Подготовка кадров

Введение 3

1.Теоретические основы обучения и повышения

квалификации работников и система Российского образования. 5

1.1 Организация и методика производственного обучения 5

1.2 Управление профессиональным обучением кадров 11

2. Организация видов профессионального обучения рабочих. 13

2.1.Подготовка и переподготовка рабочих 13

2.2. Обучение рабочих вторым профессиям 16

2.3. Повышение квалификации рабочих 17

3. Повышение квалификации руководителей специалистов и служащих. 21

3.1 Самообразование и образование управленческого персонала. 21

3.2 Развитие карьеры руководителя. 27

3.3 Планирование и подготовка резерва руководителей. 30

3.4 Развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом. 34

Заключение 36

Список использованной литературы 39

ВВЕДЕНИЕ

Тема «Подготовка и переподготовка кадров предприятия» выбрана мной из-за того, что в современных условиях именно этот вопрос является актуальным для любого предприятия.

Повышение квалификации на предприятии — практически непрерывный процесс, который может заключаться как в новых концепциях, например концепции «обучающегося предприятия», так и в стандартных подходах… как например, различные семинары, обучение в институтах повышения квалификации высшего персонала или переподготовка рабочих.

Квалификация рабочих в современных условиях характеризуется такими признаками, как глубокие общеобразовательные технические и профессиональные знания, мастерство и профессиональная подвижность. Уровень развития рабочей силы непосредственно связан с изменением и совершенствованием технического базиса производства. Научно-технический прогресс в современных условиях влияет на всю систему производственных сил, затрагивая в первую очередь человека как главную производительную силу общества с его способностью трудиться, создавать материальные блага, меняя содержание и условия трудовой деятельности, место человека в производстве.

НТП порождает новые отрасли промышленности и углубляет специализацию производства. Это обуславливает возникновение новых профессий и специальностей и в то же время ведет к исчезновению профессий, связанных с отмирающим видом производства и труда. Интенсификация с использованием роботов, автоматизированных систем машин, электронной и микропроцессорной техники меняет функциональное содержание труда. Все большее значение в автоматизированном производстве приобретают более сложные функции с повышенными затратами умственной энергии (расчет, контроль, управление, техническое обслуживание машин и наблюдение за их работой). Все это приводит к изменению профессионально — квалификационного состава работников.

Также в условиях современного производства все больше возрастает значение психологического фактора рабочей силы, интеллектуальной деятельности работника, роста его производственной и общей культуры, умения воспринимать и обрабатывать научную информацию. В свою очередь рост культурно-технического уровня трудящихся является одним из важнейших условий обеспечивающих поступательный процесс общества. Влияние профессиональной подготовки рабочих на экономический рост состоит в том, что рабочие, обладающие необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов.

Еще одним важным моментом является характерная особенность современного производства использование ЭВМ, что требует дальнейшего совершенствования подготовки кадров к овладению этой техникой. Причем важной проблемой является необходимость изыскания и использования новых форм и методов подготовки кадров для работы с новейшей техникой, освоение которой имеет существенное значение для повышения эффективности производства. В связи с этим изменяется и сам процесс подготовки рабочих кадров. Целостная система подготовки кадров обеспечивающая воспроизводство квалифицированной рабочей силы в соответствии с потребностями развития производства и его постоянного технического обновления, должна быть рассчитана на то, чтобы воздействовать на каждого работника в ходе всей его трудовой деятельности. Каждая ступень обучения призвана быть продолжением предыдущей и в наибольшей степени отвечать как способностям и возможностям работника, так и потребностям производства.

1. Теоретические основы обучения и повышения квалификации работников и система Российского образования.

1.1.Организация и методика производственного обучения.

Обучающая деятельность предприятия представлена достаточно разнообразными ее видами (рис.

Подготовка и переподготовка кадров.

1.1.). Прежде всего, обращает на себя внимание, что обучение может быть организовано непосредственно на предприятии собственными силами. Во вне заводском обучение роль предприятия сводится к определению требований не только к количеству, но и к направленности обучения, закрепленных в соответствующих договорах на подготовку. Само обучение осуществляется в специально обучающих центрах, а также в системе высшего и среднего специального образования.

Система подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников на предприятии, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменение потребностей производства в рабочей силе, а с другой – предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами.

Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации:

1. выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;

2. определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;

3. правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

4. выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качественного обучения;

5. изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.

Существует еще одна разновидность задач производственного обучения, которая делится следующим образом:

1. при подготовке новых рабочих:

а) привитие обучающимся людям профессиональных навыков;

б) изучение наиболее рациональных рабочих приемов на основе опыта передовых производств;

в) освоение норм выработки, достижение качественных показателей;

г) усвоение правил техники безопасности и промышленной санитарии.

2. при повышении квалификации рабочих:

а) совершенствование имеющихся навыков;

б) освоение новых, более сложных работ и навыков;

в) освоение новой техники и технологии, изучение передовой организации производства;

г) Освоение новых методов и приемов труда и его организации.

Обучение невозможно без знания принципов обучения, т.е. основных положений, на которых базируется успешно организованная теория образования и обучения и успешно организованный учебно-производственный процесс.

Основные принципы обучения представлены в таблице 1.1.

По видам обучения

По формам обучения

По целевому назначению

Вне зависимости от места обучения

Рис. 1.1. Классификация обучающих функций предприятия

Таблица 1.1 — Основные принципы обучения.

В техническом обучении кадров на предприятии приняты следующие методы:

1. методы сообщения новых знаний:

а) объяснение;

б) рассказ;

в) беседа;

г) лекция;

2. методы закрепления материала

а) лабораторная работа;

б) экскурсия;

в) упражнение;

г) выполнение домашнего задания;

3. методы проверки и оценки знаний

Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения является получение образования.
Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень образования обусловливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями. Образование делится на два вида: общее и профессиональное. Образование должно осуществляться непрерывно.
Непрерывное образование — процесс и принцип формирования личности, предусматривающий создание таких систем образования, которые открыты для людей любого возраста и поколения и сопровождают человека в течение всей его жизни, способствуют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения (общения). Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку для изменяющихся условий и стимулирование постоянного самообразования.
Профессиональное образование как процесс — это одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат — подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения.
Обучение персонала — основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
Следует различать три вида обучения.Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения. Повышение квалификации кадров — обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности. Переподготовка кадров — обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров.

Service Temporarily Unavailable

Концепция специализированного обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но, с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства. Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту. Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных им в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющему склонность к научным исследованиям и обладающему талантом руководителя, педагога, политика, актера и т.п.
Таким образом, предметом обучения являются: знания — теоретические, методические и практические, необходимые работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте; умения — способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте; навыки — высокая степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль ; способы общения (поведения) — форма жизнедеятельности личности, совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.
В последнее время существенно возросло значение методов обучения квалифицированных кадров, согласно которым члены рабочих групп (до 10 человек) в регулярных встречах вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и вместе занимаются поиском возможностей ее решения (речь идет о японском методе «кружок качества», который применяется в США и Европе). В Германии этот метод называется «вместо учебы». Оба метода имеют ряд одинаковых, аналогичных особенностей: рабочие группы хотят управлять самостоятельно. Производственная иерархия в рабочей группе не имеет никакого значения, результаты работы группы представляются вышестоящим инстанциям. Группы отличаются друг от друга прежде всего постановкой цели. «Кружок качества» прежде всего старается подчеркнуть ориентированную на результат экономическую эффективность обучения квалифицированных кадров, в то время как группа «вместо учебы» на передний план выдвигает элементы обучения квалифицированного работника, ориентированные на личность, т.е. выработку манеры поведения, способы общения.
Задачи обучения для отдельных целевых групп:
1. Учащаяся молодежь. Теоретическая начальная подготовка вне сферы деятельности в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа — производство).
2. Специалисты с опытом работы. Повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности.
3. Руководители с опытом работы. Отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.п.
Методы обучения персонала на рабочем месте:
1. Направленное приобретение опыта. Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения.
2. Производственный инструктаж. Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой.
3. Смена рабочего места (ротация). Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов).
4. Использование работников в качестве ассистентов, стажеров. Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности.
5. Подготовка в проектных группах. Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач.
Характеристика видов обучения кадров:
1. Профессиональная подготовка кадров. Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь).
1.1. Профессиональная начальная подготовка. Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров).
1.2. Профессиональная специализированная подготовка. Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр).
2. Профессиональное совершенствование (повышение квалификации). Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт).
2.1. Совершенствование профессиональных знаний и способностей. Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность).
2.2. Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе. Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность).
3. Профессиональная переподготовка (пере¬квалификация). Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт).
Методы обучения персонала вне рабочего места:
1. Чтение лекций. Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта.
2. Программированные курсы обучения. Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний.
3. Конференции, семинары. Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях.
4. Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики. Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений.
5. Деловые игры. Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения.
6. Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей. Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.).
7. Рабочая группа («кружок качества» и «вместо учебы»). Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организации, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений.
Обучение квалифицированных кадров является эффективным в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибками в найме рабочей силы. Поскольку определение результатов, достигнутых с помощью обучения квалифицированных кадров, сопряжено с определенными трудностями, налицо экономическая эффективность обучения в форме снижения издержек, которые поддаются точному расчету. Обучение квалифицированных кадров затрагивает важные факторы социальной эффективности. Повышение профессионального мастерства положительно отражается на гарантии сохранения рабочего места, возможностях повышения в должности, расширении внешнего рынка труда, на величине доходов организации, на чувстве собственного достоинства и возможностях самореализации.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся 😉

Спасибо!

Подготовка и переподготовка кадров: учет и налогообложение

В условиях рыночной экономики актуальной задачей становится подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации, обучение работников смежным и новым профессиям.

Статьей 184 КЗоТ РФ для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников предусмотрена организация индивидуального, бригадного, курсового и других форм профессионального обучения на производстве за счет предприятий, учреждений, организаций.

Подготовка новых работников осуществляется из числа лиц, принятых на работу на предприятие и не имеющих специальности. Она может осуществляться путем индивидуального или бригадного обучения непосредственно на предприятии или с применением так называемой курсовой формы подготовки, которая предполагает освоение теоретического курса, проводимого в специальных учебных комбинатах, и прохождение практики собственно на предприятии.

Переподготовка имеет целью обучение новым специальностям работников, которые уже имеют какую-либо профессию, в связи с возникшими производственными потребностями. При этом могут использоваться те же формы обучения, что и для подготовки новых работников (индивидуальная, бригадная, курсовая).

С целью расширения профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям производится обучение вторым (смежным) профессиям. В таком случае, исходя из конкретных условий производства, на предприятии должен быть утвержден перечень вторых профессий, по которым проводится обучение.

Одной из основных обязанностей всех руководящих работников и специалистов является повышение квалификации, которое организуется на соответствующих курсах, в учебных заведениях системы повышения квалификации и переподготовки кадров и т.д.

Система повышения квалификации кадров может предусматривать следующие виды обучения:

  1. самостоятельное обучение работника по индивидуальному плану;
  2. участие в специализированных семинарах;
  3. краткосрочное обучение по месту работы или в учебных заведениях системы повышения квалификации;
  4. длительное периодическое обучение в учебных заведениях системы повышения квалификации;
  5. стажировка на других предприятиях, в учебных заведениях и т.п. (в т.ч. за рубежом);
  6. обучение в целевой аспирантуре или докторантуре по темам, интересующим предприятие;
  7. получение новой специальности (переподготовка) в академиях, на специальных факультетах вузов, институтах повышения квалификации.

По ряду профессий (в частности, для государственных служащих, бухгалтеров, аудиторов, врачей, патентных поверенных, оценщиков недвижимости, работников образовательных учреждений, прокуратуры, специалистов по ценным бумагам и др.) разработаны отдельные положения о повышении квалификации (аттестации). Например, Положение об аттестации федерального государственного служащего, утвержденное Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. N 353, Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров, утвержденное Институтом профессиональных бухгалтеров 29 сентября 1998 г., Протокол N 14, и т.д.

В соответствии с Положением о составе затрат (пп."к" п.2) расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

К такого рода расходам, в частности, относятся:

  • выплата работникам организаций средней заработной платы по основному месту работы во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • затраты по обучению учеников и повышению квалификации рабочих;
  • оплата отпусков с сохранением полностью или частично заработной платы, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством лицам, успешно обучающимся в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных учреждениях, в заочной аспирантуре, в вечерних и заочных общеобразовательных учреждениях, в вечерних профессионально — технических учреждениях, а также поступающим в аспирантуру с отрывом и без отрыва от производства;
  • оплата их проезда к месту учебы и обратно, предусмотренная законодательством;
  • затраты, связанные с выплатой стипендий, платой за обучение по договорам с учебными заведениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, затраты базовых организаций по оплате труда инженерно — технических работников и квалифицированных рабочих, освобожденных от основной работы, по руководству обучением в условиях производства и производственной практики учащихся общеобразовательных учреждений, средних профессионально — технических учреждений и средних специальных учреждений, студентов высших учебных учреждений.

