разным особенностям: капитальные и текущие, планируемые и незапланированные, по принадлежности соответствующего бюджета, использованию КВР и другим.

Что такое КВР – расшифровка понятия

Вне зависимости от целенаправленности расходования денег из госбюджета, от муниципальных учреждений требуется постоянный контроль соблюдения адресного и целевого характера расходования выделенных денег.

Применение классификации в соответствии с требованиями Приказа Минфина №87-Н позволяет точно отразить структуру расходов бюджета учреждения в следующих пунктах:

  1. Выплаты при увольнении в связи с сокращением рабочего персонала или ликвидацией учреждения;
  2. Уплата взносов в соцстрах, фонд ОМС, а также Пенсионный фонд;
  3. Разделение выплат на денежные либо носящие натуральный характер;
  4. Разделение выплат с учетом категории получателей;
  5. Ассигнования для выплат гражданам в случаях, допускающих отсутствие трудового договора и аналогичных документов;
  6. Ассигнования для командировок;
  7. Подробное описание бюджетных капитальных трат;
  8. Ассигнования для администрирования исполнения властями различных публичных обязательств;
  9. Ассигнования на уплату налогов.

Правильная расшифровка КВР дает возможность тщательно и объективно проанализировать расходование бюджетных денег.

Основные понятия КВР и КОСГУ

Начиная с 2016 года, КОСГУ применяется только в рабочих планах, отчетности и учетах государственных организаций и учреждений. Классификация КОСГУ состоит из таких групп:

  1. 100 – доходы;
  2. 200 – расходы;
  3. 300 – поступление нефинансовых активов (НА);
  4. 400 – отданные НА;
  5. 500 – поступающие финансовые активы (ФА);
  6. 600 – израсходованные ФА;
  7. 700 – появление новых обязательств;
  8. 800 – уменьшение рабочих обязательств.

В 2015 году государственные и казенные учреждения начали применять коды видов расходов (КВР), разделенные на несколько групп:

  1. Затраты на выплаты рабочим;
  2. Оплата товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения государственных нужд;
  3. Социальные и другие выплаты населению;
  4. Затраты на капитальный ремонт различных объектов государственной собственности;
  5. Средства, проходившие по межбюджетному трансферу;
  6. Субсидия;
  7. Обслуживание государственного долга, а также другие ассигнования.

Классификация трат по кодам видов расходов при оформлении отчетов – одна из обязанностей муниципальных (государственных) учреждений. Поэтому необходимо крайне внимательно относиться к распределению трат на соответствующие категории.

КАК ОТРАЗИТЬ В УЧЕТЕ НЕУСТОЙКУ ПО КОНТРАКТУ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

 
    При неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по договору учреждение-заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (штрафов, пени). Задолженность по неустойке может быть погашена поставщиком путем перечисления денежных средств, а также удержанием неустойки из суммы, подлежащей выплате. В ряде случаев неустойку приходится уменьшать или списывать. Все эти операции имеют свои особенности отражения в учете.
 

Ответственность поставщика

    Если поставщик или подрядчик нарушил условия договора, учреждение-заказчик вынуждено защищать свои права по данному договору. Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется в том числе путем взыскания неустойки.
    Согласно ч. 1 ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
    В заключаемый контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных им (ч.

4 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе; далее — Закон № 44-ФЗ). Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. При этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (ч. 2 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Для чего используются коды КОСГУ

Если контракт выполнен не в полном объеме
В случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) выполнил работы, предусмотренные контрактом не в полном объеме, заказчик вправе расторгнуть такой контракт в одностороннем или судебном порядке, а также взыскать неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, или вправе вернуть обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней (письмо Минэкономразвития России от 10.04.2017 № Д28и-1555).

    Если все же просрочка исполнения обязательств (в том числе гарантийных) по вине поставщика имела место, то заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, направление требования об уплате неустоек является обязанностью, а не правом учреждения-заказчика.
    Неустойка делится на штраф и пени.

Все статьи Уплата налога на прибыль и НДС казенными учреждениями (Заболонкова О.)

Согласно БК РФ казенные учреждения должны перечислять (направлять) средства, полученные от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ по нормативу 100% (п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51, ст. ст. 57, 62 БК РФ). В соответствии с нормами НК РФ казенные учреждения являются плательщиками налога на прибыль и НДС. Как учреждениям платить налоги, если заработанные деньги они должны перечислять в полном, 100%-ном, размере? Разъяснения по этому вопросу Минфин дал в Письме 02.08.2012 N 02-03-09/3040. Приведем основные положения документа, а также укажем Письма ФНС, посвященные проблемам уплаты НДС учреждениями УИС.

По вопросу о порядке уплаты НДС и налога на прибыль казенными учреждениями Минфин сообщил следующее.
Согласно положениям пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС не признается выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Положениями пп. 14, 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
В соответствии с НК РФ оказание казенным учреждением услуг в виде передачи государственного (муниципального) недвижимого имущества в аренду не признается объектом обложения НДС.
Согласно законодательству РФ казенные учреждения могут быть созданы исключительно в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных (муниципальных) функций для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. На основании пп.

Что такое КВР — общая информация, расшифровка понятия.

33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы, полученные в результате осуществления деятельности, связанной с выполнением работ, оказанием услуг, выполнением государственных (муниципальных) функций, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций. Доходы казенных учреждений, получаемые ими при осуществлении деятельности, определенной уставом учреждения, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций в порядке, установленном ст. 251 НК РФ.
Положения ст. 146 НК РФ, исключающие из объекта обложения НДС оказание услуг (выполнение работ) казенными учреждениями, а также нормы ст. 251 НК РФ, исключающие доходы казенных учреждений, полученные в результате осуществления деятельности, связанной с выполнением работ, оказанием услуг, выполнением государственных (муниципальных) функций, из налоговой базы по налогу на прибыль организаций, не распространяются на реализацию государственного (муниципального) имущества.
В связи с этим реализация государственного (муниципального) имущества признается объектом обложения НДС, а доходы, полученные в результате осуществления данной операции, включаются в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Для уплаты указанных налогов получателю бюджетных средств должны быть доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств по виду расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей", ст. 290 "Прочие расходы" КОСГУ <1>.
———————————
<1> Указания о порядке применения бюджетной классификации, утв. Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н.

Обратите внимание! В ст. 290 "Прочие расходы" КОСГУ добавлен новый абзац, согласно которому уплата НДС и налога на прибыль (в части обязательств государственных (муниципальных) казенных учреждений) отражается по данной статье (Приказ Минфина России от 26.06.2012 N 89н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 180н").

Вместе с тем при принятии решения о высвобождении государственного (муниципального) имущества в случаях, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами РФ, при определении объекта обложения НДС и налогом на прибыль организаций доходы от реализации указанного высвобождаемого имущества учитываются в порядке, установленном для реализации (передачи) государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Соответственно, при реализации высвобождаемого имущества налоговая база по НДС в соответствии с НК РФ определяется налоговым агентом, а налог на прибыль организаций не уплачивается, поскольку публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль организаций.
Решение о высвобождении государственного (муниципального) имущества принимается в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.
В отношении высвобождаемого федерального имущества такой порядок утвержден Постановлениями Правительства РФ:
— от 24.06.1998 N 623 "О Порядке высвобождения недвижимого военного имущества внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, воинских формирований и органов";
— от 15.10.1999 N 1165 "О реализации высвобождаемого движимого военного имущества";
— от 23.04.2003 N 231 "О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий";
— от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом";
— от 29.12.2008 N 1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации".
В бюджетном учете операции по начислению и уплате НДС и налога на прибыль следует отразить следующими проводками.
Начислен НДС:
Дебет счета 1 401 20 290 "Прочие расходы"
Кредит счета 1 303 04 730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость".
Начислен налог на прибыль:
Дебет счета 1 401 20 290 "Прочие расходы"
Кредит счета 1 303 03 730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций".

Обратите внимание! Минфин подготовил проект приказа о внесении изменений в Инструкцию N 162н <2> (размещен на официальном сайте Минфина), которым предусмотрены указанные выше проводки. Приказ о внесении изменений должен будет применяться при составлении бюджетной отчетности начиная с отчетности за 2012 г.
———————————
<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Перечислен НДС в бюджет:
Дебет счета 1 303 04 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
Кредит счета 1 304 05 290 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам".
Перечислен налог на прибыль в бюджет:
Дебет счета 1 303 03 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций"
Кредит счета 1 304 05 290 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам".

Уплата НДС казенными учреждениями УИС

ФНС в Письме от 17.07.2012 N ЕД-4-3/11763@ рассмотрела вопрос применения НДС в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемых федеральными казенными учреждениями УИС, и сообщила следующее.
Согласно пп.

1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом п. 2 данной статьи определен перечень операций, не признаваемых объектами обложения НДС.
Так, в соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС. В связи с этим с 1 января 2012 г. услуги по производству товаров из давальческого сырья (материалов), оказываемые казенными учреждениями, не являются объектом обложения НДС.
Что касается реализации товаров, произведенных казенными учреждениями, такие операции в вышеуказанный перечень не включены. Поэтому осуществляемые федеральными казенными учреждениями УИС операции по реализации товаров подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
В соответствии с пп. 11 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождена внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями УИС произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Напомним, что аналогичные разъяснения по вопросам налогообложения производственной деятельности учреждений ФСИН, в частности НДС, были приведены в Письме Минфина России от 01.03.2012 N 03-03-05/21 <3>.
———————————
<3> Положения этого Письма рассмотрены в статье С. Валовой "Налогообложение производственной деятельности учреждений ФСИН", N 5, 2012.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

09.02.2015Между муниципальным образованием и некоммерческой организацией "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" заключено соглашение об уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в собственности муниципального образования.
Какой вид расхода и КОСГУ применять муниципальному образованию при уплате взносов?

По общему правилу собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (ст. 169 ЖК РФ). Такие взносы в том числе образуют фонд капитального ремонта (ч. 1 ст. 170 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта (ч. 2 ст. 170 ЖК РФ):
— перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
— перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Под региональным оператором понимается специализированная некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, ч. 1 ст. 182 ЖК РФ).
Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах (ч. 3 ст. 179 ЖК РФ).

Применение кодов видов расходов

Перечень и правила применения единых для бюджетов бюджетной системы РФ групп, подгрупп и элементов видов расходов приведены в пп. 5.2 раздела III "Классификация расходов бюджетов" Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н).
Перечень и порядок применения статей (подстатей) КОСГУ определен положениями Раздела V Указаний N 65н.
Обращаем внимание, что Указаниями N 65н прямо не предусмотрено применение конкретного кода вида расходов и кода КОСГУ при уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в собственности муниципального образования.
В пп. 5.2 раздела III Указаний N 65н содержится код вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества"*(1).
Данный вид расходов должен применяться прежде всего в том случае, если организация, с которой заключен соответствующий договор (контракт), принимает на себя обязательства:
1) выполнить определенные работы (по капитальному ремонту и (или) реставрации);
2) передать государственному (муниципальному) заказчику результаты выполненных работ на основании двусторонних документов (Акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и т.д.).
Кроме того, по виду расходов 243 подлежат оплате товары, работы и услуги, которые предназначены для осуществления организацией госсектора работ по капитальному ремонту и (или) реставрации (подрядным или хозяйственным способом).
При этом надо иметь в виду, что с учетом специфики, определенной нормами законодательства, в том числе ЖК РФ, взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов, можно рассматривать как расходы на капитальный ремонт, работы по которым будут выполнены в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта (ч. 1 ст.

Квр что это

182 ЖК РФ).
В то же время необходимо принимать во внимание, что согласно Указаниям N 65н по группе видов расходов 200 "Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд" осуществляется оплата обязательств, возникающих на основании государственных (муниципальных) контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ направлен на регулирование отношений по обеспечению государственных и муниципальных нужд в сфере закупок товаров, работ и услуг. Он регулирует правоотношения, связанные с заключением гражданско-правовых договоров (контрактов), предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч.

1, 4 и 5 ст. 15 данного Закона (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ специальным образом не регулирует вопрос заключения указанных в вопросе договоров заказчиком, являющимся владельцем помещений в многоквартирном доме, не исключает описанные в вопросе отношения из сферы своего регулирования (ч. 2 ст. 1 этого Закона) и позволяет размещать у единственного поставщика заказ только на управление многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности (п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Отсюда возникает вопрос о соотношении норм ЖК РФ и Закона N 44-ФЗ. С одной стороны, собственники помещений в многоквартирном доме не обязаны заключать договоры, указанные в ст. 181 ЖК РФ, по результатам торгов, а с другой стороны, при наличии принятого в установленном порядке решения о способе формирования фонда капитального ремонта заключение с региональным оператором соответствующего договора будет являться обязательным, в том числе и для уполномоченного органа, осуществляющего права собственника соответствующего публично-правового образования.
Не исключено, что отношения, связанные с заключением указанных в вопросе договоров, изначально не рассматриваются законодателем как связанные с необходимостью соблюдения порядка, предусмотренного Законом N 44-ФЗ. Действительно, в описанной ситуации обязанность заключить договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта возникает у организации госсектора в силу норм специального закона — ЖК РФ. Указанная обязанность возникает перед определенным лицом — региональным оператором и по существу независимо от воли организации госсектора: соответствующее решение не только принимается не этой организацией, но и не может быть исполнено с соблюдением положений Закона N 44-ФЗ. Это очевидным образом не укладывается в тот механизм, который предусмотрен Законом N 44-ФЗ для процедуры осуществления закупки.
Таким образом, в связи с неурегулированностью порядка заключения соглашения об уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в собственности муниципального образования, и в случае, если подобное соглашение будет заключаться без соблюдения порядка, предусмотренного законодательством о закупках, то применение группы видов расходов 200 "Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд" будет не в полной мере соответствовать требованиям Указаний N 65н.
В этом случае возможно применение кода из подгруппы вида расходов 850 "Уплата налогов, сборов и иных платежей", а именно кода вида расходов 853 "Уплата иных платежей". Указаниями N 65н предусмотрено, что по данному элементу отражаются расходы, в том числе платежи в форме паевых, членских и иных взносов (за исключением взносов в международные организации) и другие аналогичные расходы.

Применение КОСГУ

В части применения кодов КОСГУ в рассматриваемой ситуации следует учитывать, что Классификация операций сектора государственного управления (Приложение 4 к Указаниям N 65н) является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.
В соответствии с Указаниями N 65н на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ относятся расходы, связанные с содержанием, обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов. Под содержанием нефинансовых активов подразумеваются комплекс или отдельные виды работ, услуг, осуществляемых с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта.
При этом в подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ прямо указаны расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества.
Указаниями N 65н предусмотрена увязка кодов КОСГУ и кодов видов расходов классификации расходов бюджетов в соответствии с требованиями Таблицы соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления (Приложение 5 к Указаниям N 65н) (п. 5.1 этих же Указаний).
Применение подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ возможно в увязке с кодом вида расходов 243, но не предусмотрено в увязке с кодом вида расходов 853 "Уплата иных платежей".
При осуществлении расходов, предусмотренных для кода вида расходов 853, у получателя бюджетных средств не возникает встречного обязательства по передаче организации госсектора имущества или по выполнению в интересах организации госсектора работ, оказанию услуг. Такие расходы прямо поименованы в статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ, увязка с которой кода вида расходов 853 включена в Приложение 5 к Указаниям N 65н.

Вывод

С учетом изложенного полагаем, что при уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в собственности муниципального образования, следует рассматривать применение таких вариантов:
— код вида расходов 243 и код КОСГУ 225, если рассматривать осуществляемые расходы как расходы на предстоящий капитальный ремонт с учетом того, что некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" обязана организовать проведение подобного ремонта;
— код вида расходов 853 и код КОСГУ 290, если соглашение заключено без соблюдения порядка, предусмотренного законодательством о закупках (Законом N 44-ФЗ).
Приведенные выше положения Указаний N 65н при желании можно толковать как допускающие применение в рассматриваемой ситуации как одного, так и другого варианта.
При этом любое частное неофициальное разъяснение, пусть даже данное специалистами уполномоченных органов (вплоть до специалистов Минфина России), не даст должностным лицам Вашей организации "иммунитета" от претензий со стороны контролирующих органов по поводу некорректного применения кодов вида расходов и КОСГУ (нецелевого использования бюджетных средств).
В этой связи напомним, что оснований для применения административной ответственности не возникнет (или же решение о привлечении к административной ответственности легко может быть обжаловано в суде), если достаточно аргументированно показать, что расходы могли быть равным образом отнесены на несколько кодов КОСГУ (смотрите, в частности, п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

19 января 2015 г.

*(1) Применение кода вида расходов 243 в ситуациях, аналогичных рассматриваемой, встречается в рекомендациях независимых экспертов.

Все консультации данной рубрики

Вопрос

Федеральное казенное учреждение (арендатор) заключает договор аренды недвижимого имущества. Договором аренды предусмотрено компенсировать арендодателю расходы, связанные с налогообложением арендуемого имущества (налог на имущество).

В соответствии с положением Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.2011 г. № 180н, расходы учреждения на оплату договора аренды нежилого помещения подлежат отражению с применением вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» классификации расходов бюджета в увязке с подстатьей 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ. Оплата налога на имущество производится по виду расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога» по подстатье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Правомерно ли возмещение арендодателю расходов, связанных с налогообложением арендуемого имущества и, если правомерно, то по какому виду расходов и статьи КОСГУ следует производить расходы по возмещению арендодателю суммы уплаченных им налогов?

Ответ

При отнесении казенным учреждением расходов на соответствующий код Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) необходимо руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2011г.

Таблица соответствия КОСГУ и КВР в 2018 году

№ 180н.

Согласно п. 3.3.2 разд. III "Классификация расходов бюджетов" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, в рамках вида расходов 851 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога" классификации расходов бюджетов отражаются расходы федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) по уплате налога на имущество организаций и земельного налога (в том числе в период строительства объектов капитального строительства).

Положениями п.

1 ст. 374 Налогового кодекса РФ определено, что объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Пунктом 333 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, определено, что объекты недвижимого имущества, полученные учреждением в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, а также в возмездное пользование, кроме финансовой аренды, подлежат учету на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".

Соответственно, арендованное нежилое помещение, в силу вышеуказанной нормы Инструкции N 157н, на балансе арендатора учитываться не может. Таким образом, на учреждение-арендатора не может быть возложена обязанность по исчислению сумм налога, поскольку в рассматриваемой ситуации эту обязанность должен исполнить сам налогоплательщик (арендодатель) (ст 52, п.1 ст.373, п.1 ст.374 НК РФ).

Исходя из этого, применение учреждением-арендатором в рассматриваемом случае вида расходов 851 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога" не правомерно.

Касательно существа возмещения арендатором расходов по уплате налога на имущество исчисленного со стоимости имущества, переданного в аренду, необходимо отметить следующее.

В соответствии с п.2 ст.616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

В связи с этим представляется, что понесенные налогоплательщиком-арендодателем расходы по уплате налога на имущество, исчисленного со стоимости имущества, переданного в аренду по решению учреждения – арендатора могут быть в части возмещения налога отражены по подстатье 290 «Прочие расходы» в увязке с видом расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» классификации расходов бюджетов.

Также сумма налога на имущество может быть включена в состав арендной платы от арендодателя и тогда отражена по подстатье 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ в увязке с видом расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» классификации расходов бюджетов.