Пограничный контроль

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНАХ ПОГРАНИЧНОГО КОНТРОЛЯ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА РФ 11 сентября 2000 г. N 455 (НЦПИ) В целях совершенствования правового регулирования служебной деятельности органов пограничного контроля Пограничной службы Российской Федерации и во исполнение требований статьи 9 Федерального закона от 4 мая 2000 г. N 55-ФЗ «О Пограничной службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 19, ст. 2021) приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение об органах пограничного контроля Пограничной службы Российской Федерации. 2. Личному составу Пограничной службы Российской Федерации изучить настоящее Положение в части касающейся и руководствоваться им в служебной деятельности. 3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Департамент пограничного контроля. Директор Федеральной пограничной службы Российской Федерации генерал — полковник К. ТОЦКИЙ 11 сентября 2000 г. N 455 ———————————————————————- Данный документ в государственной регистрации не нуждается (Письмо Минюста России от 12 октября 2000 г. N 8727-ЮД). УТВЕРЖДЕНО Приказом Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 11 сентября 2000 года N 455 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНАХ ПОГРАНИЧНОГО КОНТРОЛЯ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. Общие положения 1.1. Органы пограничного контроля Пограничной службы Российской Федерации (далее именуются — органы пограничного контроля) — органы управления (Департамент пограничного контроля Федеральной пограничной службы, отделы и отделения пограничного контроля региональных управлений Федеральной пограничной службы, пограничной и оперативных групп), соединения, воинские части (отдельные отряды пограничного контроля, отряды пограничного контроля, отдельные контрольно — пропускные пункты) и подразделения (контрольно — пропускные пункты, отделения пограничного контроля и посты пограничного контроля) Пограничной службы Российской Федерации, выполняющие задачи по организации и осуществлению пограничного контроля и пропуску через Государственную границу Российской Федерации (далее именуется — Государственная граница) лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, а также участвующие в выполнении задач, возложенных на войска Пограничной службы Российской Федерации (далее именуется — Пограничная служба). 1.2. В своей деятельности органы пограничного контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, международными договорами и соглашениями, правовыми актами Федеральной пограничной службы Российской Федерации (далее именуется — ФПС России) и настоящим Положением. 1.3. Структура и штат органов пограничного контроля утверждаются директором ФПС России. II. Основные задачи Органы пограничного контроля выполняют следующие задачи: 2.1. Осуществление государственного контроля за соблюдением режима Государственной границы в части касающейся и режима в пунктах пропуска через Государственную границу (далее именуются — пункты пропуска). 2.2. Выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленный режим Государственной границы и режим в пунктах пропуска. 2.3. Пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных во взаимодействии с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами. 2.4. Участие в выполнении возложенных на войска Пограничной службы задач и выполнение других задач, установленных законодательством Российской Федерации. III. Основные функции Органы пограничного контроля во исполнение возложенных на них задач осуществляют следующие функции: 3.1. Организация и осуществление пограничного контроля и пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. 3.2. Координация деятельности подразделений таможенного, санитарно — карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и транспортного контроля, а также инспекций государственного надзора, служб авиационной безопасности и служб, осуществляющих контроль за безопасностью движения на железнодорожном транспорте, созданных в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пунктах пропуска, и администрации пунктов пропуска по вопросам поддержания режима Государственной границы и режима в пунктах пропуска в интересах охраны Государственной границы. 3.3. Разработка проектов нормативных актов, регламентирующих деятельность органов пограничного контроля. 3.4. Подготовка предложений по совершенствованию деятельности государственных контрольных органов в пунктах пропуска, а также федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области охраны Государственной границы в пунктах пропуска. 3.5. Разработка и осуществление мер по выявлению и пресечению незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства. 3.6. Организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами ФПС России: учета фактических данных и статистических сведений о проследовавших через Государственную границу лицах и транспортных средствах совместно с таможенными органами; учета утерянных и объявленных недействительными документов на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации; учета иностранных граждан и лиц без гражданства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также лиц, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о запрещении выезда из Российской Федерации; учета поручений правоохранительных органов, органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, и службы судебных приставов; учета оперативных заданий по поручениям правоохранительных органов, органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, и службы судебных приставов; иных учетов, необходимых для выполнения установленных законодательством Российской Федерации задач и функций. 3.7. Изучение и обобщение опыта служебной деятельности, опыта соответствующих органов иностранных государств, внедрение положительных результатов в служебную деятельность. 3.8. Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, внесение предложений по решению содержащихся в них вопросов. 3.9. Подготовка предложений по согласованию актов Правительства Российской Федерации об установлении, открытии и временном закрытии пунктов пропуска. 3.10. Участие в работе межведомственных комиссий по приемке открываемых пунктов пропуска. 3.11. Организация специальной подготовки личного состава органов пограничного контроля. 3.12. Участие в кадровом обеспечении служебной деятельности органов пограничного контроля. 3.13. Ведение в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, производства по делам об административных правонарушениях, выявленных в ходе служебной деятельности, рассмотрение таких дел, осуществление контроля за производством по делам об административных правонарушениях, а также за перечислением средств, взыскиваемых в качестве штрафов и поступающих от реализации задержанных предметов контрабанды. 3.14. Участие в мероприятиях, проводимых оперативными органами Пограничной службы. 3.15. Организация морально — психологического обеспечения служебной деятельности и анализ морально — психологического состояния военнослужащих органов пограничного контроля. 3.16. Осуществление контроля за состоянием радиационной и химической обстановки в пунктах пропуска. 3.17. Подготовка предложений по обеспечению техническими средствами пограничного контроля, вооружением, военной и специальной техникой, а также о потребностях в финансовых средствах на закупку, эксплуатацию и ремонт технических средств пограничного контроля, вооружения, военной и специальной техники, и осуществление контроля за расходованием указанных средств по назначению. 3.18. Участие в организации и контроль за осуществлением всестороннего обеспечения органов пограничного контроля. 3.19. Иные функции, установленные законодательством Российской Федерации. IV. Основные полномочия В соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» <*> органы пограничного контроля при осуществлении служебной деятельности полномочны: ——————————— <*> Абзац первый статьи 11 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 17, ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1861; 1996, N 50, ст. 5610; 1997, N 29, ст. 3507; 1998, N 31, ст. 3831; 1999, N 23, ст. 2808). 4.1. Возводить и использовать необходимые инженерно — технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций, размещать и использовать вооружение, специальную технику, включая технические средства пограничного контроля, на предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации землях. 4.2. Находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей, а также сопровождать транспортные средства при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска и в обратном направлении, располагать на них пограничные наряды. 4.3. Проверять документы на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации у лиц, документы на транспортные средства, грузы, товары и животных, делать в указанных документах соответствующие отметки и при необходимости временно изымать такие документы, а также изымать недействительные документы. 4.4. Продлевать действие просроченных российских виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в местах, где отсутствуют представительства Департамента консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации. 4.5. Не пропускать через Государственную границу, независимо от наличия документов, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также лиц, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о запрещении выезда из Российской Федерации. 4.6. Производить досмотр транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения Государственной границы и режима в пунктах пропуска, перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации. 4.7. Осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы, режима в пунктах пропуска, доставление таких лиц в расположение органов пограничного контроля или иные места для выяснения обстоятельств нарушения. 4.8. Осуществлять административное задержание лиц, совершивших нарушения режима Государственной границы или режима в пунктах пропуска, на срок, установленный законодательством Российской Федерации, применять в соответствии с законодательством Российской Федерации иные меры административного воздействия за совершение правонарушений, отнесенных к ведению Пограничной службы. 4.9. Задерживать с санкции прокурора иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших незаконное пересечение Государственной границы, в отношении которых приняты решения о передаче их властям сопредельного государства или выдворении за пределы Российской Федерации либо приняты постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации на время, необходимое для исполнения решения, постановления. 4.10. Содержать лиц, подвергнутых административному задержанию, в помещениях, специально оборудованных для этих целей; задержанных по подозрению в совершении преступления и подозреваемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, — в изоляторах временного содержания или в помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, в необходимых случаях помещать таких лиц в следственные изоляторы уголовно — исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, изоляторы временного содержания и другие специально оборудованные помещения органов внутренних дел. 4.11. Приглашать лиц в подразделения органов пограничного контроля и получать от них объяснения об известных им обстоятельствах незаконного пересечения Государственной границы или иного нарушения режима в пунктах пропуска. 4.12. Передавать таможенным органам, а в отсутствие таможенных органов задерживать обнаруженные при осуществлении пограничного контроля перемещаемую через Государственную границу контрабанду и другие незаконно перемещаемые через Государственную границу товары, грузы и транспортные средства. 4.13. Временно ограничивать или запрещать в пунктах пропуска движение лиц и транспортных средств, а также производство различных работ, за исключением работ оборонного значения и работ, связанных со стихийными бедствиями или особо опасными инфекционными болезнями, в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 4.14. Использовать беспрепятственно в служебных целях средства связи, а при проведении поисковых мероприятий, доставлении лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, транспортные средства, принадлежащие государственным органам, органам местного самоуправления, организациям независимо от форм собственности и общественным объединениям, а в случае необходимости — гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства с возмещением владельцам, по их требованию, в установленном федеральным законодательством порядке расходов либо причиненного ущерба. Средства связи используются за исключением дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств и международных организаций. 4.15. Запрашивать и получать безвозмездно от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, общественных объединений информацию, необходимую для исполнения обязанностей, возложенных законом на органы пограничного контроля, за исключением случаев, когда федеральным законодательством установлен специальный порядок получения информации. 4.16. Вести необходимые для осуществления пограничного контроля и поддержания режима в пунктах пропуска регистрацию лиц и учеты фактических данных, статистику и использовать для этих целей информационные системы в порядке, не противоречащем законодательству. 4.17. Вести учет транспортных средств, грузов, товаров и животных, перемещаемых через Государственную границу. 4.18. Участвовать в осуществлении сотрудничества с органами пограничного контроля иностранных государств, другими органами и организациями по вопросам, входящим в компетенцию органов пограничного контроля, принимать от них и оказывать им гуманитарную и техническую помощь, обмениваться с ними на взаимной основе информацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и международными договорами. 4.19. Привлекать к решению задач в сфере защиты Государственной границы в пределах своей компетенции на добровольных началах граждан в составе общественных объединений, в качестве внештатных сотрудников органов Пограничной службы и в иных формах, а также поощрять граждан, отличившихся при защите Государственной границы. 4.20. Применять оружие, боевую и специальную технику, специальные средства, физическую силу и служебных собак в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 4.21. Требовать от перевозчиков возмещения фактических расходов на отправку иностранных граждан или лиц без гражданства, доставленных ими в Российскую Федерацию без установленных для въезда документов, в пункт, где иностранные граждане или лица без гражданства начали свою поездку, или в любое другое место, куда им въезд разрешен, а также фактических расходов на содержание и выдворение их за пределы территории Российской Федерации. 4.22. Вносить в установленном порядке в государственные органы, органы местного самоуправления, организации независимо от форм собственности, общественные объединения или должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено федеральным законодательством к компетенции Пограничной службы. 4.23. Реализовать иные права, установленные законодательством Российской Федерации. V. Организация деятельности 5.1. Органы пограничного контроля осуществляют свою деятельность во взаимодействии с войсками и другими органами Пограничной службы Российской Федерации и с соответствующими структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, иными организациями и учреждениями, имеющими отношение к международному сообщению. 5.2. Органы пограничного контроля возглавляют начальники, назначаемые на должности и освобождаемые от должностей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Начальники имеют заместителей. Начальники: осуществляют управление органами пограничного контроля; определяют задачи и функции подчиненных органов пограничного контроля, должностные и специальные обязанности военнослужащих и гражданского персонала органов пограничного контроля; несут персональную ответственность за выполнение возложенных на органы пограничного контроля задач; утверждают планы работы; издают в пределах своей компетенции акты; готовят предложения о выделении финансовых средств на изготовление и поставку технических средств пограничного контроля и других расходных материалов для обеспечения служебной деятельности и подготовки кадров за счет сметы ФПС России; готовят предложения по созданию и реорганизации органов пограничного контроля; готовят предложения по кандидатам для назначения на должности в органах пограничного контроля, а также о присвоении военнослужащим органов пограничного контроля воинских званий; готовят предложения об освобождении от должности военнослужащих и гражданского персонала органов пограничного контроля; в пределах предоставленных прав применяют поощрения и налагают дисциплинарные взыскания на военнослужащих и гражданский персонал органов пограничного контроля; готовят предложения об изменении структуры и штатов подчиненных органов пограничного контроля, о прохождении военной службы военнослужащими и осуществлении трудовой деятельности гражданским персоналом; организуют планирование и предоставление отпусков военнослужащим и гражданскому персоналу органов пограничного контроля; обеспечивают соблюдение режима секретности; пользуются правами, предоставленными им нормативными правовыми актами ФПС России; осуществляют другие полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами ФПС России. 5.3. Делопроизводство в органах пограничного контроля осуществляется в порядке, установленном актами ФПС России. 5.4. Всестороннее обеспечение органов пограничного контроля, военнослужащих и гражданского персонала производится в порядке, установленном правовыми актами ФПС России. 5.5. В отсутствие начальников их обязанности исполняет один из заместителей. 5.6. Заместители осуществляют полномочия начальников в соответствии со своими должностными обязанностями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 2. Органы федеральной службы безопасности