Следует заметить, что оплата за обучение и получение аттестата профессионального бухгалтера, аудитора, оценщиков имущества и т.д. по действующему законодательству в себестоимость продукции (работ, услуг) в настоящее время не включается.

Необходимо обратить внимание на то, что в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются расходы, связанные с содержанием учебных учреждений и оказанием им бесплатных услуг (пп."к" п.2 Положения о составе затрат).

Все затраты, связанные с оплатой за обучение по договорам с учебными учреждениями в целях подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, включаются в себестоимость продукции в полном размере. Однако для целей налогообложения следует иметь в виду, что общая величина расходов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать двух процентов расходов на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) (п.1 и пп."к" п.2 Положения о составе затрат, Письмо Минфина России от 6 октября 1992 г. N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения" (с изменениями от 29 апреля 1994 г., 19 октября 1995 г.) — далее Письмо N 94.

Следовательно, для правильного определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль необходимо производить корректировку в части превышения вышеуказанного норматива по строке 4.1"ж" Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" (Приложение N 11 к Инструкции о порядке исчисления налога на прибыль).

Важным условием включения такого рода расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) является наличие заключенных договоров с государственными и негосударственными профессиональными образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), а также зарубежными образовательными учреждениями (Письмо N 94). Причем договоры с учебными заведениями должны быть заключены непосредственно предприятием, а не самим работником.

Государственная аккредитация образовательного учреждения — это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки слушателей государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений и образовательным программам дополнительного профессионального образования (Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями от 16 ноября 1997 г.) — далее Закон "Об образовании"), Приказ Минобразования России от 23 сентября 1996 г. N 113 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов"). Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится федеральными и ведомственными государственными органами управления образованием или по их доверенности иными государственными органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации.

Если договор на обучение (повышение квалификации, стажировку) заключен с зарубежным образовательным учреждением, факт наличия государственной аккредитации (лицензии) не имеет существенного значения (так как необходимость такой аккредитации (лицензирования) определена законодательством только для учебных заведений, находящихся на территории Российской Федерации) (ст.3 Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании", с изменениями от 16 ноября 1997 г.).

Следует учесть, что оплата за обучение в зарубежных образовательных учреждениях может быть отнесена на себестоимость продукции (работ, услуг), если имеется прямой договор между предприятием и иностранным учебным заведением (п.3 ст.57 Закона "Об образовании").

Руководствуясь требованиями Закона о бухгалтерском учете (п.1 ст.9) и Положения по ведению бухгалтерского учета (п.12) об обязательном оформлении оправдательными документами всех хозяйственных операций, предприятию, помимо договоров с учебными заведениями, необходимо иметь документы, подтверждающие факт оказания услуг по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров и их связи с производственным процессом (копию лицензии на ведение образовательной деятельности, акты об оказании услуг, справки об окончании курсов, копии дипломов, аттестатов, сертификатов и т.п.). Наличие договоров свидетельствует лишь о намерении сторон (предприятия и учебного заведения) совершить сделку и при отсутствии иных документов по фактическому выполнению и приемке работ (услуг) не может служить основанием для отнесения такого рода затрат на издержки производства или обращения.

Одним из важных условий включения в себестоимость затрат, связанных с необходимостью повышения квалификации (подготовки кадров), является обоснованность их связи с производственным процессом предприятия.

Любой вид обучения должен приводить к качественному изменению (приобретению) навыков специалистов, которые будут использованы ими непосредственно на производстве и в управлении предприятием.

Для обоснованного включения в себестоимость продукции (работ, услуг) расходов по оплате учебных отпусков студентов (аспирантов) и их проезда к месту учебы и обратно в бухгалтерии предприятия обязательно должен быть документ, подтверждающий успешное прохождение обучения этими лицами (пп."к" п.2 Положения о составе затрат).

Рассмотрим на примере схему и порядок отражения в бухгалтерском учете расходов на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров.

Пример.

Расходы на оплату труда, включенные предприятием в отчетном периоде в себестоимость продукции (работ, услуг), составили 100 тыс. руб. (цифры условные). Соответственно, для целей налогообложения норматив отнесения на издержки производства (обращения) расходов на обучение, подготовку и переподготовку кадров равен 2 тыс. руб. (100 тыс. руб. х 2%).

Таблица 1

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
тыс. руб.
1.

