Подтверждение получения требований ИФНС срок

«Главная книга»:

— В рамках камеральной проверки (при обнаружении ошибок и/или противоречий) инспекция может затребовать у налогоплательщика представления необходимых пояснений (документов). Выполнить это требование нужно в пятидневный срок <п.3 ст.88 НК РФ>.
По общему правилу, установленномуНалоговым кодексом, течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало <п.2 ст.6.1 НК РФ>. 
При этом срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях (если он не установлен в календарных) <п.6 ст.6.1 НК РФ>.
Следовательно, вы должны представить пояснения, необходимые налоговому органу, в течение пяти рабочих дней. Отсчет этого срока начинается на следующий день после получения вами требования, который определяется по дате квитанции о приеме, переданной по ТКС в налоговый орган <подп. 12, 13 Порядка, утв. Приказом ФНС от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168, ст. 19 Закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ>.
На то, чтобы отправить квитанцию в инспекцию, Налоговый кодекс дает 6 рабочих дней со дня отправки требования налоговым органом <п.5.1 ст.23, п.2, 6 ст.6.1  НК РФ>.  К примеру, инспекция направила вам по ТКС требование в понедельник 22 июня. Со вторника 23 июня по вторник следующей недели (30 июня) вы обязаны направить в инспекцию квитанцию о приеме этого требования. Со дня, следующего за датой отправки такой квитанции, начинает течь пятидневный срок для представления самих сведений. К примеру, вы отправили квитанцию в последний день – 30 июня. В этом случае именно 30 июня считается датой получения вами требования инспекции. Представить ей пояснения/документы вы должны в течение 5 рабочих дней: с 1 июля по 7 июля включительно. Таким образом, на требование, отправленное инспекцией по ТКС 22 июня, вы можете на законных основаниях дать требуемые пояснения вплоть до 7 июля.

КОГДА НА ТРЕБОВАНИЯ ИФНС МОЖНО ОТВЕТИТЬ ВЕЖЛИВЫМ ОТКАЗОМ

Итого – более двух недель. 
Однако учтите, что теперь многие спецоператоры так настроили свои программы, что требование невозможно прочитать пока вы не отправите квитанцию о его приеме. А некоторые инспекции иногда высылают требование по ТКС, прописывая в нем, что если в течение дня не будет сформирована квитанция о приеме, то требование будет направлено по почте. Напомним, что при направлении требования по почте оно считается полученным по истечении шестидневного срока с даты направления заказного письма <п. 1 ст. 93 и п. 4 ст. 93.1 НК РФ>.
Напомним также, что с 2015 года налоговый орган может приостановить операции по счетам налогоплательщика в банке в случае, если по ТКС не передана квитанция о приеме какого-либо из следующих документов:
(и) требования о представлении документов <п. 1 ст. 93 НК РФ, п. п. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ>;
(и) требования о представлении пояснений <п. 3 ст. 88 НК РФ>;
(и) уведомления о вызове в налоговый орган <пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ>.
Руководитель налогового органа (его заместитель) может принять соответствующее решение в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи такой квитанции <подп.2 п.3 ст.76 НК РФ>.

Электронный документооборот с налоговым органом

Приказом ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@ утверждены Методические рекомендации по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее — Методические рекомендации). Документ регулирует информационное обслуживание и информирование налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Форум технической поддержки СБиС++

Какие основные правила взаимодействия с налоговыми органами в электронной форме установлены данным документом? Какие документы можно получить из налоговой инспекции в электронном виде по ТКС?

Информационные услуги и информирование налогоплательщиков

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также приводить формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

В целях реализации порядка обмена электронными документами между налоговыми органами и налогоплательщиками (представителями) при предоставлении информационных услуг и информировании в электронной форме по ТКС в соответствии с Административным регламентом ФНС России <1> разработаны Методические рекомендации. Документом определены:

  • последовательность электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками с использованием электронной подписи (ЭП);
  • перечень обязательных функций и периодичность их выполнения для каждого участника взаимодействия, которые должны быть реализованы в соответствующих программных продуктах;
  • требования к временным характеристикам выполнения функций, программным продуктам, взаимодействию при нештатных ситуациях.

<1> Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утв. Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н.

Непосредственно участниками информационного взаимодействия являются налогоплательщики (представители), налоговые органы, специализированные операторы связи. При этом информационное взаимодействие налогоплательщика и налогового органа может происходить как через спецоператора, так и напрямую.

Какие документы можно получить в электронном виде по ТКС?

