Права общественного фонда

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

Закон
Республики Казахстан
Об общественных объединениях

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.05.2020 г.)

См. о внесении изменений Закон РК от 29.06.20 г. № 351-VI (вводится в действие с 1 июля 2021 г.)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Статья 2. Понятие общественного объединения

Статья 3. Законодательство об общественных объединениях

Статья 4. Государство и общественные объединения

Статья 5. Основы деятельности общественных объединений

Статья 6. Принципы создания и деятельности общественных объединений

Статья 7. Статус общественных объединений

Статья 8. Союзы (ассоциации) общественных объединений

Статья 9. Деятельность международных и иностранных некоммерческих неправительственных объединений на территории Республики Казахстан

Глава 2. Создание, реорганизация, ликвидация общественных объединений

Статья 10. Создание общественного объединения

Статья 11. Членство (участие) в общественном объединении

Статья 12. Устав общественного объединения

Статья 13. Государственная регистрация и перерегистрация общественного объединения

Статья 14. Учетная регистрация филиалов и представительств общественных объединений

Статья 15. Перерыв срока государственной регистрации

Статья 16. Отказ в государственной регистрации

Статья 17. Реорганизация и ликвидация общественного объединения

Статья 18. Символика общественного объединения

Глава 3. Права и обязанности общественного объединения. Собственность общественного объединения

Статья 19. Права и обязанности общественного объединения

Статья 20. Предпринимательская деятельность общественных объединений

Статья 21. Собственность общественных объединений

Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства об общественных объединениях

Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства об общественных объединениях

Статья 23. Приостановление деятельности общественного объединения

Глава 5. Заключительные положения

Статья 24. Международные связи общественных объединений

Право на свободу объединений представляет собой одно из важнейших и конституционных прав человека и гражданина, реализация которого отвечает интересам общества и находится под защитой государства

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Глава 1.

Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Республики Казахстан права на свободу объединений, а также созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общественных объединений.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Статья 2. Понятие общественного объединения

Общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству. Общественные объединения являются некоммерческими организациями.

См. также: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 2 июля 1999 г. № 12/2

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

Статья 3. Законодательство об общественных объединениях

Законодательство Республики Казахстан об общественных объединениях основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и других законодательных актов, не противоречащих им.

Действие настоящего Закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных объединений, органов местного самоуправления и общественной самодеятельности, порядок создания и деятельность которых определяются иными законодательными актами.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

Действие настоящего Закона распространяется на деятельность созданных и действующих на территории Республики Казахстан структурных подразделений (филиалов и представительств) иностранных и международных некоммерческих неправительственных объединений, за исключением религиозных.

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией политических партий, профессиональных союзов, саморегулируемых организаций, основанных на добровольном членстве (участии), и других отдельных видов общественных объединений, могут регулироваться иными законодательными актами Республики Казахстан. Деятельность указанных общественных объединений, не урегулированная иными законодательными актами Республики Казахстан, регламентируется настоящим Законом.

См. также: Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 г. № 142-II «О некоммерческих организациях»

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения
  • Показать изменения

Статья 4. Государство и общественные объединения

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений.

Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов.

См.: Концепцию государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан

Общественные объединения могут сотрудничать и взаимодействовать с государственными органами, заключая с ними соглашения, и могут по договорам с государственными органами выполнять для них определенные работы, предусмотренные законодательством.

На работников аппаратов общественных объединений распространяются трудовое законодательство Республики Казахстан, законодательство Республики Казахстан о социальном обеспечении и страховании.

Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, в предусмотренных законодательными актами случаях могут решаться государственными органами по согласованию с общественными объединениями.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения
  • Показать изменения

Статья 5. Основы деятельности общественных объединений

Общественные объединения создаются и действуют в целях реализации и защиты политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развития активности и самодеятельности граждан; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества, охраны жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды; участия в благотворительности; проведения культурно-просветительной, спортивно-оздоровительной работы; охраны памятников истории и культуры; патриотического, правового и гуманистического воспитания; расширения и укрепления международного сотрудничества; осуществления иной деятельности, не запрещенной законодательством Республики Казахстан.

Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, которая преследует экстремистские цели, а также создание не предусмотренных законодательством Республики Казахстан военизированных формирований.

На территории Республики Казахстан запрещается создание общественных объединений по типу военизированных формирований, имеющих военизированную структуру, форму, специальные знаки отличия, гимны, флаги, вымпелы, особые условия внутренней дисциплины и управления, оружие, в том числе имитационное.

Не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями.

Не допускается создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственные устои граждан, а также деятельность незарегистрированных общественных объединений.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Статья 6. Принципы создания и деятельности общественных объединений

Общественные объединения равны перед законом. Общественные объединения осуществляют деятельность в рамках Конституции и иных законодательных актов Республики Казахстан.

Общественные объединения создаются и действуют на основе добровольности, равноправия их членов (участников), самоуправления, законности, отчетности и гласности деятельности.

Участие или неучастие гражданина в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его прав и свобод. Требование об указании в официальных документах о членстве (участии) в общественном объединении не допускается.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Статья 7. Статус общественных объединений

В Республике Казахстан могут создаваться и действовать республиканские, региональные и местные общественные объединения.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

К республиканским общественным объединениям относятся объединения, имеющие свои структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории более половины областей Республики Казахстан.

К региональным общественным объединениям относятся объединения, имеющие свои структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории менее половины областей Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

К местным общественным объединениям относятся объединения, действующие в пределах одной области Республики Казахстан.

До истечения года со дня регистрации республиканские и региональные общественные объединения для подтверждения статуса обязаны предоставить в орган, зарегистрировавший это объединение, копии документов, подтверждающих прохождение учетной регистрации структурными подразделениями (филиалами и представительствами) в территориальных органах юстиции.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Статья 8. Союзы (ассоциации) общественных объединений

Общественные объединения, созданные и зарегистрированные в установленном порядке, независимо от вида, вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новое юридическое лицо, а также быть участником международных союзов (ассоциаций).

Порядок деятельности и государственной регистрации союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе и международных, определяется в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 9. Деятельность международных и иностранных некоммерческих неправительственных объединений на территории Республики Казахстан

На территории Республики Казахстан могут создаваться и действовать структурные подразделения (филиалы и представительства) международных и иностранных некоммерческих неправительственных объединений.

Структурные подразделения (филиалы и представительства) международных и иностранных некоммерческих неправительственных объединений руководствуются уставами последних, если они не противоречат законодательству Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения
  • Показать изменения

Глава 2.

Создание, реорганизация, ликвидация

общественных объединений

Статья 10. Создание общественного объединения

Общественное объединение создается по инициативе группы граждан Республики Казахстан не менее десяти человек.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения, за исключением политических партий.

Учредителями общественного объединения являются физические и (или) юридические лица — общественные объединения, за исключением политических партий, созывающие учредительный съезд (конференцию, собрание), на котором принимается устав и формируются руководящие органы. Учредители общественного объединения — физические и (или) юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности.

Профессиональный союз может являться учредителем профессионального союза.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его регистрации в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения
  • Показать изменения

Статья 11. Членство (участие) в общественном объединении

Членами (участниками) общественных объединений могут быть граждане Республики Казахстан и (или) юридические лица — общественные объединения, за исключением политических партий. Уставами общественных объединений, кроме политических партий, может быть предусмотрено членство (участие) в них иностранцев и лиц без гражданства.

Членами (участниками) профессиональных союзов могут являться профессиональные союзы.

Членами (участниками) молодежных общественных объединений при политических партиях могут быть граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Возраст членов иных общественных молодежных и детских объединений определяется их уставами (положениями).

Условия и порядок приобретения и утраты членства определяются уставами общественных объединений.

Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Статья 12. Устав общественного объединения

Устав общественного объединения должен предусматривать:

1) наименование, предмет и цели деятельности общественного объединения;

2) членство (участие), условие и порядок приобретения и утраты членства, права и обязанности членов (участников) общественного объединения;

3) организационную структуру общественного объединения, правовое положение структурных подразделений (филиалов и представительств) и территорию, в пределах которой осуществляют свою деятельность;

4) порядок формирования, компетенцию и сроки полномочий руководящих органов, местонахождение постоянно действующего руководящего органа общественного объединения;

5) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений (филиалов и представительств) по управлению имуществом;

6) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

7) порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения, судьбу имущества общественного объединения в случае ликвидации.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.

Принятие устава, внесение в него изменений и дополнений относятся к исключительной компетенции высшего органа общественного объединения — съезда (конференции, собрания).

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.03.2000 г. № 39-II; Законом РК от 24.12.01 г. № 276-II (см. стар. ред.)

Статья 13. Государственная регистрация и перерегистрация общественного объединения

Государственная регистрация республиканских, региональных общественных объединений, структурных подразделений (филиалов и представительств) иностранных и международных некоммерческих неправительственных объединений осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан.

Государственная регистрация местных общественных объединений, филиалов и представительств осуществляется территориальными органами юстиции.

Государственная регистрация и перерегистрация общественных объединений производится в порядке и сроки, предусмотренные законодательством о государственной регистрации юридических лиц.

Для регистрации общественного объединения в регистрирующий орган в двухмесячный срок со дня его образования подается заявление. К заявлению прилагаются устав, протокол учредительного съезда (конференции, собрания), принявшего устав, сведения об инициаторах образования объединения, и документы, подтверждающие место нахождения общественного объединения, а также уплату сбора за государственную регистрацию юридических лиц.

Пропущенный по уважительным причинам срок, установленный для подачи заявления о регистрации общественного объединения, восстанавливается органом, осуществляющим регистрацию.

В случаях, предусмотренных законодательством, общественное объединение подлежит перерегистрации.

За регистрацию и перерегистрацию общественных объединений взимается сбор за государственную регистрацию юридических лиц в порядке, определяемом Налоговым кодексом Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 14. Учетная регистрация филиалов и представительств общественных объединений

Структурные подразделения (филиалы и представительства) общественных объединений подлежат учетной регистрации.

Учетная регистрация филиалов и представительств иностранных и международных некоммерческих неправительственных объединений производится Министерством юстиции Республики Казахстан.

Учетная регистрация структурных подразделений (филиалов и представительств) общественных объединений производится в территориальных органах юстиции.

Порядок и сроки прохождения учетной регистрации регулируются законодательством о регистрации юридических лиц.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 15. Перерыв срока государственной регистрации

Срок государственной регистрации прерывается в случаях проведения экспертизы учредительных документов, проверки списков членов политических партий, а также по основаниям, указанным в законодательных актах о государственной регистрации юридических лиц.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

См. изменения в статью 19 — Закон РК от 29.06.20 г. № 351-VI (вводится в действие с 1 июля 2021 г.)

Статья 16. Отказ в государственной регистрации

Отказ в регистрации общественного объединения, его структурного подразделения (филиала и представительства) производится в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Статья 17. Реорганизация и ликвидация общественного объединения

Реорганизация общественного объединения (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) производится по решению органа общественного объединения в порядке, предусмотренном его уставом и законодательством Республики Казахстан.

Ликвидация общественного объединения производится по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения
  • Показать изменения

Статья 18 изложена в редакции Закона РК от 08.07.05 г. № 67-III (см. стар. ред.)

Статья 18. Символика общественного объединения

Общественные объединения могут иметь свою символику (флаг, гимн, эмблему, вымпелы, значки), не противоречащую законодательству Республики Казахстан.

Полное и сокращенное наименование общественного объединения и его символика не должны полностью или в существенной части дублировать наименование и символику Республики Казахстан и других государств, государственных органов, общественных объединений, зарегистрированных в Республике Казахстан, а также общественных объединений, ликвидированных в связи с нарушением законодательства Республики Казахстан.

Описание и эскизы символики общественного объединения закрепляются в уставе.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения
  • Показать изменения

Глава 3.

Права и обязанности общественного объединения.

Собственность общественного объединения

Статья 19. Права и обязанности общественного объединения

Общественные объединения приобретают права и принимают на себя обязанности через свои руководящие органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных уставом и законодательством Республики Казахстан.

Для осуществления уставных целей общественные объединения в установленном законодательством Республики Казахстан порядке имеют право:

— распространять информацию о своей деятельности;

— представлять и защищать права и законные интересы своих членов в судах и других государственных органах, иных общественных объединениях;

— учреждать средства массовой информации;

— организовывать и проводить мирные собрания;

— осуществлять издательскую деятельность;

— вступать в международные некоммерческие неправительственные объединения;

— осуществлять иные полномочия, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.

Общественное объединение обязано:

— соблюдать законодательство Республики Казахстан, а также нормы, предусмотренные уставом;

— обеспечить своим членам возможность ознакомиться с документами и решениями, затрагивающими их права и интересы;

— информировать своих членов о поступлении и расходовании денежных средств;

— информировать регистрирующий орган об изменениях местонахождения постоянно действующего руководящего органа и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Статья 20. Предпринимательская деятельность общественных объединений

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению уставных целей. Предпринимательская деятельность общественными объединениями осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами (участниками) общественных объединений и должны использоваться для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения
  • Показать изменения

В статью 21 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.04.16 г. № 496-V (см. стар. ред.)

Статья 21. Собственность общественных объединений

Собственностью общественного объединения являются объекты, необходимые для материального обеспечения деятельности, предусмотренной его уставом, за исключением объектов, запрещенных законодательством Республики Казахстан.

См. Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 11 сентября 1996 г. № 435 «Об упорядочении использования нежилых помещений общественными объединениями».

Имущество общественного объединения формируется из вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом, добровольных взносов и пожертвований, поступлений от проведения в соответствии с уставом лекций, выставок, спортивных и иных мероприятий, доходов от производственной и иной хозяйственной деятельности и других, не запрещенных законодательными актами Республики Казахстан, поступлений.

Члены (участники) общественных объединений не имеют прав на переданное ими этим объединениям имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных объединений, в которых участвуют в качестве членов (участников), а указанные объединения не отвечают по обязательствам своих членов (участников).

Собственность общественных объединений охраняется законодательством Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения
  • Показать изменения

Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства об общественных объединениях

В статью 22 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.05.07 г. № 253-III (см. стар. ред.)

Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства об общественных объединениях

Нарушение законодательства об общественных объединениях влечет ответственность в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Ответственность за нарушение законодательства об общественных объединениях несут виновные в этом юридические и физические лица, в том числе должностные лица государственных органов, и лица, входящие в состав руководящих органов общественных объединений.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения
  • Показать изменения

Статья 23. Приостановление деятельности общественного объединения

Деятельность общественного объединения может быть приостановлена на срок от трех до шести месяцев по решению суда на основании представлений органов прокуратуры, внутренних дел, обращений местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы или заявлений граждан в случаях нарушения Конституции и законодательства Республики Казахстан или неоднократного совершения общественным объединением действий, выходящих за пределы целей и задач, определенных его уставом.

В случае приостановления деятельности общественного объединения ему запрещается пользоваться всеми средствами массовой информации, вести агитацию и пропаганду, организовывать и проводить мирные собрания и другие массовые мероприятия, принимать участие в выборах. Приостанавливается также право общественного объединения пользоваться банковскими вкладами, за исключением расчетов по трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных в результате его деятельности, и уплате штрафов.

Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественное объединение устраняет нарушения, послужившие основанием приостановления его деятельности, то после окончания указанного срока общественное объединение возобновляет свою деятельность. В случае неустранения общественным объединением нарушений либо в случае повторного нарушения законодательства Республики Казахстан органы прокуратуры, внутренних дел, а также местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, граждане вправе обратиться в суд с заявлением о его ликвидации.

См.также: Приказ Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 31 декабря 1993 г. № 469 «Об организации работы органов внутренних дел по связи с общественными объединениями»

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

Глава 5.

Заключительные положения

Статья 24. Международные связи общественных объединений

Общественные объединения Республики Казахстан в соответствии с их уставами могут поддерживать международные связи, заключать соответствующие соглашения, вступать в качестве коллективных членов в международные некоммерческие неправительственные объединения, за исключением религиозных.

Общественные объединения Республики Казахстан могут создавать свои структурные подразделения (филиалы и представительства) в иностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров и законодательств соответствующих государств.

В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные фонды могут быть:

  • международными,
  • общероссийскими,
  • межрегиональными,
  • региональными
  • местными.

Согласно ст. 118 ГК РФ и ФЗ «Об общественных объединениях» общественным фондом признается общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Решение о создании общественного фонда, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественный фонд считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Правоспособность общественного фонда как юридического лица возникает с момента государственной регистрации.

Для приобретения прав юридического лица общественный фонд подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом порядка государственной регистрации общественных объединений.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

От имени общественных фондов права собственника имущества, поступающего в общественные фонды, а также созданного и (или) приобретенного ими за счет собственных средств, осуществляют их постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставах этих общественных фондов.

Имущество общественного фонда формируется на основе добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного фонда лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного фонда; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного фонда; других не запрещенных законом поступлений.

Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда.

Общественные фонды могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Общественные фонды могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями.

Устав фонда помимо сведений о его наименовании и месте его нахождения, а также указаний на порядок управления деятельностью юридического лица, предмет и цели его деятельности должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Устав фонда может быть изменен органами фонда, если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке.

Если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения устава в нем не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных фондов осуществляет Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве по адресу: Метро Профсоюзная, 117997, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 13 корп. 1.

Регистрацию международных, общероссийских общественных фондов осуществляет Министерство юстиции РФ по адресу: Метро Профсоюзная, 117292, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 7, корп. 1.

У входов во многие офисные здания постоянно курят люди. Просьбы на них не действуют, закона они не боятся. Как можно с этим бороться?

Федеральным законом от 23 февраля 2013 года № 15–ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Федеральный закон № 15–ФЗ) для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц установлены как права, так и обязанности, в соответствии с которыми указанные лица обязаны соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Кроме того, граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять контроль над соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

В целях предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека статьей 12 Федерального закона № 15–ФЗ курение табака запрещено:

  • на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;
  • на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
  • в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
  • на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
  • в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
  • в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;
  • в помещениях социальных служб;
  • в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  • на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
  • в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
  • на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;
  • на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;
  • на автозаправочных станциях.

Кроме того, статьей 10 Федерального закона № 15–ФЗ предоставлено право индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

  • в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
  • в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

Следует также отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

В соответствии со статьей 6.25 КоАП РФ к административной ответственности за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака также могут привлекаться должностные и юридические лица.

Так, несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей (часть 2 статьи 6.25 КоАП РФ), а неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю над соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей (часть 3 статьи 6.25 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях согласно главе 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Так, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (в части курения табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг) (пункт 18 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов, уполномоченных рассматривать данные дела об административных правонарушениях (часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ). К ним относятся должностные лица органов внутренних дел (полиции) (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах) (статья 23.3 КоАП РФ), органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 23.13 КоАП РФ), органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор (статья 23.34 КоАП РФ), органов, осуществляющих федеральный государственный транспортный надзор (по части 1 статьи 60.4) (статья 23.36 КоАП РФ) и органов, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов) (статья 23.55 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.25 КоАП РФ, также составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (пункт 18 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор (статья 23.34 КоАП РФ), органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно–эпидемиологический надзор (статья 23.13 КоАП РФ) и органов, осуществляющих федеральный государственный транспортный надзор (статья 23.36 КоАП РФ).

Необходимо также отметить, что граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (пункт 6 части 1 статьи 9 Федерального закона № 15–ФЗ).

Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Консультант департамента культуры Администрации города Омска В.В. Зварич.

Стр. 1

Страницы: Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 октября 1994 г. № 3254-XІІ ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ — ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие общественного объединения, союза (ассоциации) общественных объединений Общественным объединением является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав. Союзом (ассоциацией) общественных объединений (далее — союз) является добровольное объединение общественных объединений, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов. Общественные объединения, союзы являются некоммерческими организациями. Действие настоящего Закона не распространяется на политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации, их союзы (ассоциации), республиканские государственно-общественные объединения, органы территориального общественного самоуправления, иные общественные формирования, порядок создания и деятельности которых устанавливается соответствующими законодательными актами. Статья 2. Право на свободу объединений Граждане Республики Беларусь имеют право по своей инициативе создавать общественные объединения и вступать в действующие общественные объединения. Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в действующие общественные объединения, если это предусмотрено их уставами. Иностранные граждане могут являться учредителями международных общественных объединений, создаваемых на территории Республики Беларусь. Статья 3. Статус общественных объединений, союзов На территории Республики Беларусь создаются и действуют международные, республиканские и местные общественные объединения, союзы. Международными признаются общественные объединения, союзы, деятельность которых распространяется на территорию Республики Беларусь (одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Беларусь) и территорию одного или нескольких иностранных государств. Республиканскими признаются общественные объединения, союзы, деятельность которых распространяется на всю территорию Республики Беларусь. Местными признаются общественные объединения, союзы, деятельность которых распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Беларусь. Статья 4. Принципы создания и деятельности общественных объединений, союзов Общественные объединения, союзы создаются и действуют на основе принципов законности, добровольности, самостоятельности и гласности. Статья 5. Правовая основа деятельности общественных объединений, союзов Общественные объединения, союзы осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными актами законодательства и на основании их учредительных документов. Статья 6. Государство и общественные объединения, союзы Государство гарантирует защиту прав и законных интересов общественных объединений, союзов. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, союзов, равно как и вмешательство общественных объединений, союзов в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Статья 7. Ограничения при создании и деятельности общественных объединений, союзов Создание и деятельность общественных объединений, союзов, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, запрещаются. Деятельность незарегистрированных общественных объединений, союзов на территории Республики Беларусь запрещается. ГЛАВА 2 СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, СОЮЗОВ Статья 8. Условия создания и деятельности общественного объединения, его организационных структур, союза В качестве учредителей общественного объединения имеют право выступать граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, за исключением молодежных и детских общественных объединений, учредителями которых могут выступать граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Молодежным признается общественное объединение граждан в возрасте до тридцати одного года (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи. Детским признается общественное объединение граждан в возрасте до восемнадцати лет (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития детей. Для создания и деятельности в Республике Беларусь общественного объединения необходимо: для международного общественного объединения — не менее десяти учредителей (членов) от Республики Беларусь и не менее чем по три учредителя (члена) от одного или нескольких иностранных государств, а также наличие на территории этих государств организационных структур этого общественного объединения; для республиканского общественного объединения — не менее чем по десять учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска; для местного общественного объединения — не менее десяти учредителей (членов) от большинства административно-территориальных единиц территории, на которую будет распространяться деятельность этого общественного объединения. В качестве учредителей союза имеют право выступать общественные объединения, принявшие решение создать союз. Для создания и деятельности в Республике Беларусь союза необходимо не менее двух общественных объединений, при этом: для международного союза — одновременно не менее одного общественного объединения, зарегистрированного в Республике Беларусь, и не менее одного общественного объединения, осуществляющего деятельность в соответствии с его уставом на территории одного или нескольких иностранных государств; для республиканского союза — не менее двух республиканских общественных объединений либо не менее одного республиканского и одного местного общественного объединения одновременно; для местного союза — не менее двух местных общественных объединений. Учредители общественного объединения, союза созывают учредительный съезд, или конференцию, или общее собрание, или иное учредительное собрание, на котором принимают решение о создании общественного объединения, союза, утверждают название и устав общественного объединения, союза и избирают органы общественного объединения, союза. При создании союза его учредителями также заключается учредительный договор. Общественное объединение может, а в случае, предусмотренном абзацем вторым части четвертой настоящей статьи, обязано создавать свои организационные структуры, под которыми понимаются его структурные подразделения, создаваемые в соответствии с уставом этого общественного объединения по территориальному либо иному принципу и действующие на основании устава того общественного объединения, структурными подразделениями которого они являются. В Республике Беларусь могут создаваться организационные структуры международных общественных объединений, созданных на территории иностранных государств. Такие организационные структуры создаются и действуют в порядке, установленном для международных общественных объединений, созданных на территории Республики Беларусь. Организационные структуры общественного объединения в соответствии с уставом общественного объединения, структурными подразделениями которого они являются, могут наделяться правами юридического лица. Статья 9. Учредительные документы общественного объединения, союза Учредительным документом общественного объединения является устав общественного объединения. Учредительными документами союза являются устав союза и учредительный договор союза. Устав общественного объединения, союза должен содержать: полное и сокращенное название общественного объединения, союза; цели, задачи, предмет и методы деятельности общественного объединения, союза; указание на территорию распространения деятельности общественного объединения, союза; условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, союзе, а также порядок учета членов общественного объединения, союза; права и обязанности членов общественного объединения, союза; порядок управления деятельностью общественного объединения, союза; название, состав, порядок избрания, порядок и периодичность созыва, сроки полномочий органов общественного объединения, союза, органов организационных структур общественного объединения и их компетенцию; порядок принятия и обжалования решений органов общественного объединения, союза, органов организационных структур общественного объединения; источники и порядок формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, союза; орган, правомочный принимать решения о приобретении имущества и распоряжении им; пределы распоряжения имуществом общественного объединения его организационными структурами; порядок внесения изменений и (или) дополнений в учредительные документы общественного объединения, союза; порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения, союза и порядок использования имущества, оставшегося после ликвидации общественного объединения, союза; юридический адрес общественного объединения, союза (место нахождения руководящего органа); структуру общественного объединения, условия и порядок создания и прекращения деятельности его организационных структур (только для устава общественного объединения). В уставе общественного объединения, союза могут содержаться и иные положения, касающиеся создания и деятельности общественного объединения, союза и не противоречащие законодательству. Учредительный договор союза должен содержать: полное и сокращенное название союза; порядок совместной деятельности учредителей союза по его созданию; условия передачи союзу имущества учредителей союза и других его членов; условия участия в деятельности союза учредителей союза и других его членов; условия и порядок управления деятельностью союза; условия и порядок приобретения и утраты членства в союзе; ответственность членов союза по его обязательствам. В учредительный договор союза по согласию учредителей союза могут быть включены и иные условия. В учредительных документах общественного объединения, союза не допускается указание на превосходство какой-либо расы, национальности, религии или социальной группы. Статья 10. Органы общественного объединения, союза, органы организационных структур общественного объединения Высшим органом общественного объединения, союза является съезд, конференция, общее собрание или иное собрание членов общественного объединения или их представителей (делегатов), представителей членов союза. Высший орган общественного объединения, союза: утверждает название и устав общественного объединения, союза; избирает руководящий орган общественного объединения, союза, осуществляющий в период между заседаниями (созывами) высшего органа общественного объединения, союза руководство деятельностью общественного объединения, союза; избирает контрольно-ревизионный орган общественного объединения, союза, осуществляющий внутреннюю проверку финансово- хозяйственной деятельности общественного объединения, союза, а также внутренний контроль за соответствием деятельности общественного объединения, союза законодательству и их учредительным документам; вносит в устав общественного объединения, союза изменения и (или) дополнения, если иное не предусмотрено настоящей статьей; принимает решения о реорганизации или ликвидации общественного объединения, союза, если иное не предусмотрено настоящим Законом; принимает иные решения, обязательные для всех органов и членов общественного объединения, союза. Руководящий орган общественного объединения состоит не менее чем из трех членов общественного объединения. Руководящий орган союза состоит не менее чем из трех членов общественных объединений, входящих в союз. Руководящий орган общественного объединения в период между заседаниями (созывами) высшего органа общественного объединения имеет право вносить в устав общественного объединения изменения и (или) дополнения, связанные с переменой юридического адреса общественного объединения (места нахождения руководящего органа) либо обусловленные изменениями в законодательстве. Высшим органом организационной структуры общественного объединения в соответствии с уставом общественного объединения является конференция, общее собрание или иное собрание. Высший орган организационной структуры общественного объединения: избирает в порядке, определенном уставом общественного объединения, руководящий орган организационной структуры, осуществляющий в период между заседаниями (созывами) высшего органа организационной структуры руководство ее деятельностью; избирает контрольно-ревизионный орган организационной структуры; принимает решения, обязательные для органов организационной структуры и состоящих в ней членов общественного объединения. Руководящие и контрольно-ревизионные органы общественного объединения, его организационных структур, союза являются выборными органами. В выборные органы общественного объединения, его организационных структур могут быть избраны только члены этого общественного объединения, достигшие восемнадцатилетнего возраста. В выборные органы союза могут быть избраны только члены общественных объединений, входящих в этот союз, достигшие восемнадцатилетнего возраста. Не допускается одновременное занятие членом общественного объединения должностей в руководящем и контрольно-ревизионном органах общественного объединения, его организационных структур, союза. Общественное объединение, его организационные структуры, союз могут образовывать иные органы, необходимые для осуществления уставной деятельности. Порядок образования таких органов, их компетенция и порядок принятия ими решений определяются учредительными документами общественного объединения, союза. Статья 11. Членство в общественных объединениях, союзах Общественные объединения имеют фиксированное членство. Членами общественных объединений могут быть граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста. В случаях, предусмотренных уставом общественного объединения, его членами могут быть граждане, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, при наличии соответствующего письменного согласия своих законных представителей. Юридические лица не могут быть членами общественных объединений. Членами союза являются общественные объединения, входящие в этот союз. Статья 12. Название и символика общественного объединения, союза Название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и характер деятельности. Название организационной структуры общественного объединения должно содержать указание на название общественного объединения, структурным подразделением которого она является. Название союза должно содержать указание на основной предмет его деятельности и деятельности его членов и включать слова «союз» или «ассоциация». В названии общественного объединения, его организационных структур, союза не допускается использование: слов «Республика Беларусь», «Беларусь», «белорусский», «национальный», «народный», «академия», если иное не определено Президентом Республики Беларусь; ———————————————————— Абзац второй части третьей статьи 12 — с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 221-З слов «Республика Беларусь», «Беларусь», «белорусский», «национальный» и «народный», если иное не определено Президентом Республики Беларусь; ———————————————————— официальных названий (как полных, так и сокращенных) иностранных государств либо ранее существовавших государств; имени гражданина — при отсутствии заявления такого гражданина (в случае его смерти — заявления его наследников) о даче согласия на использование в названии общественного объединения, союза имени этого гражданина; указания на превосходство какой-либо расы, национальности, религии или социальной группы. Общественное объединение, союз могут иметь флаг, гимн, эмблему, значок, вымпел, галстук, нагрудные и опознавательные знаки (далее — символика, если иное не предусмотрено настоящим Законом), которые учреждаются в порядке, установленном законодательством и их учредительными документами. Использование государственных символов Республики Беларусь и (или) символов иностранного государства либо ранее существовавшего государства в качестве символики общественного объединения, союза не допускается. Название общественного объединения, союза, в том числе сокращенное, и их символика должны отличаться от названий и символики других общественных объединений, союзов, зарегистрированных в Республике Беларусь либо ликвидированных по решению суда, и не должны противоречить настоящему Закону, иным актам законодательства, учредительным документам общественного объединения, союза, а также нарушать права на интеллектуальную собственность. Название и символика общественного объединения, союза не могут служить цели насильственного изменения конституционного строя либо пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды. ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, СОЮЗОВ, ИХ СИМВОЛИКИ, ИЗМЕНЕНИЙ И (ИЛИ) ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В УСТАВЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, СОЮЗОВ. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, СОЮЗОВ Статья 13. Порядок государственной регистрации общественного объединения, союза, их символики, изменений и (или) дополнений, внесенных в устав общественного объединения, союза Порядок государственной регистрации общественного объединения, союза, их символики, изменений и (или) дополнений, внесенных в устав общественного объединения, союза, устанавливается настоящим Законом и иными актами законодательства. Государственная регистрация международных и республиканских общественных объединений, союзов, их гимнов, значков, вымпелов, галстуков, изменений и (или) дополнений, внесенных в уставы этих общественных объединений, союзов, осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь (далее — Министерство юстиции). Государственная регистрация местных общественных объединений, союзов, их гимнов, значков, вымпелов, галстуков, изменений и (или) дополнений, внесенных в уставы этих общественных объединений, союзов, осуществляется управлениями юстиции областного, Минского городского исполнительного комитета. Гимн, значок, вымпел, галстук подлежат государственной регистрации одновременно с государственной регистрацией общественного объединения, союза или отдельно от нее в порядке, установленном для государственной регистрации общественного объединения, союза. Государственная регистрация флагов, эмблем, нагрудных и опознавательных знаков общественных объединений, союзов осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации официальных геральдических символов. Для государственной регистрации общественного объединения, союза в месячный срок со дня проведения учредительного съезда, конференции, общего собрания или иного учредительного собрания в Министерство юстиции, управления юстиции областного, Минского городского исполнительного комитета (далее — соответствующий регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Законом) представляются: заявление о государственной регистрации общественного объединения, союза, подписанное не менее чем тремя членами руководящего органа общественного объединения, союза; устав общественного объединения, союза в двух экземплярах; протокол учредительного съезда, конференции, общего собрания или иного учредительного собрания; документ банка, подтверждающий уплату государственной пошлины (за исключением случаев освобождения от ее уплаты, предусмотренных законодательными актами); ———————————————————— Абзац пятый части шестой статьи 13 — в редакции Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 221-З документ банка, подтверждающий оплату регистрационного сбора; ———————————————————— для общественного объединения — список учредителей общественного объединения, в котором указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, адрес постоянного места жительства и номер домашнего телефона, место работы (учебы) и номер рабочего телефона, а также содержится личная подпись каждого из учредителей; графическое изображение организационных структур с указанием их местоположения. Международным общественным объединением также представляются документы, свидетельствующие о создании его организационных структур на территории одного или нескольких иностранных государств (протоколы собраний либо выписки из них, списки членов общественного объединения, состоящих в этих организационных структурах, заверенные в установленном порядке); для союза — копии уставов общественных объединений, создающих союз, и свидетельств о государственной регистрации этих общественных объединений, выписки из протоколов заседаний руководящих органов общественных объединений, на которых были приняты решения о выступлении их в качестве учредителей союза, и учредительный договор. При этом документы общественных объединений иностранных государств должны быть легализованы в установленном законодательством порядке, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, и иметь перевод на один из государственных языков Республики Беларусь, заверенный в установленном порядке; списки членов выборных органов общественного объединения, союза, в которых указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, адрес постоянного места жительства и номер домашнего телефона, место работы (учебы) и номер рабочего телефона, должности в этих выборных органах; заявление гражданина (в случае его смерти — заявление его наследников) о даче согласия на использование в названии общественного объединения, союза имени этого гражданина (только при включении имени этого гражданина в название общественного объединения, союза); решение высшего органа общественного объединения, союза о наделении не менее трех членов руководящего органа общественного объединения, союза полномочиями представлять общественное объединение, союз в процессе государственной регистрации либо в суде; документ, подтверждающий наличие юридического адреса общественного объединения, союза (места нахождения руководящего органа); документ об оплате за сообщение о государственной регистрации общественного объединения, союза в периодическом печатном издании, определенном актами законодательства. Для государственной регистрации гимна, значка, вымпела, галстука общественного объединения, союза, если их наличие предусмотрено уставами общественного объединения, союза, в соответствующий регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации гимна, значка, вымпела, галстука общественного объединения, союза, подписанное не менее чем тремя членами руководящего органа общественного объединения, союза; текст и музыкальная редакция (ноты) гимна общественного объединения, союза; изображение значка, вымпела, галстука общественного объединения, союза размером 10 х 10 см в четырех экземплярах, а также их подробное описание; решения правомочных органов общественного объединения, союза об утверждении гимна, значка, вымпела, галстука общественного объединения, союза; ———————————————————— Абзац шестой части седьмой статьи 13 исключен Законом Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 221-З. Абзац седьмой считать абзацем шестым. заключение Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь; ———————————————————— документ банка, подтверждающий уплату государственной пошлины (за исключением случаев освобождения от ее уплаты, предусмотренных законодательными актами), — при государственной регистрации гимна, значка, вымпела, галстука общественного объединения, союза отдельно от государственной регистрации общественного объединения, союза. ———————————————————— Абзац шестой части седьмой статьи 13 — с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 221-З документ банка, подтверждающий оплату регистрационного сбора, — при государственной регистрации гимна, значка, вымпела, галстука общественного объединения, союза отдельно от государственной регистрации общественного объединения, союза. ———————————————————— В случае, если заявления о государственной регистрации общественного объединения, союза или о государственной регистрации гимна, значка, вымпела, галстука общественного объединения, союза подали два или более общественных объединения, два или более союза, имеющие одно и то же название и (или) одни и те же гимн, значок, вымпел, галстук, предпочтение отдается общественному объединению, союзу, ранее других подавшим заявления о государственной регистрации под этим названием или о государственной регистрации гимна, значка, вымпела, галстука, а другим общественным объединениям, союзам предлагается изменить название и (или) гимн, значок, вымпел, галстук. Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав общественного объединения, союза, в месячный срок со дня их внесения в соответствующий регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав общественного объединения, союза, подписанное не менее чем тремя членами руководящего органа общественного объединения, союза; протокол заседания органа, правомочного вносить изменения и (или) дополнения в устав общественного объединения, союза; оригинал устава общественного объединения, союза; устав общественного объединения, союза с внесенными в него

Страницы: Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об участии граждан в охране общественного порядка Принят Государственной Думой 21 марта 2014 года Одобрен Советом Федерации 26 марта 2014 года (В редакции Федерального закона от 31.12.2017 г. N 497-ФЗ) Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых условий для добровольного участия граждан Российской Федерации (далее также — граждане) в охране общественного порядка. 2. Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) участие граждан в охране общественного порядка — оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах; 2) участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести, — оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в поиске лиц, пропавших без вести, жизни и здоровью которых может угрожать опасность или в отношении которых могут совершаться противоправные деяния; 3) внештатный сотрудник полиции — гражданин Российской Федерации, привлекаемый полицией с его согласия к внештатному сотрудничеству; 4) общественное объединение правоохранительной направленности — не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка; 5) народная дружина — основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления; 6) народный дружинник — гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка; 7) реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в субъекте Российской Федерации (далее также — региональный реестр) — информационный ресурс, содержащий сведения о народных дружинах и об общественных объединениях правоохранительной направленности, созданных на территории субъекта Российской Федерации. Статья 3. Правовая основа участия граждан в охране общественного порядка Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты. Статья 4. Принципы участия граждан в охране общественного порядка Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии с принципами: 1) добровольности; 2) законности; 3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом; 5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления; 6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Статья 5. Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка 1. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов. 2. Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается. Статья 6. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка 1. Органы государственной власти в целях обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка. 2. Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин. 3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в целях содействия гражданам, участвующим в поиске лиц, пропавших без вести, размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации, в том числе на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах, общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести. Статья 7. Реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в субъекте Российской Федерации 1. Народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности подлежат включению в региональный реестр. 2. Региональный реестр ведет территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), по месту создания народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности. 3. Внесение в региональный реестр народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности осуществляется при представлении следующих документов: 1) заявление о внесении народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр, подписанное уполномоченным лицом; 2) устав народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности. 4. В региональном реестре должны содержаться следующие сведения: 1) сведения о командире народной дружины или об учредителях общественного объединения правоохранительной направленности; 2) место создания народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности; 3) территория, на которой народная дружина или общественное объединение правоохранительной направленности участвует в охране общественного порядка; 4) дата включения народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр; 5) основание и дата прекращения деятельности народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности. 5. Порядок формирования и ведения регионального реестра определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Глава 2. Формы участия граждан в охране общественного порядка Статья 8. Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам 1. В целях содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам граждане вправе: 1) информировать органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку; 2) участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов; 3) участвовать в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов; 4) участвовать в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в органах внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органах, по их приглашению. 2. Граждане вправе оказывать иное содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 9. Участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести 1. Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, вправе принимать участие в поиске лиц, пропавших без вести. 2. Решение вопросов формирования организованных групп, определения маршрута и места предполагаемого поиска, иных вопросов осуществляется гражданами, участвующими в поиске лиц, пропавших без вести, самостоятельно с учетом рекомендаций, полученных от органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления. 3. Граждане при участии в поиске лиц, пропавших без вести, имеют право: 1) оказывать помощь органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в мероприятиях по поиску лиц, пропавших без вести; 2) получать от органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести; 3) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. 4. Граждане при участии в поиске лиц, пропавших без вести, обязаны: 1) не создавать препятствия своими действиями сотрудникам органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов при реализации данными сотрудниками своих полномочий по поиску лиц, пропавших без вести; 2) сообщать сотрудникам органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию о фактах, имеющих значение для поиска лиц, пропавших без вести; 3) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. Статья 10. Внештатное сотрудничество с полицией 1. Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, могут привлекаться к внештатному сотрудничеству с полицией. 2. Привлечение граждан в качестве внештатных сотрудников полиции к участию в охране общественного порядка, а также по другим направлениям деятельности полиции осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 3. Внештатными сотрудниками полиции не могут быть граждане: 1) имеющие неснятую или непогашенную судимость; 2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование; 3) ранее осужденные за умышленные преступления; 4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; 5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности; 6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом; 7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу; 8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествующего дню привлечения к внештатному сотрудничеству с полицией, в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения; (В редакции Федерального закона от 31.12.2017 г. N 497-ФЗ) 9) не соответствующие требованиям к состоянию здоровья внештатных сотрудников полиции, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел; 10) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства. 4. Внештатные сотрудники полиции могут быть исключены из числа внештатных сотрудников полиции в следующих случаях: 1) на основании личного заявления внештатного сотрудника полиции; 2) при наступлении обстоятельств, указанных в части 3 настоящей статьи; 3) в связи с неоднократным невыполнением предъявляемых к внештатным сотрудникам полиции требований или фактическим самоустранением внештатного сотрудника полиции от выполнения возложенных на него обязанностей; 4) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации; 5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 5. Внештатные сотрудники полиции при участии в охране общественного порядка имеют право: 1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния; 2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции; 3) знакомиться с документами, определяющими правовое положение внештатного сотрудника полиции, а также получать в установленном порядке информацию, необходимую для участия в охране общественного порядка; 4) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка; 5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. 6. Внештатные сотрудники полиции при участии в охране общественного порядка обязаны: 1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка; 2) выполнять распоряжения уполномоченных сотрудников полиции, отданные в установленном порядке и не противоречащие законодательству Российской Федерации; 3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций; 4) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков; 5) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение, образец и порядок выдачи которого устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 7. За противоправные действия при участии в охране общественного порядка внештатные сотрудники полиции несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. 8. Действия внештатных сотрудников полиции, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 9. Внештатные сотрудники полиции вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности. 10. Финансовое обеспечение расходов, связанных с деятельностью внештатных сотрудников полиции, и материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляются за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание органов внутренних дел. Статья 11. Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности 1. Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, вправе участвовать в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, создаваемых ими по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы в форме органа общественной самодеятельности без образования юридического лица. 2. Общественные объединения правоохранительной направленности могут участвовать в охране общественного порядка по месту их создания только после внесения в региональный реестр. 3. Основными направлениями деятельности общественных объединений правоохранительной направленности являются: 1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка; 2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений; 3) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах. 4. Решения о создании общественных объединений правоохранительной направленности принимаются гражданами на общем собрании по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской