Подводное культурное наследие

Конвенция об охране подводного культурного наследия

Составлен

2 ноября 2001 г.

Расположение

Париж

Эффективный

2 января 2009 г.

Стороны

Депозитарий

Генеральный директор Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры

Языки

Арабский, английский, китайский, французский, испанский и русский

Конвенция об охране подводного культурного наследия является договор , который был принят 2 ноября 2001 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Конвенция предназначена для защиты «всех следов человеческого существования, имеющих культурный, исторический или археологический характер», которые находились под водой более 100 лет. Это распространяется на защиту затонувших кораблей, затонувших городов, произведений доисторического искусства, сокровищ, которые могут быть разграблены, жертвоприношений и захоронений, а также старых портов, покрывающих дно океанов. Сохранение подводного культурного наследия важно, так как позволяет пересказывать многочисленные исторические события. В рамках своей обязанности проводить научные исследования и обеспечивать непрерывное просвещение о важности подводного культурного наследия ЮНЕСКО стремится сохранить эти объекты для удовольствия нынешнего и будущих поколений. Конвенция может обеспечить обычную основу для повышения осведомленности и борьбы с незаконным грабежом и пиратством в водах по всему миру. В качестве международного органа государства-члены конвенции соглашаются работать над сохранением затонувших культурных ценностей в пределах своей юрисдикции и в открытом море.

Подводное культурное наследие

Морское дно является «самым большим музеем в мире»

Подводное культурное наследие охватывает все следы человеческого существования, которые находятся или находились под водой и имеют культурный или исторический характер. Это включает в себя три миллиона кораблекрушений, такие как Титаник, Белитунг и 4,000 останков затонувшего флота Кублай Хана. А также ушедшие под воду руины и города, как остатки Александрийского маяка Фароса в Египет — одно из семи чудес древнего мира — и тысячи других затопленных доисторических сайтов.

На протяжении столетий целые города оказывались затопленными, и несметное количество кораблей погибло в море. Хотя эти останки, и другие элементы культурных ценностей зачастую не видны с поверхности воды, они надежно сохранились на дне озер, морей и океанов.

Такое наследие является свидетельством существования различных аспектов нашей истории, будь то безжалостность работорговли, жестокость войн, влияние стихийных бедствий, следы священных церемоний и религиозных верований или же мирный обмен и межкультурный диалог между различными регионами мира.

К началу страницы

В Санкт-Петербурге свое десятилетие отметила Ассоциация «Морское наследие: исследуем и сохраним!» Созданная 1 марта 2009 , ассоциация объединяет всех неравнодушных к морской истории государства – от физических лиц до крупных организаций: учебных заведений, учреждений культуры, редакций морских журналов, промышленных предприятий, исследовательских институтов и т.д. На пост Президента Ассоциации единогласно, уже в четвертый раз, была избрана Генеральный директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова.

В общей сложности, по ее словам, усилия в сфере изучения, сохранения и популяризации морского наследия объединили свыше сорока участников. В декабре 2010 года Ассоциация выступила с инициативой по созданию Межведомственная комиссия по морскому наследию. Почти за десятилетие, под руководством Председателя комиссии, адмирала В.А. Попова, было проведено 20 заседаний в различных регионах страны.

Активная работа, проводимая ассоциацией и межведомственной комиссии Морской коллегии позволила ввести в оборот сам термин «морское наследие».

— Традиционные суда, историческое судостроение, морская практика, яхтинг, музеи, архивы, мемориалы, — все аспекты материальной и нематериальной деятельности человека, связанной с морем, прибрежные ландшафты, удивительные по красоте природные комплексы, — все это составляет понятие общего для нас наследия, которое мы просто обязаны передать в сохранности будущим поколениям, — отметил член Правления Ассоциации «Морское наследие», ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Кижи» Юрий Наумов.