Информационные услуги налогоплательщикам (представителям) включают представление налоговыми органами в электронной форме следующих документов:

  • справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам (форма и Формат утверждены Приказом ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-12/39@);
  • справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов (форма и Формат утверждены Приказом ФНС России от 21.01.2013 N ММВ-7-12/22@);
  • выписки об операциях по расчетам с бюджетом (форма приведена в Приложении 4 к Методическим рекомендациям);
  • перечня налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, представленной в отчетном году (форма приведена в Приложении 5 к Методическим рекомендациям);
  • акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (форма утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@).

Обратите внимание! Ответы на запросы формируются автоматически на основании данных информационных ресурсов налоговых органов.

Формы документов представляют собой файлы формата RTF, XML, XLS, PDF. При этом имена файлов формата RTF, XLS должны соответствовать имени файла формата XML, но с расширением .rtf, .xls, .pdf.

Требования к налогоплательщику

Информационное взаимодействие в электронной форме по ТКС осуществляется между налогоплательщиками (представителями) и налоговыми органами, в которых налогоплательщики состоят на учете:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения ее обособленных подразделений;
  • по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества, транспортных средств;
  • по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, осуществляют информационное взаимодействие в электронной форме по ТКС с налоговым органом по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Налоговые органы по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика, по месту нахождения его обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ, взаимодействуют с налогоплательщиком через налоговый орган по месту его учета в качестве такого налогоплательщика.

Налоговые органы предоставляют данные информационные услуги в электронной форме по ТКС, если налогоплательщик (представитель) взаимодействует с ними по ТКС и зарегистрирован в качестве участника электронного документооборота в соответствии с требованиями системы электронного документооборота ФНС.

Средства криптографической защиты информации, используемые при информационном взаимодействии, должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством РФ и совместимы с аналогичными средствами, используемыми ФНС.

Основные принципы электронного документооборота

В процессе электронного документооборота стороны обмениваются следующими электронными документами:

  • запрос;
  • обращение;
  • информационное сообщение о представительстве;
  • квитанция о приеме;
  • уведомление об отказе в приеме;
  • подтверждение даты отправки;
  • ответ на запрос;
  • письмо налогового органа;
  • рассылка;
  • технологические электронные сообщения;
  • извещение о получении;
  • сообщение об ошибке.

К сведению. Подтверждение даты отправки — формируемый специализированным оператором связи или налоговым органом электронный документ, содержащий данные о дате и времени отправки налогоплательщиком (представителем), налоговым органом документа в электронной форме по ТКС.

Квитанция о приеме — формируемый налоговым органом электронный документ, подтверждающий факт приема на обработку представленного налогоплательщиком (представителем) запроса (обращения) в электронной форме по ТКС.

Извещение о получении — формируемое получателем для отправителя технологическое электронное сообщение, информирующее отправителя о получении электронного документа.

Формы и Форматы документов утверждены Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@.

Если налогоплательщик является участником электронного документооборота, чтобы получить информацию от налоговых органов, ему необходимо отправить в налоговый орган запрос (обращение) в электронной форме, подписанный ЭП. Если за информацией обращается представитель налогоплательщика, то необходима доверенность, подтверждающая его право на получение информационных услуг или ответа налогового органа, которая представляется налоговому органу до запроса (обращения). Копия доверенности сохраняется в налоговом органе в течение трех лет после истечения ее срока.

Право подписи электронной подписью участвующих в электронном документообороте документов имеют должностные лица налогоплательщика (представителя) и спецоператоры, чьи полномочия установлены (подтверждены) в соответствии с законодательством РФ. Документы, направляемые налоговым органом, подписываются с использованием средств электронной подписи, применяемых для автоматического создания электронных подписей в системе.

В ответ на запрос налогоплательщику (представителю) направляется комплект ответов и (или) уведомлений об отказе в приеме, сформированных налоговыми органами по месту учета налогоплательщика.

В Методических рекомендациях приведены основания, по которым информация по запросу налогоплательщика (его представителя) не предоставляется:

  • запрос направлен в налоговый орган, в компетенцию которого не входит предоставление информации по нему;
  • запрос не соответствует установленному формату;
  • запрос представителя налогоплательщика направлен без приложения к нему информационного сообщения о представительстве, подтверждающего в установленном порядке полномочия представителя на получение информации;
  • отсутствует ЭП налогоплательщика (представителя), владелец ЭП, подписавший запрос не имеет соответствующих полномочий, данные подписанта из запроса не соответствуют данным владельца сертификата ключа проверки электронной подписи, ЭП не соответствует документу.

В таких случаях налогоплательщику (представителю) направляется уведомление об отказе в приеме с указанием причины отказа.

При направлении запроса налогоплательщику должны учитываться следующие правила:

  • в одном запросе указываются сведения по одному налогоплательщику за один отчетный год, за один период;
  • в одном запросе может быть запрошен только один из перечисленных выше документов;
  • в запросе надо указывать дату, по состоянию на которую формируется ответ на него. В случае если в запросе не указана дата или указана будущая дата, ответ формируется на дату регистрации этого запроса в налоговом органе;
  • при направлении запроса на получение информации в целом по организации идентификатор конечного получателя в имени файла и реквизит "ИФНС" заполняются равными "0000", реквизит "КПП налогоплательщика" не заполняется;
  • дополнительные реквизиты запроса (КБК, ОКАТО/ОКТМО) могут заполняться при запросе выписки и акта сверки. В случае незаполнения дополнительных реквизитов ответ на запрос формируется по всем налоговым обязательствам налогоплательщика. В случае если в запросе указаны КБК и ОКАТО/ОКТМО, по некоторым из которых в налоговом органе отсутствуют открытые налоговые обязательства, налоговый орган формирует ответ только по открытым налоговым обязательствам. В случае если в налоговом органе отсутствуют открытые налоговые обязательства по всем указанным в запросе КБК и ОКАТО/ОКТМО, то в ответе делается соответствующая запись.

Отметим также следующие особенности представления отдельных документов в электронном виде:

  • справка о состоянии расчетов формируется в налоговом органе по всем открытым в нем налоговым обязательствам;
  • акт сверки предназначен только для информирования плательщика о состоянии его расчетов и не подлежит возврату в налоговый орган с заполненными графами "Данные налогоплательщика", "Расхождения", "Результаты совместной сверки";
  • при представлении справки об исполнении обязанности перечень ответов, сформированных налоговыми органами, в которых налогоплательщик состоит на учете по различным основаниям, предусмотренным НК РФ, автоматически анализируется, и при отсутствии задолженности проставляется запись "не имеет неисполненную обязанность". В противном случае налогоплательщику направляется справка с записью "имеет неисполненную обязанность" с указанием в приложении кодов налоговых органов, в которых он имеет неисполненную обязанность.

Хранение электронных документов

Согласно требованиям Методических рекомендаций отправленные и принятые электронные документы подлежат хранению в хранилищах электронных документов участников информационного взаимодействия совместно с соответствующими открытыми сертификатами ключей проверки ЭП. Это означает, что налогоплательщики, являющиеся участниками такого информационного взаимодействия, также обязаны выполнять данные требования по хранению электронных документов.

В хранилище электронных документов налоговых органов по каждому электронному документу должны иметься следующие сведения, предусмотренные Перечнем обязательных сведений о документах, используемых в целях учета и поиска документов в системах электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 N 477:

  1. адресант;
  2. адресат;
  3. должность, фамилия и инициалы лица, подписавшего документ;
  4. вид документа;
  5. дата документа;
  6. номер документа;
  7. дата поступления документа;
  8. входящий номер документа;
  9. ссылка на исходящий номер и дату документа;
  10. наименование либо аннотация документа;
  11. индекс дела;
  12. сведения о переадресации документа;
  13. количество листов основного документа;
  14. количество приложений;
  15. общее количество листов приложений;
  16. указания по исполнению документа;
  17. должность, фамилия и инициалы исполнителя;
  18. отметка о конфиденциальности.

Срок хранения электронных документов должен соответствовать Перечню документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденному Приказом ФНС России от 15.02.2012 N ММВ-7-10/88@.

Сроки хранения рассматриваемых документов не должны превышать пять лет. При этом срок хранения электронных документов аналогичен сроку хранения документов на бумажном носителе.

Программными средствами участников информационного взаимодействия должны быть обеспечены поиск, визуализация, сохранение в файл и печать электронных документов из хранилища электронных документов, а также их выгрузка на внешние носители в соответствии с заданными параметрами выборки электронных документов.

В Методических рекомендациях предлагается уничтожать электронные документы в порядке, предусмотренном Основными правилами работы архивов организаций, одобренном Решением Коллегии Росархива от 06.02.2002:

  • ежегодно на дела с истекшими сроками хранения составляется акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению;
  • акт о выделении документов к уничтожению составляется после сводных описей дел постоянного хранения за тот же период. Указанные описи и акты рассматриваются на заседании экспертной комиссии. Согласованные экспертной комиссией акты утверждаются руководителем.

