Порядок проведения работ по сертификации

Содержание

отменен/утратил силу Редакция от 10.06.1993 Подробная информация

Наименование документ ЗАКОН РФ от 10.06.93 N 5151-I «О СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ»
Вид документа закон
Принявший орган вс рф
Номер документа 5151-I
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 10.06.1993
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • «Российская газета», N 120, 25.06.93;
  • «ВВС РФ», 1993, N 26, ст. 966
Навигатор Примечания

ЗАКОН РФ от 10.06.93 N 5151-I «О СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ»

10 июня 1993 года N 5151-I

Настоящий Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее — продукция) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Раздел I Общие положенияСтатья 1. Понятие сертификации

Сертификация продукции (далее — сертификация) — это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификация осуществляется в целях:

создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация может иметь обџзательный и добровольный характер.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о сертификации

Отношения в области сертификации регулируются настоящим Законом и издаваемыми с ним актами законодательства Российской Федерации.

Статья 3. Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о сертификации, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Полномочия Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации

Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (далее — Госстандарт России) в соответствии с настоящим Законом:

формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;

проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;

опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;

готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по сертификации.

Статья 5. Система сертификации

1. Система сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом.

В систему сертификации могут входить предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения.

В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции.

2. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном Госстандартом России порядке.

Статья 6. Сертификат и знак соответствия

1. Сертификат соответствия (далее — сертификат) — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

2. Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается Госстандартом России.

3. Правила применения знаков соответствия устанавливаются конкретной системой сертификации в соответствии с правилами, устанавливаемыми Госстандартом России.

Раздел II ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯСтатья 7. Обязательная сертификация

1. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

2. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие государственные органы управления Российской Федерации.

3. Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются Госстандартом России либо другими государственными органами управления Российской Федерации, уполномоченными на то в соответствии с настоящей статьей, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики.

4. Запрещается рекламировать продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но не имеющую сертификата соответствия.

Статья 8. Участники обязательной сертификации

Участниками обязательной сертификации являются Госстандарт России, иные государственные органы управления Российской Федерации, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.

Допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений (союзов) и организаций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органом управления.

Статья 9. Правомочия государственных органов управления

Госстандарт России и другие государственные органы управления Российской Федерации, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции:

создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления длЏ проведения сертификации в этих системах;

осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);

определяют центральные органы систем сертификации;

аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ);

ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;

устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;

осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации за сертифицированной продукцией;

рассматривают апелляции по вопросам сертификации;

выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия.

Статья 10. Обязанности центрального органа системы сертификации

Центральный орган системы сертификации:

организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации;

рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).

Статья 11. Обязанности органа по сертификации

Орган по сертификации:

сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;

предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

Статья 12. Обязанности испытательной лаборатории (центра)

Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном соответствующей системой сертификации порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.

Статья 13. Обязанности изготовителей (продавцов, исполнителей)

Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны:

реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом;

обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;

указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированной продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована, по истечении срока действия сертификата или в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;

обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;

извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.

Статья 14. Условия ввоза импортируемой продукции

1. В условиях контрактов (договоров), заключаемых на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей в соответствии с актами законодательства Российской Федерации обязательной сертификации, должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Указанные сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то органом Российской Федерации.

2. Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации.

3. Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Госстандартом России в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Статья 15. Государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляется Госстандартом России, иными специально уполномоченными государственными органами управления Российской Федерации в пределах их компетенции.

2. Непосредственно государственный контроль и надзор за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукцией проводится должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Указанные должностные лица осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением правил по сертификации и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях, установленных Законом Российской Федерации «О стандартизации».

Статья 16. Финансирование работ по сертификации и государственному контролю и надзору

1. Обязательному государственному финансированию подлежат:

разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;

участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными национальными органами по сертификации;

разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;

разработка проектов актов законодательства в области сертификации;

проведение научно-исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение;

проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации и архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;

другие работы по обязательной сертификации, определяемые законодательством Российской Федерации.

2. Оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем в порядке, установленном Госстандартом России и государственными органами управления Российской Федерации, на которые законодательными актами Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость.

Раздел III ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯСтатья 17. Добровольная сертификация

По продукции, не подлежащей в соответствии с законодательными актами Российской Федерации обязательной сертификации, и по требованиям, на соответствие которым законодательными актами Российской Федерации не предусмотрено проведение обязательной сертификации, по инициативе юридических лиц и граждан может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Статья 18. Организация добровольной сертификации

Добровольную сертификацию вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России в установленном Госстандартом России порядке. Органы по обязательной сертификации также вправе проводить добровольную сертификацию при соблюдении указанных условий.

Орган по добровольной сертификации устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, в том числе порядок их оплаты.

Статья 19. Права заявителя

При заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.

Раздел IV ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНАСтатья 20. Уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность

Юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России

Порядок проведения обязательной сертификации пищевой продукции

4.1. Порядок проведения обязательной сертификации пищевой продукции включает:

— подачу и рассмотрение заявки на сертификацию;

— принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;

— отбор, идентификацию образцов и их испытания;

— оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации) или сертификацию систем качества;

— анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия (далее сертификат);

— выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;

— осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (в соответствии с применяемой схемой сертификации);

— корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильного применения знака соответствия.

4.2. Заявку на сертификацию изготовитель продукции (заявитель) направляет в орган по сертификации по своему выбору. Форма заявки дана в Приложении 16.

4.3. Орган по сертификации рассматривает заявку в срок не более 3-х дней и принимает по ней решение для продукции длительного хранения.

Заявка на сертификацию скоропортящейся продукции рассматривается незамедлительно и решение по ней сообщается заявителю в день обращения. Форма решения дана в Приложении 17.

4.4. Решение по заявке направляется заявителю. При согласии заявителя на проведение работ по сертификации оплата производится в соответствии с п. 2.6 настоящих Правил.

4.5. Испытания для сертификации проводятся на пробах, в которых сырьевой состав, технология изготовления и другие признаки, характеризующие вид продукции, должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю.

4.6. Перед проведением сертификационных испытаний орган по сертификации проводит идентификацию продукции на соответствие указанному наименованию (класс, сорт, категория) путем анализа представленных заявителем документов на продукцию и визуального осмотра образцов.

При недостаточности или ненадежности полученной документальной информации для идентификации продукции орган по сертификации по согласованию с заказчиком назначает проведение дополнительных испытаний продукции по органолептическим и физико-химическим показателям во время проведения сертификационных испытаний в лаборатории за счет заявителя. Если при этом органом по сертификации установлено, что продукция не соответствует наименованию, сопроводительной документации или ее маркировке, то заявитель извещается о том, что дальнейшие работы по сертификации не проводятся. Работы по сертификации могут быть возобновлены только после устранения нарушений и переоформления заявки.

Сертификация по новому наименованию может быть проведена только после переоформления заявки и документов.

4.7. Выбор схемы сертификации при обязательной сертификации пищевой продукции осуществляет орган по сертификации (ОС), при добровольной — осуществляет ОС совместно с заявителем.

4.8. Отбор проб для испытаний осуществляет орган по сертификации или по его поручению другие уполномоченные им компетентные организации (или лица), представляющие, как правило, третью сторону по отношению к изготовителям и потребителям продукции.

4.9. Количество проб от каждой фиксированной партии однородной продукции устанавливается органом, проводящим сертификацию и должно, как правило, соответствовать требованиям нормативной документации на методы отбора проб и испытаний, установленным в государственных стандартах на конкретную продукцию, правилах или порядках сертификации однородной продукции. Орган по сертификации вправе корректировать массу отбираемой пробы, с учетом определяемых показателей безопасности, если это документально обосновано.

4.10. Отбор проб оформляется актом в соответствии с Приложением 18. Отобранные пробы изолируют от основной продукции, упаковывают, пломбируют или опечатывают на месте отбора. Отпуск отобранных проб пищевой продукции оформляется в установленном на предприятии порядке.

4.11. Орган по сертификации может включить в отбираемую для сертификационных испытаний выборку дополнительно по одному образцу каждого вида продукции (кроме скоропортящейся) для хранения ее в органе по сертификации или в лаборатории в качестве контрольных экземпляров с целью решения возникающих разногласий и апелляций, сохранения наглядности сертифицированной продукции при возможном возникновении необходимости (в дальнейшем) ее идентификации (внешнего описания) в том числе для проверки качества продукции, заложенной на длительное хранение.

4.12. Срок хранения контрольных образцов или испытываемых образцов в лаборатории должен соответствовать сроку действия сертификата или сроку годности продукции, по истечении которого образцы возвращаются заявителю. Срок хранения, требования к маркировке и учету образцов, порядок их возврата и списания устанавливаются в документах органа по сертификации (испытательной лаборатории) (Руководстве по качеству) и по каждой конкретной заявке эти условия согласовываются с заявителем.

4.13. При отсутствии испытательной лаборатории, аккредитованной на компетентность и независимость, или значительной ее удаленности, что усложняет транспортирование образцов, увеличивает стоимость испытаний и недопустимо удлиняет их сроки, допускается проводить испытания для целей сертификации в испытательных лабораториях, аккредитованных только на техническую компетентность, под контролем представителей органа по сертификации конкретной продукции, ответственность за объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией несет орган по сертификации, поручивший испытательной лаборатории их проведение. Протокол испытаний в этом случае подписывают уполномоченные специалисты испытательной лаборатории и органа по сертификации.

4.14. Орган по сертификации проводит анализ результатов испытаний, готовит решение о выдаче сертификата.

Результаты испытаний должны полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям и нормам ее безопасности, установленным в Государственных стандартах, санитарных нормах и правилах, в т.ч. гигиеническом сертификате и др. нормативной документации.

Допускается сокращать объем сертификационных испытаний при условии наличия документов соответствующих государственных служб Российской Федерации, подтверждающих безопасность продукции, документов соответствующих служб других государств, с которыми Россия заключила соглашение о взаимном признании документов или признала документы в одностороннем порядке.

При подготовке решения орган по сертификации учитывает наличие гигиенического заключения (сертификата), выданного на стадии разработки и постановки на производство новых видов пищевых продуктов, внедрения новых технологических процессов, применения пищевых добавок и других веществ, при закупке продукции за рубежом, в соответствии с Положением «О порядке выдачи гигиенических сертификатов на продукцию», утвержденным Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 05.01.93 N 1 (зарегистрирован в Минюсте РФ N 118 от 18.01.93). Для продукции животноводства учитывается наличие ветеринарного свидетельства, выданного Государственной службой Российской Федерации в установленном порядке. Для продукции растениеводства учитывается наличие заключения агрохимической и карантинной служб.

В случае отказа в выдаче сертификата соответствия заявителю направляется письменное обоснование принятого решения.

4.15. Пищевая продукция и продовольственное сырье, поставляемое для государственных нужд, по своему качеству должна соответствовать всем требованиям стандартов и ТУ; на основе этого сертификат соответствия на пищевую продукцию, поставляемую для государственных нужд, должен оформляться на основе проведения испытаний по всем показателям стандарта.

4.16. Срок действия сертификата соответствия устанавливается с учетом:

срока годности продукции — для сертификата, выданного на партию продукции;

срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества — для серийно выпускаемой продукции;

срока действия гигиенического заключения (гигиенического сертификата), но не более чем 3 года.

Срок действия сертификата на продукцию, сертифицируемую с использованием заявления — декларации изготовителя, устанавливается с учетом годности продукции, но не более чем на один год.

Для продукции с установленными условиями хранения и (или) реализации на сертификате или заявлении — декларации указывается, что продукт соответствует требованиям безопасности при соблюдении условий (режимов) хранения и (или) реализации.

При поставке продукции в госрезерв срок действия сертификата соответствия устанавливается на весь период ее хранения.

4.17. Оформление сертификатов.

Сертификат соответствия оформляется, как правило, на конкретное наименование продукции. В обоснованных случаях сертификат может быть оформлен на отдельную группу однородной продукции одного изготовителя, включающую несколько наименований.

Возможность объединения нескольких наименований однородной продукции в одном сертификате определяется Органом по сертификации, исходя из наличия единого нормативного документа (ГОСТа) на эту продукцию; идентичности рецептуры, однородности используемого сырья, одной сортности продукции, идентичного способа изготовления, а также других факторов, влияющих на безопасность готовой продукции.

При этом допускается проведение испытаний по сокращенной номенклатуре показателей, если анализ однородной группы продукции позволяет распространить результаты испытаний продукции одних наименований на продукцию других наименований, объединенную в конкретную сертифицируемую группу однородной продукции.

При оформлении сертификата на несколько наименований однородной продукции, в случае, если не хватает места в бланке сертификата, оформляется приложение к сертификату соответствия, в котором приводится перечень не более 10 наименований однородной продукции. Приложение заверяется органом по сертификации.

На бланке сертификата делается запись о том, что без приложения данный сертификат соответствия недействителен.

4.18. При внесении изменений в техническую документацию и технологический процесс производства сертифицированной продукции заявитель обязан заранее известить об этом Орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки состояния производства этой продукции.

4.19. Сертифицированная продукция должна маркироваться знаком соответствия по ГОСТ Р 50460-93 на основании лицензии, выданной органом по сертификации, согласно Правилам выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применения знака соответствия, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.05.94 N 12 (зарегистрированы Минюстом России 05.04.95 N 825).

Маркировка знаком соответствия осуществляется согласно положениям п. 3.6 Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 21.09.94 N 15 (зарегистрирован Минюстом России 05.04.95 N 826). При этом соблюдаются следующие общие требования:

— знаком соответствия маркируется каждая единица продукции, при невозможности маркировки продукции маркируется первичная (потребительская) тара (упаковка); при невозможности маркировки первичной тары знак соответствия может наноситься на этикетки, ярлыки и т.п.;

— если сертификация проводилась по схемам 2 или 7, допускается маркировка знаком соответствия невозвратной тары (упаковки), а в случае невозможности этого, в исключительных случаях знаком соответствия может маркироваться техническая документация.

Способ маркировки знаком соответствия указывается в сертификате соответствия.

При необходимости специфика применения знака соответствия, способ и место маркировки устанавливается в Порядках сертификации однородных групп продукции.

Для продукции с установленным сроком годности маркирование знаком соответствия имеет смысл и осуществляется только при указании этого срока и означает, что действие знака ограничивается указанным сроком годности.

Информация о сертификации этих товаров, в том числе и импортируемых, должна быть представлена в виде сведений в технической и сопроводительной документации, удостоверений о качестве по каждому наименованию товара, заверенных подписью и печатью изготовителя (поставщика), содержащих указание учетного и регистрационного номера сертификата, срока его действия и наименования органа, выдавшего сертификат, и его реквизитов.

Заявитель обеспечивает необходимые условия хранения и использования упаковочных средств, маркированных знаком соответствия.

4.20. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (если он предусмотрен схемой сертификации) осуществляют органы, проводившие сертификацию этой продукции с привлечением, при необходимости, других компетентных организаций.

Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия в форме периодических и внеплановых проверок, обеспечивающих получение информации о состоянии сертифицированной продукции, производства, системы качества, о соблюдении условий и правил применения сертификата и знака соответствия, с целью подтверждения того, что продукция и производственные факторы ее производства в течение времени действия сертификата продолжают соответствовать установленным требованиям.

Способы проведения и периодичность проведения инспекционного контроля устанавливаются органом по сертификации при проведении сертификации в каждом конкретном случае и фиксируются в договоре по инспекционному контролю, либо в решении о выдаче сертификата и согласовании с заявителем.

В зависимости от схемы сертификации инспекционный контроль может включать:

отбор образцов и их испытания по полной или частичной программе в аккредитованной лаборатории;

получение от заявителя информации о рекламациях на продукцию за проверяемый период;

получение информации о продукции от основных потребителей, надзорных органов, обществ потребителей;

получение информации о способах применения знака соответствия и т.п.;

получение информации от заявителя и проверка на месте состояния производства и (или) системы качества;

проверка на месте правильности применения знака соответствия;

другие действия, учитывающие специфику продукции и способы ее производства.

4.21. Результаты инспекционного контроля оформляются актом (или отчетом), в котором дается оценка результатов испытаний образцов (проб) и других проверок, и делается заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата.

Акт (отчет) хранится в органе по сертификации в течение срока действия сертификата, а его копии направляются заявителю и организациям, принимавшим участие в инспекционном контроле.

4.22. По результатам инспекционного контроля, в случае нарушения требований нормативных документов, орган по сертификации может приостановить действие сертификата соответствия или приостановить право применять знак соответствия в соответствии с п. п. 3.7.6, 3.7.7 «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 21.09.94 N 15, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.04.95 N 826).

Информация о приостановке действия или аннулировании сертификата соответствия доводится Органом, его выдавшим, до сведения заявителя, потребителей и всех заинтересованных участников Системы сертификации. Аннулирование сертификата соответствия действует с момента исключения продукции из государственного Реестра Системы сертификации ГОСТ Р.

4.23. Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, а также органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за качеством продукции.

По результатам внеплановых проверок орган по сертификации действует в соответствии с п. 4.21 и п. 4.22.

4.24. Органы по сертификации ведут учет выданных ими сертификатов соответствия. Документы и материалы, подтверждающие сертификацию продукции, находятся на хранении в органе по сертификации, выдавшем сертификат соответствия, не менее, чем срок действия сертификата.

4.25. Обращение с образцами сертифицируемой продукции устанавливает орган по сертификации в соответствии с «Общим порядком обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции» (утвержден заместителем председателя Госстандарта России 08.02.96, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 01.03.96 N 1041). Движение образцов регистрируется органом по сертификации на основе рекомендуемых форм.

С активным развитием рыночных и торговых отношений внутри страны достаточно часто можно столкнуться с ситуацией, когда отечественный производитель, обходясь, долгое время без сертификатов на продукцию, решает всё же её легализовать. Однако многие из них не всегда знают, с чем придётся столкнуться. Для начала производителю необходимо понять, что процедура сертификации отечественной продукции имеет комплексный характер и для её прохождения потребуется получить ряд документов. Первоначально следует подготовить сопутствующие технические документы: разработка технических условий и паспорта на продукцию, оформление санитарно-эпидемиологических заключений (при необходимости), а также инструкции по эксплуатации.

Подготовив и оформив перечисленные документы, а также, формализовав основные требования к безопасности, качеству и эффективности выпуска собственной продукции отечественный производитель делает шаг в направлении сертификации своего товара.

Согласно требованиям законодательства в России наиболее востребованными являются следующие виды сертификатов:

  • сертификат соответствия системе ГОСТ Р;
  • декларация и сертификат соответствия требованиям ТР;
  • сертификат пожарной безопасности;
  • свидетельство о государственной регистрации.

Для определения необходимости использования конкретного вида сертификата пользуются перечнем товаров, объединённых в общую номенклатуру продукции, подлежащей декларированию соответствия, обязательной сертификации или государственной регистрации. Первоначально проверяется присутствие в подобных перечнях выпускаемой продукции с помощью её наименования или присвоенного кода ОКП. Наличие продукта в номенклатуре говорит о необходимости получения и оформления соответствующего сертификата или декларации, указанного в перечне. Товары, которые подлежат сертификации или декларированию с учётом действующих требований технических регламентов, помечаются в списке знаком ТР.

После определения документа необходимого для оформления приступают к непосредственной подготовке к получению разрешительного документа на основе определённых этапов процедуры.

Этапы и порядок оформления сертификации отечественной продукции

Сертификация отечественной продукции в зависимости от применяемой схемы может проходить по следующим этапам:

  • подача заявления – заказчик должен заполнить форму заявления установленного образца на проведение сертификационных работ и вместе с учредительными документами и техническим описанием продукции передаёт их или высылает в выбранный сертификационный центр;
  • принятие решения органом возможности в проведении процедуры сертификации и расчёт или оценка предварительной стоимости – специалисты сертификационного органа рассматривают поступившую заявку, и всевозможные параметры, на основании которых будут выполнятся сертификационные испытания. Одновременно с этим согласовывается выбор схемы проведения сертификации, порядок испытаний которой отражается в нормативной документации (ГОСТ или ТУ). Затем согласовывается и определяется порядок проведения процедуры сертификации, итоговая стоимость работ, а также количество сертификатов и протоколов;
  • заключение договора – заявитель предоставляет оригиналы прилагаемых к заявке документов. После чего сертификационный орган и заказчик заключают договор о проведении сертификационных работ. Для этого заявитель оплачивает услуги согласно выставленному счёту в установленном законодательством порядке. В дальнейшем отобранные образцы продукции передают в аккредитованную испытательную лабораторию;
  • обследование производства (если это предусматривает схема сертификации) – обследование проводится специальной комиссией, созданной сертификационным органом в целях определения возможности выпуска и производства продукции постоянного качества. Собранная в процессе обследования информация и сведения не подлежат разглашению и являются конфиденциальными;
  • согласование выполняемых работ – после подтверждения заявителем макета оформляемого документа выдается сертификат соответствия с занесением его регистрационного номера в общий реестр.

Порядок сертификации отечественной продукции предполагает предоставление заявителем определённого комплекта документации, включая:

  • заявку на Сертификацию;
  • копии свидетельств о присвоении ОГРН и ИНН;
  • реквизиты, устав и статические коды фирмы заявителя;
  • адрес и информация о производителе;
  • НТД в виде ГОСТ или ТУ, согласно которым проводится выпуск продукции;
  • описание продукции – материал, применение, торговая марка, артикул;
  • свидетельство о собственности или договора аренды производственных площадей;
  • информация о ранее выдаваемых сертификатах и протоколах испытаний.

Схемы декларирования и сертификации отечественной продукции

Для сертификации продукции отечественного производства могут использоваться следующие схемы:

  • сертификация партии продукции;
  • сертификация единичной продукции;
  • сертификация серийной продукции без обследования производства (сроком до 1 года), с обследованием (сроком от 1 до 2 лет) и аттестацией производства (сроком от 1 до 3 лет).

Сертификация партии товаров, также как сертификация серийно выпускаемой продукции производится сертификационными органами, имеющими Аттестат аккредитации в данной области. В целом процедура получения и оформления сертификата ничем не отличается: подаётся заявка, собирается пакет документации и передаётся в орган по сертификации для осуществления проверки.

Наиболее правильным будет оформление сертификата на серийное производство продукции сроком от 1 до 3 лет

Определённые отличия существуют лишь в используемых схемах сертификации, поскольку для партии продукции зачастую применяют более упрощённые схемы, которые не предусматривают проведение анализа состояния производства. Разница также возникает в сроках действия сертификатов: для отдельных групп продукции, поставляемой партиями, срок действия не устанавливается. Например, сертификат для оборудования будет действителен на протяжении всего эксплуатационного срока службы техники.

Являясь производителем, наиболее правильным будет оформление сертификата на серийное производство продукции сроком от 1 до 3 лет, который предусматривает реализацию производимых предприятием товаров на протяжении всего действия выданного сертификата.

Выступая дистрибьютором или заказчиком на стороннем производстве, любая компания сможет также получить необходимый сертификат или декларацию с указанием её наименования в качестве держателя или получателя данной разрешительной документации, а также компания-изготовитель и номера договоров о совместной деятельности или купли-продажи. В данном случае договор является составным элементом, связующим компании, указанные в сертификате.

Отечественная продукция, которая производится партиями, может быть сертифицирована по одной из следующих схем:

  • 1 – ограниченный объём реализации продукции, поставляемой отдельными партиями с короткими промежутками времени по мере их серийного изготовления;
  • 7, 8 – разовый выпуск продукции (единичные изделия, партии);
  • 9а – нерегулярный выпуск продукции согласно спросу на рынке;
  • 10, 10а – продолжительное производство товаров небольшими объёмами выпуска.

Сертификация отечественной продукции осуществляется на основании утверждённых правил выполнения оценочных работ, благодаря которым выявляется несоблюдение или соблюдение требований нормативных документов, в качестве которых могут выступать российские техрегламенты и стандарты.

Так называемые средства сертификации представляют собой комплекс мер и действий, в результате которых удается добиться подтверждения или опровержения соответствия. Они устанавливаются в государственном порядке и заложены в основу всей системы. При прохождении процедуры, разные органы и организации действуют в полном соответствии с установленным порядком для того, чтобы в итоге получить сертификат соответствия техническому регламенту или другой документ.

Сейчас существует три основных типа средств сертификации

  1. Установленные стандарты на продукцию. С их помощью сравниваются полученные результаты с теми нормативами, которые предусмотрены системами сертификации. Это позволяет решить, является ли товар соответствующим нормам или нет. Это — база всех методов подтверждения качества продукции.
  2. Сертификат Таможенного Союза на методы оценки и анализа. Это — базовые методики определения, говорящие о характеристиках продукции. Методы испытаний также должны соответствовать определенным стандартам и характеристикам, если требуется получить точный результат.
  3. Стандарты на процессы. Это касается всех сопровождающих товар действий, хранение, упаковку, перевозку и другое. Они также должны соответствовать определенным характеристикам.

Какими должны быть средства сертификации

Для средств сертификации также существуют требования и стандарты, которые должны соблюдаться. В ином случае практически невозможно получить достоверный и соответствующий действительности результат.

  • Должны использоваться только в одном варианте в каждом конкретном случае.
  • Они должны проверять те характеристики, которые существуют объективно и могут быть выделены, определены и измерены.
  • Не должны быть субъективными или содержать оценочные суждения или любые другие моменты, не относящиеся к научным методам. Обязательно должны давать обоснованность действий.
  • Обязательно должны соответствовать уровню развития современных технологий и уровню измеряемого объекта.

Средства не различаются в зависимости от типов сертификации, будь то сертификат соответствия техническому регламенту или другой вид документов, они являются едиными для всех видов, будь то добровольная процедура, или обязательная проверка соответствия. Они в обязательном порядке должны соответствовать стандартам и быть практичными, универсальными, объективными и действенными. Именно поэтому они и используются для подтверждения характеристик предметов, объектов, товаров, услуг, систем качества и менеджмента. Подбор определенных средств различается в зависимости от характеристик измеряемого объекта.

О сертификации продукции и услуг

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН

О сертификации продукции и услуг *

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

____________________________________________________________________
В документе также учтено:
постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2001 года N 15-П.
____________________________________________________________________

________________
* В тексте Закона слова «Госстандарт России» в соответствующих падежах заменены словами «специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации» в соответствующих падежах, слова «государственные органы управления Российской Федерации» и «государственные органы управления» в соответствующих падежах и числе заменены словами «федеральные органы исполнительной власти» в соответствующих падежах и числе — Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ, введенный в действие с 7 августа 1998 года.
Настоящий Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее продукция) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Раздел 1. Общие положения (статьи с 1 по 6)

Раздел 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие сертификации

Сертификация продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (часть в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ.
Сертификация осуществляется в целях:
создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ;
содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); *1.2.3)
контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о сертификации

Отношения в области сертификации регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации.

Статья 3. Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о сертификации, то применяются правила международного договора. *3.1)

Статья 4. Полномочия специально уполномоченного Федерального органа исполнительной власти в области сертификации

(название статьи в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года
Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации в соответствии с настоящим Законом (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ: *4.1)
формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них; *4.2)
проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации; *4.3)
опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;
готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;
представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по сертификации.

Статья 5. Система сертификации

1. Система сертификации создается федеральными органами исполнительной власти, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ.
В систему сертификации могут входить организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ.
В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции.

2. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации России порядке. *5.2)

Статья 6. Сертификат и знак соответствия

1. Сертификат соответствия (далее — сертификат) — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.
Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности (абзац дополнительно включен с 10 января 1996 года Федеральным законом от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ). *6.1)
Порядок организации и проведения сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности определяется Государственной противопожарной службой федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации (абзац дополнительно включен с 10 января 1996 года Федеральным законом от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ.

2. Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации России. *6.2.2)

3. Правила применения знаков соответствия устанавливаются конкретной системой сертификации в соответствии с правилами, устанавливаемыми специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации России. *6.3)

Раздел II. Обязательная сертификация (статьи с 7 по 16)

Раздел II
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

Статья 7. Обязательная сертификация

1. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. *7.1)
При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ).

2. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти.

3. Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации России либо другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то в соответствии с настоящей статьей, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики.

4. Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.
Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации. *7.4.2)
Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом. *7.4.3)
(Пункт дополнительно включен с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ)

Пункт 4 предыдущей редакции с 7 августа 1998 года считается пунктом 5 настоящей редакции — Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ.

5. Реклама продукции, подлежащей обязательной сертификации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе (пункт в редакции, введенной в действие с 5 марта 1998 года Федеральным законом от 2 марта 1998 года N 30-ФЗ. *7.5)

Статья 8. Участники обязательной сертификации

Участниками обязательной сертификации являются специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации России, иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.
Допускаются к проведению работ по обязательной сертификации организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке (часть в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ. *8.2)

Статья 9. Правомочия Федеральных органов исполнительной власти

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации России и другие федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции:
создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;
осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);
определяют центральные органы систем сертификации;
аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) (абзац в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ;
ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;
устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
устанавливают правила аккредитации (абзац в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ;
осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;
рассматривают апелляции по вопросам сертификации;
абзац исключен с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ..

Статья 10. Обязанности центрального органа системы сертификации

Центральный орган системы сертификации:
организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации;
рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).

Статья 11. Обязанности органа по сертификации

Орган по сертификации:
проводит идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации (абзац дополнительно включен с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ);

Абзац второй предыдущей редакции с 7 августа 1998 года считается абзацем третьим настоящей редакции — Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ.

сертифицирует продукцию, выдает сертификаты (абзац в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ;
осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (абзац дополнительно включен с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ);

Абзацы третий и четвертый предыдущей редакции с 7 августа 1998 года считаются соответственно абзацами пятым и шестым настоящей редакции — Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ.

приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;
предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

Статья 12. Обязанности испытательной лаборатории (центра)

Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации (статья в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ. *12.1)

Статья 13. Обязанности изготовителей (продавцов, исполнителей)

Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны: *13.1)
реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке (абзац дополнен с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ; *13.2)
обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;
указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика) (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ;
приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ;
обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;
извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.

Статья 14. Условия ввоза импортируемой продукции

1. В условиях контрактов (договоров), заключаемых на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей в соответствии с актами законодательства Российской Федерации обязательной сертификации, должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Указанные сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти (пункт в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ.

2. Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации. *14.2)
В исключительных случаях Правительство Российской Федерации вправе выдавать разрешения на ввоз продукции, предназначенной для производственных нужд конкретной организации, без представления в таможенные органы сертификатов или свидетельств о признании сертификатов при условии последующей сертификации данной продукции на территории Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ).

3. Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по таможенному делу и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации России в соответствии с законодательными актами Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ. *14.3)

Статья 15. Государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации России, иными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. *15.1)

2. Непосредственно государственный контроль и надзор за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукцией проводится должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Указанные должностные лица осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением правил по сертификации и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях, установленных Законом Российской Федерации «О стандартизации».

Статья 16. Финансирование работ по сертификации и государственному контролю и надзору

1. Обязательному государственному финансированию подлежат:
разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;
участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными национальными органами по сертификации;
разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;
разработка проектов актов законодательства в области сертификации;
проведение научно-исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение;
проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;
ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации и архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;
другие работы по обязательной сертификации, определяемые законодательством Российской Федерации.

2. Оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации России и федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость (пункт в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ. *16.2)

Положение пункта 2 об оплате работ по обязательной сертификации в той мере, в какой оно — по смыслу, придаваемому ему официальным и иным толкованием и сложившейся правоприменительной практикой, — допускает возможность введения не относящейся к сертификации обязательной маркировки конкретной продукции марками учетной информации с оплатой соответствующих расходов субъектами предпринимательской деятельности, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) — постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2001 года N 15-П.

Раздел III. Добровольная сертификация (статьи с 17 по 19)

Раздел III
ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

Статья 17. Добровольная сертификация

1. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.
Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

2. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
(Статья в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ

Статья 18. Организация добровольной сертификации

1. Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке.
Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.
Орган по добровольной сертификации:
осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты, а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знака» соответствия;
приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов.

2. Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы добровольной сертификации.

3. Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ

Статья 19. Права заявителя

При заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.

Раздел IV. Ответственность за нарушение положений настоящего закона (статьи с 20 по 20)

Раздел IV
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ
НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 20. Уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность

Юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность (статья в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ. *20.1)

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Дом Советов России
10 июня 1993 года
N 5151-1

О повторном рассмотрении Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»

Рассмотрев возвращенный Президентом Российской Федерации Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», Верховный Совет Российской Федерации
постановляет:
Принять Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» в редакции от 27 апреля 1993 года с учетом поправок Президента Российской Федерации.

Председатель Верховного Совета
Российской Федерации
Р.И.Хасбулатов

Москва, Дом Советов России
10 июня 1993 года
N 5152-1

О введении в действие Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 июля 2003 года на основании
Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ
____________________________________________________________________

Верховный Совет Российской Федерации
постановляет:

1. Ввести в действие Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» с момента опубликования.

2. Установить, что:
Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По правоотношениям, возникшим до введения его в действие, указанный Закон применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие;
ранее принятые законодательные акты, касающиеся вопросов сертификации, применяются в части, не противоречащей указанному Закону.

3. Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок:
представить в Верховный Совет Российской Федерации предложения о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» и проект закона Российской Федерации о внесении соответствующих изменений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс РСФСР;
привести решения Правительства Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»;
обеспечить пересмотр и отмену министерствами, государственными комитетами, комитетами и ведомствами Российской Федерации их нормативных актов и инструкций, противоречащих указанному Закону.

4. Специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в области сертификации России в шестимесячный срок установить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации порядок оплаты услуг по сертификации и аккредитации.

Председатель Верховного Совета
Российской Федерации
Р.И.Хасбулатов

Москва, Дом Советов России
10 июня 1993 года
N 5153-1

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро «КОДЕКС»