Порядок исчисления налога

НК РФ Статья 346.21. Порядок исчисления и уплаты налога

1. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Порядок исчисления и уплаты налогов

Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

3. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Абзац утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ.

(см. текст в предыдущей )

КонсультантПлюс: примечание.

П. 3.1 ст. 346.21 (в ред. ФЗ от 27.11.2017 N 335-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017.

3.1. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму:

1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с Российской Федерации;

2) расходов по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

При этом налогоплательщики (за исключением налогоплательщиков, указанных в абзаце шестом настоящего пункта) вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на сумму указанных в настоящем пункте расходов не более чем на 50 процентов.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в размере, определенном в соответствии с пунктом 1 статьи 430 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2016 N 401-ФЗ, от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ (ред. 03.12.2012))

4. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5. Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

6. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

7. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларациистатьей 346.23 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

8. В случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 настоящего Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик в дополнение к суммам уменьшения, установленным пунктом 3.1 настоящей статьи, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.

Положения настоящего пункта не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

(п. 8 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ)

Порядок исчисления и уплаты налогов и сборов

2.4.1 Основания возникновения обязанности по уплате налогов и сборов

Обязанность по уплате налога (сбора) представляет собой главную кон­ституционную обязанность лиц, выступающих в налоговых отно­шениях в качестве налогоплательщиков или плательщиков сборов.

Содержание обязанности по уплате налогов и сборов заключается в наличии у налогоплательщика (плательщика сбора) правовой обязанности уплатить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюде­нием установленного порядка и срока налог или сбор.

Налог считается установленным только при наличии юридического факта определенности налоговой обязанности, т. е. когда в совокупности определены налогоплательщики и следующие обязательные элементы налогообложения:

— объект налогообложения;

— налоговая база;

— налоговый период;

— налоговая ставка;

— порядок исчисления налога;

— порядок и сроки уплаты налога.

При установлении сборов в качестве обязательных элемен­тов должны быть определены:

— плательщики сборов;

— объект об­ложения;

— облагаемая сбором база;

— ставка сбора.

Налоговая обязанность по уплате конкретного налога или сбора устанавливается актом законодательства о налогах и сбо­рах, содержащим налогово-правовые нормы, регулирующие порядок взимания данного налога.

Обязанность по уплате налога (сбора) возлагается на налогоп­лательщика и плательщика сбо­ра с момента возникновения у него объекта налогообложения.

В соответствии с п. 1 ст. 38 части первой НК РФ объектами налогообложения могут являться: операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую ха­рактеристики, с наличием которого у налогоплательщика зако­нодательство о налогах и сборах связывает возникновение обя­занности по уплате налога.

Под основными видами объектов нало­гообложения понимаются:

1) имущество;

2) деятельность налогоплательщика по совершению опера­ций по реализации:

— товаров,- работ,- услуг;

3) экономические результаты такой деятельности:

— прибыль,- доход,- иные объекты.

Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения.

Имущество как объект налогообложения. При определении имущества как объекта налогообложения исходят из нормы ст. 128 ГК РФ, в соответствии с которой к объектам граждан­ских прав отнесены вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.

Положениями п. 2 ст. 38 НК РФ к имуществу для целей нало­гообложения относятся все виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), являющихся имуществом в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Товар как объект налогообложения. В соответствии с поло­жениями п. 3 ст. 38 НК РФ для целей налогообложения това­ром признается любое имущество, реализуемое либо предна­значенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам отно­сится и иное имущество, определяемое ТК РФ.

Работа как объект налогообложения. Для целей налогообложения работа — это деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услуга как объект налогообложения. Под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Реализация товаров, работ, услуг. В свою очередь, реализа­ция товаров, работ или услуг организацией или индивидуаль­ным предпринимателем — это соответственно передача на воз­мездной основе (в том числе в виде обмена товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты вы­полненных работ одним лицом для другого лица, а также воз­мездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, и передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе. При этом место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг опре­деляются в соответствии с налоговым законодательством.

Принципы определения для целей налогообложения цены та­ких реализуемых товаров, работ или услуг закреплены в ст. 40 НК РФ. Если иное не предусмотрено специальным налоговым законодательством, для этих целей принимаются те цены товаров, работ или услуг, которые указаны сторонами сделки в со­ответствующих документах (договоре, платежных документах). Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соот­ветствует уровню рыночных цен.

При осуществлении контроля за полнотой исчисле­ния налогов налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам, но лишь в следующих случаях:

— между взаимозависимыми лицами;

— по товарообменным (бартерным) операциям;

— при совершении внешнеторговых сделок;

— при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых на­логоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

В перечисленных выше случаях, когда, по мнению налогового органа, цены товаров, работ или услуг, примененные сторона­ми сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган впра­ве вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на такие товары, работы или услуги.

Рыночная цена товара (работы или услуги) — это цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутст­вии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых эко­номических (коммерческих) условиях.

Под идентичными товарами понимаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схо­жих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Порядок исчисления и уплаты налогов (стр. 1 из 5)

При определении однородности товаров учитывают их качество, наличие товарного знака, репутацию на рынке, страну проис­хождения.

Условия сделок на рынке идентичных (а при их от­сутствии — однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

Кроме того, при отсутствии на соответствующем рынке то­варов, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невоз­можности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников существуют два метода определения рыночной цены:

— метод цены последующей реализации;

Затратный метод.

При использовании метода цены последующей реализациирыночная цена товаров (работ, услуг), реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары (работы, услуги) реализованы покупателем этих товаров, работ, услуг) при последующей их реализации (перепродаже) и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работу или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у по­купателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

Если использование метода цены последующей реализации невозможно (например, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных поку­пателем), используется затратный метод.

При затратном методе рыночная цена товаров (работ, услуг), реализуемых продавцом, определяется как сумма произведен­ных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибы­ли. При этом учитываются обычные в подобных случаях пря­мые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров (работ, услуг), обычные в подобных случа­ях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

Не каждое возмездное (или безвозмездное) перераспределение товаров, работ или услуг при­знается для целей налогообложения их реализацией.

В соответст­вии с п. 3 ст. 39 НК РФ для фискальных целей не считается реализацией товаров, работ или услуг:

— осуществление операций, связанных с обращением россий­ской или иностранной валюты (за исключением целей ну­мизматики);

— передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (право­преемникам) при реорганизации этой организации; передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществ­ление основной уставной деятельности, не связанной с пред­принимательской деятельностью;

— передача имущества, если такая передача носит инвестици­онный характер (в частности, вклады в уставный (складоч­ный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

— передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

— передача имущества в пределах первоначального взноса участ­нику договора простого товарищества (договора о совмест­ной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственно­сти участников договора, или раздела такого имущества;

— передача жилых помещений физическим лицам в домах го­сударственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

— изъятие имущества путем конфискации, наследование иму­щества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами ГК РФ;

— иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ.

Доход и прибыль как объекты налогообложения. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 ("Налог на доходы физических лиц"), 25 ("Налог на прибыль организаций") или главой "Налог на дохо­ды от капитала" части второй НК РФ.

Под прибылью, в свою очередь, как правило, понимается получен­ный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с 25 главой (ст. 247 НК РФ).

В соответствии с налоговым законодательством доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в РФ и к доходам от источников за пределами РФ.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ангарский политехнический колледж – филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального образования «национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Курсовая работа по теме: Порядок исчисления и уплаты налогов

Студентки 5 курса группы 5ПР

заочного отделения

Охлопковой Юлии Алексеевны

Руководитель:

Беседина Эльвира Николаевна

Ангарск – 2010

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты налога

§ 1.1 Понятие, история и элементы налога

§ 1.2 Классификация налогов.

Глава.2. Порядок исчисления и уплаты налогов.

§ 2.1 Порядок исчисления.

§ 2.2 Порядок уплаты

§ 2.3 Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами за выполнение ими трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы службы, учебы

§ 2.4 Налогообложение доходов, получаемых не по месту основной работы (службы, учебы)

§ 2.5 Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности и других доходов

Заключение

Список литературы

Введение

Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов. Особенность налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества, ещё не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, чёткости и обоснованности, способной удовлетворить все нужды современного российского общества.

Порядок исчисления и уплаты налога имеет не менее важную роль в системе налогов и сборов, так как именно этот порядок определяет, кто и когда должен уплатит определённый налог, а значит и пополнить казну государства, т.е. обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач.

Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.

Исходя из выше сказанного, не трудно понять, почему тема «налоги» так актуальна. С таким важным значением для государства и налоговой системы, хочется более четче понять и разобраться, что они собой представляют, как взаимодействуют между собой в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации.

Также, актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

Целью работы является анализ и изучение налогов, их виды. Поскольку налогов очень много, необходимо разобраться с порядком их исчисления и сроками уплаты, а так же затронуть некоторые другие аспекты, которые будут рассмотрены в ходе работы.

Глава 1. Теоретические аспекты налога

1.1 Понятие, история и элементы налога

Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Все налоги являются основными источниками доходов государственного бюджета. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог – это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

Определение налогового платежа содержится в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. №16-П, где налоговый платёж – это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе, на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности».

В налоговом кодексе понятие налога звучит так – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им направо собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Итак, налог, как финансово-правовую категорию, можно определить как обязательный и по юридической форме индивидуально безвозмездный платеж организаций и физических лиц, установленный в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях – внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением его размера и сроков уплаты.

Для уяснения понятия налога больше значение имеет установление системы элементов налога.

Следует отметить, что в законодательстве и теории налогового права нет единого подхода к определению структуры модели налога. Согласно ст.

Порядок исчисления налога

17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены:

налогоплательщики;

объект налогообложения,

налоговая база,

налоговый период,

налоговая ставка,

порядок исчисления налога,

порядок и сроки уплаты налога,

а в необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы, и другие элементы (отчетный период, ответственность налогоплательщика.)

История свидетельствует, что налоги – более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что «платить налоги и умереть должен каждый».

Когда же население примирилось с налогами, и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими. Наиболее известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.

В основе определений налога лежит представление о договорном происхождении государства. Особое место в индивидуалистических теориях занимает классическая школа в лице А.Смита, Д.Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. А.Смит считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер, но с другой стороны, можно заключить, что теория непроизводительности государственных услуг не мешает признавать налог справедливой ценой за оплату услуг государству.

Учение о правовом государстве приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы и теории общественных потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность.

Для российской науки актуальность и сложность проблем налогов и налогообложения состояла в том, что советское общество, законодательно провозгласило построение первого в мире государства без налогов. Это значит, что в советский период не было никаких научных разработок в области налогов. Осуществление экономической реформы в России означало необходимость проведения налоговой реформы, связанных с ней теоретических исследований и принятия налогового законодательства. Одной из первых проблем, которую надо было решить, это уточнить содержание категории «налог».

С правовых, юридических позиций налоги это установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.

С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

1.2 Классификация налогов

Современная налоговая система включает различные виды налогов. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы становятся менее заметными и менее чувствительными для населения. При таком большом разнообразии налогов важное управленческое значение приобретает приведение их в определенную систему. Речь идет о систематизации, или классификации налогов, которая представляет собой подразделение налогов на группы по определенным критериям, признакам и особым свойствам.

Поиск Лекций

Порядок, способы исчисления и уплаты налогов

Согласно ст. 52 НК РФ, «налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот» (например, при исчислении налога на прибыль организаций). Обязанность по определению суммы налога также может быть возложена на налоговый орган (в случае расчета налога на землю для физических лиц) или третье лицо — налогового агента, например, при исчислении налога на доходы физических лиц.

В ст. 54 НК РФ отражены принципы разрешения общих вопросов определения налоговой базы. Согласно положениям этой статьи «налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением»:

• индивидуальные предприниматели используют для этих целей данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

• физические лица как налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе получаемых от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

Существуют две системы исчисления налога:

некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям);

кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).

Российским законодательством предусмотрено применение обеих систем, а также их сочетания (например, при расчете НДС используется некумулятивная система, а при исчислении налога на прибыль организаций — кумулятивная система).

Порядок уплаты налога — это способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.

Основными способами уплаты налога являются:

уплата налога по декларации (на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах — налоговую декларацию);

уплата налога у источника дохода (моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога; это как бы автоматическое удержание, безналичный способ);

кадастровый способ уплаты налога (налог взимается на основании внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества, в этом случае устанавливаются фиксированные сроки взноса налогового платежа).

Налоговый оклад это сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу.

7.7. Порядок исчисления и уплаты налога

Бюджет — это основной элемент правильной уплаты налога. Поступление налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Порядок уплаты налога, являясь основным (обязательным) элементом налогообложения, предполагает решение следующих вопросов:

1) направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд);

2) средства уплаты налога (в рублях, валюте);

3) механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);

4) особенности контроля уплаты налога.

Подлежащая уплате сумма налога в установленные сроки перечисляется налогоплательщиком или иным обязанным лицом (ст. 58 НК РФ). При этом на обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган налоговой декларации и других документов (ст. 24 НК РФ).

Конкретный порядок уплаты по каждому налогу устанавливается в соответствии со ст. 58 НК РФ второй части Кодекса.

Сроки уплаты налогов

Сроки уплаты налога— это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.

Согласно ст. 57 НК РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. «Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено».

В зависимости от сроков уплаты налогов выделяют следующие виды налогов:

срочные (например, плательщики налога на приобретение автотранспортных средств уплачивают его в течение 5 дней со дня приобретения транспортного средства);

периодично-календарные— декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые сроки уплаты налогов (например, акцизы, налог на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц).

Со срочностью налоговых платежей связано понятие «недоимка» — сумма налога, не внесенного в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленных сроков.

Срок уплаты налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и сборах и никакими другими.

Налог должен быть уплачен в срок, в противном случае на налогоплательщика налагаются штрафные санкции. Так, в соответствии со ст. 57 НК РФ «при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом».

Изменение срока уплаты налога не отменяет действующей обязанности и не создает новой обязанности по уплате налога.

К учреждениям, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога, относятся: Министерство финансов РФ, финансовые органы субъекта РФ и муниципального образования, Федеральная таможенная служба России (ФТС России), органы внебюджетных фондов.

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок, который осуществляется в форме отсрочки и рассрочки платежа, а также налогового и инвестиционного налогового кредита.

Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по оплате налога и сбора определены в ст.

64 НК РФ.

Отсрочка и рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от 1 до 6 месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности при наличии одного из следующих оснований:

1) причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержка налогоплательщику финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа;

3) угрозы банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога;

4) отсутствие у физического лица возможности единовременной уплаты налога;

5) сезонный характер производства и реализации товаров, работ или услуг. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер утверждается Правительством РФ;

6) иные основания, предусмотренные Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Отсрочка и рассрочка различаются только порядком погашения налоговой задолженности и могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в п. 1 и 2, то на сумму задолженности проценты не начисляются, а если отсрочка или рассрочка предоставлена по основаниям, указанным в п. 3, 4 и 5, то на сумму задолженности начисляются проценты, исходя из ставки, равной 0,5 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период отсрочки или рассрочки.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки принимается уполномоченным органом на основании заявления налогоплательщика при наличии хотя бы одного из вышеприведенных оснований.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от 3-х месяцев до 1 года при наличии хотя бы одного из вышеназванных оснований. Он предоставляется заинтересованному лицу по одному или нескольким налогам по его заявлению и оформляется договором установленной формы между уполномоченным органом и указанным лицом.

Налоговый кредит отличается от рассрочки периодом времени, на который он предоставляется, более узким перечнем оснований для предоставления и в некоторых случаях ставками процентов, начисленных за пользование бюджетными средствами. Кроме того, имеются существенные отличия в форме его предоставления (договор в дополнение к решению уполномоченного органа) и в обязательности залога или поручительства для обеспечения исполнения договора.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации (налогоплательщику) при наличии одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, либо технического перевооружения собственного производства.

2) осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности.

3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется сроком от 1 до 5 лет, оформляется договором установленной формы. Такой договор должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому предоставлен кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисления процентов, документы об имуществе, являющегося предметом залога, ответственность сторон.

Уполномоченными органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора, являются:

• по федеральным налогам и сборам — Министерство финансов РФ;

• по региональным и местным налогам и сборам — финансовые органы субъекта РФ и муниципальные образования;

• по налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, — Федеральная таможенная служба РФ или уполномоченные им таможенные органы;

• по государственной пошлине — уполномоченные органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины;

• по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фонды — органы соответствующих внебюджетных фондов.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных