Понятие и особенности доказывания в административном судопроизводстве

§ 1. Понятие и особенности доказывания в административном
судопроизводстве
Доказывание в суде является межотраслевым процессуальным институтом, присущим всем без исключения отраслям процессуального права. Каждый процессуальный кодекс содержит главу в общей части, посвященную особенностям доказывания и доказательствам. Однако помимо особенностей доказывания имеется много процессуальных норм, отличающихся большим сходством и даже идентичностью. Поскольку ни одно дело не может быть рассмотрено и разрешено без доказывания, постольку процессуальный институт доказывания является неотъемлемой частью каждой отрасли процессуального права, что и свидетельствует о межотраслевом характере данного института. Структурно главы о доказывании также похожи, они регулируют понятие доказательств, их относимость и допустимость, распределение обязанности доказывания, порядок собирания доказательств, включая их истребование, судебное поручение, особенности видов доказательств. В связи с этим принятие КАС не могло стать исключением из общего правила: в большинстве своем доказывание по административным делам подчиняется общим правилам, но неизбежно имеет и определенные особенности, продиктованные спецификой административно-правовых отношений, в которых участники находятся не в равном правовом положении, а в отношении власти и подчинения.
Доказывание в административном судопроизводстве — это межотраслевой процессуально-правовой институт, регулирующий процедуру установления обстоятельств, необходимых для разрешения дела. В основе доказывания, с одной стороны, лежит теория отражения, объясняющая процесс возникновения сведений о фактах (доказательств), их отличие от реально существующих обстоятельств. С другой стороны, в основе судебного доказывания (в любом виде процесса) лежит процесс познания. Судебное познание, облеченное благодаря процессуальному закону в форму судебного доказывания, — это определенная разновидность познания, которое, как правило, протекает в опосредованной форме, ибо события имели место ранее, чем дело рассматривается в суде.
Доказывание по административным делам отличается следующими особенностями. Во-первых, суд играет значительно более активную роль в доказывании, чем в гражданском и арбитражном процессах. Причиной этого является упомянутая выше специфика административных правоотношений. Активность суда способствует уравниванию в процессе слабой (граждане) и сильной (государственные органы, общественные организации, должностные лица) сторон. Суд вправе по своей инициативе истребовать доказательства по делу, в определенных случаях также по своей инициативе назначать судебную экспертизу и пр. При этом такой законодательный подход к активности суда не препятствует развитию состязательности судопроизводства, так как стороны спорного административного правоотношения равны между собой в процессе, обладают широким спектром процессуальных прав и обязанностей.
Во-вторых, в административном судопроизводстве в силу уже отмеченной особенности субъектного состава административных правоотношений имеется специфика в распределении обязанности доказывания. Несмотря на то что, как и в гражданском и арбитражном процессах, в административном судопроизводстве действует общее правило, согласно которому лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, имеется существенное исключение: обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. С целью защиты слабой стороны административных правоотношений введен указанный подход к распределению доказывания.
В-третьих, вслед за ГПК КАС предусматривает исчерпывающий перечень видов доказательств. Сегодня лишь АПК при регулировании видов доказательств предусмотрел возможность появления новых, поэтому приведенный перечень доказательств не является исчерпывающим.
В-четвертых, так же как и в ГПК, в административном процессе консультация специалиста не рассматривается в качестве доказательства. В АПК консультация специалиста — один из видов доказательств.
Указанные третья и четвертая особенности доказывания в административном судопроизводстве, скорее всего, подчеркивают сходство с ГПК.
В-пятых, КАС не ввел обеспечение доказательств в качестве способа собирания и фиксации доказательств, хотя соответствующие нормы есть в АПК и ГПК.
В-шестых, КАС впервые отдельно урегулировал пределы преюдициальности судебных актов о привлечении к административной ответственности.
Особенности любой процедуры доказывания связаны также с тем, что нормы о доказательствах, предмете доказывания содержатся не только в процессуальном, но и в материальном праве. Нормы о правовых презумпциях, обстоятельствах, подлежащих доказыванию, недопустимых доказательствах и многие другие размещены в материальном праве. В этом смысле важно, что КАС регулирует рассмотрение далеко не всех административных дел, так как дела об административных правонарушениях по-прежнему рассматриваются судами общей юрисдикции по правилам, установленным КоАП, а арбитражными судами — в соответствии с нормами АПК. Помимо административных дел в предмет правового регулирования КАС входят и дела об избирательных правах, налогах и сборах и пр. Соответственно, правильнее было бы сказать, что КАС регулирует рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений. Для доказывания данное обстоятельство означает распыленность норм о доказательствах в различном законодательстве разной отраслевой принадлежности.
Субъекты доказывания в административном судопроизводстве, так же как и в любой другой отрасли процессуального права, — это суд, лица, участвующие в деле. Каждая группа субъектов выполняет различные функции. Суд определяет обстоятельства, подлежащие доказыванию, при необходимости самостоятельно истребует доказательства, предлагает лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства, оценивает исследованные доказательства по делу и пр. Лица, участвующие в деле, собирают и представляют доказательства, участвуют в их исследовании, заявляют ходатайства об истребовании доказательств и пр. Лица, содействующие осуществлению правосудия (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики), а также представители выполняют свойственные им задачи в процессе доказывания.
Объектом доказывания в суде является установление обстоятельств по конкретному делу на основании исследования и оценки собранных и представленных в суд доказательств.