Подготовка и повышение квалификации кадров

Предварительная оплата
учебному заведению (НДС не
облагается

60, 76 51 3
2. Отнесение стоимости обучения
на издержки производства
(обращения) после фактического
оказания услуг
26, 44 60, 76 3

При составлении бухгалтерской отчетности за соответствующий период в Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" (Приложение N 11 к Инструкции о порядке исчисления налога на прибыль), производится корректировка на сумму превышения расходов на обучение и повышение квалификации, отнесенных на издержки производства (обращения), над установленным нормативом — 1 тыс. руб. (3 тыс. руб. — 2 тыс. руб.):

Таблица 2

Номер строки Показатели Сумма,
тыс. руб.
4 Прибыль для целей налогообложения
увеличивается на суммы:
4.1 превышения фактических затрат,
включенных в себестоимость продукции
(работ, услуг) над установленными
лимитами, нормами и нормативами по:
ж) расходам на подготовку кадров по
договорам с учебными заведениями
1

Бухгалтера предприятий часто сталкиваются с проблемой правильности включения стоимости обучения (повышения квалификации) работника данного предприятия в его совокупный доход для целей налогообложения подоходным налогом с физических лиц.

Законом РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (ст.3) и Инструкцией о подоходном налоге (п.8) не предусмотрено предоставление физическим лицам льгот по суммам, уплаченным предприятиями, учреждениями и организациями за получение ими высшего или среднего профессионального образования.

В налогооблагаемый доход физических лиц не включается стоимость профессионального обучения на производстве, организуемого в порядке ст.184 КЗоТ РФ, предусматривающей индивидуальную, бригадную, курсовую и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации, и стоимость среднего или высшего профессионального образования, бесплатное предоставление которого физическим лицам предусмотрено в законодательном порядке.

В законодательном порядке предоставление гражданам бесплатного получения высшего и среднего образования предусмотрено ст.5 Закона РФ "Об образовании" в случае получения такого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на конкурсной основе, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Также в совокупный доход физических лиц, направляемых на обучение (повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров, стажировку), не включаются суточные, стоимость проезда туда и обратно и проживания в месте нахождения образовательного учреждения. Оплата данных расходов производится за счет направляющего этих работников предприятия (то есть по месту основной работы) в порядке, предусмотренном п.6 Приложения к Постановлению Минтруда России от 29 июня 1994 г. N 51 "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнении монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации" (с изменениями от 15 июня 1995 г.).

Таким образом, оплата за счет средств предприятий обучения в системе среднего или высшего профессионального образования физических лиц, как состоящих, так и не состоящих с этими предприятиями в трудовых отношениях, подлежит включению в совокупный налогооблагаемый доход этих лиц в общеустановленном порядке (за исключением вышеуказанных случаев) (п.6 Инструкции о подоходном налоге, Письмо Госналогслужбы России от 17 мая 1996 г. N 08-1-07/584).

Отдельно хотелось бы рассмотреть вопрос, связанный с участием работников предприятий в различного рода семинарах и конференциях. Как правило, целью любых семинаров (конференций) является изучение проблемных вопросов, то есть получение сотрудниками новых знаний и информации, вызванное необходимостью их использования в производственном процессе или процессе управления данным предприятием.

Поэтому при наличии у образовательного заведения государственной аккредитации (лицензии), такого рода расходы необходимо включать в состав себестоимости продукции (работ, услуг) в качестве расходов на повышение квалификации.

При отсутствии аккредитации (лицензии) на право ведения образовательной деятельности стоимость услуг по проведению семинаров следует относить на издержки производства и обращения в качестве консультационных расходов (пп."и" п.2 Положения о составе затрат) (Письмо Госналогинспекции по г.

Москве от 29 августа 1994 г. N 11-13/11112 "О порядке отнесения затрат, связанных с проведением консультационных семинаров").

Кроме того, следует учесть, что включенная в общую плату за проведение семинаров стоимость некоторых видов услуг, предоставление которых физическим лицам в обычных условиях является платным (путевки, экскурсионное обслуживание, культурные программы, обеды (завтраки, ужины), банкеты и т.п.), независимо от того, предоставлялись ли они учебным заведением, имеющим государственную аккредитацию (лицензию), или организацией, не имеющей таких документов (например, туристической фирмой), подлежит зачислению в совокупный доход этих лиц в целях налогообложения (п.6 Инструкции о подоходном налоге).