При этом извещения о получении и сообщения об ошибке хранятся в хранилище электронных документов не менее шести месяцев по завершении процедуры документооборота.

* * *

На практике приведенные нормы означают, что если налогоплательщик является участником электронного документооборота с ФНС, то ему необходимо прописать в локальном акте порядок работы с налоговым органом в электронном виде (кто имеет право отправлять запросы, кому выдается доверенность на представление соответствующих интересов, кто согласовывает запросы, кто получает ответ на них и т.д.), а также порядок хранения электронных документов и их защиты от несанкционированного удаления.

Полный переход на электронное взаимодействие с ФНС — дело времени. Согласитесь, удобнее и быстрее получить перечень налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, представленной в отчетном году, или акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в электронном виде, не вставая из-за стола, чем сначала идти в налоговую инспекцию с письмом о представлении соответствующих документов, а потом через несколько дней их забирать. И делать это можно ежеквартально, а если есть необходимость — ежемесячно, что полностью исключит проблемы с налоговыми платежами. А в качестве бонуса налоговый орган будут присылать информацию, размещаемую на его стендах (стойках) и необходимую налогоплательщикам для исполнения ими обязанностей, предусмотренных НК РФ.

С.Г.Новиков

Эксперт журнала

"Налоговая проверка"

Service Temporarily Unavailable

3.2. Исчисление сроков вступления в силу НПА с учетом различных формулировок, указывающих на момент вступления в силу

Нередко в самих нормативных актах определен их порядок вступления в силу. При этом используются самые разнообразные формулировки, указывающие на момент вступления в силу, из них наиболее распространенными в федеральных нормативных правовых актах являются следующие:

— со дня официального опубликования;

— по истечении… со дня официального опубликования;

— по истечении… после дня официального опубликования;

— через… со дня официального опубликования;

— через… после дня официального опубликования.

Учитывая, что Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ и Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (пункты 7 и 12) допускается установление иного по сравнению с предусмотренными в них правилами порядка вступления в силу НПА, формулировки об условиях и порядке вступления этих актов в силу следует воспринимать максимально внимательно.

В первую очередь нужно различать формулировки "со дня официального опубликования" и "после дня официального опубликования". От этого зависит решение вопроса, в какой день (в день публикации или на следующий день после публикации) вступает документ в силу или какой день считать началом течения срока, если вступление документа в силу связано с истечением определенного срока.

Сторонники одной позиции считают, что если указано "со", то первым днем следует считать день официального опубликования, если "после", то срок начинает исчисляться на следующий день после публикации. Обосновывается эта точка зрения тем, что раз законодатель по каким-то причинам использует два разных предлога, значит, они различаются по смыслу, поэтому и понимать их нужно буквально.

Сторонники другой позиции считают, что независимо от формулировки "со" или "после" срок начинает течь на следующий день после публикации. В качестве аргумента приводятся правила исчисления сроков, установленные отраслевыми законами, например: Гражданским кодексом РФ (глава 11), Налоговым кодексом РФ . Также отмечается, что такой подход больше соотносится с положениями специальных нормативных актов, регулирующих общий порядок вступления в силу НПА, в числе которых Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ, Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (пункты 5, 6 и 12). В перечисленных актах при установлении общего порядка вступления в силу НПА используется предлог "после".

Поскольку в настоящее время законодательством не урегулирован вопрос, когда начинается и когда заканчивается течение срока, связанного с введением в действие документов, возможность привлекать для определения этих сроков существующие кодексы необходимо обсудить подробнее. Корректно ли в данном случае применение норм права по аналогии?

Существуют различные точки зрения по этому вопросу. По одной из них, использовать нормы отраслевых кодексов для исчисления сроков вступления в силу НПА нет оснований, так как этими кодексами устанавливается порядок исчисления сроков для регулирования конкретных видов правоотношений. Другая точка зрения предполагает возможность частичного использования норм отраслевых кодексов, в частности, статей 191 и 192 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), устанавливающих соответственно начало и окончание течения срока, определенного периодом времени. При этом следует исходить из допустимости применения гражданского законодательства по аналогии на основании статьи 6 названного Кодекса.

Но даже если частично и использовать нормы ГК РФ, то неоднозначность все равно остается. Так, статьей 192 установлено, что "срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока". Возникает вопрос: срок истекает в 00 часов или в 24 часа соответствующего числа последнего месяца срока? Например, нормативный акт опубликован 1 января и вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования. Если считать, что срок начал течь со дня публикации, т.е. с 1 января, то дату вступления в силу документа можно определить как 1 февраля (если срок истекает в 00 часов), так и 2 февраля (если срок истекает в 24 часа). А, применив статью 191 ГК РФ, в соответствии с которой течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, можно получить следующие варианты дат — 2 февраля и 3 февраля.

Ответ на требование налоговой по ТКС: сроки

Таким образом, при различных вариантах исчисления сроков можно получить разные даты.

Для иллюстрации неоднозначности в вопросе исчисления сроков вступления в силу НПА приведем примеры различных определений даты вступления в силу одного и того же документа.

Пример 1.

Параграф 1 "Подведомственность" главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был введен в действие через десять дней со дня его официального опубликования. Кодекс был опубликован в "Российской газете" 27.07.2002.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа определил дату введения в действие указанного параграфа — 6 августа 2002 года ( ФАС Западно-Сибирского округа от 08.08.2002 N Ф04/2741-501/А03-2002), а Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ — 7 августа 2002 года (Постановление Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11).

Пример 2.

Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Закон опубликован в "Российской газете" 31.05.2002.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа определил дату вступления в силу указанного Закона — 1 июля 2002 года ( ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2004 N Ф04/3382-1441/А27-2004), а Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа — 30 июня 2002 года ( ФАС Дальневосточного округа от 14.07.2004 N Ф03-А59/04-2/1507).

Ответы на требования: ФНС обновила правила

О сроках предоставления документов по требованию ИФНС

Распечатать

Вопрос:

         При получении требования о представлении документов от ИФНС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи получатель  обязан в течение шести дней со дня отправки налоговым органом  передать в ИФНС квитанцию о приеме указанного  документа. В тоже время в соответствии со статьей 93.1 НК РФ лицо, получившее требование, обязано представить истребуемые документы в течение 5 дней со дня получения требования. С какого дня нужно считать 5 дней — со дня получения требования или со дня отправки квитанции о получении данного требования?

 Ответ:

 Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

ст. 88, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред.

Срок ответа на требование налоговой

от 28.12.2016) {КонсультантПлюс}

Лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

ст. 23, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) {КонсультантПлюс}

 

Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ утвержден Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — Порядок).

        Согласно п. 12 Порядка требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика.

Приказ ФНС РФ от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ (ред. от 07.11.2011) "Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" {КонсультантПлюс}

Таким образом, исходя из положений Порядка, если требование о представлении документов (информации) направлено налогоплательщику в электронном виде, но фактически не открыто (не прочитано) налогоплательщиком, а квитанция о приеме не сформирована и не направлена в адрес налогового органа, такое требование не может считаться полученным налогоплательщиком. В подобном случае налоговый орган, на основании пункта 19 Порядка, должен направить налогоплательщику требование о представлении документов (информации) в бумажном виде.

 (Письмо ФНС России от 16.02.2016 N ЕД-4-2/2436@) {КонсультантПлюс}}

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

 ст. 6.1, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) {КонсультантПлюс}

К примеру, инспекция направила вам по ТКС требование в понедельник 22 июня. Со вторника 23 июня по вторник следующей недели (30 июня) вы обязаны направить в инспекцию квитанцию о приеме этого требования. Со дня, следующего за днем отправки такой квитанции, начинает течь пятидневный срок для представления самих сведений. К примеру, вы отправили квитанцию в последний день — 30 июня. В этом случае именно 30 июня считается датой получения вами требования инспекции. Представить ей пояснения вы должны в течение 5 рабочих дней: с 1 июля по 7 июля включительно. Таким образом, на требование, отправленное инспекцией по ТКС 22 июня, вы можете на законных основаниях дать пояснения вплоть до 7 июля. Итого — более 2 недель.

 ("Главная книга", 2015, N 14) {КонсультантПлюс}}

         Таким образом,  срок предоставления документов по  требованию пояснений от налогового органа начинает течение со дня отправки уведомления о получении данного требования.

Ответ подготовил:
Эксперт «Линии консультаций» НТВП «Кедр-Консультант»
Красноперова Мария Юрьевна

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

 
Ответ прошел контроль качества:
Рецензент — доцент  кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита ФГБОУ ВО "Ижевская ГСХА"

Селезнева  Ирина Ахматясавиевна

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).