  • 5.1 Понятие административно-процессуального доказывания
  • 5.2 Источники доказательств в административном процессе
  • 5.3 Исследование и оценка доказательств в административном процессе
  • 5.4 Классификация доказательств
  • 5.5 Обеспечение доказательств и административных производств

5.1 Понятие административно-процессуального доказывания

Правовые нормы, регулирующие процесс доказывания, составляют институт доказательственного права отрасли административного процессуального права.

В систему этих норм входят:

  • нормы, регулирующие понятие доказательств и их процессуальные источники (статьи 69, 70, 76-81 КАС Украины, ст. 251 КУоАП);
  • нормы, которые регулируют предмет доказывания (ст. 137 КАС Украины, ст. 280 КУоАП);
  • нормы-принципы административного процесса (ст. 7 КАС Украины, ст. 7 КУоАП);
  • нормы, которые предусматривают обязанности субъектов доказывания, и порядок совершения процессуальных действий по сбору, хранению, обеспечению и оценки доказательств (ст. 71-75 86 КАС Украины, ст. 252 КУоАП).

Доказательствами являются (факты и обстоятельства) — фактические данные, на основании которых суд, орган (должностное лицо) или уполномоченный субъект устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле

Фактические данные — это информация, сведения о актах, действии или бездействии, посредством которых можно установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела.

Обязанность доказывания возложена на стороны административного процесса (ч. 1 ст. 71 КАС Украины). Однако в административных делах относительно обжалования решений, действий или бездействия субъекта властных полномочий обязанность доказывания правомерности своего решения возлагается на ответчика (ч. 2 ст. 71 КАС Украины). Более того, в случаях, когда лицо, участвующее в деле, не может самостоятельно предоставить доказательства, суд содействует в реализации этой обязанности и истребует необходимые доказательства (ч. 3 ст. 71 КАС Украины), ведь бремя сбора доказательств, в отличие от гражданского судопроизводства, лежит не только на сторонах.

В отличие от уголовного закрепление презумпции невиновности (ч. 2 ст. 2 УК Украины), в административном процессе анализ указанных норм позволяет утверждать о наличии презумпции правомерности действий истца, субъекта обращения, заинтересованного лица, лица, совершившего административное правонарушение, требования которых признаются правомерными, пока иное не будет доказано в результате рассмотрения и решения административного дела.

Однако презумпция вины не является абсолютной. Во всех случаях суд обязан вынести справедливое и правосудное судебное решение на основании полно и всесторонне выясненных обстоятельств в административном деле, подтвержденного теми доказательствами, которые были исследованы в судебном заседании (ч. 3 ст. 159 КАС Украины).

Таким образом, доказыванием в административном процессе является выявление, собирание, закрепление, проверка и оценка информации о фактических данных, на основании которых суд, орган властных полномочий, уполномоченное должностное лицо устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения и решения административного дела.

5.2 Источники доказательств в административном процессе

Источниками доказательств могут быть:

1. объяснения сторон, третьих лиц и их представителей, лиц, которые привлекаются к административной ответственности, субъектов обращения, других участников процесса. Эти объяснения оцениваются наряду с другими доказательствами по делу. Указанные лица, которые дают объяснения об известных им обстоятельствах, могут быть допрошены как свидетели;

2. признание стороной обстоятельств, которыми вторая сторона обосновывает свои требования или возражения; признание лицом, которое привлекается к административной ответственности, своей вины;

3. показания свидетелей об известных ему обстоятельствах, имеющих значение для дела. Не является доказательством показания свидетеля, который не может назвать источника своей осведомленности. Каждый свидетель допрашивается отдельно. Председательствующий в судебном заседании приводит свидетеля к присяге, предупреждает об ответственности за заведомо ложные показания и за отказ от дачи показаний. По таким же правилам допрашивается свидетель по месту его пребывания (проживания), который не может присутствовать по уважительным причинам в суде, судьей административного суда (по делам об административных правонарушениях — участковым инспектором милиции), который находится по месту жительства (пребывания) свидетеля.

4. письменные доказательства — это документы, в том числе электронные, акты управления, письма, телеграммы, административные договоры (соглашения), любые другие письменные записи, содержащие в себе сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела. К письменным доказательствам относятся также отчеты, информация в виде слов, цифр, чертежей, схем места происшествия, планов застройки населенных пунктов, домов, размещения межевых знаков и др.

Документ — это результат отражения фактов, событий, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Если приобщенный к делу документ вызывает сомнения или является фальшивым, то лицо, участвующее в деле, может просить суд (должностное лицо) исключить его из числа доказательств и разрешить дело на основании других доказательств или требовать проведения экспертизы;

5. вещественные доказательства — это предметы материального мира, содержащие информацию об обстоятельствах, имеющих значение для дела. Например, в административно-деликтных производствах — это предметы, на которых остались следы правонарушения (повреждение внутреннего оборудования транспортных средств городского электротранспорта и др.); в административно-судочинних производствах — это предметы, которые были объектом неправомерных действий субъекта властных полномочий (использование электронных носителей информации о выборах или референдумы с нарушением правил). Вещественными доказательствами являются также магнитные, электронные и другие носители информации, содержащие аудиовизуальную информацию об обстоятельствах, имеющих значение для дела, показания технических средств — скорости движения транспорта, измерения содержания спирта в веществе, уровня шума, радиологического загрязнения и др.

6. заключения экспертов — это письменные документы о объективное, аргументированное, основанное на законе изучение, проверка, аналитическое исследование, количественную или качественную оценку высококвалифицированным специалистом или учреждением определенного вопроса, явления, предмета, документа, которые требуют специальных знаний в соответствующей сфере общественной деятельности, имеющих значение для административного дела.

Доказательства, полученные с нарушением закона, судом, органом властных полномочий (должностным лицом) при рассмотрении и решении дела не принимаются во внимание (ч. 3 ст. 70 КАС Украины, ст. 251 КУоАП). Это прямой запрет принимать во внимание доказательства, полученные незаконным путем. Правовой порядок и процессуальная форма собирания, закрепления, проверки и оценки доказательств выступают как гарантии обеспечения законности и верховенства права в рассмотрении и разрешении административных дел.

5.3 Исследование и оценка доказательств в административном процессе

Исследование доказательств является важной частью административных производств и осуществляется судом, органом властных полномочий во время рассмотрения административного дела. Существенной составляющей исследования доказательств является определение предмета доказывания, который конкретизируется с учетом каждого административного дела.

Предметом доказывания являются обстоятельства, которыми обосновываются исковые требования или возражения истца и ответчика, доводы и рассуждения субъекта обращения и уполномоченного лица, установления наличия правонарушения компетентным органом или установления обстоятельств, которые имеют другое значение для решения дела.

Особенность административных производств и заключается в том, что каждое производство имеет соответствующие свойства, которые отграничивают один вид производств от другого (Демский Е.Ф.).

В производствах, в сфере управления доказыванию подлежат:

  1. подведомственно дело субъекта рассмотрения обращения данным субъектом властных полномочий;
  2. нарушены права и интересы субъекта обращения или заинтересованного лица;
  3. правомерны ли требования субъекта обращения;
  4. правомерны ли административные акты, процедурные решения, действия или бездеятельность субъекта властных полномочий, которые обжалуются;
  5. подлежат ли удовлетворению требования субъекта обращение или заинтересованного лица;
  6. причинен ли имущественный вред нарушением прав и законных интересов субъекта обращения.

В производствах с административного судопроизводства доказыванию подлежат следующие общие факты:

  1. факты противоправных решений, действий или бездействия органа властных полномочий, нарушающие права, свободы или интересы физических и юридических лиц.
  2. факты наличия или отсутствии административно-правового спора или спора о праве;
  3. факты наличия интересов третьих лиц;
  4. факты невозможности отказа истца от административного иска полностью или частично, а ответчика — признать административный иск полностью или частично;
  5. факты необходимости обеспечения доказательств;
  6. факты относительно безотлагательного рассмотрения и разрешения дела;
  7. факты о отказе в открытии производства по административному делу;
  8. факты оставления искового заявления без рассмотрения;
  9. факты приостановления и возобновления производства по делу;
  10. факты закрытия производства по делу;
  11. подлежит ли иск удовлетворению;
  12. причинен решением, действием или бездействием органа властных полномочий имущественный, моральный вред;
  13. есть ли основания допустить немедленное исполнение постановления.

Другие факты включаются в предмет доказывания в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Например, невозможности выполнения делегированных полномочий или исполнения административного договора, правомерности проведения подсчета голосов на выборах или референдуме и тому подобное.

В административно-деликтных производствах доказыванию подлежат:

  1. было ли совершено административное правонарушение;
  2. виновно ли данное лицо в его совершении;
  3. подлежит ли оно административной ответственности;
  4. имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
  5. причинен ли имущественный вред;
  6. имеются ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации, трудового коллектива, а также выяснения других обстоятельств.

Не подлежат доказыванию преюдициальные факты и общеизвестные обстоятельства (ст. 72 КАС Украины, ст. 280 КУоАП).

Преюдициальные факты:

  1. это факты, установленные судебным решением в административном, гражданском или хозяйственном деле, вступившим в законную силу, которые не доказываются при рассмотрении других дел, в которых участвуют те же лица или лицо, относительно которых (которой) установлены эти обстоятельства (ч. 1 ст. 72 КАС Украины);
  2. приговор суда по уголовному делу или постановление суда по делу об административном проступке, вступившие в законную силу, являются обязательными для административного суда, рассматривающего дело о правовых последствиях действий или бездействия лица, относительно которого принятый приговор или постановление суда (ч. 4 ст. 72 КАС Украины).

Общеизвестные обстоятельства, которые признаны судом, не требуют доказывания. Одни авторы считают, что это — обстоятельства, которые известны широкому кругу лиц, в том числе и состав суда, поэтому не требуют доказывания, а объективность их существования очевидна. Это в основном не действия, а события: землетрясение, наводнение, пожар, другие стихийные бедствия.

Признанные факты — это обстоятельства, которые признаются сторонами. Эти обстоятельства не могут доказываться, если против этого: во-первых, не отрицают стороны; во-вторых, у суда не возникает сомнения относительно достоверности этих обстоятельств и добровольности их признания.

Объектом оценки выступают как доказательства, так и процессуальные источники, их содержащие. Оценка доказательств непосредственно связана с соблюдением законности их собрания и проверки, составления процессуальных документов, учетом качественных (допустимости, достоверности доказательств) и количественных (достаточности доказательств) признаков. В оценке доказательств определенным образом принимают участие лица, которые являются участниками административного дела, которые путем ходатайств, возражений, объяснений выдвигают дополнительные вопросы и делают собственные выводы относительно оценки доказательств.

Все доказательства имеют одинаковую силу и не имеют для суда, органа, уполномоченного лица заранее установленной силы. Оценка доказательств осуществляется на основании принципов: верховенства права; законности, равенства всех участников административного процесса перед законом; состязательности сторон, диспозитивности и официального выяснения всех обстоятельств по делу.

5.4 Классификация доказательств

В научной литературе доказательства делятся:

1. в зависимости от отношения к обстоятельствам, подлежащим доказыванию, — на прямые и косвенные.

Прямые доказательства — это доказательства, из которых можно сделать достоверный вывод о существовании или отсутствии доказываемого факта, то есть прямые доказательства непосредственно указывают на обстоятельство, которое подлежит доказыванию.

Косвенные доказательства — это доказательства, из которых можно сделать предположительный вывод о существовании или отсутствии доказываемого факта.

2. в административно-деликтных производствах в зависимости от обстоятельств, отягчающие или смягчающие ответственность — на обвинительные и оправдательные.

Обвинительные доказательства указывают на то, что правонарушение было совершено именно указанным лицом с определенной целью, является наличие вины и обстоятельств, отягчающих ответственность.

Оправдательные доказательства указывают на то, что нет состава правонарушения, отсутствуют его юридические признаки, отсутствует само событие правонарушения, что данное лицо до совершенного правонарушения непричастна или лицо совершило правонарушение по неосторожности, случайно, или это лицо является несовершеннолетним, признал свою вину и тому подобное;

3. по источникам сведений доказательства, а также сами источники — на первоначальные и производные.

5.5 Обеспечение доказательств и административных производств

Обеспечение доказательств и производств представляет собой совокупность способов закрепления сведений об актах, имеющих значение для своевременного и правильного разрешения административного дела. Обеспечение доказательств осуществляется в случаях, когда есть основания опасаться, что их источники могут быть уничтожены, или в силу природных закономерностей исчезнут или использование необходимых доказательств станет впоследствии невозможным или усложненным.

Обеспечение доказательств инициируют лица, участвующие в деле, заинтересованные лица до открытия производства по делу. Это стороны, третьи лица, представители сторон и третьих лиц, субъекты обращения, лица, права и законные интересы которых затрагивает или может затрагивать принятия решения по делу. В административно-деликтных процессах обеспечения доказательств инициируют органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях, а также лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший, законные представители.

Основанием обеспечения доказательств является заявление лица, участвующего в деле, заинтересованного лица в процессах по административного судопроизводства и в сфере управления. Согласно ст. 75 КАС Украины в заявлении об обеспечении доказательств должны быть указаны: 1) указание на доказательства, которые необходимо обеспечить; 2) обстоятельства, которые могут быть подтверждены этими доказательствами; 3) обстоятельства, которые свидетельствуют о том, что предоставление нужных доказательств может стать невозможным или осложненным; 4) указание на дело, для которого нужны эти доказательства, а также с какой целью нужно их обеспечить. Заявление подается в суд, который рассматривает дело, а если производство по делу еще не открыто, то в местный административный суд, на территории которого могут быть совершены процессуальные действия по обеспечению доказательств.

Обеспечение доказательств и производств осуществляется судом, органом властных полномочий (должностным лицом) путем:

  1. изъятия (истребования) объяснений свидетелей, третьих лиц и их представителей;
  2. изъятия (истребования) показаний (допроса) свидетелей;
  3. изъятия (истребования) письменных доказательств или их копий;
  4. изъятия (истребования) вещественных доказательств;
  5. назначение экспертизы (комплексной, комиссионной, дополнительной и повторной);
  6. осмотра доказательств на месте;
  7. временного изъятия письменных или вещественных доказательств для исследования судом, органом властных полномочий, должностным лицом — в процессах в сфере управления;
  8. судебного поручения по допросу свидетеля по месту или в месте его проживания (пребывания), совершения иных процессуальных действий, направленных на собирание и обеспечение доказательств.

В административно-деликтных процессах обеспечения производства по делам, а вместе и обеспечение доказательств осуществляется путем:

  1. составления протокола об административном правонарушении;
  2. административного задержания лица, совершившего административное правонарушение, с целью установления лица, составления протокола, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела;
  3. личного досмотра лица, совершившего правонарушение, или лиц с целью обеспечения общественной безопасности (вход в государственное учреждение, посадка на самолет и др.);
  4. досмотра вещей и изъятие вещей и документов лица, совершившего правонарушение, или лиц с целью обеспечения общественной опасности (посещение государственных учреждений, проверка багажа при полетах самолетом, изъятие наркотических средств, самогона и самогонных аппаратов, оружия, лекарственных средств, незаконно приобретенных наград , почетных грамот и тому подобное).