К органам федеральной службы безопасности относятся:

федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

ГАРАНТ:

См. Положение об управлениях (отделах) ФСБ РФ в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках), утвержденное Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. N 318

управления (отделы, службы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные и научные организации, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские подразделения и организации (далее — военно-медицинские организации), военно-строительные подразделения и иные организации и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

См. Положение об экспертных подразделениях в органах федеральной службы безопасности, утвержденное приказом ФСБ РФ от 31 января 2002 г. N 60

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции.

Часть четвертая утратила силу.

См. текст части четвертой статьи 2

Создание органов федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.

В органах федеральной службы безопасности запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.

В соответствии с положениями пункта 1 Порядка прием и учет заявлений осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях по месту жительства (пребывания) одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации или несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, в отношении которого подается заявление, а также дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации по месту проживания заявителя за пределами Российской Федерации.Таким образом с 12 июня т.г. пограничные органы прекращают прием заявлений граждан о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетних граждан Российской Федерации.

Порядок выезда из Российской Федерации несовершеннолетних граждан Российской Федерации регламентирован положениями статьи 20 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В соответствии с положениями статьи указанной статьи несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации, совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей.

В случае выезда из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации совместно с одним из родителей согласия на выезд ребенка за границу от второго родителя не требуется.

В случае если несовершеннолетний гражданин России выезжает из Российской Федерации без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие от одного из названных лиц (оригинал) на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить. При этом согласие от второго родителя также не требуется.

Согласно разъяснению Минюста России срок действия нотариального согласия в соответствии со статьей 190 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить — совершеннолетие, окончание срока действия паспорта или визы и т.д.

Поэтому нотариально заверенное согласие на выезд из Российской Федерации может быть выписано один раз вплоть до достижения ребенком совершеннолетия, при условии посещения им одних и тех же стран, указанных в этом согласии.

Просим обратить внимание на то, что в согласии обязательно должны быть указаны названия государств, которые ребенок намерен посетить. При этом названия сообществ, типа страны Евросоюза, страны СНГ и т.д. не допускаются.

Согласие родителей, оформленное нотариусом иностранного государства, должно содержать перевод на русский язык и быть соответствующим образом легализовано путем заверения его консульским загранучреждением МИД России или проставлением апостиля, предусмотренного Гаагской конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г.

Для въезда в Российскую Федерацию несовершеннолетнего российского гражданина оформление нотариально удостоверенного согласия не требуется, т.к. в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию.

Может ли ребенок выезжать из Российской Федерации, в случае если сведения о нем внесены в биометрические паспорта сопровождающих его родителей?

В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 г. № 13 «О порядке использования бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации», вступившего в силу 1 марта 2010 г., внесение сведений о детях в паспорт (биометрический), удостоверяющий личность родителя не дает права ребенку на выезд за пределы территории Российской Федерации без своего документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Может ли ребенок выезжать из Российской Федерации, в случае если сведения о нем внесены в заграничные паспорта сопровождающих его родителей старого образца (не биометрические)?

Выезд из Российской Федерации несовершеннолетних детей, сведения о которых внесены в паспорта сопровождающих их родителей старого образца (не биометрические, оформляемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 298), осуществляется по срокам действия этих документов, без необходимости оформления для ребенка отдельного паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Может ли один из родителей ограничить право на ребенка на выезд из Российской Федерации?

В соответствии с требованиям статьи 21 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.

При этом правила подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации (далее — Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2003 г. № 273.

В Пограничной службе ФСБ России имеется информация о несовершеннолетних гражданах, которым временно ограничен выезд из Российской Федерации, поступающая из ФМС России.

При выявлении таких детей в пунктах пропуска, они через государственную границу не пропускаются.

Одновременно, хотелось бы отметить, что родители, отправляющие своих несовершеннолетних детей за границу, во избежание конфликтных ситуаций в пунктах пропуска, должны заранее сами удостовериться в отсутствии у ребенка временного ограничения на выезд из Российской Федерации. Уточнить такую информацию можно как у второго родителя, так и в ФМС России, определенной Правительством Российской Федерации ответственным органом государственной власти по рассмотрению заявлений о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, принятия по ним решений, а также ведения централизованного учета таких заявлений.

Также, Пограничной службой ФСБ России проводится работа с транспортными компаниями и туристическими организациями по информированию лиц, собирающихся выезжать за границу, о порядке выезда из Российской Федерации и необходимых документах на право пересечения государственной границы Российской Федерации.

Но, несмотря на это, в пунктах пропуска продолжают возникать конфликтные ситуации, связанные с отказом в выезде несовершеннолетним гражданам из Российской Федерации, которые чаще всего провоцируют сами же родители, не убедившиеся в наличии или правильности оформления документов несовершеннолетних детей на право выезда из Российской Федерации.

Пограничной службой ФСБ России дано указание сотрудникам пограничных органов оказывать всяческое содействие не пропущенным через государственную границу несовершеннолетним гражданам. В том числе, в отправке их в сопровождении с их представителями по обратному маршруту; информированию родителей о сложившейся с их детьми ситуации; предоставлению мест для ожидания, пока кто-либо из родителей или законных представителей не прибудет за несовершеннолетним гражданином.

В какие страны несовершеннолетние граждане Российской Федерации могут выезжать при наличии свидетельства о рождении?

Для выезда из Российской Федерации в Республику Казахстан, Республику Беларусь, Киргизскую Республику, Республику Абхазия, Республику Южная Осетия и Украину для детей в возрасте до 14 лет в качестве документа на право пересечения государственной границы предусмотрено свидетельство о рождении с указанием принадлежности к гражданству Российской Федерации (с вкладышем или отметкой).

Вместе с тем, Правительством Украины принято решение о приостановлении с 1 марта 2015 года действия пунктов 1 и 5 перечня документов граждан Российской Федерации, определенного Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины, заключенного 16 января 1997 года, в части возможности выезжать, следовать транзитом, пребывать и перемешаться по территории Украины на основании паспорта гражданина Российской Федерации либо свидетельства о рождении (для детей возраста до 14 лет) с указанием принадлежности к гражданству Российской Федерации.

В связи с этим в пограничные органы направлено указание об осуществлении пропуска граждан Российской Федерации выезжающих в Украину по указанным документам в прежнем порядке и информировании их о возможном отказе пограничными органами Украины в пропуске через украинскую границу. Организовано размещение данной информации на информационных стендах в пунктах пропуска, а также проведена работа с представителями транспортных компаний – перевозчиков, имеющих транспортное сообщение с Украиной, о необходимости информирования граждан Российской Федерации об изменении украинской стороной порядка пропуска российских граждан в Украину.

Чем подтверждается гражданство Российской Федерации при выезде из Российской Федерации ребенка, не достигшего возраста 14 лет со свидетельством о рождении?

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» принадлежность к гражданству Российской Федерации, может быть подтверждена следующими документами.

1. Свидетельством о рождении с внесенными в него сведениями:

— о гражданстве Российской Федерации обоих родителей или единственного родителя ребенка (независимо от места рождения ребенка); — о гражданстве Российской Федерации одного родителя ребенка и если второй родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим, либо место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); — о гражданстве Российской Федерации одного из родителей и гражданстве иностранного государства другого родителя (при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации) — об усыновителях (усыновителе), состоящих (состоящего) в гражданстве Российской Федерации, по решению суда указанным в свидетельстве о рождении как родители (родитель) ребенка.

2. Свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации.

Если свидетельство о рождении выдано компетентным органом иностранного государства, такая отметка проставляется на документе, содержащим перевод на русский язык свидетельства о рождении. Указанный документ должен быть удостоверен проставлением на нем апостиля.

3. Свидетельством о рождении с вкладышем, подтверждающим наличие гражданства Российской Федерации (выданным в соответствии с ранее установленным порядком и сохраняющим свое действие).

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Царенкова Н.Ю.

ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ ФСБ РОССИИ В СИСТЕМЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОГРАНИЧНОЙ СФЕРЕ

Главным федеральным органом исполнительной власти по охране Государственной границы Российской Федерации является Федеральная служба безопасности, которая сейчас возглавляет единую огромную систему, состоящую из пограничных войск и органов. ФСБ России подчиняется Президенту РФ в отношении вопросов, закрепленных Конституцией РФ. В Указах Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314, от 20 мая 2004 г. N 649, от 11 августа 2003 г. N 960 указано, что руководство деятельностью Федеральной службы безопасности осуществляет Президент Российской Федерации .

В основные задачи ФСБ России входит: руководство пограничными органами и войсками; охрана Государственной границы РФ и государств — участников СНГ на основе двусторонних договоров; организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу РФ; проведение разведывательной деятельности, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности органов пограничной службы. Большой объем и напряженность работы в отношении задач по созданию современной системы охраны государственных рубежей способствовали определению приоритетов в работе пограничных органов Федеральной службы безопасности России.

Наиболее главными из них являются такие, как: борьба с разведкой и подрывной деятельностью иностранных спецслужб, организаций, государств, незаконной деятельностью преступных организаций, группировок и отдельных граждан на Государственной границе; создание масштабной укомплектованной армии пограничных войск и централизованной системы управления войсками; усовершенствование формы и способа по охране границ России и экономической зоны; работа по повышению качества пограничного контроля и деятельность по его соответствию международным нормам и стандартам; деятельность по развитию в сфере сотрудничества с пограничными войсками государств и координация деятельности, касающаяся охраны внешних границ и экономических зон

государств СНГ; создание с помощью силы и средств министерств и ведомств Российской Федерации усовершенствованных систем по освещению обстановки в территориальных, внутренних водах и исключительной экономической зоне. Усовершенствуя выполнение возложенных на нее задачи, пограничные органы ФСБ России участвует в деятельности по разработке и реализации государственной пограничной политики, пограничных основ России, составлению законодательных актов и других правовых документов касающихся вопросов по охране Государственной границы России и по разработке мер по предупреждению и пресечению в отношении незаконного пересечения Государственной границы России, по соответствию установленному пограничному режиму в пунктах пропуска через Государственную границу России.

Являясь главной основой сил обеспечения безопасности, ФСБ собирает и обрабатывает информацию по возникновению угроз безопасности нашего государства в области охраны Государственной границы и доводит ее до сведения Президента России, Правительства России, кроме того некоторым федеральным органам государственной власти и органам государственной власти в субъектах России.

По причине возложения в данное время на ФСБ РФ главных и дополнительных задач в области охраны Государственной границы, континентального шельфа и исключительной экономической зоны России всю деятельность пограничной службы условно можно распределить по следующим направлениям: полномочия в сфере охраны и защиты Государственной границ России: выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; деятельность в отношении дел о нарушении Государственной границы России; задержание под стражу лиц, которые совершили преступления и административные правонарушения; осуществление войсковой, разведывательной и контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности; организация по сотрудничеству с органами иностранных государств, занимающимися похожими задачами; заключение договоров, соглашений, участие в правовом оформлении и договорном закреплении Государственной границы; деятельность в сфере по использованию государственных и иных сил и средств для обеспечения охраны Государственной границы РФ: использование водного и воздушного пространства РФ, территории аэропортов, морских, речных портов, запрос для получения требуемой информации; получение и использование каналов, средств для связи; пользование средствами массовой информации для передачи важной информации населению; внесение представлений в органы РФ государственные, органы местного самоуправления, организации, также должностным лицам обязательных для исполнения представлений по устранению причин и условий, которые способствуют совершению преступлений или же административных правонарушений на Государственной границе России; взаимодействие с гражданами и должностными лицами по охране Государственной границы РФ: получение объяснений, о ставших известными, обстоятельствах преступлений или административных правонарушениях на границе; агитация граждан России

для охраны границы добровольно; применение оружия, специальных средств, боевой, специальной и другой техники, физической силы и служебных собак для обеспечения своей деятельности; регистрация лиц, учет полученных статистических и прочих сведений; создание и эксплуатация своих каналов связи; обеспечение безопасности в особых случаях; ФСБ обеспечивает безопасность объектов государственной охраны; обеспечивает собственную безопасность; принимает участие в охране дипломатических представительств и консульских учреждений России в иностранных государствах; участвует на территории РФ в выполнении задач по обеспечению режима чрезвычайного положения, ликвидации противозаконных вооруженных группировок и последствий ЧС природного и техногенного характера.

Федеральная служба безопасности России руководит пограничными представителями, назначенными на соответствующие участки Государственной границы России по международным договорам России. Основная цель пограничных представителей состоит в контроле за соответствием режима Государственной границы России. Пограничные органы ФСБ обеспечивают недопущение нарушений порядка пересечения Государственной границы лицами и транспортом, вывоз и ввоз через Государственную границу России грузов, товаров и животных, осуществления на Государственной границе РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности, для соответствующего выполнения международных договоров о Государственной границе России и ее режиме .

Для того чтобы решить вопросы по соблюдению режима Государственной границы России и урегулированию пограничных конфликтов, пограничный представитель назначает помощников, переводчиков, экспертов и других сотрудников в особом порядке, указанном Федеральной службой безопасности РФ. Данным лицам выдаются документы, указывающие их полномочия. Определение работы этих лиц относится к пограничным представителям. Для осуществления в полном объеме задач, касающихся охраны Государственной границы России, пограничным представителям предоставлены следующие привилегии: перемещаться через Государственную границу России в особом порядке, определенном соответствующими международными договорами РФ; осуществлять деятельность по организации на территории России или на территориях иных государств встречи с пограничными представителями таких государств по темам, относящимся к их компетенции и выражающим взаимный интерес, подписывать по итогам данных встреч протоколы, акты и прочие документы; привлекать, если потребуется специалистов к расследованию пограничных конфликтов; вести в пределах своей компетенции переписки с пограничными представителями иностранных государств; следить за выполнением от должностных лиц и граждан России, иностранных лиц и лиц без гражданства законодательства Российской Федерации о Государственной границе РФ и договоров Российской Федерации с сопредельными государствами о Государственной границе и режиме.

На интенсивную деятельность пограничных представителей указывают следующие данные — за 3 года пограничными представителями в Дальневосточ-

ном федеральном округе было улажено более 2800 различных пограничных конфликтов на территории Государственной границы РФ с КНР. Если указать подробнее, то это: 954 конфликтных ситуации при нарушении режима Государственной границы России; 763 конфликтные ситуации при нарушении пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах России; 145 конфликтов по нарушению режимов в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; 1 случай, связанный с противозаконным пересечением лиц через Государственную границу Российской Федерации. Кроме того, в систему пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации входит и государственный советник, специализирующийся на охране границы, который назначается на должность указом Президента России для осуществления Президенту Российской Федерации консультативной и экспертной помощи касающейся вопросов охраны границы, организации сотрудничества с определенными органами по реализации практических тем защиты интересов Российской Федерации на Государственной границе, в экономической зоне.

Полномочия сферы деятельности государственного советника России сводятся: к консультациям по вопросам касающимся осуществления охраны границы и экономической зоны; к разработке вариантов по проведению комплексной государственной политики РФ в области охраны государственной границы с государствами СНГ, прочими государствами. Для решения вопросов по охране границы и экономической зоны России советник принимает участие по взаимодействию с государственными органами России и государствами СНГ, исполняющими обязательства по управлению в области обороны, безопасности и охраны государственных границ и внешних отношений, различными общественными организациями, находящимися на территории РФ.

Государственный советник выдвигает предложения для усовершенствования законодательства в области охраны Государственной границы Российской Федерации и морской экономической зоны России, способствование по развитию системы охраны Государственной границы и морской экономической зоны, пограничного контроля, также пропуска через границу граждан, транспорта, по обеспечению социальной и правовой защиты военнослужащих пограничных войск, лиц, уволенных с настоящей военной службы, членов семей военнослужащих.

Оперативно-территориальными группами, постоянно реализующими в части своей компетенции национальную пограничную политику на особом участке Государственной границы Российской Федерации, являются региональные пограничные управления Федеральной службы безопасности РФ в федеральных округах и пограничные управления Федеральной службы безопасности РФ в приграничных участках.

В Дальневосточном регионе исполняют порученные им обязанности: Региональное пограничное управление ФСБ России по Дальневосточному федеральному округу, включающее в себя территории 3 региональных управлений (Дальневосточного, Тихоокеанского и Северо-Восточного), пограничные управ-

ления Приморского края, Амурской области, Хабаровского края, Еврейской автономной области. Региональное пограничное управление Федеральной службы безопасности РФ решает следующие задачи: недопущение незаконного пересечения Государственной границы России; обеспечение соблюдения различными юридическими и физическими лицами режима Государственной границы России, пограничного режима который действует в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; охрану морских внутренних вод, территориального моря, экономической исключительной зоны, континентального шельфа РФ, биологических и водных ресурсов Азовского моря и Каспийского, также запасов рыб, которые образуются в реках России, за территорией исключительной экономической зоны Российской Федерации.

От того что Россия имеет очень протяженные морские, речные, озерные границы, в структуре пограничных органов создали соединения по морской охране. Основная деятельность морской охраны состоит в осуществлении пограничной политики России в области охраны Государственной границы РФ на морских, речных, озерных участках и других водоемах, континентального шельфа и ее исключительной экономической зоны, в пресечении в системе угроз и вызовов национальным интересам Российской Федерации в зоне морского пограничного пространства. Охрана в области морского пограничного пространства предусматривает выполнение групп правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, технических, экологических, санитарных и прочих мер относящихся к защите интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз со стороны иных государств.

Основными задачами морских сил можно назвать следующие: охрана Государственных границ на морских, речных, озерных участках и прочих водоемах, обеспечение ее защиты в содействии с различными структурами федеральных и региональных органов исполнительной власти; охрана биологических ресурсов, находящихся в морских пограничных пространствах России и содействие государственному контролю в данной сфере; борьба с контрабандами, незаконными миграциями, ввозом и вывозом наркотиков, оружия, всех видов запрещенных грузов; участие в масштабных с зарубежными объединениях акциях в отношениях борьбы с международной преступностью, терроризмом и пиратством; осуществление помощи, спасения в зонах, в районах, которых несут пограничники служебно-боевую деятельность; обеспечивают выполнение международных конвенций и законодательства Российской Федерации в отношении по контроля за состоянием водной среды, охраной ее от загрязнений; осуществление иных правоохранительных функций в морском пограничном пространстве России; организация работы по недопущению и пресечению нарушений правового режима исключительной экономической зоны, территориального моря, внутренних вод; оказание содействия по обеспечению охраны биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, кроме того деятельность по государственному контролю в данных рай-онах.

При рассмотрении вопросов по осуществлении полномочий должностных лиц пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, нужно учитывать то, что это государственная организация, образующая основание системы по обеспечению безопасности личности, общества, государства на Государственной границе РФ. В административном праве полномочия указываются как отдельная часть по компетенции и статусу органов, должностных лиц, осуществляющих управленческие функции, указанные в законодательстве Российской Федерации .

В данном смысле полномочия должностных лиц пограничных органов имеют право и в тоже время и обязанность действовать в определенной ситуации способом, соответствующим российскому законодательству. Полномочие подразумевает его точное исполнение, в соответствии с механизмом законности. Служба должностных лиц пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации базируется на таких принципах как, соблюдение законности и гуманизма; уважение и соблюдение прав и свобод человека; уважение суверенитета и территориальной целостности государства Российской Федерации, нерушимости границ государства; мирного улаживания различных пограничных споров; всестороннего и комплексного, также выгодного обоим государствам сотрудничества друг с другом, выполняющих однотипные задачи; сочетания разных форм и методов осуществления деятельности; централизации управления.

Одновременно с административной деятельностью, состоящей особенно в предупреждении и пресечении правонарушений в сфере защиты Государственной границы Российской Федерации, требуется, отталкиваясь от множества аспектов государственного управления в сфере обеспечения национальной безопасности государства, определенно отметить направления работы пограничных органов: по защите прав и интересов личности, общества и государства; ведение оперативно-розыскной, войсковой, разведывательной и контрразведывательной деятельности; взаимодействие с иностранными государствами; заключение международных договоров и прочее.

Исходя из выше изложенного, пограничная деятельность это целенаправленная деятельность касающаяся защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации определенно от своего регионального управления на каждом участке, а Федеральная служба безопасности РФ — осуществляет деятельность по защите Государственной границы России полностью.

Главная цель указанной деятельности сосредотачивается в сфере обеспечения безопасности личности, всего общества и государства в области защиты Государственной границы Российской Федерации, в области охраны внутренних морских вод, территориального моря и исключительной экономической зоны, континентального шельфа России и ее природных ресурсов. Следовательно, охрана Государственной границы Российской Федерации пограничными органами и войсками Федеральной службы безопасности Российской Федерации ведется для недопущения незаконного ее пересечения, для соблюдения физическими и

юридическими лицами правового функционального режима Государственной границы России.

Указанные пограничные меры в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации являются частью в системе мер по обеспечению безопасности России.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Официальный сайт ФСБ Российской Федерации . — http://www.fsb.ru.

3. Сплавская Н.В. Экстремистская деятельность (экстремизм): теоретико-правовой аспект // Проблемы теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом Всероссийская научно-практическая конференция. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, 2015. С. 66-68.

5. Экштайн К. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской Конвенции. Учебное пособие для вузов. — М.: Nota Bene, 2014. — 496 c.

Деменкова Е.Б.

ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Российская Федерация — государство с самой большой в мире территорией, где без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, сложно сохранить территориальную целостность. Поэтому создание в России прокуратуры как отдельной власти — явление уникальное. Именно прокуратура призвана быть балансом, уравновешивающим другие ветви власти.

Со времени своего основания прокурорская деятельность совершенствуется. Развитие ее идет в соответствии с повышением статуса прокуратуры в качестве централизованного органа федерального значения по обеспечению правозащитного контроля, с наделением прокуроров дополнительными полномочиями

24 января 1992 года было образовано Министерство безопасности РФ на базе упраздняемых Межреспубликанской службы безопасности и Агентства федеральной безопасности РСФСР (в мае-ноябре 1991 года — Комитет государственной безопасности РСФСР, имевший статус союзно-республиканского государственного комитета).

В декабре 1993 года Министерство безопасности было упразднено, создана Федеральная служба контрразведки (ФСК).

Новейшая история органов безопасности России начинается с 3 апреля 1995 года, когда президент РФ Борис Ельцин подписал закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», на основании которого Федеральная служба безопасности (ФСБ) является правопреемником ФСК.

В 2003 году ФСБ РФ были переданы функции упраздненных Федеральной пограничной службы Российской Федерации (ФПС РФ) и (частично) Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) при президенте РФ.

К органам федеральной службы безопасности относятся: Федеральная служба безопасности РФ (федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности); территориальные органы безопасности (управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам РФ); органы безопасности в войсках (управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления); пограничные органы (управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе); авиационные подразделения; образовательные учреждения, центры; подразделения специального назначения; научно-исследовательские подразделения; экспертные, судебно-экспертные подразделения; военно-медицинские подразделения.

ФСБ России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Органы Федеральной службы безопасности осуществляют контрразведывательную деятельность; борьбу с терроризмом; борьбу с преступностью; разведывательную деятельность; пограничную деятельность; обеспечение информационной безопасности. Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

ФСБ России имеет право осуществлять внешние контакты со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами, а также; заключать в установленном порядке и пределах своих полномочий международные договоры РФ.

В настоящее время ФСБ России поддерживает официальные контакты с 142 спецслужбами, правоохранительными органами и пограничными структурами 86 государств. В 45 странах мира функционируют аппараты официальных представителей органов федеральной службы безопасности в иностранных государствах.

Международное сотрудничество органов безопасности сосредоточено на противодействии общим вызовам и угрозам, прежде всего международному терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, транснациональной организованной преступности и незаконной миграции.

Осуществляется активное взаимодействие органов безопасности с зарубежными партнерами по линии таких международных структур и институтов, как ООН, «Группа восьми», Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет государств балтийского моря, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Совет Россия — НАТО, Конференция руководителей специальных служб тюркоязычных государств.

С 2004 года ФСБ России осуществляет деятельность, направленную на углубление многостороннего антитеррористического взаимодействия спецслужб в формате Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС).

Руководит деятельностью Федеральной службы безопасности президент РФ. Управление ФСБ осуществляется директором, назначаемым на должность и освобождаемым от должности президентом РФ.

Директором ФСБ России с мая 2008 года является генерал армии Александр Бортников.

По словам директора ФСБ России Александра Бортникова, в 2014 году спецслужбы и органы правопорядка РФ предотвратили 59 преступлений террористической направленности, в том числе восемь терактов. Были проведены 74 контртеррористические операции и более 16 тысяч оперативно-боевых мероприятий, в результате которых нейтрализовано 233 бандита, в том числе 38 главарей. Задержаны 637 членов бандподполья и их пособников. Из незаконного оборота изъято 272 самодельных взрывных устройства, значительное количество огнестрельного оружия и иных средств поражения.

Благодаря слаженной работе ФСБ, силовых и правоохранительных структур при координирующей роли Национального антитеррористического комитета в 2014 году преступлений террористической направленности совершено в 2,6 раза меньше, чем в 2013 году. За последние пять лет их общее количество сократилось более чем в девять раз.

В 2014 году в ходе спецопераций ФСБ РФ пресекла деятельность 52 кадровых сотрудников и 290 агентов иностранных спецслужб. В течение года были пресечены 74 миллиона кибератак на официальные сайты российских структур и государственных органов, выявлено свыше 25 тысяч интернет-ресурсов с публикациями, нарушающими закон. Прекращена работа более 1,5 тысяч экстремистских сайтов.

Органы государственной безопасности РФ в 2014 году предотвратили нанесение государству ущерба от коррупционных действий в размере около 142 миллиардов рублей, было возбуждено свыше пяти тысяч уголовных дел по преступлениям коррупционного характера, в том числе 1590 дел в отношении сотрудников госкорпораций и компаний с государственным участием, осуждено свыше 1200 лиц.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников