Порядок назначения судей конституционного суда

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 4 июня 2014 г. N 9-ФКЗ в статью 23 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 23. Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Полномочия Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Прекращение полномочий Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации в качестве судьи Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 1, 6, 7 или 8 части первой статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона, без прекращения его полномочий как Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не допускается.

В случае, если должность Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации окажется вакантной, Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном настоящей статьей. По истечении срока полномочий Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

ГАРАНТ:

4. Авакьян С. А. Российское гражданство: опыт и проблемы // Законодательство. 1997. № 5. С. 14.

5. Кельбя И. И. Правовой институт гражданства Российской Федерации // Миграц. право. 2012. № 1. С. 11-13.

6. Российская газета. 2002. № 100.

7. Бердникова К. Л. Гражданство в системе прав и свобод человека и институтов публичной власти // Совр. право. 2012. № 2. С. 25-32.

N. I. Petrenko, А. S. Rovenskaya SOME ASPECTS OF CITIZENSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION

ROVENSKAYA Anna Sergeevna — Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: anna.sultaikina@yandex.ru

УДК 340.131.5

ПРОЦЕДУРА НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖОСТЬ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ

СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дудко Игорь Геннадьевич,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и административного права ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева», г. Саранск. E-mail: idu2000@yandex.ru

Сидорова Елена Александровна,

магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: sidorova_lena1993@mail.ru

В статье автор анализирует процедуру назначения судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, перечисляет требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, сравнивает процедуру назначения судей конституционных (уставных) судов в различных субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан, Адыгея, Свердловская область). По результатам работы автором сделан вывод, о том, что назначение судей конституционных (уставных) судов является самостоятельным явлением в российском праве, у которого есть особые требования к кандидатам на должности судей, сроку полномочий и порядку назначения судей.

Ключевые слова: конституционные (уставные) суды, судья конституционного (уставного) суда.

Конституционно-правовой статус судей заключается в осуществлении ими публично-правовых задач судебной власти, представителями которой они являются. Судья обязан осуществлять свои полномочия вне зависимости от посторонних влияний и пристрастий. Для этого в Конституции РФ закреплены конкретные требования, которые предъявляются к кандидатам на должности судей и порядку их назначения. Также Конституция РФ гарантирует несменяемость, независимость и неприкосновенность судей, чем

обеспечивается самостоятельность судебной власти . Наличие такого признака на конституционном уровне, как указал Конституционный Суд РФ в п. 2 Постановления от 7 марта 1996 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности п.3 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в РФ» в связи с жалобами граждан Р. И. Мухаметшина и А. В. Барбаша»», отличает правовой статус судей от статуса граждан и тех должностных лиц, которые в соответствии со ст. ст. 91 и 98 Конституции РФ обладают неприкосновенностью .

Судьей конституционного (уставного) суда субъекта РФ является гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Судьи конституционных (уставных) судов назначаются на должность законодательным (представительным) органом субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ либо установленной численности депутатов регионального парламента (например, 1/3 в Калининградской области, 7 депутатов в Санкт-Петербурге) или председателя парламента (примером является Татарстан). Достаточно интересной является норма ст. 9 Закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея», согласно которой судьи назначаются в равном числе от каждой ветви государственной власти: депутатов и депутатских объединений регионального парламента, Главы Республики Адыгея и Верховного Суда Республики Адыгея .

Многие авторы считают, что этот порядок является самым подходящим, так как при этом обеспечивается баланс всех ветвей власти.

