Правила проведения инвентаризации

Естественная убыль на остаток товаров

На начало межинвентаризационного периода

+

Естественная убыль на товары,

Поступившие за межинвентаризационный период

Естественная убыль на остаток товаров на конец периода.

Для магазинов с устойчивой структурой товарооборота можно устанавливать среднюю норму естественной убыли в целом для всех товаров.

Потери товаров при перевозках вследствие естественной убыли списывают по покупной стоимости записью:

Д-т 44

К-т 94

Потери товаров вследствие естественной убыли списывают в том месяце, в котором проводилась инвентаризация. Если отнести всю сумму товарных потерь за межинвентаризационный период на один месяц, то это приведет к искажению финансовых результатов работы предприятия.

Для равномерного отражения этих потерь ежемесячно на издержки обращения списывается плановая сумма этих потерь, т. е. начисляется резерв на естественную убыль. После проведения инвентаризации недостачи товаров вследствие естественной убыли списывают за счет ранее начисленного резерва. На разницу между этими показателями делают проводки на корректировку резерва.

Корреспонденция счетов

Операции Дебет Кредит
1. Начисление резерва на списание естественной убыли
2. При инвентаризации обнаружена недостача
3. Списание товарных потерь:  
а) на покупную стоимость
б) на разность между стоимостью товаров по учетным и продажным ценам

3. Учет потерь при подготовке товаров к продаже

Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49) отражают условия подготовки товаров к продаже.

Поступающие в торговый зал товары тщательно проверяются по качеству и рассортировываются. Товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров. При этом, естественно, образуются отходы, подлежащие списанию.

Ряд товаров можно приходовать за минусом отходов по установленным нормам (птица без упаковки, колбасные изделия без веревок). В данном случае величину отходов рассчитывают и фиксируют в приходных документах. Списание отходов производят следующими способами:

— за счет скидки, предоставленной поставщиком;

— за счет самой торговой организации, при этом если организация учитывает товар по продажным ценам, то отходы списываются за счет собственной торговой надбавки в организациях, а если организация учитывает товары по покупным ценам, то — за счет расходов на продажу. В последнем случае списание отходов следует производить после продажи товара путем завешивания и актирования фактического количества отходов. Торговая организация самостоятельно устанавливает в распорядительном документе порядок и периодичность списания отходов.

В соответствии со ст. 254 НК РФ потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном Правительством Российской Федерации порядке, для целей налогообложения приравниваются к материальным расходам (которые относятся к расходам, связанным с производством и реализацией). При отсутствии норм потери не исключаются из налогооблагаемой прибыли.

Списание отходов за счет скидки, предоставленной поставщиком, производится следующим образом.

Пример. Организация торговли получила 50 кг колбасы сырокопченой по цене 187 руб. за 1 кг, в том числе НДС — 18%. Поставщик предоставил магазину скидку на вес веревок в размере 3% к стоимости товара. По нормам, утвержденным руководителем торговой организации, был определен размер отходов на поступившую партию колбасы в размере 1,2 кг. Торговая наценка на колбасу в соответствии с Реестром организации составляет 126,8 руб.

В бухгалтерском учете при оприходовании сырокопченой колбасы должны быть сделаны следующие записи:

Учетные цены – продажные

Хозяйственная операция Документ-основание Дебет Кредит Сумма, руб.
Приянт к учету товар, поступивший от поставщика Договор, счет-фактура, акт о приемке товара (ф.№ ТОРГ-1) Счет 41 «Товары» Счет 60 «Расчеты с поставщиками» 7 925 (158,5 х 50 кг)
Отражается скидка, предоставленная поставщиком за товар Справка бухгалтерии   Счет 60 «Расчеты с поставщиками» Счет 42 «Торговая наценка» 237-75 (7 925 х 3%)
Отражается НДС по поступившим товарам Счет-фактура   Счет 19 «НДС по поступившим ценностям» Счет 60 «Расчеты с поставщиками» 1383-70 (7925 руб. — 237,75 руб.) x 18%;  
Списаны отходы (колбасная веревка) за счет торговой скидки, предоставленной поставщиком Акт   Счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Счет 41 «Товары» 190-20 (158,5 руб. x 1,2 кг);
Стоимость отходов списана за счет предоставленной поставщиком скидки;   Справка бухгалтерии   Счет 41 «Товары» Счет 42 «Торговая наценка» 126-80 126,8 руб. x (50 кг — 1,2 кг).  
Отражена торговая наценка на поступивший товар Справка бухгалтерии   Счет 41 «Товары» Счет 91-1 «Прочие доходы»  

Если организация ведет учет по покупным ценам, то делаются следующие проводки:

дебет счета 41/2 кредит счета 60/1 — 7687,25 руб. — оприходован товар, поступивший от поставщика, с учетом предоставленной скидки;

дебет 19/4 кредит счета 60/1 — 1383,70 руб. — отражен НДС, предъявленный поставщиком.

Если поставщик товаров не предоставляет скидку на отходы, тогда торговая организация должна их списывать собственными силами.

При учете товаров ведется по продажным ценам делаются следующие проводки:

дебет счета 41/2 кредит счета 60/1 — 7925 руб. — оприходован товар, поступивший от поставщика (158,5 руб. x 50 кг);

дебет 19/4 кредит счета 60/1 — 1426,5 руб. — отражен НДС, предъявленный поставщиком (7925 руб. x 18%);

дебет счета 41/2 кредит счета 42 — 6340 руб. — отражена торговая надбавка на поступивший товар (126,8 руб. x 50 кг);

дебет счета 94 кредит счета 41/2 — 342,36 руб. — списаны отходы (колбасные веревки) (285,3 руб. x 1,2 кг);

дебет счета 42 кредит счета 94 — 342,36 руб. — стоимость отходов списана за счет торговой надбавки.

Если учет товаров ведется по покупным ценам, то отходы списываются в конце каждого рабочего дня. В учете делаются следующие проводки:

дебет счета 41/2 кредит счета 60/1 — 7925 руб. — оприходован товар, поступивший от поставщика (158,5 руб. x 50 кг);

дебет 19/4 кредит счета 60/1 — 1426,5 руб. — отражен НДС, предъявленный поставщиком (7925 руб. x 18%);

дебет счета 94 кредит счета 41/2 — 158,50 руб. — в конце рабочего дня зав.

Порядок проведения инвентаризации

отделом и представитель бухгалтерской службы завесили колбасные веревки и составили акт о списании веревок колбасных в количестве 1 кг;

дебет счета 44 кредит счета 94 — 158,50 руб. — стоимость отходов включена в расходы на продажу.

Учет потерь от боя товаров в стеклопосуде

Нормы потерь от боя товаров в стеклопосуде и порожней стеклянной посуды при перевозках применяются ко всей партии товара. Они не зависят от срока хранения ценностей и применяются за тот или иной период:

а) на складах — от полученного и отпущенного количества товаров деленного на два;

б) в розничной торговле — от оборота по продаже товаров в стеклопосуде (от количества посуды сданной поставщикам).

Списание боя стеклянной тары в пределах установленных норм производится при оформлении актов о наличии боя и накладных о сдаче битого стекла.

Списание производится только после инвентаризации ценностей:

— по товарам в стеклянной таре — по ценам вместе с тарой, по которым товары были оприходованы;

— по порожней стеклянной таре — по средним залоговым ценам.

Потери, превышающие нормы, возмещаются материально ответственными или виновными лицами по тем же ценам.

Учет завеса тары

При приемке некоторых товаров, упакованных в тару (фрукты в картонных коробках), невозможно точно определить чистую массу товара. В этом случае при приемке определяют массу брутто, а массу нетто получают расчетным путем вычитанием из массы брутто массы тары, указанной в документах поставщика. После освобождения таких товаров массу тары перевешивают, при этом фактическая масса тары может быть больше массы тары по маркировке вследствие впитывания товаров в тару.

Разница между фактической массой порожней тары и массой по трафарету называется завесом тары. Наличие завеса тары означает, что товаров продано меньше, чем оприходовано. Сумма завеса тары должна быть списана с материально ответственных лиц как излишне оприходованный товар.

В бухгалтерии ведут журнал регистрации товаров, требующих завеса тары (ф. № ТОРГ-7). Регистрация ведется на основании приходных документов. После взвешивания тары в книге делают отметку о завесе тары. Завес тары оформляется специальным актом (ф. № ТОРГ-6) не позднее 10 дней после освобождения тары, а из под влажной продукции немедленно после освобождения. На таре делают отметку с указанием даты и номера акта.

Акт составляется комиссией в составе руководителя предприятия, материально ответственного лица и незаинтересованного лица в одном экземпляре. Если масса тары превышает массу, указанную в сопроводительных документах поставщика, акт составляется в двух экземплярах. В дальнейшем на основании актов в книге записывают фактическую массу тары и величину завеса.

Учет завеса тары будет отличаться в зависимости от того, как торговая организация ведет учет товаров.

Пример.. В магазин поступила клубника свежая в картонных коробках. Цена 1 кг клубники составляет 158 руб. (в том числе НДС). По документам поступило 25 коробок по 12 кг клубники в каждой. На коробке указана масса брутто — 12,5 кг, масса нетто — 12 кг. Товар принимался по маркировке на коробках.

Масса брутто поступившего товара по документам и по маркировке составила 312,5 кг (12,5 кг x 25 коробок), масса нетто — 300 кг (12 кг x 25 коробок). После продажи клубники был произведен завес тары и выявлено, что вес порожней тары фактически составил 14,5 кг.

После продажи клубники составляется акт по форме ТОРГ-6

Фрагмент акта по форме ТОРГ-6

Поступило, масса Завес подлежит списанию
По документам Фактически Масса Цена, руб. коп. Сумма, руб. коп.
Брутто Тара Нетто Брутто Тара Нетто
312,5 12,5 312,5 14,5 133,9 267,8

На основании акта приемки и сопроводительных документов в учете сделаны записи:

дебет счета 41/2 кредит счета 60/1 "Поставщики товара" — 40 170 руб. — оприходован поступивший товар (133,9 руб. x 12 кг x 25 коробок);

дебет счета 19/4 "НДС по приобретенным товарам" кредит счета 60/1 — 7230 руб. — отражен НДС, предъявленный поставщиком в счете-фактуре (40 170 руб. x 18%).

Вес порожней тары фактически на 2 кг больше, чем по документам. Следовательно, товара продано на 2 кг (300 кг — 298 кг) меньше, чем оприходовано. Эта разность и называется завесом тары, которая подлежит списанию на расходы на продажу.

В учете делаются следующие записи:

дебет счета 94 кредит счета 41/2 — 267,8 руб. — отражена недостача товара (завес тары) в учетных (покупных) ценах (133,9 руб. x 2 кг);

дебет счета 44 кредит счета 94 — 267,8 руб. — недостача товара (завес тары) включена в расходы на продажу:



7.4 Порядок проведения инвентаризации

Для обеспечения достоверности данных бухгал­терского учета и бухгалтерской отчетности магазин обязан прово­дить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверя­ются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финан­совых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независи­мо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. В частности, необходимо инвен­таризировать:

ü основные средства;

ü нематериальные активы;

ü финансовые вложения;

ü производственные запасы;

ü готовую продукцию;

ü товары;

ü прочие запасы;

ü денежные средства;

ü прочие финансовые активы;

ü кредиторскую задолженность;

ü кредиты банков;

ü резервы.

Основными целями проведения инвентаризации являются:

ü выявление фактического наличия имущества;

ü сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

ü проверка полноты и обоснованности отражения в учете обяза­тельств.

В ходе инвентаризации необходимо не только пересчитать количество и общую стоимость имеющихся в наличии товарно-материальных ценно­стей и денежных средств, но и проверить правильность их оценки. При проведении инвентаризации также должны быть проверены правильность и обоснованность отражения в бухгалтерском учете финансовых обязательств организации, выявлена задолженность, погаше­ние которой маловероятно, а также долги, безнадежные к взысканию.

Инвентаризация может проводиться не только по инициативе само­го предприятия. Проведение инвентаризации налоговыми органами производится в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации иму­щества налогоплательщиков при налоговой проверке.

Должно­стные лица налоговых органов вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержа­нием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и террито­рии, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, только в рамках выездной налоговой проверки (см. также письмо Минфина России от 30.11.2011 № 03-02-07/1-411).

Общие правила проведения инвентаризации

На основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика и предъявлении служебных удо­стоверений должностными лицами налоговых органов, непосредственно проводящими выездную налоговую проверку, осуществляется их доступ на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика.

Порядок проведения инвентаризации при налоговой проверке идентичен порядку проведения инвентаризации самими предприяти­ями. Единственное существенное различие связано с определением перечня инвентаризируемых объектов:

ü проводится инвентаризация активов и обязательств организации. Это означает, что инвентаризации под­лежат все статьи баланса организации без исключения;

ü при налоговой проверке может проводиться инвентаризация только имущества организации, к которому относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество (за исклю­чением имущественных прав), работы и услуги, информация, результа­ты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.

Таким образом, в последнем случае формально не подлежат инвента­ризации имущественные права и обязательства организации. Однако в п. 1.3 Положения о порядке проведения инвентаризации речь идет о возможности и необходимости инвентаризации не только имущества, но и обязательств организации. То есть в данном случае подзаконный нормативный акт вступает в про­тиворечие с законодательством. Теоретически такое противоречие в су­дебном порядке может быть решено в пользу налогоплательщика. Однако налогоплательщик может выиграть такой спор исключительно по фор­мальным обстоятельствам, которые все равно не будут препятствовать проверке сотрудниками налоговых органов любых статей баланса органи­зации. Ведь у работников ФНС России вполне достаточно различных инструментов для проверки имущественных прав и обязательств налого­плательщика и без составления инвентаризационных описей.



Нормативно-правовые документы, регулирующие порядок проведения и учет результатов инвентаризации имущества и обязательств организации

1. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н.

3. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 г.

Service Temporarily Unavailable

№ 49.

4. Нормативные документы, регулирующие проведение инвентаризации имущества организации налоговыми органами.

Вопросам, связанным с необходимостью проведения инвента­ризации активов и обязательств организации, придается большое значение в нормативном регулировании бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Законодательство предоставляет организациям широкие воз­можности для использования инвентаризации в качестве действен­ного механизма регулирования и контроля порядка ведения бухгал­терского учета финансово-хозяйственной деятельности организа­ции в целях подготовки достоверной информации о ее финансовом положении в бухгалтерской отчетности.

Необходимость проведения инвентаризации подтверждается ст. 12 Закона о бухгалтерском учете:

«Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить ин­вентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверя­ются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда про­ведение инвентаризации обязательно».

Инвентаризация имущества и обязательств коммерческих орга­низаций является не только важным общехозяйственным меро­приятием, но и элементом учетной политики. Согласно п. 3 ст. 6 За­кона о бухгалтерском учете порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации утверждается при форми­ровании учетной политики.

Необходимо обратить особое внимание на это положение, так как во многих организациях (особенно в сфере малого бизнеса) инвентаризация либо вообще не проводится, либо проводится с нарушением установленных правил, когда формально заполняются инвентаризационные описи и составляются акты по данным реги­стров бухгалтерского учета (без проведения натуральной (вещест­венной) проверки).

Если бухгалтерская отчетность торговой организации в соответствии с законодательством должна в обяза­тельном порядке подтверждаться независимой аудиторской орга­низацией, то отсутствие документов о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств перед годовой бухгалтер­ской отчетностью может служить основанием для отказа в выдаче Положительного аудиторского заключения о представленной к ау­диторской проверке бухгалтерской отчетности даже при отсутствии серьезных нарушений законодательства, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Основной нормативной базой для проведения инвентаризации имущества и обязательств на сегодняшний момент являются, следующие законодательные акты:

1) ФЗ «О бухгалтерском учете», который включает в себя помимо общихположений о бухгалтерском учете, различного рода определений, основныетребования к ведению учета, оценке имущества и обязательств организации, нои рассматривает понятие «инвентаризация», определяет случаи, когда процедурапроведения инвентаризации является обязательной, а также порядокотображения выявленных в ходе проведения инвентаризации расхождениймежду фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета;

2) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерскойотчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г.№ 34н, которое определяет порядок организации и ведения бухгалтерскогоучета, составления и предоставления бухгалтерской отчетности,взаимоотношение организации с внешними потребителями бухгалтерскойинформации, рассматривает порядок оценки и проведения инвентаризацииимущества и обязательств организации;

3) Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Обутверждении унифицированных форм первичной учетной документации поучету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» — содержитформы первичной учетной документации оформляемых в ходе проведенияинвентаризации;

4) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовыхобязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 -устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовыхобязательств организации и оформления ее результатов, правила проведенияинвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств,порядок оформления результатов инвентаризации;

5) Приказ Минфина РФ и МНС РФ от 10 марта 1999 г. № 20н «Обутверждении положения о порядке проведения инвентаризации имуществаналогоплательщиков при налоговой проверке» — устанавливает порядокпроведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выезднойпроверке, правила проведения налоговой инвентаризации отдельных видовимущества и финансовых обязательств, порядок оформления результатовинвентаризации.

Вопросы для самоконтроля:

Какими нормативными документами регламентируется порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации?

Список основной литературы:

1. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет : Учбник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2014

2. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет Текст]: Учбник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013

3. Бухгалтерский учет : учебник / П.Г. Пономаренко ; под общей редакцией П.Г. Пономаренко. – Минск: Выш. шк., 2013. – 543 с.: Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=508823# — ZNANIUM.COM, по паролю. Гриф.

Список дополнительной литературы:

1. План счетов бухгалтерского учета : Официальный текст. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 128 с.: Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=395354 — ЭБС ZNANIUM.COM, по паролю.

25 положений по бухгалтерскому учёту . – М. :Эксмо, 2013.

3. 26 положений по бухгалтерскому учёту . – М. : Проспект, 2013.

4. Единый план счетов бухгалтерского учета . – М. : КНОРУС, 2012.

5. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».

Тема 2. Общие правила проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.

Подготовка к проведению инвентаризации имущества и обязательств организации.

1. Определение количества инвентаризаций имущества и обязательств организации в отчетном году, даты их проведения, перечня проверяемого имущества и обязательств.

2. Формирование постоянно действующей инвентаризационной комиссии, ее состав.

1. Определение количества инвентаризаций имущества и обязательств организации в отчетном году, даты их проведения, перечня проверяемого имущества и обязательств.

Любая инвентаризация имущества и обязательств проводится последующей стандартной и давно утверждённой схеме:

1. Формирование инвентаризационной комиссии.

2. Определение круга всех ответственных лиц и подготовка учетных документов в соответствии с утверждёнными образцами.

3. Непосредственно сама инвентаризация имущества и обязательств

4. Оформление всех первичных документов по результатам инвентаризации (учёт)

5. Отражение результатов инвентаризации имущества и финансовых обязательств на счетах бухгалтерского учета

Фактическое наличие всего, имеющегося у организации имущества при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, обмера, взвешивания и производятся все эти действия в обязательном порядке, при участии всех, ранее утверждённых, материально ответственных лиц.

Сама по себе, инвентаризация имущества и обязательств подразделяется по видам этого самого имущества и финансовых обязательств следующим образом:

инвентаризация основных средств предприятия;

инвентаризация нематериальных активов компании;

инвентаризация финансовых вложений организации;

инвентаризация товарно-материальных ценностей предприятия;

инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности;

инвентаризация расчетов организации;

инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов;

инвентаризация животных и молодняка животных, принадлежащих компании;

инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, а также оценочных резервов.

При подготовке к проведению инвентаризации имущества и обязательств, многие предпочитают использовать для документирования процесса готовые, утверждённые образцы типовых документов, договоров, актов, ведомостей, описей, и других видов, или составлять их в соответствии с такими образцами.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

o при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

o перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

o при смене материально ответственных лиц;

o при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

o в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

o при реорганизации или ликвидации организации;

o в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

o а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;

o б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм — за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

2. Формирование постоянно действующей инвентаризационной комиссии, ее состав.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

Состав инвентаризационной комиссии

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (п. 2.3 Методических указаний).

В состав инвентаризационной комиссии включаются:

— представители администрации организации;

— работники бухгалтерской службы;

— другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

Также в ее состав могут входить:

— представители службы внутреннего аудита организации;

— представители независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена утвержденной комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными (п. 2.3 Методических указаний).