В 2014 в при Ассоциации под руководством Марии Гаврило был создан научный-экспедиционный центр. За 5 лет работы он организовал и провел 7 арктических экспедиций. Их цель – изучение биологического разнообразия и экосистем, экологии, проведение мониторинга объектов культурного наследия Арктики. Из основных достижений проекта — экспедиция на малом судне «Альтер Эго», вертолетные экспедиции по мониторингу и созданию особо охраняемых природных территорий. Благодаря поисково-исследовательской деятельности центра появился первый в мире выявленный подводный объект в Арктике, зарегистрированный в Министерстве культуры.

Но главным достоянием морской истории государства остаются, конечно же, его корабли.

Обращаясь к членам Ассоциации, вновь избранный Президент Светлана Сивкова отметила, что традиция сохранять суда и превращать их в музеи берет свое начало со времен Петра Великого. Сегодня таких кораблей-музеев в России меньше двух десятков. Они стоят на набережных многих крупных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Новороссийска, Мурманска, Калининграда…

Реконструкция и открытие мемориального комплекса истории Военно-морского флота (Москва), сохранение и передача в состав Музея Мирового океана последнего плавучего маяка «Ирбенский», активное содействие по передаче в состав военно-патриотического парка «Патриот» судна космической флотилии «Космонавт Виктор Пацаев» — это далеко не полный список результатов работы ассоциации и Межведомственной комиссии.

— Сберегая объекты морское наследия, мы сберегаем историческую память – фундамент для воспитания будущих моряков России, — говорит вице-президент ассоциации, Председатель правления, ректор Санкт-Петербургского морского технического колледжа им. Адмирала Д. Сенявина Виктор Никитин.

С 2013 года под эгидой ассоциации реализуется информационный проект «Знак «Морское наследие России». Отлитая в бронзе эмблема Ассоциации – своего рода оберег для тех артефактов морской истории, над которыми взято негласное шефство. За 10 лет знак установлен на 14 объектах, среди которых маяк «Балтийский» колесный пароход «Николай Гоголь» (Архангельск», аварийно-спасательное судно «Коммуна» (Севастополь), Военно-морской институт «Корпус Петра Великого», атомный ледокол «Ленин», НИС «Витязь» и другие.

В нынешнем году члены Ассоциации планируют установить подобные знаки еще на нескольких объектах морского наследия – от Владивостока до берегов Антарктиды, 200-летие открытия которой русской экспедицией под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева всей мировой общественностью будет отмечаться уже в 2020 году.

Для человечества рыбалка всегда была одной из главных причин для путешествия и изучения морей. Рыбалка и рыбаки являются неотъемлемой часть морской археологии.

Древние места рыбалки представляют собой большой археологический интерес, например ловля рыбы сетями и крючками во время исторических периодов являются источником информации, как о рыбалке, так и о месте рыбалки. Но часто рыболовство также оказывает и негативное влияние на погруженные под воду участки.

Воздействие рыбного промысла на затонувшие корабли похоже на воздействия сельского хозяйства на наземные археологические объекты. Рыбаки обладают лучшими знаниям в своей области, и были, по крайней мере, вплоть до прихода новых технологий, первыми открывателями сайтов. Однако рыбалка нередко имела и негативное воздействие на объекты культурного наследия. Зачастую связь между рыбаками и археологами бедна и является результатом отсутствия понимания. Сильная критика с обеих сторон может являться причиной, в то время как открытый диалог среди профессионалов наследия и профессионалов в области рыбной промышленности был бы целесообразен.

На сегодняшний день траление является серьезной проблемой для сохранения подводного культурного наследия. Воздействие траления на морское дно северного итальянского побережья Адриатического моря, например, является особенно разрушительным. «Rapido» и «turbossofiante» являются инструментами, применяемые рыболовецким флотом в Адриатическом море. «Turbosoffiante» буксирует большой ящик, весом в 350 кг по морскому дну для ловли мидий. В то же время, землечерпалка счищает слой песка оставляя за собой траншеи шириной в два метра и не менее 30 см в глубину. Вполне очевидно, что этот инструмент уничтожает все на своем пути. Хорошая новость заключается в том, что постепенно начинается регистрация сайтов, что дает им возможность иногда избежать воздействия рыбной промышленности. Тем не менее, необходимо предпринимать больше усилий в данном направлении.