Можно согласиться с высказыванием О. В. Брежнева о том, что действующее федеральное законодательство не предусматривает полномочий федеральных судов или советов судей субъектов РФ по участию в назначении судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, как это предусмотрено в ряде субъектов РФ . Поэтому федеральное законодательство в этой части необходимо скорректировать, чтобы легитимировать возможность участия судебной власти в назначении судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Порядок, когда единственный субъект, высшее должностное лицо субъекта РФ предлагает кандидатуру на должность судьи конституционного (уставного) суда, является не самым лучшим, так как в этом случае не обеспечивается баланс всех ветвей государственной власти (как, например, в Кабардино-Балкарии). Согласно ст. 8 Закона Республики Северная Осетия — Алания «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия — Алания» главе Республики может предложить кандидатуры на должности судей только Председатель Конституционного Суда . Во многих субъектах РФ (кроме Калининградской области) в законодательстве не предусмотрена обязательная норма о том, что должностное лицо обязано представлять какие-либо альтернативные кандидатуры, также законодательство не исключает возможности представлять снова уже ранее отклоненную кандидатуру.

Согласно статье 59 Устава Свердловской области и статье 18 Областного закона «Об Уставном суде Свердловской области» судьи Уставного суда Свердловской области избираются областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области по

представлению Губернатора Свердловской области .

Другие субъекты РФ закрепили в своих законах о конституционных (уставных) судах аналогичную с ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» норму об органах, учреждениях и лицах, которые наделены правом внесения высшему должностному лицу субъекта РФ предложений о кандидатах на должность судьи конституционного (уставного) суда . Однако это не означает, что высшее должностное лицо субъекта РФ обязано соглашаться с предложенными кандидатурами.

В большинстве субъектов РФ кандидатуры на должность судей предлагают:

— органы государственной власти субъекта РФ (Башкортостан);

— органы местного самоуправления (Калининградская область) либо только представительные органы местного самоуправления (Свердловская область, Чечня, Башкортостан);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— органы судейского сообщества (Башкортостан) и объединения профессиональных юристов или юридические сообщества (Свердловская область, Саха (Якутия), Тыва, Дагестан);

— юридические учреждения (Саха (Якутия) и ведомства (Ингушетия, Тыва);

— депутаты парламента (Свердловская область, Марий Эл, Тыва, Чечня, Башкортостан, Ингушетия) либо группы депутатов в Саха (Якутии) и депутатские объединения в Дагестане.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, которая выражается в Определении от 2 февраля 2006 г. № 37-О «По запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности положения абз. 6 п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», федеральный законодатель может в федеральном законе установить повышенные требования к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, которые касаются в том числе возраста и стажа работы по юридической профессии, либо предоставить соответствующее правомочие законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ .

Статья 8 Конституционного закона Республики Ингушетия от 28 декабря 2001 г. № 10-РКЗ «О Конституционном Суде Республики Ингушетия» уста-

новливает, что кандидат на должность судьи этого суда, помимо стандартных требований, должен обладать безупречной репутацией .

Авторы многих работ отмечают, что при отборе кандидатов на должности судей конституционных (уставных) судов в субъектах РФ предъявляются повышенные требования к уровню их квалификации. Например, в республике Татарстан все судьи Конституционного Суда Республики Татарстан являются кандидатами наук.

Порядок назначения на должность судьи Конституционного суда Республики Марий Эл определен в ст. 9 Закона РМЭ «О конституционном суде РМЭ» .

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного суда Республики Марий Эл могут вноситься Главе Республики Марий Эл депутатами Государственного Собрания Республики Марий Эл, Верховным судом Республики Марий Эл, Арбитражным судом Республики Марий Эл, юридическими научными и учебными заведениями Республики Марий Эл.

В постановлении Государственного Собрания РМЭ от 14 августа 2014 года № 706-П «О регламенте Государственного Собрания Республики Марий Эл» закреплена процедура назначения судьи Конституционного суда Республики Марий Эл . Государственное Собрание в соответствии со ст. 9 Закона Республики Марий Эл от 11 марта 1997 года № 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл» рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного суда Республики Марий Эл на очередной сессии после получения представления Главы Республики Марий Эл.

Кандидатуры на должность судьи Конституционного суда Республики Марий Эл предварительно обсуждаются в Комитете Государственного Собрания по законодательству. Он же готовит заключение по каждой кандидатуре. На заседание Комитета Государственного Собрания по законодательству приглашается кандидат на должность судьи Конституционного суда Республики Марий Эл. Представляет кандидатуры на должность судьи Конституционного суда Республики Марий Эл на заседании Государственного Собрания министр Республики Марий Эл — полномочный представитель Главы Республики Марий Эл. Председатель Комитета Государственного Собрания по законодательству знакомит депутатов с заключениями Комитета Государственного Собрания по законодательству по представленным кандидатурам.

Каждая кандидатура на должность судьи Конституционного суда Республики Марий Эл обсуждается. Кандидатам дается возможность выступить и ответить на вопросы депутатов. Каждый судья Конституционного суда Республики Марий Эл назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голо-

сованием. Назначенным на должность судьи Конституционного суда Республики Марий Эл считается лицо, получившее большинство голосов от числа избранных депутатов Государственного Собрания. Назначение на должность судьи Конституционного суда Республики Марий Эл оформляется постановлением Государственного Собрания.

После оглашения результатов голосования по кандидатурам, представленным Главой Республики Марий Эл для назначения на должности судей Конституционного суда Республики Марий Эл, Председатель Государственного Собрания объявляет время приведения к присяге лиц, назначенных на должности судей Конституционного суда Республики Марий Эл.

Приведение к присяге лиц, назначенных на должности судей Конституционного суда Республики Марий Эл, проводится Председателем Государственного Собрания на заседании Государственного Собрания. Председатель Государственного Собрания приглашает на трибуну зала заседаний лицо, назначенное на должность судьи Конституционного суда Республики Марий Эл, для приведения его к присяге. Принесение присяги удостоверяется личной подписью судьи Конституционного суда Республики Марий Эл под текстом присяги с указанием даты ее принесения. Документ остается на хранении в Государственном Собрании.

В республиках Адыгея, Коми, Татарстан в законе о конституционном суде используется термин «избрание» на должность, в остальных случаях используется термин «назначение».

По моему мнению, термин «избрание» предполагает выбор из двух или более кандидатур. Избрание с точки зрения правового смысла в данных законах не применяется, так как предлагают на статус судьи конституционного (уставного) суда одну кандидатуру, а в последующем ее назначают. Поэтому правильнее было бы использовать термин «назначение».

Процедура назначения судьи конституционного (уставного) суда бывает довольно непредсказуема.

Так, в 2014 году в городе Санкт-Петербурге при назначении пятого судьи Уставного суда кандидатов на пустовавшую должность было трое.

Адвоката Олега Баронова выдвинули «яблочники» и «эсеры», впрочем, без особой надежды на успех. Губернатор 3 февраля предложил кандидатуру Юрия Кравцова, который в 1995-1998 годах был спикером Законодательного Собрания первого созыва и написал проект Устава города, по которому парламент получал существенные полномочия по сравнению с исполнительной властью. Буквально через неделю, 12 февраля, группой депутатов была выдвинута еще одна кандидатура — Михаил Петров, советник главы администрации, губернатора Игоря Дивинского.

В кулуарах Законодательного Собрания никто не сомневался, что эта кандидатура техническая, нужная

для необходимого минимума претендентов, и что Кравцов получит должность уставного судьи.

Утром 14-го мая председатель комитета по законодательству петербургского парламента Виталий Милонов, зачитывая с трибуны биографическую справку о кандидате Кравцове, как бы между прочим отметил, что в ответ на запрос спикера Законодательного Собрания в прокуратуру города поступила информация о том, что на кандидата в 1998 году было заведено два уголовных дела. Дела были объединены в одно производство и закрыты по нереабилитирую-щим основаниям — за истечением срока давности. Фактически это означало, что выдвигать Юрия Кравцова на пост судьи вообще было нельзя.

По итогам тайного голосования бюллетенями за выдвинутого губернатором Юрия Кравцова проголосовали только два депутата, Олег Баронов получил 8 голосов, а Михаил Петров — 33.

Однако сам Кравцов утверждал, что уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления.

Таким образом, в результате того что была дана информация об уголовном деле в отношении Кравцова, решение на голосовании у многих поменялось и большее число голосов получил вовсе не тот кандидат, за которого изначально хотели все голосовать. Данная ситуация ставит под сомнение деятельность Законодательного Собрания, которая готовит заключение по каждой кандидатуре. Ведь при заключении должна была проверяться вся информация по кандидатам, и при наличии информации о признаках преступления по уголовному делу кандидатуру не должны были допускать до голосования. Предоставленная во время голосования информация могла быть и личной заинтересованностью кого-либо. После подобных случаев происходит недоверие граждан к легитимности процедуры назначения судей конституционных (уставных) судов.

Необходимо тщательно проверять информацию по каждой кандидатуре, претендующей на должность судьи конституционного (уставного) суда, и не допускать подобных ситуаций, которые повлекли бы недоверие граждан.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что назначение судей конституционных (уставных) судов является самостоятельным явлением в российском праве, в котором существуют особые требованиями к кандидатам на должности судей, сроку полномочий и порядку назначения судей, отличающихся от общих норм, установленных Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» . При регулировании порядка назначения на должность судей конституцион-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных (уставных) судов имеют большое значение правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Литература

1. Конституция Российской Федерации 12 дек. 1993 г. . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде РФ» . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

3. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Р. И. Му-хаметшина и А. В. Барбаша» . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

5. Определение Конституционного Суда РФ от 27 дек.

2005 г. № 491-О «По запросу Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

6. Определение Конституционного Суда РФ от 2 февр.

2006 г. № 37-О «По запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

7. Закон Республики Адыгея от 17 июня 1996 г. № 11 «О Конституционном Суде Республики Адыгея» . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

8. Закон Республики Северная Осетия — Алания от 15 июня 2001 г. № 17-РЗ «О Конституционном суде Республики Северная Осетия — Алания». . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

9. Закон от 6 мая 1997 г. № 29-ОЗ «Об Уставном Суде Свердловской области» . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

10. Закон Республики Ингушетия от 28 дек. 2001 г. № 10-РКЗ «О Конституционном Суде Республики Ингушетия». . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

11. Закон Республики Марий Эл от 11 марта 1997 г. № 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл» . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

12. Постановление Государственного Собрания РМЭ от 14 авг. 2014 г. № 706-П «О регламенте Государственного Собрания Республики Марий Эл» . Доступ из СПС «Консультант Плюс».

I. G. Dudko, E. A. Sidorova

PROCEDURE FOR THE APPOINTMENT AS A JUDGE OF THE CONSTITUTIONAL (AUTHORIZED) COURTS

OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Key words: constitutional (charter) courts, judge of the constitutional (charter) court.

SIDOROVA Elena Aleksandrovna — Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: sidorova_lena1993@mail.ru

УДК 342

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ КОНТРОЛЬ*

Яичникова Юлия Степановна,

кандидат юридических наук, ведущий советник аппарата Государственного Собрания Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола. E-mail: law@marsu.ru

Общественный контроль получил регулирование не только в базовом федеральном законе, но и в некоторых специальных правовых актах. Данная статья посвящена особенностям жилищного общественного контроля, который имеет отличия в субъектах, объекте, формах контроля.

Ключевые слова: общественный жилищный контроль, субъекты, объект, общественная проверка, общественные слушания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правовую регламентацию общественному контролю как новому правовому явлению положил Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» , который в основном урегулировал базовые понятия, термины, установил формы осуществления общественного контроля. В целом исследователи дают закону положительную оценку.

И. М. Япрынцев отмечает, что общественный контроль по своей сути — это проявление демократического контроля . Другие ученые констатируют, что посредством общественного контроля достигается решение важной задачи по возрастанию эффективности власти , открытости сферы услуг, которые власть предоставляет населению . В. В. Гриб полагает, что система общественного контроля в Российской Федерации составляет ос-

* Публикация подготовлена в рамках грантового проекта Российского гуманитарного научного фонда № 15-33-01364.

нову гражданского общества и правового государства . По мнению Т. Н. Михеевой и Е. В. Маслова, общественный контроль является одной из дополнительных форм взаимодействия общества с властью .

Вместе с тем закон имеет ряд недостатков и пробелов, что значительно затрудняет его применение на практике. Е. С. Шугрина обращает внимание на то, что в числе основных принципов общественного контроля не названы профессионализм и компетентность и в законе заложена так называемая модель «некомпетентного» общественного контроля . В. В. Гриб, как отмечалось выше, давая в целом позитивную оценку общественному контролю, критикует закон за нелогичность, поскольку в нем отсутствует самостоятельная статья, посвященная объектам общественного контроля . Такого же мнения придерживается Д. С. Михеев, указывая на отсутствие норм, регулирующих такой важный вопрос, как объекты общественного контроля . Развивая да-

(наименование главы в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июля 2007 года № 260-СФ; от 25 ноября 2011 года № 443-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ; от 9 июля 2014 года № 356-СФ)

Статья 172. Полномочия Совета Федерации по назначению на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств

(наименование статьи 172 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации.

Судьи Экономического суда Содружества Независимых Государств в соответствии с пунктом 7 Положения об Экономическом суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств 6 июля 1992 года, назначаются на должность в порядке, установленном для назначения на должность судей Верховного Суда Российской Федерации.

(Статья 172 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

Статья 173. Представление Президентом Российской Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств

(наименование статьи 173 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

1. Кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств представляет Совету Федерации Президент Российской Федерации либо по его поручению полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации.

2. Вопрос о назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Совет Федерации рассматривает в четырнадцатидневный срок с момента получения представления Президента Российской Федерации. В случае необходимости Председатель Совета Федерации созывает для рассмотрения этого вопроса внеочередное заседание палаты (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 18 июня 2008 года № 223-СФ).

21. Вопрос о назначении на должность судей Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств рассматривается Советом Федерации в тридцатидневный срок со дня, следующего за днем получения представления Президента Российской Федерации.

(Часть 21 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 38-СФ.)

3. Вопрос о назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств включается в повестку дня заседания палаты в качестве отдельного вопроса.

(Статья 173 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

Статья 174. Обсуждение кандидатур, представленных Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, в комитетах Совета Федерации

(наименование статьи 174 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

1. Кандидатуры, представленные Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, который готовит заключение по каждой кандидатуре. При подготовке заключений Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству вправе запрашивать дополнительную информацию на представленных кандидатов у органов государственной власти, организаций и должностных лиц. (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ.).

(Часть 1 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

2. Кандидатуры, представленные Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Экономического суда Содружества Независимых Государств, предварительно обсуждаются также в Комитете Совета Федерации по международным делам.

3. Кандидаты на должности судей указанных судов могут быть приглашены на заседание соответствующего комитета Совета Федерации.

(Статья 174 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

Статья 175. Рассмотрение вопроса о назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств на заседании Совета Федерации

(наименование статьи 175 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

1. На заседании Совета Федерации заслушиваются заключения Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству по представленным кандидатурам для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств и заключения Комитета Совета Федерации по международным делам по кандидатурам для назначения на должности судей Экономического суда Содружества Независимых Государств.

2. После обсуждения каждая кандидатура на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, представленная для назначения Президентом Российской Федерации, включается в бюллетень для тайного голосования. По решению Совета Федерации тайное голосование может быть проведено с использованием электронной системы.

3. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

4. Назначение на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств оформляется постановлением Совета Федерации.

5. Если кандидатура, представленная Президентом Российской Федерации для назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, не получит при голосовании необходимого количества голосов сенаторов Российской Федерации, она отклоняется, что оформляется постановлением Совета Федерации. Специального голосования для принятия указанного постановления не требуется (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

6. При отклонении Советом Федерации кандидатур, представленных Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, Совет Федерации может принять постановление с предложением Президенту Российской Федерации о проведении консультаций с целью преодоления возникших разногласий. Указанное постановление в трехдневный срок Председателем Совета Федерации направляется Президенту Российской Федерации. Для проведения консультаций Совет Федерации образует группу из сенаторов Российской Федерации либо поручает проведение консультаций Председателю Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

(Статья 175 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

Статья 176. Порядок назначения на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

(наименование статьи 176 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

1. Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель и заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации, члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председатель и члены Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном статьями 174 и 175 настоящего Регламента.

(Часть 2 ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ.)

3. Вопрос о назначении на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации рассматривается в тридцатидневный срок со дня, следующего за днем получения представления Президента Российской Федерации.

(Часть 3 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ.)

(Статья 176 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 июля 2009 года № 301-СФ; от 25 ноября 2011 года № 443-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

Статья 177. Приведение к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

1. После оглашения результатов голосования по кандидатуре, представленной Президентом Российской Федерации для назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Совета Федерации объявляет время приведения к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

2. Приведение к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, проводится Председателем Совета Федерации на заседании палаты в торжественной обстановке при наличии в Зале заседаний Совета Федерации Государственного герба Российской Федерации и Государственного флага Российской Федерации.

3. Председатель Совета Федерации приглашает на трибуну Зала заседаний Совета Федерации лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, для приведения его к присяге.

4. Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу, текст которой предусмотрен частью второй статьи 10 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», вслух, стоя, положив руку на Конституцию Российской Федерации.

5. Присягу судьи Конституционного Суда Российской Федерации все находящиеся в Зале заседаний Совета Федерации заслушивают стоя.

6. Принесение присяги удостоверяется личной подписью судьи Конституционного Суда Российской Федерации под текстом присяги с указанием даты ее принесения. Документ остается на хранении в Совете Федерации.

7. Председатель Совета Федерации поздравляет судью Конституционного Суда Российской Федерации со вступлением в должность и передает ему мантию как символ судебной власти.

8. После принесения судьей (судьями) Конституционного Суда Российской Федерации присяги звучит Государственный гимн Российской Федерации.

Статья 178. Торжественное вручение лицу, назначенному на должность судьи, копии постановления Совета Федерации о его назначении

После оглашения результатов голосования по кандидатурам, представленным Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации Председатель Совета Федерации вручает каждому лицу, назначенному на должность судьи, копию постановления Совета Федерации о его назначении. Копия постановления Совета Федерации вручается Председателем Совета Федерации на заседании Совета Федерации в торжественной обстановке при наличии в Зале заседаний Совета Федерации Государственного герба Российской Федерации и Государственного флага Российской Федерации.

(Статья 178 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 ноября 2011 года № 443-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

Статья 1781. Рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации

1. В соответствии со статьей 18 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Совет Федерации прекращает полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

2. Вопрос о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации рассматривается Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Представление Конституционного Суда Российской Федерации о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации предварительно обсуждается в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, который готовит соответствующее заключение.

4. Рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации на заседании Совета Федерации начинается с выступления Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. Затем слово предоставляется председателю, первому заместителю председателя либо заместителю председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству для оглашения заключения комитета.

5. При рассмотрении вопроса о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации на заседании Совета Федерации может присутствовать судья Конституционного Суда Российской Федерации, которому по его просьбе предоставляется слово.

6. В ходе обсуждения сенаторы Российской Федерации вправе задавать вопросы Председателю Конституционного Суда Российской Федерации, докладчику от Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, судье Конституционного Суда Российской Федерации, высказываться за прекращение полномочий или против прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

7. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается прекратившим свои полномочия, если в результате тайного голосования за прекращение его полномочий проголосовало большинство от общего числа сенаторов Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

8. Решение о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации оформляется постановлением Совета Федерации.

9. Если предложение Конституционного Суда Российской Федерации о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации не получит при голосовании большинства голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, оно отклоняется. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

(Статья 1781 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июля 2014 года № 356-СФ.)