Полномочия налоговых органов

Полномочия ФНС

Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1. осуществляет контроль и надзор за:
1.1. соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
1.2. представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
1.3. выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья;
1.4. фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
1.5. осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
1.6. соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;
1.7. полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
1.8. проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;
2. выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:
2.1. производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции;
2.2. производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;
2.3. производство табачных изделий; (Согласно Федеральному закону от 2.07.2005 №80-ФЗ деятельность по производству табачных изделий исключена из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии)
2.4. учреждение акцизных складов;
2.5. осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;
2.6. проведение всероссийских лотерей;
2.7. осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельности казино);
2.8. осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов);
3. осуществляет:
3.1. государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
3.2. установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;
4. регистрирует в установленном порядке:
4.1. договоры коммерческой концессии;
4.2. контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5. ведет в установленном порядке:
5.1. учет всех налогоплательщиков;
5.2. государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции;
5.3. сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;
5.4. реестр лицензий на производство табачных изделий;
5.5. реестры разрешений на учреждение акцизных складов, в том числе сводный реестр разрешений;
5.6. Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;
5.7. реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;
5.8. единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей;
5.5.9. реестр лицензий на осуществление деятельности по организации  и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещения казино (деятельности казино) и реестр лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов);
6. бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;
7. осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
8. принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
9. устанавливает (утверждает):
9.1. форму налогового уведомления;
9.2. форму требования об уплате налога;
9.3. форму заявления о постановке на учет в налоговом органе;
9.4. форму уведомления о постановке на учет в налоговом органе;
9.5. форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
9.6. форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;
9.7. форму и требования к составлению акта налоговой проверки;
9.8. форму акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), и требования к его составлению;
9.9. форму представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;
9.10. форму справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога;
9.11.

Федеральная налоговая служба (функции, полномочия, система)

форму представления в налоговый орган налоговым агентом информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период;
9.12. форму заявления о возврате удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам;
9.13. форму представления в налоговый орган органами, выдающими в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведений о сроках уплаты сбора;
9.14. форму представления организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, в налоговые органы по месту своего учета сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов;
9.15. перечень документов, представляемых организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговый орган для зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира;
9.16. форму представления в налоговые органы организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами водных биологических ресурсов на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов;
9.17. форму заявления о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;
9.18. форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;
9.19. форму представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;
9.20. форму заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес;
10. разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и направляет их для утверждения в Министерство финансов Российской Федерации;
11. представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;
12. рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей;
13. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;
14. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
15. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
16. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
17. обеспечивает мобилизационную подготовку центрального аппарата и территориальных органов Службы;
18. организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
19. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;
20. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
21. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
22. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами.

Похожие статьи:

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 сентября 2005 г. N 7001

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 9 августа 2005 г. N 101н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

    В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2005, N 8, ст. 654, N 12, ст. 1042, N 23, ст. 2270) и на основании пункта 10.2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258), приказываю:
    1. Утвердить прилагаемые Положение об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (Приложение N 1 к настоящему Приказу), Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам (Приложение N 2 к настоящему Приказу), Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (Приложение N 3 к настоящему Приказу), Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу (Приложение N 4 к настоящему Приказу), Положение об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (Приложение N 5 к настоящему Приказу).
    2. Установить, что с вступлением в силу настоящего Приказа не применяются:
    Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 июля 2003 г.

N БГ-3-15/413 "Об утверждении Положения о Межрегиональной инспекции МНС России по федеральному округу" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 августа 2003 г., регистрационный N 4946; "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 50, 15.12.2003; "Российская газета", N 159, 12.08.2003);
    Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11 февраля 2004 г. N БГ-3-15/93 "О внесении изменений в Положение о Межрегиональной инспекции МНС России по федеральному округу" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 марта 2004 г., регистрационный N 5598; "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 11, 15.03.2004, "Российская газета", N 48, 11.03.2004);
    Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 июня 2004 г. N САЭ-3-15/382@ "Об утверждении Положения об Управлении МНС России по субъекту Российской Федерации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 июля 2004 г., регистрационный N 5907; "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 30, 26.07.2004; "Российская газета", N 164, 03.08.2004).

А.Л.КУДРИН

Приложение N 1
к Приказу Минфина России
от 9 августа 2005 г. N 101н

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РАЙОНУ, РАЙОНУ В ГОРОДЕ, ГОРОДУ БЕЗ РАЙОННОГО ДЕЛЕНИЯ И ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ МЕЖРАЙОННОГО УРОВНЯ

I. Общие положения

    1. Инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее — Инспекция) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее — ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Налоговые органы Российской Федерации

    Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее — Управление) и подконтрольна ФНС России и Управлению.
    2. Инспекция имеет сокращенное наименование: ИФНС России по _________________, Межрайонная ИФНС России N _____ по ___________________.
    3. Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
    Инспекция осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
    4. Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов, настоящим Положением.
    5. Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

    6. Инспекция осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
    6.1. осуществляет контроль и надзор за:
    6.1.1. соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

Полномочия Федеральной налоговой службы

Система управления налогообложением в нашей стране представлена Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службой (ФНС РФ), управлениями ФНС по субъектам Российской Федерации, межрегиональными налоговыми инспекциями, налоговыми инспекциями по городам и районам, а также инспекциями межрайонного уровня.

Главной задачей налоговых органов РФ выступает контроль соблюдения налогового законодательства, проверка правильности исчисления налогов и сборов, своевременности и полноты их внесения в соответствующие бюджеты.

Систему управления налогообложением возглавляет Министерство финансов Российской Федерации, к которому отошла часть функций ныне упраздненного Министерство РФ по налогам и сборам.

Полномочия Федеральной налоговой службы

В частности, Министерство финансов:

– участвует в разработке налоговой политики и налогового законодательства;

– осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль в соответствии с действующим законодательством;

– утверждает формы и порядок заполнения налоговых расчетов, отчетов, деклараций, заявлений о постановке на учет и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов;

– разрабатывает приказы, инструкции, методические указания и другие документы по применению законодательства РФ о налогах и сборах;

– участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений;

– участвует в разработке проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год;

– осуществляет контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах.

В подчинении Министерства финансов Российской Федерации находится Федеральная налоговая служба (ФНС России).Федеральная налоговая службаи ее территориальные органы являются правопреемниками преобразованного Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. Помимо функций контроля над системой налогообложения страны Федеральная налоговая служба осуществляет также надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба осуществляет следующие функции:

1. Осуществляет контроль и надзор над:

­ соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов;

­ полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

­ фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также представлением соответствующих деклараций;

­ осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

­ порядком и условиями регистрации и применения контрольно-кассовой техники;

­ проведением лотерей и целевым использованием полученной при этом выручки.

1. Выдает лицензии и разрешения на:

­ производство, хранение и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции (в т.ч. непищевой);

­ производство, розлив, закупку, хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции;

­ производство табачных изделий;

­ проведение всероссийских лотерей;

­ осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в т.ч. бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией.

2. Осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также крестьянских (фермерских) хозяйств.

3. Ведет в установленном порядке:

­ учет всех налогоплательщиков (Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков);

­ реестр выданных и аннулированных лицензий (на производство спирта, табачных изделий и др.).

4. Бесплатно информирует налогоплательщиков по вопросам применения налогового законодательства.

5. Осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов.

6. Принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней.

7. Утверждает формы документов, связанных с налогообложением (заявлений и свидетельств о постановке на налоговый учет, налоговых уведомлений и требований об уплате налога, деклараций и расчетов по налогам и др.), а также порядок их заполнения и представления в налоговый орган.

8. Может осуществлять проверку деятельности налогоплательщиков и др. функции.

Федеральная налоговая служба имеет следующие права:

­ организовывать проведение необходимых научных исследований, испытаний и экспертиз по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

­ запрашивать и получать необходимые для проведения налогового контроля сведения;

­ осуществлять контроль над деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

­ применять предусмотренные налоговым законодательством меры предупредительного характера, а также санкции за нарушение этого законодательства;

­ разрабатывать и утверждать образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, а также удостоверений.

Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 348;

Новые полномочия и ответственность налоговых органов

В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — НК РФ, Кодекс) с 1 января 1999 г. права и обязанности налоговых органов рассматриваются в системной связи с правами и обязанностями налогоплательщиков. Согласно п.2 ст.22 НК РФ права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.

Предоставляемые права могут реализоваться лишь в пределах функций налогового органа и в соответствии с установленными ему задачами. Для выполнения своих обязанностей налоговые органы наделены соответствующими правами. Права налогового органа — это права различных должностных лиц этого органа.

Статьей 31 НК РФ установлены следующие права налоговых органов.

  1. Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Комментируя указанное право налоговых органов, доктор экономических наук профессор В.Г. Пансков объективно считает, что такое право предоставлено налоговым органам для реализации возложенных на них задач <1>.

<1> Пансков В.Г. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 1998. С. 13.

Полагаю, что слова "требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица документы" изложены в начале ст.31 НК РФ правильно, так как проверяется в первую очередь наличие документов, а затем их содержание.

Вышеназванная норма лаконично и конкретно устанавливает права налоговых органов в части требования от налогоплательщика и иного обязанного лица документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. Аналогичная норма права была установлена в ст.14 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее по тексту — Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"), которая утратила силу с 1 января 1999 г.

  1. Налоговым органам предоставлено право проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.

Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющим наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других возложенных на него обязанностей.

Очевидно, что не только результат налоговой проверки и соответствующие выводы и претензии сторон, но и сам ход ее проведения потенциально являются наиболее конфликтными, поэтому необходимо максимально подробно регламентировать законом все процедурные моменты, связанные с проведением налоговой проверки, оформлением ее выводов и результатов, возможностью оспорить эти выводы и результаты, а также с разрешением споров и обжалованием результатов действий участников налоговой проверки.

По мнению В.Г. Панскова, право проводить налоговые проверки является основным правом налоговых органов. Кроме того, В.Г. Пансков в комментарии к НК РФ указал, что Кодекс внес существенные коррективы в порядок осуществления и организации проверок <2>.

<2> Пансков В.Г. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 1998.

Полномочия ФНС

С. 13.

Налоговые инспекции проводят камеральные и выездные (ранее — документальные) проверки. Налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки (ст.87 НК РФ).

Выездная налоговая проверка проводится не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до трех месяцев (ст.87 НК РФ). Ранее проверки проводились за последние 6 лет.

  1. Налоговые органы при проведении налоговых проверок вправе изымать по акту у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Директор Центра экономических экспертиз "Налоги и финансовое право" (г. Екатеринбург), кандидат экономических наук А.В. Брызгалин, комментируя названное право налоговых органов, заявил, что основания изъятия согласно НК РФ значительно отличаются от предусмотренных в Законе РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР". Во-первых, изъятию подлежат документы, свидетельствующие о совершении любых налоговых правонарушений; во-вторых, документы могут быть изъяты только в тех случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты и изменены или заменены; в-третьих, изымать документы в рамках налогового контроля органы вправе только в период проведения проверки. Изъятие документов производится в порядке, установленном ст.94 НК РФ.

Наличие оснований полагать, что документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, устанавливается должностными лицами, осуществляющими проверку. При несогласии с необоснованными и неправомерными действиями должностного лица при изъятии документов налогоплательщик вправе требовать от него строгого соблюдения законодательства о налогах и сборах (пп.10 п.1 ст.21 НК РФ).

С вступлением в силу НК РФ п.7 ст.7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и пп."д" п.2 ст.14 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в части, противоречащей абз.4 п.1 ст.31 Кодекса, не применяются <3>.

<3> Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейный) / Под ред. А.В. Брызгалина. — М.: "Аналитика — Пресс", 1998. С. 123.

  1. Налоговые органы на основании письменного уведомления вправе вызывать в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов, а также вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля <4>.

<4> Налоговый кодекс РФ. Часть первая: Постатейный комментарий / Под общей ред. В.И. Слома. — М.: Изд. "Статус", 1998. С. 72.

По этому поводу А.В. Брызгалин в Комментарии к НК РФ пишет, что на основании письменного уведомления налогоплательщик может быть вызван в налоговые органы для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) им налогов. При этом право налогового органа на вызов налогоплательщика для дачи пояснений не подкреплено в тексте Кодекса аналогичной корреспондирующей обязанностью последнего. Представляется, что хотя пп.7 п.1 ст.23 НК РФ на налогоплательщика и возложена обязанность предоставлять налоговому органу необходимую информацию, однако вызов в налоговый орган для дачи пояснений и предоставление информации — это самостоятельные методы осуществления налогового контроля. По-видимому, законодателю следует устранить неясность в этом вопросе.

Кроме того, как указывает А.В. Брызгалин, обязанность налогоплательщика являться в налоговые органы по их вызовам Кодексом не предусмотрена, так же как не предусмотрены принудительный привод (в отличие от первоначальных проектов НК РФ) и ответственность за неявку <5>.

<5> Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейный) / Под ред. А.В. Брызгалина. — М.: "Аналитика — Пресс", 1998. С. 124.

Полагаю, что в НК РФ следует внести дополнения в части установления обязанности налогоплательщика являться в налоговые органы на основании их письменного уведомления, а также меры ответственности, применяемой к налогоплательщику в случае его неявки.

Право вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений налоговым органам предоставлено впервые. Ранее действующим законодательством было установлено право на "получение" налоговыми органами "необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проверках" (пп."а" п.2 ст.14 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"), но механизма реализации этого права установлено не было.

  1. Налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке, предусмотренном НК РФ.

В Кратком комментарии к части первой Налогового кодекса РФ под редакцией Э.М. Цыганкова дается ссылка на порядок приостановления операций и наложения ареста, установленный ст.ст.76 и 77 НК РФ, для реализации указанного права <6>.

<6> Краткий комментарий к части первой Налогового кодекса РФ / Под ред. Э.М. Цыганкова. — М.: Спарк, 1998. С. 43.

Приостановление операций по счетам в банке применяется налоговым органом в целях обеспечения исполнения решений о взыскании с налогоплательщика налога или сбора в том случае, если он в установленные законом сроки не внес в бюджет причитающиеся налоги. Приостановление операций по счетам в банке означает, что банк прекращает все расходные операции по всем счетам налогоплательщика, за исключением тех расходов, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

При этом важно подчеркнуть, что НК РФ установил безусловное выполнение банками решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Только сам налоговый орган, не считая постановлений суда, может отменить данное решение. С другой стороны, согласно НК РФ приостановление операций налогоплательщика по его счетам в банке не может длиться более трех месяцев в календарном году.

Арест имущества применяется налоговыми органами лишь в исключительных случаях в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога и может быть осуществлен лишь с санкции прокурора.

Арест имущества налогоплательщика производится в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых органов достаточных оснований полагать, что указанный налогоплательщик может предпринять меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Учитывая исключительный характер права налоговых органов на арест имущества, НК РФ достаточно полно описывает порядок этой процедуры, необходимые условия и обязанности налоговых органов при ее осуществлении. В частности, установлено, что аресту может подлежать только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения решения по уплате налога. Кроме того, НК РФ предписывает, что решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика принимается руководителем контролирующего органа в форме соответствующего постановления. Не допускается проведение ареста имущества в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

При производстве ареста имущества в обязательном порядке должен быть составлен соответствующий протокол, в котором перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием его наименования, количества индивидуальных признаков, а при возможности — стоимости <7>.

<7> Пансков В.Г. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 1998. С. 16.

Л.Д.Кузнецов

Советник налоговой службы

I ранга

1. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

3. Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Комментарий к Ст. 34.2 НК РФ

Настоящая статья раскрывает полномочия финансовых органов в области налогов и сборов.

Минфин России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов РФ:

дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

На основании пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Вместе с тем письма Минфина России, в которых разъясняются вопросы применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами. Эти письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В случае когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов (Письмо ФНС России от 26 ноября 2013 г. N ГД-4-3/21097 «О направлении письма Минфина России»).

Минфин России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Пункт 3 ст. 34.2 НК РФ говорит, что Минфин России и финансовые органы субъектов РФ дают свои разъяснения в пределах своей компетенции в течение 2 месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководства финансового органа этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

В завершение добавим, что Конституционный Суд РФ в Определении от 2 октября 2007 г. N 632-О-Р постановил: налогоплательщик вправе обжаловать любое письмо Минфина.

Судьи пришли к выводу, что если какое-то разъяснение главного финансового ведомства затрагивает права и интересы налогоплательщиков или чиновники трактуют спорные нормы НК РФ в свою пользу, дают фактические указания налогоплательщику, что он должен заплатить тот или иной налог, то организации и предприниматели могут обжаловать его в арбитражном суде.

Федеральная налоговая служба

При этом не имеет значения, является ли оспариваемое письмо ответом на частный запрос, адресовано неопределенному кругу лиц или направлено для применения в работе налоговым органам.

Надо сказать, что Конституционный Суд РФ поставил точку в давнем споре чиновников и налогоплательщиков о том, можно ли обжаловать письма Минфина России. Впрочем, и сейчас такого же мнения придерживаются арбитражные суды. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 марта 2007 г. N А56-56072/2005.

Сами чиновники неоднократно утверждали, что их разъяснения не относятся к нормативно-правовым актам. Ведь если в письмах содержатся ответы на общие или частные вопросы, касающиеся деятельности компаний и предпринимателей, их нужно воспринимать просто как позицию министерства. Более того, Минфин не раз подчеркивал, что его письма не являются обязательными для исполнения ни налогоплательщиками, ни инспекторами (Письмо от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138). То есть оспорить их нельзя. После обнародования Определения Конституционного Суда РФ очевидно, что арбитражные суды будут занимать сторону налогоплательщика еще чаще.

Структура и полномочия налоговых органов

Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ в систему налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Положение о Федеральной налоговой службе уточняет, что ФНС России как раз и является этим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее подразделения в субъектах РФ. Эти органы наделяются очень широкими полномочиями в сфере налогообложения, поскольку их первостепенная задача — формирование доходной части государственного бюджета (рис.2.3).

 

Рис.2.3. Структура налоговых органов РФ

Основными задачами, возложенными на ФНС, являются:

– контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

– контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджеты налогов и иных платежей, установленных законодательством РФ;

– осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Законом установлен принцип «одного окна», который предполагает регистрацию, постановку на учет в налоговые органы и во внебюджетные фонды, а также присвоение кода органов статистики на основании однократного предоставления необходимых документов в налоговые органы.

Система органов ФНС выступает в качестве единой, независимой и централизованной системы контроля; основной источник финансирования — средства федерального бюджета.

Федеральная налоговая служба в РФ

По иерархии управления она делится на три уровня:

1. федеральный уровень — ФНС;

2. региональный уровень — управления ФНС по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам и межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам;

3. местный уровень — инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня, а также инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Персонал налоговых органов состоит из:

– должностных лиц (начальники органов и инспекторы),

– оперативного состава (юристы, бухгалтеры и др.)

– вспомогательного состава (секретари, водители и др.).

Основное должностное лицо — налоговый инспектор, на которого возложено выполнение контрольной работы.

Перечень функциональных обязанностей территориальных органов ФНС, в частности, охватывает (ст. 32 НК РФ):

– контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

– обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и сборов;

– проверка достоверности документов бухгалтерского и налогового учета;

– передача правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

– предъявление исков в суд общей юрисдикции или арбитражный суд;

– осуществление и документальное оформление результатов налогового контроля;

– регистрация и постановка на учет налогоплательщиков в налоговых органах.

Кроме этого:

— осуществление возврата излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные финансово-кредитные учреждения (ст. 78, ст. 79 НК РФ).

— взаимодействие с соответствующими органами исполнительной власти, правоохранительными и финансовыми органами, банками по вопросам контроля за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и других распорядительных документов.

Центральный аппарат ФНС и его управления по субъектам Федерации выполняют, наряду с общими для всех звеньев, другие функции:

– координация и контроль деятельности нижестоящих управлений и инспекций;

– аналитическая и статистическая обработка материалов;

– разработка и издание методических и инструктивных указаний по применению налогового законодательства;

– сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями.

Работа налоговой службы осуществляется в тесном взаимодействии с:

– органами внебюджетных фондов

– органами государственного и хозяйственного управления регионом;

– органами внутренних дел;

– финансовыми органами;

– учреждениями банков, являющихся основными источниками информации о фактическом поступлении налогов, через которые проходят платежи.

Для выполнения своих функций, налоговые органы наделены рядом полномочий и прав.

Полномочия налоговых органов и их права(ст. 31 НК РФ):

1. Полномочия налоговых органов в сфере правового регулирования вопросов налогообложения.

— Издание нормативных актов регулирующих налогообложение (Министерство финансов РФ и ФНС), актов рекомендательного или методического характера (Управления в субъектах РФ)

— полномочие по контролю за крупными расходами физических лиц;

— полномочие по обследованию и осмотру практически любых помещений, которые используются налогоплательщиком для извлечения доходов.

2. Права налоговых органов в сфере исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налога:

— право на бесспорное списание сумм недоимок и пени,

— право на обращение в суд с исками для взыскания сумм налогов и пени за счет имущества налогоплательщиков.

3. Права налоговых органов в сфере осуществления налогового учета:

— налоговые органы осуществляют налоговый учет и определяют порядок осуществления этого учета, в том числе утверждают формы заявления о постановке на налоговый учет, порядок заполнения этих форм и т.д.

— полномочия, в соответствии, с которыми налоговый орган имеет право требовать от государственных органов и иных обязанных органов информацию о регистрационных действиях, которые эти органы осуществляют в соответствии со своей компетенцией (регистрации юридических лиц, граждан по месту жительства, регистрации сделок с недвижимостью и т.д. )

Права в сфере осуществления налогового контроля:

— проведения налоговых проверок (выездных и камеральных)

— привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков и понятых;

— право вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым известны либо могут быть известны какие-то обстоятельства, необходимые для проведения налогового контроля;

— право производить выемку документов, а также предметов при проведении налоговых проверок;

— истребовать от банков и других кредитных организаций документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных документов, связанных с перечислением сумм налоговых платежей.

— проводить встречную проверку, которая заключается в истребовании документов у иных лиц, в отношении которых не проводится проверка, но с которыми связан тот налогоплательщик, который подвергается налоговой проверке.

— право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений и для иных действий, необходимых для проведения налогового контроля.

4. Права налоговых органов в сфере применения мер государственного принуждения и привлечения к ответственности.

Налоговые органы имеют право привлекать к ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения, а также выполнять ряд действий, которые являются ничем иным, как мерами государственного принуждения.

Это, например, арест имущества либо приостановке операций по счету.

Право на бесспорное списание сумм недоимок и пени, а также право на обращение в суд с исками для взыскания сумм налогов и пени за счет имущества налогоплательщиков.